Беседы на Символ веры: свойства Божии. Священник Максим Каскун

Сообщение: Мы продолжаем изучение символа веры. В прошлой беседе мы сделали некоторое введение по происхождению символа веры, дали историческую справку когда, при каких временах, при каких людях он был создан и общий вывод у нас был такой, что точное время и место и люди, которые занимались изданием символа веры они так исторически и не восстановлены, что дает нам благодатный повод думать о том, что это есть действительно дыхание и глагол Святого Духа. А также мы сделали сравнение Никео-Цареградского Символа Веры с Символом Первоникейского собора с оросом вероопределением и символом Веры святителя Григория Чудотворца из чего тоже мы заключили, что Никео-Цареградский символ Веры является более пластичным, более насыщенным, более емким, более ритмичным для церковно-богослужебного употребления. Разобрали также слово Верую и с этим связанное понятие веры, о том, как мы веруем, что значит вера и пришли к заключению, о том что Вера должна необходимо присутствовать в нашей жизни ежемгновенно. Если мы выпадаем из ощущения Веры, тогда получается, что мы находимся во грехе.
Сегодня мы приступаем к следующим аспектам церковного вероучения и начинаем со слов во единого Бога Отца. Как мы говорили что слово верую будет подразумеваться под каждым членом символа веры, под каждым пунктом, под каждым догматом в этих словах заключенным. Поэтому просто говорим уже во единого Бога Отца. Почему церковь употребляет слово – во единого Бога? Прежде всего, для того, чтобы сказать, что Бог есть один. Четвертый век — церковь еще не победила языческих культов и было очень много людей верующих во многих богов. Второй аспект слова единый означает то, что бог есть един сам в себе. Здесь дается нам указание на Святую Троицу, о том, что Бог есть Святая Троица, в трех лицах поклоняемый, но находится как бы он в одном существе и троица это не есть три бога, а есть единый истинный Бог. Поэтому мы сейчас на этих первых двух догматах и заострим свое внимание. И третье чтобы мне хотелось сказать о едином Боге это в свете сегодняшних модных учений о том что говорят Бог един Бог один, а путей к нему много. Хотелось бы еще поговорить и об этом. Существует много религий – христианство, индуизм, буддизм, магометанство, много языческих культов — шаманизм и прочие сектантские разные течения. Все говорят Бог один и пути к нему разные, и все мы веруем в одного Бога, давайте дружить. Что нет между нами ничего как бы такого существенного, в главном мы едины, у нас единый бог. К примеру, если это христиане, то они говорят что у нас единая еще и библия. А если это, к примеру, не особо различающиеся от православия другие поместные церкви говорят у нас и символ веры единый. У католиков у нас есть разница, потому что они добавили слово филекве (добавление — о от сына), поэтому мы можем в этом отношении сказать что у нас с. В . немножко другой , а общее вероучение в некоторых пунктах весьма сходится, поэтому говорят что на мелочи обращать не надо внимание, мы с вами должны быть как бы единой паствой . Хотелось бы привести пример из жизни обычных сельских священников. В 1999 году великим постом кришнаит один отрезал священнику голову, в Красноярском крае, на севере в г. Туре. Предыстория этого случая такова. Это был беглый военнослужащий, ну и где то он повстречался с кришнаитами, и получил наставление во славу кришнаизма. Научили его мантрам, духовной системе. Но он был один, самоучка. Он пришел в пос. Тура. Ходил босиком, постился очень строго, был большой аскет, не пил, не курил. Вызывал большое уважение у местного населения. Приходил к батюшке о. Григорию. С ним очень часто спорили допоздна, батюшка его кормил, чаем поил, одевал- обувал, всячески помогал. С ним очень много проводил времени для того чтобы вразумить. О. Григорий — двоюродный племянник Суслова – бывший партийный работник, бывший лидер молодежных движений в комсомоле, потом стал баптистом, протестантом, потом стал православным – пришел к истине. У него было большое братство в Иркутской области около 70 человек, а потом он приехал жить и молиться в монастырь г.Енисейска, после чего его отправили в г. Туру.

Был человеком очень ревностным. И третья ипостась, третий пласт в этом городе северном, это были баптисты крайнего направления. Батюшка с ними тоже очень сильно воевал, администрацию трёс постоянно, что они как бы попускают очень много, значит, дают баптистам возможности людей совращать в веру (?),в прокуратуру писал жалобы, заявления, в общем, баптистам стало жарко. Они помолились своему Богу, сейчас как раз вот именно мы будем говорить о том, что есть единый Бог. Баптисты молятся своему Богу и просят его о том, чтоб он как-то избавил их от жала в плоть от о. Григория, который докучал их, не давал им просто покоя. Они получили откровения, что скоро он будет наказан, они приходят в его келью, их пастырь, и говорит: «Мы молились, Бог нам сказал, что ты скоро будешь наказан». Ну, батюшка, как часто бывает с православными батюшками, он говорит два варианта: «Что будет поджог храма или убийство?»- то есть, что будет? Они говорят: «Ты потом сам узнаешь». В это же самое время кришнаит идёт в Туру, для того чтобы посетить древне-языческие капища, которые назывались платформы путараны (?), и там находились древне-языческие капища и он туда именно хотел попасть, но никак ему туда не удавалось, потому что путь дальний. И вот охотники, которые с ним ходили и удивлялись просто насколько вот он вынослив по Тайге ходить, потому, что это требовало больших физических нагрузок, если человек не подготовлен, то он просто ломался в первый день, а он ещё давал возможность отдохнуть самим охотникам, был очень крепким и очень был одержим в этом отношении. Ему тоже было видение, Кришна ему сказал, что: «ты должен вернуться и принести священника в жертву», что он и сделал. Пришёл к нему в гости ночью, великим постом, постучался к нему, батюшка открыл, потому что он к нему часто приходил, он достал ножичек у себя из кармана и ударил батюшку в шею или в грудь куда-то, потом ещё у живого отрезал голову, обнёс её вокруг аналоя, и зашёл в алтарь поставил на престол. Мораль басни, как говорится, такова: если Бог один, то почему его служители до такой степени разные — одни просят наказания, другие исполняют, а третий страдает. Поэтому, на этом примере хотел просто сказать, что единый Бог это ещё и значит, что единая вера, обязательно. Потому что, как мы говорили на вводной лекции, символ веры это некоторый ключ в двери в царство небесное, если хоть один зубчик будет не тот, ты не войдёшь, ты просто останешься за дверью. Поэтому, вдохновляясь этим примером, будем всегда помнить, что дружба, которая есть среди таких вот …(?) движений, где горят, что всё едино — она ложная. На самом деле, будет введение, они возьмут оружие и прежде всего, что они сделают? Они сделают то, что им скажет сатана, да введения. Пример, вот у свидетелей Иеговы, у них конкретно, они ждут когда у них будет голос для того чтобы взять оружие и подняться на войну с силами сатаны, путём огнестрельных операций. Поэтому, всё вот это вот, для нас должно быть очень важным, мы должны помнить и всегда, и людям и всем, должны объяснять, доводить до сознания, что Бог един и едина вера. И это понятие оно всегда церковью освещалось и зачастоту православия было очень много споров, гонений и многие Святые Отцы пострадали и жизнью своею рассчитывались за некоторые слова, которые потом были в символе веры. Прежде, чем говорить о едином Боге и о Святой Троице, хотелось бы заметить ещё в связи свыше сказанным следующее, что для Святых Отцов догматика или вероучение оно не было просто каким-то таким вот спекулятивным богословием. Что такое спекулятивное богословие? Это когда просто происходит в уме некоторая фикция, некоторые расчёты происходят и они к жизни не имеют ни какого отношения, просто спекуляция. Потом она конечно на сегодняшнем языке она имеет совсем коммерческое значение, но в философском отношении это как раз есть вот именно вот то, что я сказал, что когда просто в уме строится какая-то постановка, она обыгрывается, а к жизни она не имеет никакого реального отношения. У Святых Отцов было не так, их богословие выходило из их сердца, прежде всего они молились. И как сказано у Святителя Григория Богослова, потом эту цитату повторил Преподобный Силан Афонский, что « богослов тот, кто чисто молиться и чисто молиться тот, кто богослов». Поэтому Святые Отцы, прежде всего, конечно люди молитвенники, духовные люди. И, к примеру, Святитель Григорий Богослов, вот он конкретно, его так и называют это богослов Троицы или тайно зритель Троицы, потому что он всегда, во всякое свое сводное время, когда у него находилась возможность, он углублялся в молитву, углублялся в богословие, в размышления и созерцал Святую Троицу и пытался хоть как-то отобразить это в своих творениях. Итак, Бог един, но он находится у нас в трёх лицах, в тёх ипостасях – Отец, Сын и Святой Дух. Что значит слово ипостась? Значит, мы сегодня говорим, что три лица и одна природа, у Бога, русскими терминами разговариваем, хотя сами эти термины они, конечно, имеют подоплёку богословскую и другие языковые термины которые были в других языках. Значит слово ипостась, будем с вами грубо говорить, это означает частное или особенность. К примеру, если слово усия, которое у нас разбирается, вот мы с вами если книжки читаем, бывает, такое слово попадается, это означает сущность или единое что есть у Бога это природа ионная (?), то соответственно различается Бог по ипостасям – ипостась Отца, ипостась сына, ипостась Святого Духа или, мы сегодня говорим, лица, потому что для нас это удобно, говорить лицо Отца, лицо Сына, лицо Святого Духа. К примеру, в древности, когда Святые Отцы боролись за чистоту православия, сказать лицо было нельзя, потому что лицо ассоциировалось с термином маска и соответственно если так понимать, то можно было вспомнить одну ересь, которая говорила о том, что Бог в Ветхом Завете был в маске Отца, в Новом в маске Сына, а в церкви в маске Святого Духа, а в принципе Бог один, просто он по-разному проявляется. Поэтому, что бы этого не было, Святые Отцы вводили специальный термин ипостась, уточняли его, разрабатывали, а мы, сегодня с вами говорим, что три лица, потому что у нас нет сегодня таких проблем в том чтобы сказать в отношении, вот именно уточнять, потому что для нас и так понятно, что лицо Отца и лицо Сына, и лицо Святого Духа это три ипостаси, это не три разных Бога, а Бог един в трёх лицах. Для нас это должно быть ещё и очень важно в том, что сама Святая Троица она должна для нас всегда как бы являться некотором эталоном совершенства, потому, что Отец в любви рождает Сына и в любви изводит Святого Духа, именно и себя, как источника и святая Троица прибывает в любви и люди всегда должны стремиться к полноте в гармонии и любви между собою. Ещё значит, хотелось бы прежде сказать о том, что всякая человеческая умствования должно замолчать перед тем, когда человек соприкасается с догматами святой веры. Почему? Потому что, догматы — это, прежде всего, тайна, как мы уже говорили, догмат – это изречение Священного Писания говорящая вероучителям отношений и поэтому человек не может искажать, изменять догматы, но только смиренно приклоняется. К примеру, в науке учёный преклоняется перед аксиомами, аксиома, например, есть правило, параллельные линии не пересекаются. Все преклоняются. А на самом деле есть ученые, которые говорят, что они могут и пересекаться. Они спорят. Но есть незыблемые аксиомы в науке, на которых, так сказать, наложены табу 2*2=4 и все. И никто это не может оспорить. Так же находится и в Церкви. Это догматы, наши аксиомы, которые принимаются полноценно, полностью и с верой, обязательно. И все, что как бы касается того, что мы не можем понять, и не можем принять, это есть тайна. И всегда в Церкви у нас и в душе, и в уме, и в наших размышлениях должно всегда оставаться место тайне. Потому что если ты приходишь в храм и не оставляешь место для тайны и пытаешься сам всё понять, всё объяснить и место Богу не даёшь, тогда Бог и не будет жить твоей жизнью, потому что, обязательно, Бог это существо таинственное, непознаваемое (сегодня мы будем говорить о его свойствах). И поэтому, если Бог непознаваем, то и не возможно всего объяснить, но человек может только принять. И как мы говорили на вводной лекции, что человек веруя, познаёт, что это значит? Он верой сначала принимает то, что не может понять, а приняв это, он через это, потом познаёт другое, хотя многое остаётся не понятым в силу немощи человеческого ума и его не возможности понять, но человек всё равно в духовной жизни продвигается, потому что на веру принимает то, что возможно ему понять. Значит, пример этого мы с вами вспомним уже приводимый нами несколько раз, это пример из жития Святого Блаженного Августина. Когда он писал свою трактату о Троице, то он в один день прекрасный вышел подышать на берег моря чтобы как-то отвлечься от дум немного освежится, но всё равно вышел и думал о том как объяснить Троицу, как именно на бумаги изложить. Потому что даже в беседе поговорить это как-то проще, а вот написать на бумаги где каждое слово будет взвешенно, нельзя ни на лево, ни на право, всё это очень сложно и соответственно он думал о том и конечно где-то умом пытался понять не постижимое. И проходя по берегу, увидел мальчика, который выкопал себе ямку рядом с морем и туда кружкой переливал водичку, и он его спросил « Ты, что это делаешь?», он говорит « Как это что? Хочу море сюда всё перелить», Августин ему говорит « Как же ты это сможешь, это же невозможно?» и мальчик ему отвечает «Так же не возможно, как и тебе понять Святую Троицу». Видение то исчезло, и соответственно блаженный Августин понял, что действительно нужно оставлять место тайне, потому что если мы не оставим место тайне, то мы с вами просто можем впасть в ересь. Был такой еретик по имени, по-моему, Евномий, который говорил так «Я знаю Бога», почему? Он просто сказал что Бог существо просто, в нём всё просто — Отец, Сын, Святой Дух, ну всё просто, я знаю Бога. И он вот эту сокральность, вот эту таинственность и не познаваемость Божью, потому что когда человек живёт в духе святом, когда он растёт он понимает на сколько Бог бесконечен, и на сколько бесконечно он может радовать человека и Бог действительно осуществил непознаваемое, он таинственен и никто не может Бога понять и соответственно когда человек такое говорит то его сразу предали анафеме, церковному отлучению за такое богохульство, потому что это не возможно людям. Прежде чем говорить о Святой Троице мы должны понимать что, всё что нам не понятно мы должны принять на веру и то, о чём мы сейчас с вами будем говорить это как сказано у Святых Отцов, это есть только некоторое ограждение, за которое нельзя переходить. Вот мы знаем, что Бог есть един, знаем и веруем в это. Знаем, что Бог есть в трех лицах, знаем и веруем в это. Как это происходит? Отцы нам, далее мы будем подробнее говорить, дали указание как это происходит. Но понять, что это и как оно действительно бывает и что это есть, мы никак не можем и должны смирить свой разум. Как еще говорят что, у святого Иоанна Златоуста и других святых говорится, что Церковь это ограда, находясь в которой ты будешь под защитой, а как только выйдешь то волк и хищник тебя похитит. Также и в уме мы должны содержать догматы для того, чтобы выйдя за которую нас никто не похитил.
И так, значит учение православной Церкви о Святой Троице. Как мы уже говорили, о том, что Бог есть един, у Него одна природа совершенна, непознаваема, Бог есть любовь. У Бога есть и три лица — Отец, Сын и Святой Дух. Отец, Сын и Святой Дух в равной степени равночестны, полностью обладают своей природой. Они как бы находятся в друг друге, проникают, но они еще и отличаются друг от друга по ипостаси. Мы ни в коем случае не должны думать, что это проявление одного и того же Бога, что Бог только меняет маски, ни в коем случае. Это три реальных, как мы сегодня можем выразиться, хотя так выражаться нельзя, но косвенно можем так выразиться, о том что это как бы три личности. То есть три субъекта или три ипостаси, с которыми мы могли бы вести диалог или беседу. Обратиться к Отцу, мы можем обратиться к Святому Духу, обратиться к Сыну. И действительно будет слышать нас Сын, хотя будут слышать и Отец и Святой Дух вместе. Значит как это может происходить? Когда святитель Григорий Богослов говорит о том, что «Еди́ница есть Троица и Троица есть Еди́ница» да это действительно тайна. И святые отцы для немощи нашего ума начинают приводить очень много примеров. Очень излюбленный, один из первейших примеров, это солнце, где говорится о том, что светит само солнце, есть луч и есть тепло, или свет и тепло издается. И, соответственно, вот находится, солнце одно, а проявлений, как бы действий три. Но это, они говорят, тоже все условно. Это только для того, чтобы как бы понять, что есть в нашей жизни что-то, что находится три вместе. Также вот источник они говорят, потому что источником Святой Троицы является Отец, Он рождает Сына и изводит Святого Духа. И, соответственно, так же вот святыми отцами берется в пример и источник, который есть что? Источник бьет, течет вода из него, и здесь еще определенное журчание у ручейка, что является тоже некоторой тройственностью. Потом, из современных богословов, мне понравилось такое изображение, когда мы просто берем, в пример, если мы говорим о Боге Троице, и сначала идем от трех и как говорит Григорий Богослов — «Говорю о трех представляю Еди́ницу, говорю об одном, а вижу трех». Если так вот говорить, то образно можно представить себе просто круг, это когда мы говорим о едином Боге, просто круг. И в нем находится три штрихпунктирных таких кружочка, которые как бы в нем находятся, так вот содержатся и друг друга взаимозаменяют, но они там есть. Но Бог един. Когда же когда мы говорим о трех лицах, тогда мы берем общий круг штрихпунктирный, а внутри три кружка обводим нормальной линией, что уже более конкретно говорится о трех лицах, а природа она как бы находится в некотором таком вот штрихпунктирном. Хотя если говорить, то есть об обратном, когда Бог един, тогда мы все по-другому. Так же можно поднести три свечки в один огонь, что получится? Получится один факел, одна струя, а свечей получится три, но огонь у них будет один. И таких примеров можно приводить бесконечно. Так же вот семья человеческая — муж, жена и ребенок. Такая тройственность присутствует во всем творении. Так же она должна у нас находиться.
У Бога есть свойства. Прежде чем говорить о свойствах, хотелось бы сказать о том, что святыми отцами было обозначено два пути познания Бога. Первый путь то путь апофатический или отрицательный. Когда мы говорим о том, что Бог не есть. К примеру Бог не есть, к примеру, дерево. Бог не есть творение, Бог не есть то, Бог не есть то. А что Он нахо… мы не знаем, это есть некоторая тайна. И вот это познание отцов пустынников, отцов молитвенников, когда они, вот если мы читали святителя Игнатия (Брянчанинова), других преподобных отцов аскетов, где они говорили, что всякий образ нужно изгонять из своего ума. Потому что в 4 веке было течение среди преподобных отцов — антропоморфисты. Это люди, которые представляли себе Бога в виде человекообразных образов в голове. Когда молились кому-то они имели какую-то картинку перед собой. И, соответственно, представляя эту картинку, они ей молились. И один из таких старцев даже однажды сказал. Он протрудился всю жизнь в пустыни. Был уже в летах преклонных. Но по своей деревенской простоте он просто представлял Бога в виде человека и молился как бы Ему в уме так. Все происходило. А подвиги были у него большие и это была уже эпоха Вселенских соборов. И пришли однажды одни братья и когда они с ним побеседовали, поняли, что он находится в некотором заблуждении по отношению образа молитвы именно потому, что у него неправильное верование в догматах, этим самым подтверждается то, что если ты неправильно веруешь, то уже неправильно живёшь. У нас очень тесная взаимосвязь между верой и догматическим учением, потому что это всё едино. Будешь неправильно веровать, будешь неправильно думать, как мы об этом на первой лекции говорили. Поэтому … одного авторитетного старца чтоб он пояснил подвижнику, в чём находится его заблуждение, когда он пояснил, он сказал так «вы у меня украли Бога, перед, чем молиться я незнаю, потому что там пустота». А как раз в этой пустоте, как говорится в Священном Писании, что Бог обитает во мраке, в этом то мраке и находится непостижимый Бог, которому обращаются Святые Отцы. И безо́бразная молитва, в которой нет никакого образа это как раз есть подтверждение того, что к Богу нужно идти апофатическим путём или путём отрицания без каких-то положительных образов, так же есть другой путь катафатический или путь положительный. Когда мы с вами говорим что Бог есть, Бог есть любовь, мы говорим, Бог есть что, Бог Всемогущий, Бог Вседержитель, Бог Промыслитель мира, Бог Творец, говорим о его свойствах, что он Всемогущий и прочее, это всё что можём о нём мы сказать. Но все эти свойства они относительны, они не выражаются своей, как бы природой Божьей, потому что природа Божья, то есть его существо, оно таинственно, оно непознаваемо, оно бесконечно и многообразно, в этом плане, что чего бы человек не пожелал в Боге есть духовных каких-либо переживаний из всего. В тоже время Бог прост и в тоже время Бог бесконечно богат, бесконечно благ и бесконечно своим преизбытком вот этих дарований и был то сотворён мир, о чём мы тоже будем говорить в своё время. Поэтому, значит есть два пути 1путь-это путь отрицательный, когда человек не знает что сказать о Боге, но знает что он есть и молится ему и познаёт его в невидимой тайне, есть путь положительный, когда мы говорим о том, что можно сказать о Боге. Поэтому мы с вами, сегодня разберём его свойства … по положительной шкале, по катафатическому богословию и соответственно скажем, что в Боге ещё есть свойства личные, что относится к ипостасям, а есть свойства общие, которые относятся ко всей Святой Троице. К ипостасям относят свойства Отца – это нерождённость, вот Отец от Сына больше ничем не отличается, как только свойством нерождённости; Сын имеет свойство рождённость, Сын рождается всегда от Отца и это есть свойство Сына; и свойства святого Духа – это исхождение. Вот значит, чем отличается Святая Троица друг от друга, всё остальное у них общее. У них общая природа, общая жизнь, они вместе всегда находятся, и Святая Троица есть Единый Бог, но в полноте обладает все три — всей природой, всем существом сразу вместе. Как это происходит это тайна, и мы должны просто молится Богу и веровать, что это так и Господь в своё время просветит, если нужно в какой мере, каждого из нас. Есть несколько известных свойств, прежде чем говорить о конкретных, хочу зачитать Преподобного Иоанна Дамаскина, потому что… , если не ошибаюсь мы уже говорили на Евангелии, что таинств в Церкви семь, основных. Но в древности святыми отцами таинством признавалось и пострижение в монашество, и таинство отпевания и вообще все что в Церкви происходит все таинство, даже крестное знамение это таинство. Почему? Потому что это есть невидимое действие благодати Святого Духа, которое преображает и помогает людям. Если человек с верой и благоговением перекрестится, то это поможет ему во многом. Сделаем отступление, потому что я вспомнил удивительный пример, после которого я в кирпичную стену гвоздь забил. У Вениамина Федченкова есть такой рассказ, когда он приехал в Зосимову пустынь и пошел он с одним монахом в амбар за чем-то, я уже не помню точно. Когда они подошли к амбару, монах этот посмотрел и говорит ― «простите, я ключ потерял (или оставил)». А я, ― Вениамин (Федченков) говорит, ― начинаю умствовать и говорю ему, а он уже маленький ключ достал и пытается им открыть, ты не так делаешь, палочку возьми и вот так подставь и тогда замок откроешь. Он говорит, нет не так, я просто помолиться забыл. Перекрестился, сотворил молитву и дверь открылась. И я вот так после этого случая поставил гвоздь и забил его в стену. Потом рядом пытался забить уже без этого чувства, гнутся. Поэтому у святых отцов о свойствах Божиих много разных изречений, но принято Церковью несколько свойств и мы их разбираем. Поэтому для сравнения хотел бы вам привести слова преп. Иоанна Дамаскина, который говорит о Боге, о Его положительных свойствах ― «Был Безначален, Бесконечен, Вечен, Постоянен, Несотворен, Непреложен, Неизменяем, Прост, Несложен, Бестелесен, Невидим, Неосязаем, Неописуем, Беспределен, недоступен для ума, Необъятен, Непостижим, Благ, Праведен, Творец всех вещей, Вседержитель, Всевидящий (или Всеведящий), Промыслитель обо всем, Владыка всего, Бог это любовь и Его и Его сердце смирение и кротость». Поэтому это вот общее слово Иоанна Дамаскина, наборов свойств Божиих много, но мы с вами разберем общепринятые. Которые находятся в катехизисе, в догматических богословиях и они являются основными. Поняв, которые человек уже имеет некоторое представление о положительных свойствах Божиих.
Прежде всего Господь ― есть Вседержитель. Это уже другое слово, когда мы говорим ― «Верую во Единого Бога Отца Вседержителя…». Мы уже сразу говорим о Его вседержительстве и в этом свойстве пытаемся разобрать все свойства, которыми обладает Господь, и которыми Он промышляет в этом мире. К основным свойствам Божиим относится ― Бестелесность, Вечность, Всемогущество, Вездесущие, Всеведение Божие, Всеправедность, Всеблаженность, Промыслительство и Любовь. В слове вседержитель все эти основные свойства Божии заключены. И когда мы говорим, что Господь есть Вседержитель, то сразу понимаем, что Господь есть глава всего. У нас есть икона, которая называется ПАНТОКРАТОР, Господь Пантократор или Господь Вседержитель, когда Он держит державу. Или есть еще такая икона, когда Он находится как бы над земным шаром, Господь Вседержитель и под Ним находится Земной шар, такой как бы вся Вселенная. Это говорит о том, что Господь поистине является и Творцом и Любовью, и Законом этого мира, то есть всем. Для младенца мама является всем, так и для нас Господь является всем. И так, Господь Бог есть бестелесный и невидимый Дух. Что это значит? Бестелесность и невидимость ― то что у Бога нет никакого тела, нет никакой формы и Он есть Сам по Себе Дух. Что значит слово Дух? Дух понятие само по себе отрицательного характера. Что это значит? Потому что дух мы не можем сказать, что это есть. Мы можем сказать только что дух это не ветер, не воздух, не стол, никакое-то тело, ни какое-то пространство. Но дух есть что-то такое что есть и что объяснить нельзя. Поэтому Бог называется Духом Бестелесным и Невидимым. Что такое невидимый? Это говорит о том, что Он не имеет никакой материи и Его увидеть Его, как-то опознать, пощупать, эмпирически или научно как-то проверить нет никаких возможностей. А то что Господь бестелесный значит, что Он не имеет никакого тела, не имеет никакого образа, ничем, никаким местом не ограничен, не имеет Он никакой материи. Имеется ввиду, если мы, например, говорим об ангелах, что они бестелесны, то они все равно сотворены Богом и состоят из тонкой материи, которая по отношению к Божественной природе, как говорят святые отцы, грубая и вещественная. По отношению к людям ― невидимая, неосязаемая. Мы не знаем, что это такое. Для нас она кажется тонкой и такой неощутимой. Для Бога это все так сказать видимо и ощутимо. Поэтому Господь бестелесный и нематериальный и невещественный в абсолютном смысле. Действительно у Бога нет ничего такого грубого или вещественного, за что Его можно было бы потрогать, как-то определить и познать. Как сказано у святых отцов, что Господь Он управляет этим миром, соприкасается с этим миром, является его Законом, к примеру закон об энтропии, когда падает, то есть хаос там начинает расти в этой Вселенной, что Господь Он как бы держит, находится в этом мире, является его так сказать якорем, и в то же время Он не оскверняется от всех грехов, которые здесь есть. Господь живет в каждом человеке и в тоже время в нас живет грех и тем не менее Господь находится, живет, благодетельствует и не оскверняется. Настолько Его нематериальность и бестелесность и вездесущность она совершена и абсолютна.
Бог есть Вечный. Это значит что Господь Бог не имеет ни начала ни конца. Что Господь не подвластен времени. Что категория времени это есть категория, относящаяся к этому миру. Что когда Господь думал о творении мира, что когда Он был, к нему даже не возможно отнести слово когда, потому что Бог всегда есть. В вечности всегда настоящее, в вечности всегда происходит миг и мгновение настоящего, нет ни прошлого, ни будущего. Если человек попадает вечность, то он будет находиться всегда в одном и том же состоянии. Там нет течения времени. Для нас сегодня очень трудно понять как это так, что нет времени. Мы будем говорить о творении мира и для нас тоже очень трудно понять как это так, что мир был сотворен из ничего. Сегодняшняя аксиома науки мир материальный, материя вечна. Почему? Потому что сам по себе это языческий мотив. До христианского откровения до библейского не было такого понятия, что мир был сотворен из ничего. Обязательно, к примеру если это дуалистическая система, где было два бога: бог злой и бог добрый. Под злом всегда разумелась материя, а под богом добрым разумелось всегда все духовное. Когда материя завладевала духом, тогда производилось творение и тогда получались люди, душа которых находилась от светлого бога, а материя находилась от злого. Поэтому древние считали, что тело это темница для души. Тело это зло, тело это плохо и была борьба со всем телесным в древних аскетических течениях. Это все является ложной постановкой и для того, чтобы человечество смогло принять учение о том, что мир сотворен из ничего, нужно было откровение Божие. Потому что сами бы люди этого не вспомнили. Хотя первые люди древни это знали.
Господь Неизменяемый. Что это значит? То что Господь всегда Тот же Сам в Себе. Прежде всего в моральных отношениях, то что Господь не может быть плохим, не может грешить, Он не может сегодня любить, а завтра ненавидеть. Господь Бог всегда постоянен. Если Господь за что-то берется, то доводит дело до конца. И мысль Божия всегда тождественна со словом и слово тождественно с делом. Если что-то Господь подумал это сразу Слове Божием Иисусе Христе отображается и делается содействием Святаго Духа. Как сказано в Священно Писании в Псалтире где сказано о том, что слово Божие оно равно с делом, как сказано «сказал и появилось, повелел и сбылось». Нет ни времени ни расстояния ни препятствия между тем, что Бог говорит и тем что после этого происходит ― «Не изнеможет у Бога всяк глагол», то есть если что-то Бог говорит, то это непременно сбудется. Поэтому Бог в нравственном отношении находится всегда постоянным, неизменяемым, всегда верным и всегда живет. Но так же Господь не растет и не умаляется, не стареет. Все эти категории для Него чужды. То есть Господь всегда находится в бесконечном совершенстве Своем существе, ничего с Ним не бывает, потому, что Он совершенный и бесконечный.
Бог Всемогущий. Это значит то, что Богу все возможно. Сегодня многие люди спрашивают, почему Бог допускает то, то и то. Много вопросов связано с тем, что Господь Бог Всемогущ, а в мире столько всего происходит. На это у святых отцов есть ответ, на некоторый софизм. Что такое слово софизм? Софизм ― это такое выражение, такой вопрос, который сам в себе таит противоречивое решение, которое не имеет однозначного ответа. И соответственно, на святых отцов всегда такие софисты нападали, которые занимались такими упражнениями. Я уже говорил, что многие святые отцы учились в языческих академиях, сами изобретали эти софизмы, разрабатывали их и практиковали. И поэтому когда у святых отцов спрашивали ― может ли Бог создать камень, который поднять не может, святые отцы отвечали, что Господь может только то что хочет. И на такие многие софизмы есть много у святых отцов если вы их творения почитаете интересных ответов, когда истина Божия прежде всего говорит о том, что Бог Он благоразумен. Не бывает в Боге и в людях добродетельных добродетели без благоразумия. Если добродетель связана с безумием, то это не добродетель, а может быть какая-то черта характера, нами не распознаваемая, но выдаваемая за добродетель. И часто так бывает, если человек без меры думает, без меры живет, без меры как-то трудится, и нет в нем благоразумия, то здесь надо отнестись с осторожностью. Потому что добродетель, как мы уже говорили, она едина. Это есть некоторе дарование духовное, которое в себе содержит и любовь, и смирение, и разум и все. И если чего-то не хватает, то это уже не добродетель и как говорят святые отцы, к добродетели нельзя стремиться по одной, сразу. Нужно стремиться к добродетели полностью, выделяя некоторые из них, которые ближе нам по духу. А так вот сказать ,что я буду заниматься смирением, а любовь мне не нужна ― так не возможно, потому что это исключено, добродетель она едина.
Господь Бог Вездесущий. Что это значит? Это значит, что Господь находится всегда, везде и во всем. Нет такого уголка во Вселенной, нет такого уголка человеческой души, нет того чего бы Бог не знал, где бы Он не пребывал, что бы было бы без Него. Как сказано в Священном Писании: «Спущусь ли во ад Ты там находишься, уплыву ли, и там десница Твоя настигнет меня». То есть куда бы я не ушел, в любом случае Ты меня настигнешь. И пример пророка Ионы нам подсказывает, хотя как ты не убегай, особенно от Его повелений. Господь тебя настигнет и даже во чреве кита. Потому что когда моряки кинули жребий, и жребий пал на него. Они сказали ― ты виноват в том, что с нами происходит. Он сказал ― вы меня бросьте в море и все, Господь как бы вас простит и буря утихнет. Но сам по себе он имел в виду мысль чтобы только не идти в Ниневию, не спасать грешников. Пускай меня лучше пучина поглотит, я вот не пойду, не исполню волю Божию, потому что как бы грешников нельзя спасать. Вот иудеев я спасу, а вот язычников нет. Господь посылает кита (большую рыбу), та его проглатывает и оно находится там три дня. Потом происходят известные события. Господь показывает, что все под Его властью и животные и люди. И ничего от Него не сокрыто. Есть такой пример из жизни князей Трубецких, когда ругали детей ― «нельзя, а то Боженька накажет». А дети говорят, а ты икону поверни другой стороной и Он тогда не … увидит. Это в детстве можно сказать для детского представления. Мы же сегодня знаем, что иконы это просто образ, это есть окно в мир иной, это есть святыня, к которой мы прикладываемся, пред которой молимся. Но Бог находится везде и нет такого места во Вселенной, где бы Его не было. На ответ преподобному Моисею Оптинскому. Мужчина подошел и спросил ― «батюшка, а можно Иисусову молитву в туалете читать?». Вопрос, который многих сегодня мучает. А он ему говорит, ― «конечно можно, потому что Бог то присутствует везде». Что же, заходишь в туалет, а там такое место где Его нет? Черная дыра, в которой невозможно помолиться. Псалмы не пой в туалете, но помолиться, чтобы не выпадать из Божиего пребывания, почему бы и нет? Потому что кто знает из учения святых отцов о постоянной сердечной молитве, которая не прекращается и которая сама деется в сердце, понятное дело, что какие бы нужды не были у них разные, то молитва все рано происходит и не оскверняет не Бога не человека. Потому что это все естественно. О Вездесущие хотелось бы сказать, вспомним нашу беседу о том, что Господь как большой начальник, может принять всю вселенную сразу. Мы с вами помолимся Богу. Мы молимся, другие молятся. У каждого разные просьбы, у всех свои проблемы и все в один миг бога просим, и Он нас всех слышит одинаково. То есть универсальность Его личности ― Вездесущие и Вездеприсутствие. Просто ум изнемогает от того, как это Господь может сразу всех слышать. И люди святые: Божия Матерь, Никола Угодник, Сергий Радонежский и другие святые, которые находятся в Боге, они так же слышат многих людей, будучи людьми, но в Боге они слышат всех сразу и всем сразу могут являться и всем сразу отвечать и всем помогать. Это как раз характерный пример универсальности и совершенности Божией личности, Бога и Его Вездесущия и Вездеприсутствия. Потому что Он может везде находиться и в то же время быть со всеми и на все вопросы отвечать. И, соответственно, так сказать, все держать под контролем.
Господь Всеведующий. Он знает все: прошедшее, настоящее и будущее. Всякую человеческую премудрость и разум. Господь слышит, видит, разумеет все что у нас есть и Ему доступно и более этого. К примеру, в Священном Писании в Псалтири сказано ― «говорит безумный в сердце своем ― нет Бога». А псалмопевец говорит: «сотворивый ухо не услышит ли, и создавший глаз не увидит ли». Господь все знает, всякие тайны и мысли человеческие все у Него находится. И даже прежде чем ты что-то подумал, Господь уже это в книге Своей записал, это уже у Него есть. И человеку безумно хотеть на молитве лукавить, на исповеди или какие-то скрывать грехи. Или просить у бога чего-то такое лукавское. Просто стыдно и просто глупо. Потому что это невозможно. Господь непременно все знает и даже знает лучше чем мы. Апостол Павел говорит в своих посланиях о том, что никто не знает больше человека, что у него внутри, кроме духа человеческого который в нем. И Божиего никто не знает, кроме Духа Божия, который есть Божий, что находится в Боге. В человеке человеческий дух и десятой части не знает, что в человеке. Мы можем знать только то что мы думаем. Дух он может проникать только в мысли наши, именно ипостась нашу человеческую, нашу … что я думаю. Но сказать кто я такой, я тоже не всегда могу. К чему я призван я тоже не всегда могу, за что я ответственен я тоже не всегда могу. Потому что я не могу всего познать, что во мне, к чему я призван, чем Богом одарен ― это целый процесс. Целый наука, которой надо заниматься. А тем более понять, как душа соединяется с телом, какие там происходят процессы. Даже медики некоторые говорят, что человеческий организм он вроде бы весь уже изучен, вроде все мы знаем как состав, но, бывает, мы просто не понимаем, что как происходит. И многие болезни чудесным образом исцеляются. Многие реакции бывает происходят в организме не так, как оно бы хотелось. И очень трудно особенно разбирать болезни души, психи…. Если врач духовно не образован, безграмотный да еще и неверующий. Разобрать духовную болезнь в душе без духовного разума просто невозможно. Поэтому как человеку очень трудно понять, что в нем находится, а Богу очень легко знать, что в человеке, что он будет думать через 5 минут. Поистине, Господь как премудрый шахматист, перед Ним весь мир как на карте, Он все уже давно расставил в предвечном совете, все уже ходы у Него были сделаны в уме, польза извлечена. И вот вся эта тайна премудрости бездна богатства она у человека может одно только вызвать ― благоговение, молитву и благодарение Богу. Потому что если это человек не сделает, то это будет недостойно образа и подобия Божия.
Бог Всеправедный. Что это значит? Праведность Божия, это то, что Бог никого не обманывает. Судит всех по справедливости и по правде. Очень многие скажут, как же Бог по правде, вот богатые живут шикуют, а бедные совсем плохо. И прочее. Правда Божия заключается не в этом. Правда Божия заключается в оправдании, милости и любви к человеческому роду. Если мы с вами подумаем ― правит ли справедливость на земле? Справедливость на земле не правит. Почему? Потому, что как мы говорили в книге Екклесиаста: «Тот кто хочет искать правды и истины на земле, тот ее не найдет». Почему? Потому, что суд, как сказано у Екклесиаста ― там. Суд у Бога, и только у Него мы можем найти праведность, здесь же мы этого не найдем. Потому что люди все грешные, все окаянные. Кто-то может хорошо сделать, кто-то нет. И все это так переплетается в такое ощущение, что мир погибает. На самом деле миром правит любовь. И это хорошо заметно в семье, когда, к примеру, мама если бы она поступала по праведности, то она так бы с детьми не занималась бы. Потому что она их любит, она жертвует собой, она не спит ночами. Она бы сказала, слушай, ты поспал днем, а теперь ночью я посплю. Хочешь, ори, хочешь не ори молока не дам. Много вопросов, которые люди хотят спросить, например: почему одни богатеют, а другие беднеют? Почему одни в молодости умирают, а другие грешники до старости живут? Все это не возможно человеку понять, как это происходит и почему это происходит. Потому что есть в мире очень многое, что недоступно человеческому пониманию. Тем более промысл Божий и судьбы разных людей. Потому что Богом учитывается все и рождение, и воспитание, и среда, в которой он находился. И соответственно будущее его Господь оберегает. Потому что много и у святых отцов есть таких примеров, и в нашей жизни бывают. Вот мы видим, если человек некоторый болеет очень тяжело и, к примеру, в Священном Писании сказано «кто согрешил, он или родители его?». Господь говорит никто, ни он, ни родители его, но это к славе Божией. И это бывает еще и для того, чтобы человека уберечь от многих грехов. Бывает человеку болезнь дается или что-то еще. Никто не знает кем бы он стал после этого. И конечно с одной стороны кто-то может сказать нам, что как бы негуманно говорить о том, что болезнью не надо лишать человека возможности самому определиться на выбор. Мы не правим этим миром, им правит Бог. Это мир …. В котором зло и добро борется и Бог должен выйти победителем. И если так вот говорить, что сегодня в принципе, самая лучшая картина, какая может быть. Бог сделал так, что добродетель, которую можно выжать из людей, Господь это делает. Если бы Господь бы этого не делал, то мира просто бы уже не существовало. Потому что как сказано у святых отцов, даже самый слабый бес в течение часа может уничтожить всю вселенную. Просто так всех друг против друга настроить, что все друг друга просто перережут. Это сказано у преп. Серафима Саровского, в его поучениях. Что один маленький бесенок может сделать просто все.
Бог Всеблаженный, что это значит? Что Господь всегда пребывает в блаженстве, в высочайшей радости. У Него все есть и у Него нет ни в чем недостатка. Блаженство заключается в том, что Господь всегда находится в довольстве, есть такое выражение ― Вседовольный. Нет никакой нужды. Когда человек приходит в храм, верит Богу, старается, то он видит, что он начинает потихоньку насыщаться. Помыслы успокаиваются, какие-то беды, несчастья внутренние, скорби это все как-то утешается, и он чувствует, что он начинает становиться довольным, радостным. И если он не грешит, то это состояние будет всегда с ним пребывать. Только грех убивает это состояние и это в нам проходит. Почему? Потому что это грех. В Боге же это не проходит, Господь действительно всегда находится в таком блаженном состоянии. И из этого состояния Господь, что бы к этому блаженству многие могли бы воспользоваться этим, Он творит тварный мир.
Господь Промыслитель. Это значит, что Господь промышляет об этом мире, Он не оставил нас. Он заботится о каждом. И старается, что бы каждый человек, по возможности, был спасен и приобщен к Царству Небесному. Есть такой пример, который связан с учением в Средневековье, которое называлось ― деизм. И которое говорило о том, что Бог есть часовщик, который устроил этом мир, а потом удалился на покой. Завел его и отлучился, и делайте что хотите. Это было очень удобно для просвещенного века. Да, Бог есть, я не безбожник. Но в моей жизни Он не принимает никакого участия. Он Сам по Себе, а мы сами по себе. И раз мы сами по себе, то и будем творить всякие революции, будем мир устраивать по своему усмотрению. К чему это привело? Мы все эти плоды уже пожинаем сегодня. Особенно очень страшны эти социальные революции. Феминизация ― революция освобождения женщины, от ярма мужчин. Что привело к тому, что сегодня женщина, она бы и рада жить хорошо, но она не может. Потому что у нее в голове клинит, она хочет быть и мужчиной, и в то же время и женщиной хочет быть. Много всего у нее так вот перемешалось, тем более приучили за 70 лет шпалы таскать, кузнецами на заводах работать, они уже не имеют представления, что можно просто сидеть дома и воспитывать детей, следить за домашним очагом, как это и было всегда. То что было сделано, сделано. И сегодня действительно происходит так, что женщине сегодня очень трудно, особенно когда они приходят в храм. Как много было сделано ошибок, и вернуть прошлое и хоть немного исправиться. И сделать в семье, чтобы уют был более таким женственным и нежным. Потому что мужественности у мужчин хватает, и женщине быть мужественной вообще ни к чему. А сегодня мы с вами видим вот это вот. Сегодня модно говорить про суперменов. Но сегодня все супермены почему-то в женском обличии уже выступает. Как не посмотришь, все супермены женщины. Когда-то это были мужчины, а сейчас это все женщины. И сегодня этот культ навязывается… женщина должна быть суперменом. То есть все и шпалы на железной дороге прокладывать, и в кузнице она молодец, и на кухне, и детей воспитать… а женщина не может этого всего сделать. И потом конечно бывают многие проблемы. Тем не менее, Господь, Он не как часовщик. Он промышляет о нашем мире, заботится. Послал Сына Своего единородного «да всяк верующий в Него не погиб, но имел бы жизнь вечную». Чтобы человек был спасен. Пострадал за нас. И не оставил нас, и сказал «Я буду с вами до скончания века».
И последнее свойство, которое есть совершенство совершенств ― это любовь Божия. Что Господь есть любовь. И мы с вами это всегда в своей жизни чувствуем, потому что Господь, как сказал пророк Давид ― «лучше, Господи, быть наказанным Тобой, чем человеком». Потому что впасть в руки «Бога Живаго» это впасть в руки милости. Господь если накажет, то накажет милостиво, люди же не пощадят. И поэтому все мы с вами знаем, что Бог есть любовь. И в скорбях, в своих трудностях мы обращаемся к Богу, почему? Потому что мы знаем, что Он добрый, что Он любит, что Он ждет нашего обращения. А если бы мы знали, что Бог есть злой, вот в скорбях к сатане никто не обращается для утешения, только для мести, потому что знают характер сатаны, что можно с ним нормально отомстить. Идут на кладбище, гадают и все становятся бесноватыми, потом в психушку их кладут, от таких безумств. Но тем не менее подсознательно все люди знают, что обратившись к сатане, ты можешь сделать зло, а обратившись к Богу, ты можешь получить утешение, радость, любовь и спасение. И поэтому люди конечно идут…
На сегодня мы с вами закончим. Следующую беседу мы с вами продолжим о творении мира.
***

Текст составлен по фильму-лекции Беседы на Символ веры: свойства Божии.

Если Вы заметили ошибку в тексте — пожалуйста, напишите нам об этом на электронную почту – bogovidec@yandex.ru