Беседы на Символ веры: о творении мира. Священник Максим Каскун

Слава Богу все мы живы и здоровы. По милости Божией приступаем к продолжению изучения Символа веры. Сегодня у нас слова ― «Творца небу и земли, всего видимого и невидимого». ?ли же о творении мира и сотворении неба. ?ли небожителей, то есть мира ангелов.
«Творца небу и земли» ― что мы понимаем под словом Творец? В христианском понимании слово Творец означает творить из ничего. В древних других языческих религиях и философских представлениях Бог являлся устроителем, организатором вечной материи именно художником, который творил из того что уже есть. Почему это происходило? Потому что библейского откровения люди не знали, а точнее забыли его и пребывая в язычестве, они пребывали в этих представлениях, что материя вечна. Поэтому прежде чем говорить о происхождении мира и о творении, хотелось бы мне разобрать несколько категорий, которые употреблялись издревле, и которые сегодня нами встречаются. Первая из них эта материализм. Материализм ― это такая теория, такая конструкция, которая утверждает, что материя вечна, Бога нет, все материально, ду?и нет. ? соответственно, исходя из этого есть такие постулаты, что материя самоорганизуется, материя эволюционирует, материя потихоньку постепенно достигает совер?енства форм. Учение это древнее. Еще когда люди были язычниками и многие из них веровали языческим богам были многобожниками, были такие греческие философы, которые отрицали действительность таких богов как таковых. ? в принципе некоторые из них, не все конечно греческие философы, но некоторые из них как раз доходили до абсолютного материализма ― Бога нет, а есть только одна материя. Кстати этого учения древни греки боялись и Сократа обвинили как раз в материализме. То что он отвергает существование богов. Хотя он говорил о Боге, о высоком учении что есть единый Бог, но тогда никто не мог понять что это такое единый Бог. ? его просто обвинили в безбожии и материализме, что отрицает.
Другая древняя теории это дуалистическая или дуализм. Она находилась в восточных религиях в зороастризме, потом в других восточных философских течениях, она говорит о том, что в этом мире существуют вечно два начала доброе и злое. ? они всегда между собою борются. Доброе начало духовное, злое начало это начало материальное. Соответственно дуализм как таковой присутствовал даже у таких философов, которые были близки к материализму и у тех, кто был близок к идеализму. Кто говорил о том, что существует ду?а и есть Бог, но тем не менее как бы дуализм был заметен. Почему? Потому что дуализм отражал в себе психологию человека от борьбы плоти и духа. Вот эта проблема существует всегда. Человек всегда чувствует, что дух борется с плотью. А те, кто занимались духовным деланием, философы, кто изучали человека созерцали внутренние процессы какие-то в своей ду?е они видели, что эта борьба она постоянна, она тяжела, она трудна и что то тело побеждается духом, то дух побеждается телом. ? поэтому выражение известное Платона о том, что тело ― это темница ду?и. Оно как раз и отображает дуалистические веяния. Значит дуализм говорит еще о том, что материя и духовное начало они совечны друг другу. Была такая секта манихейская, которая была соприкосновенна с христианством, потому что она основывалась на Ветхом Завете и как раз ее внутренним содержанием было как раз дуалистическое предствавление. В эту секту попадал в свое время блаженный Августин и когда он прочитал Плотина, греческого философа, жив?его в 3 веке, он понял, что то чему учат манихеи это совсем не то. Потому что он Бога представлял некоторым телом, протяженным в пространстве. А Плотин к примеру он достиг такого понятия, что божество, оно без формы, без тела, оно абсолютно и оно как бы не может быть протяженным в пространстве, потому что оно боль?е самого пространства. ? для него это было некоторым открытием, хоро?ей ступенью для того, чтобы потом принять учение христиансткое.
Следующая теория, которая существовала тоже издревле ― это пантеизм. Пантеизм это значит Бог во всем, Бог есть все. Она очень сродна с материализмом, единственная разница как бы между ними, что материализм отрицает Бога, а пантеизм говорит, что материя это Бог. Что Бог это материя и материя это Бог. Взаимозаменяющие понятия. ? соостветственно в камне ли, в дереве ли, в животном ли Бог везде присутствует и, соответственно, при пантеизме люди говорили, что человек это частичка Божества. Пантеизм как раз был основой для многобожия, для идолопоклонства. Это представление было самым распространенным, так сказать, самым стойким и оно, можно сказать, живуче и до сих пор. Материализм это вещь преходящая, она хоть и существует, но все равно, люди которые ищут чего-то духовного они сразу материализм как таковой отвергают. Но спотыкаются на пантеизме. К пантеизму сегодня можно отнести всякие оккультные, изотерические течения так же мы говорили о йогах и о прочих. Они, как раз, верят в то, что Бог есть все. ? если я вхожу сам в себя, я нахожу там Бога, потому что Бог во мне и я часть Божества и, соответственно, я приобщаюсь Богу, и, соответственно, какая последняя ступень у йогов у буддистов ― я есть Бог. Они приходят к такому заключению, потому что я есть Бог.
Еще одно течение хотелось бы мне упомянуть. Оно появилось во время Возрождения. Это как раз, когда стало возрождаться наука, когда многие греческие библиотеки были разорены мусульманами и все сокровища перекочевали на Запад. Сами крестоносцы много украли, перенесли туда, обворовали греческие города, святыни и вот этот весь материал попал в ?талию, во Францию, в Англию. Это возбудило боль?ой интерес у людей и так зародилась европейская наука. Они стали изучать древние языки, математику и все прочее и так был боль?ой всплеск именно науки, потому что вместе с материалом, который был перекачеван на Запад, бежали и умы византийские туда. ?, соответственно, первыми учителями ученных европейцев были византийцы. ? благодаря этому был расцвет науки, который привел во многих отно?ениях к безбожию, но так же появилась такая теория как деизм. Деизм говорит о том, что Бог это, как я уже упоминал в на?их лекциях, это часовщик, который устрояет мир, потом он спокойно уходит к себе в дом, спит и к этому миру не имеет никакого отно?ения. Соответственно, это учение, в чем его опасность, в том что оно хоть и признает Бога, но оно не признает его как личность, не признает его как благость, как промыслителя, как любовь, который заботится о мире, который близок человеку, который может на кресте пострадать ради спасения людей. Оно делает Бога далеким и, соответственно, ничего не говорит о том, как произо?ел мир, какие отно?ения у мира с этим Богом. ? вообще какая перспектива этих отно?ений на будущее.
? последняя теория ― это идеализм, которая признавала Бога, признавала материю, признавала, что Бог сотворил все эти материи по идеям, все эти фигуры, которые мы имеем да вот сегодня в этом мире: людей, все, что мы видим это все были вечные идеи, вечные логосы и Бог по этим логосам образовал существующий мир. Но так же в идеализме, который исповедовал Платон и его последователи, тоже была одна существенная оговорка, которая говорила о том, что материя существовала всегда. Понятия о том, что Бог сотворяет мир из ничего находятся в Маккевейских книгах, в неканонических. ? оно отображает Священное Предание, которое было в Церкви всегда. Когда мама говорила мученикам макавейским: «посмотрите на мир, на все вокруг это все сотворил Господь из ничего» по-славянски «из несущих», из того что не существовало. Это вера Церкви, вера отцов и Бог действительно является Творцом, потому что если материя существовала всегда, если материя вечна, то Бог несовер?енен. Потому что если что-то потустороннее рядом с Богом, тогда получается, что Бог Он не полноценный, не абсолютный и что-то находится рядом с Ним совечное Ему. А Бог един от вечности и ничего рядом с ним не было. ? материя просто по повелению Божию, по Его Благословению появилась, появилось время, вечность в мире потекла как время, появились все формы творения и, соответственно, материя теперь она уже неуничтожима она находится как бы в самом Боге. Как говорят отцы Бог как бы беременный этой вселенной, потому что она находится как бы внутри Него. ? вот когда мы будем говорить сегодня об ангелах как раз эту точку зрения рассмотрим. По-латински это звучит очень интересно «ex nihilo». Нигелизм есть такое учение, которое приводит человека к пустоте и поэтому вот эта пустота она тоже подчеркивает тот оттенок, что Бог творит мир из пустоты. ?з ничего, то есть просто сказал и появилась вот эта материя, которую мы сегодня видим, трогаем и ощущаем. Она на самом деле когда-то не существовала Бог Своим словом из пустоты сделал нечто. Сделал праматерию сначала, первое вещество, из которого потом все образовалось. Поэтому христианское творчество Божие оно понимается именно как творение из ничего. В еврейском тексте, когда мы с вами, может быть, по милости Божией будем разбирать (книгу) Бытие, там как раз употреблены несколько глаголов. Первый это «бара» ― творить из ничего, другой глагол, сейчас уже точно не помню, он означает создавать из уже существующего, и третий глагол образовывать из того что уже есть. Они как бы имеют три разных оттенка, но первый из них, который как бы звучит «бара» («бере?ит бара элогим») как раз говорит о том, что Бог творит из ничего. То есть это нечто новое творение. А все остальные слова еврейские говорят о том, что Бог уже образует. Так оно и получилось. В первой главе книги Бытия сначала, когда Господь творит небо и землю употребляется этот глагол, потом употребляются два других. ? потом когда творится нечто новое ― человек или еще что-то, тогда опять употребляется глагол «бара» для того, чтобы подтвердить, что твориться нечто новое, чего не было рань?е. Это тот библейский текст он отображает. Также святыми отцами всегда пояснялась причина и цель творения мира, почему Господь творит мир. Святые отцы говорят, что Бог пребывал Сам в Себе в Своей благости, в Своем блаженстве, Святая Троица пребывала в любви, в вечном наслаждении духовном и, соответственно, ни в чем не нуждалась. Почему же Господь делает так, что появляется целый мир духовный и материальный, такой сложный и, тем более, как мы сейчас знаем, впад?ий потом в грехопадение, отступление от Бога, почему как бы вот этот мир он происходит? Святые отцы говорят прямо ― почему конкретно, твердо и четко сказать никто не знает. Это тайна почему произо?ел мир. Единственное что мы можем сказать, что Бог без всякой необходимости его творил, у Него не было необходимости мир творить. Ни по какому-то принуждению это происходило. Это тоже нам нужно очень запомнить, потому что если Бог чем-то принуждаемый, тогда Он не свободен и не совер?енен. ?, соответственно, когда мы говорим о том, что Господь творит мир, то прежде, когда святые отцы говорят о том, что мы точно не знаем или говорят еще причину, указывают, которую мы можем вывести из духовной повседневной жизни. Эта причина она заключается в благости и в любви Божией. Когда любовь совер?енная, когда благость полноценная, тогда она хочет излиться и облагодетельствовать других. В на?ей жизни так вот бывает, если мы радостны мы, что делаем? Мы спе?им этой радостью поделиться с другими. Правда потом нас как бы немножко приземляют, не дают порадоваться потому, что это была на?а радость и очень часто в жизни бывает человек радуется, подходит к другому, рассказывает о своей радости, а он говорит ― ну а что здесь такого. Поэтому быть соучастником чужой радости это тоже есть некоторый труд духовный или такой человеческий. Как говорит апостол Павел ― «что тот кто скорбит, с тем нужно поскорбеть, с тем кто радуется, с тем нужно порадоваться, потому что поскорбеть и попечаловатся с человеком тоже не все могут, потому что жестокосердие у нас и прочее и так же порадоваться с другими тоже очень трудно». А Господь Он совер?енный и Он ре?ил, что будет мир, на который будет излита Его Божественная любовь. Это есть причина, которая нам известна. Что же там, как бы сказать, поглубже если спросить от чего произо?ел мир, святые отцы говорят, что это тайна и мы не знаем почему произо?ел мир, это обязательно нужно для нас запомнить для того, чтобы никогда не возникало ли?них вопросов. Как я уже говорил, всегда при изучении церковного предания и церковной веры нужно помнить о том, что есть тайна в этом, обязательно.
Цель творения ― это как раз приобщение Богу, и как говорит апостол Петр ― «приобщение Божескому естества», во втором послании своем христианам, соборном послании он пи?ет, что мы «должны быть причастниками Божеского естества», то есть мы должны быть обо̀жены. Это учение святых отцов было развито в 3-4 веках и потом оно во?ло в церковное предание и как бы сказать полноценно было утверждено Вселенском Соборе и сегодня мы как бы говорим о том, что это цель и задача всего человечества достигнуть обо̀жения и все творение которое покорено человеку, оно должно достигнуть именно состояния обо̀жения, соединиться с Богом. Не так, чтобы соединение было по природе, потому что по природе соединиться с Богом не возможно, но соединение должно быть по благодати. Так же следующий аспект творения когда творил Господь мир, это дело было всей Святой Троицы. Отец говорит в Духе Святом, через слово Господь творит этот мир во Святом Духе. ? как говорят Отец это сила которая первопричина всего, Сын это сила действующая, а Дух это причина или сила созидающая. ? как святые отцы толкуют слова « и Дух Божий носился над водами», они как раз говорят, что вот говорит о созидающей силе Святого Духа и как курица сидит на яйцах греет их, так и Дух Святой носился над водами, то есть употреблял созидающую силу для того чтобы произо?ло то многообразие всех вещей, которые сегодня есть.
Следующие понятие, которое необходимо возникает при творении мира это понятие о времени и о вечности. Вечность, что это за состояние. Это когда всегда сегодня, когда всегда сейчас, когда мгновение, которое у нас во времени начинается и кончается, мгновение это продолжается постоянно. Мгновение не переходит в конец, и у этого мгновения нет начала, но оно есть всегда настоящее всегда некоторое самосознание настоящего или того, что существует. Значит вечность это присущее Богу, а время присущее творению. Святитель Василий Великий говорит в своих Беседах на Шестоднев «начало пути еще не есть путь и как начало дама еще есть дом, так и начало времени еще не есть время» и когда говорится «в начале сотворил Бог небо и землю», там говорится о том, что в начале появляется тоже время в месте с творением. Время это сугубо, так сказать, принадлежит именно тварному миру и даже не миру ангелов, а миру человеком, потому что солнце, луна все это соотносится тоже со временем. К примеру если мы возьмем мир ангельский, то они живут в Божественной вечности и у них тоже нет времени, потому что у них всегда настоящее и они всегда находятся в некотором самосознании того мгновения, того мига вечности который происходит у них в ду?е. К примеру если у нас миг он чередуется миг за мигом и так происходит время, потому что миг кончается и он уходит в про?лое, то в вечности это не происходит и это мгновение, так сказать, бесконечно рас?иряется и являет собой вечность. ?сключает из себя некоторое временное движение и, соответственно, о времени если сказать, последнее, что время это принадлежность тварного мира, время 24 часа в сутках, как вот в первой книги, в первой главе книги Бытия говорится о том, что Господь в первый день сотворил то во второй это значит … за 6 дней. Все 6 дней по толкованию святых отцов это есть 6 дней по 24 часа. Сегодня многие пытаются в угоду эволюции сказать, что слово «йом» слово еврейское и оно может означать как день, так и 1000 лет и так некоторые действительно боль?ое временное протяжение святые отцы они действительно аспект на другом заостряют, что 24 часа не боль?е и не мень?е. Обуздывая тех, как я уже говорил, в древности были люди, которые говорили, что Бог все сотворил сразу. Тогда не было таких умников, которые говорили, что Бог сотворил все за миллионы лет, таких рань?е не было, потому что это было не возможно для древнего человека, люди понимали, что действительно, если Бог есть, то Он всемогущий и что для Него сотворить мир, Он сотворит его в одно мгновение. Поэтому святые отцы как бы отстаивали точку зрения 6 дней по 24 часа для того, чтобы показать последовательность премудрость Божию устройства потому, что все время должно было развернуться именно в свое время в своей последовательности и когда при?ел царь вселенной человек для него сначала было приготовлено царство, а для того, чтобы царство приготовить у каждого должна была быть особая ступень, благодаря которой развивалась другая и все это происходило за 6 дней, а не за миллионы, которые нам сегодня навязывают. Господь творит небо и землю. Под небом отцы однозначно разумеют ангельский мир духовный, о котором далее ничего не говорится. О небе, которое мы с вами видим над головой, об этом небе сказано, что это твердь. ? о нем как раз размы?ляется, что это как раз на котором воды собирает Господь, потому что облака под этими водами разумеются. Про само небо уже не говорится и оно как бы идет де факто. Сотворил Бог небо и все. ? потом только встречаются ангелы, ничего про творение ангелов не говорится. Например, мы знаем что ангелы существуют и все Священное Писание говорит о том, что ангелы посланники Божии, что они всегда присутствуют в Откровении и было много видений ангелов в Ветхом Завете и, соответственно, когда творился мир ангелы уже были, потому что сначала Господь сотворил небо, а потом землю. Сначала сотворил ангельский мир. Ангелы это вестники. Ангел переводится как вестник и все называются небесные существа ангелами, но они подразделяются на много чинов, о которых мы скажем ниже херувимы и серафимы и разные они называются по-многому. Но основное их главное дело это вестники воли Божией. ?ли ангельский мир, ангельский собор. Собором он называется потому, что каждый ангел, по мнению святых отцов, сотворен по отдельности. Каждый ангел это своя собственная мировая система, это свой собственный мир, отдельный от другого ангела, но который похож по своей природе на других ангелов. Если мы являемся человеческим родом и с Адамом у нас есть связь непосредственно по плоти и по ду?е, то у ангелов между собой нет связи, кроме Божественной благодати, кроме Божественной любви, потому, что они сотворены отдельно каждый ангел это было отдельное дело рук Божиих. Существо ангелов ― кто такие ангелы. ?з Священного Писания мы знаем, что ангелы всегда являлись в виде человеческого образа, за исключением некоторых видений. Это вы можете посмотреть книга пророка ?езекеиля 1 глава и книга пророка ?саии 6 глава до середины, там как раз описывается у пророка ?езекеиля херувимы описываются, а у ?саии описываются видения серафимов. Они вот за этим исключением почти все ангелы в своих явлениях в Священном Писании являются в человеческом образе. Но на самом деле все вот эти образы, которые существуют они условны достаточно, потому что в Священном Писании сказано ― «Ты твори?ь ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь». Существо ангелов это есть огонь и дух. Форма которого и состояния нам просто не известно. Блаженный Августин так и говорит, что есть ангелы я верую, что их бесконечное число это несомненно, но каковы они и из чего состоят, то это для нас остается тайной. ? как сказал еще некто из других отцов, что сами ангелы знают как бы из чего они созданы, а людям это не дано, потому что мы не знаем и никто с ангелам не разговаривал и не беседовал о том, а знаем только что это есть у них огонь природа и она духовная. Они не имеют формы, они свободны в движениях, они умны, они совер?енны. В силах, соответственно, они могут очень быстро двигаться в пространстве с молниеносной силой, но они также не могут находиться везде как Бог, который везде присутствует, ангелы они ограничены все-таки некоторым местом. Где они пребывают там они и находятся. Но во благодати Божией они конечно могут созерцать весь мир, как мы говорили, что по благодати Божией святые отцы, которые находятся сейчас в Царствии Небесном они слы?ат молитвы всех людей. Вот святитель Николай Чудотворец, к нему молится почти весь мир. В одну секунду к нему идут столько молитв и он каждого слы?ит и каждую молитву принимает. Будучи человеком он этого не смог бы сделать. Он бы сказал, подождите, давайте по очереди, потому что люди не могут сразу воспринимать всю информацию. А по благодати Божией они это могут делать. ?, соответственно, ангелы тоже, но они не могут действительно пребывать своей природой везде и находиться. Значит вот еще в подтверждении этого учения. Мы всегда обращаемся к церковному преданию, к примеру, догматическое учение всегда проверяется богослужебными песнопениями, богослужением и иконографией Православной Церкви. Все ангелы рисуются с какими крылами по цвету, кто помнит? ― Желтые. ― Да, красные крылья. Как раз красные крылья и говорят о том, что у ангелов огненная духовная природа, что их природа она огонь. ?, соответственно, имея ввиду свое совер?енство, по учению святителя Григория Паламы, все-таки уступают человеку по богатству, по некоторой обогащенности и сложности. Человек как совмещаемый в себя два мира духовный и материальный он все-таки способен, наделен образом Божиим и способен к творчеству. Бесы, к примеру, мы сегодня знаем они не способны к творчеству. Они изобретательны, но творить они не могут, потому, что творить это образ Божий и если к примеру бес отрекся от этого и впал в конкретные грехи и как мы будем даль?е говорить их природа уже необратима они уже и не могут творить ничего, они могут только что-то изобрести и они это делают благодаря тому, что они находятся рядом с людьми, потому что жилище бесов в воздухе среди нас. ? они как бы учатся у людей именно как творить и что делать, потому что человек наделен Богом вот этой способностью и она конечно превы?е способности ангельской. Хотя сами ангелы они умнее, могущественней, сильнее, подвижнее и, конечно, во всех отно?ениях они превосходят человека полностью. Так же еще хотелось сказать, что в связи с тем, что у людей есть такая способность как творение… ангелы значит еще, сейчас отвлечемся немножко, так же они не имеют протии, хоть у них и есть духовное, эфирное тело, но оно очень тонкое и по сравнению с человеческим оно тончай?ее. Но по сравнению с Божеством, как говорит ?оанн Дамаскин, оно грубое, вещественное и, соответственно, является материей. Но в сравнении с человеческой плотью и с человеческими категориями природа ангелов действительно считается бестелесной, потому что не имеет конкретного тела, конкретной грубой вещественности и формы. Также ангелы были наделены свободой один раз. Сейчас ангел не свободен сам в себе. Он свободно служит Богу, но он потребляет свободу по единичному выбору. Так же бесы они впали в иску?ение и они, соответственно, уже не могут восстать, почему, потому что был единожды у них выбор. ? преподобный ?оанн Дамаскин говорит почему не положено врагу покаяние, бесам. Покаяние им не положено потому, что у них была могущественная природа, сильная природа и они в процессе своего выбора совер?енно могли познать, что они выбирают добро или зло. Человек сегодня, почему вот он упражняется в мудрости, потому что мудрость, как мы говорили, мудрость это наука различать добро от зла и человек не только в греховном состоянии, но и в своем первозданном состоянии он не мог ясно различить что добро, а что зло. Сатана приступил к Еве и она спокойно соблазнилась, почему? Потому что она реально не понимала, что она делала. Единственное что как бы требовалось, так это послу?ание. ? человек должен был постепенно восходить в меру совер?енства, в меру постепенного познания Бога, и так сказать постепенно созревать. Почему? Потому что у нас немощная природа, она сложная, она состоит из ду?и и тела и она благодаря своей сложности она и немощна. ? поэтому, соответственно, если по мысли ?оанна Дамаскина по могущественной природе ангельской демонам не было положено покаяния, то человеку покаяние положено. Почему? Потому что природа слабая. Потому что немощная. ? поэтому мы имеем сегодня покаяние, имеем возможность возрастать в премудрости для того, чтобы сделать конкретный выбор между добром и злом. Ангелам это уже не возможно, потому что те кто выбрал зло находятся в аду, они низвержены с неба, те кто выбрал добро, они живут с Богом. Хотя в Священном Писании сказано, что и ангелы пред лицем Твоим, пред Тобою они тоже не все чисты. Это говорит о том Священное Писание, что даже сами ангелы они сейчас вот в благодати и в добродетели удерживаются именно Божией силой, по Божиему произволению, Божией помощью и укрепляются в этом. Хотя это их ре?ение вольное, но тем не мене это ре?ение оно не абсолютное, хотя они отпасть уже не могут, но тем не менее есть вот такая двойственность в учении святых отцов в этом отно?ении, что ангелы хоть и не могут отпасть, тем не менее их ре?ение оно не совер?енно, потому что оно тварное это ре?ение, потому что они творение. Только Бог может сказать и не обмануть ни человека ни ангела. Сказать и сделать. У Бога не расходятся мысль и слово и дело как у нас у людей. ?, соответственно, ангелы как творение у них тоже есть такая немощь, которая относится к тварному естеству, которое, конечно, по сравнению с людьми это совер?енство, а по сравнению с Богом это, конечно, бесконечная немощь. ?, соответственно, святые отцы говорят, что ангелы в своей добродетели поддерживаются благодатью Божией обязательно. ?, соответственно, еще бы я хотел следующий момент такой заметить, Спаситель говорит в Священном Писании, что в Царствии Небесном не женятся ни замуж не выходят, но пребывают как ангелы Божии. Это говорит о том, что ангелы они бесполые. Между ангелами нет брака, нет детей у них, потому что, как мы уже говорили, каждый ангел это отдельное творение Божие, это отдельный мир. ?, если мы опять же, обращаясь к иконографии, посмотрим на изображение демонов, то у них отсутствуют всякие половые признаки. Если ангелы у нас в обычных белых одеждах, то демоны изображаются нагими, в смысле, что они нагие от добродетели и полностью добродетель у них отсутствует, то, если вы обратите внимание, у них отсутствуют всякие половые признаки, потому что духовный мир он бесполый.
Количество ангелов не известно. Но по Священному Писанию мы знаем, что Богу предстоят тысячи тысяч, то есть миллионы ангелов. Как говорит святитель Кирилл ?ерусалимский, вот я уже говорил, что Бог, по мысли ?оанна Крон?тадтского, как бы беременный миром… Как говорит Кирилл ?ерусалимский, что в духовном мире материальный мир это есть некоторая точка, окруженная со всех сторон бесконечным духовным миром. Вот эта точка есть погиб?ая овца, по притчи евангельской, а 99 это ангельский мир. ? поэтому когда Господь оставляет 99, оставляет Свою славу, пребывание в славословии ангелов в служении их и спускается на землю, воплощается, это говорит о чем, что Он оставляет 99 овец не заблуд?их, для того, чтобы спасти одну заблуд?ую. ? поэтому святыми отцами всегда сравниваются число ангелов как именно 99 по отно?ению ч числу человеческих ду?. Есть также другое мнение, что число человеков как раз составляет число пад?их ангелов, покуда число не восполнится, и даже есть такое мнение, что тварный мир и был создан как восполнение того падения духовного, которое было в ангельском мире, когда отпало треть звезд, как сказано в Апокалипсисе. Поэтому покуда не восполнится и человеческий род должен как бы восполнить это число. Поэтому вот есть два мнения, которые говорят что 1 к 99 в соотно?ении или 1 к 3, что люди должны восполнить число пад?их ангелов. На самом деле точно конечно этого никто не знает, потому что одному Богу известно сколько будет людей будет жить и сколько ангелов на небесах. Но в любом с случае мы знаем, что ангелов бесконечное множество.
Ангелы делятся на 9 чинов по 3 лика. Первый чин это Престолы, Херувимы и Серафимы. Второй Власти, Господства, Силы. ? третий Ангелы, Архангелы и Начала. Они находятся в таком строгом схематическом порядке, хотя святой Дионисий Ареопагит, имени которого приписывается творение «О небесной иерархии», «О Божественных именах», которое было использовано Максимом ?споведником, соответственно, сам в своем творении говорит о том, что это как бы все немного условно, потому что как все происходит знает только Сам Бог, и знают только сами ангелы. Потому что мы в Священном Писании видим и в жизни когда обращаем, что эта иерархия она как бы не совсем отвечает той полноте ангельского мира и их действиям в этом мире, которое здесь изображено. По этой иерархии, по этому представлению познание о Боге ангелы получают от стар?их себя, соответственно, Херувимы получают познание от Престолов, Серафимы от Херувимов и тд. ?, соответственно, у нас получаются Ангелы самые последние, а Архангелы предпоследними. Мы так же знаем, что когда была война на небе, кто восстал против сатаны? Сатана был Херувимом по преданию, мы знаем, если истолкование пророчество ?езекеиля о Тире, там тоже говорится о Херувиме, светозарном Херувиме. Сатана был Херувимом. Это второй ангел получается по степени, а против него восстал Архангел, он должен был быть в принципе слабее его и немощнее. Однако он восстал, поднял все воинство и был в принципе лидером на небесной войне. Как примирить все вот эти вот кажущиеся противоречия, хотел бы сказать следующее, что по поводу Архангелов есть учение, по церковному преданию есть 7 духов, которые предстоят престолу Божию, или 7 Архангелов. Два мы знаем из канонических книг, несколько имен мы знаем из неканонических книг, а два или три имени мы знаем из Предания. ?мена эти суть сии: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Салафиил, ?егудиил и Варахиил. Все эти 7 Архангелов предстоят престолу Божиему и являются выс?ими ангелами. Есть такое понятие еще ангел Лица Господня, который вообще в иерархию не входит. Что это такое за ангел тоже никто не знает. ? к примеру вот если говорить о Престолах, то Престолы это те же самые Херувимы, только на которых почивает Сам Господь, восседает. Херувимы в подножии ног Его они называются Престолами. Они являются как бы первыми. А на самом деле престолу предстоят 7 Архангелов. ?, конечно же, как-то упорядочить и все систематизировать действительно не получается. Потому что все это действительно очень трудно. К примеру, даль?е святитель Григорий Палама говорит о том, что в эту иерархию было внесено изменение и так сказать нару?ение этой иерархии при воплощении Сына Божия. При Воплощении волю Божию должен был сообщить кто Деве Марии? Херувим или Престол, или Серафим хотя бы. А ей сообщает Архангел Гавриил из низ?его ряда. Такое событие рождение Бога на земле должен был как бы выс?ий ангел. ? поэтому он говорит, что при Воплощении была нару?ена эта система и мне тоже так думается, что вот эта иерархия она конечно была видимо нару?ена при грехопадении, при падении сатаны, когда ангельская иерархия, она может быть была и выстроена в этом чине, но при войне, которая случилась когда Архангел Михаил восстал против Херувима и когда все ангелы, которые пали вместе с сатаной были изгнаны с небес, там видимо произо?ла какая-то перестановка. Потому что каждый ангел мог лично себя проявить в каком-то действии и получить от Бога какую-то особую благодать, к примеру 7 архангелов они могли проявить себя в этой войне и, соответственно, получить от Бога предстояние пред Собою. ?, соответственно, все вот эти вот изменения и система она условна и схематична. Поэтому вот и святитель ?оанн Златоуст говорит, что сколько ангелов это мы ничего не можем понять и как они там живут и сколько их число и какая у них иерархия это действительно тайна и не нужно испытывать это своим умом, а знать только то что получается, знать потому что как говорит русская пословица «мень?е знае?ь, спокойней спи?ь». Потому что много знать это тоже не полезно. Конечно, некоторые люди пытаются узнать, как ангелы, сколько их на иголочке уместится тысяча, две или три. Схоластики занимались этим вопросом. На самом деле это же суетно все. Понятное дело человеческим умом хочется понять боль?е. Мы сегодня говорили уже об оккультизме. У них все по полочкам разложено. Они тебе скажут какой элементер, какой элементал где живет, сколько ног, сколько рук, сколько ест, чем питается, где спит. Все тебе расскажут, все покажут и скажут, даже, где и когда ты сможе?ь с ним встретится. ? что от него получить. Все расписано до мелочей. В Церкви такого не бывает, потому что мы не знаем, нам это не полезно. Все что полезно Бог открыл, это подтверждается и на?им житейским духовным опытом. Если мы все начнем своим детям рассказывать сразу, они превратятся в моральных уродов. Они просто не выдержат, не выдержат того знания, которым обладают взрослые. Потому что дети они живут в некоторых мифах. Мифы не в плохом смысле слова, а именно, как говорил психолог Медведев ― мифы, которые созидают, а не разру?ают. ? разру?ать детские мифы, к примеру, то, что ребенок родился в капусте это нельзя. Нельзя рассказывать, что мама страдает, когда рожает. Это ведь нельзя детям рассказывать, если ты это расскаже?ь, то ты повреди?ь психику человека. ? мы оберегаем своих детей от того, что им не положено знать, и Бог нас оберегает. ? специально многое сокрыто от нас. ? специально святыми отцами положены пределы, за которые нельзя переступать, которые называются догматы. Вот сказано, что ангелы есть духи совер?енные, Богу служат. Все. Где они живут, сколько у них обителей, кто кому служат. Это не суть важно. Важно, что они служат Богу для на?его спасения. К примеру ангелами называются последняя ступень, они являются ангелами хранителями и соответственно находятся ближе к нам, как бы это самый последний уровень. Они помогают нам, защищают, сохраняют. Вот читал недавно у одного святого отца, там говорится о том, что есть церковное учение о том, что ангел хранитель дается при крещении. Я по своей личной жизни и по опыту других людей знаю, что ангел хранитель их еще до крещения, однако, оберегал. Просто при крещении ангел хранитель получает уже конкретное право, конкретное поручение вразумлять, смирять человека и конкретно оказывать на него конкретное духовное воздействие, потому, что человек уже принадлежит Церкви. А до этого он только хранил жизнь, может как-то наставлял и соответственно вел человека к Богу. К примеру, вот у меня у самого была однажды мысль, озарение, которое меня привело в православие, я до сих пор чувствую, что это мог сказать только ангел хранитель, а я еще тогда был не крещен. ? вот этот святой отец говорит как раз об ангеле хранителе и говорит «который был мне дам при рождении». Отец 4 века и в 4 веке это учение было в Церкви распространено, что ангел хранитель дается при рождении, только уже позднее соприкасаясь с католическим богословием, мы уже восприняли их учение о том, что ангел человеку дается при крещении. При крещении он просто, наверное, получает особые полномочия для того, чтобы человека вразумлять и помогать ему. А до этого ангел не может человеку особо помогать, потому что он не является христианином. А враг он всегда человека… (насеевает), ему без разницы, христианин ты или нет. Ты должен как бы погибнуть в этом мире и разделить с ними их участь вечную.
В заключении хотелось бы сказать о падении. О том как зло произо?ло в этом мире. ? почему это произо?ло. Есть несколько мнений святых отцов, но они сходятся все в одном направлении. О том, что ангел херувим, который Денница имел имя ― светлая заря. Он соответственно был перед престолом Божиим и ему было поручено, по одному мнению, как раз управление тварным миром, именно творением, материальным миром, человеком и прочим. Он как бы следил за этим. ?з иудейского предания, древнего ветхозаветного, по моему это взято, когда Господь приводил всякое творение на поклонение к человеку, сатана подумал, что и его сейчас поведут тоже на поклонение. Он возгордился и соответственно взбунтовался. Но глубже если смотреть по учению святых отцов, предание таково, что он просто сказал, ― буду как Бог. Он просто возмечтал сам в себе, ну что, вот Бог сидит на херувимах. Ну и я вот так же вот сяду. ? буду так же править всем. Потому что силу?ки-то видимо у него было-то много, и многие ангелы ему подчинялись. ? то, что он имел, он имел по благодати Божией, но он все присвоил себе и подумал, что это он таков. ? соответственно, когда он возмечтал быть равным Богу, что с ним произо?ло? Он осатанел, стал противником Богу. Сатана это противник в переводе с семитских языков. ? соответственно, гордость, которая в нем родилась, укрепилась, и он уже не мог покаяться. ? ,соответственно, он увлек за собой, как сказано в Апокалипсисе, третью часть звезд. Грубо говоря третью часть ангелов. Они тоже последовали за ним, послу?ались его, потому что он был их начальник, и сделали свой выбор. Выбор сторону зла, выбор, чтобы не служить Богу, чтобы быть свободными. Но на самом деле поработились греху, поработились злу и пребывают теперь в вечном мраке на соблюдение, как сказано в Священном Писании для вечного огня, для того, чтобы быть мучимыми в геенне огненной и вечном озере, кипящем смолой и серой. Соответственно зло, которое родилось в ду?е Денницы, это не творение Божие. Господь зла не творил, Господь сотворил все добро, и зло как таковое не субстанционально. По учению святых отцов зла нет. Зло живет только в человеческой ду?е, оно есть обратная сторона добра. Обратное направление, обратный вектор его действий в на?ей ду?е. ? соответственно не существует. Все в этом мире существует: материя, предметы человеческие, все, но зло само по себе оно существует только в действии и воле человека. Вот если человек упал сам по себе, ну какое тут зло, нет никакого зла. А вот если его кто-то толкнул, человек тоже падает, но зло в чем, в волепроизволении того человека, кто его толкает. Зло рождается в на?их страстях, которые живут в на?ей ду?е: зависть, памятозлобие, злоба, прелюбодейство и другие грехи, которые пребывают в нас ― богохульство. Оно все живет. ?, соответственно, укореняется, но оно само по себе не есть бытие. Оно есть смерть. Потому что человек, который полностью предался злу, он погиб, он умер и не может жить полноценной жизнью. Хотелось бы сказать напоследок о том, что если человек выбирает сторону добра, то ему предстоит боль?ой труд. Потому что, прежде всего он должен понимать, что природа у человека немощная, она всегда, во первых не понимает где добро и где зло, ей трудно определить прежде всего, выбрать цель к которой идти. ?, соответственно, природу, которую мы получили, смерть которая во?ла в мир грехом, завистью дьявола смерть во?ла в мир, сказано в Священном Писании. Это все человеку препятствует, и ему трудно. Человек же, который выбрал в этой жизни жить во зле, он вроде как успокаивается, особых у него усилий воли в добродетели нет. Он не понимает, что такое зло и добро, он просто живет для того, чтобы жить, гре?ить, наслаждаться свободой выбора. ?ли как оно называется еще, не свобода выбора, а беспредел, его луч?е так назвать. Мы с вами по 90-м годам это прекрасно увидели, когда свобода выбора человека превратилась в вакханалию страстей и грехов, и просто всякого бесстыдства. Поэтому зло как таковое оно не существует и человек должен об этом всегда помнить, помнить о том, что было падение, о том, что бесы живут сейчас в воздухе, в поднебесной. То есть находятся среди нас и постоянно, как сказано в Священном Писании, как лев рыкающий ищет, кого бы поглотить. Почему? Потому что завистью дьявола смерть во?ла в мир. Ему теперь завидно, каждому бесу завидно, что рождаются люди, граждане вечности потенциальные, по возможности. Что есть христиане, что есть Церковь, что люди спасаются в ней, приобретают благоразумие, мудрость, терпение, добродетели. ? становятся совер?енными по своим усилиям. Для того, чтобы стяжать благодать.
На этом сегодня о творении неба, о грехопадении мы с вами заканчиваем. ? в следующую беседу мы с вами будем говорить о творении тварного мира и о творении человека.
***

Текст составлен по фильму-лекции Беседы на Символ веры: о творении мира.

Если Вы заметили о?ибку в тексте — пожалуйста, напи?ите нам об этом на электронную почту – bogovidec@yandex.ru