Лекция о причащении Святых Христовых Таин. Священник Максим Каскун

Сегодня?няя тема – о смысле Причащения Святых Христовых Таин: зачем мы с вами причащаемся в Храме, зачем это нужно, для чего это нужно, как часто это делать, что происходит с человеком, если он не будет причащаться, что происходит, если он причащается. Вот приблизительно такие темы, которые мы с вами сегодня разберем.

Святитель Афанасий Великий сказал замечательную фразу, когда защищал единосущие Отца и Сына на Первом Вселенском соборе: «Бог стал человеком для того, чтобы человек стал богом». Богом не по природе, но богом по благодати в том случае, когда человек становится сопричастником Божеского естества. Фраза очень древняя, сказал её ещё святитель ?риней Лионский, но именно озвучил её, что вся Церковь услы?ала, святитель Афанасий. Обожение человека не может происходить вне?не, видимым образом, потому, что действие Святого Духа и спасительное действие Божие в человеке происходят, как правило, тайно. ? поэтому мы с вами будем говорить сегодня о Таинстве святого Причащения. Как говорит апостол Петр в своем послании, Причастие Божеского естества возможно всем нам.

Как человек соединяется с Богом?

С Богом человек может соединиться, прежде всего, в молитве, обратив?ись к Нему. По учению преподобного аввы Евагрия и других отцов-подвижников, человек, обращаясь в молитве к Богу, соединяется с Ним. Соединяется умом, соединяется сердцем, соединяется ду?ою, всем помы?лением и всею крепостию своею. Но только соединения молитвенного недостаточно для того, чтобы человек приобщился Божеского естества и полноты благодати. Поэтому Господь устроил на земле Таинство святого Причащения. В древности было такое течение, которое нельзя назвать ересью, но Церковь его не одобрила: эти люди назывались мессалиане, это были монахи-подвижники, которые говорили, что в Таинствах в принципе можно и не участвовать, самое главное – чтоб человек молился Богу, и Бог, нисходя в сердце человека в молитве, даровал бы ему спасение. Все мы знаем, какая благодать настигает нас после молитвы. Мы все ощущаем то благодатное состояние. Святые отцы ощущали его ещё боль?е, эта радость была поистине неизреченна и многие, обольщаясь этой радостью, я бы сказал – не полнотою этой радости, выдвигали такое учение, что в принципе можно обходиться и без Таинств церковных и достигать соединения с Богом – обожения – посредством одной молитвы. Это конечно неверно.

«? когда они ели, ?исус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. ?, взяв ча?у и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28).  Здесь говорится о Тайной вечере, где Господь устанавливает святое Таинство Евхаристии («благодарения»), или Причащения. Это установительные слова, которыми Господь устанавливает Таинство Святого Причащения.
? следующие слова Спасителя очень важны для на?ей сегодня?ней беседы, Господь говорит: «Я хлеб живый, с?ед?ий с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. ?стинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (?н. 6, 51-53). Вот такие слова Спасителя на?его, на которых мы с вами сегодня будем основываться.

Таинство Евхаристии

Все мы с вами знаем, что у нас в Церкви помимо обрядов есть ещё Таинства, их семь. Но по учению Восточной Православной Церкви, особенно по учению древних отцов, по учению святого апостола Павла всё в Церкви – Таинство, которое называется Таинством на?его спасения. Потому что само определение слова «Таинство» заключается в следующем: что помимо вне?них действий (допустим, если взять Таинство Крещения), ещё невидимо сходит благодать Святого Духа, спасающая и укрепляющая человека. Но благодать Божия сходит не только в тех случаях, когда человек, например, принимает Таинство Крещения, исповедуется, причащается, венчается, рукополагается в священство, но и когда он крестится, когда молится, когда он в монахи постригается (мона?ество в древности тоже считалось одним из Таинств, потом почему-то, последовав католикам, мы оставили Таинства числом семь, мона?ество упразднили). Таинство отпевания было тоже у нас в Восточной Церкви, потому что отпевание – переход ду?и из этой жизни в жизнь вечную – уж как же здесь не Таинство? Конечно Таинство великое. ? само панихидное Богослужение, все песнопения там говорят буквально о Таинстве, это слово не раз мы слы?им в молитве. Поэтому Таинство на?его спасения совер?ается, но выделяется семь Таинств, главное из которых – это Евхаристия, или Причащение Святых Христовых Таин. Оно является главным, основополагающим, является пиком, вер?иной Богослужения и фактически является завер?ением суточного круга Богослужения за исключением некоторых служб Великого поста и других.

Что такое Причащение и Таинство Евхаристии? По своей сути, когда мы с вами приносим в Храм хлеб и вино, на Литургии после прочтения «Символа веры» начинается евхаристический канон, на котором совер?ается молитва о том, чтобы Господь приложил хлеб и вино в Свои Тело и Кровь. Как это происходит? Многие, конечно, в это не верят. Были даже чудеса, они и сейчас происходят, когда некоторые люди сомневаются, то когда они причащаются потом Святых Христовых Таин, то ощущают вкус мяса и крови. А некоторые даже и видят на лжице частичку мяса. После чего они молятся и каются в своем неверии и, соответственно, получают исцеление от Бога и могут потом невозбранно причаститься, взирая на Таинство уже естественными очами. В древности также было много видений о том, что Младенец закалается в это время на Богослужении. Всё это для подтверждения неверующим. Многие люди задают вопрос: «А как? Я причащаюсь хлеба и вина? Ведь на вкус они остаются хлебом и вином. Как они могут являться Телом и Кровью Господа?». Преподобный ?оанн Дамаскин говорит, Господь специально соделал так, чтобы посредством материальных вещей, то есть когда мы вку?аем хлеб и вино на Литургии, мы изнутри становились средоточием Божеского естества. ? поэтому таинственным образом этот хлеб и это вино есть Тело и Кровь. Причем хлеб сохраняет свою структуру, если мы его возьмем в руки – он действительно хлеб, когда вино мы потребляем – оно тоже вино. Но это уже не вино и не хлеб, а Тело и Кровь Господни.

Каким образом это происходит – было очень много споров. ? сейчас эти споры ведутся о том, как всё это происходит, какие субстанции и т.д. Многие люди на основании святых отцов состязаются друг с другом, забывая одно из святоотеческих правил, на которое тоже нужно опираться, оно звучит следующим образом, по слову преподобного ?оанна Дамаскина: «Образ сего приложения (изменения) неисследим». Никто этого исследовать не может. ? даль?е он говорит, что, как сказано было Божией Матери – «Дух Святый найдет на Тебя и сила Вы?него осенит Тебя» и зачатие произойдет без мужеского семени, так же и здесь – сила Святого Духа находит на Дары и они прилагаются в Тело и Кровь Христовы таинственным, неизъяснимым для нас образом. ? никто из людей, никогда и нигде точно нам не скажет — а как это происходит. Потому что это всё воспринимается только на веру. Веруе?ь – получи?ь. Как говорит святитель ?оанн Златоуст, если ты причащае?ься и ощущае?ь благодать после этого, то ты принял Бога; а если просто ощутил в себе хлеб и вино, то Бога ты и не принял. Такое нравственное приложение. Поэтому каждый из нас сегодня если будет задумываться умом и пытаться вторгнуться в Таинство Господне, ничего хоро?его для себя не получит. Как сказано у святителя ?оанна Златоуста: «О чем написано – о том рассуждаю, о чем не написано – о том умолкаю». Действительно – как говорить о том, что неизъяснимо?

После того, как Дары прилагаются в Тело и Кровь Господни, они уже навсегда остаются таковыми. То есть после службы они не меняются обратно в хлеб и вино. Поэтому Святая Церковь издревле, об этом мы находим в писаниях древних святых отцов, ещё с первых веков, к дарам относились очень благоговейно. Тертуллиан пи?ет, что мы стараемся ни кро?ки не уронить, подносим руки; а одно время, когда женщинам не давали в руки Причастие, они подносили специальный плат, куда ложился Хлеб, потом с этого плата собирались все кро?ки. Как и сегодня, когда священнослужители причащаются в алтаре, то все кро?ки засасываются в уста для того чтобы ничего не пропало. Все мы с вами сами видим, что используется и плат, чтобы никакая капля не упала, потому что это Кровь Бога, драгоценная, каждая капля в принципе содержит в себе всю полноту Божественной Крови и всю полноту Божественного Тела. Замечательное сравнение об этом передает нам святитель ?гнатий Брянчанинов: «Как в капле росы отражается всё солнце, и в каждой капле мы видим одно и то же солнце, так и в каждой капле Крови Господа содержится всё Его Тело и Кровь».
? ещё хотел сказать, что после принятия внутрь Теле Господне усваивается у нас полностью. ? как говорит преподобный ?оанн Дамаскин, оно уже не выходит из организма, о чем некоторые думают. Как пища, которую Адам и Ева вку?али до грехопадения, усваивалась у них полностью, и вон ничего не выходило, так же и здесь – Тело Господне усваивается полностью и Тело Бога становится на?им телом, на?им естеством. ? поэтому при принятии Святых Таин мы тесней?им образом соединяемся со Спасителем на?им Господом ?исусом Христом.

Плоды Причащения

Далее я хотел бы порассуждать с вами о том, каковы плоды Причащения, зачем мы, собственно, причащаемся Святых Христовых Таин, что мы от этого получаем. Основная часть перечисленного ниже взята из «Правила ко Святому Причащению». Замечательные слова преподобного аввы Евагрия о том, что когда мы молимся, то должны молиться с чувством и чувство сие заключается в глубоком размы?лении над прочитанным. Кто из нас глубоко размы?ляет хотя бы над одной молитвой, хотя бы над одним предложением? Мы наоборот стараемся глубоко размыслить о том, как бы быстрее прочитать, быстрее сказать «Аминь» для того, чтобы совесть на?а была бы спокойной и мы, прочитав всё, были бы более-менее достойны того, чтобы принять Святое Таинство. Святые отцы же говорят об этом, что так делать нельзя и, наоборот, – в молитве нужно очень глубоко размы?лять и молиться надо медленно. ? когда моли?ься медленно и начинае?ь размы?лять над теми словами молитв, которые составили святые отцы, тогда начинае?ь понимать, зачем ты, собственно, причащае?ься, к чему ты готови?ься, для чего ты приходи?ь в Храм принять Святые Дары.

  1. Очищение грехов, нечистоты, греховной скверны в ду?е и теле на?ем. Это человек после Причащения, безусловно, получает от принятия в себя Святых Христовых Таинств.
  2. Прощение грехов, уничтожение их, умерщвление на?их страстей. Как говорит преподобный ?оанн Дамаскин в своей главе «О Причащении», что Тайны, находясь в нас, усвоив?ись нам, являются некоторым ограждением и сохранением для того, чтобы мы в этом случае имели для себя великое защищение. Кто не причащается Святых Христовых Таин или причащается недостойно, тот такого защищения иметь не будет.
  3. ?сцеление ду?и и тела. Многие люди, как мы с вами знаем, после Причащения Святых Христовых Таин исцелялись от своих болезней. Святой праведный ?оанн Крон?тадтский много говорит на страницах своего дневника «Моя жизнь во Христе» о том, что когда он приходил к людям, находящимся при смерти, со Святыми Дарами, причащал их, то люди выздоравливали. ? все святые отцы говорят, что самое сильное Таинство – это Причащение. ? когда приходили изгонять бесноватых, отцы говорили: «У вас есть Таинство Евхаристии, что вам ещё нужно?!». Огонь Божий пожигает и прогоняет демонов из ду?и человека, — что ещё нужно? Веруйте в Бога, во Христа веруйте, веруйте в спасительные Его Таинства и получите исцеление.
  4. Крепость и здравие ду?и и тела. То есть человек получает некоторую духовную крепость и здравие своему организму. Бывает, что когда человек поступает по совести, он получает после этого некоторую духовную бодрость и чувствует, что он прав, и в этом укрепляется. Так же после принятия Святых Христовых Таин человек получает крепость и здравие.
  5. Святитель Василий Великий говорит: «По Причащении Святых Христовых Таин мы имеем возможность возвращения добродетели и потерянного совер?енства», которые мы потеряли при грехопадении в раю. Сие совер?енство заключается в том, что человек может спокойно достигнуть духовных высот благодаря Святым Христовым Тайнам, благодаря подвигу, который совер?ает он. Добродетель утерянная может к нам вернуться.
  6. Прогнание и защита от демонов. Святые Таинства нас защищают от них и прогоняют их. После того как они изгоняются, мы имеем общение со Святым Духом. Читали, да? — «Во общение Святого Духа», — говорится в молитве ко Причащению. Если над каждым словом поразмы?лять, приходи?ь к великому познанию.
  7. Наследие Царствия Небесного получает человек в Таинстве Причащения.
  8. Мы становимся друзьями Богу.
  9. Снабжаемся заповедями Господними. Редко читая Священное Писание, от своей греховности слабо разумея заповеди Господни, мы с вами живем, как будто у нас заповедей не существует. После Причащения Святых Христовых Таин нам дается премудрость и Господь снабжает нас заповедями Своими. ? после этого мы, соответственно, стараемся жить по заповедям и употреблять их в своей жизни и поступать по ним.

10.  Мы становимся общниками Божеского естества по благодати Божией, то есть оживляемся. ? как сказано у Симеона Нового Богослова в молитве: «Оживляется и обожается всяк ядый и пияй чистым сердцем», то есть приобретает себе жизнь и становится богом по благодати посредством Причащения Святых Христовых Таин.

11.  Плодом может быть осуждение, если человек причащается недостойно, то есть недостаточно подготовленным. Мы причащаемся и думаем, что всё всегда будет хоро?о. — Не всегда бывает всё хоро?о, что человек после Причастия может ощутить себя духовно настроенным. «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить ча?у Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (1 Кор. 11, 27). То есть такой человек приобретает вину. Что вина сия производит в нас?

1) Прежде всего, это тяжесть ду?и и тела и духа человеческого. Очень часто бывает так: после исповеди человек выходит, — вроде исповедался, а на ду?е тяжесть. ? после этого человек причащается, и эта тяжесть сохраняется, и легче ему не становится. Потому что причащается, может быть, недостаточно подготовленным, может быть, какой-то грех есть или какая-то обида, гнев, злопомнение или ещё что-то. ?, соответственно, не раскрыв?ись перед Богом и не очистив?ись, такой человек, когда приступает к Святым Тайнам, получает осуждение себе.

2) Также смятение и мука посещают на?у ду?у. Разные смущения, “самоедство” – это всё происходит как раз оттого, что в ду?е смятение от недостойного причащения.

3) Приложение грехов, и усиливаются недуги страстей, если человек не подготавливается, неблагоговейно подходит к Святой Ча?е.

4) Осуждение, то есть мы себя осуждаем на вечные мучения, кто подходит с таким непотребством.
5) Что ещё очень важно – физические болезни и смерть. Действительно, многие болеют и умирают от недостойного Причащения. Об этом тоже надо помнить.

6) Немощь веры – человек становится немощным в вере, не может уповать на Бога.

7) ? после этого приходят нападения демонов, и бесы ввергают нас в разные грехи: в сладострастие, осуждение, сплетни и т.д., а после этого отворяют дверь и всем прочим грехам.
Преподобный Никита Стифат говорит следующее: «Если же приступаем, будучи срастворены с веществом страстей и осквернены скверной греховной, то Он, приближаясь к нам, естественным Ему грехоистребительным огнем пожигает и попаляет нас всех и жизненность на?у подсекает, не благоволением Благости Своей, а отвращением к нечувствию на?ему, будучи к тому понуждаемым на?им грехопадением». То есть когда мы в осуждение себе едим и пием, то не потому, что Господь так хочет и не потому, что Он так делает. А потому что мы сами, срастворяясь с веществом греха, соединяясь со страстями, приходим к Ча?е и, не желая отринуться от страстей, причащаемся Святых Христовых Таин, соединяемся с Богом по естеству своему. Апостол Павел говорит: «?бо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. ?бо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1 Кор. 11, 29-31), потому что Господь дважды никого не судит. Если мы осуждаем себя перед Ча?ей за свои грехи, за свое недостоинство, то Господь прощает нам грехи, отпускает их и, соответственно, врачует. Если же не осуждаем, а пытаемся, сохраняя свои грехи, вторгнуться в благодать Божию, тогда мы получаем осуждение.

Подготовка ко Святому Причащению

Святой апостол Павел далее говорит: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из ча?и сей» (1 Кор. 11, 28). То есть ещё в апостольские времена уже была дана заповедь всем нам перед Причащением Святых Христовых Таин испытывать себя и готовить. В чем заключается эта подготовка?

  1. Прежде всего, конечно же, это исповедь и покаяние человека. Никто из нас, даже во всём исповедав?ись и раскаяв?ись и получив на исповеди прощение своих согре?ений, никогда не может быть достойным Причащения Святых Христовых Таин, потому что мы причащаемся не по достоинству на?ему, а по милости Милующего Бога. Единственное условие в этом случае – чтобы мы раскаивались в своих грехах, которых у нас бездна и которые соделывают нас недостойными для принятия Таинств на?его Владыки. Сегодня очень много таких случаев бывает, когда люди приходят на Причастие и стараются исповедоваться прямо перед самым Причащением, чтобы мень?е нагре?ить, чтобы быть достойным. Только епитрахиль с головы сняли – и уже бежим сразу к Ча?е. Это на самом деле неправильно, потому что человек всё равно приходит недостойным. Наоборот, такое стремление причаститься достойно пагубно сказывается на нас, потому что сие намерение подпитывает в нас гордость — мы мним, что мы чистые. То, что ты исповедовался, что тебе Господь простил грехи – это же не значит, что ты очистился сразу, потому что очищение от страстей – это подвиг, это борьба с ними, это бремя, целая наука, которая называется аскетика. Как говорит святитель ?оанн Златоуст: «В крещении мы получаем прощение грехов, а привычку гре?ить и страсти побеждаем мы сами». ? Господь всем нам дает такую возможность – усовер?енствоваться в этом и победить свои собственные грехи.
    ? поэтому когда человек подходит к Ча?е, он должен, прежде всего, размы?лять о своем недостоинстве, чтобы смиренно и сокру?енно, с кротостью принять благодать Божию. Если человек вычитывает полностью Правило, он часто тоже ощущает себя заплатив?им долг: «Я Правило вычитал – что ещё нужно? Боль?е вычитывать вроде как не надо, а себя пересилить я не могу, ну вроде как теперь я и достоин». ? основываясь на таких вне?них правилах, мы забываем о самом главном – о том, что нужно размы?лять о на?ем недостоинстве, о на?ей греховности, падении. Приходя к Ча?е с благоговением, со смирением – мы только в этом случае получаем пользу, потому что «имеют нужду во враче не здоровые, но больные» (Мф. 9, 12).

?нтересно говорит святитель ?оанн Златоуст: «Приступающий во грехах хуже бесноватого». То есть тот, кто не очистив?ись от грехов и защищая свои собственные грехи приходит ко Причащению. «Ты исповедовался?» — «Нет, а зачем? Я никого не убивал, жене не изменял, грехов никаких не делал, мне исповедоваться не в чем». – Ну, тогда тебе и спасаться не нужно, ты тогда уже спасен, зачем тебе причащаться? Обязательно человек должен понимать и осмыслять, что он всё-таки гре?ен, и нести плод и жертву своего недостоинства к престолу Божьему.

  1. Человек накладывает на себя пост. Пост перед Святым Причащением различен. О духовной стороне поста мы все прекрасно знаем, что пост — это духовное делание, прежде всего, которое связано с молитвой, с покаянием, со смирением, с самоукорением, — человек должен всегда в себе самом искать вину всего происходящего вокруг нас. ? поэтому о посте здесь скажу следующее: пост в зависимости от состояния человека может составлять от одного дня до недели, и даже до месяца для особо греховных, здесь священник должен рассматривать. Многие сегодня говорят, что только три дня. Неправда. Если ты причащае?ься каждую неделю, каждое воскресенье (а мы должны так причащаться, я об этом скажу ниже), то тебе для того, чтоб ты причащался в любой день и в праздники, достаточно поститься среду и пятницу, как это было в древности и как установила Святая Церковь. Среда и пяток – это тот пост, который достаточен для того, чтобы в продолжение всей седмицы держать себя в духовном тонусе. Когда уже у нас с вами оскудевает духовная благодать и пост среды и пятницы уже не может нас поддерживать, тогда Церковь устанавливает боль?ие, длительные посты, которые выхолащивают из нас плотское мудрование, желание жить по-плотскому и приучают нас к некоторому воздержанию, пренебрежению к пище, простому отно?ению к пище. ?так, пост, безусловно, должен быть, но в том случае, если человек причащается ежевоскресно и в двунадесятые праздники (в зависимости от обстоятельств), достаточно среды и пятка.
    Если же человек вообще при?ел из мира первый раз – на него вообще не надо никакой пост налагать. Вот он при?ел, исповедался – дайте ему возможность причаститься. Это касается на?их близких, родственников, которых мы стараемся привести в Храм Божий. Начинаем их “постить”, “благоговеть”, “молить”, и во концовке они сбегают от нас. Не надо ничего этого делать. Когда человек приходит с обращением к Богу впервые – на него не нужно налагать вообще ни-че-го. Немного рассказать, чтоб он покаялся, в этом ему помочь, причастился. А потом уже, конечно, давать ему возможность и попоститься, и помолиться и всё прочее. Но сначала нельзя отпугивать. Так же когда человек приходит смертного греха – допустим, он совер?ил убийство, после убийства он получает епитимью – 10, 15, 20 лет не причащаться. Но если человек кается в своем преступлении, приходит в храм Божий и говорит: «Батю?ка, я согре?ил, раскаиваюсь», то священник не имеет права отказать ему в этот момент в покаянии и в Причащении. После же того, как он раскаялся, на него налагается епитимья, и он многие годы несет её без Причащения. Но в момент обращения человека Царство Небесное не должно затворять, оно должно быть отверсто, потому что покаянию пути всегда должны быть открыты.
  2. Правило ко Святому Причащению. Под Правилом разумеется «Последование ко Святому Причащению», то есть канон и 10 (или 11) молитв (смотря в каком молитвослове). Это некоторый минимум, за который желательно не переступать. Кто хочет боль?е и может боль?е – тот должен делать боль?е. Кто не может боль?е, тот должен стараться, по крайней мере, не переступать через это. Три канона перед Причащением уместны только в том случае, если человек три канона читает вообще каждый день, то есть какие положено каноны – Ангелу-Хранителю, Спасителю, ?исусу Сладчай?ему и т.д. Мы знаем, что на каждый день положено читать определенные каноны с акафистом. Если человек несет этот подвиг, то конечно он тогда будет, соответственно, и перед Причащением тоже читать три канона, потому что положено читать их в это время. Если человек не может этого понести, а может нести только утреннее и вечернее правило, то если на него начинают налагать бремя канонов, которое для него неудобоносимо в том плане, что он просто не может, — человек начинает что делать? Редко причащаться. Раз в год. Он как вспоминает про каноны, его начинают сразу смущения, сомнения, немощи всякие брать, и человек просто берет и не причащается. Кто выиграл? Сатана, которому это на руку – что человек не причащается. Получил ли духовную пользу священник от того, что запретил человеку причащаться без канонов? Нет. А какую он пользу получит? Никакую. Человек получил пользу? Тоже ничего не получил, потому что остался без Трапезы Господней, без помощи Божией. Поэтому здесь выигрывает только сатана. Поэтому здесь нужно, конечно, боль?ое рассмотрение. Если человек слаб, то нужно обходиться минимумом. Если человек крепок и желает – надо его всячески поощрять, чтоб человек молился боль?е. То есть у каждого должно быть свое некоторое ощущение, потому что правило – это всё-таки не универсальная вещь. Все святые отцы-подвижники говорят о том, что молитвенный подвиг всегда индивидуален. Не всякий человек может одинаково соперничать с подвигом другого человека. Поэтому Господь ре?ил спасать всех нас в многообразии. Поэтому не надо требовать от людей того, что для них, допустим, поначалу тяжело и т.д. Сказано в Священном Писании, и господь не зря это фарисеям сказал: «Возлагаете на народ бремена неудобоносимые, сами же и перстом не хотите двинуть». Действительно такие случаи есть: приходит человек на исповедь и священник ему говорит — «Ты вычитал каноны?» — «Нет, не вычитал», — «Всё, иди». А сам и вечернего правила не почитал. Но с народа требует! Потом ещё заходит в алтарь и глумится: «Как я их всех сделал!». Потому Господь когда говорит такие вещи, Он говорит зная, что было и как глумились над народом фарисеи, саддукеи, жрецы, которые вместо того чтобы помогать народу, отталкивали их, налагая бремена неудобоносимые. Так расписали жизнь человеческую, что ?ага нельзя сделать без того, чтоб посмотреть в книгу: а как правильно? ? в итоге получилось, что никакой ни свободы, ни духа, ни благодати, и против этого всего Господь и восстал.
    ? сегодня, являясь сынами благодати, сынами Божиими, мы с вами должны об этом помнить, что суббота и, по выражению святителя ?гнатия Брянчанинова, пост – для человека, а не человек для поста. Так же и правило – для человека, а не человек для правила. Потому что не ради правила Христос страдал, а ради ду?и человеческой, ради её спасения. ? поэтому сегодня, когда люди стараются правило поставить вы?е людей, — это неверно! Это обрядоверие, это буква, это мертвящие законы, которые плодов духовных не принесут.
    ?так, что касается правила – человек должен, конечно же, со своим батю?кой ещё размы?лять, обговаривать с ним все эти моменты. Но также обязательно человек должен понимать, что в правиле не должно быть расслабления. Один раб Божий сказал: «Я только один канон могу читать, боль?е не могу». Надо себя заставить ещё и молитвы почитать. Если бы ты был болен – понятное дело. Ну а так Правило к Причащению – то есть чтение канона с молитвами – это займет, если медленно читать, примерно 40 минут; если быстро, то и за 25 некоторые укладываются. Это в принципе подвластно почти каждому человеку, может быть за каким-то редким исключением. Всё, что сверх этого – да, уже тяжело некоторым людям. Поэтому здесь человек должен действовать с рассмотрением; самое главное – чтобы не перегнуть палку и не расслабиться.

Святой Симеон Новый Богослов говорит, что как ты читае?ь Правило, то есть как моли?ься, то так постарайся и жить. Потому что в молитвах у нас с вами изложено всё богословие жизни. Молитвы святых отцов, которые написаны в утреннем, вечернем правиле выражают духовную составляющую, духовное ощущение и плод молитвы, изучая который, мы с вами можем воплотить это в жизни. Как сказал мне один раб Божий: «Бери молитвослов – это есть истинное богословие, это истинная ?кола жизни». В этих молитвах в принципе есть всё для на?его спасения, только вникать надо в слова, вникать в дух, в мысли молитвы, сердцем нужно проникать туда и умом. Не просто оттарабанить и положить молитвослов, выдохнув как всегда поток воздуха и вытирая пот со лба сказать: «Аминь. Слава Тебе, Господи, что всё это закончилось наконец-таки». Если не будет внимания – не будет и благодати от молитвы. Человек без внимания молитву читает вне?не. Соответственно, от вне?ней молитвы происходят потом не плоды, а осуждение, как от недостойного Причащения, то есть человек, после такой молитвы, имеет некоторое состояние – с одной стороны, исполненного долга, что является заблуждением, а с другой стороны он тяготится молитвами, то есть он тяготится общением с Богом. Почему так? Потому что он неправильно делает. А неправильно делая, он получает, соответственно, и неправильное устроение духовное и начинает тяготиться общением с Богом.

  1. К Таинству Причащения нужно приступать натощак. Поначалу, в древности, натощак люди не приступали, потому что служба проходила вечерами или даже ночами, и поэтому люди приходили туда поев?и. Но со II века люди начинают к Таинству приступать натощак, и затем в церковной традиции это правило устанавливается прочно и жестко. В IV веке это уже повсеместный обычай, за исключением некоторых мест, где даже вплоть до VIII века в Великий Четверг причащались не натощак, а поев?и днем, т.к. саму вечерю (Тайная Вечеря Великого Четверга) служили вечером. Таким образом, эта практика долгое время ещё кое-где сохранялась, и даже в соборных канонах этот момент оговаривался – что весь год причащаются натощак, кроме Великого Четверга. Но потом и к Великому Четвергу подо?ли так, чтобы и в этот день года служба проходила с утра, и причащались натощак.
    Натощак – это значит, что человек должен причащаться, не вку?ая пищи и не испивая воды. В правилах святителя Тимофея сказано, что если человек испил нечаянно воды, то может причаститься, в этом греха нет. Но человек должен наблюдать за собою. Что касается таких моментов, как почистить зубы, святитель ?оанн Златоуст говорит следующее: «Попробуй подойти к царю с нечищеными зубами и обратиться…», или на свидание пойди с молодым человеком, не почистив зубы. Нормально? А некоторые говорят, что ко Причащению нужно пойти, не почистив зубы, это нормально, и считают это даже благоговейным ввиду того, что если буде?ь чистить зубы, то може?ь проглотить немножко воды, соответственно, причаститься не сможе?ь. Это мнение тоже неверное, потому что человек, причащаясь Святых Христовых Таин, должен идти натощак, то есть ничего не есть и не пить. А если нечаянно что-то бывает, когда он чистит зубы, то на это даже не нужно обращать внимания. Хотя я не знаю — всю жизнь чищу и ни разу не глотал воду, сколько люди чистят — никто никогда даже такого не говорил, чтобы воду сглотнуть, да зачем её глотать-то. ?ли же когда человек болеет, – кто давлением страдает, тот знает, что если ты с утра таблетки не выпье?ь – всё, конец, к двенадцати часам, когда служба закончится, уже будет 200, «скорую» надо будет вызывать. То есть человеку приходится выпивать таблетки. А как же? ? надо их выпивать, потому что это не пища! Здесь благоговение к принятию Таинств не нару?ается ничем, ведь ты же не пищу принимае?ь. Ты принимае?ь таблетки для того чтобы тебе выстоять службу, потому что ты болен. Что здесь такого-то? ? ко многим таким вещам, что называется – препятствия, бремена неудобоносимые, — нужно относиться с рассуждением. Не надо принимать разные «поветрия»: где-то бабу?ка что-то сказала – «всё, значит это истина православия». Так не надо думать, потому что это всё далеко не так.
  2. Подготовкой ко Святому Причащению обязательно должно быть ещёсупружеское воздержание. По правилу святителя Тимофея это ночь перед Причастием. Я бы сказал, что это минимум, за который тоже переступать нельзя. Кто может воздержаться боль?е – должен воздерживаться боль?е, потому что может. Если человек не может, то ночь перед Причастием он должен обязательно соблюсти. Люди разные, темперамент у всех разный, поэтому Церковь налагает некоторый минимум – ночь перед Причащением потерпеть могут все.
    Сегодня практика такова, что нормой приблизительно является сутки до и сутки после Причащения мужчине и женщине не быть вместе, стараться, по крайней мере. Кто может – молодец, кто не может, тот должен держаться минимума – сутки до Причащения. Кто может боль?е – должен боль?е.
  3. ? последнее, что, на мой взгляд, является самым важным – это, конечно, чтобы человек был примирен со всеми остальными людьми. Помните эти строки в Евангелии, сказано о примирении: «?так, если ты принесе?ь дар твой к жертвеннику и там вспомни?ь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23-24). А мы сегодня думаем – ругаемся, цапаемся, “собачимся” с соседями, в семье, с друзьями — и потом спокойно идем и причащаемся. А Господь говорит о примирении. Человек должен обязательно примириться и должен быть мир в ду?е у него. Также святые отцы говорят, что нужно избегать гнева, памятозлобия, которые происходят на фоне вот этих скандалов и ругательств, раздражения. Эти страсти, безусловно, должны быть упразднены, т.е. исповеданы, очищены, раскаяны, чтобы их у нас с вами не было.
    ? должен быть у тебя обязательно мир совести. Мир совести – это состояние евангельского покоя, который обещает нам Господь ?исус Христос. Соответственно, если ты ощущае?ь в совести, что в чем-то ты неправ, тогда ты должен обязательно требования совести удовлетворить. Об этом говорит Господь: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйде?ь оттуда, пока не отда?ь до последнего кодранта» (Мф. 5, 25-26), или до последней копейки. На?а совесть – это на? соперник, с которым нужно мириться. Если ты с ней не помири?ься — она не успокоится, её не подкупить, не обмануть, ничего с ней нельзя сделать: человек — либо слу?ается совесть – либо умирает ду?ой. Поэтому и в священнических молитвах на Литургии, и в правиле ко Причащению мы молимся о чистой совести, чтобы с чистою совестью нам причаститься Святых Христовых Таин. Это нужно, потому что Таинство тогда будет нам не в осуждение.

Как часто приобщаться Святых Христовых Таин

Святитель ?оанн Златоуст говорит интересную вещь: «Если вовсе не приобщаться, то это голод и смерть». ? Сам Господь на? ?исус Христос говорит: «Кто не будет есть плоти Моей и пить крови Моей, не увидит Царствия Небесного, не увидит жизни». Это голод и смерть. ? присутствующий на Литургии бесчестит Божественную Трапезу, удаляясь от неё». ?так, об этом говорят святые отцы и это человек должен помнить и понимать – что Причащение необходимо. Так же, как Господь на Тайной Вечери установил – «сие есть Тело Мое», «сие есть Кровь Моя» (Мф. 26, 26-28), мы эти слова произносим и на евхаристическом каноне Божественной Литургии. Священник возгла?ает: «Приидите, ядите, сие есть Тело Мое… Пийти от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета…». После этого священник читает молитву, которая начинается так: «Поминающе убо спасительную сию заповедь…» — именно есть и пить Тело и Кровь Господни, то есть это заповедь, Господь заповедовал нам причащаться Святых Христовых Таин. Это не просто некоторое указание, это заповедь!
Тогда поднимается следующий вопрос: если это заповедь, то — как часто должна эта заповедь твориться? Раз в жизни, или раз в год, или каждым постом? Понятное дело, что статус заповеди сам за себя говорит о том, что человек должен заповедь творить непрестанно, постоянно. О заповеди мы должны всегда помнить, что заповедь – это, прежде всего, непрестанное делание. ? человек должен непрестанно причащаться.
Специально принес вам книжку «Преподобный Никодим Святогорец и святитель Макарий Коринфский: Книга ду?еполезней?ая о непрестанном причащении Святых Христовых Таин», составлена в конце XVIII века греческими святыми отцами. В ней полностью разбираются все возражения тех людей, которые противятся непрестанному Причащению, и приводятся цитаты святых отцов и учения Ветхого и Нового Завета о том, что нужно приобщаться Божественной благодати постоянно, а не раз в год или раз в жизни. Книжка замечательная, продается в частности в Троице-Сергиевой Лавре, и если человек хочет действительно понять, как нужно причащаться, эту книжку луч?е прочитать самому, если будет на то время. Я приведу вам замечательную цитату Никодима Святогорца: «Причащаться Господа в Таинстве Тела и Крови можно только в определенные времена, кто как может и как усердствует, не более, однако ж, одного раза в день». Конечно, каждый день причащаться – надо признаться, что всё-таки мы сегодня недотягиваем. ? многие монахи причащаются только раз в год Великим постом, тоже придерживаясь того мнения, что нужно причащаться редко. Есть некоторые батю?ки, которые эту позицию сегодня проповедуют. На Пасху все при?ли – постив?иеся и не постив?иеся — причаститься, священник  выносит Ча?у, и говорится всем наставление: «Был пост, все молились, говели, причащались, а сейчас Пасха Христова. Христос Воскресе! Аллилуйа!» — и заходит в алтарь. Всё, никто не причащается на Пасху. Это конечно глубочай?ее извращение духовной жизни. Но человек так воспитался, так вырос духовно и его сейчас переделать невозможно, а он настоятель. А есть такая святыня у нас: «Аще изволит настоятель». Если аще он изволил, то кто ему может сказать против? Соответственно, всё. Женщина пи?ет сообщение одному батю?ке: «Настоятель запретил на Пасху причащаться, но на? батю?ка тайно вынес Ча?у и на клиросе нас причастил». То есть даже до такой степени бывает, что доходят. Люди хотят, а им не дают.
Святитель ?оанн Златоуст говорит: «Не в том состоит дерзость, что часто приступают, но в том, что приступают недостойно». ? он же говорит, что недостойно можно причаститься и раз в год, и раз в жизни. Потому что достоинство, как я уже говорил, не зависит от твоего расположения, а зависит от твоего смирения. Насколько ты смирился перед Господом, настолько же Господь и даст тебе благодать.
Св. Феофан Затворник говорит следующее: «Господь любит причащающихся и милостиво снисходит к недостаткам в должном настроении ду?и. Потом само причащение мало-помалу и исправит сии недостатки». Ну конечно, если уж «молитва научит нас всему», говорит ?гнатий Брянчанинов, то тем более Причащение Святых Христовых Таин, соединение с Богом научит нас ещё боль?ему! Давая место Богу в своей ду?е, когда Господь живет в тебе, безусловно, будут конкретные изменения, конкретные наставления на исправление.

Степень воздействия на человека

Очень важно, что Тело и Кровь Христовы всегда одни и те же. Это одно и то же Тело на?его Спасителя, Которое родилось от Пречистой Девы в Вифлееме, ходило по Святой Земле, было распято, воскресло и сидит одесную Бога, как написано в Послании восточных Патриархов, в православном исповедании. Это же Тело претворяется постоянно и каждую службу Оно одно и то же, потому что это всё Тело Христово. Но человек после Причащения всегда ощущает в себе разную силу воздействия этого Таинства на свою ду?у. Когда хоро?о, когда вообще ничего не чувствует, как будто просто хлеба поел, когда смущения какие-то. Эти состояния зависят, прежде всего, от молитвы священника и от молитвы самих людей, как они настраивают себя в Храме. От молитвы священника очень многое зависит: насколько священник сам несет подвиг, насколько он стремится к молитве, как он молится. В указании для священнослужителей («?звестие учительное») сказано, что сила службы в принципе зависит от силы молитвы священника. Одним словом: как батю?ка помолится, так все и причастятся.
? другое — говорит преподобный Максим ?споведник: «Всем просящим дает Себя Хлеб жизни (?н. 6, 35), как человеколюбивый, не всем, однако же, поровну, каждому, сколько может принять достоинство (или благонастроение) его ума или его подвиг». То есть в зависимости от на?ей духовной жизни мы с вами получаем силу благодати Господней. Хотя в каждом кусочке Тела и в каждой капельке Крови находится вся полнота Тела Господнего, но, тем не менее, Его сила и воздействие разная в зависимости от на?ей духовной подготовки и от на?его духовного настроения. Как подвизаемся, так и получаем. Как сказано: «Кто много любит, тому многое прощается, а кто мало любит, тому мало прощается».

Поведение после Причащения

Как себя вести после Причастия? Этому вообще очень мало уделяется внимания везде. Даже благодарственное Правило после Причащения в несколько раз мень?е, чем то, которое готовит человека ко Причащению. Соответственно, где-то и отно?ение у нас складывается такое, что самое главное – причаститься, а потом – как Бог по?лет. Поэтому получается, что люди начинают неблагоговейно относиться к Таинству. А бывает даже некоторые и в другую крайность впадают: после Причастия даже «Здравствуйте» никому не скажут и с угрюмым лицом, чтоб никто не подходил, идут домой, запирают дверь и лежат до самого вечера, чтоб никого не осудить, ни с кем не пообщаться, чтобы, как говорится, благодать не «разбазарить». Это тоже есть крайность, потому что благодать Божия должна светить всем. Это как свеча на подсвечнике – «зажег?и светильник, никто не ставит его под кровать, потому что он должен светить всем в доме» (Лк. 8, 16). Если ты причастился, ты принял Христа, то ты конечно не должен специально идти на дискотеку или на день города и всем рассказывать, что ты причастился, но не надо уклоняться от каких-то общественных поручений или от церковных собраний, от чаепитий, которые происходят в Храмах, на приходе и т.д. Наоборот, нужно общаться и учиться в этом общении — не только сохранять благодать, но и приумножать её, даря её окружающим тебя людям. Потому что Тайны Христовы, вселяясь в нас, должны преображать нас, а не быть похоронены и зарыты.

  1. Трезвение и хранение ума человеческого, внимание к себе, благоговение, то есть такое состояние, чтобы не было ни смехотворства, ни глумления, хохота, разных ?уток-прибауток. Зачастую, когда у человека после Причастия поднимается настроение, начинаются разные «приколы». Выходит из Храма и начинает: то с одним по?утит, то с другим. Во концовке радость и восторженность духа переводятся в плоскость человеческих настроений (?утки-прибаутки) и оскверняются смехом, хохотом, разными колкостями и, конечно, исчезают.
  2. Воздержание языка – обязательно человек должен следить за собою, чтобы чего-то ли?него не сказать.
  3. Святые отцы учат, что от Причащения должен быть плод и польза. То есть силу, которую ты получил, ты должен употребить, например, для молитвы, для доброделания. Надо понять, что ты имее?ь сам в себе и употребить всё это в дело и на пользу. Не похоронить в себе, под одеялом спрятав?ись, чтобы тебя никто не видел, никто не знал.
  4. Самое главное – должно после Причащения опасаться бездействия.

Препятствия ко Святому Причащению

Те состояния, когда человек не может причащаться:

  1. Если он при?ел неподготовленным и не натощак. С другой стороны, этот вопрос ставится на усмотрение священника. Батю?ка уже сам смотрит, можно или нельзя причастить человека в этом случае. Бывают разные ситуации, в частности, когда люди мало воцерковлены, и здесь степень подготовки и степень строгости имеют индивидуальный характер. Когда человек воцерковляется, на него не надо давить правилами, жесткостями. Не будем препятствовать человеку обращаться ко Христу. Он идет ко Христу, а мы начинаем всякие препоны ставить: перепрыгни здесь, перелезь там, вместо свободной и открытой дороги. Потом, когда он придет, понятно, что будет узкий путь, и он сам себе уже выберет этот путь.
  2. Но также есть препятствия, которые уже не приходятся на усмотрение священника:
    инославие, то есть причащаться не может человек не православный (ни католик, ни протестант, ни тем более неверующий человек не может причащаться). Этого быть не должно. Если в Церкви произо?ел раскол, как, допустим, был у нас раскол со старообрядцами – они не могли причащаться с нами. Было запрещено евхаристическое общение, потому что люди вы?ли из Церкви. Сейчас эти анафемы сняты, причащаться можно, но никто из них уже не приходит. Они живут своей жизнью, мы им уже не нужны. Все эти анафемы сняты поздно, когда поезд уже далеко-далеко у?ел. Что касается протестантов, католиков – это само собой разумеется. Но митрополит Сурожский Антоний, когда в войну во время бомбежки за?ел католик, причастил его. Это особый случай, когда война, смерть, бомбы взрываются – и он принял такое ре?ение, почувствовав, что человека надо причастить. ? всё-таки он исходил из того, что мы признаем у католиков и крещение, и миропомазание, и другие их Таинства у нас действительны. Если католик обращается в Православие, то его не перекрещивают, он приходит только через покаяние. Поэтому митрополит Антоний принял такое ре?ение. Был бы это протестант, у некоторых из которых мы не признаем даже крещение, тогда и смысла причащать его не было бы. А что говорить о язычниках – если человек неверующий, то как его причащать? – Ты сначала покрестись, уверуй в Господа, тогда уже будет разговор.
  1. Но бывают такие случаи, когда человек, допустим, неверующий, но может придти и причаститься: например, «бабу?ка в детстве крестила». Кто это уже помнит — кто кого крестил? ? человек причащается. Мало того, он потом женился, повенчался, а через некоторое время узнается, что он, оказывается, не был крещен. Его жена спра?ивает: «Что теперь, венчание повторять?». Всё считается действительным в этом случае, его просто сразу окрестили, даже без огла?ения. Такие случаи тоже бывают.Во всех остальных моментах священник сам принимает ре?ение – причастить человека или не причастить.

Причащение детей

В Православии на этот счет вообще не возникает никаких вопросов, все мы носим и водим детей на Причастие. Вопросы возникают только тогда, когда дети начинают кричать около Ча?и или ещё что-то подобное происходит. Тогда некоторые начинают говорить в адрес Церкви: «Что вы насилуете детей? Пусть они подрастут, они сами потом выберут, куда им пойти». Я бы даже так сказал: когда они подрастут, вы за них выберете, безбожное правительство за них выберет, куда им пойти. То есть если я своего ребенка не буду водить в Церковь, не буду его причащать Святых Христовых Таин, он так никогда и не познает благодати Божией. По учению блаженного Августина, так же на?его известного православного проповедника, славянофила Хомякова, дети способны к познанию радости Царствия Небесного, потому что это дети. ? когда мы приносим младенца в Храм, младенец уже способен почувствовать благодать Божию. Почему многие дети, присутствуя на крещении, видят огонь, ниспадающий в воду, — это прямо сегодня бывает, это на?а жизнь. Обычная жизнь, это не где-то когда-то в патериках. Это сегодня происходит, в на?и дни. Многие батю?ки об этом рассказывают — крести?ь, потом ребенок кричит: «А я видел огонь!», или искры какие-то, или звездочки.  Дети действительно способны к Царствию Небесному и поэтому мы эту возможность даем им осуществить.
Также ещё хотелось бы сказать, что ребенок, если его родители крещеные, православные христиане, рождается в Царстве Небесном, в дома?ней Церкви. Он просто пока не крещен, но он уже в Церкви, он уже член этого Небесного Царства потому, что он по плоти уже родился там. Соответственно, естественным образом, если он по плоти уже в Церкви, то почему ему не быть и по духу в Церкви? Почему только телом он должен быть в Церкви, в дома?ней, а по духу – нет? ? поэтому мы даем такую возможность ребенку.
А когда говорят, что ребенок не понимает, когда за него его крестят и т.д., то «по вере ва?ей да будет вам», с одной стороны, потому что Господь дает по вере приносящих. А с другой стороны – родители ре?ают за своих детей. Это право дал нам, родителям, Бог, и это право никакая демократия не имеет права у нас с вами отнимать. Я ре?аю за своего ребенка, как ему расти, до того времени, пока он не станет самостоятельным. Я ре?аю. Не какие-то там дяди, озабоченные содомскими и разными другими прихотями, а я ре?аю. Я — отец, она — мать, и мы ре?аем, как на?ему ребенку расти и как ему воспитываться, быть ему крещеным или не быть. ? так же, как христианин, я ре?аю своей властью, данной мне от Бога, что он будет христианин. ? если он уже отрекается от этого – это его право. Но не дать ему этого – это грех, потому что когда он вырастет без познания Царства Небесного, без ду?евного прикосновения к Тайнам Божиим, — что можно в 18 лет вообще познать в жизни? Что такое 18 лет, когда здоровые мужики в 45 лет свои семьи бросают и уходят к любовницам? От боль?ого ума что ли? А что можно в 18 лет ре?ить и выбрать, закончив только ?колу? Да абсолютно ничего. Они даже себе невест-то выбрать не могут нормальных, их браки все трещат. Ведь когда люди живут в семье, всё же прекрасно видно: если ты женился на человеке, который не для тебя, не по тебе, с другого круга, с другого воспитания – это очень тяжело. А люди не видят этого, и когда они вступают в брак, когда они с этим сталкиваются, они не понимают, что всё – назад-то дороги нет. ? получаются потом и разводы в православной среде и прочее. Одного поля ягода должна быть — вот что нужно искать. ? родители рань?е, когда выдавали детей, знали, за кого выдавать. Они же выдавали по боль?ей части не потому, что было выгодно, а старались в своем кругу выдавать. ? не было таких проблем. А сегодня это всё происходит спло?ь и рядом, и соответственно, когда люди сходятся: похоть про?ла и потом – голая правда жизни. Нужно жертвовать – «а мне не хочется». От тебя требуют то, что ты не може?ь сделать, что ты не може?ь осуществить. Это всё происходит спло?ь и рядом. ? поэтому, сегодня в православных семьях родители пытаются участвовать в выборе невесты или жениха для своего сына или для дочери, это правильно, в этом нужно участвовать. Я знаю одну семью, он баловной был семинарист, но папа у него был священник и он ему сказал: «Сынок, ты как хоче?ь, но жену я тебе сам найду». Такой очень жесткий папа. Он говорит: «Папа, но только чтоб она мне понравилась, — единственное, о чем про?у!». Вот так смирился. ? действительно женился хоро?о, сейчас живут замечательно. Ну, потому что родители плохого не пожелают никогда, если только они не больные на голову. Бывают и такие. Был один случай: одна женщина стала любовницей бизнесмена; когда её вытащили оттуда, сама её мама приехала к батю?ке, и давай батю?ку ко?марить – «Зачем ты мою дочку забрал, у неё теперь будет жизнь несчастная…». Сама мать за деньги продала свою дочь! Просто больная тётка, что про неё скаже?ь ещё.

Поэтому, что бы нам ни говорили, мы должны делать, как мы делаем: крестить своих детей, приобщать их к Таинствам Господним, потому что Причащение Святых Христовых Таин открывает нам дорогу к принятию Бога.

На вопрос «Зачем мы причащаемся Святых Христовых Таин?» я хотел сказать следующее: причащаемся мы для прощения грехов и для очищения от страстей, для исцеления ду?евных ран, для получения благодатной помощи, для достижения совер?енства, для соединения с Богом, обожения и Причастия Божеского естества. ?ного пути приблизиться к Богу и достигнуть цели своего спасения, то есть обожения, кроме Причащения Святых Христовых Таин, у нас с вами нет, не дано и не будет. ? как сказал один из святых отцов: «Не желай, чтобы Бог тебе являлся в ином виде, чем в виде Пречистого Тела и Пречистой Крови Господней». Аминь.
***

Текст составлен по фильму-лекции Открыть текстовый документ лекции о Причащении.

Если Вы заметили о?ибку в тексте — пожалуйста, напи?ите нам об этом на электронную почту – bogovidec@yandex.ru

Открыть текстовый документ лекции о Причащении

Добавить комментарий