Беседы на Символ веры: Христос – Богочеловек. Священник Максим Каскун

Мы продолжаем с вами изучение Символа Веры. Одного из основополагающих текстов богослужебных и церковных, в котором излагается краткое и символическое учение Православной Церкви. Сегодня у нас второй член Символа Веры. Звучит он так ― «? во Единого Господа ?исуса Христа, Сына Божия, Единородного, иже от Отца рожденного прежде всех век, света от света, Бога ?стина от Бога ?стина, рождена не сотворена, единосущна Отцу, ?м же вся бы?а». Второй член Символа Веры говорит, прежде всего, о связи на?его Господа ?исуса Христа с Богом Отцом. Слова «? во Единого Господа», мы должны, как уже говорилось в начале, подразумевать всегда слово «верую». Как мы говорили слово «верую» будет проходить красной нитью через весь Символ Веры, потому что верой познаем, потому, что через веру мы становимся причастниками Божией благодати, и через веру мы становимся соучастниками Божественных таинств, потому что вера она является краеугольным камнем церковной благодатной жизни. Поэтому мы и должны говорить, что веруем во Единого Господа. Слово «Единый Господь» говорит, прежде всего, о том, что ?исус Христос Сын Божий, Он является тоже Богом. Он тоже является на?им Господом. Он абсолютно равен Отцу и тоже является по природе Богом, полноценным и совер?енным. Также словом «Единый Господь» в Символе Веры мы выражаем ту истину, что кроме Него у нас нет иного Господа. Потому что только Он есть Спаситель мира, потому что только Он есть Мессия, и кроме Него другого нет. Все кто приходили до Него, как Он сказал Сам, были «воры и разбойники», а все кто придут после Него лжехристы и лжепророки и антихрист в конце концов, который придет и скажет «я ва? новый Мессия, именно меня вы ждали» и захочет нас обмануть. Поэтому и говорим ,что ?исус Христос Единственный Господь и другого для нас в Церкви нет. Апостол Павел, говорит об этом такими словами ― «Един Бог, един и посредник между Богом и человеком, человек ?исус Христос, предав?ий Себя для искупления всех». Нет боль?е другого искупителя и спасителя. ? далее в другом послании он говорит ― «Один Господь, одна вера, одно крещение». Другого быть не может, и если кто-то говорит, что у нас будет поменяна вера, или еще что-то мы должны точно знать, что это уже не от Господа.
Верую «во Единого Господа ?исуса Христа». ?исус Христос это имя воплотив?егося Бога, имя Премудрости Божией, имя Логоса Божественного. Когда Господь стал человеком, Он был, по пророчеству святого Ангела, Он получил имя ?исус, что значит Яхве, то есть Господь Сущий, Яхве Спаситель, или Яхве спасает. Это имя было распространено в это время, имя собственно древнее, еще предводитель ?зраильского народа ?исус Навин, ученик пророка и боговидца Моисея, и был он ревностный подвижник. ?мя это очень древнее во ?зраиле многих людей называли так. ? ко времени при?ествия ?исуса Христа это имя было очень распространено, потому что это имя выражало чаяние еврейского народа о том, что они в конце концов должны быть все же освобождены от римского ига. ? вот они ожидали спасителя. ?, как мы говорили уже, первый век, когда родился Господь, был век как бы кульминационный, когда все люди в разных национальностей ожидали спасителя и мессию. Мессия это греческая транслитерация еврейского слова «МОШ?АХ», или его арамейского произно?ения «МЕШ?ХА». Оно означает по-гречески, если брать аналогичное слово, как Христос или оно означает еще Помазанник. Помазанник Божий это Мессия, то есть «Мо?иах». Что значит Помазанник, мы уже с вами говорили на Евангелие от Марка, мы этот вопрос обсуждали. В древнем ?зраиле люди помазывались на особое служение: служение царское, служение пророческое и служение священническое. На эти три служения было установлено помазание, для того чтобы посредством святого елея явить видимый знак невидимого схождения Святого Духа на помазуемого человека. Запечатление его избрания. ? поэтому, в связи с этим помазанием, мы говорим о том, что Господь на? ?исус Христос был помазан Святым Духом, как Он Сам прочитал, как мы говорили в Евангелии от Марка ― «Дух Господень на Мне и Я при?ел проповедовать лето Господне благоприятно». ?менно с этим помазыванием связано и тройственное служение на?его Спасителя: служение царское, служение пророческое и служение священническое. Царское служение означает полноту Его царского владычества, мощи и силы. Когда мы с вами изучали Евангелие от Марка, там мы много про это говорили. ? о том, что как раз в этом Евангелии Господь показан как царь и владыка всех. Евангелие от Марка как раз хоро?о характеризует царственное служение Господа на?его ?исуса Христа. Второе служение это пророческое. Оно выражается в полноте ведения Божия. Потому что и многие люди почитали ?исуса Христа за пророка и сами пророки, когда они были, они были посылаемы для того, чтобы возвещать волю Божию. ? когда Господь ?исус Христос был на земле, он возвестил волю Божию о на?ем спасении. О том, что Господь ныне будет радовать всех нас, возвестил о примирении с Богом, возвестил прощение и возвестил Царство Небесное, Царство радости и Царство благодати. Как Он и Сам говорил ― «Я не при?ел судить, Я при?ел спасать». Потому что судить Он придет во второй раз, когда каждому Он будет воздавать по делам его. ? третье служение это служение священническое. Оно в себе заключает и раскрывается как полнота святости и служения Богу. О священниках в Ветхом Завете сказано, когда Господь разделял уделы между Своими коленами народа израильского, каждому колену досталась часть Святой Земли, но только потомкам Аарона и только потомкам Левия, именно священнослужителям ничего не досталось. Господь им сказал ― Я ва?а часть. Отныне вы должны служить всей ду?ой и всем сердцем Мне, и уже от Меня зависит ва?е пропитание. Поэтому в храмовом законе было заложено остатки жертв и прочие моменты, которые характеризовали и регламентировали содержание священнослужителей. Потому что Господь был их частью. ? с этого времени священнослужение, как в принципе и любое жреческое служение в языческом мире, оно подразумевало под собой полное жертвенное служение Богу. Человек, который был избран на служение он полностью должен был отречься от всего и как мы видим в жизни Спасителя, Он не имел даже где главы подклонить. То есть Он был полностью посвящен проповеди Царства Небесного. Этим самым Он нам показал пример. ?исус Христос, как мы с вами уже говорили, помимо Своего прямого смысла, это имя имеет в себе великую благодатную силу. Как мы с вами уже говорили, святые отцы никогда ничего не говорили просто так, а говорили с пользой дела. Так и Церкви у нас ничего не бывает просто так, все приносит пользу. ? имя Божие оно является великой силой, поэтому и апостол Петр говорит: «?бо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». Спасение человек может получить только через призывание имени ?исуса Христа. Кто не входит через эту дверь, тот не входит вообще никуда. ?мя Божие он благодатно, только им нам можно спастись. ? именно имя ?исусово нужно призывать в этой жизни для того, чтобы искоренить грех в себе. Об этом у нас есть много примеров из жизни святых подвижников, которые творили краткую ?исусову молитву ― «Господи ?исусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня гре?ного». ? достигали святости, очищения от страстей, и были жилищами и храмом Святого Духа. ? как они говорят еще, есть такая цитата у них, что частое призывание имени ?исуса Христа потребляет все страсти.
Следующая вера в то, что Господь на? ?исус Христос есть Сын Божий и Единородный. Что это значит? То, что Он есть Сын Божий, размы?ляем так. Что рождение, о котором мы с вами говорили, рождение от Отца это вещи достаточно условные, как мы говорили. ? поэтому, как происходит рождение Его, мы действительно не знаем, но Господь является сыном Божиим. Бог есть Отец, есть Сын, есть Дух Святой. ? Сын Божий Он есть Единородный. Почему? Потому что Он один. Единственно рожденный. Хотя Он и постоянно рождается в вечности, как бы рождение происходит вечно. Потому что у этого рождения нет ни начала ни конца. Потому что оно вечное. Тем не менее Он единственный и другого Сына Божия нет. Мы люди являемся, так сказать, тоже сынами Божиими, но мы являемся сынами Божиими по благодати. ? ангелы Господни тоже названы в Писании сынами Божиими, но они названы не в том онтологическом, бытийном смысле, а именно названы в смысле благодатном. Только Сын Божий является по природе Божиим Сыном, потому что Он Бог. ? поэтому далее мы и говорим ― Сына Божия Единородного, Света от Света, Бога ?стина от Бога ?стина. как свет может порождать только всеет, так и Бог ?стины порождает только Бога ?стины. А все остальное творение, что мы видим, это уже творение, оно было произведено из небытия и было приведено в бытие, о чем рань?е мы уже говорили.
Следующие слова ― «Рожденна, не сотворена, единосущна Отцу». Этими словами Церковь ограждает прежде всего то, что Господь действительно был рожден в Господе, рожден в Боге. То, что Он не сотворен, как говорили некоторые еретики, о которых мы сейчас будем рассказывать. ? то, что есть Он Единосущен Отцу. Он единосущен, это значит, разделяет с Ним божество, разделяет с Ним одну сущность. ? нельзя уже говорить, что Отец есть Бог, а Сын какой-то Его инструмент, какой-то посредник, или как говорили языческие философы ― демиург, через которого, посредством которого Господь творил мир. Да не будет. Сын равен Отцу во всем. Они только отличаются тем, что Сын является рожденным, а Отец является нерождением. У Них как бы есть такое различие, а в остальном Они являются полноценными властителями Своего Божества и Своей природы.
«?м же вся бы?а». Господь посредством Своего слова творит мир. ? сказал Бог да будет свет и стал свет, то есть Господь Своим словом творит мир. Как мы уже говорили Отец это причина, Сын причина действующая, а Дух Святой причина созидающая. Когда и Дух Божий носился над водой, говорится, что Дух Святой созидал творение, доводил его до совер?енства, взращивал его. ? то что Спасителем все было сотворено говорит еще о том, что все было сотворено и для Него. Потому что все Отец покорил Сыну в этой жизни, и все принадлежит Христу, для того, чтобы Христос мог все это привести к Богу Отцу и все творение покорить истинному Богу.
Далее, следующий член Символа Веры говорит о том, что сделал Спаситель во время Своего служения на земле. Нас ради человек и на?его ради спасения с?ед?его с небес и воплотив?агося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловеч?ася. Этот третий член Символа Веры является краеугольным камнем преткновения в истории христианской Церкви. ? он отображает те еретические явления, которые были в ту пору и которые еще не зародились, и, соответственно, выражает веру Церкви, которая противна всем тем ложным учениям, о которых мы сейчас с вами вкратце поговорим. Первое течение, которое мы с вами уже упоминали, называется докетизм, от греческого слова δοκεω, то есть казаться. Докетизм это учение о плоти ?исуса Христа как плоти призрачной. Докеты появились в первом веке и их небывалый расцвет, хотя они существовали вплоть до ?естого века, был во втором веке. Они учили о том, что ?исус Христос просто призрачно казался и ни какого распятия в принципе не было. А был только призрак, который ходил с нами, учил и, соответственно, он потом был взят на небо. Следующая ересь арианство. По имени пресвитера Ария, александрийского, который говорил о том, что ?исус Христос не был Богом, что Он был творением, был подобен Отцу, но имел Свое начало. То есть Он был сотворен. ? поэтому ариане называли Богородицу человекородицей, потому что кого она родила? Она родила человека, но не Бога. ?менно творение Божие, но не Бога. Да Он Сын Божий, да ….., но тем не менее ОН не равен Отцу по природе. Эта ересь была осуждена на первом Вселенском Соборе. На этом Вселенском Соборе был провозгла?ен орос или определение, которое мы с вами зачитывали на первых занятиях. ?, соответственно, ересь эта была отвергнута, хотя проблема эта не исчерпалась и в конце 4 века, когда были еще такие сторонники, которые Духа Святого не признавали. Но, в конце концов, истина победила, и почитание Троицы, и о том, что ?исус есть истинный Бог, что Божество ?исуса Христа и Божество Святого Духа было утверждено. Современник святителя Василия Великого, это середина, вторая половина 4 века, Апполинарий, епископ Лаодикийский. С него как раз и начинается первая серьезная проблема о понимании полноты человеческой природы во Христе. Кто был ?исус Христос, насколько Он был человеком, насколько Он был Богом, и как человеческое и Божеское в Нем соединялись, и как уживались в одном лице? Апполинарий предложил следующую схему: человека он делил на трехчастное деление (мы с вами об этом уже говорили, некоторые отцы делили человека на 2 части – ду?а и тело, а некоторые на три – дух, ду?а и тело). Так вот Апполинарий обольстив?ись вот таким трехчастным делением, предложил такую логически выверенную, очень продуманную, казалось бы на первый взгляд такую теорию, о том, что когда Господь на? ?исус Христос воплотился на земле, Он воспринял человеческую ду?у и тело, но не дух. Но не умную часть. А Его умную часть заменило Божество Его. ? таким образом Апполинарий Лаодикийский примирил в себе некоторые противоречия, как в полноценной человеческой природе может еще существовать Бог. На что святитель Григорий Богослов и другие святые отцы, в частности святитель Василий Великий он вообще прекратил с ним общение с Апполинарием. Святитель Григорий Богослов даже выразился так если думать по Апполинарию, что Христос воплотился, не восприняв человеческий ум, то Христос просто вообезьянился. Потому что и обезьяны не имеют человеческого ума и остальные животные тоже не имеют человеческого ума. А Господь на? ?исус Христос был истинный человек и полноценный, Он воспринял на Себя еще и человеческий ум.
Здесь как раз и назревает следующая ересь, которая называется несторианство. Она была осуждена на 3 Вселенском Соборе в 431 году. Выразителем ее явился константинопольский патриарх Несторий. ?сторики много спорят, насколько он явился выразителем, но мы не будем вдаваться в такие подробности. Мы предоставим эти подробности историкам, мы просто говорим сегодня о сути самой ереси и самой проблемы, которая возникла. Несторий учил о том ,что Господь ?исус Христос был полноценный человек. ? получается так, что в ?исусе Христе жило как бы двое. ?исус Христос использовал тело ?исуса Христа как храм, в котором Он обитал. ? получалось, что у него было некое сожительство или содружество двух в одном существе. Получалось, что ?исус Христос был полноценный Бог как бы со Своей ипостасью, и в то же время был и полноценный человек тоже со своей ипостасью. ? получалось два Христа или две личности. ? поэтому был созван Вселенский Собор, на котором это учение было опровергнуто, потому что такое разделение, такая двойственность в лице Господа ?исуса Христа недопустима. ? поэтому было утверждено церковное учение, что одна ипостась и две природы Божеская и человеческая. Эта форма универсальна, как раз в том плане, что она говорит…. В дальней?ем Леонтий Византийский в 6 веке уже введут такое понятие как «воипостазирование». Получается что ?исус Христос Сын Божий воипостазировал, то есть воспринял в Свою ипостась человеческую природу, включая ум, ду?у и тело. То есть полноценную человеческую природу. Но личность Его, именно то «Я», о котором мы говорили на первых с вами беседами, было от Сына Божьего. Если бы учение это предлагать по Несториевой конструкции, то получилось бы, что в ?исусе Христе было бы два «Я» одно Божеское, а другое «Я» человеческое. ? поэтому получалось бы некоторое раздвоение. В связи с этим стал вопрос наименования Богородицы Христородицей, как предлагал Несторий. ?, соответственно, если в ?исусе Христе одно «Я», тогда Божия Матерь кого родила? Если «Я» было «Я» Бога? Конечно она родила Бога! Родила Бога по плоти, но не родила Его вечно. ? соответственно она может именоваться Богородицей именно потому, что Она родила Бога Слова по плоти. То есть когда Он воплотился в нее. А Несторий, к примеру, предлагал, что она не могла родить Бога. Потому что Бог Он вечен и нерожден. ? как раз у него здесь было недопонимание того, что личность, как раз из за того, что он раздваивал личность ?исуса Христа, поэтому не мог такого допустить, чтобы Бог Сам мог воплотиться и родиться. Но это произо?ло и Божию Матерь мы называем Богородицей. ?менно потому, что Бог является в одной ипостаси и в двух природах. ? поэтому она родила Его по человечеству.
Следующая ересь, которая возникла как отток в другую сторону, она называется монофизитство. То есть или единоприродники. Монофизиты, был такой константинопольский архимандрит Евтихий, который сказал, что до воплощения было 2 природы человеческая и Божеская, а после воплощения Божественная природа поглотила человеческую. ? человеческая природа совсем не участвовала и она одухотворилась. Фактически это был возврат к тонкому докетизму, о котором мы говорили, что просто был призрак. Потому что природа человеческая была поглощена. Чем ересь эта была опасна? Тем что нару?ался догмат о двух природах. Почему? Потому что Христос, когда жил на земле и страдал, и жаждал, и плакал, и скорбел, и алкал, то есть, как мы говорили на Евангелие от Марка, что Господь испытывал все человеческие ощущения, кроме греха. Если бы у Него была поглощена плоть человеческая Божественной природой, то Он тогда бы это вообще бы ничего не испытывал. А только бы притворялся. А Господь был естественным и действительно реально осязаемым. ? еще как говорят святые отцы, что было не воспринято, то не было спасено. Если бы не был воспринят ум у человека, если бы как сказал святитель Григорий Богослов Бог вообезьянился, тогда бы не был исцелен ум, потому что Христос вочеловечился, как мы даль?е будем с вами говорить, чтобы спасти человека. ? Он воспринял всю на?у природу, чтобы ее в Самом Себе исцелить. ? поэтому если что-то было не воспринято, или что-то было воспринято неполноценно, тогда это не было спасено. ? соответственно грех не был побежден. Поэтому святые отцы настаивали на том, что Христос Господь на?, был полноценным человеком и полноценным Богом. ?мел две полноценные природы. ? соответственно ересь эта была осуждена. Но она дала следующие отголоски, которые назывались моноэнергизм и монофелитство. Это когда говорили, что во Христе, ладно пускай будет две природы, но зато будет одно действие или одна воля. На защиту православного учения о том, что во Христе две воли и два действия, встал святитель Софроний, патриарх ?ерусалимский, преп. Максим исповедник и святой папа Мартин. Которые были замучены и скончались мученически от ран и в ссылках погибли за правду Божию. Учение преп. Максима ?споведника, хотя это в принципе не его учение, а учение в купе со святым папой Мартином, и со святым патриархом Софронием ?ерусалимским, он просто его более ярко выразил и написал многие произведения по этому вопросу и ревностно защищал его. Он говорит так, что каждая природа имеет волю, каждая природа человека. Потому что, например, в человеке две воли. Его знаменитое учение о гномической воле, у нас есть воля природы или воля естества, а есть воля выбора человека. Воля естества это то, что человек не может изменить, это то, что находится в на?ей природе ― алкание, нас влечет природа, сон, там еще что-то. Естественные потребности это воля естества. А есть у человека его личный выбор. Так вот, личный выбор здесь относился к Божественной ипостаси, а сама человеческая природа волю свою естественную не утратила, поэтому во Христе было две воли. Вот Он и тосковал, и стра?ился, к примеру, моление гефсиманское о ча?е, когда Господь говорил, да будет воля Твоя, пронеси ча?у сию мимо Меня. Это о чем говорит? Если бы у Него полностью была одна воля Божественная, то не было бы таких раздвоений. Но тем не мене плоть человеческая, природа человеческая она стра?ится смерти и она как бы делала такие позывы. Господь как бы принуждал Свою человеческую природу покориться Божественному промыслу и Божественной воле. ? это учение тоже восторжествовало и победило. Последняя ересь, седьмая, это иконоборчество. Оно тоже является как бы некоторым отголоском монофизитства, потому что монофизиты говорили, что ?исуса Христа и Бога нельзя изображать на иконах, потому что, Он Бог, и соответственно впадали может быть в некоторое монофизитство, когда говорили, что природа человеческая поглощена Божеством. ? они считали, что изображать его нельзя. На самом деле, как раз утверждением иконопочитания, православная Церковь утвердила уже окончательно реальность действительно воплощенного Слова Божьего. ?менно реальность Его человеческой природы, которую можно было изобразить, и которую апостолы осязали, апостол ?оанн на груди лежал Спасителя, они Его видели в течении нескольких лет и все вот это конечно восторжествовало, что действительно Спаситель был настоящим человеком. Все эти ереси они как-то вот на протяжении нескольких столетий терзали Церковь и сегодня они нас вроде и не тревожат. На самом деле все эти ереси сейчас существуют в разных оккультных течениях. ? даже проявляются в на?ей жизни, особенно восточное христианство, говорят некоторые богословы, оно всегда было склонно к некоторому монофизитству. В духовной жизни это о чем говорит, о том что, к примеру, у нас все плотское ― грех. На западе другая крайность, у них несторианство ― полноценное человеческое существование, и мало заботятся о духовном. К примеру, если западный менталитет возьмете, у них там комфорт, ….., потому что они весьма реалистично относятся к человеческой природе. А, к примеру, восточные национальности, к которым конечно относятся и русские. У нас есть некоторое приближение к плоти почему, когда к нам в средневековье приезжали, к примеру, иерусалимский патриарх со своими служителями, когда они попали на русскую службу, они еле выстояли. Когда смотрели на детей, которые стояли на сене в холод, они были в ?оке, что так можно молиться. То есть они даже не думали, они думали, то они подвижники благочестия, но когда приехали в Россию, они поняли, что им молиться еще надо учиться и учиться. У детей, которые находятся на севере. Это тоже в жизни бывает, с этим тоже нужно бороться. Конечно к духовному надо стремиться, забывать все земное, но не принижать его. Не было никогда в Церкви борьбы с плотью как с таковой. Плоть человеческая в Церкви была священна и из нее искоренялись страсти. ? если кто-то, к примеру, оскоплял плоть, как Ориген и другие, которые делали из себя евнухов, скопцов, ради науки, ради духовности сам себя оскопил Ориген в 18 лет, молодой был подвижник, он сделал это и был единогласно всей Церковью осужден. Как, к примеру, человекоубийца, потомучто самого себя, тело это образ Божий, ничего нельзя было удалять. Страсти нужно искоренять другим путем. Когда он стал уже в летах он сказал – да, оскопились члены, но не оскопились страсти. Ничекго не изменилось, членов нет, а стасть живет. Потому что страсть можно искоренить, когда полноценная природа у человека. Когда добровольно…. как сказал Феодор Санаксарский, есть у него такой интересный случай в жизни, когда его спросили, как поститься, ведь Господь нам дал столько рецепторов во рту, язык, гортанобесие, все прекрасно, наслаждайся, все хоро?о, разные салаты там это же все прекрасно, ку?айте, надо наслаждаться и благодарить Бога. Он очень мудро ответил и сказал, что Господь и дал нам столько много ощущений, чтобы человеек познал полноту радости и познав эту полноту доьровольно отказался. Какая был бы толк и польза если бы человек отказался от того, если он ест, к примеру, салаты и помидоры как солому. Легко! Но если он отказывается от этого как от какого-то блага, которое услаждает его, насыщает, дает ему како-то уте?ение, отказывается. Да это подвиг, тогда это угодно Богу. ? Господь специально дает некоторую свободу, почему некоторый игумен в одном монастыре, кагда его спросили – зачем ты так на убой корми?ь монахов, они же должны голодать? Он говорит, я со своей стороны должен предоставить полноценное пропитание подвижнику, а он уже должен сам ре?ить сколько огн съест. Я как настоятель должен пещись о столах, чтобы все было. А они уже от своего духовного возраста, каждый должен сам выбирать скольно он будет есть. ? вот эта духовная мудрость она распространяется. Слава Богу в Церкви она есть. ? вот эта свобода дууховного выбора она возлагается на человека. Потому что доброохотно дающего любит Бог, как сказал апостол Павел, потому что невольник не богомольник.
Нас ради человек и на?его ради спасения. Господь с определенной целью стал человеком на земле, длятого чтобы совер?ить на?е спасание. Спасение нас ради человек, это не значит только для всего человечества, но и для каждого из нас лично. Если бы был только один человек на земле, Адам с Евой, то Господ ради них бы со?ел и стал человеком. ? как говорят святые отцы, это мнение не регламентируется Церковью, оно говорит о том, настолько Бог возлюбил мир и настолько захотел сродниться с ним, что даже если бы не было грехопадения, то Христос все равно стал бы человеком. ? все равно Он при?ел бы на землю, чтобы сродниться с людьми. К примеру, родственность Божества и человечества в языческом мире понималось как некоторое слияние. Как некое умаление безконечности и неотмирности Божества. Его некоторе огрубение и приближение к материальным формам. ? делали некоторый мост, чтобы соеденить природу человека и Божество, это как бы на естественном уровне. ? всякая философия, и к примеру, даже нас великий философ Владимир Соловьев он тоже был в этом отно?ении не без греха. Он тоже в конце жизни попытался вот это соединение помимо Христа сделать. ?менно философским путем, что именно соединение материального мира с Богом, оно в принципе возможно было естественным путем. Христианство всегда противостояло против этого, потому что природа Бога она неотмирная. ? соединить несоединимое, бесконечно противоположное невозможно. Но благодаря образу Божиему, который находится в нас, Господь по благодати, не по природе, а по благодати становится человеком и соединяет нас с Богом. ? задача на?его спасения она заключается в чем, самое главное это обожение. Как сказал святой ?риней Лионский, а потом и святитель Афанасий Александрийский, Великий, Бог стал человеком, для того, чтобы человек стал Богом. Богом, конечно имеется ввиду не по природе, по тому что по природе Божество оно бесконечно принадлежит Святой Троице. ? никто к нему не может природно приобщиться, кроме Самого Бога. Но по благодати. Господь как бы наделяет людей божественными качествами и как мы уже говорили все святые во Святом Духе сегодня имеют такую возможность наблюдать за всем миром, принимать молитвы других людей. ? они по этой благодати полностью как бы находятся в богоподобном состоянии и являют собой яркое отображение Божества, Его образа. Прежде всего на?е спасение заключается в примирении нас с Богом. Примирение с Богом заключается в том, что мы с вами согре?или и удалились от Господа и как говорят католики бесконечно оскорбили и прогневали Бога, мы так не думаем. Мы думаем о том, что согре?или и подпали греху и мы отвернулись от Бога, мы поссорились с Богом. ? когда мы говорим, что Бог примирил нас с Собой, это не значит, что Бог Свой гнев применил на милость. Нет, господь Он не гневается, по учению преподобного ?саака, в Боге вообще нет никакого гнева, потому что это низко, и вообще мстительность не присуща Божеству, потому что позорно для Бога и говорить об этом. Бог есть постоянная совер?енная любовь. Как раз примирение происходит в нас самих. Мы примиряемся с Богом, потому что уйдя в грех, мы согре?или и в своей лукавой совести отвернулись от Бога и еще сделали Его как бы виноватым в своих грехах. Поэтому Господь примиряет нас с Собой и дает нам возможность спасения от греха и смерти.
Следующее понимание спасения как искупление. То, что Господь искупает нас от греха и смерти. ?скупление заключается в освобождении нас от проклятья. Возможности свободно, по благодати Божией побеждать грех, освобождаться от него, быть уже не рабами его. ? как Господь, показав нам пример, воспринял на?у человеческую плоть, кроме греха, подверженную после грехопадения всем тем скорбям. Христос воспринял не плоть Адама до грехопадения, а плоть Адама после. Потому что как мы уже говорили, все, что не воспринято, не спасено. Поэтому Господь на? ?исус Христос воспринял пад?ую природу человеческую, кроме греха. Для того чтобы ее исцелить, восстановить, искупить, освободить от греха, и привести ее к обожению. ?скупление и жертва, которую принес ?исус Христос нас ради и на?его ради спасения была принесена Святой Троице всей. Потому что Господь был агнцем закланным, и Сам приносился в жертву, и Сам же ее и принимал. На предвечном совете, который изображен на иконе преподобного Андрея Рублева было ре?ено, что Сын Божий воспримет на Себя этот крестный подвиг и спасет род человеческий. Вся жертва будет принесена Пресвятой Троице. Много было разных мнений по этому вопросу, кто-то говорил, что жертва была принесена дьяволу. Но это все было отвергнуто, как недостойное Бога. Потому что разбойник дьявол получал себе в выкуп Бога ,что совсем, как говорит святитель Григорий Богослов, неприлично для Божества (О как сие оскорбительно…).
? третье. Спасение понимается как восстановление на?ей природы. Восстановление заключается в приобретении гармонии. Святые отцы своей жизнью доказали, что можно в своей жизни посредством подвига и благодати Святого Духа восстановить свою природу. ?менно привести ум, чувства, сердце ,волю, ду?у и тело в гармонию между собой. Чтобы, к примеру, воля человеческая она царствовала во всех на?их членах. Если сейчас мы как бы рассечены, ум хочет одного, сердце другого, ду?а третьего и порой мы сами не знаем чего мы хотим. Потому что разные на?и части желают совер?енно противоположного. То восстановление или приведение в сознание, когда человек приходит сам в себя, восстанавливается и соединяется сам в себе, рассеченное естество оно как бы едениться и сливается во едино. ? человек становится полноценным человеком, когда у него уже нет таких раздвоений или рассечений, никаких сомнений, ничего. Значит вот это как раз и есть на?е спасение.
Как произо?ло спасение? Господь, став человеком, Он, будучи на этой земле показал нам пример, как человеческая природа может быть покорена Господу и служить полностью спасению. Господь воспринял на?у природу и исцелил ее в себе, одухотворив ее, подчинив ее Божественному промыслу, освятив и этим самым показал пример. О том, что Господь простил нам грехи, об этом мы будем с вами говорить в других темах. Цель человеческого существа, цель спасения это обожение, которое заключается в соединении с Богом. Не по природе, но по благодати. Как говорит апостол Петр во втором послании, что «мы станем причастниками Божеского естества». Тесное единение с Богом должно было быть достигнуто послу?анием заповеди Господни. Человек упражняясь в заповедях, потихоньку, помаленьку приходит в духовное состояние, освящается и приобщается благодати Святого Духа. ?сцеляется и принимается Богом в Свою благодатную стихию. ? как говорит Макарий Оптинский, что «перечитай все книги, ты не найде?ь другого пути исцеление от страстей, как только борьба и терпение. Потому что страсти уходят от нас посредством времени, если человек трудится и борется. Если эта борьба есть, то через время и терпение страсти утихают, уходят и человек исцеляется. Но если нет борьбы, то они просто могут лежать на дне на?ей ду?и в тайниках и не показываться, как змея, которая спит в своей норе. ? потом, когда наступает благоприятная пора, она выходит из этой норы и жалит нас смертоносными ранами». Как я уже говорил, Бог стал человеком, чтобы человек стал богом, как говорит святой ?риней Лионский. ? поэтому идеал жизни христианской это стремление к соединению с Богом, иного нам с вами и не надо думать. Как сказал Господь ищите прежде Царство Божие, которое внутрь вас есть. То есть жизнь во Святом Духе. ?ли стремление к богоподобию ― будьте святы как Отец ва? Небесный Свят. То есть Господ нас к этому призывает.
Со?ед?его с Небес. Что значит Господь на? со?ел с Небес. Как говорится в псалмах ― Господи, приклони Небеса и сниди. Это не значит, что Господь перевернул, это не значит, что Господь перевернул Небеса, приклонил небо как лестницу и со?ел. Здесь, конечно же, имеется в виду духовное, благодатное действие, когда Господь под воздействием Святого Духа воплотился от Пресвятой Марии Девы Богородицы. Воплотился и вочеловечился. Воплощение было под действием Святого Духа без мужеского семени. То есть благодатно, таинственно, непонятно для нас образом. Это великая тайна, в которую не возможно человеку проникнуть, и поэтому мы с вами все это принимаем на веру, мы верим в это. ? Воплощение произо?ло, как я уже сказал, в полноценную человеческую природу. Господь питался, вот есть икона Божией Матери «Млекопитательница», где Господь изображается принимающим грудь Божией Матери, Он действительно питался молоком, вку?ал и все это было как у всех. ? рождение, говорит преподобный ?оанн Дамаскин происходило естественным образом, не из боку, как говорят некоторые. У нас в богослужении есть такое выражение «из боку чиста», это такая богослужебная духовная метафора, чтобы показать чистоту и непорочность рождения на?его Спасителя. На самом деле она родила Его естественным образом. Потому что Господь на? ?исус Христос родился именно так, как рождаются все люди. Потому что как мы уже говорили, что не воспринято, то не спасено. Господь в Своей жизни все проделал как мы. Если кого-то это удивляет, можете открыть Точное изложение православной веры преподобного ?оанна Дамаскина и прочитать об этом сами. Я просто смотрю на ва?и удивленные глаза, на самом деле так и есть. Господь родился естественным образом, но без греха. Еще говорится Приснодева, она родила без боли. Вот об этом ?оанн Дамаскин говорит, что Божия Матерь родила без боли. Потому что рождение было без греха. Женщина рождает в муках за грех, а рождение Спасителя оно было без греха, потому что Господь воспринял плоть поврежденную грехом, но без греха. ? потому рождение было безболезненным. Поэтому и у нас есть такое выражение, когда мы величаем Божию Матерь, есть такое слово, которое как раз в молитвах характеризует, что она родила Господа безболезненно. Поэтому не удивляйтесь, это так действительно и есть. Господь вочеловечился, воспринял полную человеческую природу с умом, с ду?ой, с телом. ? родился, был в послу?ании родителей, был плотником по своему так сказать увлечению до 30 лет, до времени явления Своего израилю. Мария была Приснодева, то есть не было мужеского семени. ? после Спасителя, она не имела боль?е детей. Потому что ?осиф был просто ее опекуном. ? если сегодня протестанты говорят, что у Него были братья, по преданию мы знаем, что это были дети ?осифа, либо двоюродные братья. Предания о том, что у Божией Матери были другие дети мы не знаем, это предание дикое и еретическое. ? когда Божия Матерь была при Кресте, Спаситель сказал ?оанну Богослову «се мати твоя» он же не сказал это апостолу ?акову если бы был бы он брат. Не сказал другому сыну Божией Матери, если бы у нее были дети. Потому что это было бы естественно, Он ее усыновляет ?оанну Богослову, потому что она осталась одна. Потому что единственный сын висит на кресте. ? все боль?е у нее никого нет. ?осиф умер к тому времени, а как я уже говорил в семейной ситуации там не все было гладко, Его родственники считали где-то сумас?ед?им, где-то, что он вы?ел из себя, то есть они вот так вот считали. ? не все было гладко и поэтому Господь отдает ее своему ученику, потому что знает, что ей там будет гораздо луч?е. Этим самым показывая, что Он у нее был единственный сын. ? единственная рожденность Единородного это не только связано с тем, что Он в вечности единственно рожден, но и от Божией Матери Он тоже единственно рожден. ? после Него и до Него не было. Как сказано в пророчестве о вратах, мы с вами читаем на празднике Божией Матери в паремии, о том, что через эти врата не пройдет боль?е никто, только Господь Бог пройдет ими. Как раз говорится о том, что Божия Матерь после Спасителя никого боль?е не рожала.
На этом мы с вами заканчиваем на?у с вами тему.
***

Текст составлен по фильму-лекции Беседы на Символ веры: Христос – Богочеловек.

Если Вы заметили о?ибку в тексте — пожалуйста, напи?ите нам об этом на электронную почту – bogovidec@yandex.ru