Беседа о страстях уныния и печали. Священник Максим Каскун

Всех поздравляем ещё раз с Великим постом! Сейчас время, когда люди от поста начинают немножко унывать, печалиться… Поэтому тема предлагаемой вам сегодня беседы – о страстях печали и уныния.
Что такое печаль и что такое уныние? Есть между ними различие или нет? Действительно, интересный момент, потому что когда начинае?ь разбираться во всем этом – грань между ними действительно тонкая и не сразу человеку понятно, где печаль, а где уныние. Ведь страсти-то две: одна страсть печали, а другая страсть уныния. ? конкретно Святые отцы их разделяют и ставят их одну за другую, что они являются отдельными и в то же время следуют друг за другом. Поэтому мы с вами сегодня постараемся разобрать, что это такое, откуда это всё происходит и как с этим бороться, что делать для того чтобы этого с нами не было.

?так, печаль – это огорчение, грусть и тоска; одна из главней?их страстей. Святые отцы говорят, что печаль – это «унылость ду?и» (говорит преподобный Нил Синайский), «печаль – это ли?ение удовольствия» (преподобный авва Евагрий), или – огорчение. Сама по себе печаль таким образом имеет следующую смысловую нагрузку: печаль – это когда человек огорчается по какому-то конкретному случаю. Печаль может быть затяжная, когда человек печаль переводит в обиду, в злопамятство, и тогда это всё происходит очень долго. Также печаль может быть кратковременная, и она относится, конечно, боль?е всего к настроению человека, т.е. к его ду?евно-эмоциональной настроенности.
Уныние же – это безнадежная печаль, ощущение бесцельности, напрасности чего-либо, пустота, разленение, апатия (безразличие), изнеможение, расслабленность, расстройство ду?и. Также, говорит ?оанн Лествичник, уныние есть изнеможение ума и расслабленность ду?и человека. Страсть уныния является тягчай?ей из восьми страстей. Святые отцы говорят, что тяжелее её страсти нет. Потому что страсть уныния помрачает человека, пога?ает его ду?у, полностью опусто?ает его и парализует. ?, соответственно, страсть уныния такова, что она действует на природу человека, расстраивая её, и является некоторым затяжным диагнозом, хотя имеет и кратковременные формы, о которых мы сегодня тоже будем говорить. Но как правило, если человек не сопротивляется унынию, оно может быть у него в устойчивом состоянии, но благодаря устойчивой причине, которая будет его возбуждать. Уныние, конечно, глубже и тяжелее, чем печаль.

?так, уныние сродни печали, говорит преподобный ?оанн Кассиан Римлянин. А Нил Синайский говорит, что уныние следует сразу за печалью. Поэтому они двигаются вместе, сродные между собою, но в то же время имеют некоторые отличия.
Обе страсти имеют в корне одну и ту же причину – гнев человека (недовольство, раздражение). О страсти гнева у нас есть беседа, там мы подробно об этом говорим.
Печаль всегда пред?ествует унынию человека (за исключением, может быть, каких-то особых моментов). Т.е. сначала человек должен огорчиться, а потом это состояние должно у него закрепиться и погасить его ду?евное, духовное состояние.
Печаль человека ввергает в скорбь, а уныние доводит до отчаяния, когда человек не имеет никакой цели перед собою.
?так, говоря простым языком, печаль – это огорчение, а уныние – это некоторое такое очень глубокое состояние, очень многогранное.  Это и бесцельность, это и отчаяние, это и безразличие, и расстройство ду?и, и изнеможение ума, и леность, т.е. это очень боль?ой, насыщенный грех, который к себе притягивает очень много состояний и действительно является тягчай?им грехом, тягчай?им злым духом.

В пример хочу вам привести цитату Священного Писания из книги Многострадального ?ова. Хотел бы напомнить, что ?ов был человеком очень праведным, верным Богу и всегда поступал по заповедям Господним. Но сатана, т.к. является клеветником, при?ел к Богу и сказал: «?ов ведет себя хоро?о и праведен потому, что Ты во всем благословил его, — у него много стад, много детей, он счастлив. Ты его благословил – с чего бы ему не быть верным Тебе? Давай у него сейчас всё заберем и посмотрим, благословит ли он Тебя». ? во концовке всё было у ?ова отобрано, скот его украли разбойники, дети погибли и жена ему сказала: «Родной, похули Бога и умри». ? всё, он остался один. ? в таком состоянии ?ов, будучи человеком праведным и не согре?ив?им перед Богом, но оклеветанный сатаною, от тяжелой скорби говорит следующие слова:

«После того открыл ?ов уста свои и проклял день свой. ? начал ?ов и сказал: погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек! День тот да будет тьмою; да не взыщет его Бог свы?е, и да не воссияет над ним свет! Да омрачит его тьма и тень смертная, да обложит его туча, да стра?атся его, как палящего зноя! Ночь та, — да обладает ею мрак, да не сочтется она в днях года, да не войдет в число месяцев! О! ночь та — да будет она безлюдна; да не войдет в нее веселье! Да проклянут ее проклинающие день, способные разбудить левиафана! Да померкнут звезды рассвета ее: пусть ждет она света, и он не приходит, и да не увидит она ресниц денницы за то, что не затворила дверей чрева матери моей и не сокрыла горести от очей моих! Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вы?ел из чрева?» (?ов. 3: 1-11).

«?ли, как выкиды? сокрытый, я не существовал бы, как младенцы, не увидев?ие света. На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным ду?ею, которые ждут смерти, и нет ее, которые вырыли бы ее охотнее, нежели клад, обрадовались бы до восторга, восхитились бы, что на?ли гроб? На что дан свет человеку, которого путь закрыт, и которого Бог окружил мраком? Вздохи мои предупреждают хлеб мой, и стоны мои льются, как вода, ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и при?ло ко мне. Нет мне мира, нет покоя, нет отрады: постигло несчастье» (?ов. 3: 16, 20-26).

Вот прекрасное, библейское, очень древнее выражение состояния уныния, в которое впадает человек, когда на него наваливается скорбь. Здесь Многострадальный ?ов приводит как раз несколько моментов: и бессмысленность, и бесцельность, и замкнутость этого состояния, что оно полностью беспросветно, что человек отчаивается и проклинает даже день своего рождения, даже день своего зачатия – настолько горька становится человеку жизнь его.

КАК РОЖДАЮТСЯ ЭТ? СТРАСТ??
По учению Святых отцов, печаль рождается от неудовлетворения желаний (говорит святитель Василий Великий). Т.е. когда что-то не удовлетворяет на?их желаний, мы не получаем того, чего хотим, — мы огорчаемся. А огорчение, как правило, приходит вместе с недовольством, с раздражением и, соответственно, человек расстраивается. Также эта страсть приходит от разочарования. Очень часто, допустим, бывает так в жизни, что человек разочаровывается в каком-то человеке. ?ли бывает, что люди в вере разочаровываются. ? они после этого впадают в печаль, потому что очень сильно огорчаются, что не на?ли того, чего бы они хотели. По разным причинам, кто-то, допустим, неудовлетворен христианством, потому что там нельзя иметь много жен, это человека сильно огорчает и он уходит чтобы что-то другое найти. Кто-то ещё по каким-то причинам. ? также – от любви ко всему мирскому. Как сказано: если мы с вами любим мир и всё, что в мире, т.е. имеем любовь ко всему мирскому, то соответственно, эти страсти не дают нам покоя, потому что мы не можем иметь всё, что в мире находится. Хоть сколько было бы у человека денег, он всё равно не сможет иметь всё, что находится в мире. ? поэтому всегда конечно же человек, который порабощен страстями любви к миру, он всегда находится в раздражении, в печали, в унынии, потому что ему очень многое неподвластно, и сама власть является боль?им предметом внимания этих людей, поклонения даже. ? они не всегда могут эту власть удержать в своих руках, они постоянно переживают, заботятся о том, чтобы эта власть в их руках сохранилась. Но власть – это дело случая.
Также в Священном Писании указывается ещё такой пример, когда Самуил печалился о царе Сауле, которого он благословил по повелению Божьему на царство, помазал его, но тот за ослу?ание был ли?ен этого царства Богом и был Богом отвергнут. ? Самуил печалился о нем, потому что по-человечески как-то переживал, что всё-таки в ?зраиле произо?ла такая трагедия, что первый царь оказался неугоден Богу. ? эта печаль пророка Самуила «съедала», и даже Господь явился ему и сказал: «Не печалься, он получил заслуженно. Но Я даю тебе уте?ение и надежду, что в ?зраиле будет другой царь, которого Я изберу, это будет Давид, раб Божий, который по сердцу Моему». Царь Давид всегда старался исполнять волю Божию, которую он точно знал.
Отцы ещё называют уныние “полуденным бесом”, потому что время у подвижников, когда уныние подступало, означалось именно в 12 часов дня. Почему так происходило? Распорядок дня пустынников был такой, что с вечера у них были молитвы, потом ?ло бдение (чтение псалмов, поклоны), т.е. фактически они ночь не спали. Потом была неболь?ая переды?ка, потом утренние молитвы, рукоделие. ? к 12 часам дня уже всё заканчивалось и наступало некоторое состояние, когда многие подвижники говорили о том, что в это время “бес полуденный” приходит (т.е. уныние) и нападает именно в это время. Сейчас, конечно, к нам это во многом не относится, потому что у нас другой распорядок дня. Но уныние само по себе имеет корень во гневе и раздражении. В чем здесь дело? В том, что в раздражении и в гневе ду?а сначала перевозбуждается, «вспыхивает», а после того как гнев проходит, «пламя» затухает, ду?а опусто?ается. А где опусто?ение, туда всегда проходит бес уныния. Т.е. как только ду?а стала пустой, бес уныния обязательно будет рядом.

Приведу вам интересный пример у пророка ?оны, мы с вами уже ранее к этому месту обращались, когда изучали книгу пророка ?оны. Помните, когда он всё-таки послу?ался Господа, при?ел в Ниневию, проповедовал им, Ниневия покаялась, а он всё равно вы?ел за город и ждал, что же будет – разру?ит Бог город или не разру?ит. ? когда он увидел, что Бог не разру?ил город, что Он простил ниневитян, он при?ел в такое состояние. «? увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел. ?она сильно огорчился этим и был раздражен. ? молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благой и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и сожалее?ь о бедствии. ? ныне, Господи, возьми ду?у мою от меня, ибо луч?е мне умереть, нежели жить» (?он. 3:10 – 4:3). Такая вот была молитва пророка, что он огорчился на Бога, потому что Бог поступил милосердно. ? он потерял самообладание и, как мы видим, очень сильно раздражился. Это очень знаменательный момент, что как раз именно с унынием, с огорчением всегда идет раздражение, потому что человек недоволен. А когда не по-на?ему, даже если это Бог делает не по-на?ему, мы начинаем сразу огорчаться и печалиться.

Второе – уныние происходит от малоду?ия и некоторой такой духовной трусливости. Здесь пример очень простой – когда вечером приходим с работы, все дела сделали, поели, и надо правило читать. ? где-то минут за 10-15 настроение очень хоро?ее, хочется молиться. Остается минут 7, 5, 3, — сердце начинает дрогать потихоньку. Дрогнет от малоду?ия, расслабляется – и в этот момент в сердце входит уныние, человек встает на молитву и начинается зевание, помыслов гуляние и проч. Почему? Потому что смалоду?ествовал, потому что не проконтролировал себя, не уберег себя. Как раз вот эта подготовка к молитве – даст Бог, будем разбирать этот случай – очень много место занимала у Святых Отцов. Потому что вот так просто – с разбегу на коня – не получится. Здесь обязательно нужна подготовка. Если человек не готовится к молитве, он не будет потом получать плодов молитвы. Не будет, потому что он не подготовился нормально, не предупредил себя, не уберег. ? как правило, самое коварное состояние – это уныние, которое подкрадывается к человеку очень хитро для того чтобы человека ли?ить молитвы.

? как говорится, что любой христианин, если он связан страстями по малоду?ию, он будет всегда пребывать в унынии. Если человек конкретно связан страстями по малоду?ию. Т.е. не употребляет мужество, не употребляет терпение для того чтобы себя взбодрить.

Как определить, в унынии и в печали человек, или нет?
Допустим, по лицу – сразу подходи?ь к человеку и види?ь, что луч?е его сейчас не трогать, луч?е его ни о чем не спра?ивать. К начальнику когда иде?ь, думае?ь, когда к нему зайти, сегодня или завтра, у приближенных спра?ивае?ь, какое настроение, так что если он огорчен, то луч?е не входить.

А у себя как определить? Есть тоже признаки. Конечно, человек о себе знает, в унынии он или нет, все же чувствуют. Но всё равно есть определенные позиции, по которым можно это определить:

  1. Прежде всего это нетерпеливость человека. Если человек нетерпелив, то можно с точностью на 100% сказать, что человек очень легко впадает в уныние, а может быть уже находится в нем, но оно просто либо «тлеет», либо немного ослаблено. Нетерпеливость есть первый показатель. Ещё поговорка такая есть сегодня: «Нужно нам всё, сразу и чтоб ничего за это не было». Никакого времени – семечко посадил и сразу плоды собирае?ь.
  2. Непостоянство в деле, не тщательность, когда человек относится небрежно к делу, не довер?ение дела до конца. Такое непостоянство человека – что бы он ни начал, всё ему не так, всё не эдак, всё не то. Допустим, — «я здесь сижу, у меня компьютер хуже работает, у моего напарника луч?е», «у меня станок хуже работает, у другого – луч?е», и всё вот такие сомнения, и все время он недоволен, и хочется ему всё бросить и сменить место работы.
  3. Неблагодарность, обиды и поиск виноватых. Когда только начинае?ь с человеком заговаривать – он уже обижен, сразу ищет виноватых, что все вокруг всё ему сделали. Знаете, бывают такие, встрети?ься с таким человеком и даже у?и в трубочку сворачиваются, хочется просто перестать с ним разговаривать, потому что просто такая тоска невыносимая, все плохие вокруг.
  4. Цинизм и кощунство. Циничность и кощунство от разочарованной ду?и, в которой воцарилось уныние, которое завладело человеком.
  5. Нерадение о духовных делах и основных обязанностях. Когда человек полностью небрежет, допустим,  о семье, на работе, о каких-то духовных подвигах своих. Есть обязанности у человека? Мы только о правах сегодня говорим, а вообще и обязанности есть. ? о них человек просто небрежет. Как говорит апостол Павел: «Кто не печется о домочадцах своих, тот хуже неверного». Ну что толку тебе идти, проповедовать слово Божие, когда у тебя твои дома?ние даже не крещены… А ты там ходи?ь, проповедае?ь и строи?ь из себя христианина, хотя твои дома?ние находятся в таком состоянии. Да, конечно, есть здесь и причины, — что дома?ние хуже всех улавливают слово Божие от близких («нет пророка в своем отечестве»). Но тем не менее.
  6. Леность к молитве, сонливость, проглатывание слов на молитве, рассеянность, несобранность. Сразу молитва показывает, что если человек духовно бодр, если уныния нет, тогда молитва у него более-менее ладится.
  7. Отчаянные поступки, неадекватное поведение, когда человек, допустим, вроде ничего-ничего, а потом в каких-то порывах начинает делать реально какие-то вздорные вещи. Это, конечно, признак уныния в человеке, потому что он пытается делать какие-то отчаянные попытки, чтобы себя вывести из этого состояния, хоть как-то что-то сделать, изменить, чтобы что-то поменялось. Потому что уныние очень отягощает ду?у человека.

А теперь конкретные причины происхождения этих двух страстей:

  1. Нетерпение, неудовольствие, раздражение и гнев. Как говорит Нил Синайский: «Невозможность мести порождает уныние и печаль». Когда человек не имеет возможности отомстить, не имеет возможности воздать обидчику, он от этого очень сильно грустит и помрачается лицо его.
  2. Гордость. Почему гордость и уныние вместе? Потому что за гордость человек наказывается унынием. Если кто читал преподобного Силуана Афонского, помните, когда он страдал во всех борениях, уныние у него было очень стра?ное, он спросил Господа: «Господи, почему же так я страдаю?!», Господь ему сказал: «Гордые всегда так страдают». Потому что за гордость человек наказывается унынием и оно к нему приходит «железно». Также ещё говорится у ?саака Сирина, что пока не приобрете?ь смирение, буде?ь иску?аем унынием. Гордость – причина.
  3. Вольное нару?ение благоговения, трепета, страха Божьего. Когда человек сам себя духовно развращает, не блюдет себя, разру?ает веру, не соблюдает церковные постановления, которые призваны сохранить в человеке благоговение и трепет. Помните известную цитату Амвросия Оптинского, она должна быть вообще в каждом храме наклеена, когда в храм заходи?ь: «Разговаривающим в храме посылаются скорби». Т.е. ни в коем нельзя нару?ать благоговение. Если положено, надо стараться.
  4. Забвение, отключение человека от духовных переживаний. Когда человек полностью старается думать о хлебе, а не о небе. Это горизонтальная черта, когда люди находятся только здесь, а о духовном не думают, забывают, впадают в забвение. Это очень серьезное состояние человека, и, конечно, плодом этого будет непременно уныние и печаль.
  5. Человек может презирать великоду?ие и благоду?ие. Великоду?ие и благоду?ие являются тем буфером, благодаря которому в сердце не может войти малоду?ие – грех, от которого конкретно рождается уныние. Что такое благоду?ие? Это когда человек благ ду?ою, когда на всё готов Богу ответить радостью, когда готов на всякую скорбь поблагодарить Бога и какая бы ситуация ни случилась в его жизни, он обязательно сделает так, что не обидится, не ущемится, но очень радостно и восторженно к этому отнесется. Вы знаете, бывают такие люди, что с ним начинае?ь разговаривать, — он не осуждает, вообще никак, ничего такого не делает. Даже ты осуждае?ь с кем-то, а он молчит. ? начинает наоборот тебе говорить: «Давай посмотрим с другой стороны человека». Ты начинае?ь сразу раздражаться: «Да как тут смотреть с другой стороны!» А это есть как раз состояние благоду?ие, когда человек пытается посмотреть на всё окружающее, что происходит вокруг него, в радостном свете, позитивно, положительно. Потому что во всяком деле есть обязательно положительный момент. Какое бы ни происходило, всё равно есть положительный момент, пускай даже мы его не видим, мы всё равно знаем, что всё к луч?ему. Правильно? Всё что ни делается – всё к луч?ему. Это правда. Особенно если человек к этому стремится.
  6. Также причиной уныния и печали является маловерие, неверие и недоверие Богу. В чем здесь суть? В том, что когда человеку не хватает веры, или он не доверяет Богу, или совсем не хочет верить, это всё человека расстраивает и не дает ему возможность конкретно как-то правильно поступить в ситуации какой-то. Соответственно, после этого, когда он не доверяет, он начинает унывать, расстраиваться, что-то не получается. ? ду?а его не может укрепиться, потому что не верит, потому что не доверяет, потому что веры мало. ? помните, когда к Господу подо?ел человек, чтобы Господь исцелил его сына: он уже был в таком унынии, потому что сын с детства болел. «В огонь и в воду дух бросает его; я уже ко всем ходил, к ученикам Твоим при?ел, и они не могут исцелить!» — в таком отчаянии, в унынии был человек, что никто не может ему помочь. ? Господь сказал: «Всё возможно верующему». На что человек тот воскликнул: «Верую, Господи! Помоги моему неверию!» Вот это маловерие как раз людям не дает возможности укрепиться и получить плоды духовной жизни или какие-то другие вещи.
  7. Также сюда можно включить ложь, обман, клевету, интриганство, чем многие сегодня занимаются. После всех этих грехов человек будет обязательно наказан унынием. ? люди, которые интригуют, клевещут, потом реально в своем унынии жлобятся, находятся в этом состоянии, и от этой досады ещё боль?е пытаются людям досадить. А если Господь человека этого защищает (а как правило Господь все равно людей защищает), и они очень сильно страдают от уныния. Некоторые думают, что, допустим, предавать, доносить, клеветать — это очень богоугодное дело. Нет, это сатанинское дело, плоды которого есть уныние и печаль. ? человек, безусловно, будет находиться в этих страстях и не избавится, пока не покается в этих грехах.
  8. Многословие и празднословие являются опусто?ителями ду?и и расхитителями ду?евных плодов, после чего человек ощущает в своей ду?е огорчение, печаль, уныние. Кто на себе ощущал, что после того как долго где-то побуде?ь, в каком-то обществе, наосуждае?ься, «натрещи?ься» там со всеми, приде?ь вечером – всё, ду?а никакая… Такая пустота. ? действительно нету сил даже на молитву. А почему нету? Потому что уныние в ду?е. Поэтому нету сил. Уныние уже пробралось в ду?у и оно уже там, покуда мы празднословили, болтали и не пойми чем занимались.
  9. Осуждение, охуждение, презрение людей, их трудов и подвигов, когда мы пытаемся свысока обо всем этом поговорить, за это тоже человек, безусловно, будет Богом наказан по закону духовной жизни. Осудил? Обязательно сам впаде?ь в это же прегре?ение.
  10. Также ещё из интересных причин есть помрачение грехом, или тяжкий грех. Когда человек полностью находится в состоянии подавленности из-за совер?енного им смертного греха. Пример – ?уда ?скариот. Мы знаем, что Господь ему дважды давал возможность покаяться, но он дважды пытался покончить жизнь самоубийством и покончил в конце концов. Первый раз он удавился, но петля оборвалась (в Евангелии от Марка мы с вами изучали – он упал). А второй раз он все-таки не раскаялся и уже рассеялось чрево его и он погиб, потому что тяжесть греха вызвало в нем такую бурю уныния, такую бурю тоски (помните, то он при?ел, раскаялся, выбросил деньги, которые взял), он был в очень ужасном состоянии, и это уныние не дало ему возможности покаяться. То есть настолько он был этим парализован. Очень стра?но, когда смертные грехи могут нас вот так сковать и парализовать.
  11. Очень интересна ещё как причина – любовь к мирским наслаждениям и сластолюбие. Когда человек пытается полностью в этой жизни получать только наслаждение и вку?ать только самое луч?ее. Самого луч?его не получается, и сама эта сластолюбивость людей приводит к тому, что человек постоянно недоволен: постоянно не то, постоянно не так. Очень часто это бывает особенно у людей, у которых есть какие-то возможности или они стремятся к каким-то возможностям. Допустим, один человек говорит, что молодые живут – один старается жить более-менее как-то скромно, а второй пытается, чтобы всё было на «?икарную ногу», чтобы быть луч?е всех, чтобы был полный комфорт. Соответственно, понятное дело, что первому это будет досада, он будет пытаться как-то ему образумливать, а в результате вразумления будет печаль, огорчение с его стороны, уныние, ссоры, распри и т.д.
  12. Причиной уныния является ещё обличение совести на?ей и на?ей нераскаянности. Когда мы не раскаиваемся в грехах и совесть на?а нас обличает. Бывает даже так, когда совесть на?а обличает нас, мы понимаем, что в принципе надо бы покаяться, как-то примириться, но мы опять начинаем обращаться к своей воле: «Ну как же, он же первый согре?ил, пусть он и придет». В итоге сидит человек в унынии, ни молитвы, ни поста, ни бдения, ничего, только вот одни такие иску?ения у него и духовные расстройства.
  13. Очень стра?ный ещё повод для бесов, для уныния – это вред или зло ближнему. Когда человек конкретно делает человеку зло. Зло, сделанное человеку, обязательно вернется к тебе самому. Недавно расспра?ивал у одних людей, у которых ведьма была в роду, как и что произо?ло там; её боялись даже дети, ей никто не перечил. Её никто не любил, все её боялись, но попробуй не пригласи её на свадьбу – это всё, все передерутся, кровь рекой, просто безобразие было. Поэтому её пригла?али, потому что боялись этого ко?мара. Во концовке она погубила и сноху, и других людей. А у неё детей было много, и в конце концов родные дети её заперли в бане и сожгли. Реально был такой случай в деревне, где жили мои предки. Случай очень стра?ный, это реальное показание, что зло, которое ты делае?ь, обязательно вернется. Там всё было очень стра?но, она задохнулась в бане, и когда её вытащили — ни один бес не мог сделать стра?нее лица, чем у неё было, просто ужас, ко?мар.
  14. Ещё очень важная причина, она относится к на?ему телу, — это когда человек трудится до переутомления, до истощения ду?и и тела. Труды – ду?евные, психические, умственные – должны быть в меру. Если человек переутомляется, то, соответственно, он «надламывается», и потом после этого унывает, и расслабляется, и, как говорят Святые Отцы, совсем становится неспособным ни к какому доброму делу. Просто ноль. А если брать подвижников, то они вообще начинают уходить в мир, жениться, кто не ел мяса – начинают мясо есть и т.д. То есть кто так берется ревностно, не по силам, те потом впадают в тягчай?ие грехи после этого. Поэтому мы должны твердо и четко знать, что не должно быть никаких переутомлений. Любой подвиг – работа, молитва – не важно что, он должен быть обязательно в меру. Чтобы тело трудилось, но не переутомлялось. Потому что переутомление безусловно ведет к внутреннему раздражению, к надлому, и всё это закончится унынием и печалью.
  15. Также я хотел бы в причину указать промысел Божий. Почему промысел Божий конкретно приводит человека к унынию? Реально бывает так, то мы унываем просто потому, что надо, исторически так ложилось. Почему?

1)      Потому что Господь удерживает нас от грехов, неправильных поступков. Когда человек находится в некотором состоянии уныния, в подавленном состоянии, то он думает только о том, как бы ему порадоваться, он уже о грехе не думает. Бывает, конечно, человек может гре?ить от уныния, от отчаяния, но тем не менее иногда бывает так, что если человек держится в определенном заграждении заповедей Господних, то Господь может для того чтобы удержать от каких-то других грехов, наложить на него печать уныния.

2)      Уныние может очищать от грехов. Как сказано ещё у апостола Петра, помните, что «страдающий плотью перестает гре?ить». Т.е. Господь через уныние может очищать нас от грехов.

3)      Уныние направляет человека на правильный путь или выбор. Допустим, — здесь закрыто, человек сидит, сидит, делает всё, вроде всё правильно делает: «молюсь, пощусь, даю десятину с тмина (как фарисеи говорили), дети?ек родил, работаю… А уныние! Плодов нет… Но ведь я живу благочестиво, должна быть радость, а её нет, а у меня уныние. Почему?» Человек начинает задумываться, что происходит, и, соответственно, принимает какое-то ре?ение, где ему надо исправить, получает такой импульс.

4)      Уныние, особенно у людей неверующих или ищущих Бога, дает людям толчок к поиску Богу, к поиску духовной правды. Пример блаженного Августина, он описывает в своей книге «?споведь», также современный пример – иеромонах Серафим Роуз, от стра?ного уныния он ходил в разные религии, веры и всё никак не мог успокоиться, и только в православной Церкви, в православном храме он почувствовал себя успокоенным и понял, что он попал в дом, потому что уныние у него пропало. Такие вот промыслительные вещи тоже могут быть. Конечно же, каждый человек при определении, что происходит с ним в унынии, должен исследовать самого себя, общаться со священником, с которым у него есть духовная связь, и делать какие-то выводы и прилагать конкретные действия для исцеления и выхода из этого состояния.

  1. Ещё один очень интересный корень, он касается тех людей, которые одиноки, потому что уныние – это болезнь одиноких. Не одинокий человек от уныния не страдает так сильно, как страдает одинокий человек. Не важно, подвижник ли это, безмолвник или человек, который ищет свою вторую половину, или кто развелся, — любой одинокий человек тяжко страдает от уныния, потому что уныние – болезнь одиноких. Если это монах – он уходит в монастырь, он живет среди братии, у него нет такого уныния как у тех, кто от?ельничает. Так же человек семейный. Допустим, человек унывает, унывает, потом женился, приходит к семинаристам, говорит: «А что вы все унываете? Жизнь прекрасна! Хоро?о всё. Я женился, всё у меня нормально». Ты-то женился, всё, ты уже сыт, а они все как бы голодные, они хотят ещё найти свое в жизни, — и что? ? пребывают они в унынии. Поэтому уныние есть хоро?ий толчок для того чтобы человек определился в этой жизни, на?ел свою половинку. Если бы не уныние, так многие и жили бы бобылями. Об этом говорят многие Святые Отцы, просто подавляющее боль?инство, что бес уныния – это спутник одиноких.
    Конечно, уныние бывает по разным причинам, но имеется в виду, что сама тяжесть, и глубина, и всеохватность этого уныния, парализация всего круга деятельности человека по максимуму происходит именно когда человек одинокий. Потому что одинокий – это спутник уныния, они — не разлей вода. Здесь имеется в виду, когда у человека нет семьи. Есть одиночество духовное, когда человек просто духовно одинок, у него нет поддержки, это тоже, конечно, бывает. Но здесь именно само одиночество, когда человек один в чем-то. Что бы ты ни делал, по?ел в поле – один в поле не воин. Начинае?ь какой-то проект делать, что-то на работе, приходи?ь, говори?ь одному, второму, они: «Да иди ты! Что ты несе?ь-то вообще! Ты вообще в себя-то приди», — тебе говорят. А ты даль?е, даль?е пробивае?ь, и говори?ь: «Да нет, ребята, нормально». ? во концовке ты говори?ь: «Мне отрубили руки по самую майку. Всё, я в унынии, потому что меня никто не понял, потому что я один остался». Уныние – спутник одиноких.
  2. ? последняя из причин, говорит преподобный Нил Синайский, что «плененный страстями связывается печалью». Т.е. когда мы живем полностью в страстном, в греховном состоянии, то мы обязательно будем пленяемы печалью и унынием как следствием этих страстей. Безусловно, без этого никак.

?так, что такое уныние и откуда оно происходит нам понятно, теперь хотелось бы поговорить о последствиях – что бывает с человеком после того, как он впадает в грех уныния. Всё может быть.

  1. Расслабленность, расстройство, упадок сил, многоспание. Реально некоторые люди от уныния могут спать годами. При?ли с работы, упали и лежат, не встают. Горизонтальное положение, никуда не ходят, ?торки закрыты, даже света Божьего не видят, просто лежат и унывают. Есть такие люди, действительно так бывает, очень сильно уныние.
  2. Потом – падение в грех. Когда человек от уныния начинает делать отчаянные поступки, падает в грех (оставление мона?ества, прелюбодеяние, оставление семьи и прочее, и прочее). Сколько было случаев, когда подруга ждала человека с армии, берегла себя, всё как положено, при?ел, женился, родил ребенка, взял и у?ел к другой. А что? – «Да скучно было». Скучно. Человек просто по какому-то моменту впал в согре?ение. Хотя там нормальная была семья и всё было в порядке. ?ли один православный христианин, точно знаю, — настолько уныние побеждает человека, — он, будучи православным, по старцам ездил и всё как положено, жену имел, ребенка, всех их бросил, у?ел в ?ведскую семью, где одна женщина и двое мужчин. Он, будучи богомольным, с бородой и с косичкой, сразу по?ел туда. Но потом, конечно, он всё бросил, завел себе новую жену и т.д.
    Т.е. безумней?ие поступки, окаянство, одним словом.
  3. Также последствием могут быть исступление ума, когда ум полностью выходит за свои рамки, и безумие. Допустим, про Ниц?е иногда вспоминаем, он закончил жизнь сумас?ествием, великий философ всех времен и народов его называют в Европе. А когда изучае?ь его дневники, когда читае?ь – человек был в стра?ном унынии. У него была такая грусть, такая печаль, такие метания, такой пресс уныния был жесткий, и он всё равно не покорялся, не раскаивался, во концовке со?ел с ума. Можете в интернете найти или где-нибудь купить дневники Ниц?е – это ко?мар.
  4. От уныния бывает отчаяние, членовредительство и самоубийство. Пример: солдаты в армии, когда попадают туда с «маминой пеленки». Как нам проректор говорил в семинарии – просыпался, только позевает, бабу?ка уже бежит постель заправляет, мама уже ка?ку греет, только до ванны до?ел, ему уже брючки погладили, а в армию приезжае?ь – там мужики, и начинается. ? здесь люди впадают в такое уныние, в печаль, не могут с этим бороться, просто не понимают, что с ними происходит, многие стреляются. Я в одной военной части занимался тоже с солдатами, помню, как один стрельнул себе в сердце. Анатомию же не изучают в ?коле, промахнулся. Когда очнулся в госпитале, был опять огорчен, что промазал, и опять уныние. Так же среди заключенных делают разное – слюну себе под кожу загоняют, чтобы рука распухла и т.п. Чего только не делают люди, когда уныние, чтобы избавиться, получить болезнь, получить мень?ий срок. Это есть плоды отчаяния, членовредительство, это грех.
  5. Пьянство, алкоголизм, наркомания. Пьянство и наркомания здесь разумеются как средства забвения уныния. Очень распространенное сегодня средство, популярней?ее, потому что народы унывают, народы находятся в унынии, об этом говорит Апокалипсис, что все народы перед концом света будут находиться в стра?ном унынии. Ну и как реакция на это уныние – это алкоголизм (пьянство до беспамятства), наркомания — чтобы забыть свое состояние, и прочее. Это как раз приводит к тому. Почему мужик русский пьет? Бога забрали, дали злую жену, она будет и сама работать, и деньгами будет сама распоряжаться, всё она сама, а ты лежи, читай газету на диване. Всё перевернули с ног на голову и он начал пить. До революции не было такого пьянства повального. Конечно, трактирщики, всё это было. Но это безумие, как помните фильм «Собачье сердце», в кабачке бренчал: «Говори Москва, разговаривай Рассея!» О чем там? Там как будто вся Русь просто пила безумно. Да не было такого. Основная масса страны трудилась непосильно. Мужики получали землю бесплатно, на льготных условиях от государства, обрабатывали её. ?з Сибири даже во Францию масло топленое отсылали, чай в России выращивали, чего только не было. Народ трудился и унывать то некогда было. А потом конечно, когда в колхозы всех согнали, ли?или документов, как бомжей всех в одну упряжку посадили, тогда конечно всё это началось. ? сегодня это всё есть, потому что человек работает, дают ему крохи на ладо?ке. Ну что такое средняя зарплата по стране 10 тысяч рублей? В половине страны мень?е. Сейчас, допустим, даже в Подмосковье 8-9 тысяч рублей. Пачка памперсов стоит 1000 рублей. Что такое 10 тысяч рублей, чтобы жить целый месяц, а ещё кормить семью, а ещё развивать семью, а ещё приданое накопить. ? это всё нужно сделать с 10 тысяч рублей. Конечно, он будет пить. Ну а смысл-то жить? Поэтому когда этих вещей нету, когда человек всё-таки без Бога, он запутывается, он не находит в себе сил сопротивляться всему этому беспределу окружающему, и он начинает залазить в бутылку или в наркотики.
  6. Уныние и отчаяние приводит человека к смене веры или вероисповедания. Ну, конечно, корнем здесь является, допустим, какое-то сластолюбие. Один из православных священников, который пере?ел в мусульманство, славился среди отцов кто его знал тем, что он очень любил женщин. А так как в Православии ему было нельзя, он по?ел туда, где можно. Удобно, да? Здесь нельзя, там можно.
  7. Печаль полагает препоны всему доброму. Всё что ни есть – печаль положит препоны. За какое бы дело человек ни взялся доброе, если будет печаль – ничего не получится, будет препятствие, будет очень тяжело ему.
  8. ? последнее из последствий – это, конечно, расхищение духовных плодов, полное обнажение и обнищание человека от духовной благодати, от заповедей, силы духовной. Т.е. человек просто становится непотребным ни на какое благое дело, потому что уныние расхищает в человеке всё и делает это стремительно, за короткий промежуток времени человек теряет полностью всё, что накопил.
    Преподобный ?саак Сирин говорит, что очень важно, что Господь нам дал и средства, молитва в короткое время восставляет всё, что было потеряно за многие годы, т.е. молитва человеку может помочь в мгновение получить всё, что он потерял. Когда человек в молитве восходит на Небо, он может своим покаянием получить то, что потерял по неразумию.

Влияние на тело человека.
Что же происходит с на?им телом от уныния и печали?

  1. Прежде всего – злое, недовольное лицо, такое неулыбчивое, угрюмое и как бы даже чувствуе?ь себя виноватым, когда подходи?ь к нему.
  2. Расстройство и болезнь. Человек, в подавляющем своем боль?инстве, очень часто может болеть от уныния и печали.
  3. ? даже может умирать от горя. Знаете такие случаи? Похоронил супругу – два-три месяца и нет человека. А хотя здоровый, даже карточки никогда не заводил у врача. Два-три месяца – нет человека. Полгода – нет человека. Настолько бывает уныние так «съедает» людей, что они не могут оправиться после этого и конкретно умирают. Тоска, скука, печаль – это очень стра?ные страсти, которые действительно самые тягчай?ие духом, т.е. убить человека могут.
  4. В этих страстях человек начинает очень любить негу, комфорт, удобства, что называется – все блага цивилизации. Нет хочется довольствоваться тем, что есть. В этом случае мы говорим: «Луч?ее – враг хоро?его». Надо ценить то, что есть. Потому что как правило люди, конечно, пытаются себе сделать такое вот изнеженное, комфортное существование.

Влияние на ду?у человека.

  1. Ефрем Сирин говорит: «Печаль и уныние съедает и разъедает сердце человека». Т.е. выбираются такие выражения, чтобы конкретно показать, что сердце как уничтожается, у человека его не существует.
  2. «?ссу?ает ду?у», — говорит преподобный авва Евагрий, и «отнимает у него чувство». Т.е. сердце становится нечувственным, каменным, не способным к духовным прозрениям, ни к чему. Начинае?ь что-то говорить человеку унывающему, а он параллельно к тебе где-то находится, и что бы ты ему ни сказал, он ничего не чувствует, ничего не доходит, броня уныния просто непро?ибаемая.
  3. «Убивает ду?у», — говорит святитель ?оанн Златоуст, и после этого у человека идет потеря благоду?ия, радости и т.д. Т.е. ду?а умирает. «В печали ду?а не может делать ничего здравого», — говорит святитель. Поэтому практический совет: в унынии или в печали никогда не принимайте никаких судьбоносных ре?ений, даже рот не надо открывать. Обиделся – рот закрой и не наноси никому ущерб. А то начне?ь разговаривать, ещё сильнее обиди?ься, потом поссори?ься, потом поругае?ься. В этом состоянии нужно быть как бы парализованным и молиться до тех пор, пока оно не пройдет, избавляться. После того как человек уже выйдет из этого состояния, после этого только принимать ре?ение. В унынии – ни в коем случае. Знаете, многие так семьи создают в унынии. Вот ему плохо, он слоняется, не знает где главу приклонить. Где-то приютили, пожил, не понравилось, у?ел. Женился от горя. Такое же бывает в жизни часто. ?меется в виду, что человек, находясь в унынии, в некотором безумии, принимает ре?ения от уныния, т.е. не позитивные, не здравые, а просто от безразличия. Без позитивного, положительного, созидающего момента. Где примут – там и останусь.
  4. ?саак Сирин говорит, что подавленность ду?и – это уже вку?ение геенны. Той самой геенны, о которой Господь сказал, что «червь  не умирает и огонь не угасает». А геенна — это как раз и есть катастрофическое состояние уныния, когда человек полностью находится в таком греховном состоянии. Поэтому кто унывает, тот уже здесь вку?ает геенну и если он привыкнет быть в унынии, он может себе прямую дорогу проложить в геенну, потому что станет неспособным находиться в Царствии Божием, ибо в Царствии Божием радость, благоду?ие, позитивное, положительное отно?ение ко всему. А унывающий человек этого ли?ен и неприспособлен, и привычкой это всё укоренил в себе и воспринял это как вторую природу. А природа уныния – это природа бесов. Бесы находятся в унынии, это их природа, это их духовное состояние.

Влияние на дух.

  1. Прогнание Святого Духа. Святой Ерм говорит, что печаль и уныние изгоняют из ду?и Святого Духа. В творениях святого Ерма есть две главы размы?лений об этом, там конкретно говорится, что Дух Святой не может находиться вместе с духом печали и духом уныния. Дух Святой подавляется, сковывается и убегает из этого человека, потому что он не может находиться там, где есть дух уныния и печали.
  2. Преподобный авва Евагрий говорит, что уныние подавляет молитву. Если человек перед молитвой не настроится как положено, не подготовит себя, он молиться будет невнимательно, потому что уныние будет постоянно молитву подавлять. А если настроиться должным образом, то можно молиться внимательно и духовно.
  3. ? конечно как состояние духа человеческого — богооставленность. Это кульминация последствий уныния, когда человек находится как бы один в пустыне, как вку?ение геенны, когда он находится в аду – это есть состояние богооставленности, и человек в этой жизни уже может это состояние богооставленности переживать, когда Бог оставляет его и он находится как бы один в пустыне. Кто был один в каком-то боль?ом пустом месте, чувствовали себя одинокими, покинутыми, какое-то такое щемящее чувство может даже на человека нападать. Я, допустим, такое чувство испытываю, когда я в метро спускаюсь, хотя там тысяча людей рядом. В метро спускаюсь — сразу на меня уныние нападает, прямо сковывает. Не знаю почему, но у меня очень некомфортное ощущение в метро. Хотя езжу как все, но особенно если туда спускае?ься один, если ни с кем, то прямо реально уныние очень сильно завладевает человеком. Почему – не могу сказать. Может, из-за того, что спускае?ься под землю. Когда приехал один мой знакомый первый раз в Москву, подо?ли мы в метро к эскалатору, я ему говорю: «Добро пожаловать в ад».
    Что такое богооставленность? Святые Отцы говорят о том, что человек не может находиться постоянно в одном и том же состоянии, у нас всегда будет смена хоро?его и плохого. ? поэтому состояния богооставленности и присутствия Божия – они меняются у нас. То сильнее, то слабее это всё пребывает – то мы с Богом, то мы без Него. Но это состояние крайней богооставленности – оно конечно же бывает у многих подвижников. ? даже некоторые Святые Отцы пи?ут, что в этом состоянии можно спать, есть, пить, бездельничать, но только не выходить из кельи своей. Выйде?ь – согре?и?ь, обязательно наломае?ь дров. ?з кельи не выходи! ? Святые Отцы говорят, что когда такое состояние, можно даже и спать, полезно. В состоянии богооставленности человек уже не может молиться, не может открыть даже рта, потому что у него такое ощущение, что нет даже веры. Настолько ду?а поражается этим грехом, Бог настолько отступает, что человек переживает геенну, — можно даже так сказать. Он уже в теле переживает геенну – место, где нет Бога, место, где нет молитвы, когда человек не может молиться в геенне. Отчаяние настолько парализует его и делает его неспособным к какому-то духовному деланию. Делается это для того чтобы человек познал свои немощи и почувствовал, может ли он что-то без Бога в этой жизни, или нет… А то есть благодать – мы трудимся, молимся, постимся, потом приходим и всем рассказываем, какие мы подвижники. А потом, когда Господь отступает, дает нам почувствовать кто мы есть, мы сразу начинаем понимать, что действительно без Бога невозможно ни поститься, ни молиться, да жить даже невозможно без Бога, потому что ?м всё движется, и существует, и сотворено, и всё для Него.
    Также богооставленность есть, как говорит митрополит ?ларион Алфеев, «кризис и суд, где верные отделяются от неверных». Т.е. в этом отчаянии человек получает возможность проверить себя. Подвижники укрепляются, а человек, который склонен к греху, всё боль?е развращается и отпадает. Т.е. это время, когда человек проверяет себя и верные от неверных отделяются.
    ?, конечно же, как важней?ее состояние – когда человек может понять, что такое рай и что такое ад. Что такое, когда есть Бог рядом, и что такое, когда Его нет. А уныние – это тогда, когда Бога нет, это есть вку?ение геенны.

?так, унывать – это плохо? Ужасно. Надо с этим как-то бороться.
Как бороться со страстями печали и уныния:

  1. Первое, что мы можем употребить после всего того, что мы с вами узнали – это, конечно, такая добродетель как печаль ради Бога. О ней говорит святой апостол Павел: «Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда. ?бо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть. ?бо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотри́те, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле» (2 Кор. 7: 9-11). Здесь апостол говорит о печали ради Бога, когда человек печалится о том, что он оскорбляет Бога. Т.е. вот эту печаль свою, которая печалит его о потере материальных благ, он начинает переводить в печаль о том, что он оскорбляет Бога, что он Бога может потерять. ? эта печаль ради Бога, ради духовного, — она человека возводит ко спасению, т.е. полностью выправляет и очищает его.
    Но эта печаль тоже должна быть в умеренности. Также у святого Ерма и у святителя ?оанна Златоуста говорится о том, что эта печаль не должна переходить за пределы. Потому что печаль о грехе даже у ?уды была, он печалился о грехе, но неумеренность привела к смерти. Чеховский персонаж, который чихнул генералу на лысину – его неумеренность в сожалении привела к тому, что его там чуть не зарубили.
  2. Эти страсти прогоняются молитвой (молитва здесь имеет очень важное значение, покуда мы можем молиться и не впали в богооставленность, мы должны молиться, и это очень серьезное средство, потому что молитва как бы на изломе – либо печаль побеждает, либо молитва).
  3. Прогоняются молитвой, а лечатся, говорит святитель ?оанн Златоуст, вином. Потому что «вино веселит сердце человека», сказано в Священном Писании. Но св. ?оанн Златоуст не говорит здесь о водке и не говорит об алкоголизме или наркомании, ни в коем случае. Говорится о том, что когда тебе, допустим, горько на ду?е, можно иногда выпить бокал вина для того чтобы тебе было легче, но как некоторое средство, а не как самоцель – «я себе прописал постоянное лекарство, и постоянно лечусь, три раза в день по двести грамм», — такого не должно быть. Но конкретно говорится, что лечится вином и уте?ением, т.е. человек обязательно должен получить уте?ение, потому что печаль, уныние без уте?ения никак не исцелятся. Это может быть доброе слово, уте?ение от молитвы, от вина, от принятия пищи (если человек унывает от долгого поста, он может что-то вкусить; как Серафим Саровский от уныния прописывал сестрам Дивеевского монастыря сухарики под поду?кой держать). Что бы ни было – обязательно должно быть уте?ение, потому что оно как раз есть некоторый бальзам на унывающую ду?у.
  4. Труд, умственные, ду?евные занятия. Человек должен обязательно себя чем-то занять. Должны быть отвлекающие занятия, иначе никак. Если человек не занимается чем-то, то уныние будет его разъедать. Нужно обязательно себя чем-то занимать, чтобы отвлекать себя от этой проблемы, если отчего-то тебе очень тяжело. Всегда чем-то заниматься, находить для себя дело, хобби. Чтобы ду?а обязательно чем-то увлекалась посторонним.
  5. Дружба с духовными людьми, хоро?ими, от которых ты получае?ь позитивное состояние, с кем хоро?о тебе общаться. Это дает человеку зарядку. «С преподобным преподобен буде?ь, с развращенным разврати?ься» — это факт.
  6. Чтение Священного Писания, Святых Отцов очень сильно помогает в борьбе с унынием. Само Священное Писание, т.к. там находится Святой Дух, когда он наполняет ду?у, он прогоняет уныние. Если человек будет постоянно читать Священное Писание, то духу уныния будет очень тяжело выгнать Святого Духа. Но если человек поддается печали и от молитвы не получает благодати Святого Духа, или от чтения Священного Писания, от творений Святых Отцов, тогда, соответственно, благодать иссякает, уныние заполняет ду?у и прогоняет остатки благодати Святого Духа.
  7. Святой ?саак Сирин говорит, что очень помогает человеку молитва от ду?и, своими словами, внимание в молитвенном правиле. Прежде всего, человек должен молиться от ду?и, т.е. вкладывать ду?у в слова молитвы. Также он говорит, что перед молитвой нужно употреблять краткую, неболь?ую молитву на своем языке, чтобы это ощущение разговора с Богом потом перенести на правило, которое ты начинае?ь читать. ? конечно же обязательно должно быть внимание в молитве. Начинае?ь читать – нужно все силы тратить не на количество, а на внимание. ? когда человек начинает так упражняться, он посредством этого спустя время понимает сладость молитвы, а не муку, не крест. Конечно, когда стои?ь, бубни?ь… Потом, когда иде?ь к правилу, как вспоминае?ь эти муки ду?и, что будет опять извращение духовное, бубнение, стояние, иску?ение, тогда конечно, на молитву ноги не идут. А когда посредством внимательной молитвы человек прикасается благодати Божией, тогда со временем, потихоньку он уже начинает понимать, что сейчас, если он помолится внимательно, он получит благодать, которая поможет ему в дальней?ей жизни.
  8. Также можно употребить в борьбе с унынием и печалью сон как кратковременную меру. Хотя некоторые спят и долго. Но если ты заунывал, можно поспать. Помогает иногда, человек сном как бы забывается. Пытается пережить это, проснуться и попробовать заново переначать всё состояние. Сон, если человек не перебарщивает в этом деле, действительно может помочь. Самое главное, чтобы не запил. Луч?е поспать, но не запить. Луч?е во сне пребывать, потому что сон все-таки в этом отно?ении будет мень?им злом, чем винопитие, когда человек в этом переусердствует.
  9. ?, как мы с вами сказали, как человек плененный страстями пленяется и унынием, так же обуздание страстей освобождает человека от печали, уныния, ослабляет эти страсти. Т.е. человек должен понимать, что он поврежден страстями, у него их много, с ними нужно бороться, и человек должен выбирать стратегию, чтобы по крайней мере эти страсти ослабить, особенно те, которые связывают его ду?у, которые конкретно являются сегодня?ней проблемой человека. Обязательно нужно освободиться от того, что тебя сильно сковало, потом освобождаться от того, что мень?е тебя сковывает, но обязательно нужно страсти ослаблять.
    Очень интересная цитата ефесянам сказана: «Восстань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос!» Здесь говорится о бодрости и ревности о Боге. Т.е. человек, когда живет, обязательно должен ревновать о Господе, быть бодрым духовно, настраивать себя на бодрость и не расслабляться, не впадать в уныние. Приобретать противоположную унынию добродетель для того чтобы вытеснить уныние с печалью.
  10. Апостол ?аков говорит замечательные слова: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? ?так, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (?ак. 4: 4). Человек должен обязательно возревновать в себе и сделаться врагом этому миру. В каком плане: не самому миру (уничтожать мир, бомбами всё разбомбить, лес вырубить, людей возненавидеть), а именно – стать врагом мирскому менталитету, греху. ? соответственно человек, который противится этому, отсекает многие причины, которые ведут его к унынию и печали.
  11. Преподобный ?оанн Лествичник говорит: «Убийцы печали суть псалмопение, милосердие и нестяжание». Псалмопение – это чтение псалмов, молитва по Псалтири, потому что Псалтирь очень много описывает таких случаев, когда унывает ду?а человека, сам царь Давид писал эти псалмы и там много случаев таких, где сам Давид в молитве выражает, как спасаться от уныния и проч. ? псалмопение в этом случае очень сильно помогает. Милосердие – когда мы творим милостыню, оно приклоняет к нам Милосердие Божие, Господь умилосердивается над нами, и от этой добродетели растапливается на?е сердце жестокосердное, которое умерло от уныния. Т.е. именно милосердием мы его «растапливаем». ? нестяжание – то есть отказ от сребролюбия, чтобы человек как можно мень?е имел желание стяжать мирские блага, чтоб не разочаровываться, не огорчаться и не унывать.

Вывод всей на?ей беседе следующий: возненавидим уныние и печаль, и таким образом положим начало духовным подвигам ради Христа. Если не будем ненавидеть уныние и печаль, ничего не будет в нас. Эти две страсти нужно осознавать в себе, отыскивать, ненавидеть, бороться и побеждать.
***

Текст составлен по фильму-лекции о страстях уныния и печали.

Если Вы заметили о?ибку в тексте — пожалуйста, напи?ите нам об этом на электронную почту – bogovidec@yandex.ru

Открыть текстовый документ беседы об унынии и печали

3 комментарии

  1. Спаси Боже! Материал, собранный в статье подсказывает и приоткрывает многое. Себя по описанию, увы, узнае?ь, но надежда же есть у всех нас.

  2. cпаси,Господи за толковый рассказ об этой бесовской страсти,которая меня гнобила,пока не начал читать кафизмы каждый день по совету(послу?анию) архимандрита ?осифа со Свято-Успенской Почаевской Лавры!

    1. перечитал ещё раз,спаси Господи за статью,ещё боль?е разобрался в себе,многое понял и со всем согласен! поболь?е таких «ликбезных» статей для мирских ,невоцерковлённых людей! спаси,Господи!

Добавить комментарий