Лекция о природе человека. Священник Максим Каскун

Всех приветствую. На прошлых занятиях мы с вами изучали догмат Святой Православной Церкви ⇒о природе Ангелов и о природе демонов. Сегодня логически выходит, что мы с вами будем изучать как раз состав человеческой природы, или просто: о природе человека.
Каждый из нас с вами когда-то хоронил своих родственников и своих близких людей. Когда человек видит своего близкого друга лежащим во гробе, он понимает, что это действительно его родственник, его друг, с кем он общался, и первое время он не верит тому, что это произошло, с одной стороны, с другой стороны – он никак не может узнать в этом теле своего возлюбленного. Почему это происходит? Потому, что душа человеческая покидает тело человека и тело изменяется. Сама душа человека имеет такое свойство – преображать человеческую природу. И Святые отцы говорят об этом, что тело человека и вообще всё, что без души, есть мертво и мертвенно. И поэтому смерть для человека является разрывом души с телом и каждый человек, присутствующий на погребении, это видит: тело действительно остается одиноким, одним, оно меняется и преображающий принцип, который находился внутри человека, исчезает.

Человек, по учению Церкви, состоит из двух частей – из души и тела. Учение о том, что у человека есть душа, — древнее, изначальное учение, которое находится во всех представлениях, во всех религиях и в принципе, конечно, не нуждающееся сегодня в доказательствах. Но мы о них сегодня всё равно будем говорить для того чтобы понять, что душа действительно есть у человека и что это за душа, из чего она состоит и что она из себя представляет.

В духовный состав человека входит сама душа, её дух, разум, воля, личность и прочие качества. В состав тела входит плоть, кость, кровь и прочие физические элементы. Святитель Лука Войно-Ясенецкий, когда его спрашивали о том, что «Гагарин летал в космос и Бога там не видел», сказал замечательную фразу: «Когда я делаю операции на мозг, то ума там не нахожу». Этим самым он сказал, что духовное бытие, духовное существование неподвластно эмпирическому (визуальному, физическому) познанию и ощущению. Всякий человек знает, что у людей есть ум. Все мы знаем: человек есть существо словесное, умное. Но кто его видел? Даже те, кто делает операции на мозг, никогда его не видали. И поэтому первое условие из доказательств бытия души состоит в том, что если человек не хочет принимать это на веру, то приводи ему хоть тысячу доказательств – всё равно он не поверит и не захочет это принять. Например, в советское время была коммунистическая идеология, которая отрицала бытие души, и поэтому говорилось, что душа, которая есть в человеке (весь этот комплекс эмоционально-психических процессов, действующий в нас) разлагается вместе с приходом смерти. Поэтому если человек не желает, то он, конечно же, и не будет верить, что ему ни говори.

Второе доказательство было взято наравне с доказательством бытия Бога, т.е. само понятие души есть во всех языках, во всех народах, это понятие очень древнее. Есть термины, которые выдумываются людьми. Допустим, М. Т. Цицерон в своих речах очень часто говорил, что оратор должен изобретать слова и термины, что и он сам делал в своем ораторском искусстве. И сегодня в науке, в разных фантастических писаниях изобретаются разные термины для обозначения чего-то, чего нет. Например, «Двадцать тысяч лье под водой» — была обозначена подводная лодка; когда она действительно появилась спустя много лет, её так и назвали – субмарина. И когда придумывается такой определенный термин, а бытие появляется уже после него, это в принципе всегда бывает исторически засвидетельствовано. Понятие же самой души настолько древнее и настолько глубоко находится в структуре каждого языка, что его, как и понятие о Боге, просто невозможно оттуда убрать. Оно действительно есть и является органической связью. И это есть доказательством того, что душа существует. Не бывает какого-то имени без реально существующего конкретного факта: либо человек может создать это в фантазии, либо это действительно есть.

Третье: во всей Вселенной, во всех религиях, почти во всех философских системах было верование в существование души. И даже более того: во многих философских системах, таких как стоицизм и неоплатонизм, говорили, что человек вообще есть сама душа, а тело не является человеком. Допустим, философ Плотин (неоплатоник), живший в III веке, вообще стыдился того, что он находится в теле. Он был настолько убежден, что он есть душа, что стыдился своего телесного образа Божьего.

Также свидетельством существования души для нас сегодня является такая наука, как психология. Если души нет, тогда что же она изучает? А это целая наука, особенно в XVIII-XIX вв. этому были посвящены передовейшие научные достижения и технологии того времени для того чтобы познать психический мир человека. Т.е. целая наука существует, которая изучает душу человека. Вопрос здесь, конечно, — смертна она или нет, но это уже является вопросом второстепенным. Но тот факт, что душа существует, наука психология, конечно, подтверждает.

И ещё можно назвать бесчисленные, в бесконечном множестве наши личные переживания, посмертные явления, посмертные видения душ человеческих. Каждый из нас с вами это и сам в своей жизни переживал, и наши друзья, и поэтому многим из нас, особенно людям воцерковленным, верующим, это действительно не представляется никакой непреодолимой преградой. И более того можно сказать: если душа не существует, тогда вера наша тщетна и зачем тогда вообще все здесь собрались. Для верующих это так.
В пример можно привести барнаульское чудо. Есть такая замечательнейшая книжка про одну рабу Божию, которая умерла, была на небе… Врач, сделав ей анализы, посмотрел, что у неё рак кишечника с метастазами, распространившийся до такой степени, что сам врач не стал её оперировать и отдал её под нож ученикам. То есть она была определена на смерть. Студенты сделали ей операцию, при вскрытии увидели, что рак всё съел, зашили её и отправили в морг. Через три дня она воскресла. И когда она пришла к этому врачу, когда он открыл дверь, он пережил, конечно, апокалипсис в своей душе… был весьма смущен, он даже не нашелся, что говорить, потому что это невозможно: когда рак съедает человека и потом человек приходит… Он потом сделал ей анализы, кишечник её оказался здоровее здорового, всё это было очень чудесно. Её сын сейчас служит в городе Александрове священником. Это действительно был реальный случай, когда телом человек находился в морге, душою находился на небесах: она разговаривала с Господом, с Божьей Матерью, всё это видела, и потом ей ещё была дана возможность рассказывать об этом – она после этого прожила лет пятнадцать или двадцать.
Поэтому все эти посмертные видения, ощущения, которые у всех людей бывают, настолько очевидны для нас, что вопрос бытия души для церковного, верующего и вообще – человека искреннего — не составляет никакой трудности.

Свидетельства Священного писания о бытии души. Свидетельства эти очень распространены на страницах Библии, приведу только одно очень яркое, красноречивое – это молитва пророка Илии в доме вдовы салептской, когда сын её умер, и Илия воскресил сына. Пророк молится Господу следующими словами: «Господи! Да возвратится душа отрока сего в него! И возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил» (3 Цар. 17, 21-22). Вот конкретное свидетельство Ветхого Завета, конкретное представление людей, живших в Ветхом Завете, о том, что душа не только живет в человеке, но и что при смерти она покидает его и смерть есть оставление душой тела, то есть их разъединение. И поэтому пророк Илия молится о том, чтобы душа вернулась. Понятие души в Ветхом Завете, конечно, было очень широким: это была и жизнь, и дыхание и проч., но, тем не менее, сам факт существования этого понятия налицо.

В Новом Завете – притча о Лазаре (Лк. 16, 19-31). Когда Лазарь умер, «отнесен был Ангелами на лоно Авраамово», после чего он уже находился там и разговаривал. Телом Лазарь был на земле, а душу его взяли Ангелы и несли. То есть понятия Нового Завета о душе выражают то же самое, что и понятия Ветхого Завета, и никаких различий не существует.

Однажды, когда апостолы собрались ночью и Павел проповедовал слово Божие, отрок по имени Ефтих заснул и упал с высокого окошка; Библия говорит, что он был «поднят мертвым». Тогда Апостол Павел обнял его и сказал: «Не тревожьтесь, душа его в нем», и спокойно совершал Литургию, а после нее уже привел отрока живым, т.е. воскресил его (Деян. 20, 9-12).
И вот современный пример, отраженный в фильме о Псково-Печерских старцах. Когда один схимник умер, врач пришел констатировать смерть, а Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) сказал: «Подождите, ничего не делайте, он не умер». Он умер, но батюшка специально так сказал, чтобы его в морг не увезли, не исполосовали там и ничего подобного с ним не сделали, а сам пошел молиться, и действительно этот схимник был воскрешен святым старцем.

Поэтому для нас, людей церковных, сама Библия и жизнь наша показывает, что душа действительно у человека есть, существует и от нее зависит наша с вами жизнь.

Следующая тема, к которой мы переходим – это происхождение души. Мы разделим её на два этапа: первый этап – происхождение души непосредственно при творении первого человека, Адама, и второй – происхождение души от Адама, то есть когда мы с вами рождаем детей, и как происходят наши с вами души в этом отношении.

Итак, происхождение души первого человека. Здесь у нас есть четыре теории.
Первая теория называется эманационная, т.е. когда душа является частью Божества или как бы истекает из Самого Божества, то есть Бог от Себя выделяет некоторый кусочек и влагает его в человека. Это учение было осуждено Церковью, потому что оно было навеяно гностическими, дуалистическими представлениями о материальности Бога; по этому учению даже Христос являлся демиургом, то есть одним из этих истечений, самым первым, посредством которого творится мир. Очень сложная философская система, которой можно посвящать целую беседу; она по своей сути не спасительная, приводит людей к заблуждению, потому что если я частичка Божества, тогда я Шрила Прабхупада, т.к. все индусы говорят: ты – бог, частичка божества. Вот этот дуализм у них развился, и сегодня, если вы будете разговаривать с наставником индусов, вы увидите, насколько эти люди горды: ну правильно – бог не может смиряться, богу всё дозволено. Их злоба была выражена одним из современных писателей, этот пример приводит Серафим Роуз. Почему была революция в 19 веке: потому что в семинариях были революционные кружки, батюшки ездили к индусам и т.п., то есть царил такой духовный плюрализм и бестолковость и такая халатность по отношению к религии и вере, что люди себе позволяли многое. И вот они плыли на корабле и батюшка вместе с ними. Если читали, помните, как это было: балы, маскарады, батюшки играли в покер вместе со всеми и трубки покуривали. Всё это было. Слава Богу, мы этот грех изжили. Они приплывают в Индию и там им устраивают целый экскурсионный парад, и первое по плану – это посещение индусского йога. Все пришли, йог сидит под деревом в позе лотоса, всё как у них положено, перед ним поставили лавочки, все сели и стали смотреть кино: йог в своей «молитве» поднялся в воздух, дерево за ним стало растворяться, и они видят море, свой корабль, себя на этом корабле гуляющих, прохаживающихся. Всё прямо как в кинотеатре. Бесы, конечно, реально стали всё показывать. А батюшка, будучи, видимо, человеком не до конца погибшим, всё-таки понял, что дело здесь греховное, и начал творить Иисусову молитву с перепуга. И в один прекрасный момент видение исчезает, йог падает на землю, корчится от боли и все бегут от ужаса произошедшего. И когда батюшка проходил мимо йога, тот открыл глаза и посмотрел на него с такой ненавистью, что, он говорит, «я сразу понял, кто был причиною его падения и позора». Он его опозорил, потому что тот думал, что он бог, а здесь, оказывается, есть вещи, которые неподвластны ему. Каждый колдун, каждый йог в принципе стремится получить такие силы, чтоб управлять всем миром. Все чародеи, дай им власть, реально захотели бы управлять всем миром. Но сил у них не хватает на большее, чем сделать какую-нибудь подлость своей соседке или ещё кому-то. Господь не дает, не допускает большего, этим всё ограничивается, и эти мнимые боги, конечно же, весьма огорчаются и смиряются под крепкую руку Божию.

Второе учение о том, что душа – это Сам Святой Дух. Эта теория тоже была отринута Церковью, потому что, как говорит преподобный Анастасий Синаит, когда «создал Бог человека, и вдунул в лице его дыхание жизни» (Быт. 2, 7), — это дыхание не есть Сам Святой Дух, но «вдунул» означает, что Святой Дух сотворил душу человека. Если наши души являются Святым Духом, то это будет очень близко подходить к первой теории, хотя здесь немного другие корневые причины, но — тем не менее, и человек ниспадет в ту же самую гордыню и погибнет, потому что всё будет приписываться «богу»: «душа захотела», «святой дух захотел». Захотелось украсть – «божье повеление разве можно ограничивать? – Можно украсть». Захотелось согрешить, спрелюбодействовать – «ну а почему нет? – дух святой провещевает, надо сделать». То есть получается, что в этом случае у людей процветает полное беззаконие, и такие люди действительно в Церкви были, почему Церковь эти учения и отвергала.

Третья теория – это когда под душой разумеется ангельская сущность, или теория предсуществования душ. Она более полно изложена в учении неоплатоников, была развита Оригеном и некоторыми другими церковными учителями. Но эта теория была отвергнута, а звучит она так: Бог сотворил ангелов (ангельские души), и некоторые ангельские души охладели в любви к Богу и в наказание за это были посланы на землю в тела. Здесь сразу чувствуется учение неоплатонизма – стыд тела (поэтому и Ориген сам себя оскопил, стал евнухом из-за гнушения человеческой плотью). Данная теория была осуждена Церковью на Пятом Вселенском соборе, потому что она несет в себе еретический момент в том, что всё творение Божие и грехопадение понимается не так: в ⇒беседах об ангельском мире мы говорили, что дьявол пал, и причины этому были совсем другие, совсем другие механизмы сотворения человека и его падения, и цели, и задачи – всё другое. А если принимать эту теорию — всё меняется, и вера фактически начинает выражаться в философскую систему, но не в религию.

Последняя теория, которая была воспринята Церковью и которая является её выражением – о том, что душа Адама, душа первого человека была сотворена из ничего. Как мир был сотворен из ничего, так и душа человеческая была сотворена из ничего. В еврейском тексте Библии есть несколько глаголов, которые употребляются при творении: первый глагол – «сотворил», второй глагол – «создал», третий глагол – «образовал». По-русски они переводятся по-разному, по-еврейски они звучат так. Первый глагол – “бара” (евр. — «сотворил»), он означает собственно творение из ничего, это слово повторяется трижды на первых страницах Библии: при творении мира, при творении животных и при творении человека. То есть когда Бог творит мир, Он творит его из ничего. Когда Бог творит животных (под животными разумеются одушевленные твари, т.е. творение животной души) – тоже из ничего. И когда творится уже человеческая душа – тоже из ничего. Это церковная точка зрения. Она выражает то состояние, что человек стал завершением, венцом всего творения Божия, он является некоторым малым миром в большом, является воссоединением или как ещё говорят святые отцы – гармоничным мостом, благодаря которому Бог может полноценно соединить всё творение – и духовное, и материальное, то есть ангельский мир и человеческий. И посредством человека, вмещающего в себя два мира – мир душевный и мир материальный – привести всё творение к Богу, то есть его обожению. И поэтому, если мы с вами вспомним из прошлой лекции (⇒об Ангелах), что каждая ангельская душа творилась в отдельности и каждый Ангел – это был целый мир духовный, целый духовный космос, то так же и душа человеческая была сотворена из ничего Богом, но как отдельная.
Но дальше мы с вами проводили такое различие, что Ангелы называются Собором Ангелов, а мы – человеческий род. Почему Ангелы есть Собор? Потому что они сотворены каждый в отдельности. А мы есть род, потому что люди произошли от одного человека и у людей совсем другое распространение.

Происхождение наших душ — это вторая часть вопроса, которая пойдет немного другим путем, здесь мы со святыми отцами попытаемся разобраться в том, как происходит человеческая душа, как она рождается, как она возникает. И на самом деле в Церкви нет догматического учения о происхождении человеческих душ. Если то, что душа Адама была сотворена из ничего – это догмат Церкви, он находится в Священном Писании, то как происходят наши с вами души от наших родителей – здесь только мнения, потому что в Священном Писании не находится достаточных оснований для того, чтобы более или менее приблизиться к какой-то из определенных теорий. Здесь также четыре теории.
Первая — теория предсуществования душ, о которой мы уже говорили: когда зачинается человек, то Бог дает в тело уже существующую душу. Эта теория была Церковью отвергнута, осуждена и нами уже не рассматривается.

Вторая – традиционизм — передача души человека через семя человеческое, то есть от родителей. Эта теория была поддержана многими святыми отцами, причем некоторые из них были весьма в авторитете, но не получила полноценного церковного распространения, то есть на её сторону склонилось меньшее число святых отцов. Хотя эта теория не осуждена как таковая и она сегодня также существует. Пятый Вселенский собор вынес такое правило по поводу осуждения оригенизма и предсуществования душ: «Церковь, последуя божественным словам, утверждает, что душа творится вместе с телом, а не так, чтобы одна творилась прежде, а другое (т.е. тело) после, по лжеучению Оригена». В этом соборном определении Церковь осуждает предсуществование душ и говорит о том, что душа творится вместе с телом. Но сам образ творения души от родителей через семя или другим образом здесь не оговаривается, т.к. это действительно является тайной. И поэтому эти две теории – традиционизм и другая, о которой я скажу далее, являются доминирующими в церковной жизни и многие святые отцы склонялись к ним: то к одной, то к другой. А святитель Григорий Богослов исповедовал и сразу две: и так, и так говорил.
О том, что душа передается через семя, преподобный Анастасий Синаит, известный богослов VII века, говорит следующее: «Душа неизреченно передается от человека посредством семени, словно посредством некоего вдуновения». Святитель Григорий Нисский говорит тоже подобное: «Семя не может быть мертвым, так как мертвенность возникает только из-за отсутствия души». Действительно, очень серьезный аргумент: если семя не одушевлено, тогда семя мертво, тогда хромосомы мертвы; но мы сегодня знаем, что они двигаются, это живые организмы, и мы с вами прекрасно это всё понимаем. Но все вопросы, которые в дальнейшем будут возникать, заводят нас в тупик. Как бы ни развивать эту теорию, она всё равно заведет человека в тупик и он не сможет дать полноценного, объективного ответа.
В послании святого апостола Павла к евреям есть такая цитата, когда он говорит о патриархе Аврааме, которого благословляет Мелхиседек: «Сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину: ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его» (Евр. 7, 9-10). О чем здесь говорится? Мы все в Адаме сотворены, все в Адаме согрешили. В Адаме было дано семя всех человеческих душ, всех людей. Каким образом это произошло – трудно сказать, но текст послания апостола Павла к евреям как раз на этот момент намекает.
Также один из аргументов (люди монашествующие, и проводящие жизнь в девстве, этого конечно не знают, а люди, проводящие семейную жизнь, знают, особенно те, кто стремится к духовной жизни), что после плотского соития человек теряет громадную духовную силу. Почему люди семейные могут быть праведными, могут быть мучениками (недавний пример – священник Даниил Сысоев, мученик, слава Церкви – был человек семейный, трое детей), но преподобными живущих семейной жизнью людей Церковь никогда не величала, потому что это невозможно. После плотского соития человек теряет такую громадную силу своей души, своего духовного потенциала, что нужна в чисто физическом плане как минимум неделя, чтоб только физически укрепиться, а духовно – и того больше. Человек, который ведет распущенную половую жизнь, этого не замечает. А человек, который блюдет себя, старается поститься, вникать в свои внутренние процессы, это замечает: что не молится после этого, тяжело делается, хочется спать и прочее – это как раз есть потеря духовной силы и может быть даже какой-то части души, — неизвестно, это тайна, но сам факт существует.

Третья теория называется креационизм или творение души Богом в момент зачатия. Это превалирующая теория, к которой склоняется большинство святых отцов, но которая также не восторжествовала как окончательная, т.к. нет конкретных оснований и указаний в Священном Писании к тому, или другому моменту. К этим святым отцам относятся блаженный Августин, святитель Григорий Двоеслов, папа Римский, автор Преждеосвященной Литургии, также святитель Григорий Богослов, который говорил и так, и так, то есть допускал возможность. Блаженный Иероним говорит следующее: «Бог ежедневно творит души», и причем это не противоречит церковному утверждению о том, что Бог по сотворении почил в седьмой день от всех дел Своих. Многие ссылаясь на этот текст говорят, что раз Бог почил от Своих дел, то Он творить уже не может. Но Бог-то промышляет о мире. Да, само творение в смысле «из ничего» Бог уже не творит, это понятно. Как раз здесь другой глагол употребляется, который говорит или «образовал», или «создал», то есть из уже существующего материала. Как говорит митрополит Макарий в своем «Догматическом Богословии» – от душ родителей, потому что как-то иначе обосновать переход психофизических особенностей наших родителей на нас с вами, на наши души не получится, если считать, что душа творится отдельно вообще из ничего. Мы же похожи на своих родителей, а бывают весьма похожи, бывают и не только какие-то поступки, а и повадки, и инстинкты, и склонности очень сильно похожи на своих родителей. А бывает на одного больше, на другого меньше.
Блаженный Феодорит говорит следующее: «Душа созидается вместе с телом и не в вещественном семени имеет начало своего созидания, но изволением Творца приходит в бытие после образования тела». Видите, здесь конкретно полемизируется, что душа происходит не через семя. То есть по большому счету он говорит, что душа появляется из ничего. И вот такие у отцов размышления, каждый из них придерживается своего взгляда, причем и тот, и другой не является еретическим, но и не является полноценным. Что-то сказать ведь надо. Как творится душа? Просто сказать, что тайно – ну кого это удовлетворит? Давайте всю Библию сделаем тайной, и вообще тогда ни о чем не будем говорить – всё тайна, как в Коране: веруй, покоряйся Аллаху и ничего не спрашивай. Нет, так не получится. Человек существо мыслящее, свободное, познающее, изменяющееся к лучшему и ему нужно познавать.
Следующая цитата митрополита Макария: «Душа творится и не из ничего, а уже от душ, иначе проказа греха не могла бы переходить на человека». Была теория о творении от душ, она в Риме до сих пор очень котируется. Если мы с вами под первородным грехом понимаем унаследование от родителей поврежденной смертностью, грехом, разными болезнями природы, но мы не воспринимаем на себя личный грех Адама, то в их учении это происходит. И под это учение подходит эта теория о творении душ, потому что если душа творится из ничего, тогда как же первородный грех передать? Тогда его передать никак не получается, и поэтому под эту теорию подстраивается та. И здесь можно было бы задать вопрос: каким образом Господь творит от душ? Давайте себе представим — если не в момент зачатия творится душа и не через семя, тогда Бог может творить душу человека вообще без людей: они не в браке, а Бог может просто от одного и от другого взять и сотворить душу. Это кажется абсурдным, такого не может быть. Обязательно должно быть соитие мужчины и женщины. Значит, всё-таки само семя и сам брак человеческий и это единение в любви играют значительную роль, которую просто так со счетов не спишешь; которая, конечно, не решает всех проблем, но это тоже действительно имеет большое значение. Иначе Господь мог бы без нашего ведома творить души (если допустить такой механизм), и тогда это получается вообще непонятным.
Святой Мефодий Потарский, говоря о зачатии человеческой души, приводит такой интересный образ, что человеческая природа есть как бы некоторая гора, говоря нашим современным языком — некоторый завод, в котором есть много отверстий, куда поставляется материал (человеческое семя), и как только семя было туда поставлено — сразу же возникает жизнь. Этим объясняется то, что происходят и нежелательные беременности, и при изнасилованиях рождаются люди, что действительно очень часто бывает. Иначе получается, что Бог находится при изнасиловании и творит душу? Это тоже вопрос, который некоторым людям не дает покоя. Бывает, что человек рождается через грех, когда люди живут в прелюбодеянии. Получается, что Господь тоже в этом будет участвовать? Все эти вопросы есть, они не решены, и действительно возникновение души человеческой остается для нас тайной.

Возможно, реальным решением, но тоже не полноценным, может быть  следующее: скорее всего, что душа человеческая рождается и творится вместе с телом, то есть переходит в человека посредством семени. Но сама личность человеческая, наша ипостась, собственно — эта одна буковка «Я», которая сама себя осознает, которая является единящим принципом человеческой природы, которая может сказать: «Я – человек; я не могу сказать, что я — душа, я не могу сказать, что я – тело, но я могу сказать, что я – человек»,  – это, конечно, дается уже непосредственно от Бога. Каким образом, в какой момент – никто не знает. В Ветхом Завете есть такое указание, что если в драке ударят беременную женщину до шести месяцев – одно наказание, а если позже шести месяцев – то это уже считается убийством. Т.е. получается, что есть некоторое разграничение между плодом до шести месяцев и после шести месяцев. По синодальному переводу это разграничение звучит так: если ударят женщину, и она выкинет (то есть у нее будет выкидыш), но сама не умрет – то пусть виновный заплатит, а если женщина умрет от этого, тогда – кожа за кожу, зуб за зуб, смерть за смерть (Исх. 21, 22-25). Здесь тоже видится явное разграничение между жизнью эмбриона и жизнью матери. Церковь и сегодня говорит о том, что есть разграничение между жизнью матери и жизнью младенца во чреве, что если есть реальная угроза жизни матери, конкретная и констатируемая, то в некоторых случаях дозволяется прерывание беременности ради спасения ее жизни. Когда женщина, например, попала в реанимацию и надо принимать решение – либо-либо. Потому что если мать умрет, то ребенок тоже умрет. В этих случаях допускается такой грех. Это разграничение и в древности тоже существовало, не всегда были конкретные и определенные понятия по этому вопросу – когда Бог дает личность. Душа возникает сразу, а когда эмбрион получает личность – этот момент был неизвестен. Но сегодня по церковному учению мы с вами точно и конкретно знаем, что человек – «Я» — возникает в момент слияния клеток. Церковь сегодня конкретно об этом говорит для того чтобы не было таких разных поползновений. Смотрел давно один фильм, где очень интересно выкрутилась женщина, которая была беременна, еще трех месяцев не было плоду, она говорит своему ухажеру: «Еще трех месяцев нет, я пойду, сделаю аборт, пока души нет, и всё, закроем это дело». Очень удобно. Философия, которую придумали сегодня: «до трех месяцев души нет» — и понеслась  – на кресло — и аборт… Или такое лукавство: одна женщина приходит на исповедь и говорит – «Батюшка, я своей невестке сделала преждевременные роды», — «А что за преждевременные роды?» — «Ну, как бы вот… аборт», — «А где невестка-то?», — «Да вот сейчас на кресле лежит», — «А ты что в храм пришла? Зачем ты тогда пришла? Совесть свою облегчить что ли? Ты реально посадила человека на аборт, а сама вводишь «другой инструментарий», другие понятия – «преждевременные роды». А ребенка-то нет, ребенка-то вы убиваете! Какие здесь могут быть преждевременные роды? Если бы ребенок жив остался, можно было бы об этом говорить». И такое лукавство действительно часто бывает, и поэтому, чтобы не было таких поползновений, Церковь говорит о том, что как только клетки соединяются, возникает ч е л о в е к, возникает «Я», и он уже развивается, и никто не имеет права сделать аборт. Правило святителя Василия Великого и других святых отцов говорит о том, что как только зачатие произошло, всякое потом изживание плода из утробы является убийством, наравне с обычным убийством человека.

Была и четвертая теория, которой пытались найти нечто среднее между креационизмом и традиционизмом. Они говорили так: раз душа делится на две части – разумную и неразумную, то животная душа передается от родителей, а разумную душу творит Бог, то есть происходит некоторое соединение. Сейчас мы говорим не о личности, потому что личность не является составной частью души, личность находится в душе человека и объединяет всего человека. Но таких отцов было очень мало, всего несколько человек, и эта теория вообще не получила никакого подтверждения и поэтому исчезла с церковной арены. Это очень сложная конструкция – одну душу дают родители, другую дает Бог, потом всё это как-то соединять, сшивать, склеивать. Нет, не получается.

Состав человеческой души

Душа сама по себе разумная, или духовная. Есть три мнения о составе нашей души: либо душа делится на дух, душу и тело; либо душа делится просто на душу и тело; либо бывают некоторые другие подразделения, когда душа делится на разные составные части: на разумную, животную, совесть, чувства и т.д. Итак, были разные сложные разделения, но в Церкви установилось двухчастное деление человека. Не трехчастное — душа, дух и тело, как сегодня очень принято и модно говорить, а именно двухчастное: душа и тело. Почему это так? Профессор Владимир Лосский в своем «Догматическом Богословии» говорит, что дух в душе есть самая тонкая, самая чистая, самая светлая её часть, через которую душа соединяется с Богом и воспринимает Божье откровение. «Дух» на греческом языке звучит — «нус» (греч. “nus”) — что значит «ум», т.е. разумная часть души. И преподобный Иоанн Дамаскин говорит: «Душа, имеющая ум, не иной по сравнению с нею самой, но чистейшую часть её, ибо, как глаз в теле, так ум в душе — одно и то же». То есть дух (или ум в душе) есть некоторое духовное око, имеющее способность видения духовных вещей. Об этом свойстве мы скажем чуть ниже.

1) В человеческом духе — именно в высшей его части — заключается личность человека, его ипостась, его самосознание, то есть слово «Я». Если вы видели своих детей складывающими пирамидку, — так стержень пирамидки есть «Я», на который сначала надевается дух, потом душа, потом тело, потом одежда, потом квартира, потом всё прочее… — На это «Я» всё нанизывается. «Я» является единящим принципом всего человека, который имеет в себе и душу, и тело.
Почему мы с вами не признаем трехсоставную схему устроения человека? Хотя этот взгляд, повторюсь, очень часто встречается. Потому что это усложняет природу человека и вводит некоторый третий фактор (дух), который начинает запутывать второй (душа) в понимании сущности души. — Что тогда есть душа? — Если начинают вводить третью часть души – дух – тогда получается, что душа неразумная. Тем самым душу сводят на средний уровень; говорят, что душа животная, страстная, или даже говорили, что эта душа есть непосредственное соединение души и тела. Получается сложная конструкция – что не вся душа обладает телом, а что дух обладает душою и посредством этой души начинает обладать телом. То есть получается некоторая сложность. А мы с вами знаем из учения святых отцов, о чем далее будем говорить, что душа человеческая – проста, потому что она ангелоподобна, или, как говорит современник Амвросия Медиоланского латинский богослов IV века Марий Викторин, — «душа подобосущна Богу». Душа подобна Богу, она есть образ и подобие Его, и поэтому она тоже не может быть сложной.

2) Вторая часть души есть неразумная, или животная, неподвластная разуму, которая содержит в себе страсти, инстинкты, производную силу (т.е. силу деторождения).
Вот собственно и всё. То есть если мы просто поделим душу на разумную её часть (духовную) и неразумную (душевную) – всё становится понятно. Но это деление, конечно, очень условно. Чтобы просто взять и мечом разделить – эта духовная, та животная – этого сделать никак нельзя потому, что человек существо сложное, а душа у него простая. Поэтому мы просто говорим, что в человеке одна часть души больше относится к Богу, она более духовная, более чистая, а вторая – более приближена к телу и отвечает за телесные движения.

Свойства человеческой души

1) Её духовность, подобосущность Богу, как говорит Марий Викторин. Душа действительно сама по себе духовна. То есть не может быть такого, чтобы душа была сама по себе плотской. Мы с вами говорим, что если душа предается страстям, то она грубеет. Как говорит святитель Игнатий Брянчанинов – она становится жесткой, также — дебелой, тугой, неподвижной, сонной, ленивой, расслабленной, греховной. Если же она идет к Богу, то она становится легче, окрыляется, очищается, становится стремительной, быстрой, подвижной, и что очень важно – подвижной на доброе дело. Вот нас на доброе дело очень тяжело подвинуть: думаем, размышляем, взвешиваем несколько раз. А когда душа приближается к Богу — она становится легче, и эта врожденная её способность помогает нам сегодня побеждать грех. Если бы этой способности не было, мы бы погрязли в своих страстях и уже никогда бы из них не вышли, если бы Господь нас не спас.

2) Разумность души, способность мыслить, сознавать, осознавать самого себя и видеть умно – то есть способность видения духовных вещей, видения духовных логосов. Эти вещи понятны только людям, которые в этом живут, воцерковлены и находятся уже на приближенной ступеньке к Богу. Также это видение духовное помогает человеку распознавать помыслы врага, распознавать тайны промысла Божьего, намеки Божии на то, как распорядиться ситуацией и т.д. Например, бывает так, что человек куда-то едет, и в пути что-то не складывается. Какой-то человек скажет: «Наверно Бог не благословляет». Одна женщина пошла смотреть дом, – поскользнулась на камушке и упала. Встала и говорит: «Нет, я не пойду, воли Божьей нет». Всё, она определилась. Ушла. Другой в этом же случае поступил бы по-другому. Почему? Потому что нет духовного видения – а почему это произошло. Бывает, что человек просто падает, а бывает, действительно, падает потому, что ему нужно вразумление такое. И увидеть это, понять – это как раз есть видение духовных логосов, то есть — почему Бог делает так-то и так-то. Это способность души проникнуть в Божественный разум и в Божественную премудрость.

3) Свобода. Свобода выбора. Свобода любить Бога. Свобода не любить Бога. Независимость от Бога. Когда человек начинает грешить, он становится независимый от Бога. Но у него тогда возникает другая зависимость – зависимость от греха, которая называется у нас по-другому – рабство страстям, тирания греха, деспотия, уничтожение. У Бога же наоборот – у Него есть свобода и радость, ибо «иго Мое благо и бремя Мое легко есть». Действительно, когда служишь Господу, тогда на душе всё гораздо свободнее и приятнее.

4) Самодвижность – т.е. душа имеет в самой себе данный ей от Бога источник своего движения, имеет сама в себе источник своей жизни – то есть душа не умирает. Этот источник дал ей Бог. Она имеет его не сама по себе, она получила его по благодати, от Бога. Но она его имеет – это факт. Этот источник – источник нашей жизни — находится в нашей душе. Об этом даре, помните, мы говорили на других беседах. Дар жизни, который Бог дал человеку, сокрытый в душе человека, и этот дар сам по себе столь велик, столь неопределим, столь безграничен! Когда священник читает молитвы на Литургии, то почти все молитвы содержат в себе благодарение Богу за то, что Он нас привел из небытия в бытие. Когда человек благодарит Бога, то первое, что приходит на ум – это как раз есть: «Благодарим Тя, что Ты привел нас из небытия в бытие». Это великая благодать, великая радость – получить жизнь! А небытие – страшно и подумать…

5) Бестелесность души, её бесформенность, невидимость, непостижимость и простота. Я объединил здесь сразу несколько этих свойств, потому что они вытекают одно из другого. Как мы говорили: если Ангелы бесформенны – «Ты творишь Ангелами Своими духов, служителями Своими пламенеющий огонь», то есть Ангел как вспышка огня – неопределимый, — но когда он является человеку, то мы видим и самого Ангела, и меч в его руке и т.п. Я уже рассказывал вам про батюшку, который после причастия осудить кого-то хотел, и Архангел Михаил прямо из иконы вышел и дал ему по голове мечом, т.е. он его конкретно увидел и ощутил.
Так же и мы с вами, — протоиерей Дмитрий Смирнов говорит, что когда он напутствовал людей перед смертью, они уже видели своих умерших родственников, пришедших к ним. Когда умирающие видят своих почивших сродников, это не значит, конечно, что усопшие имеют те же человеческие очертания и т.д., а это есть некоторое духовное видение, преломление. Потому что там не всё так, как мы представляем. Душа – бесформенна, но она имеет некоторый вид. Когда мы встречаемся с людьми – мы опознаем друг друга. Как и во сне. Например, человеку снится, что он с кем-то разговаривает. Он разговаривает и понимает, что это — его друг Алексей, — а на лицо почему-то это друг Павел. Он просыпается и думает – лицо одно, а разговаривал с другим и точно знаю, что это именно он. Или является какой-то святой – если человек его знает, то он называет: «Это был преподобный Серафим».
Знаю случай, который рассказывала ныне почившая монахиня Сергия (из Троице-Сергиевой Лавры), что жена (или теща) её отца заставила его одеть крестик; это были 20-е гг., было модно без крестиков ходить, все были атеисты… Вот, ему надели крестик, и вскоре его забрали на гражданскую войну, он воевал на стороне Красной армии и попал в плен к белогвардейцам. Белый офицер приказал всем красноармейцам раздеться по пояс и рыть себе могилы. И крестик был только у одного этого человека. Офицер говорит ему: «Отойди в сторону». Он отошел, а всех остальных расстреляли, молодых, здоровых. Да, братоубийственная война, брань, но все эти люди были атеисты и, правда, — человек, ставший атеистом, отрекшийся от Бога – это страшный человек, с него взять нечего, он действительно достоин могилы. А этого человека сохранил, потому что в нем хоть чуть-чуть была вера; и вот – его дочь стала тайной монахиней, Господь промыслил об этом. Потом он сбежал из плена и вернулся домой. По пути с ним произошло следующее: когда он сбежал и хотел сесть на станции, ему является дедушка и говорит: «Ты туда не беги, там неспокойно, а беги лесом, выйдешь на другую станцию, там сядешь и спокойно приедешь домой», — и исчез, а он понял, что это был святитель Николай.
И таких случаев много, они действительно бывают, когда мы опознаем душу по некоторому другому свойству. Например, когда Господь воскрес, ученики Его не узнали; жены-мироносицы вообще подумали, что это садовник пришел с утра; Эммаусские путники – так же, хотя шли с Ним столько времени, и только в преломлении хлеба они опознали Его. Потому что духовное видение – оно немного другое, оно меняется, и как оно происходит — мы точно не знаем. Но мы знаем, что душа сама по себе бесформенна, но она ограничена нашим телом, находится в нашем теле, наполняет его, подобосущна Богу – как Бог находится в каждой части Вселенной полноценно, бесконечно – по Своей природе, так же душа человеческая – в каждом органе тела находится вся, и в то же время как бы разлита по всему телу. Это вещи духовного мира, они нам непонятны, и потому это нам нужно просто принимать на веру, особо не размышляя над тем, как это происходит.
Приведу пример двух братьев. Древность чем была хороша – в древности люди мечтали о Царстве Божием, как говорит старец Паисий Святогорец – «вся река жизни была устремлена к Богу», человек просто входил в течение – и его несло; скажем так – было модно быть верующим и все стремились к этому. Слово “мода” в буквальном смысле значит – то, что насущно, что сейчас актуально (конечно, западные народы всё это дело свели только к тряпкам и парфюмерии). И вот, два брата пришли в монастырь, подвизались, и однажды размышляли между собой о загробной жизни – как там всё устроено. И договорились – кто из них первый умрет, явится и расскажет брату, как там, чтобы другой знал. И вот, когда пришло время, один из них умирает, потом является своему брату и говорит: «Прости, брат, ничего не могу тебе сказать, там всё по-другому!» Также почитаешь Апокалипсис – там везде стоит слово-паразит «как бы»: «как бы яспис», «как бы море», «как бы зеркало», «как бы конь», как бы то, как бы это… И всё время «как бы», потому что с точностью сказать о тех вещах – невозможно, там – всё другое. Только духовные законы те же – служить Богу, благодарить Бога, радоваться и не грешить, а все другие понятия – совсем иные, не поддающиеся описанию на земном языке.

6) Неразрушимость души и её бессмертность. Конечно же, эти свойства даны душе по благодати Божией, нельзя сказать, что душа сама по себе была бессмертна. Бог дал ей бессмертность, ибо вся жизнь от Бога происходит. Но то, что она этим даром наделена – это факт. Духовный мир бессмертен и неисчезаем, то есть всё творение Божие – и Ангелы, и демоны, и люди – неуничтожимы. Таким образом, нельзя просто взять и уничтожить дьявола, потому что он – творение Божие, это существо, которое получило бытие, получило статус жизни, и этого статуса даже Бог не может его лишить. Это существо свободное, оно может служить Богу или не служить Богу, но отнять жизнь Господь не может. А правильнее сказать – Он может, но не хочет. В древности был такой распространенный софизм, который я часто привожу, что философы издевались над православными, говоря: «Ваш всемогущий Бог может ли сотворить камень, который поднять не может?», отцы отвечали – «Может, да не хочет!» — чтобы не глумились.

7) Бесполость человеческой души. Как говорит Господь наш: «заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф. 22, 29-30). Т.е. отсутствие пола души является конкретным, неоспоримым фактом, и по своему достоинству душа мужчин и женщин одинаковая. Это достоинство – образ Божий. Но служение в земном мире – разное: у женщины служение одно, у мужчины служение другое. В следующей ⇒беседе об Адаме и Еве мы поговорим о том духовном устроении, которое принимает душа человеческая в связи со своим земным миром. Мы разные по служению, и поэтому природа наша, грубо говоря, подстроена под это служение. Но достоинство у нас одинаковое. И когда человек умирает, душа выходит из тела и получается – она такая же. Если здесь было разделение на мужчин и женщин, то там этого разделения не будет потому, что душа человеческая не имеет признаков пола. У нас во многих песнопениях преподобные матери называются братьями во Христе – потому что они восприняли мужскую добродетель, и не всякий преподобный муж мог поднять их подвиг, например такой, который сотворила преподобная Мария Египетская. Когда старец Зосима за ней бежал, он, конечно же, думал, что это мужчина. Он даже мысленно не мог себе представить, что это может быть женщина! Оказалось – женщина. И духовно это действительно так – душа бесполая.

Связь души и тела человека

Помимо наполнения душою всего тела человека, есть еще кровь. Когда Господь заключил завет с Ноем, Он сказал: «все движущееся, что живет, будет вам в пищу; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» (Быт. 9, 3-4). Знаком завета была радуга. Кровь есть душа животного. Понятное дело, что сама кровь не является душ?ой, потому что она выливается и исчезает. Но посредством крови душа, возможно, обладает телом, и кровь есть непосредственно тот орган, через который душа, видимо, как-то определенно взаимодействует с телом; иначе Господь не сказал бы, что «кровь есть душа» человека (Втор. 12, 23), (Лев. 17, 11). Итак, кроме духовного обладания душою телом есть также соединение их посредством крови. Как это происходит, мы не знаем, но то, что кровь содержит в себе душу человеческую, — это факт. И поэтому при переливании крови, возможно, передается даже и часть души; никто не может это утверждать, и никто не может это опровергнуть. Но гипотетически это возможно. Секта свидетелей Иеговы на основании этого запрещает переливание крови. А христиане делают переливание и отдают свою кровь, потому что мы душу свою полагаем за друзей своих: не только часть души можем отдать, но и всю душу готовы положить друг за друга, это действительно так. Как и после плотского соития, человек теряет большие силы после того, как отдал кровь, — казалось бы — физические, но и духовные тоже, и молиться после этого тяжело потому, что какая-то сила из человека исходит, причем такая сила онтологическая, внутренняя, глубокая. Профессиональные доноры знают, как это ощущается.

Итак, душа обитает в теле и прочно с ним соединена. Душа из тела не может просто выйти. Она выходит из тела только один раз – когда Господь посылает Ангела смерти; и тогда происходит разъединение души и тела и наступает смерть. Смерть и есть исход души из тела, их разъединение, их разрыв. Тот разрыв, полученный нашим предком Адамом в раю, — рассечение нашей природы на ум, душу, тело, — эта дисгармония в смерти человека находит свое максимальное выражение – распад человеческой природы, — то есть грех доводит свое дело до логического конца – смерти. Логический конец всякого греха есть смерть. Если бы не было у нас иммунитета — защиты от Бога от всяких болезней – то насморк, малейшая рана и т.д. приводили бы человека к смерти. Абсолютно любая болезнь приводит человека к смерти, если её не лечить и главное — не иметь иммунитета. И любой грех приводит человека к смерти. Если бы у нас не было духовного иммунитета, не было бы спасительных Таинств, не было бы веры. Посмотришь на людей, которые духовно мертвы – налицо грех дошел до логического конца — человек мертв. И как сказано про наемных убийц, которые убивают не только священников, но и других людей – что их даже бесы не посещают. Знаете почему? А нет смысла — они уже сами как бесы. Их души уже обесившиеся. Они уже даже не имеют возможности покаяться. Конечно, возможность всегда остается для человека, но осатанение в них произошло до такой степени, наступил такой разврат духовный, что это уже логический конец. Дальше некуда, это духовная смерть. И бесы таких людей даже не посещают, — в этом уже нет нужды, есть другие люди, которые нуждаются в их «опеке»: совратить, соблазнить и т.д.

Каким образом душа соединяется с телом? Святые отцы говорят следующее: «Неслитно и нераздельно, в одной ипостаси, так что уже не душа, не тело, но вместе они есть человек». «Неслитно и нераздельно» взято из определения Четвертого Вселенского собора – халкидонского – о соединении двух природ во Христе. Т.е. душа, соединенная с телом, не смешивается с ним в природном плане, она живет в теле, обитает в нем как в некоторой колеснице, как в некотором храме, пользуется им, как говорит Климент Александрийский — тело для нас является орудием добродетели. Это есть неслитное и нераздельное соединение двух природ – духовной (нематериальной) и материальной. Нематериальная, конечно же, по отношению к грубому физическому миру, по отношению же к Богу — всякая душа грубая, вещественная, материальная.

«Тело не сильнее души, но душа владеет и управляет телом, ибо тело подобно орудию, а душа занимает место художника» — говорит святитель Ириней Лионский.
«Душа есть своего рода одежда тела, ибо она есть украшение, покрывающее и облекающее его мертвую природу». То есть не тело является одеждой души, хотя оно является ею в некотором смысле, а наоборот — душа есть одежда тела, говорит Ориген, есть украшение его.

Поэтому, когда умирает человек, и художник покидает тело, унося с собою и красоту духовной одежды, и духовной жизни, все мы с вами на панихиде молимся следующими словами: «и вижу во гробех лежащую, по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну, бесславну, не имущую вида». Впрочем, святые отцы и все праведники ждут своих тел, как жених ждет невесту, для того чтобы в полноте своего бытия, — потому что человек не есть ни душа, ни тело, но всё это вместе, — воспринять радость Царствия Божьего. Аминь.
***

Текст составлен по фильму-лекции о природе человека.

Если Вы заметили ошибку в тексте — пожалуйста, напишите нам об этом на электронную почту – bogovidec@yandex.ru

Открыть текстовый документ лекции о природе человека

Добавить комментарий