Беседы с батюшкой: о страсти сребролюбия

Священник Максим Каскун: «Спроси у зеркала своей совести: скуп ли ты?»
__

– В студии программы «Беседы с батюшкой» – настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери в селе Выпуково священник Максим Каскун и журналист Александр Сергиенко.

Сребролюбие – страсть противоестественная

– Сегодня мы поговорим об одном из смертных грехов, о сребролюбии.

– Сребролюбие, по учению святых отцов, идет третьим в числе смертных грехов – после чревоугодия и блудодеяния. Смертный грех, согласно Ветхому Завету, – тот, за который человека наказывали смертной казнью: либо побивали камнями, либо сжигали, либо убивали каким-то другим способом. С пришествием благодати нашего Господа Иисуса Христа эти меры были упразднены. Под смертным грехом в Святой Церкви подразумеваются грехи, которые, по учению святителя Игнатия (Брянчанинова), убивают душу человека. И бесы просят у Бога смерти этому человеку за то, что он совершил смертный грех: они сами были свергнуты с небес, духовно убиты, и поэтому, когда люди согрешают такими же тяжкими грехами, то бесы у Бога требуют, чтобы Господь наказал нас с вами тоже смертью за эти согрешения.

Господь проявил милость и благодать в страданиях праведника Иова, которого оклеветал сатана, сказавший, что этот человек живет и угождает Богу только потому, что Бог благословил его материальным благосостоянием. Господь сказал сатане: «Ты можешь сделать над ним все, что ты хочешь, только душу его сбереги, не убей его». И Иов претерпел очень много страданий и скорбей, но все выдержал, остался верен Богу. И поэтому сегодня, когда демоны клевещут на нас, Господь напоминает и демонам о многострадальном Иове, который своими многими страданиями доказал, что Бога люди могут любить не только за свое благосостояние, но действительно искренне и чистым сердцем. И только Страшный Суд может показать, насколько человек был виновен в грехе. И преждевременные просьбы бесов, чтобы человек был убит, Богом не принимаются. Если же человек не исправляется, то попадает в руки наших врагов.

– А как грех сребролюбия зарождается в человеке?

– Страсть сребролюбия не естественна в человеке – чревоугодие, гнев, ярость, блуд основаны на наших инстинктах, на тех безукоризненных страстях, которые были у человека в раю: человек должен был питаться, плодиться и размножаться в раю, и лишь потом в результате грехопадения это стало страстью греховною.

Сребролюбие – страсть противоестественная. Любви к деньгам не было в раю. Появилась она потому, что человек начал уклоняться от Бога и заключать весь смысл своей жизни в земном бытии и материальных благах. Человек прилепился душою к деньгам, к богатству, полюбил их, стал полностью жизнь свою строить в зависимости от их наличия и количества. И если человек вовремя не опомнится, то эту страсть, как говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, будет трудно победить. Противоестественные страсти, если они пресекаются на самом корню, очень легко побеждаются, но если они нами пренебрегаются, то победить их весьма трудно – даже труднее, чем естественные страсти.

– Если на первом этапе не удалось победить эту страсть, что происходит дальше?

– Деньги становятся тем рычагом движения, который стимулирует человеческие отношения. Обращаешься за помощью к людям, но тебе дают лишь платный совет. Это неестественные отношения, потому что принимать помощь от людей – это нормально, и сказать «спасибо» за помощь – тоже нормально, а если мы сегодня просто говорим «спасибо», нас обвиняют в хитрости и нежелании платить.

– Батюшка, звонок из Липецка.

– Вы сказали, что бесы просят Господа, чтобы Он наказал человека, но профессор Осипов утверждает, что не Господь наказывает людей, а люди сами себя наказывают смертными грехами.

– Алексей Ильич Осипов прав в том, что грех – это рана самому себе. Безусловно, человек коверкает свою природу, но это не дает повода бесам отступаться от него. Он себя ранил? Они добьют. Бог может человека наказать, ввергнув его во власть бесовскую или забрав жизнь, – это все во власти Божией, и мы всех путей Господних не знаем. Но, безусловно, всегда существуют вина человеческая, вина бесовская и Промысел Божий о человеке.

– Следующий звонок – из Белгородской области.

– А как сребролюбие убивает человека?

– Душа перестает воспринимать духовное, и человек из верующего становится сначала религиозным, а потом, возможно, скатывается к шаманизму. Поставил свечку в церкви – все сделано. Это в духовном смысле. Но погоня за деньгами может убивать физически. Сколько преступлений совершено ради этого! Я вспомнил передачу про смерть ведущего Трахтенберга. Он очень любил деньги и в 35 лет уже имел два завода. Откуда средства? Говорил пошлости в эфире, развращал людей. Он не мог остановиться, смертный грех сковал его душу так, что он уже за пять лет до смерти говорил: «Я уже сам не могу развязать и завязать себе обувь, мне жена это делает, потому что я не в состоянии даже наклониться. И мне некогда сходить в спортзал, мне некогда заняться собой, потому что у меня постоянно встречи, банкеты, эфиры». И вот год назад он умер. Если человек вовремя не остановится, не опомнится, не раскается, то конец будет, безусловно, скорым.

Содержание Церкви благословил Бог

– Следующий звонок – из Новокузнецка.

– Если сребролюбие – грех, почему Церковь берет деньги за Таинства, продает иконы и свечи?

– Почему Церковь обязана все раздавать бесплатно? Иконы, свечи и все прочее она сама покупает за деньги, платит людям, работающим на заводах в Софрино. По-вашему, сначала все это нужно купить, а потом такому, как вы, отдать бесплатно? Господь заповедовал каждому человеку, приходящему в Церковь, отдавать десятую часть от своего дохода, чтобы Церковь содержалась от людей. Это заповедь. Исторически сложилось, что она стала исполняться тем, что человек, приходя в церковь, жертвует какую-то сумму за свечи, требы или еще за что-то, не платя десятину ежемесячно. А в тех храмах, где есть десятина (я сам из такой общины), все бесплатно – и записки, и Крещение, и все, что захочешь, потому что я десятину отдал. И обвинять Церковь в том, что она просит о пожертвованиях ради греха сребролюбия, неправильно. Содержание Церкви благословлено Богом, и каждый человек, приходящий в Церковь, должен жертвовать. Потому что жертву эту Бог хочет принять от него. А почему Бог хочет принять от него именно материальную жертву? Потому что материальная жертва как раз освобождает нас от греха сребролюбия – если вы не пробовали отдавать каждый месяц по десятой части своих доходов, попробуйте: это очень тяжело, человек начинает скорбеть. А ведь Бог даровал нам жизнь, радость, здоровье, работу, Он все нам дал, а нам жалко отдать для Него десятую часть.

Когда человек приходит в церковь, он через все эти Божественные установления как раз научается искоренению в себе греха сребролюбия. И если он видит какую-то неправду или беззаконие (людей много, и они по-разному могут поступать), он все равно не должен никого осуждать. Потому что осуждение есть тягчайший грех. Нельзя вырывать у Бога Его меч правды. Он только имеет право судить всех нас. Человек не должен думать, что Церковь на нем зарабатывает, – Церковь дает возможность вернуть Богу деньги. Потому что каждый человек обязан часть плодов рук своих приносить в храм Божий, чтобы исполнить Божию заповедь.

«Группы риска»

– Кто больше подвержен греху сребролюбия?

– Преподобный Нил Синайский вопрошает: «Как бороться со сребролюбием тому, кто осыпан деньгами»? Так что богатые находятся в группе риска в большей степени. Потому и Господь сказал: трудно богатому войти в Царствие Божие. Но невозможное людям возможно Богу. И поэтому, когда человек богатый приходит в Церковь, он, возрастая духовно, понимает, насколько может пожертвовать. Господь наш Иисус Христос сказал: продавайте имения ваши – это страшные слова. Это какой же подвиг совершали христиане, когда продавали последнее! И не только первые христиане, но и последующих веков, и даже сейчас так поступают некоторые. Но это действительно великий подвиг для избранных, хотя было сказано всем.

– Курск на связи.

– При рождении в человека вкладывается душа, он развивается, а потом совершает смертные грехи. Человек уходит, его душа остается, и выходит, что она отвечает за все его смертные грехи?

– Во-первых, душа не может отвечать за грехи человека, потому что душа не есть человек – душа часть человека. Человек – это тело и душа вместе. И наказание, и Суд будут после всеобщего воскресения, когда воскреснут и праведные, и неправедные. И, конечно же, человек в каком теле делал грехи, в том же теле будет получать и наказания за них.

Мы рождаемся, грешим, но нам Господь дает время на покаяние. И как говорит Климент Александрийский, посредством тела душа приобретает добродетель. Но мы можем посмотреть и обратную перспективу сего выражения, то, что посредством тела душа приобретает и грехи, и страсти тоже. Вместе с возрастанием души возрастают и грехи ее, то есть растут, укрепляются, матереют. И поэтому у нас с вами в этой жизни есть время, чтобы эти грехи побороть, себя содержать в таком состоянии, чтобы мы могли находиться в Царствии Божием, чтобы нам оно не было противно по нашему внутреннему состоянию. Потому что если мы осатанеем в этой жизни, то не сможем в Царствии Божием находиться – душа наша будет противиться благодати, не сможет ее выносить.

И поэтому нужно стремиться к покаянию, ведь покаяние – это есть жизнь души, молитвы, жизнь вокруг нас и внутри нас. Без покаяния ничего не происходит, поэтому стремитесь к покаянию, просите у Бога дар покаяния, и Господь всем нам поможет. И если мы будем каяться в своих прегрешениях, то не дадим нашим грехам возрасти в нас, убить нашу душу и сделать ее неспособной для жизни в Царствии Небесном.

– Следующий звонок – из Ярославской области.

– Почему грех сребролюбия по значимости стоит на третьем месте?

– Грехи по значимости ставятся не по своей силе и не по возрастанию, а именно по своему естественному развитию. Чревоугодие лежит в основе всех грехов: оно питает блуд; где есть блуд и чревоугодие, там возникает сребролюбие, потом – гнев. И поэтому сия цепочка складывается не просто по значимости, по силе какого-то известного греха, она святыми отцами выстроена лишь только по тому, как эти грехи между собой взаимосвязаны. Объелся, потом возникли блудные помыслы, сребролюбие, гнев, уныние, печаль и другие грехи: тщеславие и гордость.

– Батюшка, Вы сказали, что богатые находятся в группе риска, а могут ли нищие быть сребролюбивыми?

– Могут, да еще как, потому что сребролюбие – такая страсть, что не надо даже денег иметь, а любить денежку можно всегда. Поэтому человек может быть сребролюбивым даже когда он находится в бедности, когда у него денег нет. Это происходит еще и потому, что когда человек впроголодь живет, он не знает, что можно пожертвовать много и это к тебе потом вернется. Человек богатый может отдать миллион, и ничего при этом он не потеряет – у него много таких миллионов за спиной, и он на них опирается. А нищий человек не может отдать свои последние пятьсот рублей, чтобы раскрыть свою душу. И душа находится в таком греховном состоянии: в жадности, в скупости. И мы знаем очень много примеров из жизни, что как раз бедняки были очень большими завистниками, шли на тяжелые преступления, чтобы разбогатеть, потому что демон сребролюбия как раз опутал их. Но к нищему, если он не скован такими естественными вещами, о которых я сейчас сказал, бесу, конечно, тяжелее подступить, потому что, как правило, человек, который живет в простоте и нищете, доволен тем, что у него есть.

Деньги не должны быть целью жизни

– Город Кропоткин на связи.

– Скажите, пожалуйста, является ли грехом сребролюбия то, что я, обращаясь в молитве к Господу Богу, прошу Его о помощи в бизнесе, чтобы я могла своим сотрудницам платить достойную зарплату для приобретения ими хлеба насущного и воспитания детей?

– Нет, такая молитва не грех – у всяких денег должно быть назначение. Деньги бывают лишними, бывают свободными, бывают, что называется, лихими, но деньги, которые употребляются по назначению, это деньги честные. Если ты хочешь заработать для семьи или чтобы людям заплатить, дело развить, здесь нет ничего греховного, лишь бы это не было целью вашей личной жизни, – работа и бизнес должны всегда быть в служении Богу, в служении самому человеку. Работа не должна порабощать вас. Это особенно касается трудоголиков. Такие люди полностью отдают себя работе, с утра до вечера пашут, не видят ни Бога, ни жены, ни своей души, ничего вокруг себя. Так что когда вы просите у Бога помощи, вы должны понимать всю ответственность вашего прошения. Господь поможет вам, но вы должны не соблазниться, деньги потратить туда, на что просили, а преумноженное вложить в дело и благотворить нуждающимся.

– Следующий звонок – из Подольска.

– Мы знаем притчу, что верблюд, прежде чем войти в «игольное ушко», должен преклонить колени. Но прежде чем войти в эти ворота, с верблюда должна быть снята вся поклажа. То есть богатый может, конечно, войти в Царствие Небесное, отдав на его пороге все, что имеет. Но вот та женщина, о которой говорится в Евангелии, хоть и немного, но последнее отдала, и Господь выше оценил это, чем действия фарисеев, которые большие подати приносили в храм. А второй вопрос: откуда вообще понятие смертного греха? В Священном Писании нет такого понятия.

– Мы уже говорили, что человеку нищему, если он приносит две лепты, гораздо тяжелее это сделать, потому что у него за спиной ничего не остается. А человек, который жертвует много, надеется на свои оставшиеся деньги. И, конечно, Господь выше ставит подвиг того человека, который отдает последнее. Это на самом деле так.

По поводу второго вопроса. Вы говорите, что понятия смертного греха нет в Священном Писании, но вы ошибаетесь. Во-первых, Ветхий Завет говорит об этом и очень четко и конкретно прописывает, какой смертью за какой грех наказывать. А в Новом Завете апостол Иоанн Богослов говорит, что есть грех к смерти, а есть грех не к смерти, – есть грехи смертные и не смертные: есть грехи, которые ведут к духовной смерти человека, а есть грехи, которые не ведут к этой смерти. Будьте внимательны, когда читаете Священное Писание, его читать нужно молитвенно. Помните, что полная чаша никогда не сможет наполниться, – к Писанию нужно подходить опустошенным, чтобы принять полноту благодати.

– Идея коммерции заключается в постоянном увеличении прибыли, а сама эта идея не греховна?

– Трудно сказать сегодня конкретно, что грех, а что нет, потому что мы знаем многих святых, имевших большие богатства и удостоившихся Царствия Небесного, причем перед вратами Царствия Небесного этих богатств не оставивших. Потому что никто вообще ничего с собой не забирает, но, тем не менее, те люди перед смертью не раздавали своих имений, они оставляли их своим родственникам, можно сказать, оставляли их при себе, и при этом наследовали Царствие Божие. Святой Константин, мать его Елена, другие цари, императоры не отдавали своего богатства, но это не мешало их святости. Другой вопрос, когда человек подходит к приумножению богатства с корыстолюбием, чтобы обогатиться и получить власть благодаря этим деньгам. Это другое дело.

Есть еще третий момент, когда человек, допустим, учреждает свое определенное дело и пытается в нем преуспеть, то есть добиться результатов в жизни. И все будет зависеть от самого человека, от того, как он будет себя вести. Я знаю немало таких людей, кто добивался хороших результатов и вообще не помогал никому, даже родственникам. Закончили эти люди плохо. Знаю других, которые многого добивались и всем помогали вокруг себя. И люди были неблагодарны после этого, считали, что им мало давали.

В общем, все, что связано с деньгами, всегда окутано тайной, человеческими страстями, завистью, и очень тяжело определить, где истина, а где ложь. Самое главное, чтобы человек просто не привязывался к этому. Допустим, я хотел стать священником, а мой друг хотел стать бизнесменом, чтобы чего-то достичь в жизни. Он достиг, он имеет много денег, как и хотел; если ему этого не дать, его душа задохнется… И куда его можно отправить работать, если человек хочет заниматься своим собственным делом и чего-то достичь в жизни? Ну, пусть попробует, греха-то в этом нет. Грех у тех, кто привязывается к богатству. В Евангелии от Луки не случайно есть такая мысль, что именно тем, кто надеется только на свое богатство, тяжело войти в Царствие Божие. Именно надеющимся. И поэтому не надо привязываться к богатству, хотя это и тяжело, когда ты обогащаешься каждый день. И поэтому каждый человек, имея совесть, должен для себя определять меру: когда ему и где останавливаться в приобретении всех этих материальных благ.

– Красногорск на связи.

– Я думаю, что не является смертным грехом то, что у меня небольшая сумма денег лежит в банке, но как к этому относиться с точки зрения православного человека, – это нормально или все-таки греховно?

– Само накопление определенной суммы денег оправдано, если оно имеет свою цель и значение. Деньги просто так не должны лежать, они должны быть потрачены или вложены в дело, либо розданы нищим. Если у вас лежит сумма, например, на похороны, это одно дело, а если у вас просто деньги копятся, да на них еще начисляются проценты, это неправильно. Деньги должны, что называется, работать, они должны пойти в дело, они не должны просто так лежать. Это если рассудить просто по-человечески. А Господь говорит: не собирайте сокровища на земле, то есть не копите – старайтесь все вкладывать в Царствие Божие. Допустим, у подвижников и у отцов так было: если какой-то монах умирал и у него потом под постелью находили золото или другие ценные вещи, их погребали вместе с этим монахом – этим золотом гнушались. Поэтому, если у вас есть какие-то накопления, вы должны определиться, зачем вам нужны эти деньги? В них обязательно должен быть заложен духовный смысл. А если этой цели нет, то вы должны найти цель, чтобы их употребить, нельзя, чтобы деньги просто так лежали и накапливались, потому что само накопление ничего не дает человеку, а если вы копите, то нужно копить для чего-то – например, на семейные нужды, на решение жилищных вопросов, то есть только в этом случае человеку можно копить деньги, чтобы потом что-то приобретать.

– Следующий звонок нам поступил из Ставропольского края.

– Отец Максим, Вы сказали, что есть Божие наказание, а я трактую Божие наказание по профессору Осипову, как указание Божие. Бог есть любовь, и Он не может человека наказать до смерти, но Он может попустить ему какой-то грех, чтобы посмотреть, как человек будет на него реагировать. Есть указание Божие: не ходи туда, не делай этого, потому что это грех. Вот так я понимаю.

– То, что вы сказали, это половина медали. Действительно Бог указывает, Он промышляет о каждом из нас, и Божие наказание есть указание в Царствие Небесное. Потому что Господь подсказывает нам и через наказание вразумляет нас. Но есть и другая сторона медали, когда Господь действительно смертью наказывает человека, лишает его жизни. Каким образом? Просто отступает от этого человека, и все. И человек либо спивается, либо его машина сбивает, или происходит еще что-то… Есть люди, которые несмотря на все указания Божии, прут против рожна. Слышат голос Божий, голос совести – все равно прут. Им это уже не полезно, и Господь их останавливает. Останавливает жестко, категорично, чтобы спасти их души, чтобы они не впали в более тяжкие согрешения. Это тоже бывает, но после того, как человек становится уже глухим к указаниям Божиим.

С радостью принимаем – со скорбью отдаем

– А каковы признаки сребролюбия?

– Пусть каждый человек, встав перед зеркалом своей совести, спросит: жадный, скупой он или нет. У святых отцов есть даже такая поговорка замечательная: с радостью принимаем, со скорбью отдаем. Неважно, богат человек или беден, здесь нет никакой разницы. Конечно, мы все сейчас зависимы от денег, потому что деньги сегодня — это эквивалент взаимоотношений между людьми. Но нужно все-таки стараться быть менее к ним приращенными, стараться, чтобы деньги не влияли на нас и не довлели над нами.

– У нас есть звонок из Красноярска.

– Я работаю врачом на «скорой помощи», и бывает зачастую, что люди нас благодарят, иногда и незаслуженно – приехали, помогли человеку даже и не медикаментозно, просто добрым словом, а они суют денежное вознаграждение в карман, приходится брать. Не считается ли это грехом? Мы ведь бюджетную зарплату получаем.

– Когда вы едете к больному, вы делаете свое дело ответственно и честно. И если люди вас благодарят, то это похвала вам, и вы не должны отказываться от этого. Священникам, которые отказывались от пожертвований, святой праведный Иоанн Кронштадтский (в частности, протоиерею Сергию Булгакову) говорил, что нельзя отказываться: это ведет к духовной гордости. Если вас благодарят, вы должны принимать. Но совершайте свой труд не просто ради денег, а ради того, чтобы действительно помочь человеку и словом, и делом. В этом суть врача. Но сегодня таких врачей уже остается мало: если ты пришел и ничего не положил на стол, тебя даже слушать никто не будет. Так что дай Бог, чтобы таких людей, как вы, было больше, чтобы все врачи были такими. Потому что в самом благодарении ничего греховного нет, наоборот, это благодать, которую изливают люди. Дают деньги, потому что человек сам знает, как их употребить, ведь у него есть семья, дети. И это все правильно, и греха в этом никакого нет.

– Вот мы подошли к одному из самых главных вопросов: как бороться с грехом сребролюбия?

– Бороться нужно противоположной ему добродетелью, то есть милосердием, щедростью, великодушием, стараться не жадничать. Как говорит Господь, каждому просящему у тебя дай. Всякому. Попросили, у тебя есть что-то пожертвовать, – дай. Потому что если будешь думать, куда он потратит, сколько он пропьет, сколько прокурит, сколько прокутит, то ты будешь воспитывать в себе сребролюбие и презрение к этому человеку. А дашь – сохранишь душу и не позволишь змею сребролюбия укорениться в ней.
***

Текст составлен по материалам беседы о страсти сребролюбия.

Если Вы заметили ошибку в тексте — пожалуйста, напишите нам об этом на электронную почту – bogovidec@yandex.ru

Открыть текстовый документ беседы о сребролюбии

Добавить комментарий