Беседы на Символ веры: о творении человека. Священник Максим Каскун

Ну, вот по милости Божьей, в день всех Святых мы продолжаем с вами изучение Символа Веры. Сегодня?няя тема у нас Творение видимого мира, творения человека, ну и соответственно все события, которые с этим связанны. Первый вопрос, который возникает у людей это — Зачем нужен Богу видимый мир? Достаточно было бы и ангелов. Для чего Господь творит? Ещё и видимый мир, материю всё вот это вот, это же, как бы считается вроде и ли?ним. ? церковь отвечает на эти вопрос так что, прежде всего творение Божье должно достигнуть совер?енства и полноты. Ангельский мир сам по себе, он не является полнотой тварного мира, его дополняет материальный мир, и человек в этом мире является так сказать синтезом или соединением духовного ангельского мира, потому что ду?а человеческая она сродни ангельской. ? миротворного и человек сам в себе соединяет два мира — духовный и материальный. ? даль?е мы будем говорить, задача человека состоит в том, что весь тварный мир, всю материю её одухотворить. Так же есть ещё предание, которое сегодня используется и в проповеди и в святоотеческих комментариях значит, в некоторых оно есть. Это говорится о том, что когда мы с вами говорили о количестве ангелов, что когда произо?ло падение на небе, тогда Господь творит человеческий мир для того чтобы восполнить отпав?ее число из мира ангелов, но на самом деле это вопрос такой условный достаточно. Всё, таки главная и основная цель это была то, что бы действительно сотворить совер?енство, которое воплотилось в человеке. О том, что как Господь творил мир, мы об этом говорить не будем, о днях творения мы тоже подробно размы?лять не будем, скажем только о том, что дней творения было ?есть, все они были по 24 часа, я уже неоднократно говорил на других лекциях об этом и Василий Великий говорит, и преподобный Ефрем Сирин и другие Святые Отцы они говорят что 24 часа. Так же я указывал на то, что в древности у людей не было так сказать проблемы в том, что бы поверить Богу, что он мог сотворить за 6 дней что-то, они наоборот говорили, Бог творит всё сразу, зачем ему 6 дней. ? поэтому Святые Отцы как бы доказывали, что действительно дням и творению нужно было время и как вот сегодня люди говорят, что эволюция была, нужны были многие миллионы лет, это не правда. Творению нужно было всего несколько дней для того что бы созреть, что бы принять человека. Прежде чем сотворить человека Господь устраивает весь материальный мир, всё многообразие, всю доброту, всю красоту, которую мы с вами видим. ? как говорил…(?) прежде чем вести царя, нужно было сделать царство. ? поэтому Господь, сначала творит низ?ие формы материального мира, потом постепенно доводит их до более организованных и в конце в претворении человека он соединяет совер?енную форму из материи с совер?енной духовной природой, которая есть ду?а человека и так появляется человек. Прежде сотворения человека у Святых Отцов есть такое определение, как предвечный совет Пресвятой Троицы, которая изображена как раз на иконе преподобного Андрея Рублёва «Святая Троица». Три ангела находятся как бы друг перед другом, по среди них стоит ча?а и вот они вот в размы?лениях, кому эту ча?у испить за человека и вот это называется как раз Предвечный Совет. О том что Господь прежде творения мира уже размы?лял о том, что будет с человеком, как спасти его и о каждой ду?е человеческой, о каждой личности, о каждой семье, о каждых людях Господь всё изначально уже предопределил в соответствии с выбором человека, как человек будет выбирать, так Господь и будет его благословлять. Это очень тоже важно, потому что Предвечный Совет такая вот попечения(?), оно вот связанно именно только с человеком. О предварении ангельского мира вообще ничего не говорится, как это Господь творил и всё, мы только знаем, что это есть. Но для нас Господь раскрывает некоторые аспекты того что происходило и соответственно указав на свой совет он как бы ещё и говорит что человек сотворён руками Божьими, то есть Господь сотворил его, как бы сам вылепил из земли, сотворил его из праха земного и вдул в него дыхание жизни. Человек появляется в конце творения, в 6 день, как венец, как завер?ение его, как полнота, как совер?енство и соответственно Господь вдыхает в него дыхание жизни и человек становится ду?ой живою, он становится личностью, становится богоподобным существом и Господь сотворил его по образу и по подобию своему. Здесь нужно сказать, прежде всего, о том, что творение человека было связанно именно с тем, вернее совер?енство его тела связанно с тем, что сегодня мы с вами вот если посмотрим художников фантастов там или ещё кого-то, никто не может изобразить чего-то совер?еннее человеческого тела. Как правило, все вот измы?ления человека, измы?ления бесов, которые бывают ведения разные, как правило, это или человекообразные или рептилиеподобные, разные существа, которые в себе всё равно носят элементы человека. Создать более совер?енное чем человек не представляется возможным, человек и по своим функциям и по своему двигательному аппарату и по другим параметрам он является совер?енством о полнотою, луч?его создать нельзя. Это как раз подтверждается тем, что Господь как раз и показывает человеку, что было до него, какие были живые существа, что он явился самой совер?енной формой. Совер?енная форма, она не предполагает самой сильной формы. Вот мы с вами говорили на про?лой беседе о том, что ангелы они сильнее людей во многом, говорили о могуществе их природы, о знаниях, об уме, о ведении, о познании Бога, но мы с вами затрагивали ещё такой момент о том, что ангелы не могут творить, у них отсутствует творчество. ? вот кстати после того как кто-то смутился я вот значит специально посмотрел книжку одну святителя Григория Паламы, где он конкретно говорит, что да действительно человек хоть и слабее ангела, но богаче по природе. Потому что он в себе соединяет 2 мира, он сам по себе он уже богаче ли?ь только потому, что в нём 2 мира материальный и духовный это, прежде всего. ? у него есть способность творчества, образ Божий, который выражается именно в этой способности творить не из ничего, как, к примеру, Господь творит просто из небытия, в бытие приводит, а уже из готового материала творит новые формы.
Действительно, сегодня вот мы смотрим, да вот даже взять из плоскости земной, дизайнеру если взять они действительно могут такое наделать. Я просто удивляюсь, откуда что берётся. Потому что человеческая мысль, она в этом отно?ении творческая. ? святитель Григорий Палама говорит о том, откуда берётся эта способность. Почему у ангелов её нет, а у человека она есть? ? он указывает на то, что у ангелов нет органов, в которых находятся чувства, у них нет чувств. У человека есть орган, который называется чувствилище, где находятся органы чувств, они в нас находятся. У нас есть также религиозный орган, где находится у нас вера, где она питается, где она находится, но мы не знаем где это, но оно находится в на?ем теле и мы знаем, что у нас есть чувства, а у нас есть органы чувств, но само чувство, как таковое, мы незнаем где оно находится, но оно у нас есть. ? вот эти чувствилища духовно-материальные они у ангелов отсутствуют. Ангелы и пад?ие ангелы, они, конечно, знают что такое чувства, к примеру, если брать святых ангелов, то их боговидная природа, они этой своей природой понимают что такое чувствовать, какие-то наслаждения, они понимают что это такое, но почувствовать его, реализовать они не могут. ? так же, враги на?и, то есть бесы тоже самого сделать не могут. Ещё хотелось сказать, один раз мы размы?ляли на эту тему с одним человеком, он как раз сказал, что есть такой фильм, я его не видел, правда, но хочу специально посмотреть «Знакомьтесь, Джо Блэк» и там вот как раз смерть при?ла, и она дала отсрочку человеку, чтобы войти в него и попробовать в этом мире, как вот они американцы любят ореховую пасту, она хотела попробовать что это — ореховая паста, я знаю, что это такое орехи, но как это вот почувствовать, я не знаю. Но я пробовал недавно, скажу вам такая очень редкостная гадость, ради неё всё вот это происходит, очень трудно, меня помню, угощали, американцы ели – доел, если честно. Национальное блюдо, но к нему надо привыкать, для русского человека очень тяжело, всё там перетёртое, пряное, насыщенное. Но вот смерть захотела это поку?ать, поэтому заключила с человеком договор, интересный фильм, хочу на эту тему посмотреть. Так же «Город Ангелов» есть, известная тема, ангел ради любви, что он делает? Он становится человеком, для того что бы полюбить, потому что он не может полюбить сам по себе. ? конечно здесь не всё правильно, потому что ангел не может стать человеком, но сама идея бесовская, которая в этих фильмах некоторых проскальзывает, именно желание получить плоть и через эту плоть получить те наслаждения, которые получает человек, она присутствует. Поэтому и сказано о человеке, что человек хоть и слабее, но богаче по природе и образ Божий в нём более совер?енно выражен, как раз благодаря, творческой природе, потому что одно из главных свойств Божьих это — творчество. Господь творец всего. Природа человека, она у нас, как правило, в церкви, в Священном Писании, в творении Святых Отцов, подразделяется на 3 части — тело, ду?а и дух. Но здесь есть многие оговорки, прежде всего, хотелось бы сказать, что в связи Святых Отцов и самом Священном Писании, человек всегда делился на 2 части, и духовная часть называлась либо дух, либо ду?а, такие термины всегда взаимозаменялись. ? уже апостол Павел просто говорит, что до разделения ду?и и духа, помните, до разделения составов и мозгов, помните, вот эти вот у него выражения в своих посланиях, и говорит о том, что как раз дух и ду?а это нечто единое, что может в принципе разъединятся по своей природе. ? впоследствии, Святыми Отцами слово ДУХ было выведено как понятие ум, который находится в человеке и соответственно человек начал делится иногда и на 3 части, то есть — тело, ду?а и дух, а под духом разумелась, именно умная его природа. Но вот есть те, кто из Святых Отцов конкретно говорит, что у человека есть 3 части: умная часть, которая к Богу относится, животная часть, ду?евная, которая впитывает в себя все чувства, весь вот этот …(?) переживаний, который нас сроднит с животным миром и собственно тело, которое взято от этого мира. Но мне понравилось вот выражение Лосского(?), на?его богослова о том , что он сказал, что дух— это есть выс?ая часть ду?и, которой человек может соприкасаться с Богом, в том плане что именно вот через этот ум. Как Святые Отцы говорят, что ум это глаз, через этот глаз мы можем видеть, через духовное око, видеть духовные вещи, мы можем этим соприкасаться. Поэтому в принципе разницы нет, из каких частей состоит человек из 3 или из 2, но мы просто должны понимать, что в любом случае одна часть у него духовная, которая может подразделяться либо на 2 части дух – ду?а, либо у неё будет просто умная часть и соответственно тело. Ду?а человека тоже подразделяется по учению Святых Отцов, всё это базировалось на философских размы?лениях и соответственно ду?у делили на разумную и на животную. Разумная часть ду?и как раз в ней находился ум и человек ею управлял сам собой. ? была животная часть ду?и или низ?ая, которая отвечала за низменные страсти и естественные способности человека. Потом об этот мы будем говорить, потому что св Максим ?споведник, преподобный развил учение о естественных страстях, которые присутствуют в человеке. Потому что есть страсти греховные, а есть страсти телесные. К примеру, Спаситель был тоже подвержен естественным страстям, например голоду, жажде. Все это у Него было, но не было греховных страстей. Этот момент нам потом пригодится.
Следующий аспект творения человека, это происхождение его ду?и. Господь сотворил тело человеческое, вот оно лежит, грубо говоря. Как по повествованию преп Серафима. ? Господь вдыхает в него Святаго Духа и он оживает. Поэтому здесь всегда извечный вопрос ― ду?а человеческая насколько она Божественна и откуда она берется? Откуда она происходит и что она из себя представляет? Этот вопрос объясняется всегда трояко. Объяснение, которое Церковью было напрочь отвергнуто, это учение о предсуществовании ду?, что все ду?и были сотворены в начале мира. Почему? Потому, что Бог почил в седьмой день от всех дел Своих и боль?е ничего не творит. Бог сотворил мир единожды и боль?е не творит ничего, поэтому Бог находится в покое. Откуда тогда берутся ду?и? Поэтому было такое учение, которое исповедовал великий учитель Церкви Ориген, это учение было осуждено ― о предсуществовании ду?. Ду?и все были сотворены, а потом только посылаются в тела при зачатии. Другое мнение, которого придерживались многие из святых отцов ― это творение ду?. Вопреки тому, что говорит Священное Писание. Есть такое размы?ление, что Бог в каждый момент зачатия творит ду?у, и человек индивидуум ее получает. Но возникает много вопросов в связи с тем ,что многие (мы с вами уже говорили на Евангелие от Марка, что тело человека по учению святого Мефодия Патарского оно подобно некоторому заводу. Он говорит в одну дверь поставляется семя человеческое, а в другую выходит человек. Если в женщину попадает семя и нет никаких болезней, то получается человек. Он берет такие образы. Это закон природы и это естественно. ?ного пути нет.), мы знаем, например, что архимандрит Антоний (Медведев) наместник Лавры, в 19 веке жил. Он был внебрачный сын грузинских князей. Потом он стал монахом, стал известным человеком, стал духовным. Но тем не менее рожден он был внебрачно, то есть от блуда, от прелюбодеяния. Мама его бедствовала и ее опекал один богатый князь, у которого случилось такое иску?ение. Был зачат ребенок, который родился и потом стал великим человеком. ? многих смущает то, что разве Господь может в этом участвовать? Так же есть такие моменты, когда, например, насильник насилует женщину и она рождает потом полноценного человека, который вырастает и становится нормальным человеком, не каким-то там моральным уродом или еще там что-то, а вполне обычным, нормальным человеком. Его женщина эта воспитала я знаю, я видел этого человека. Ребенок он сам по себе. Родители или ситуация при которой он зачат влияют конечно несколько, но тем не менее. Если женщина ре?ается рожать ребенка, то воспитание, которое он получит, будет определяющим. Была такая история. Где войны часто ?ли, таких случаев было очень много, женщин там насиловали, рождались дети, куда их девать не убивать же. Рожали их, воспитывали, приобщали к православной вере, и они становились христианами. Потому что воспитание здесь было определяющим. Этот момент многих смущает почему Господь если происходит такое беззаконие творчески участвует в этом акте? Поэтому в Церковном учении есть еще одно течение о происхождении ду? ― ду?и рождаются от родителей. Вместе с телом передается, и частичка ду?и и человек зарождается сразу. Не Господь дает ду?у, но она рождается вместе с телом. ?менно по естественному закону. Почему и говорится что ду?и очень похожи, например, ду?а сына похожа на ду?и своих родителей ― характером. Я специально взял тексты Священного Писания, которые дают как раз теорию рождения, некоторый такой просвет. Если апостол Павел говорит о первосвященнике Мелхиседеке в послании к евреям. Там говорится о том, что Авраам дал десятину, а Левий (сын ?акова, один из начальников колен, а ?аков был потомок Авраама. Левий это потомок Авраама не первый, но далекий, он является ему правнуком). Говорится о том, что десятину берут человеки смертные, а там имеющий о себе свидетельство, что он живет. Сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама сам дал десятину ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его. Говорится о Левиии как об ипостаси, о личности конкретной, которая была еще в принципе, еще в чреслах отца. Это как раз дает такое просвещение на то, что действительно возможно, что ду?и действительно рождаются. Ду?и рождаются естественным путем и это уже не зависит от самих людей. Но в любом случае мы должны понимать, об этом говорили и святые отцы ― происхождение ду?и человеческой это тайна. Как все происходит, творит ли ее Бог или она рождается. ?ли происходит все вместе, часть рождается, а часть творится, где Господь дает саму основу личности. Как к примеру, когда Господа спра?ивают ― как Твое имя? Он отвечает ― Аз есмь. ?ли по-русски Я есть, или просто Я. Как Тебе имя? ― Я. Что можно по этому понять? Поэтому когда у Господа спра?ивали имя в Ветхом Завете, Он отвечал ― что ты спра?ивае?ь имя Мое – оно чудно. Его действительно невозможно понять, потому что слово Я есть как раз мое имя и есть то, что я есть. А что такое человек? Человек, прежде всего, мы можем сказать, что это ду?а, тело, все прочее. Но это есть части человека. А все вместе, это ду?а, тело, плоть и все там характерные черты, но самое главное, что человек может сказать на вопрос ― кто ты? Это я. Это слово Я, это местоимение, это основа, я бы сказал даже первооснова человеческой личности. Она вот может и закладывается Богом в момент зачатия. Потому что я, я не могу сказать, что я личность, потому что личность это одна из моих составных частей. Я не могу сказать, что я ду?а, потому что ду?а этот тоже одна из частей. Я не могу сказать, что я тело, потому что это все из моих составных частей. Я могу определенно сказать только, что я это я. ? когда я говорю слово я, (можете сами за собой понаблюдать) в этот момент я сам себя самоопределяю, я сам себя самопознаю. В этот момент происходит некоторое внутреннее сканирование, то есть прозрение внутреннего человеческого существа, то есть кто я? Человек сам себя определяет и сам говорит – я. ? сразу понимает кто он. Животное не может сказать про себя – я. Потому что животное не имеет личности и не может само себя определить. А человек может. Эта первооснова личности существует на которую потом нанизывается все составные части человека. ? поэтому говорить о том, что кто-то знает как устроен человек, то тот, грубо говоря, лжец и нет в нем истины. Потому что святыми отцами, как мы уже неоднократно говорили и святитель Григорий Богослов говорил о том ,что ― как можно познать человека, когда мы вообще не знаем как бы даже поверхностно, что у нас происходит невозможно понять. Потому что человек это настолько сложный вид, настолько он совер?енный, он состоит из двух миров и для того чтобы человеку познать самого себя это боль?ой труд. Это была как раз задача, которая была поставлена перед ним, о ней мы скажем чуть пониже. Господь творит человека по образу Божиему. В русском переводе сказано так ― «сотворим человека по образу На?ему и по подобию На?ему, сотворим его». А еврейский текст буквален, в нем говорится так ― «сотворим человека по образу На?ему, как образ На?». Появляется некоторая не тавтология, повторение одного и того же слова. Но святыми отцами издревле, благодаря греческому переводу Септуагинте (переводу семидесяти), как раз всегда и переводится ― именно как образ и подобие. ? это всегда разделялось. Если возьмете творения любых святых отцов Василия Великого, ?оанна Дамаскина спустя 400 лет, там и других святых отцов, всегда такое подразделение всегда имеется и оно имеется не безосновательно, потому что человек получает, прежде всего, образ Божий, а потом он должен достичь подобия. Образ Божий, мы сейчас будем говорить о грехопадении он тоже не утратился, и в грехопадении остается образом Божиим. Как говорят святые отцы монета, она хоть и запачкана бывает, но ее если очистить, то она снова заблестит и образ царя, который на ней запечатлен, он никуда не денется. Его просто надо очистить. Так же и человек, хоть и много грехов на нем лежит, все равно образ Божий на нем пребывает и его никуда не деть. Но вот само подобие, стать подобным Богу, как говорит апостол Петр ― «стать причастником Божеского естества», соединиться с Богом благодаря уподоблению по благодати. Это конечно стоит задача. ? задача стояла перед Адамом. Прежде всего, когда Господь сотворил Адама перед ним была поставлена задача реализовать этот образ Божий, который в нем заложен. ?, соответственно, цель к чему нужно было все привести, это соединить все с Богом ― Богоуподоблению. Достичь его самому и привести к этому все творение. Как говорят святые отцы, чтобы совер?ился полноценный феозис, или обожение всего творения. То есть все творение должно было быть приведено ко Христу в обоженном состоянии. ? это была задача человека.
Образ Божий. ?з чего он состоит? У святых отцов очень много размы?лений на эту тему. ? мы сами знаем, что нас отличает очень многое от животных и этот список очень длинный. Мы с вами просто остановимся на некоторых аспектах, которые действительно очень явные и многозначительные. Прежде всего, конечно, это слово «Я», первооснова личности, личность человека, которая возвы?ает нас над животными. Ум, который помогает человеку мыслить. Потом, логос или слово ― умение человека говорить. Умение человека смеяться, то же является образом Божиим, потому что смех это состояние будущего века. Если мы читаем книгу Акокалипсиса, то ― «…смех и радость будет там». Потому что смех, имеется в виду не хохот и не гогот, а именно смех, благодатный смех он действительно будет состоянием будущего века. Только человек может смеяться, из животных никто этого делать не умеет. Смех и юмор он присущ человеку. К примеру, если вы будете читать Ветхий Завет, когда Господь будет обличать израильтян или когда будет хвалить их в чем-то, то у Господа будет некоторая нотка юмора. Когда будет сравнивать израильтян то с ослами непокорными, то еще с чем-то. Потому что я вот вам помогаю-помогаю, веду вас, веду, а вы начнете упираться, так обыденным языком говорю. На самом деле там все Писание пестрит, потому что юмор он сам по себе одно из сильных оружий, через которое человек может принять обличение, посланное ему от Господа. Вот мы с вами, когда нас кто-то обличит через ?утку, мы это легко воспринимаем и потом как бы посмеиваемся над самими собою. Сами себя потов реализуем в этом деле, чтобы исправиться. А когда нам скажут жестко, что называется веслом наотма?ь, то это нам немного ?окирует, мы начинаем обижаться и все прочее. Поэтому и Господь употреблял такие рычаги для вразумления человека, но все это было напрасно и как бы при?лось Богу воплощаться и становиться человеком. Так же к образу Божию в человеке надо отнести волю и свободу выбора, свободу творчества и саму творческую способность. То есть человек он творец сам по себе. Вот вы заметьте, где бы он ни был на работе или в семье человек всегда творит. Он не может жить без творчества. Это необходимая часть на?его естества. К примеру, если взять женщину, она не может чтобы у нее стоял ?ифоньер в одном и том же месте максимум боль?е года, его обязательно надо перемещать, потому что, как у меня одна знакомая женщина сказала, мне прям понравилось. Я говорю: «а ты что так покрасилась в красный цвет?». Мне стало интересно, вроде в храм ходит, а покрасилась в красный цвет. Она говорит: «Ну а что. Кто-то себе ?убки меняет, а я вот себе прическу меняю, волосы кра?у». Человек выходит из положения, он как-то себя находит в этом и пытается как-то реализовать. Конечно, это сме?но и где-то неправильно, так ты себя не реализуе?ь, через покраску волос. Но, тем не менее, сам подход он действительно существует. ? поэтому творчески человек подходит ко всему. Пускай даже если человек самый неодаренный, про него говорят, ну ни чего не умеет, просто если человека этого вдохновить, чем-то его заинтересовать, он непременно создаст то, что кроме него никто не сможет сделать. У нас в каждом заложена Богом способность, сделать то, что кроме нас никто сделать не сможет, почему? Потому что человеческая личность она уникальна и неповторима, бесценна и индивидуальна. ? то, что человек творит, после него уже никто не может повторить. Почему, к примеру, Бог прославляется в сердцах человеческих всегда по-разному. Потому что у каждого человека опыт хоть и основан на одних духовных законах, тем не менее они преломляются по субъективному, внутреннему мироощущению каждого человека по-разному. К примеру, что для одного радость, для другого как бы горе у нас так бывает. ? что один приходит порадоваться к человеку, а тот его не понимает, почему? Потому что, вроде бы одни и те же события, но другой то переживает и творчески воспринимает и радуется, а другой как-то прохладно, потому что его это не задело, это его не заинтересовало.
? последнее о чем хотелось бы сказать. К образу Божию еще и относится на?е с вами человеческое тело. Не все святые отцы готовы были признать такой аспект, но вот учение святителя Григория Паламы и других святых отцов как раз говорит о том, что совер?енство человеческой природы как раз тоже отображает на себе образ Божий. Я в начале говорил, что сейчас сами ученые удивляются, они вот даже фильмы придумывают вот на то, что когда развился боль?ой палец, тогда человек начал развиваться. ?з обезьяны стал превращаться в человека. На самом деле это конечно все глупость, но сам факт того что человеческая рука устроена прост гениально, что можно схватить палку, чего нет ни у каких животных вообще. Можно схватить и можно не только палку, но и другие комбинации исполнять на скрипке, на гитарах, на других музыкальных инструментах. Все это говорит о совер?енстве человеческого организма и совер?енстве опорно-двигательного аппарата. Вот только сейчас учеными был разработан робот, который мог поймать вот этот момент, когда человек ходит, он какое-то мгновение находится на весу, вот только сейчас ученые смогли создать, корпорация «Хонтрел» как раз создала этот робот, который этот момент ловит, и он ходит как человек. То есть до этого они не могли этого сделать. Робот падал, ногу поднимет и упадет, потому что вот не было этого момента. А у человека это было изначально и господь это все сотворил так, и то, что человек ходит вертикально. Сначала античные философы, а потом и святые отцы, в частности святитель Григорий Нисский говорит, как раз о том, что вертикально положение человеческого тела говорит о царственности его, о совер?енности, о том что все ему покорено и что все было сотворено для него. Человек царь творения. Когда Господь сотворил человека Он помещает его в Раю. Сотворяет Он его из праха земного, то есть из элементов, которые причастны этому тварному миру. ? вдыхает в него дыхание жизни. Соответственно такой вопрос о том, из чего как бы создан человек? Мы конкретно говорим ― из земли. То есть из тех элементов, которые находятся в известной таблице Менделеева. ?з этих составных частей соткано человеческое тело. Также Господь за 6 дней творения создал некоторую базу, на основании которой потом был сотворен человек. Священное Писание опровергает полностью теорию эволюции как таковую. ? оно говорит, что каждый вид творился отдельно от другого, но на базе пред?ествующего. Обязательно учитывалась преждевременная форма, которая была до этого, и на базе этой формы творилось нечто новое. Нечто новое, которого не было прежде. ? добавляется. Поэтому когда эволюционисты говорят, что все произо?ло из простых форм, то мы говорим, что палеонтологическая летопись, у археологов есть такое понятие, когда, к примеру, срезае?ь слой и там все косточки лежат одни за другими. ? нет промежуточной формы. Вот есть ко?ка и все. Есть собака и все. Есть страус и все. ? никаких переходных форм. ? они до сих пор не найдены. Предъявлялись какие-то лжеформы, но это просто были вымер?ие виды. На самом деле, если бы эти формы были, то их бы было гораздо боль?е. Вот человек и обезьяна, но прежде чем обезьяна стала бы человеком это сколь форм надо. Миллионы лет. ? этих форм должно было бы быть боль?е. Человечество живет сколько? Ну, например, по определению ученых 50000 – 100000 лет. Библия говорит, 7000 лет человек живет. ?, в принципе, человечество помнит себя не далее 5000 лет. Вот память человека историческая. Вот ?умеры, акад ― колыбель человечества, где люди после потопа, Вот память человека историческая. Вот ?умеры, акад ― колыбель человечества, где люди высадились после потопа, Ной. ? где в принципе был до потопа Рай. Колыбель человечества. Современная территория ?рак, ?ран. Оно как раз. Далее человек ничего не помнит, что с ним было. Почему? Потому что ничего не было. Было небытие, а потом его Господь создал. ?менно до этого момента. Ученые говорят, что человек жил несколько сотен тысяч лет и потихоньку, помаленьку преображался в ныне?него человека. На самом деле, все остается так как есть. Нет никаких ни промежуточных форм. Я говорю ,что если учитывать отправную точку этой обезьяны и конечную точку человека, то между ними лежат миллионы лет, за эти миллионы лет человек сколько прожил. Ну, грубо говоря, 100000 лет пускай люди живут. Сколько останков людей есть, вот их накопать можно? А за миллионы лет, сколько должно было бы их произойти вот этих переходных форм? Но нет, ни одной! ? эволюционисты от этого не вразумляются, потому что просто не хотят покориться Богу.
Господь творит человека и вводит его в мир, покоряет ему весь мир. Насаждает для него Своими руками Рай. Который находился в Эдеме на востоке. Когда говорил Моисей об этом сказани, конечно, он имел ввиду реалистичные места, реальные, которые были. Потому что Эдем это был город на востоке возле Ура халдейского, находился около персидского залива, почти на побережье. В раскопках он всегда фигурирует, но Эдем имеется ввиду не тот, когда Господь сотворил человека, еще до грехопадения. А тот, который был образован приблизительно на этом месте, потомками Адама, когда уже потомки Ноя высадились после потопа. Потому что после потопа люди расселились именно где? Ковчег стал на араратских горах. Что в Армении. Люди опять спустились в долину в свою же, где они и были. Мессопатамия, Междуречье между двух рек. ? там они опять были. Потому что люди селились в основном в тех местах, где есть. Это всегда так происходило. ? почему не известно. У нас вот город Лесосибирск находится в глу?и далеко на севере. А на той стороне у нас стоянки были раскопаны совсем недавно древнего человека. Получается это место было не обжитое, какая-то дереву?ка, но сами поселения они видимо как-то манили человека. Как-то подсознательно. ? когда эти стоянки раскопали, просто удивительно. Сегодня мы тоже можем сказать вместе с жителями города Казани, что они когда на?ли в своих слоях монету и датировали ее тысячелетней давностью, они сказали, что Казани тысяча лет. Хотя основание у нее значительно позже. Так вот я тоже сегодня могу сказать, что у нас найдена стоянка древнего человека в городе Лесосибирске, поэтому несколько тысяч лет городу Лесосибирску. Потому что у нас древняя стоянка. Там люди жили очень давно. Да, вот такая ситуация. Поэтому у людей есть где-то подсознательная память, некоторое интуитивное чувство селиться именно там где он постоянно селился. ? если брать, известного предпренимателя Шлимана, который раскопал Трою. На самом деле, Трою то он не раскопал, он раскопал слои гораздо более поздние. На?ел сокровища совсем не от города Трои. Но он на?ел Трою. Он просто взял Гомера, рассчитал все ?аги по Гомеру, как было все написано. ? на?ел город Трою. Он на?ел его, через несколько слоев, там было столько поселений. Он все это прокопал, на?ел сокровища и думал, что он на?ел Трою. На самом деле, он на?ел гораздо более позднее поселение. Потому что Троя находилась еще глубже. Троя была сравнена с землей. Ничего не осталось от нее. ? тем не менее люди на этом месте селились, строили города потом исчезали, опять строили, получалось таких несколько поселений. У одних ученых есть даже такая беседа, когда женщина… они прокопали в раскопках в Месопотамии какую-то часть земли, потом ?ел песок, песок, песок, ил, а потом опять город. Получается, они как бы стоят и смотрят: город, потом 10 метров грунта всякого, а потом снова город. Она: это что такое? Они: как что ― потоп. Был город, потоп его замыл, а потом люди опять на том же месте селятся. Как они это определили? Поэтому говорю, что это определяется как-то интуитивно. Потому что несколько тысяч лет назад была человеческая стоянка. Потом там была дереву?ка Маклаково, когда там казаки при?ли. До этого возможно жили местные племена какие-то. Но тем не менее место всегда было обжитое. К примеру, если взять в ростовской области, не Ростов на Дону, а в Ярославской области город Ростов, озеро Неро. Там иде?ь около него и чувствуе?ь, прям древность, там настолько люди жили давно. Да 9 век 86-какой то год основание города, это по летописи. Это ж понятно, что там люди жили давно. ? там прямо чувствуется эта древность. ? это ощущение у людей всегда сохранялось.
О местоположении Рая мы сегодня, конечно, точно не знаем. Господь это сокрыл от нас, поставил Херувима, чтобы никто не смог туда пройти и Рай после потопа полностью исчез и растворился. Было мнение у святых отцов, что Рай был взят на небо, перемещен Богом. Но, в принципе, это точно никто не знает. Рай был сокрыт и исчез из истории. С исторического лица земли.
После того как родился человек, Господь его сотворил. Когда подводил к нему животных. Здесь раскрылась человеческая способность познавать сущность вещей. Господь приводил к человеку животных и Господь (НАВЕРНОЕ АДАМ) видя главную черту животного давал имена. К примеру, говорят на еврейском языке, каждое животное оно имеет свое название. Вот у нас тоже, есть к примеру слово волк. Кто знает, как волк переводится? От слова волочить. Волк это тот, кто волочит. Поймал овцу и уволок. Тот кто сволакивает. Вот, например, кто такой сволочь? Это тот, кто сволакивает. Сволочь это иподиакон у епископа. Который несет вот эту одежду, которая за ним волочится, волочет, вот это вот сволочь. А трансформировалась из-за недостойного поведения. Потому что они до сих пор приезжают иподиаконы и обдирают. Вот на приходах кто живет знают, как банда иподиаконов нападает. Не все конечно, если Владыка смотрит за ними гоняет, тогда они нормально ведут себя. А так приезжают очень много и народная память вот так их. ? это слово осталось именно таким. ? сегодня все сме?ное, все удивляются как так. А вот так исторически сложилось. Сволочь это было достойное, это было честь нести за царями, вот эти одежды длинные носили. Так же слово медведь ― тот кто ведает мед. ? все это человек познает и дает имена всем животным. ? когда он это все сделал, он понял, что равного ему нет. Все по двое по парам были подведены, и, соответственно, он понял, что он один. ? равного ему нет. Ему нужно разделить общение. ? тогда он, как сказано в замечательной книжке у проф. Троицкого «О браке», рекомендую всем почитать. Очень пафосное и вдохновенное повествование о браке. Просто у него там сказано, что брак это остаток рая на земле. Сказано о цветах, что цветы это остаток рая на земле, так же сказано, что и брак это остаток рая на земле, потому что брак был благословен Богом именно в раю. ?, в общем, человек определяет в себе потребность, что ему нужен кто-то. ? он обращается к Богу, и Господь творит из него самого женщину. Творение женщины, многие говорят ― как это может быть из ребра или еще из чего-то? Мы уже говорили, что Господь сначала творит нечто, а потом на базе этого другое. Так вот Господь уже не заново творит из земли, а использует материал, который уже есть ― человека. ? творит ему жену из его же ребра. Это говорит о том, что у них единство происхождения, едина плоть. Потому что она взята не из земли, она не отдельное существо сотворено, а именно взято из него, из его частей. ?, соответственно, это должно мужа и жену роднить. Они должны понимать, что они едины между собою. ? они должны жить в любви и послу?ании Богу и реализовывать… Соответственно, так Господь благословляет человека женою и дает имя Ева, что значит ― мать всех живущих. ?, соответственно, мужчина и женщина благословляются на брак и на рождение детей. Когда живут двое это не полнота бытия, должно быть обязательно третье существо или личность, что любовь развивалась через три ипостаси. Поэтому дети или ребенок он является дополнением к браку и является его раскрытием. Брак, сам по себе вещь благодатная, вещь очень духовная, насыщенная. ? вот об этом мы с вами будем подробно говорить в учении о таинствах церковных. А вот здесь хотелось бы сказать, что как раз брак может раскрыться только при рождении детей. Если детей нет, то брак все равно будет немножечко ущемлен. ? Священное Писание нам говорит о том, что праведники, которые не имели детей всегда мучились. У них всегда была некоторая нехватка и они хотели, чтобы их любовь между собой излилась на кого-то. ? эта любовь опять же вернулась к ним. Вот такое взаимодействие. Все примеры из жизни праведников об этот нам подсказывают.
Человек находился в раю, жил с Богом. ? Господь дает ему заповедь послу?ания ― не вку?ать от древа познания добра и зла. Но он может вку?ать от всех плодов, которые находятся в раю и от древа жизни. Вопрос о деревах. Что это за дерева такие? Древо жизни от которого можно ску?ать и жить вечно. Почему господь поставил херувима с вращающимся мечем, чтобы человек не во?ел и не съел этого плода и не стал жить вечно. ? что это было за дерево познания добра и зла, что съел и все узнал? Что это за такие дерева? Поэтому многими святыми отцами оно как раз объясняется именно как буквально символическое повествование. Не в том, что мы говорим о каких-то аллегориях или о какой-то неправде. Нет, Моисей как раз писал о реальных событиях, написал о них в символах. Как раз древо познания добра и зла и древо жизни, это как раз был некоторый символ, некоторый знак, приобщаясь к которому человек, вот древо жизни, человек приобщается к нему по послу?анию, он делает все хоро?о и он приобщается к вечной жизни. Вку?ает от древа познания добра и зла он что делает? ― нару?ает заповедь. Он приобщается ко греху и действительно познает что он наг. Грех входит в его состояние и человек действительно начинает знать добро и зло. Но для того чтобы быть совер?енным и быть в полноте бытия не нужно знать зло. Достаточно одного добра. Это сегодня у человека такая ситуация юдоль печали куда мы изгнаны, мы должны познавать добро и зло, взве?ивать их, выбирать и стремиться к добродетели. А рань?е не было так, достаточно было одного добра. ? соответственно искуситель, использовав животное змея, соблазнил Еву, положив в ее ум некоторое сомнение. «а правда ли сказал Бог?» и этим самым зародил сомнение. Если бы она сказала правду, что я верю Богу и Бог нас не обманывает, но не было бы ничего дурного абсолютно. Но так как она прельстилась сразу ― «а правда ли?». О сомнении у многих святых отцов есть поучения, и размы?ления на эту тему, что в сомнении есть очень боль?ой яд. Оно попускается людям для того, чтобы человек мог его преодолеть и благодаря ему познать вещи и сделать правильный выбор. Сегодня мы с вами должны сомневаться, потому что мы находимся во грехе и принятые нами ре?ения они всегда сопровождаются этими сомнениями и в этих сомнениях мы либо утверждаемся в принятом ре?ении, либо отвергаем его. Но сомнение оно как таковое находится теперь в на?ей природе и теперь оно присуще нам всем. Соответственно, Адам тоже вку?ает часть этих плодов. Почему этот плод называется яблоком? Так традиционно вы?ло. На самом деле никто не знает, что это был за плод, невозможно понять. Было принято, что яблоко. Видимо, что яблоко является общедоступным плодом, который растет почти везде. ? поэтому он может быть, действительно, был избран. Тоже приобщается к этому нару?ению и впадает. ? сразу у них происходит, что? Они познают, что они наги, им стыдно, они скрываются. Они начинают упираться во грехе. Сваливать друг на друга. У Адама вообще хоро?о получилось. Ему Бог говорит, ты чего ел? А он ― Ты мне дал жену, она мне дала и я ел. Типа ― я-то тут причем? У него было некоторое доверие к жене, потому что ее дал Бог. Но ведь это не значит, что ее надо слу?аться во всем. Все ре?ения они должны быть взве?иваемы. Потому что чтобы человек ни думал, чтобы ни говорил, он должен сверяться с заповедями Божиими, с благоразумием. Не важно, муж там или жена кто-то что-то сказал. Но надо все это проверять. А он так вот сделал, сказал: «Ты мне жену дал, она дала и я ел». ? все нормально. Согре?ил, слукавил и все начал на жену спирать и так вот все по?ло. ? грех сам по себе начал развиваться в человеческой природе полностью. Вот только съели и грех сразу как яд разлился по всему телу и все. Он сразу начал царствовать, сразу поработил человека, потому что человек был очень податлив. Его природа была еще не укреплена в добродетели. Она не была еще пропитана добродетелью, как таковая. Она былая еще сырая, сырец, ненасыщенной. ? все, грех его пропитывает полностью и человек заболевает грехом. То есть окончательно. Но как говорит преп. ?оанн Дамаскин, помните мы с вами говорили, он говорил об ангелах ― «что по могуществу их природы им не дано было покаяние, но нам не по богатству на?ей природы, а по слабости ее нам покаяние дано было. Почему? Потому что у нас, благодаря на?ей совмещенности материи и духа образ Божий у нас не уничтожился. Потому что материя она здесь является некоторой преградой. Она же явилась некоторой причиной падения, через яблоко там, через ощущение, через чувства, через соблазн. Но тем не менее, как раз плоть, которая является некоторым заграждением, человек благодаря свой плоти и материальности, этому совмещению и сохранил в себе Образ Божий, который у него помутнел. ? соответственно образ Божий сегодня находится в каждом человеке. Он не поврежден и находится как некоторая данность. Но вот уподобление Богу, делание Его заповедей. Как говорит апостол Павел ― «Подражайте мне как я Христу». Подражание Богу во всем, это конечно зависит от нас с вами. ? это реализация все на?ей жизни. Поэтому человек, должен стремиться к совер?енствованию. К реализации образа Божия, к очищению его, этой монетки с изображением царя. ? разглядев это изображение, должен быть походим на него. После грехопадения человек был изгнан из рая, его природа стала другой. До этого человек, по учению святых отцов, в частности преп. Макария Египетского, он был неподвержен горению, не подвержен потоплению, не подвержен гниению, то есть тело у него было совер?енное. Оно не было зависимо от вне?них стихий. После же грехопадения мы стали зависимы полностью от окружающего нас мира. ?, соответственно, есть такое утверждение святых отцов, понятие как «кожаные ризы», или «кожаные одежды», которые Господь с?ил из животных и дал человеку для препоясания. Это повествование, прежде всего, надо понимать буквально, что так и было. Но это было символом того, что человек огрубел своей плотью. Помимо тела у него стало появляться и плотское мудрование. Он просто огрубел. Плоть стала дебелая, неподвижная. Она сразу завладела духом человека и поработила его. Плач Адама выражался не только в том, какую он потерял радость в раю, а еще о том, какой он стал. Потому что эти плотские вожделения, потом нагрузка вся. Которая стала проявляться, когда тело стало давить на дух. Ведь они рань?е не испытывали ничего. Когда тело стало ме?ать, особенно в старости. Старые люди очень сильно это понимают. Когда, к примеру, он ду?ой себя чувствует лет на тридцать, спросите у любого пожилого человека, которому лет девяносто, тридцать, да даже на двадцать, а тело само по себе уже дряблое. Уже не послу?ное, уже дебелое, оно уже не может дать человеку возможности реализовываться. Он чувствует, что он находится в некоторой темнице. Почему, к примеру, когда я говорил об учение Платона, что тело есть темница ду?и, даже Платон выводил такое мнение, что слово плоть произо?ло от слова могильная плита. Поэтому в плоти ты погребен. Вот это люди ощущали, кто стремился к духовной жизни. Это же самое и ощущал Адам, что тело оно давит, оно стало грузным, и оно стало противиться духу. ?, соответственно, в человеке при грехопадении произо?ло разделение естества. Это значит, басня Крылова «Лебедь, рак и щука». Тело в одну сторону, сердце в другую, а ум в третью, дух в четвертую. Вот мы с вами говорили на Евангелие от Марка об этом, что у человека теперь все дисбалансировано. Гармонии совер?енно нет никакой. Трудно определиться, вот есть какое-то желание, что-то сделать, а вот совер?енно не понятно какая часть нас, чего хочет. ? все это привести к единому знаменателю не всегда получается возможным. Если только человек приложит великие усилия и где-то себя смирит. ? то даже, как мы сегодня говорим, вот это вот это хоро?о, а вот это можно принять, потому, что ничего идеального не бывает, здесь надо смирятся. Почему смиряться, ну потому что, ничего идеального найти нельзя, что-то в тебе обязательно будет недовольно, тем, что ты имее?ь, обязательно. Какое-то недовольство обязательно будет у человека, поэтому это недовольство надо пога?ать, где-то усмирять. А если мы будем ему предаваться, то тогда вообще ничего не получим в жизни, ни к чему не придем. ?, соответственно, я говорил о том, что человеческая природа рассечена, она раздвоена, расстроена, в общем, в полной дисгармонии она у нас находится. ? человек находится в некоторой тирании со стороны греха, со стороны врага рода человеческого, бесов, но на?и предки сами получают обетование, что будет дан Спаситель. «Семя жены, которое сотрет главу змиеву». Это предание в еврейском народе жило неповрежденным, в других народах это предание выразилось в то, что они ждали мессию, то есть спасителя. Почему это происходило, потому что люди понимали, что из сложив?егося духовного тупика пути не было никакого. Ни философские системы, которые, кстати скажу, к при?ествию Христа стали выражаться знаете в чем? В магии. Вот неоплатонизм это уже, практически философия магии. Они занималась и чародейством и всем. Они уже фактически не разделяли. Если когда-то философия она выходила из магии, и стремилась к чему-то духовному, интеллектуальному, то потом в лице неоплатоников они уже соединились. Поэтому люди понимали, что выхода нет. ?сцеления нет и нужен спаситель, посланник небес, который даст нечто новое, незнакомое, совер?енно людьми неведомое. ? оно принесет как раз исцеление. Это учение Спасителя. Вера Православная, христианское учение, которое ныне проповедуется. ? по учению Спасителя будет до скончания веков. На этом сегодня раздел на? о творении мира видимого закончен.
***

Текст составлен по фильму-лекции Беседы на Символ веры: о творении человека.

Если Вы заметили о?ибку в тексте — пожалуйста, напи?ите нам об этом на электронную почту – bogovidec@yandex.ru