Беседы на Символ веры: почему страдал Христос?

Мы с вами продолжаем изучение Символа Веры. Сейчас мы приступим к изучению четвертого члена Символа Веры. Слова «и распятого за ны при Понтийстем Пилате, и страдав?а, и погребена». ? сейчас мы поговорим о том, как действительно Господь, когда жил на этой земле, когда Он пострадал за нас, как Он страдал, за что Он пострадал, об этом мы сегодня с вами будем говорить.
Но прежде я хотел бы разобрать вопрос, который был на про?лом занятии, об образе рождения Господа на?его ?исуса Христа от Пречистой Девы Богородицы. Когда я сказал, что она родила естественным образом, как обычная женщина рождает, некоторых это неприятно удивило. Потому что мы привыкли слу?ать и за богослужением и в акафистах, что Божия Матерь родила Спасителя из боку. Поэтому я сегодня принес текст преподобного ?оанна Дамаскина, на основании этого текста я и основывался, когда говорил это утверждение. Потому что я уже тогда говорил, что если бы Спаситель родился не как обычный человек, тогда бы уже сам способ рождения, когда Господь при?ел на землю, Он же все освятил, когда стал человеком. ? если бы Он родился не так как мы, тогда и способ рождения был бы не освящен, не был бы спасен, и не был бы возведен в домостроительство. Потому что Господь его миновал. Господь миновал только грех, который находится в на?ей природе. Но всю на?у природу Он не миновал. Мы говорили, что святые отцы защищали полноту человеческой природы во Христе, Он был с умом, с ду?ею, с телом, что все было воспринято, для того, чтобы сохранить вот эту полноту бытия, которую воспринял на себя Сын Божий. Григорий Богослов полимизируя с Апполинарием, который говорил, что Христос воспринял на Себя человеческую природу без ума, сказал если Христос воспринял человеческую плоть без ума, тогда Он вообезьянился. Потому что и животные не имеют человеческого ума, тогда кого спасать Он приходил животных или человека? ? здесь сходная ситуация, поэтому Спаситель должен был родиться, так как и все рождаются. Должен был воспринять полностью весь образ на?ей жизни кроме греха. ? вот преподобный ?оанн Дамаскин в своей главе о родословии господа и Пресвятой Богородицы говорит следующее: «Подобно тому, как Тот, Который был зачат, соблюл зачав?ую девою, так и Родив?ийся сохранил девство ее неповрежденным. Один только пройдя через нее и сохранив ее неврежденную. Зачатие произо?ло, конечно же через слух, а рождение через обыкновенное место для выхода тех, которые рождаются, хотя некоторые и рассказывают баснословно, что Он был порожден через бок Богоматери. ?бо для Него и не невозможно было пройти через врата и не повредить печати их». Во первых он говорит, что Господь родился обычным образом. Второе, те, кто говорят, утверждая в догматическом плане, что Спаситель был рожден из боку это баснословие. ? мы говорим, что если мы встречаем в богослужении, то это поэтическая духовная метафора, которая выражает чистоту рождения на?его Спасителя.
Следующий момент, которого мы коснулись, это о девстве, ― если она родила, то, как осталась Девой? Почему и возник первый вопрос, девой она остается только в том случае, если Он рождается из боку. А если бы Он рождался естественным образом, то девой она не остается. Поэтому ?оанн Дамаскин и говорит здесь, в чем заключается собственно девство. ? можно ли родить и остаться девой после этого? ? вот он говорит следующее: «после родов Приснодева остается девой, никоем образом до смерти не вступив?ую в общение с мужем». Девство растлевается и разру?ается при общение с мужеским полом, когда мужчина и женщина сходятся. Если такого соития не произо?ло, то женщина остается девственной. Потому что, грубо говоря, если женщине делают кесарево сечение, что она дева после этого остается? Нет, потому что она зачитает от мужчины и девство разру?ается. Приснодева, все произо?ло от Духа Святого, все было чисто, богоподобно и свято, тогда вот в этом у нас никаких вопросов не должно возникать. Поэтому смущаться в принципе не стоит.
? сейчас я хотел бы зачитать текст святого апостола Петра, где набрасывается перед нами некоторый конспект на?ей с вами сегодня?ней беседы. О воплощении, страдании и спасении рода человеческого. Апостол Петр говорит следующее: «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу пострадал за грехи на?и, праведник за неправедников, быв умервщлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, со?ед проповедал, некогда непокорным, ожидав?им их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь ду? спаслись от воды. Так и нас ныне подобно сему образу крещения, неплотской нечистоты омытия, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением ?исуса Христа, Который вос?ед на небо пребывает одесную Бога. ? Которому покорились и ангелы, и власти, и силы. Это текст апостола Петра, он и выражает следующие слова Символа Веры ― «и распятого же за ны при понтийстем Пилате, и страдав?а, и погребена, и воскрев?его в третий день по писаниям, и вос?ед?его на небеса и седяща одесную Отца. ? паки грядущего со славою судити живых и мертвых Его же царствию не будет конца. Поэтому сколько сегодня успеем именно эти темы и разберем.
«Распятого же за ны при понтийстем Пилате». Что значит был распят? Это значит был пове?ен на кресте как злодей, как разбойник. Распятие производилось с пробиванием гвоздями рук и ног. ? человек умирал от уду?ья на кресте. ? эта смерть была самой ужасной. Почему Господь был распят и почему праведник пострадал за неправедных? Все дело в том, что распятие в древности было самой стра?ной казнью, в принципе и сегодня более ужасной казни сатана просто не придумал, для того чтобы мучить людей. ? потому Господь специально берет на Себя эту самую тяжелую казнь. Прежде всего эта казнь тяжела физически, потому что человек умирает вися на кресте от постепенного уду?ья, претерпевая многие скорби. Потом казнь эта есть серьезное моральное униежение для тех кто распинается, тем более для воплотив?егося Бога. Мы еще о смирении Бога поговорим. Страдает Он невинно для того чтобы взять на Себя все на?и грехи и всю на?у вину. Для того чтобы сказать потом, когда сатана станет вопро?ать Спасителя о том, почему Ты не отдае?ь мне эту ду?у она согре?ила и я властен над ней, тогда Господь скажет Я пострадал за нее, за все ее грехи я выстрадал. ? поэтому я имею право освободить ее от многих страданий, потому что эта ду?а обратилась ко Мне, уверовала в Меня и получает за это прощение многих грехов. Крест был в свое время самым позорным, как я уже говорил, мучительным и нижай?им способом исполнения смертной казни. Но господь, будучи Богочеловеком, страдая на кресте, Он освящает крест Своими страданиями, прославляет его и крест после этого становится не позором, а знамением христианства, знамением христиан и становится он не позором, а славой. ? поэтому сегодня христиане тоже должны помнить об этом, что крестное знамение и Крест сам Господень, который мы почитаем это не есть позор, которого надо стыдиться, а это слава Христова. Поэтому как почитание креста, так и крестное знамение, носимое нами на улице или где-то среди людей в обществе должны нами твориться именно как ощущение, что это слава христова. ? мы не должны никого смущаться. Потому что мир, который нас окружает, это мирское самосознание на нас давит так, что мы считаем, что мы в этом мире являемся ли?ними. На самом деле Бог есть Творец всего мира, и мы есть чада Божии, и хозяевами этого мира являются христиане. ? мы имеем пред Богом полное право считать себя хозяевами в этом мире. Не хозяевами этого мира, как такового с его законами, с его понятиями, потому что это царство сатаны, царствование лукавого, это его культура, культура греха. А мы говорим о творении Божием, о планете Земля на которой мы живем, это все на?е, это нам дал Господь, мы Его чада и мы не должны этого стыдиться, сознавая свое избранничество Богом, для того чтобы служить Ему, проповедовать о Его великих чудесах.
Господь Своей крестной смертью избавляет нас от греха, проклятия и смерти. Это избавление Он дарует как всему человечеству сразу, так и каждому человеку в отдельности. Всему человечеству это говорит о том, что от Адама и до последнего человека живущего на земле, включая антихриста, который придет он ведь тоже будет человек, и включая ?уду, который предал Его, Господь за всех пострадал. Господь искупил на кресте грехи всякого человека, и не было такой ду?и на земле, и нет и уже, не будет, за которого не пролилась бы кровь на?его Спасителя ?исуса Христа. Господь пострадал лично за каждого из нас, и за всех нас вместе, для того чтобы искупить нас от греха и смерти. Он умирает и страдает за нас, праведник за не праведных. Он выстрадал на?и грехи и был осужден за них. У пророка ?саии в 53 главе, на Евангелии от Марка мы зачитывали эту главу. Сейчас я вкратце прочитаю одну выдержку из нее, где пророк говорит, что будет со Спасителем. ? говорит главную идею, почему именно Бог страдал, почему это все произо?ло, почему было распятие, почему смерть, разве не возможно было спасти без всего этого, ведь Богу же все возможно, Он ведь может просто взять и спасти человека. Но Он этого не делает, потому что здесь много духовных заповедей и утверждений, соблюдая которые Бог до сего дня долготерпит гре?ников и праведников и всех их вместе видит. ? не ме?ает гре?нику убивать праведника, праведнику падать согре?ать. Господь все это долготерпит по своему удивительному великому промыслу. ? даль?е мы все об этом скажем, почему Господи не сотворил все именно так, как Он мог бы сделать, но именно избрал такой путь страдания, крестных страстей для спасения рода человеческого. ? вот пророк ?саия говорит: «Он взял на себя на?и немощи и понес на?и болезни, наказание мира на?его было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Господь возложил на Него грехи всех нас, Он истязуем был и страдал добровольно, за преступление народа моего претерпел казнь». Вот пророк конкретно раскрывает смысл воплощения Спасителя на землю, смысл крестных страданий. То Он был мучим за на?и грехи, за на?и беззакония, понес все на?и болезни, выстрадал Сам в Себе на кресте глубину богооставленности. Потому что или или лима савахвани ― Боже мой, Боже мой, зачем Ты оставил меня. Господь в Своей ду?е испил ча?у за всех нас сразу, за одно мгновение. Вся богооставленность человеческого рода от Адама до последнего человека, вся богооставленность лично каждого из нас и всего человечества вместе. Все на?и наказания, мучения совести все это Он Сам в Себе «испивает», исцеляет и претерпевает за всех нас. По человеческой природе Бог, соделав?ись человеком делает такое святое дело и принимает в Себя все страдания за на?и грехи, кроме греха. ? поэтому, когда люди спра?ивают почему все так произо?ло мы должны об этом точно помнить, что Господь умер за нас, чтобы дать нам потом возможность прийти к Нему, и полностью благодаря, вот есть у нас такое учение, о том что делом Христовым, Кровью Его мы искуплены от греха и от смерти. Мы приходим к Богу, и Господь нам что говорит? Верующему прощаются грехи. Человек приходит в Церковь, принимает крещение, и ему прощаются все грехи. Вообще все, какие он сделал. Ему прощается и он даже не несет за них никаких наказаний, если ведет благочестивую жизнь, если по слову апостола Петра не возвращается как пес на свою блевотину. Если он снова не идет гре?ить, то Господь избавляет его от всех прегре?ений, не миную конечно некоторых иску?ений, которые по промыслу нужно каждому из нас претерпеть. А так человек полностью получает очищение, потому что Господь за него уже выстрадал. Господь взял вину за все человечество на себя и Он имеет это право Сам в Себе, каждому человеку предоставить, потому что Он за нас это все выстрадал.
Поминание что распятого же за нас при понтийстем Пилате говорит о том, что Господь жил в конкретное историческое время, в которое был прокуратором ?удеи Понтий Пилат. Понтий Пилат был прокуратором с 20-го по 36-й го на?ей эры. У ученых мифологической ?колы было такое мнение, что ?исус это миф, что ?исуса не было. Нами недавно издан диск отца Геннадия Фаста 14 лекций о Христе. Сегодня образцы вам покажу. ? вот так есть подобная информация, где говорится что Христос как историческая личность раскрывается. ? поэтому там эти мифологические ?колы раскрываются более подробно. Скажу только о том, что мифологисты они говорили, что ?исуса Христа не существовало. Основывались же они на том, что про Понтия Пилата не осталось никаких свидетельств достоверных. А потом были открыты данные все современные в археологии иПонтий Пилат сегодня уже не просто… Они считали… Понтий Пилат он у Тацида или Плиния Млад?его упоминается как прокуратор в письмах к императору Траяну. Но они считали, что это интерполяция, поздней?ая вставка христиан, что они сами дописали все это и выпустили в свет и явили миру доказательство существования Понтия Пилата. Но в 20 веке были проведены археологические раскопки, были найдены надписи и документы свидетельствовав?ие о том ,что в такое-то время Понтий Пилат был действительно прокуратором ?удеи. Только он был правителем еще какой-то сирийской провинции. То есть его личность исторически явно засвидетельствована. ? поэтому Церковь она… в древности ведь никто… знаете как сегодня такие разные теории приводят… концепция истории новей?ей сегодня, которая говорит, что ледового побоища не было, Петра Первого не было, Куликовской битвы не было. Такое они все говорят, что Нерон жил фактически вчера. Они осуемудрились в таких помы?лениях. В древности глупцов не было и никто даже подумать не мог, что Понтия Пилата не было, Христа не было. Это просто дико было людям, никто не мог сказать, что не было Платона, никто об этом не говорит, хотя о Платоне осталось мень?е свидетельств, чем об ?исусе Христе, никто не говорит, что не было Геродота. Всем выгодно сказать, что Христа не было, потому что Христос сказал заповедь, Он эту заповедь подтвердил делом, Он был распят на кресте и Он фактически поставил человека перед выбором. Если до Христа у человека не было выбора, потому что все были под грехом, говорит апостол Павел. Не было выбора у людей, просто все были ведены на заклание, были ведены ко греху и человек еще не знал истины и правды. А когда при?ел Христос Спаситель, когда Евангелие проповедано по всей земле, человек поставлен перед выбором, либо служить Богу, либо нет. Либо принимать Христа, либо нет. ? поэтому людям, которые не хотят принимать Христа Христос ли?ний. ? поэтому вот сегодня?няя демократия на западе, это что такое? Это вот попытка создать гуманную философию без Христа. Взять все истины Христианства любить ближнего, творить добро, но без Христа. Ну к чему все это приведет мы с вами видим. Сегодня это все как раз в связи с последними событиями и вскрывается.
Указание на Понтия Пилата, кроме историчности еще показывает на то, что исполнилось пророчество патриарха ?акова, что «не отойдет скипетр от ?уды и законодатель от чресл его, доколе не придет примиритель и ему покорность народов». «отойдет скипетр от ?уды» это древнее пророчество, древнее верование патриарха ?акова, что Спаситель придет именно тогда, когда иудеи потеряют своего царя, когда у них не будет своего царя. А когда был прокуратором Понтий Пилат это что такое, это наместник, это надсмотрщик за какой-то римской территорией, римской провинцией. Там был царь ирод, который уже был идумеянин, но в принципе какой бы там царь не был Церковь упоминает именно Понтия Пилата, который показывает, что ?удея уже была в составе римской империи. У нее уже не было своего царя. Она уже во?ла в состав другого государства и потеряла свою самостоятельность. ? пророчество сбылось и следовательно это есть время, когда придет Примиритель, именно Спаситель, именно Христос. Это очень важно.
? третье это косвенное, можно сказать моральное упоминание о человеческой свободе. Потому что Понтий Пилат, когда был на судилище он сказал про ?исуса Христа, какое же зло сделал Он? Давайте я дам ему палок и отпущу. Потому что ничего серьезного (достойного смерти) Он не сделал. А палок, сорок палок могли прописать просто за какое-то возмущение, просто кто-то на тебя мог накинуться где-то на базаре ни за что, но буде?ь виноват. Ты хотя ничего не украл, просто лицо твое не понравилось кому-то, возьмут тебя в полицейский отдел, пропи?ут тебе палок. ? ты буде?ь избит и буде?ь счастлив, что тебя еще не казнили за это. ? вот он говорит, давайте я Его накажу и отпущу. ?удеи сказали «распни, распни Его. Кровь Его на нас и на детях на?их». Тогда Пилат сказал, я отдаю Его в ва?и руки, и вы Его судите сами. Они сказали, у нас нет царя кроме Кесаря. ? тогда Пилат слу?ает волю народа отдает Спасителя на распятие, тем самым он как бы отбросив правду, ради человекоугодия, ради своих политических выгод делает этот ?аг и поэтому праведник, Бог по плоти распинается и умерщвляется. После этого у Пилата с ?родом Антипой даже отно?ения сложились. Они не могли одеяло поделить, все у них были какие-то склоки и распри. Они все делили власть между собою. В общем не особо были дружными. Но после этого они подружились, после распятия ?исуса Христа. Даже ездили друг к другу в гости и стали общаться. Поэтому человеческой свободе после при?ествия ?исуса Христа выбор он просто не минуем. Человек должен сказать, либо я со Христом, либо я без Христа.
Слово «Страдав?ем». Действительно Господь на? пострадал на Кресте. На про?лом занятии мы изучали ереси, такие как докетизм, монофизитство. Они как раз говорят о том, что у Бога не было человеческой природы, была только видимость этой человеческой природы, соответственно Он не страдал. Если Он не страдал, значит Он не испил ча?у на?его страдания. Значит, Он за нас не выстрадал на?их наказаний и болезней, и наказания за грех. Соответственно Он не может нас спасти. Все спасение в этом вопросе разру?ается и становится опрофаненным и пустым. ? поэтому святые отцы ревностно защищали Церковь от этих заблуждений и ересей. ? эта вставка была специально была сделана, чтобы люди знали, что Христос действительно страдал на Кресте по человеческой Своей природе. Потому что Бог Он не может страдать по Божеству. Божество Оно бесстрастно. Но личность Бога ?исуса Христа, Который стал человеком посредством плоти Он принимает в Себя страдание. Как мы с вами говорили об учении Климента Александрийского, где он говорит, что ду?а человеческая приобретает добродетели посредством тела. Без тела человек не может приобрести добродетели. Вот просто ду?ой нельзя и плоды молитвы получить. Потому что как говорят святые отцы плод молитвы заключается в чем, в утомлении тела и умилении сердца. Человек это полноценная субстанция дух, ду?а и тело в единстве, в нераздельности. ? поэтому если человек, хочет минуя тело, минуя какие-то телесные упражнения приобрести святость, приобрести спасение, приобрести добродетели, то он заблуждается, этого произвести не возможно. Этим самым нам и Господь показывает, что посредством плоти можно и Богу приобщиться страданиям человеческим, воплотиться и стать человеком. Потому что посредством тела Он жил здесь ку?ал, питался. Общался, разговаривал, плакал, скорбел (помним о воскресении Лазаря, что Господь даже прослезился, потому что любил Лазаря). Это все как раз воспринимается посредством тела. Еще на этом мы заостряем внимание потому, что многие говорили, что Бог не может страдать. Да, Бог и не страдал по Божеству. Божество Оно не страждет. Бог страдал по Своей человеческой природе. ?менно поэтому мы и говорим, что Он страдал.
Погребен. Христос как истинно пострадал, так и истинно умер. Погребен в известном месте. После того, как Господа на?его ?исуса Христа по разре?ению Понтия Пилата ?осиф Аримафейский снял с креста, он положил Его во гробе. В новом гробе, который он сделал для себя, гроб был новый в нем еще никто не лежал. Есть пророчество у пророка ?саии в 53 главе, что «Он был погребен у богатого». Он был сначала к злодеям причтен, но погребен все равно у богатого. Господь был похоронен в новом гробе у ?осифа Аримафейского и это была конкретная определенная гробница. Где ныне сейчас стоит храм православный. Потому что если бы просто сказали, как Моисей Он умер, и никто не знает, где Он похоронен. Почему, потому что Господь специально так сделал, чтобы иудеи потом не поклонялись его мощам. Чтобы не сделали из него идола, потому что Моисей был в великом авторитете в еврейском народе. ? поэтому могилу его никто не знает до сих пор. Но так как ?исус Христос воскрес и создан был для поклонения(ТАК НЕЛЬЗЯ ГОВОР?ТЬ), потому что это Бог, поэтому гробница Его должна быть известна. ? все Его смерть, Его гробница должны быть местом святыни и местом поклонения. ? поэтому мы сегодня конкретно знаем где был Господь погребен и как Он был погребен. Евангелие оно говорит нам о том, что Господа, в связи с тем, что уже была суббота (пятница), и ничего уже нельзя было купить, Его наскоро завернули в саван, намастили маслом и положили. А потом уже в воскресение рано утром они при?ли помазать Его, провести полную подготовку покойника к погребению. Разные масти, благовония, ароматы приносились, и тело покойника умащалось. ? вот Спаситель был завернут в саван, погребен и свидетельством этого является сегодня Туринская плащаница. Замечательный сегодня документальный фильм показывался по телевизору, он идет около часа и там подробно рассказывается о плащанице, о влиянии плащаницы даже на иконографию. Потому что плащаница она боль?ая была сама по себе несколько метров в длину, а мы знаем, что у нас был Нерукотворный образ Спасителя, он показывается нам на иконах как одна голова. Но так как плат хранился все время свернутый, то на нем было изображение только одного лица. ? как только этот плат стал известен в иконографии стали появляться лики с как бы некоторой челкой на верху лба. В древности челки не было, но после того как Туринская плащаница стала известна и она была открыта, в иконографии стала появляться челка у Спасителя на верху лба, такие как бы три волосинки. Почему? Потому что на Туринской плащанице на верху лба есть три такие полоски, которые могли расценить как волосы. На самом деле ученые сегодня доказали, что это были прорезы от тернового венца. Но они смотрятся как некоторый такой чуб неболь?ой, он как бы выпирает из под основного волосяного покрова. ? конечно сегодня мы 100% сказать не можем имперически, научно. Но духовно мы конкретно можем сказать, что Туринсткая плащаница это есть тот плат Спасителя. Потому что более совпадений которые в рассказе о страдании и распятии, о похоронах, чем на плащанице точнее найти не возможно. Даже вот говорят, что в Риме есть, остались стопы ?исуса Христа, когда Он явился апостолу Петру, их сравнили отпечатки со следами на Туринской плащанице и они совпали. Тоже очень удивительно. Поэтому для нас такое свидетельство есть. ? третий момент это Тело Господа было во гробе, а ду?а была во аде. ? как апостол Петр говорил, что Господь находящимся в темнице духам, со?ед проповедовал. вот об этом мы сейчас с вами и поговорим. Апостол Петр говорит следующее: «ибо для того и мертвым проповедано было, чтобы они подверг?ись суду по человеку плотию, жили по Богу духом». Господь действительно сходил во ад, и мы с вами учение об аде сейчас рассмотрим. Но после того как мы рассмотрим учение о Воскресении.
«? Воскрес?его в третий день по Писаниям». Учение о Воскресение это сердце православной веры, сердце христианской религии. ? если, как говорит апостол Павел нет воскресения мертвых, тогда и вера на?а тщетна, и тогда все вообще зря, потому, что воскресение явилось доказательством и свидетельством того, что действительно Господь страдал, воскрес. ? воскресением Он как бы поставил последнюю печать в деле Своего подвига, чтобы показать к чему Он нас ведет. Что будет действительно воскресение тел. ? вот некоторые из коринфских христиан говорили, что нет воскресения мертвых. ? апостол Павел им отвечает, он говорит так: «для чего же вы тогда креститесь для мертвых», потому, что было такое поверье, что если ты покрести?ься за умер?его предка, то ему тоже простятся грехи. Вот он тоже говорит, если нет воскресения мертвых, зачем вы креститесь для мертвых. Хотя это тоже плохо и потом этот обычай был искоренен в Церкви, это было запрещено. Но тем не менее. ? даль?е он говорит более подробно: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес то и проповедь на?а тщетна, тщетна и вера ва?а. Вы еще во грехаха ва?их, потому и умер?ие во Христе погибли. Если мы только в этой жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков». Потому что такой высоты нравственное учение если оно не будет завер?аться в Царствии Небесном, то действительно становится пустым. Потому что добродетель она должна всегда укореняться в Боге. ? у нас с вами в духовной жизни, Православная Церковь учит так всегда, чтобы ты не делал ты всегда должен знать, что от Бога все это происходит. У нас Церковь Богоцентрична, у нас во всяком богослужении, во всяком обряде, во всяком добродетельном делании стоит Христос в центре как источник и податель этого блага. Потому что если человек говорит, что я могу и без Христа это сделать, то тогда его просто объявляют безбожником, потому что это так и есть. Мы ничего без Бога в этой жизни делать не можем.
Пророчества о воскресении ?исуса Христа следующие. Пророк Давид говорит: «Ты не остави?и ду?и моей во аде, и не да?ь святому Твоему увидеть истление». Прообразовательное свидетельство это свидетельство пророка ?оны, когда он был три дня во чреве боль?ой рыбы. ? Сам Спаситель говорил, что не будет вам другого знамения, кроме знамения пророка ?оны. Боль?ая рыба специально говорю потому, что в русском переводе сказано, что был во чреве кита, но в подлиннике сказано боль?ая рыба и это боль?е соответствует правде, потому что кит не может проглотить человека сам по себе, у него такое устройство что он может питаться только планктоном. А сегодня мы знаем, что есть много существ и много рыб, которые еще неизведанны и неизвестны науке, которые очень боль?ие, и которые сегодня существуют в глубинах морских. Ученые признают, что океан сегодня исследован только на 5 процентов, представляете. Что такое 5 процентов для океана, ничего. ? поэтому мы даже не можем знать, какая рыба действительно проглотила пророка ?ону, потому что трудно сказать. Но в любом случае, он мог находиться у нее три дня во чреве и остаться живым. ? вот Господь говорит, что это есть тоже знамение Моего Воскресения. Потом о Своем воскресение Сам Господь на? ?исус Христос много раз говорил, подготавливая Своих учеников, апостолов к тому, что это действительно произойдет. ? уже потом когда Он воскрес, сами апостолы проповедовали и свидетельствовали истину воскресения. ? гроб был пустой и соответственно охрана, которая была получили взятку и так получилось, что когда они при?ли и раввинам рассказали о том, что случилось на самом деле: был гром, камни расселись и ангел со?ел с неба, гробница открылась и вообще Христос воскрес и Его нет там. Они дали денег и сказали: ― вы не говорите никому. Вы скажите, что ученики при?ли и пока мы спали, забрали, а если у вас будут какие-то проблемы с начальством, то мы их ре?им. Вам ничего не будет. Вот это лукавство и лицемерие, вот этот выбор человеческий. Нам нужна праведность, но без Христа. Они готовы явно… Никто из них не по?ел исследовать, было ли воскресение или не было. Они просто это дело загладили, дали взятку и все. Это еще раз показывает, что воскресение ?исуса Христа оно действительно было. Оно было в пророчествах известно заранее, и оно реально осуществилось.
Что значит воскресение Христово? Это когда Господь Сам Своей Божественной силой воскресил Самого Себя. Почему он первенец из мертвых? Потому что все кто были воскре?ены, пророк ?лия воскресил, потом другие случаи воскресения были, и Сам Господь воскре?ал и Лазаря и сына наинской вдовы, но это те люди, которых воскресил Сам Господь и они были воскре?ены по молитве. ? преподобный Сергий воскре?ал мертвых, знаете, да. Все это было. А Господь воскресил Самого Себя. Почему называется первенец из мертвых, потому что Он Сам Себя взял и воскресил, силой Своего Божества. Это тоже для нас очень важно. Потому что Господь когда со?ел во ад, сейчас мы с вами об этом будем говорить, Он показал, что смерть отныне уже не имеет над нами никакой власти. Христос полностью поразил и победил смерть и стал ее господином и хозяином.
Потом следующий пункт свидетельствует о то, что мы с вами воскреснем в на?их же телах. Тела будут на?и обновленные, но те же самые. Как мы по Священному Писанию видели, что когда ученики после воскресения беседовали со Спасителем, они Его не узнавали, но в то же время это было Его тело, но оно было преображенное. ? в то же время его можно было как-то опознать, сравнительно с тем какое было. Потому что некоторые говорят, что люди воскреснут совсем в новом теле, инвалиды и люди с физическими недостатками, как вот он воскреснет в этом теле? Но тело-то будет у человека новое. Оно тоже самое, но оно будет воскрес?ее, оно будет новое. А что это значит, это значит, что тело будет полноценным, совер?енным и будет оно воскрес?им, для того, чтобы быть в духовной жизни постоянно. ? все изъяны, которые были, например, человек потерял руку, еще там что-то потерял в жизни, это же не значит, что он это потерял и в вечности. Что он там будет без руки. Господь говорит о том, что тела будут новые, и соответственно человек воскреснет в теле в своем. Потому что в каком теле человек гре?ил, в таком и наказание принимать будет. ? в каком теле человек смирялся, страдал, трудился, добывал добродетели, в таком он, и царствовать будет, радоваться. Потому что не возможно человеку, который принял, трудился, приучал свою плоть, смирял, насыщал ее благодатью Святого Духа, потом получить совсем другое тело, чужое. Потому что не возможно так, потому что человек это единство природы ― дух, ду?а и тело. Единое существо. Не возможно его разделить. Поэтому смерть, разделение временное, оно для нас есть что? Есть зло. Что не естественно для на?ей природы. ? поэтому оно было послано для некоторого вразумления, для наказания нас гре?ников, для того чтобы пресечь беззаконие. ? Господь, конечно, все по промыслу Своему все утроил. Вот как раз телесное воскресение мертвых и было основным камнем преткновения в проповеди евангельской, когда греки, да и другие народности, они не понимали зачем нужно воскресать в теле. Мы просто переходим в страну теней, просто переходим в загробную жизнь и там хоро?о. Недавно фильм «Гладиатор» если видели. ? там такие тенденции языческого представления о жизни за гробом, они как раз в фильме ярко проявились, когда он умирает, открывает дверь в страну теней, идет, а там его жена, сын, погиб?ие, поля его, луга. Обычный такой материальный рай, где он будет жить, находиться с ними. Речь о воскресении в язычестве она не нужна. Потому что языческая ментальность, религиозные представления они обходятся без воскресения, потому что они считают, что жизнь настоящая действительно происходит за гробом, и жизнь, которой человек живет в этой жизни, она является суетной, временной и не нужной. А христианство говорит об обратном, что жизнь на этой земле это один из самых основных отрезков в жизни человека, что хоть и есть Царствие Небесное, но, тем не менее, для того, чтобы попасть в Царствие Небесное, человек должен в этой жизни сформироваться, подготовить себя, там создать семью, родить детей или в монахи пойти, в общем каждый должен избрать свой путь и двигаться в стяжании добродетелей. ? тем способом, который Господь каждому определил и нельзя пренебрегать этой жизнью, она нам на то, и дана, чтобы достигнуть какой-то степени духовной жизни. ? поэтому апостол Павел усиленно проповедовал воскресение мертвых, и потом Святая Церковь и против ереси защищала воскресение мертвых. Потому что телесное воскресение, оно, в принципе, и до сих пор не дает покоя многим. Как это будет, а зачем это будет? ? в принципе оно некоторыми осуждается до сих пор. ? поэтому есть как некоторая лакмусовая бумажка, если человек не принимает воскресение мертвых, то можно смело сказать, что он не верующий. Потому, что когда сам я вот лекцию читал в некоторых ?колах: говори?ь о Боге, замечательно, о заповедях, прекрасно, говори?ь о воскресении мертвых, начинают хохотать. Сразу понимае?ь вот в чем собственно и дело, в чем болезнь у людей ― не верующие просто. Они так просто послу?али о Боге, какие-то лекции, что-то интересное, какой-то семинар провели, ну хоро?о. Даль?е по?ли курить, пить и заниматься остальным непотребством, потому что воскресение ― ха-ха-хи-хи. ? это все вот так вот сказки. На самом деле это действительно очень все серьезно и поэтому мы и тело свое должны в этой жизни беречь, в смысле не растлевать его грехом. Для того, чтобы оно с нами потом тоже в Царствии Небесном было конечно духовным и очищенным. ? соответственно воскресение еще есть и духовное ― это жизнь по духу. Господь говорит: «верующий в Меня на суд не приходит, но переходит от смерти в жизнь». Что это значит? Это значит, что человек посредством духовной жизни уже сегодня, посредством веры, мы говорили с вами о вере в начале, он уже как бы находится в Царствии Божием. Царство Божие как бы находится внутри нас. Мы сегодня можем спокойно, исполняя заповеди, молясь Богу, молясь святым испытывать благодать Святого Духа и иметь преображенное состояние. Яркий пример это на?и святые преподобные отцы, которые уже здесь на земле фактически были обожены, уже достигли цели христианской жизни, были соединены с Богом и были просто полноценно освящены. ? поэтому жизнь по духу, по заповедям, жизнь по церковным установлениям традиционным, которые в Церкви были изначально. Это как раз есть начало воскресения. Человек начинает к этому привыкать именно здесь.
Сейчас со?ествие во ад. Что такое ад мы с вами говорили в ведении к книге Еклезиаста, о том представлении, какое было в Ветхом Завете. Сейчас мы говорим о со?ествии ?исуса Христа во ад, это как раз есть ветхозаветное представление о том, что было с людьми, которые были в аду, находились, что такое ад? ? вот вкратце: это страна теней, место, где действительно нет ни Бога, нет ни молитвы, ни памяти, ни беседы, ничего. Некоторая такая абстракция, некоторое такое сонное состояние, где человек сам себя как бы и не чувствует. Поэтому мы специально на «Еклезиасте» разобрали эту тему, чтобы понять, почему Еклезиаст говорил о том, что дух человека восходит ли в вверх, а дух животных нисходит ли вниз. Все темы затрагивались, желающие могут обратиться к на?ему введению. А мы говорим о том, что Спаситель действительно, пока тело находилось во гробе, Он сходит во ад, для того, чтобы «проповедовать пленным освобождение» тем кто там находился. По учению святой православной Церкви, прежде чем Спаситель во?ел в преисподнюю и сокру?ил сатану, туда сначала сниз?ел ?оанн Предтеча Господень. Как он предтечей был на земле, проповедовал о том, что мы должны с вами исправить сердца двоеду?ные, что холм всякий да понизится, а дол всякий да повысится потому, что идет Господь. ? так же он после своей смерти сойдя во ад проповедовал, говорил о том, что время близок, что Спаситель уже при?ел и спасение скоро совер?ится. ? он их подготовил. ? после того Господь сходит во ад, сокру?ает как говорил святитель Кирилл Александрийский, его видит привратник бес и думает, что вот еще одна ду?а праведника спустилась в на?и руки сейчас мы поживимся, но здесь оказалось не то, спускается Бог, в образе ду?и человеческой, как раз один из святых отцов говорит о том, что Господь спускаясь ду?ою, был видим в аду всем кто там находился как ду?а человеческая. Он не был видим там каким-то другим образом, был именно видим как ду?а, и соответственно Он подходит и сокру?ает врата адовы, связывает сатану на тысячу лет, как у нас сказано в Священном Апокалипсисе, что сатана скован на тысячу лет и с этого времени начинается царство Христа или Его Церкви. ? поэтому Он сковывает сатану и освобождает праведников, но перед тем Он им благовествует, поэтому три дня Господь был во гробе, мы сейчас еще будем об этом подробно говорить. К примеру, один из святых отцов говорит, почему три дня, потому что мертвые, которые находились, представляете, сколько их там было человек за 5 тысяч лет. ? все нужно было благовестить и те кто действительно жил и ждал Мессию и те кто был готов исправиться и был готов принять они вмести с Ним были выведены из ада, и были спасены. ? уже только после того как Господь проповедовал, Он воскресает. Потому что Он сделал освобождение и Своим воскресением тех, кого Он уже вывел из ада, Он как бы ставит последнюю печать и подтверждает им, что действительно воскресение тел будет, вот смотрите, Я как бы делаю дело Свое, которое делаю ради ва?его спасения, делаю его до конца. ? Он воскресает Сам.
Вот еще следующий вопрос: Господь вывел из ада людей до или после Своего воскресения тела. Нужно думать, что до. Потому что Господь после Своего воскресения уже сразу начал являться, и Он уже начал являться где? ?менно здесь, Он уже вы?ел из ада. Он уже начал являться апостолам, проповедовать и в течении 40 дней Он являлся и находился рядом с ними. Поэтому из?ествие из ада было Господом осуществлено до Его воскресения. Хотя точно сказать это и не возможно. Только вот рассуждения, потому что даже сказать точно, что такое ад, вот даже сегодня, мы не имеем 100% возможности. Потому что разные видения, переживания, прозрения святых отцов они все свидетельствую о разном. ? сейчас мы с вами об этом тоже немножко поговорим.
Господь воскрес в третий день по Писаниям. Что значит в третий день по Писаниям? Это значит что, трехдневность Его воскресения была пророками предвозвещенна и Он должен был воскреснуть в третий день потому, что об этом Он и Сам говорил, и об этот говорили древней?ие писания Ветхого Завета. «Он предал ду?у Свою на смерть и к злодеям причтен был тогда как Он понес на себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (?с. 53,…). Это пророк ?саия в 53 главе он говорит о образе Его смерти, как все было. Далее он же говорит: «Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого» – это все в деталях, 53 глава она прям как будто ты ее читае?ь и, как говорит действительно отец Геннадий, такое ощущение, что пророк ?саия при Кресте стоял в это время. Вот прямо все один в один. Это было, пророк ?саия жил 8 век до рождества Христова, представляете эти пророчества, которые были произнесены, это просто не поддается выражению человеческой мысли – как эти пророчества могли быть произнесены за столько времени. ? такое их реалистичное осуществление в жизни потом на?его Спасителя. «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?». Это как раз, что Господь нас полностью искупает от смерти, что Он сокру?ает врата адова, и ад уже не имеет над нами уже никакой власти. «Ты не остави?и ду?и моея во аде и не да?ь святому Твоему увидеть тление», то что действительно Господь вывел все из ада и Сам был не подвержен тлению и нахождению во аде как узник. «Господи, Ты вывел из ада ду?у мою», – говорит пророк Давид, – «и оживил меня, чтобы я не со?ел живым в могилу. Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни». ? «как ?она во чреве был три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи». ? так как я уже сказал, что трое суток прежде всего это по Писаниям и для того, чтобы Господь установил прежде всего время для проповеди в аду, второе для того, чтобы установился факт Его смерти, как Он при?ел воскре?ать Лазаря, был уже четвертый день, уже смердел. ? поэтому находиться три дня во гробе Он должен был обязательно для того чтобы факт Его смерти был констатирован всеми. Если бы Он к примеру умер на кресте и тут же ожил, никто бы не сказал, что это смерть. Потому что должна была произойти констатация смерти и после нее человек еще какое-то время должен быть мертвым. Для того, чтобы смерть полностью подтвердилась, потому что многие люди еще и оживают. ? поэтому нужно было это время. Так же время три дня, чтобы соблюсти похоронные мероприятия какие-то время оплакивания, ну все как положено, как все должно было быть. ? соответственно следующий вопрос связанный с тем, почему трое суток сказано, но мы же знаем, что Господь не был в аде трое суток. Вот эти противоречия мы с вами и разберем. Первое понятие трое суток, прежде всего Господ сам не говорит, что Я буду в аде во чреве земли трое суток, Он этого не говорит, но три дня и три ночи, не было полноценных суток. ? поэтому первое толкование этого места, на Евангелии от Марка мы его уже с вами разбирали, но вкратце еще повторюсь, что это не полные дни. Вот получается сама пятница день распятия это уже день. Потом когда наступила ночь это уже получается пятница ночь. ? потом когда тьма до часа девятого когда закончилась, продолжилась пятница, опять был же еще день, получается второй день и опять ночь. А потом суббота и получается три дня. Это теория как бы не полных дней. Потом утверждение о том, что Господь говорит «? в третий день воскресну». В третий значит на третий, в начале третьего дня. Получается пятница день после распятия, суббота полностью и уже в воскресенье рано утром Он воскресает в третий день. ? если еще посчитать так, что это когда в пятницу получается один день, в субботу второй, и воскресная ночь получается в третий. Это по определению блаженного ?еронима, когда он говорит: «Когда мы говорим в третий день, говорится о том, что часть выдается за целое». Мы к примеру говорим, да все люди делают так, кто все ну один, ну два, а мы говорим все люди делают так. Особенно когда грехи свои оправдываем говорим, что все так делают. Это как раз блаженный ?ероним говорит есть риторическая такое выражение как синекдоха, это когда часть выдается за целое. ? поэтому здесь тоже было такое употребление и здесь не нужно иметь в виду такое придирчивость, что вот Господь умер, и ровно через 72 часа Он должен воскреснуть. Этого конечно же не было. В третий день. ? Господь как сделал Свое дело спасения, вывел гре?ников, Он воскрес рано по утру, именно когда было угодно Его святой воле. После Своего воскресения Господь является Своим ученикам как я уже говорил в новом теле, которое сохранило и раны, и Он мог вку?ать пищу и вино. Промыслительно всегда отсутствовал апостол Фома, который потом ре?ил приехать вложить персты в язвы гвоздинныя. ? соответственно Господь в течении 40 дней являлся ученикам, наставлял их и учил Царствию Божию. Говорил о тайнах Царствия Божия, которые и раскрыты в Церкви православной. Сегодня люди говорят, особенно протестанствующие и другие люди, которые не признают церковного Предания, они говорят о том, что вот есть Священное Писание и довольно. Это не правда. А вот в течении 40 дней Господь учил Своих учеников, это где написано? А ведь это уже непосредственно учение тайнам Царствия Божия, где это все? ? многие другие, апостол Павел говорит вот это и это исполните, остальное устрою, когда приду. А что вот он устроил? Как он устроил? Это все сохранили Церковь в своем лоне, все оно сохранено, что-то конечно и усовер?енствовано. Как и апостолы, они сами основывали Церковь они же не говорил, что это сразу здание, они говорили, что это основание, которое нужно строить. Апостол Павел об этом конкретно говорит. ? поэтому это явление Спасителя оно как раз подтверждает, что собрание верующих во ?исуса Христа, соединенных благодатью Святого Духа и благодаря Духу, живущему в них, мы с вами говорили о Священном Предании в Символе Веры, что как раз именно Святой Дух и руководит. ? именно вот это общество, Православная Церковь и есть хранительница истины, хранительница полноты благодати Христовой, и Священное Писание может пониматься именно только в собрании этих людей. Потому что это на?е Священное Писание, оно было написано в Церкви, а те кто в Церкви не находится, кто Церковь ругает, хулит и тем более как бы пытается еще и … они конечно изучая Священное Писание только по букве, не проникая в его внутренний смысл и Священное Писание у них не живет богослужебной жизнью. Это происходит только в Церкви.
На этом я сегодня хочу закончить на?у с вами беседу.
***

Текст составлен по фильму-лекции Беседы на Символ веры: почему страдал Христос?

Если Вы заметили о?ибку в тексте — пожалуйста, напи?ите нам об этом на электронную почту – bogovidec@yandex.ru