Беседы на Символ веры: почему страдал Христос?

Мы с вами продолжаем изучение Символа Веры. Сейчас мы приступим к изучению четвертого члена Символа Веры. Слова «и распятого за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребена». И сейчас мы поговорим о том, как действительно Господь, когда жил на этой земле, когда Он пострадал за нас, как Он страдал, за что Он пострадал, об этом мы сегодня с вами будем говорить.
Но прежде я хотел бы разобрать вопрос, который был на прошлом занятии, об образе рождения Господа нашего Иисуса Христа от Пречистой Девы Богородицы. Когда я сказал, что она родила естественным образом, как обычная женщина рождает, некоторых это неприятно удивило. Потому что мы привыкли слушать и за богослужением и в акафистах, что Божия Матерь родила Спасителя из боку. Поэтому я сегодня принес текст преподобного Иоанна Дамаскина, на основании этого текста я и основывался, когда говорил это утверждение. Потому что я уже тогда говорил, что если бы Спаситель родился не как обычный человек, тогда бы уже сам способ рождения, когда Господь пришел на землю, Он же все освятил, когда стал человеком. И если бы Он родился не так как мы, тогда и способ рождения был бы не освящен, не был бы спасен, и не был бы возведен в домостроительство. Потому что Господь его миновал. Господь миновал только грех, который находится в нашей природе. Но всю нашу природу Он не миновал. Мы говорили, что святые отцы защищали полноту человеческой природы во Христе, Он был с умом, с душею, с телом, что все было воспринято, для того, чтобы сохранить вот эту полноту бытия, которую воспринял на себя Сын Божий. Григорий Богослов полимизируя с Апполинарием, который говорил, что Христос воспринял на Себя человеческую природу без ума, сказал если Христос воспринял человеческую плоть без ума, тогда Он вообезьянился. Потому что и животные не имеют человеческого ума, тогда кого спасать Он приходил животных или человека? И здесь сходная ситуация, поэтому Спаситель должен был родиться, так как и все рождаются. Должен был воспринять полностью весь образ нашей жизни кроме греха. И вот преподобный Иоанн Дамаскин в своей главе о родословии господа и Пресвятой Богородицы говорит следующее: «Подобно тому, как Тот, Который был зачат, соблюл зачавшую девою, так и Родившийся сохранил девство ее неповрежденным. Один только пройдя через нее и сохранив ее неврежденную. Зачатие произошло, конечно же через слух, а рождение через обыкновенное место для выхода тех, которые рождаются, хотя некоторые и рассказывают баснословно, что Он был порожден через бок Богоматери. Ибо для Него и не невозможно было пройти через врата и не повредить печати их». Во первых он говорит, что Господь родился обычным образом. Второе, те, кто говорят, утверждая в догматическом плане, что Спаситель был рожден из боку это баснословие. И мы говорим, что если мы встречаем в богослужении, то это поэтическая духовная метафора, которая выражает чистоту рождения нашего Спасителя.
Следующий момент, которого мы коснулись, это о девстве, ― если она родила, то, как осталась Девой? Почему и возник первый вопрос, девой она остается только в том случае, если Он рождается из боку. А если бы Он рождался естественным образом, то девой она не остается. Поэтому Иоанн Дамаскин и говорит здесь, в чем заключается собственно девство. И можно ли родить и остаться девой после этого? И вот он говорит следующее: «после родов Приснодева остается девой, никоем образом до смерти не вступившую в общение с мужем». Девство растлевается и разрушается при общение с мужеским полом, когда мужчина и женщина сходятся. Если такого соития не произошло, то женщина остается девственной. Потому что, грубо говоря, если женщине делают кесарево сечение, что она дева после этого остается? Нет, потому что она зачитает от мужчины и девство разрушается. Приснодева, все произошло от Духа Святого, все было чисто, богоподобно и свято, тогда вот в этом у нас никаких вопросов не должно возникать. Поэтому смущаться в принципе не стоит.
И сейчас я хотел бы зачитать текст святого апостола Петра, где набрасывается перед нами некоторый конспект нашей с вами сегодняшней беседы. О воплощении, страдании и спасении рода человеческого. Апостол Петр говорит следующее: «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу пострадал за грехи наши, праведник за неправедников, быв умервщлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошед проповедал, некогда непокорным, ожидавшим их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ спаслись от воды. Так и нас ныне подобно сему образу крещения, неплотской нечистоты омытия, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа, Который восшед на небо пребывает одесную Бога. И Которому покорились и ангелы, и власти, и силы. Это текст апостола Петра, он и выражает следующие слова Символа Веры ― «и распятого же за ны при понтийстем Пилате, и страдавша, и погребена, и воскревшего в третий день по писаниям, и восшедшего на небеса и седяща одесную Отца. И паки грядущего со славою судити живых и мертвых Его же царствию не будет конца. Поэтому сколько сегодня успеем именно эти темы и разберем.
«Распятого же за ны при понтийстем Пилате». Что значит был распят? Это значит был повешен на кресте как злодей, как разбойник. Распятие производилось с пробиванием гвоздями рук и ног. И человек умирал от удушья на кресте. И эта смерть была самой ужасной. Почему Господь был распят и почему праведник пострадал за неправедных? Все дело в том, что распятие в древности было самой страшной казнью, в принципе и сегодня более ужасной казни сатана просто не придумал, для того чтобы мучить людей. И потому Господь специально берет на Себя эту самую тяжелую казнь. Прежде всего эта казнь тяжела физически, потому что человек умирает вися на кресте от постепенного удушья, претерпевая многие скорби. Потом казнь эта есть серьезное моральное униежение для тех кто распинается, тем более для воплотившегося Бога. Мы еще о смирении Бога поговорим. Страдает Он невинно для того чтобы взять на Себя все наши грехи и всю нашу вину. Для того чтобы сказать потом, когда сатана станет вопрошать Спасителя о том, почему Ты не отдаешь мне эту душу она согрешила и я властен над ней, тогда Господь скажет Я пострадал за нее, за все ее грехи я выстрадал. И поэтому я имею право освободить ее от многих страданий, потому что эта душа обратилась ко Мне, уверовала в Меня и получает за это прощение многих грехов. Крест был в свое время самым позорным, как я уже говорил, мучительным и нижайшим способом исполнения смертной казни. Но господь, будучи Богочеловеком, страдая на кресте, Он освящает крест Своими страданиями, прославляет его и крест после этого становится не позором, а знамением христианства, знамением христиан и становится он не позором, а славой. И поэтому сегодня христиане тоже должны помнить об этом, что крестное знамение и Крест сам Господень, который мы почитаем это не есть позор, которого надо стыдиться, а это слава Христова. Поэтому как почитание креста, так и крестное знамение, носимое нами на улице или где-то среди людей в обществе должны нами твориться именно как ощущение, что это слава христова. И мы не должны никого смущаться. Потому что мир, который нас окружает, это мирское самосознание на нас давит так, что мы считаем, что мы в этом мире являемся лишними. На самом деле Бог есть Творец всего мира, и мы есть чада Божии, и хозяевами этого мира являются христиане. И мы имеем пред Богом полное право считать себя хозяевами в этом мире. Не хозяевами этого мира, как такового с его законами, с его понятиями, потому что это царство сатаны, царствование лукавого, это его культура, культура греха. А мы говорим о творении Божием, о планете Земля на которой мы живем, это все наше, это нам дал Господь, мы Его чада и мы не должны этого стыдиться, сознавая свое избранничество Богом, для того чтобы служить Ему, проповедовать о Его великих чудесах.
Господь Своей крестной смертью избавляет нас от греха, проклятия и смерти. Это избавление Он дарует как всему человечеству сразу, так и каждому человеку в отдельности. Всему человечеству это говорит о том, что от Адама и до последнего человека живущего на земле, включая антихриста, который придет он ведь тоже будет человек, и включая Иуду, который предал Его, Господь за всех пострадал. Господь искупил на кресте грехи всякого человека, и не было такой души на земле, и нет и уже, не будет, за которого не пролилась бы кровь нашего Спасителя Иисуса Христа. Господь пострадал лично за каждого из нас, и за всех нас вместе, для того чтобы искупить нас от греха и смерти. Он умирает и страдает за нас, праведник за не праведных. Он выстрадал наши грехи и был осужден за них. У пророка Исаии в 53 главе, на Евангелии от Марка мы зачитывали эту главу. Сейчас я вкратце прочитаю одну выдержку из нее, где пророк говорит, что будет со Спасителем. И говорит главную идею, почему именно Бог страдал, почему это все произошло, почему было распятие, почему смерть, разве не возможно было спасти без всего этого, ведь Богу же все возможно, Он ведь может просто взять и спасти человека. Но Он этого не делает, потому что здесь много духовных заповедей и утверждений, соблюдая которые Бог до сего дня долготерпит грешников и праведников и всех их вместе видит. И не мешает грешнику убивать праведника, праведнику падать согрешать. Господь все это долготерпит по своему удивительному великому промыслу. И дальше мы все об этом скажем, почему Господи не сотворил все именно так, как Он мог бы сделать, но именно избрал такой путь страдания, крестных страстей для спасения рода человеческого. И вот пророк Исаия говорит: «Он взял на себя наши немощи и понес наши болезни, наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Господь возложил на Него грехи всех нас, Он истязуем был и страдал добровольно, за преступление народа моего претерпел казнь». Вот пророк конкретно раскрывает смысл воплощения Спасителя на землю, смысл крестных страданий. То Он был мучим за наши грехи, за наши беззакония, понес все наши болезни, выстрадал Сам в Себе на кресте глубину богооставленности. Потому что или или лима савахвани ― Боже мой, Боже мой, зачем Ты оставил меня. Господь в Своей душе испил чашу за всех нас сразу, за одно мгновение. Вся богооставленность человеческого рода от Адама до последнего человека, вся богооставленность лично каждого из нас и всего человечества вместе. Все наши наказания, мучения совести все это Он Сам в Себе «испивает», исцеляет и претерпевает за всех нас. По человеческой природе Бог, соделавшись человеком делает такое святое дело и принимает в Себя все страдания за наши грехи, кроме греха. И поэтому, когда люди спрашивают почему все так произошло мы должны об этом точно помнить, что Господь умер за нас, чтобы дать нам потом возможность прийти к Нему, и полностью благодаря, вот есть у нас такое учение, о том что делом Христовым, Кровью Его мы искуплены от греха и от смерти. Мы приходим к Богу, и Господь нам что говорит? Верующему прощаются грехи. Человек приходит в Церковь, принимает крещение, и ему прощаются все грехи. Вообще все, какие он сделал. Ему прощается и он даже не несет за них никаких наказаний, если ведет благочестивую жизнь, если по слову апостола Петра не возвращается как пес на свою блевотину. Если он снова не идет грешить, то Господь избавляет его от всех прегрешений, не миную конечно некоторых искушений, которые по промыслу нужно каждому из нас претерпеть. А так человек полностью получает очищение, потому что Господь за него уже выстрадал. Господь взял вину за все человечество на себя и Он имеет это право Сам в Себе, каждому человеку предоставить, потому что Он за нас это все выстрадал.
Поминание что распятого же за нас при понтийстем Пилате говорит о том, что Господь жил в конкретное историческое время, в которое был прокуратором Иудеи Понтий Пилат. Понтий Пилат был прокуратором с 20-го по 36-й го нашей эры. У ученых мифологической школы было такое мнение, что Иисус это миф, что Иисуса не было. Нами недавно издан диск отца Геннадия Фаста 14 лекций о Христе. Сегодня образцы вам покажу. И вот так есть подобная информация, где говорится что Христос как историческая личность раскрывается. И поэтому там эти мифологические школы раскрываются более подробно. Скажу только о том, что мифологисты они говорили, что Иисуса Христа не существовало. Основывались же они на том, что про Понтия Пилата не осталось никаких свидетельств достоверных. А потом были открыты данные все современные в археологии иПонтий Пилат сегодня уже не просто… Они считали… Понтий Пилат он у Тацида или Плиния Младшего упоминается как прокуратор в письмах к императору Траяну. Но они считали, что это интерполяция, позднейшая вставка христиан, что они сами дописали все это и выпустили в свет и явили миру доказательство существования Понтия Пилата. Но в 20 веке были проведены археологические раскопки, были найдены надписи и документы свидетельствовавшие о том ,что в такое-то время Понтий Пилат был действительно прокуратором Иудеи. Только он был правителем еще какой-то сирийской провинции. То есть его личность исторически явно засвидетельствована. И поэтому Церковь она… в древности ведь никто… знаете как сегодня такие разные теории приводят… концепция истории новейшей сегодня, которая говорит, что ледового побоища не было, Петра Первого не было, Куликовской битвы не было. Такое они все говорят, что Нерон жил фактически вчера. Они осуемудрились в таких помышлениях. В древности глупцов не было и никто даже подумать не мог, что Понтия Пилата не было, Христа не было. Это просто дико было людям, никто не мог сказать, что не было Платона, никто об этом не говорит, хотя о Платоне осталось меньше свидетельств, чем об Иисусе Христе, никто не говорит, что не было Геродота. Всем выгодно сказать, что Христа не было, потому что Христос сказал заповедь, Он эту заповедь подтвердил делом, Он был распят на кресте и Он фактически поставил человека перед выбором. Если до Христа у человека не было выбора, потому что все были под грехом, говорит апостол Павел. Не было выбора у людей, просто все были ведены на заклание, были ведены ко греху и человек еще не знал истины и правды. А когда пришел Христос Спаситель, когда Евангелие проповедано по всей земле, человек поставлен перед выбором, либо служить Богу, либо нет. Либо принимать Христа, либо нет. И поэтому людям, которые не хотят принимать Христа Христос лишний. И поэтому вот сегодняшняя демократия на западе, это что такое? Это вот попытка создать гуманную философию без Христа. Взять все истины Христианства любить ближнего, творить добро, но без Христа. Ну к чему все это приведет мы с вами видим. Сегодня это все как раз в связи с последними событиями и вскрывается.
Указание на Понтия Пилата, кроме историчности еще показывает на то, что исполнилось пророчество патриарха Иакова, что «не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет примиритель и ему покорность народов». «отойдет скипетр от Иуды» это древнее пророчество, древнее верование патриарха Иакова, что Спаситель придет именно тогда, когда иудеи потеряют своего царя, когда у них не будет своего царя. А когда был прокуратором Понтий Пилат это что такое, это наместник, это надсмотрщик за какой-то римской территорией, римской провинцией. Там был царь ирод, который уже был идумеянин, но в принципе какой бы там царь не был Церковь упоминает именно Понтия Пилата, который показывает, что Иудея уже была в составе римской империи. У нее уже не было своего царя. Она уже вошла в состав другого государства и потеряла свою самостоятельность. И пророчество сбылось и следовательно это есть время, когда придет Примиритель, именно Спаситель, именно Христос. Это очень важно.
И третье это косвенное, можно сказать моральное упоминание о человеческой свободе. Потому что Понтий Пилат, когда был на судилище он сказал про Иисуса Христа, какое же зло сделал Он? Давайте я дам ему палок и отпущу. Потому что ничего серьезного (достойного смерти) Он не сделал. А палок, сорок палок могли прописать просто за какое-то возмущение, просто кто-то на тебя мог накинуться где-то на базаре ни за что, но будешь виноват. Ты хотя ничего не украл, просто лицо твое не понравилось кому-то, возьмут тебя в полицейский отдел, пропишут тебе палок. И ты будешь избит и будешь счастлив, что тебя еще не казнили за это. И вот он говорит, давайте я Его накажу и отпущу. Иудеи сказали «распни, распни Его. Кровь Его на нас и на детях наших». Тогда Пилат сказал, я отдаю Его в ваши руки, и вы Его судите сами. Они сказали, у нас нет царя кроме Кесаря. И тогда Пилат слушает волю народа отдает Спасителя на распятие, тем самым он как бы отбросив правду, ради человекоугодия, ради своих политических выгод делает этот шаг и поэтому праведник, Бог по плоти распинается и умерщвляется. После этого у Пилата с Иродом Антипой даже отношения сложились. Они не могли одеяло поделить, все у них были какие-то склоки и распри. Они все делили власть между собою. В общем не особо были дружными. Но после этого они подружились, после распятия Иисуса Христа. Даже ездили друг к другу в гости и стали общаться. Поэтому человеческой свободе после пришествия Иисуса Христа выбор он просто не минуем. Человек должен сказать, либо я со Христом, либо я без Христа.
Слово «Страдавшем». Действительно Господь наш пострадал на Кресте. На прошлом занятии мы изучали ереси, такие как докетизм, монофизитство. Они как раз говорят о том, что у Бога не было человеческой природы, была только видимость этой человеческой природы, соответственно Он не страдал. Если Он не страдал, значит Он не испил чашу нашего страдания. Значит, Он за нас не выстрадал наших наказаний и болезней, и наказания за грех. Соответственно Он не может нас спасти. Все спасение в этом вопросе разрушается и становится опрофаненным и пустым. И поэтому святые отцы ревностно защищали Церковь от этих заблуждений и ересей. И эта вставка была специально была сделана, чтобы люди знали, что Христос действительно страдал на Кресте по человеческой Своей природе. Потому что Бог Он не может страдать по Божеству. Божество Оно бесстрастно. Но личность Бога Иисуса Христа, Который стал человеком посредством плоти Он принимает в Себя страдание. Как мы с вами говорили об учении Климента Александрийского, где он говорит, что душа человеческая приобретает добродетели посредством тела. Без тела человек не может приобрести добродетели. Вот просто душой нельзя и плоды молитвы получить. Потому что как говорят святые отцы плод молитвы заключается в чем, в утомлении тела и умилении сердца. Человек это полноценная субстанция дух, душа и тело в единстве, в нераздельности. И поэтому если человек, хочет минуя тело, минуя какие-то телесные упражнения приобрести святость, приобрести спасение, приобрести добродетели, то он заблуждается, этого произвести не возможно. Этим самым нам и Господь показывает, что посредством плоти можно и Богу приобщиться страданиям человеческим, воплотиться и стать человеком. Потому что посредством тела Он жил здесь кушал, питался. Общался, разговаривал, плакал, скорбел (помним о воскресении Лазаря, что Господь даже прослезился, потому что любил Лазаря). Это все как раз воспринимается посредством тела. Еще на этом мы заостряем внимание потому, что многие говорили, что Бог не может страдать. Да, Бог и не страдал по Божеству. Божество Оно не страждет. Бог страдал по Своей человеческой природе. Именно поэтому мы и говорим, что Он страдал.
Погребен. Христос как истинно пострадал, так и истинно умер. Погребен в известном месте. После того, как Господа нашего Иисуса Христа по разрешению Понтия Пилата Иосиф Аримафейский снял с креста, он положил Его во гробе. В новом гробе, который он сделал для себя, гроб был новый в нем еще никто не лежал. Есть пророчество у пророка Исаии в 53 главе, что «Он был погребен у богатого». Он был сначала к злодеям причтен, но погребен все равно у богатого. Господь был похоронен в новом гробе у Иосифа Аримафейского и это была конкретная определенная гробница. Где ныне сейчас стоит храм православный. Потому что если бы просто сказали, как Моисей Он умер, и никто не знает, где Он похоронен. Почему, потому что Господь специально так сделал, чтобы иудеи потом не поклонялись его мощам. Чтобы не сделали из него идола, потому что Моисей был в великом авторитете в еврейском народе. И поэтому могилу его никто не знает до сих пор. Но так как Иисус Христос воскрес и создан был для поклонения(ТАК НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ), потому что это Бог, поэтому гробница Его должна быть известна. И все Его смерть, Его гробница должны быть местом святыни и местом поклонения. И поэтому мы сегодня конкретно знаем где был Господь погребен и как Он был погребен. Евангелие оно говорит нам о том, что Господа, в связи с тем, что уже была суббота (пятница), и ничего уже нельзя было купить, Его наскоро завернули в саван, намастили маслом и положили. А потом уже в воскресение рано утром они пришли помазать Его, провести полную подготовку покойника к погребению. Разные масти, благовония, ароматы приносились, и тело покойника умащалось. И вот Спаситель был завернут в саван, погребен и свидетельством этого является сегодня Туринская плащаница. Замечательный сегодня документальный фильм показывался по телевизору, он идет около часа и там подробно рассказывается о плащанице, о влиянии плащаницы даже на иконографию. Потому что плащаница она большая была сама по себе несколько метров в длину, а мы знаем, что у нас был Нерукотворный образ Спасителя, он показывается нам на иконах как одна голова. Но так как плат хранился все время свернутый, то на нем было изображение только одного лица. И как только этот плат стал известен в иконографии стали появляться лики с как бы некоторой челкой на верху лба. В древности челки не было, но после того как Туринская плащаница стала известна и она была открыта, в иконографии стала появляться челка у Спасителя на верху лба, такие как бы три волосинки. Почему? Потому что на Туринской плащанице на верху лба есть три такие полоски, которые могли расценить как волосы. На самом деле ученые сегодня доказали, что это были прорезы от тернового венца. Но они смотрятся как некоторый такой чуб небольшой, он как бы выпирает из под основного волосяного покрова. И конечно сегодня мы 100% сказать не можем имперически, научно. Но духовно мы конкретно можем сказать, что Туринсткая плащаница это есть тот плат Спасителя. Потому что более совпадений которые в рассказе о страдании и распятии, о похоронах, чем на плащанице точнее найти не возможно. Даже вот говорят, что в Риме есть, остались стопы Иисуса Христа, когда Он явился апостолу Петру, их сравнили отпечатки со следами на Туринской плащанице и они совпали. Тоже очень удивительно. Поэтому для нас такое свидетельство есть. И третий момент это Тело Господа было во гробе, а душа была во аде. И как апостол Петр говорил, что Господь находящимся в темнице духам, сошед проповедовал. вот об этом мы сейчас с вами и поговорим. Апостол Петр говорит следующее: «ибо для того и мертвым проповедано было, чтобы они подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом». Господь действительно сходил во ад, и мы с вами учение об аде сейчас рассмотрим. Но после того как мы рассмотрим учение о Воскресении.
«И Воскресшего в третий день по Писаниям». Учение о Воскресение это сердце православной веры, сердце христианской религии. И если, как говорит апостол Павел нет воскресения мертвых, тогда и вера наша тщетна, и тогда все вообще зря, потому, что воскресение явилось доказательством и свидетельством того, что действительно Господь страдал, воскрес. И воскресением Он как бы поставил последнюю печать в деле Своего подвига, чтобы показать к чему Он нас ведет. Что будет действительно воскресение тел. И вот некоторые из коринфских христиан говорили, что нет воскресения мертвых. И апостол Павел им отвечает, он говорит так: «для чего же вы тогда креститесь для мертвых», потому, что было такое поверье, что если ты покрестишься за умершего предка, то ему тоже простятся грехи. Вот он тоже говорит, если нет воскресения мертвых, зачем вы креститесь для мертвых. Хотя это тоже плохо и потом этот обычай был искоренен в Церкви, это было запрещено. Но тем не менее. И дальше он говорит более подробно: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Вы еще во грехаха ваших, потому и умершие во Христе погибли. Если мы только в этой жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков». Потому что такой высоты нравственное учение если оно не будет завершаться в Царствии Небесном, то действительно становится пустым. Потому что добродетель она должна всегда укореняться в Боге. И у нас с вами в духовной жизни, Православная Церковь учит так всегда, чтобы ты не делал ты всегда должен знать, что от Бога все это происходит. У нас Церковь Богоцентрична, у нас во всяком богослужении, во всяком обряде, во всяком добродетельном делании стоит Христос в центре как источник и податель этого блага. Потому что если человек говорит, что я могу и без Христа это сделать, то тогда его просто объявляют безбожником, потому что это так и есть. Мы ничего без Бога в этой жизни делать не можем.
Пророчества о воскресении Иисуса Христа следующие. Пророк Давид говорит: «Ты не оставиши души моей во аде, и не дашь святому Твоему увидеть истление». Прообразовательное свидетельство это свидетельство пророка Ионы, когда он был три дня во чреве большой рыбы. И Сам Спаситель говорил, что не будет вам другого знамения, кроме знамения пророка Ионы. Большая рыба специально говорю потому, что в русском переводе сказано, что был во чреве кита, но в подлиннике сказано большая рыба и это больше соответствует правде, потому что кит не может проглотить человека сам по себе, у него такое устройство что он может питаться только планктоном. А сегодня мы знаем, что есть много существ и много рыб, которые еще неизведанны и неизвестны науке, которые очень большие, и которые сегодня существуют в глубинах морских. Ученые признают, что океан сегодня исследован только на 5 процентов, представляете. Что такое 5 процентов для океана, ничего. И поэтому мы даже не можем знать, какая рыба действительно проглотила пророка Иону, потому что трудно сказать. Но в любом случае, он мог находиться у нее три дня во чреве и остаться живым. И вот Господь говорит, что это есть тоже знамение Моего Воскресения. Потом о Своем воскресение Сам Господь наш Иисус Христос много раз говорил, подготавливая Своих учеников, апостолов к тому, что это действительно произойдет. И уже потом когда Он воскрес, сами апостолы проповедовали и свидетельствовали истину воскресения. И гроб был пустой и соответственно охрана, которая была получили взятку и так получилось, что когда они пришли и раввинам рассказали о том, что случилось на самом деле: был гром, камни расселись и ангел сошел с неба, гробница открылась и вообще Христос воскрес и Его нет там. Они дали денег и сказали: ― вы не говорите никому. Вы скажите, что ученики пришли и пока мы спали, забрали, а если у вас будут какие-то проблемы с начальством, то мы их решим. Вам ничего не будет. Вот это лукавство и лицемерие, вот этот выбор человеческий. Нам нужна праведность, но без Христа. Они готовы явно… Никто из них не пошел исследовать, было ли воскресение или не было. Они просто это дело загладили, дали взятку и все. Это еще раз показывает, что воскресение Иисуса Христа оно действительно было. Оно было в пророчествах известно заранее, и оно реально осуществилось.
Что значит воскресение Христово? Это когда Господь Сам Своей Божественной силой воскресил Самого Себя. Почему он первенец из мертвых? Потому что все кто были воскрешены, пророк Илия воскресил, потом другие случаи воскресения были, и Сам Господь воскрешал и Лазаря и сына наинской вдовы, но это те люди, которых воскресил Сам Господь и они были воскрешены по молитве. И преподобный Сергий воскрешал мертвых, знаете, да. Все это было. А Господь воскресил Самого Себя. Почему называется первенец из мертвых, потому что Он Сам Себя взял и воскресил, силой Своего Божества. Это тоже для нас очень важно. Потому что Господь когда сошел во ад, сейчас мы с вами об этом будем говорить, Он показал, что смерть отныне уже не имеет над нами никакой власти. Христос полностью поразил и победил смерть и стал ее господином и хозяином.
Потом следующий пункт свидетельствует о то, что мы с вами воскреснем в наших же телах. Тела будут наши обновленные, но те же самые. Как мы по Священному Писанию видели, что когда ученики после воскресения беседовали со Спасителем, они Его не узнавали, но в то же время это было Его тело, но оно было преображенное. И в то же время его можно было как-то опознать, сравнительно с тем какое было. Потому что некоторые говорят, что люди воскреснут совсем в новом теле, инвалиды и люди с физическими недостатками, как вот он воскреснет в этом теле? Но тело-то будет у человека новое. Оно тоже самое, но оно будет воскресшее, оно будет новое. А что это значит, это значит, что тело будет полноценным, совершенным и будет оно воскресшим, для того, чтобы быть в духовной жизни постоянно. И все изъяны, которые были, например, человек потерял руку, еще там что-то потерял в жизни, это же не значит, что он это потерял и в вечности. Что он там будет без руки. Господь говорит о том, что тела будут новые, и соответственно человек воскреснет в теле в своем. Потому что в каком теле человек грешил, в таком и наказание принимать будет. И в каком теле человек смирялся, страдал, трудился, добывал добродетели, в таком он, и царствовать будет, радоваться. Потому что не возможно человеку, который принял, трудился, приучал свою плоть, смирял, насыщал ее благодатью Святого Духа, потом получить совсем другое тело, чужое. Потому что не возможно так, потому что человек это единство природы ― дух, душа и тело. Единое существо. Не возможно его разделить. Поэтому смерть, разделение временное, оно для нас есть что? Есть зло. Что не естественно для нашей природы. И поэтому оно было послано для некоторого вразумления, для наказания нас грешников, для того чтобы пресечь беззаконие. И Господь, конечно, все по промыслу Своему все утроил. Вот как раз телесное воскресение мертвых и было основным камнем преткновения в проповеди евангельской, когда греки, да и другие народности, они не понимали зачем нужно воскресать в теле. Мы просто переходим в страну теней, просто переходим в загробную жизнь и там хорошо. Недавно фильм «Гладиатор» если видели. И там такие тенденции языческого представления о жизни за гробом, они как раз в фильме ярко проявились, когда он умирает, открывает дверь в страну теней, идет, а там его жена, сын, погибшие, поля его, луга. Обычный такой материальный рай, где он будет жить, находиться с ними. Речь о воскресении в язычестве она не нужна. Потому что языческая ментальность, религиозные представления они обходятся без воскресения, потому что они считают, что жизнь настоящая действительно происходит за гробом, и жизнь, которой человек живет в этой жизни, она является суетной, временной и не нужной. А христианство говорит об обратном, что жизнь на этой земле это один из самых основных отрезков в жизни человека, что хоть и есть Царствие Небесное, но, тем не менее, для того, чтобы попасть в Царствие Небесное, человек должен в этой жизни сформироваться, подготовить себя, там создать семью, родить детей или в монахи пойти, в общем каждый должен избрать свой путь и двигаться в стяжании добродетелей. И тем способом, который Господь каждому определил и нельзя пренебрегать этой жизнью, она нам на то, и дана, чтобы достигнуть какой-то степени духовной жизни. И поэтому апостол Павел усиленно проповедовал воскресение мертвых, и потом Святая Церковь и против ереси защищала воскресение мертвых. Потому что телесное воскресение, оно, в принципе, и до сих пор не дает покоя многим. Как это будет, а зачем это будет? И в принципе оно некоторыми осуждается до сих пор. И поэтому есть как некоторая лакмусовая бумажка, если человек не принимает воскресение мертвых, то можно смело сказать, что он не верующий. Потому, что когда сам я вот лекцию читал в некоторых школах: говоришь о Боге, замечательно, о заповедях, прекрасно, говоришь о воскресении мертвых, начинают хохотать. Сразу понимаешь вот в чем собственно и дело, в чем болезнь у людей ― не верующие просто. Они так просто послушали о Боге, какие-то лекции, что-то интересное, какой-то семинар провели, ну хорошо. Дальше пошли курить, пить и заниматься остальным непотребством, потому что воскресение ― ха-ха-хи-хи. И это все вот так вот сказки. На самом деле это действительно очень все серьезно и поэтому мы и тело свое должны в этой жизни беречь, в смысле не растлевать его грехом. Для того, чтобы оно с нами потом тоже в Царствии Небесном было конечно духовным и очищенным. И соответственно воскресение еще есть и духовное ― это жизнь по духу. Господь говорит: «верующий в Меня на суд не приходит, но переходит от смерти в жизнь». Что это значит? Это значит, что человек посредством духовной жизни уже сегодня, посредством веры, мы говорили с вами о вере в начале, он уже как бы находится в Царствии Божием. Царство Божие как бы находится внутри нас. Мы сегодня можем спокойно, исполняя заповеди, молясь Богу, молясь святым испытывать благодать Святого Духа и иметь преображенное состояние. Яркий пример это наши святые преподобные отцы, которые уже здесь на земле фактически были обожены, уже достигли цели христианской жизни, были соединены с Богом и были просто полноценно освящены. И поэтому жизнь по духу, по заповедям, жизнь по церковным установлениям традиционным, которые в Церкви были изначально. Это как раз есть начало воскресения. Человек начинает к этому привыкать именно здесь.
Сейчас сошествие во ад. Что такое ад мы с вами говорили в ведении к книге Еклезиаста, о том представлении, какое было в Ветхом Завете. Сейчас мы говорим о сошествии Иисуса Христа во ад, это как раз есть ветхозаветное представление о том, что было с людьми, которые были в аду, находились, что такое ад? И вот вкратце: это страна теней, место, где действительно нет ни Бога, нет ни молитвы, ни памяти, ни беседы, ничего. Некоторая такая абстракция, некоторое такое сонное состояние, где человек сам себя как бы и не чувствует. Поэтому мы специально на «Еклезиасте» разобрали эту тему, чтобы понять, почему Еклезиаст говорил о том, что дух человека восходит ли в вверх, а дух животных нисходит ли вниз. Все темы затрагивались, желающие могут обратиться к нашему введению. А мы говорим о том, что Спаситель действительно, пока тело находилось во гробе, Он сходит во ад, для того, чтобы «проповедовать пленным освобождение» тем кто там находился. По учению святой православной Церкви, прежде чем Спаситель вошел в преисподнюю и сокрушил сатану, туда сначала снизшел Иоанн Предтеча Господень. Как он предтечей был на земле, проповедовал о том, что мы должны с вами исправить сердца двоедушные, что холм всякий да понизится, а дол всякий да повысится потому, что идет Господь. И так же он после своей смерти сойдя во ад проповедовал, говорил о том, что время близок, что Спаситель уже пришел и спасение скоро совершится. И он их подготовил. И после того Господь сходит во ад, сокрушает как говорил святитель Кирилл Александрийский, его видит привратник бес и думает, что вот еще одна душа праведника спустилась в наши руки сейчас мы поживимся, но здесь оказалось не то, спускается Бог, в образе души человеческой, как раз один из святых отцов говорит о том, что Господь спускаясь душою, был видим в аду всем кто там находился как душа человеческая. Он не был видим там каким-то другим образом, был именно видим как душа, и соответственно Он подходит и сокрушает врата адовы, связывает сатану на тысячу лет, как у нас сказано в Священном Апокалипсисе, что сатана скован на тысячу лет и с этого времени начинается царство Христа или Его Церкви. И поэтому Он сковывает сатану и освобождает праведников, но перед тем Он им благовествует, поэтому три дня Господь был во гробе, мы сейчас еще будем об этом подробно говорить. К примеру, один из святых отцов говорит, почему три дня, потому что мертвые, которые находились, представляете, сколько их там было человек за 5 тысяч лет. И все нужно было благовестить и те кто действительно жил и ждал Мессию и те кто был готов исправиться и был готов принять они вмести с Ним были выведены из ада, и были спасены. И уже только после того как Господь проповедовал, Он воскресает. Потому что Он сделал освобождение и Своим воскресением тех, кого Он уже вывел из ада, Он как бы ставит последнюю печать и подтверждает им, что действительно воскресение тел будет, вот смотрите, Я как бы делаю дело Свое, которое делаю ради вашего спасения, делаю его до конца. И Он воскресает Сам.
Вот еще следующий вопрос: Господь вывел из ада людей до или после Своего воскресения тела. Нужно думать, что до. Потому что Господь после Своего воскресения уже сразу начал являться, и Он уже начал являться где? Именно здесь, Он уже вышел из ада. Он уже начал являться апостолам, проповедовать и в течении 40 дней Он являлся и находился рядом с ними. Поэтому изшествие из ада было Господом осуществлено до Его воскресения. Хотя точно сказать это и не возможно. Только вот рассуждения, потому что даже сказать точно, что такое ад, вот даже сегодня, мы не имеем 100% возможности. Потому что разные видения, переживания, прозрения святых отцов они все свидетельствую о разном. И сейчас мы с вами об этом тоже немножко поговорим.
Господь воскрес в третий день по Писаниям. Что значит в третий день по Писаниям? Это значит что, трехдневность Его воскресения была пророками предвозвещенна и Он должен был воскреснуть в третий день потому, что об этом Он и Сам говорил, и об этот говорили древнейшие писания Ветхого Завета. «Он предал душу Свою на смерть и к злодеям причтен был тогда как Он понес на себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Ис. 53,…). Это пророк Исаия в 53 главе он говорит о образе Его смерти, как все было. Далее он же говорит: «Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого» – это все в деталях, 53 глава она прям как будто ты ее читаешь и, как говорит действительно отец Геннадий, такое ощущение, что пророк Исаия при Кресте стоял в это время. Вот прямо все один в один. Это было, пророк Исаия жил 8 век до рождества Христова, представляете эти пророчества, которые были произнесены, это просто не поддается выражению человеческой мысли – как эти пророчества могли быть произнесены за столько времени. И такое их реалистичное осуществление в жизни потом нашего Спасителя. «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?». Это как раз, что Господь нас полностью искупает от смерти, что Он сокрушает врата адова, и ад уже не имеет над нами уже никакой власти. «Ты не оставиши души моея во аде и не дашь святому Твоему увидеть тление», то что действительно Господь вывел все из ада и Сам был не подвержен тлению и нахождению во аде как узник. «Господи, Ты вывел из ада душу мою», – говорит пророк Давид, – «и оживил меня, чтобы я не сошел живым в могилу. Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни». И «как Иона во чреве был три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи». И так как я уже сказал, что трое суток прежде всего это по Писаниям и для того, чтобы Господь установил прежде всего время для проповеди в аду, второе для того, чтобы установился факт Его смерти, как Он пришел воскрешать Лазаря, был уже четвертый день, уже смердел. И поэтому находиться три дня во гробе Он должен был обязательно для того чтобы факт Его смерти был констатирован всеми. Если бы Он к примеру умер на кресте и тут же ожил, никто бы не сказал, что это смерть. Потому что должна была произойти констатация смерти и после нее человек еще какое-то время должен быть мертвым. Для того, чтобы смерть полностью подтвердилась, потому что многие люди еще и оживают. И поэтому нужно было это время. Так же время три дня, чтобы соблюсти похоронные мероприятия какие-то время оплакивания, ну все как положено, как все должно было быть. И соответственно следующий вопрос связанный с тем, почему трое суток сказано, но мы же знаем, что Господь не был в аде трое суток. Вот эти противоречия мы с вами и разберем. Первое понятие трое суток, прежде всего Господ сам не говорит, что Я буду в аде во чреве земли трое суток, Он этого не говорит, но три дня и три ночи, не было полноценных суток. И поэтому первое толкование этого места, на Евангелии от Марка мы его уже с вами разбирали, но вкратце еще повторюсь, что это не полные дни. Вот получается сама пятница день распятия это уже день. Потом когда наступила ночь это уже получается пятница ночь. И потом когда тьма до часа девятого когда закончилась, продолжилась пятница, опять был же еще день, получается второй день и опять ночь. А потом суббота и получается три дня. Это теория как бы не полных дней. Потом утверждение о том, что Господь говорит «И в третий день воскресну». В третий значит на третий, в начале третьего дня. Получается пятница день после распятия, суббота полностью и уже в воскресенье рано утром Он воскресает в третий день. И если еще посчитать так, что это когда в пятницу получается один день, в субботу второй, и воскресная ночь получается в третий. Это по определению блаженного Иеронима, когда он говорит: «Когда мы говорим в третий день, говорится о том, что часть выдается за целое». Мы к примеру говорим, да все люди делают так, кто все ну один, ну два, а мы говорим все люди делают так. Особенно когда грехи свои оправдываем говорим, что все так делают. Это как раз блаженный Иероним говорит есть риторическая такое выражение как синекдоха, это когда часть выдается за целое. И поэтому здесь тоже было такое употребление и здесь не нужно иметь в виду такое придирчивость, что вот Господь умер, и ровно через 72 часа Он должен воскреснуть. Этого конечно же не было. В третий день. И Господь как сделал Свое дело спасения, вывел грешников, Он воскрес рано по утру, именно когда было угодно Его святой воле. После Своего воскресения Господь является Своим ученикам как я уже говорил в новом теле, которое сохранило и раны, и Он мог вкушать пищу и вино. Промыслительно всегда отсутствовал апостол Фома, который потом решил приехать вложить персты в язвы гвоздинныя. И соответственно Господь в течении 40 дней являлся ученикам, наставлял их и учил Царствию Божию. Говорил о тайнах Царствия Божия, которые и раскрыты в Церкви православной. Сегодня люди говорят, особенно протестанствующие и другие люди, которые не признают церковного Предания, они говорят о том, что вот есть Священное Писание и довольно. Это не правда. А вот в течении 40 дней Господь учил Своих учеников, это где написано? А ведь это уже непосредственно учение тайнам Царствия Божия, где это все? И многие другие, апостол Павел говорит вот это и это исполните, остальное устрою, когда приду. А что вот он устроил? Как он устроил? Это все сохранили Церковь в своем лоне, все оно сохранено, что-то конечно и усовершенствовано. Как и апостолы, они сами основывали Церковь они же не говорил, что это сразу здание, они говорили, что это основание, которое нужно строить. Апостол Павел об этом конкретно говорит. И поэтому это явление Спасителя оно как раз подтверждает, что собрание верующих во Иисуса Христа, соединенных благодатью Святого Духа и благодаря Духу, живущему в них, мы с вами говорили о Священном Предании в Символе Веры, что как раз именно Святой Дух и руководит. И именно вот это общество, Православная Церковь и есть хранительница истины, хранительница полноты благодати Христовой, и Священное Писание может пониматься именно только в собрании этих людей. Потому что это наше Священное Писание, оно было написано в Церкви, а те кто в Церкви не находится, кто Церковь ругает, хулит и тем более как бы пытается еще и … они конечно изучая Священное Писание только по букве, не проникая в его внутренний смысл и Священное Писание у них не живет богослужебной жизнью. Это происходит только в Церкви.
На этом я сегодня хочу закончить нашу с вами беседу.
***

Текст составлен по фильму-лекции Беседы на Символ веры: почему страдал Христос?

Если Вы заметили ошибку в тексте — пожалуйста, напишите нам об этом на электронную почту – bogovidec@yandex.ru