Беседы с батю?кой: о страсти сребролюбия

Священник Максим Каскун: «Спроси у зеркала своей совести: скуп ли ты?»
__

– В студии программы «Беседы с батю?кой» – настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери в селе Выпуково священник Максим Каскун и журналист Александр Сергиенко.

Сребролюбие – страсть противоестественная

– Сегодня мы поговорим об одном из смертных грехов, о сребролюбии.

– Сребролюбие, по учению святых отцов, идет третьим в числе смертных грехов – после чревоугодия и блудодеяния. Смертный грех, согласно Ветхому Завету, – тот, за который человека наказывали смертной казнью: либо побивали камнями, либо сжигали, либо убивали каким-то другим способом. С при?ествием благодати на?его Господа ?исуса Христа эти меры были упразднены. Под смертным грехом в Святой Церкви подразумеваются грехи, которые, по учению святителя ?гнатия (Брянчанинова), убивают ду?у человека. ? бесы просят у Бога смерти этому человеку за то, что он совер?ил смертный грех: они сами были свергнуты с небес, духовно убиты, и поэтому, когда люди согре?ают такими же тяжкими грехами, то бесы у Бога требуют, чтобы Господь наказал нас с вами тоже смертью за эти согре?ения.

Господь проявил милость и благодать в страданиях праведника ?ова, которого оклеветал сатана, сказав?ий, что этот человек живет и угождает Богу только потому, что Бог благословил его материальным благосостоянием. Господь сказал сатане: «Ты може?ь сделать над ним все, что ты хоче?ь, только ду?у его сбереги, не убей его». ? ?ов претерпел очень много страданий и скорбей, но все выдержал, остался верен Богу. ? поэтому сегодня, когда демоны клевещут на нас, Господь напоминает и демонам о многострадальном ?ове, который своими многими страданиями доказал, что Бога люди могут любить не только за свое благосостояние, но действительно искренне и чистым сердцем. ? только Стра?ный Суд может показать, насколько человек был виновен в грехе. ? преждевременные просьбы бесов, чтобы человек был убит, Богом не принимаются. Если же человек не исправляется, то попадает в руки на?их врагов.

– А как грех сребролюбия зарождается в человеке?

– Страсть сребролюбия не естественна в человеке – чревоугодие, гнев, ярость, блуд основаны на на?их инстинктах, на тех безукоризненных страстях, которые были у человека в раю: человек должен был питаться, плодиться и размножаться в раю, и ли?ь потом в результате грехопадения это стало страстью греховною.

Сребролюбие – страсть противоестественная. Любви к деньгам не было в раю. Появилась она потому, что человек начал уклоняться от Бога и заключать весь смысл своей жизни в земном бытии и материальных благах. Человек прилепился ду?ою к деньгам, к богатству, полюбил их, стал полностью жизнь свою строить в зависимости от их наличия и количества. ? если человек вовремя не опомнится, то эту страсть, как говорит преподобный ?оанн Кассиан Римлянин, будет трудно победить. Противоестественные страсти, если они пресекаются на самом корню, очень легко побеждаются, но если они нами пренебрегаются, то победить их весьма трудно – даже труднее, чем естественные страсти.

– Если на первом этапе не удалось победить эту страсть, что происходит даль?е?

– Деньги становятся тем рычагом движения, который стимулирует человеческие отно?ения. Обращае?ься за помощью к людям, но тебе дают ли?ь платный совет. Это неестественные отно?ения, потому что принимать помощь от людей – это нормально, и сказать «спасибо» за помощь – тоже нормально, а если мы сегодня просто говорим «спасибо», нас обвиняют в хитрости и нежелании платить.

– Батю?ка, звонок из Липецка.

– Вы сказали, что бесы просят Господа, чтобы Он наказал человека, но профессор Осипов утверждает, что не Господь наказывает людей, а люди сами себя наказывают смертными грехами.

– Алексей ?льич Осипов прав в том, что грех – это рана самому себе. Безусловно, человек коверкает свою природу, но это не дает повода бесам отступаться от него. Он себя ранил? Они добьют. Бог может человека наказать, ввергнув его во власть бесовскую или забрав жизнь, – это все во власти Божией, и мы всех путей Господних не знаем. Но, безусловно, всегда существуют вина человеческая, вина бесовская и Промысел Божий о человеке.

– Следующий звонок – из Белгородской области.

– А как сребролюбие убивает человека?

– Ду?а перестает воспринимать духовное, и человек из верующего становится сначала религиозным, а потом, возможно, скатывается к ?аманизму. Поставил свечку в церкви – все сделано. Это в духовном смысле. Но погоня за деньгами может убивать физически. Сколько преступлений совер?ено ради этого! Я вспомнил передачу про смерть ведущего Трахтенберга. Он очень любил деньги и в 35 лет уже имел два завода. Откуда средства? Говорил по?лости в эфире, развращал людей. Он не мог остановиться, смертный грех сковал его ду?у так, что он уже за пять лет до смерти говорил: «Я уже сам не могу развязать и завязать себе обувь, мне жена это делает, потому что я не в состоянии даже наклониться. ? мне некогда сходить в спортзал, мне некогда заняться собой, потому что у меня постоянно встречи, банкеты, эфиры». ? вот год назад он умер. Если человек вовремя не остановится, не опомнится, не раскается, то конец будет, безусловно, скорым.

Содержание Церкви благословил Бог

– Следующий звонок – из Новокузнецка.

– Если сребролюбие – грех, почему Церковь берет деньги за Таинства, продает иконы и свечи?

– Почему Церковь обязана все раздавать бесплатно? ?коны, свечи и все прочее она сама покупает за деньги, платит людям, работающим на заводах в Софрино. По-ва?ему, сначала все это нужно купить, а потом такому, как вы, отдать бесплатно? Господь заповедовал каждому человеку, приходящему в Церковь, отдавать десятую часть от своего дохода, чтобы Церковь содержалась от людей. Это заповедь. ?сторически сложилось, что она стала исполняться тем, что человек, приходя в церковь, жертвует какую-то сумму за свечи, требы или еще за что-то, не платя десятину ежемесячно. А в тех храмах, где есть десятина (я сам из такой общины), все бесплатно – и записки, и Крещение, и все, что захоче?ь, потому что я десятину отдал. ? обвинять Церковь в том, что она просит о пожертвованиях ради греха сребролюбия, неправильно. Содержание Церкви благословлено Богом, и каждый человек, приходящий в Церковь, должен жертвовать. Потому что жертву эту Бог хочет принять от него. А почему Бог хочет принять от него именно материальную жертву? Потому что материальная жертва как раз освобождает нас от греха сребролюбия – если вы не пробовали отдавать каждый месяц по десятой части своих доходов, попробуйте: это очень тяжело, человек начинает скорбеть. А ведь Бог даровал нам жизнь, радость, здоровье, работу, Он все нам дал, а нам жалко отдать для Него десятую часть.

Когда человек приходит в церковь, он через все эти Божественные установления как раз научается искоренению в себе греха сребролюбия. ? если он видит какую-то неправду или беззаконие (людей много, и они по-разному могут поступать), он все равно не должен никого осуждать. Потому что осуждение есть тягчай?ий грех. Нельзя вырывать у Бога Его меч правды. Он только имеет право судить всех нас. Человек не должен думать, что Церковь на нем зарабатывает, – Церковь дает возможность вернуть Богу деньги. Потому что каждый человек обязан часть плодов рук своих приносить в храм Божий, чтобы исполнить Божию заповедь.

«Группы риска»

– Кто боль?е подвержен греху сребролюбия?

– Преподобный Нил Синайский вопро?ает: «Как бороться со сребролюбием тому, кто осыпан деньгами»? Так что богатые находятся в группе риска в боль?ей степени. Потому и Господь сказал: трудно богатому войти в Царствие Божие. Но невозможное людям возможно Богу. ? поэтому, когда человек богатый приходит в Церковь, он, возрастая духовно, понимает, насколько может пожертвовать. Господь на? ?исус Христос сказал: продавайте имения ва?и – это стра?ные слова. Это какой же подвиг совер?али христиане, когда продавали последнее! ? не только первые христиане, но и последующих веков, и даже сейчас так поступают некоторые. Но это действительно великий подвиг для избранных, хотя было сказано всем.

– Курск на связи.

– При рождении в человека вкладывается ду?а, он развивается, а потом совер?ает смертные грехи. Человек уходит, его ду?а остается, и выходит, что она отвечает за все его смертные грехи?

– Во-первых, ду?а не может отвечать за грехи человека, потому что ду?а не есть человек – ду?а часть человека. Человек – это тело и ду?а вместе. ? наказание, и Суд будут после всеобщего воскресения, когда воскреснут и праведные, и неправедные. ?, конечно же, человек в каком теле делал грехи, в том же теле будет получать и наказания за них.

Мы рождаемся, гре?им, но нам Господь дает время на покаяние. ? как говорит Климент Александрийский, посредством тела ду?а приобретает добродетель. Но мы можем посмотреть и обратную перспективу сего выражения, то, что посредством тела ду?а приобретает и грехи, и страсти тоже. Вместе с возрастанием ду?и возрастают и грехи ее, то есть растут, укрепляются, матереют. ? поэтому у нас с вами в этой жизни есть время, чтобы эти грехи побороть, себя содержать в таком состоянии, чтобы мы могли находиться в Царствии Божием, чтобы нам оно не было противно по на?ему внутреннему состоянию. Потому что если мы осатанеем в этой жизни, то не сможем в Царствии Божием находиться – ду?а на?а будет противиться благодати, не сможет ее выносить.

? поэтому нужно стремиться к покаянию, ведь покаяние – это есть жизнь ду?и, молитвы, жизнь вокруг нас и внутри нас. Без покаяния ничего не происходит, поэтому стремитесь к покаянию, просите у Бога дар покаяния, и Господь всем нам поможет. ? если мы будем каяться в своих прегре?ениях, то не дадим на?им грехам возрасти в нас, убить на?у ду?у и сделать ее неспособной для жизни в Царствии Небесном.

– Следующий звонок – из Ярославской области.

– Почему грех сребролюбия по значимости стоит на третьем месте?

– Грехи по значимости ставятся не по своей силе и не по возрастанию, а именно по своему естественному развитию. Чревоугодие лежит в основе всех грехов: оно питает блуд; где есть блуд и чревоугодие, там возникает сребролюбие, потом – гнев. ? поэтому сия цепочка складывается не просто по значимости, по силе какого-то известного греха, она святыми отцами выстроена ли?ь только по тому, как эти грехи между собой взаимосвязаны. Объелся, потом возникли блудные помыслы, сребролюбие, гнев, уныние, печаль и другие грехи: тщеславие и гордость.

– Батю?ка, Вы сказали, что богатые находятся в группе риска, а могут ли нищие быть сребролюбивыми?

– Могут, да еще как, потому что сребролюбие – такая страсть, что не надо даже денег иметь, а любить денежку можно всегда. Поэтому человек может быть сребролюбивым даже когда он находится в бедности, когда у него денег нет. Это происходит еще и потому, что когда человек впроголодь живет, он не знает, что можно пожертвовать много и это к тебе потом вернется. Человек богатый может отдать миллион, и ничего при этом он не потеряет – у него много таких миллионов за спиной, и он на них опирается. А нищий человек не может отдать свои последние пятьсот рублей, чтобы раскрыть свою ду?у. ? ду?а находится в таком греховном состоянии: в жадности, в скупости. ? мы знаем очень много примеров из жизни, что как раз бедняки были очень боль?ими завистниками, ?ли на тяжелые преступления, чтобы разбогатеть, потому что демон сребролюбия как раз опутал их. Но к нищему, если он не скован такими естественными вещами, о которых я сейчас сказал, бесу, конечно, тяжелее подступить, потому что, как правило, человек, который живет в простоте и нищете, доволен тем, что у него есть.

Деньги не должны быть целью жизни

– Город Кропоткин на связи.

– Скажите, пожалуйста, является ли грехом сребролюбия то, что я, обращаясь в молитве к Господу Богу, про?у Его о помощи в бизнесе, чтобы я могла своим сотрудницам платить достойную зарплату для приобретения ими хлеба насущного и воспитания детей?

– Нет, такая молитва не грех – у всяких денег должно быть назначение. Деньги бывают ли?ними, бывают свободными, бывают, что называется, лихими, но деньги, которые употребляются по назначению, это деньги честные. Если ты хоче?ь заработать для семьи или чтобы людям заплатить, дело развить, здесь нет ничего греховного, ли?ь бы это не было целью ва?ей личной жизни, – работа и бизнес должны всегда быть в служении Богу, в служении самому человеку. Работа не должна порабощать вас. Это особенно касается трудоголиков. Такие люди полностью отдают себя работе, с утра до вечера па?ут, не видят ни Бога, ни жены, ни своей ду?и, ничего вокруг себя. Так что когда вы просите у Бога помощи, вы должны понимать всю ответственность ва?его про?ения. Господь поможет вам, но вы должны не соблазниться, деньги потратить туда, на что просили, а преумноженное вложить в дело и благотворить нуждающимся.

– Следующий звонок – из Подольска.

– Мы знаем притчу, что верблюд, прежде чем войти в «игольное у?ко», должен преклонить колени. Но прежде чем войти в эти ворота, с верблюда должна быть снята вся поклажа. То есть богатый может, конечно, войти в Царствие Небесное, отдав на его пороге все, что имеет. Но вот та женщина, о которой говорится в Евангелии, хоть и немного, но последнее отдала, и Господь вы?е оценил это, чем действия фарисеев, которые боль?ие подати приносили в храм. А второй вопрос: откуда вообще понятие смертного греха? В Священном Писании нет такого понятия.

– Мы уже говорили, что человеку нищему, если он приносит две лепты, гораздо тяжелее это сделать, потому что у него за спиной ничего не остается. А человек, который жертвует много, надеется на свои остав?иеся деньги. ?, конечно, Господь вы?е ставит подвиг того человека, который отдает последнее. Это на самом деле так.

По поводу второго вопроса. Вы говорите, что понятия смертного греха нет в Священном Писании, но вы о?ибаетесь. Во-первых, Ветхий Завет говорит об этом и очень четко и конкретно прописывает, какой смертью за какой грех наказывать. А в Новом Завете апостол ?оанн Богослов говорит, что есть грех к смерти, а есть грех не к смерти, – есть грехи смертные и не смертные: есть грехи, которые ведут к духовной смерти человека, а есть грехи, которые не ведут к этой смерти. Будьте внимательны, когда читаете Священное Писание, его читать нужно молитвенно. Помните, что полная ча?а никогда не сможет наполниться, – к Писанию нужно подходить опусто?енным, чтобы принять полноту благодати.

– ?дея коммерции заключается в постоянном увеличении прибыли, а сама эта идея не греховна?

– Трудно сказать сегодня конкретно, что грех, а что нет, потому что мы знаем многих святых, имев?их боль?ие богатства и удостоив?ихся Царствия Небесного, причем перед вратами Царствия Небесного этих богатств не оставив?их. Потому что никто вообще ничего с собой не забирает, но, тем не менее, те люди перед смертью не раздавали своих имений, они оставляли их своим родственникам, можно сказать, оставляли их при себе, и при этом наследовали Царствие Божие. Святой Константин, мать его Елена, другие цари, императоры не отдавали своего богатства, но это не ме?ало их святости. Другой вопрос, когда человек подходит к приумножению богатства с корыстолюбием, чтобы обогатиться и получить власть благодаря этим деньгам. Это другое дело.

Есть еще третий момент, когда человек, допустим, учреждает свое определенное дело и пытается в нем преуспеть, то есть добиться результатов в жизни. ? все будет зависеть от самого человека, от того, как он будет себя вести. Я знаю немало таких людей, кто добивался хоро?их результатов и вообще не помогал никому, даже родственникам. Закончили эти люди плохо. Знаю других, которые многого добивались и всем помогали вокруг себя. ? люди были неблагодарны после этого, считали, что им мало давали.

В общем, все, что связано с деньгами, всегда окутано тайной, человеческими страстями, завистью, и очень тяжело определить, где истина, а где ложь. Самое главное, чтобы человек просто не привязывался к этому. Допустим, я хотел стать священником, а мой друг хотел стать бизнесменом, чтобы чего-то достичь в жизни. Он достиг, он имеет много денег, как и хотел; если ему этого не дать, его ду?а задохнется… ? куда его можно отправить работать, если человек хочет заниматься своим собственным делом и чего-то достичь в жизни? Ну, пусть попробует, греха-то в этом нет. Грех у тех, кто привязывается к богатству. В Евангелии от Луки не случайно есть такая мысль, что именно тем, кто надеется только на свое богатство, тяжело войти в Царствие Божие. ?менно надеющимся. ? поэтому не надо привязываться к богатству, хотя это и тяжело, когда ты обогащае?ься каждый день. ? поэтому каждый человек, имея совесть, должен для себя определять меру: когда ему и где останавливаться в приобретении всех этих материальных благ.

– Красногорск на связи.

– Я думаю, что не является смертным грехом то, что у меня неболь?ая сумма денег лежит в банке, но как к этому относиться с точки зрения православного человека, – это нормально или все-таки греховно?

– Само накопление определенной суммы денег оправдано, если оно имеет свою цель и значение. Деньги просто так не должны лежать, они должны быть потрачены или вложены в дело, либо розданы нищим. Если у вас лежит сумма, например, на похороны, это одно дело, а если у вас просто деньги копятся, да на них еще начисляются проценты, это неправильно. Деньги должны, что называется, работать, они должны пойти в дело, они не должны просто так лежать. Это если рассудить просто по-человечески. А Господь говорит: не собирайте сокровища на земле, то есть не копите – старайтесь все вкладывать в Царствие Божие. Допустим, у подвижников и у отцов так было: если какой-то монах умирал и у него потом под постелью находили золото или другие ценные вещи, их погребали вместе с этим монахом – этим золотом гну?ались. Поэтому, если у вас есть какие-то накопления, вы должны определиться, зачем вам нужны эти деньги? В них обязательно должен быть заложен духовный смысл. А если этой цели нет, то вы должны найти цель, чтобы их употребить, нельзя, чтобы деньги просто так лежали и накапливались, потому что само накопление ничего не дает человеку, а если вы копите, то нужно копить для чего-то – например, на семейные нужды, на ре?ение жилищных вопросов, то есть только в этом случае человеку можно копить деньги, чтобы потом что-то приобретать.

– Следующий звонок нам поступил из Ставропольского края.

– Отец Максим, Вы сказали, что есть Божие наказание, а я трактую Божие наказание по профессору Осипову, как указание Божие. Бог есть любовь, и Он не может человека наказать до смерти, но Он может попустить ему какой-то грех, чтобы посмотреть, как человек будет на него реагировать. Есть указание Божие: не ходи туда, не делай этого, потому что это грех. Вот так я понимаю.

– То, что вы сказали, это половина медали. Действительно Бог указывает, Он промы?ляет о каждом из нас, и Божие наказание есть указание в Царствие Небесное. Потому что Господь подсказывает нам и через наказание вразумляет нас. Но есть и другая сторона медали, когда Господь действительно смертью наказывает человека, ли?ает его жизни. Каким образом? Просто отступает от этого человека, и все. ? человек либо спивается, либо его ма?ина сбивает, или происходит еще что-то… Есть люди, которые несмотря на все указания Божии, прут против рожна. Слы?ат голос Божий, голос совести – все равно прут. ?м это уже не полезно, и Господь их останавливает. Останавливает жестко, категорично, чтобы спасти их ду?и, чтобы они не впали в более тяжкие согре?ения. Это тоже бывает, но после того, как человек становится уже глухим к указаниям Божиим.

С радостью принимаем – со скорбью отдаем

– А каковы признаки сребролюбия?

– Пусть каждый человек, встав перед зеркалом своей совести, спросит: жадный, скупой он или нет. У святых отцов есть даже такая поговорка замечательная: с радостью принимаем, со скорбью отдаем. Неважно, богат человек или беден, здесь нет никакой разницы. Конечно, мы все сейчас зависимы от денег, потому что деньги сегодня — это эквивалент взаимоотно?ений между людьми. Но нужно все-таки стараться быть менее к ним приращенными, стараться, чтобы деньги не влияли на нас и не довлели над нами.

– У нас есть звонок из Красноярска.

– Я работаю врачом на «скорой помощи», и бывает зачастую, что люди нас благодарят, иногда и незаслуженно – приехали, помогли человеку даже и не медикаментозно, просто добрым словом, а они суют денежное вознаграждение в карман, приходится брать. Не считается ли это грехом? Мы ведь бюджетную зарплату получаем.

– Когда вы едете к больному, вы делаете свое дело ответственно и честно. ? если люди вас благодарят, то это похвала вам, и вы не должны отказываться от этого. Священникам, которые отказывались от пожертвований, святой праведный ?оанн Крон?тадтский (в частности, протоиерею Сергию Булгакову) говорил, что нельзя отказываться: это ведет к духовной гордости. Если вас благодарят, вы должны принимать. Но совер?айте свой труд не просто ради денег, а ради того, чтобы действительно помочь человеку и словом, и делом. В этом суть врача. Но сегодня таких врачей уже остается мало: если ты при?ел и ничего не положил на стол, тебя даже слу?ать никто не будет. Так что дай Бог, чтобы таких людей, как вы, было боль?е, чтобы все врачи были такими. Потому что в самом благодарении ничего греховного нет, наоборот, это благодать, которую изливают люди. Дают деньги, потому что человек сам знает, как их употребить, ведь у него есть семья, дети. ? это все правильно, и греха в этом никакого нет.

– Вот мы подо?ли к одному из самых главных вопросов: как бороться с грехом сребролюбия?

– Бороться нужно противоположной ему добродетелью, то есть милосердием, щедростью, великоду?ием, стараться не жадничать. Как говорит Господь, каждому просящему у тебя дай. Всякому. Попросили, у тебя есть что-то пожертвовать, – дай. Потому что если буде?ь думать, куда он потратит, сколько он пропьет, сколько прокурит, сколько прокутит, то ты буде?ь воспитывать в себе сребролюбие и презрение к этому человеку. А да?ь – сохрани?ь ду?у и не позволи?ь змею сребролюбия укорениться в ней.
***

Текст составлен по материалам беседы о страсти сребролюбия.

Если Вы заметили о?ибку в тексте — пожалуйста, напи?ите нам об этом на электронную почту – bogovidec@yandex.ru

Открыть текстовый документ беседы о сребролюбии

Добавить комментарий