Беседа о страсти сребролюбия. Священник Максим Каскун

Продолжаем занятия библейского кружка. Сегодня у нас с вами тема, которая называется «Сребролюбие» — тема интересная, тема, затрагивающая всех христиан, потому что мы всегда связаны с деньгами, с их употреблением, с их накоплением. Сребролюбие – это одна из восьми главных страстей, одна из основополагающих страстей, на базе которой зиждутся не только другие страсти, грехи, пороки, но и многие тяжкие, великие преступления.

Однажды три брата ?ли по пустыне, и на?ли клад. ? сребролюбие вместе с завистью настолько их обуяло, что они ре?или, каждый втайне, завладеть этим богатством. Когда они приблизились к городу, то один из них сказал: «Я сейчас пойду, сбегаю за пищей, а вы меня подождите здесь». Когда он по?ел за пищей, они ре?или: он вернется, и мы его убьем и золото поделим между собою. А тот, который убежал в город, купил там пищи, купил яду, напичкал эту пищу ядом и при?ел к ним. Когда они встретились, те двое убили этого человека, чтобы завладеть богатством на двоих. Потом отведали этой пищи и умерли от неё сами, а богатство не досталось никому. Это одна из известных притч, которая рассказывает нам о том, что как бы человек не стремился приобрести богатство и каким путем – в любом случае это богатство останется другим. ? бывает даже таким курьезным образом, как рассказывается в этой притче – они, вместо того, чтобы по-братски поделить клад, предались страсти сребролюбия, совер?или гнусное преступление и сами же погибли от этих преступлений.

Также в Евангелии богатый юно?а подо?ел к Спасителю и сказал Ему: «Господи, я хочу идти за Тобой, хочу быть совер?енным», — и Господь говорит: «Если хоче?ь быть совер?енным – продай имение твое, раздай нищим и приходи и следуй за Мною, и буде?ь совер?енным». ? юно?а весьма опечалился, потому, что был очень богат, говорит Священное Писание. ? поэтому Господь сказал, что богатому трудно войти в Царствие Божие.

Прежде, чем говорить о сребролюбии как таковом, я хочу, чтобы мы разобрали само слово «богатство», поговорили немного о богатстве. «Сребролюбие» — это славянское слово, которое переводится как любовь к серебру, любовь к золоту, любовь и пристрастие к деньгам. Святые Отцы это понятие очень сильно рас?иряют до того, что сребролюбивый человек любит роско?ь, дорогую одежду, умножает дома, наряды и проч. ? даже говорят, что если ты просто мысленно к чему-то земному привязан – это уже есть сребролюбие. Первая глава книги преподобного аввы Дорофея «Ду?еполезные поучения» начинается с отречения от мира. Там он рассказывает о том, как монах приходит в монастырь, оставив многие богатства, но берет с собой всего ли?ь какой-то ножичек с красивой ручкой, который ему очень понравился, который ему очень удобен в руках, и, можно сказать, «уте?ает». Авва Дорофей говорит: «Ты через этот нож остае?ься до сих пор в мире». У монахов это было очень категорично, и мы ещё раз к этому вопросу вернемся.

Мне тоже вспоминается случай про ножик. Когда мы учились в семинарии, у моего друга был как раз такого же плана ножичек, он очень ему нравился. ? однажды он по?ел за ягодами и его потерял. Это все ничего, всякое бывает. Он долго скорбел об этом, что потерял этот ножик, и, в конце концов, он взмолился Богу и поехал в лес его искать. ? представляете – на?ел! Вот настолько этот ножичек был ему дорог. Реально на?ел в лесу, представляете, ходил там, и, причем он был воткнут лезвием по самую ручку, и был под лопухом. Я, говорит, просто стоял на этом месте и молился, чтобы Господь вернул мне мой ножичек, и на?ел его. Авва Дорофей не благословил бы на такую молитву.

Второе понимание сребролюбия – это желание преумножать богатство. Человек недугующий всегда хочет приумножить. ? третье – стремление быть богатым, и богатство ставится как цель жизни. Это первые признаки того, что человек внутри болен сребролюбием.

А сейчас о богатстве. Богатство появилось от усиленного труда, или же, когда человек не захотел трудиться – от преступления. Т.е. богатство приходит человеку от того, что он трудится, или оттого, что он встает на путь преступления и присваивает чужие плоды трудов, приумножает их преступным путем. Помните, у нас в России во время революции были «кулаки». До революции людей так звали, только недавно это стало общественным настроением – почему их так звали – этих людей звали так не потому, что они были жадные, как в советское время, которые в своем кулаке зажимали хлеб для нищих, для партий, — совсем не поэтому. Эти были люди, у которых руки не разгибались от труда, и поэтому они спали на своих руках – на кулаке. Они очень много трудились, и это как раз были те люди, которые фактически создали российскую сельскую хозяйственность, и она реально содержала пол Европы, Россия не знала голода. Это как раз есть люди, которые трудятся. А есть те, кто плоды этих трудов забирает, присваивают себе и живут преступным путем.

Богатство как дар Божий за добродетель, умение, воздержание, трудолюбие – дается человеку Богом. В книге притчей много об этом говорится, что богатство приходит к праведнику вместе с Божиим благословением. Под богатством здесь, конечно, не разумеются неисчислимые богатства, золотые горы, а, скорее всего, под таким богатством разумеется, так сказать, очень объемный достаток, когда человек имеет в достатке боль?е, чем ему потребуется, и служит этим добром людям. Потому что праведнику Господь дает для того, чтобы он этим добром распорядился во славу Божию. Также боль?ой пример и очень замечательный, что царь Соломон для служения Богу и народу получил богатство от Бога. Помните, каким образом – молитва Соломона в книге Царств, когда он просил: «Господи, народ Твой, над которым Ты меня поставил – многочислен, и управлять им очень тяжело. Поэтому дай мне мудрость для того, чтобы я управлял им». ? Господь сказал ему: «За то, что ты не просил себе ни славы, ни богатства, но просил себе мудрости для того, чтобы управлять народом Моим, я даю тебе мудрость — и до тебя не было мудрее тебя, и после тебя мудрее тебя никого не будет. ? богатство, и славу Я даю тебе даром». ?, действительно, Соломон до сих пор является символом мудрости, славы и богатства. Те богатства, которые он имел в том эквиваленте, многие ученые подсчитывали, что, например, золотой запас Соломона составлял несколько золотых запасов нацистской империи. Для маленького ?зраиля это были колоссальные деньжищи, что приводило к тому, что медь, серебро просто пинали по городу, и никто особо не нагибался и не подбирал, потому, что было очень всего много. Это ему дал Господь как благословение за то, что он просил мудрости.

Но богатство, полученное неправедным путем – это не есть дар Божий, от Бога оно не дается и оно несет в себе боль?ую опасность. Человек, который получил богатство неправедным путем, не имеет благословения Божия, не имеет дара Божия в этом и подвергает себя боль?ой опасности, потому, что через это богатство он получает множество иску?ений, и Господь ему в этом не помогает.

?, исходя из вы?есказанного, как говорит преподобный ?оанн Кассиан, богатство, как делили древние философы некоторые вещи — полезные, вредные и средние, которые могут относиться к любому – богатство относится к вещам средним, т.е. к тем, которые человек может употреблять как на добро, так и на зло. Это его, можно сказать, теоретическая установка. Но практически человеку, который имеет богатство, очень трудно войти в Царствие Божие, потому, что оно его не только соблазняет, но и применяет к себе, притягивает, и человек полностью «погружается» в это богатство. Т.е. обладая богатством, человек имеет боль?ую трудность для того, чтобы от этого богатства освободиться и быть его господином.

Стремление к богатству в Церкви и вообще от Господа не поощряется. Потому что стремиться к богатству есть неправедная цель. Быть богатым – это не главное в жизни. В жизни нужно быть праведным человеком, исполнять волю Божию, заповеди Его – это есть главное. ? поэтому тех, кто стремится к богатству, Господь не благословляет. Но Господь благословляет трудящихся, благословляет их богатством. Т.е. ты посредством труда може?ь заработать. Но относиться к этому надо так, что ты работае?ь – а остальное уже как Бог даст. Не нужно стремиться к тому, чтобы быть богатым. Надо просто работать. Если Господь дает нормальную зарплату – у некоторых людей, я знаю, есть зарплата по миллиону, по два в месяц, есть такие люди, которые специалисты, которых нанимают даже в иностранные фирмы, чтобы они у них работали и получали боль?ие деньги. Просто эти услуги в мире бизнеса так оцениваются, мень?е они там не стоят. Но это не значит, что надо, чтоб человек стремился к этому. ? когда у человека возникает такой вопрос – быть ли богатым или просто работать – он, конечно же, должен сказать: я должен, прежде всего, найти себя в этой жизни, найти свое место в череде вещей, найти тот талант, которым я могу послужить Богу, людям. ? уже когда я буду честно работать, развиваться, – если Господь даст — слава Богу. Нет – тоже, слава Богу, потому что не всем быть богатыми в этой жизни. Господь говорит: трудись, трудящийся достоин пропитания, достоин благословения Божиего. ? сколько тебе потребно, Господь, если кого выберет – тому и даст. Сколько у нас в стране умных людей – масса, но не все из них получают престижные работы, высокие зарплаты. Потому что Господь кому-то дает, кого-то придерживает, кого-то уберегает от этого, потому что это принесет, может быть, боль?ой вред ему в жизни. Помните, как сказано у Екклесиаста, что не сильным дается победа в беге, но место и случай каждому от Господа приготовлен; не только ловкие в жизни получают многое, но очень многое зависит, конечно же, и от Бога.

Сребролюбие – это страсть, одна из восьми главных страстей. Она, как правило, ставится Святыми отцами после страсти блуда. Первая страсть – чревоугодие, потом – блудная страсть, а затем – страсть сребролюбия. Также Святые Отцы наделяют эту страсть тем, что она – страсть неестественная. Помните, мы с вами много говорили о страстях естественных, так вот, есть у нас ещё противоестественные страсти, и сребролюбие – одна из них. Человек, когда рождается, он не имеет любви к деньгам, к богатству, к обогащению. Он все это может приобрести в жизни, а может и не приобрести. ? очень интересно говорит ?оанн Кассиан Римлянин, — когда ты начинае?ь трудиться, если в начале находи?ь себя больным этой страстью, то исцелить эту страсть легко. Потому что она противоестественная, она не имеет корней в на?ей природе. Например, если говорить о чревообъядении – его трудно исцелить, потому, что мы привыкли есть, нам нужно есть. Нас ещё сначала нужно вразумить, что нам надо мало есть, поку?ать не много. Сначала нужно, конечно, мень?е есть, потом – воздерживаться. Эта страсть укоренена в на?ей природе, так же — блуд, так же — гордость. Страсть сребролюбия не такова. Поэтому Святые Отцы говорят, что если человек только в начале болен этой страстью, то исцелить её легко. Но если ты ей подвергся полностью и поддался ей, и она против твоего естества прижилась в тебе, то она становится неисцельной, очень трудно поддается исцелению по причине своей противоестественности. Потому что естественные страсти исцеляются легче, чем противоестественные, которые насильно нами прикормлены и взращены у себя.

?мена и проявления страсти сребролюбия таковы:

  1. Сребролюбие — любовь  к деньгам.
  2. Любостяжание – страсть к приобретению, любовь к стяжанию. Когда человек думает и мыслит, как бы приумножить свои богатства, стяжать что-то, чтобы у него всего было боль?е, много всего.
  3. Корыстолюбие – это ожив?ая, «воскрес?ая» сегодня страсть, очень современная. Т.е. – ничего бесплатно, всё только «да?ь на да?ь». Корыстолюбие – это основа коррупции государства. Корыстолюбие настолько людей помрачает, что, когда многодетная семья идет получать кусок земли, который ей положен по закону, они говорят: «Мы землю не даем». «Мы поддерживаем молодые семьи, но землю не даем. Потому что вы мне ничего не даете…, поэтому мы вам ничего не даем». Корыстолюбие настолько въелось сегодня, что за 90-е годы и за 2000-е, и сейчас, в принципе, нас государство по своим телеканалам продолжает воспитывать в корыстолюбивом духе, в духе сребролюбия, что сегодня реально очень трудно что-то сделать бесплатно. ? человеку, который получает от кого-то услугу бесплатно, ему даже стыдно как-то не заплатить. Рань?е все свободно пользовались – ты мне помог, я тебе помог – это было естественно, а теперь у нас получили, что «надо за все платить», а иногда — боль?ие деньги…
  4. Любовь к миру и его вещам. Такая страсть может проявляться в моде, в коллекционировании, когда люди собирают какие-то вещи – искусство и проч. Так, один коллекционер подарил батю?ке (вернул в храм) дарохранительницу, которую он купил за 3 миллиона просто для того, чтоб она у него стояла. 3 миллиона дарохранительница – да, там серебро, позолота, она дореволюционная, старинная, всё прекрасно… Купил за 3 миллиона, потом совесть его немножко «загрызла» и он отдал её в храм, потому что батю?ка сказал, что к ней могут прикасаться только священники или ангелы, остальным всем руки отрубают. Он так подумал – и всё, ре?ил вернуть. Не знаю, насколько это верно, но такой случай есть.
  5. Скупость и жадность. Сребролюбие, конечно, человека приводит к тому, что он становится скупым, жадным, обозрительным, и, как сказано у Святых Отцов, что не только врагов не любит, но начинает ненавидеть и близких. Вы встречались в жизни с человеком скупым и жадным – он даже своим близким ничего не дает, жадничает, чтобы они себе чего-то купили или ещё что-то.

Как приобретается страсть сребролюбия:

  1. Нерадение и плотское мудрование. Т.е. когда человек духовно нерадит, не следит за собою, по-плотскому думает, думает по законам мира сего. Это значит, что весь мир говорит, что надо приобретать деньги – и он вместе с ними, что надо одеваться модно – и он вместе с ними. Т.е. всё делает по законам мира сего. Всё это можно назвать вещизмом. ? сюда же можно внести такой аспект, как малоду?ие. Святые Отцы говорят, что малоду?ие в вере, малоду?ие в духовности как раз приводит человека к сребролюбию, потому что он не может сразу от себя оттолкнуть эти поползновения греха, которые к нему приходят.
  2. Страсть к человеку подкрадывается издалека. Сначала – под видом пользы. Как говорит преподобный ?оанн Лествичник, что сначала деньги собираются для бедных, а потом, когда деньги собраны, бедные презираются. Сначала человек бедными прикрывается, а потом он про бедных реально забывает. Под таким видом благотворения, необходимости помогать всё это происходит. Сегодня очень часто так благотворительные фонды открываются для того, чтобы самим содержаться под видом собрания пожертвований и проч. Хотел бы привести очень интересный пример того, как сребролюбие захватывает людей. Когда общае?ься с некоторыми молодыми людьми, спра?ивае?ь – а почему не жени?ься, — молодой, здоровый, крепкий – чего не жени?ься? Есть многие люди, которые не могут, не получается. А есть такие, которые говорят: «А вот я сейчас не хочу. Я сначала заработаю, потом куплю ма?ину, потом — квартиру, а потом женюсь». Так вот, таким сребролюбцам Господь вообще ничего может не дать в жизни. Потому что само зарабатывание денег – оно не может быть просто так. Деньги нельзя зарабатывать просто так. ?х нужно зарабатывать для чего-то, для кого-то. Допустим, ты женился – всё, Господь, если ты хоче?ь работать, Он даст тебе работу, даст тебе заработать, не даст погибнуть твоей семье. Как у нас принято говорить – «Господь прилагает к факту». Если такого факта нет – ну, тогда извини, тогда буде?ь сидеть без работы. ?, как правило, смотри?ь на этих людей — многие из них даже и не состоялись ни в чем.

Ещё один пример – люди спра?ивают: «А ещё родить хотите?», — ответ: «Нет… ?х же надо кормить, одевать, обувать, да потом ещё образование дать и прочее, и прочее…» Это тоже есть вид сребролюбия, которым люди прикрываются для того, чтобы оправдать себя. Детей, которых ты рожае?ь – да, тебе их кормить, безусловно. Но ты не забывай, что дети, которых ты родил – это Божии дети, прежде всего. Они твои только по плоти, а по духу они Божии. ? каждый будет жизнь свою строить с Богом. Каждый, когда вырастет, будет жить отдельно. Конечно, если ты буде?ь стараться – конечно, будет боль?е пользы. Но Господь будет питать их, и греть, и заботиться. ? сегодня, если мы говорим об образовании – да, хотелось бы каждому ребенку в боль?ой семье дать образование. Но когда боль?ая семья, ты понимае?ь, что не всем в принципе надо выс?ее образование. Кому-то, может быть, достаточно музыкального, кому-то — профессионального, кому-то — технического. Ведь не всем же нужно быть в жизни учеными или ещё кем-то… Не всем нужно быть менеджерами. Ведь рань?е мы проще к этому подходили. ? сегодня в жизни так: они отучатся, с выс?им образованием, а потом работают на кассе, кондукторами или ещё кем-то. В итоге – пять лет жизни потрачены зря в этих институтах-университетах, и человек потом реально разрывается, жлобит, потому что он отрывает билеты и всё время всем дает понять, что «я вообще-то с выс?им образованием, а я тут кассиром работаю». Это реальные проблемы внутри у этих людей, и о них-то мы не думаем. ? ситуация такая, что, когда сребролюбие в нас есть, тогда мы начинаем защищаться и прикрывать многие свои вещи. Ты сначала роди детей – и Господь тебе поможет. Не видел ещё ни одну многодетную семью, где, если отец работает (за исключением, может быть, тех, кто погорел или т.п.), чтобы люди как-то реально сильно бедствовали. Бездетных, намного хуже живущих, гораздо боль?е, чем многодетных, так живущих. Потому что благословение Божие – оно, безусловно, есть.

  1. Также святитель Феофан Затворник говорит о том, что неоднократный успех располагает человека опираться на богатство и вполне потом возуповать на него. Сначала богатство дает человеку в одном преуспеть, потом — в другом, туда занес, сюда занес, этому помог, там что-то купил. ? ты начинае?ь понимать, что деньги дают человеку боль?ую свободу, развязывают руки. ?, в конце концов, когда люди приобретают себе много богатства, им кажется, что они за деньги купят всё. Мы разбирали такой случай: у одного молодого человека умерла деву?ка от рака. Столько денег он издержал на врачей, на всё… ? когда он её похоронил, он сказал: «Да, теперь я понимаю, что деньги могут не всё». Т.е. насколько человек был защищен броней плотского мудрования, сребролюбия, что до этого, может, к Богу даже не обратился ни разу, а уповал только на деньги. ? когда у него умерла любимая деву?ка, тогда он просто подумал, что деньги могут не всё. ? на этом весь его философский путь закончился, т.е. даль?е он не двинулся, может быть даже – это очень стра?но. Это как раз то, о чем говорит святитель Феофан Затворник – неоднократный успех «помогает» человеку полностью подпасть под власть этой страсти.
  2. Также эта страсть приобретается через накопление денег без нужды, имение ли?них денег. Есть такие противоречащие поговорки: «Деньги ли?ними не бывают», «Денег много не бывает», «От денег только дурак отказывается». Но я реально вижу, что от денег действительно можно отказаться, от ли?них денег. ? я лично в своей жизни это делал. Понятное дело, что это было непросто, но это иногда надо делать. Когда ты види?ь, что к тебе приходят ли?ние деньги, и у тебя есть, а они ещё приходят — надо отказаться, потому что ли?ние деньги провоцируют человека на необдуманные, неадекватные поступки в дальней?ем. Есть такая поговорка: «Деньги ляжку жгут». Т.е. деньги начинают изнутри «подтачивать»: сделай то, купи это, сходи туда. А у некоторых, когда к ним попадают ли?ние деньги, «кры?а» начинает ехать. Всё это действительно есть. ? кто видел, у кого родственники на почве боль?их денег спивались или ещё что-то – люди знают, что это такое. Что ли?ние деньги действительно людей сводят с ума. Поэтому денежные средства нужно приобретать именно к факту, когда нужно что-то. Допустим, ты поставил себе цель — купить жилье – пожалуйста, зарабатывай, копи, Господь благословит твое намерение. Но если у тебя всё есть, и ты ещё ре?ае?ь умножить деньги – зачем? Деньги должны всегда иметь смысл своего употребления, они должны иметь цель и назначение. Если назначения нет, они начинают возвращаться в самого человека и тиранить его внутри, наносить ему неисцельные раны. Замечательное выражение у Ефрема Сирина: «Мы приобретаем страсть через употребление работы сверх меры». Святые Отцы об этом пи?ут. В советское время мы привыкли осуждать только тех, кто не работает, тунеядцев. Примечателен тот случай, когда меня гаи?ники поймали на дороге, поймали ни за что. Может, было, незначительное нару?ение, на 500 рублей, и то я скрепя сердце написал, можно было от всего этого отписаться. Но они хотели с меня взять денег и ещё прав меня ли?ить, такое на меня стали гнать, таких ко?маров. Ну, я позвонил в ГА? России. У гаи?ника, конечно, сразу глаза стали такие испуганные, он заметался, бедный. Всё стало понятно. Ну, и потом он у меня спра?ивает: «Вы где работаете?» Я говорю: «Священнослужитель». Потом беру подписывать бумагу, смотрю, там написано: «где работает – безработный». Тунеядец, одним словом. ? я в своей жизни встречал так, что есть люди ленивые, есть люди, кто реально не способен к физическому труду, а способен к умственному труду, люди разные бывают. Но трудоголики ненавидят их всех, без разбору всех зачисляют в тунеядцы. ? боготворят само это понятие «трудоголик», благословленное коммунизмом, потому что был лозунг — «пятилетку за три года», т.е. работа сверх меры, это есть грех, это есть база для того, чтобы человек был сребролюбивым. Почему монахи об этом писали — потому что человек, который сидел у себя в келье и плел корзины сверх меры (т.е. сверх положенного), получал ли?ние деньги. Тебе нужно заработать: сплести две-три корзинки в неделю, чтобы продать их и купить себе хлеба, и тебе этого хлеба хватит. Святые Отцы так и делали – сплел сколько нужно, и всё. А когда начинае?ь делать сверх меры – получаются ли?ние деньги. Как говорят Святые Отцы – «А зачем тебе ли?ние деньги?» — «Ну, как зачем? Надо дверь починить — вдруг крокодилы заползут с Нила, вдруг лев придет, меня ночью разорвет, и прочее, и прочее…» То есть это начинаются ли?ние движения, которые человека держат в узде. Святые Отцы говорят, чем ещё вредна работа сверх меры: тем, что у человека не остается свободного времени для того, чтобы подумать о ду?е, подумать о вечном, подумать о смысле жизни. Он просто па?ет с утра до вечера, и находится в прелести, которая его удовлетворяет, он считает себя самым луч?им. Такие трудоголики ненавидят тех, кто мень?е всех работает, им кажется, что они работают луч?е всех, что они делают луч?е всех, что они делают боль?е всех. Реально питают самомнение. ? конечно, всё это потом заканчивается сребролюбием.

Как нам определить, есть ли у нас страсть сребролюбия

  1. Многозаботливость и суетность. Когда человек постоянно заботится о приумножении, суетится, какие-то у него махинации, он постоянно весь в движениях, чтобы обогатиться. «Весь такой деловой» — как его называют.
  2. Желание боль?его, луч?его, чужого. Увидел – пожелал, взял. Это как раз есть признак того, что человек болен сребролюбием – желание луч?его. Есть такая поговорка: «Луч?ее – враг хоро?его». Нам так надоедает то, что у нас есть, то, чем мы обладаем, так быстро нам опостылевает, и мы начинаем что-то другое себе искать. ?, слава Богу, если мы удерживаемся от этого. Конечно, бывает реальная нужда что-то сменить. Но, в основном, когда есть эта страсть, она приводит к тому, что человек начинает делать частую смену вещей, ма?ин, квартир, домов, всего, что угодно. Он всё меняет, кто-то работу меняет, у него идет постоянная смена вещей. Это как раз есть первый признак того, что человек не успокоен и им движет внутри скрытое сребролюбие.
  3. Также, на это делают боль?ой акцент Святые Отцы, — нечистая молитва. «Засоренность» её вещественными образами, особенно теми, о которых ты мечтае?ь: платья, туфли, сапоги, носки, ма?ины. Всё, что там есть – квартиры, дома, дачи, — всё это у тебя в голове во время молитвы – это признак того, что ты болен сребролюбием. Ты моли?ься Богу, а сам мечтае?ь, к примеру, о какой-то дачке. Т.е. приземленный характер молитвы. Конечно, о земных вещах мы иногда можем просить и где-то это, может быть, и нужно. Но все-таки когда это становится общим характером, постоянным состоянием, у человека только молитва о земных вещах – это становится признаком сребролюбия.
  4. Принятие — с радостью, расставание — с печалью. Когда человек всегда так реагирует. Как сказано в Священном Писании – подарки развращают сердце. Человек так привыкает к подаркам, что потом дарить вообще, никак не хочет, т.е. расстается с вещью с печалью, со скорбью – это есть признак сребролюбия.
  5. Очень интересное у Святых Отцов есть указание на болезнь сребролюбия – невоздержание. Плотское, в семейной жизни, блуд, невоздержание в словах, в делах, нечистота, нецеломудрие – если есть любая невоздержанность у людей, то это тоже есть скрытый признак сребролюбия. Потому что сребролюбие, когда не находит себе какого-то выхода, оно начинает наталкивать человека на невоздержание. Т.е. когда человек не борет сребролюбие внутри себя, тогда оно порождает в нем стремление к невоздержанию. Почему у нас бывает так много причин, например, когда человек не может пост в семейной жизни выдержать, и он начинает задаваться вопросом – почему? А причин этому много – где-то страсть сребролюбия давит, где-то объелся, поел чересчур много (чревоугодие), где-то сытая жизнь, где-то образы какие-то посмотрел – всё это вкупе толкает человека к невоздержанной жизни.
  6. Жадность, скупость; презрение бедных, нищих, надменное отно?ение к ним, брезгливость. Бывает, стои?ь в Лавре, жде?ь чай или кофе, подходит нищий с денежками что-нибудь себе купить, от него, сами понимаете, воняет. Так некоторые приезжие люди там скандал закатывают – «да как так, есть невозможно, выгоните их отсюда». Ну, если тебе не нравится – скромный человек луч?е сам уйдет, чем так себя вести. Понятное дело, человек тут виноват, что сам так «докатился», но в жизни разные случаи бывают у людей. Бывает, — я знал таких людей – были преуспевающие люди, а потом они стали просто бичами. Ходили, нанимались на работу… Мне отец про них рассказывал – когда он их знал, они были «крутей?ие» люди, дома строили, и луч?е них не было в городе никого. А потом они стали бомжами. Почему так – непонятно. Это бывает. Тем не менее, вину с них никто не снимает, но всё равно это презрение к бедным, на?а сытость, на?е сребролюбие как раз показывают нам, что мы сами-то больны, мы тоже больны другими грехами, которые также смердят, только в духовном смысле. ? этой вонью мы прогоняем Святого Духа (об этом ещё скажу ниже).
  7. Непрестанное попечение о приумножении богатства. Человек постоянно заботится, трудится, чтобы приумножить. Это есть признак того, что человек болен сребролюбием.

Развитие и степени страсти сребролюбия. Причины.

Маловерие. Оно происходит оттого, что мы боль?е ценим материальное, чем духовное. Нам не хватает веры для того, чтобы понять, что вечные ценности гораздо дороже, чем вещи тленные, временные. Мы реально настолько отдаем предпочтение вне?ним, временным вещам, и настолько погребаемся под ними, что нам становится невозможно прорваться в вечность. Это маловерие есть одна из причин того, что человек начинает болеть сребролюбием. Он погружается в горизонталь, а не стремится в вертикаль. Он начинает собирать сокровища на земле, а не на Небе. Хотя Господь говорит: «Собирайте сокровища на Небесах», и именно в это мы должны иметь веру. Да, очень трудно понять, что я сегодня отдал 1000 рублей, и она где-то там индексировалась как-то… Нам веры не хватает на это, но это действительно есть. ? на?е маловерие реально является основной из причин греховных страстей.

Развитие этой страсти начинается с побуждения к малому стяжанию. Крайняя степень сребролюбия – когда человек постоянно собирает богатства и уже не может остановиться. У него уже идет необратимый процесс. Помните сказку про золотую антилопу? Пока золотом не засыпало, человек не успокоился. Это как раз есть крайняя степень сребролюбия.

конец сребролюбия – идолопоклонство (служение мамоне), их бог – чрево, служение золотому тельцу. ? Святые Апостолы в Священном Писании говорят о том, что сребролюбие – это реальное идолопоклонство, это есть настоящая хула на Бога. Такой человек боль?е надеется на богатство, чем на Бога, и поэтому служит ему, умножает его. А Господь что говорит в Евангелии от Матфея? «Не можете служить двум господам – Богу и мамоне, потому что одному будете служить, а о другом будете нерадеть». Святые Отцы говорят, что, конечно, Бога мы не можем ненавидеть, — те, кто из христиан поползнутся в эту страсть, но нерадеть о Боге мы точно будем, по полной программе. Чем боль?е мы служим сребролюбию, тем боль?е мы не радеем не только о Боге, но и о ду?е, о своей семье, о воспитании, о многих духовных вещах – они полностью пропадают из на?его быта.

Ва?ему вниманию предлагаю таблицу, которую разработали на основании учения о страстях преподобного ?оанна Лествичника. О страсти сребролюбия я здесь тоже кое-что добавил. Сребролюбие порождает следующие страсти: корыстолюбие, воровство, грабежи, кражи, немилосердие, убийства, любостяжание, непослу?ание. Почему Святые Отцы говорят, что сребролюбие рождает непослу?ание в человеке, — потому что денежные средства дают ему некоторую надежду на независимость, что ты, например, не буде?ь зависеть от игумена. У тебя будут копеечки на кармане, если игумен тебя, допустим, захочет поморить голодом, — а ты ему «фигу?ку» покаже?ь, скаже?ь: «Я куплю хлеба. У меня денежка есть под матрасом». Было много случаев, когда после того, как подвижника похоронят, обнаруживали деньги под матрасом. Видно, что земля провалена (когда там что-то зарыто, земля проседает потихоньку и есть некоторое углубление), монахи открывают – а там, как правило, кисеты с деньгами. При преподобном Макарии Великом был такой случай, когда отцы принесли ему такие деньги и спросили: «Что делать с этим золотом – нищим ли отдать, храм на него построить?», он ответил: «Бросьте это в могилу вместе с этим человеком. Он его собирал – пусть он с собою его заберет». ? когда они бросили, в течение трех дней на том месте полыхал огонь от Бога, и через три дня там было всё полностью испепелено, ничего не осталось. ? все находились в великом ужасе и трепете, и рассказывали об этом случае, что человек, который не отказался от стяжания (монах дает обет нестяжания, т.е. – неприобретения), за него, конечно же, идет кара Божия.

Лихоимство, скупость, жадность, словооправдание и прекословие, неверие (неимение твердой веры в Бога), страх, боязливость за богатство. Собрать богатство нетрудно, сохранить – тяжело, постоянно человек переживает, как бы кто у него не отобрал, не опередил, как бы его не «упаковали» за ре?етку и потом не разграбили его богатство – всё же может быть. Богатство – это такое дело, оно постоянно является предметом человеческой зависти. Если ты богат – тебе всегда все завидуют. А если завидуют, зависть рождает убийства, грабежи, разбой, — поэтому ты первый в очереди на грабеж, ты провоцируе?ь преступников.

Влияние страсти сребролюбия на природу человека

Как влияет сребролюбие на тело человеческое? Любая страсть в человеке имеет очень сильное воздействие на него. Как правило, вся природа человеческая дебилеет, грубеет, становится костной, неподвижной на доброе дело, на духовное размы?ление. Человек становится костным, каменным – об этом говорят все Святые Отцы, — любая страсть делает человека в духовном смысле неподвижным.

  1. ?так, прежде всего страсть сребролюбия заставляет человека трудиться без отдыха, до истощения, истощает его (трудоголики, о которых мы говорили).
  2. Нервность, раздражение, психические расстройства. Хотел привести пример: однажды ко мне обратилась деву?ка, она работала в банке. Все зарубежные банки, конечно же, выжимают человека до предела. У неё начались такие процессы, как панические атаки. Это когда человек, например, сидит, и ему ни с того ни с сего становится стра?но. Наступает такая паника, что она готова была просто выйти в окно и слететь вниз. Настолько нападает ужас на человека. Она обращается ко мне – батю?ка, надо разобраться, что со мной, не бес ли во мне сидит. Я на неё посмотрел – какой там в тебе бес, просто надо разобраться, сходить к православному профессору, который у нас знакомый, к которому мы часто ходим. Я привел её к нему, он с ней поговорил, всё ей рассказал – что если даль?е буде?ь «трудогольничать», то сойде?ь с ума, надо отдыхать, не надо зарабатывать так много. Когда ты на работе бере?ь дополнительные смены, выходи?ь, ли?ь бы какая-то ещё копейка, ли?ь бы была какая-то «галочка» в личное дело и т.п. – ты теряе?ь свое психическое здоровье, расстраивае?ь его, растачивае?ь. ? что потом происходит – когда бывает нервный срыв, ду?а «съеживается», и от этого начинаются такие панические атаки. ? когда он с ней поговорил, она боль?е не приехала. Т.е. у неё вообще все про?ло, всё стало нормально, она исцелилась сразу, как поняла, как нужно поступать, всё у неё встало на свои места. Это как раз есть пример влияния страсти сребролюбия на тело человека – когда человек ради денег, ради зарплаты готов себя изнурять до потери пульса. Этого делать нельзя. Сам Господь Бог дал нам выходной день – воскресенье, чтобы мы могли подумать о духовных вещах, сходить в храм, помолиться. В мире не было до этого ни единого выходного дня, ни у кого, все люди всегда работали семь дней в неделю. Только Бог дал выходной день. А Святая Церковь дала ещё второй выходной день. У нас два выходных! А люди па?ут, па?ут и па?ут, чем навлекают на себя гнев Божий, потому что в работе, как и во всем, должна быть умеренность. Так нельзя, если человек не будет отдыхать, он реально сломается. Для того чтобы не сломаться, нужно прогибаться, нужно отдыхать. Бессонница, беспокойство, плохой сон, ко?мары, плохое самочувствие – это телесное воздействие страсти сребролюбия на человека.

Влияние страсти сребролюбия на ду?у:

  1. Дебелость ду?и, её нечувствие. Например, презрение к бедным тоже происходит оттого, что ду?а становится каменной, она перестает чувствовать духовные моменты, духовные вещи. Вот человек спра?ивает: «Чем отличается верующий человек от неверующего?» По какому признаку можно сразу определить? Вот, я когда стал верующим, я помню, когда я стал христианином – я проснулся с утра и сразу почувствовал, что у меня проснулась совесть вместе со мной. Все надо мной смеялись – «она что, спала у тебя?». Я говорю – да, представляете; конечно, я не делал плохих дел, но ощущения совести как внутреннего источника жизни – его не было, он спал, он дремал.  А когда ты станови?ься христианином, он просыпается. ? эта совесть действительно показывает человеку, что он – верующий. Это говорит о том, что, когда человек теряет эту совесть, он становится черствым, он принимает неправильные ре?ения, он совер?ает неправильные поступки. Потому что совесть окаменела, и ду?а не может двигаться свободно в духовном пространстве.
  2. Разру?ение веры в ду?е и религиозности. Маловерие, безверие. Когда человек перестает доверять Богу. Ты иде?ь в суд и понимае?ь, что там всё через деньги, все всё заносят, и некоторые люди начинают терять веру. Почему теряется религиозность в плане церковной жизни? Человек, стремящийся к сребролюбию, постепенно начинает в храм ходить вне?не. Св. Феофан Затворник говорит, что приходят в храм для того, чтобы просто посмотреть на красоту храма, живописи, послу?ать хор. У нас до революции люди ходили в храм на Чайковского: «Какой хор исполнили!» Если сегодня там-то поет хор – «Все сегодня идем туда молиться! Сегодня такой хор там поет!» А завтра идем туда… Сегодня тоже так ходят – «такого-то батю?ку послу?ать». В древности, в 4 веке, люди приходили для того, чтобы послу?ать ?оанна Златоуста. Представляете: заканчивается чтение Евангелия, он выходит говорить слово – и все начинают хлопать. ? минут 5-10 они хлопают: вот он вы?ел, они рады. Он их начинает бичевать: «Вы, сребролюбцы, ?утили над нищим», а они стоят и ему хлопают. Ну, это греки.

1)      Обмирщение ду?и. Когда ду?а погрязает в мирских страстях. Думает полностью только о мирском.

2)      Засилье грубых страстей, грехов и даже преступлений, когда ду?а подвергает себя этому, доходит до преступлений, что, конечно, очень плачевно.

3)      Суеверия, магия, язычество. Почему? Потому что многие из людей, которые начинают увлекаться сребролюбием, становятся склонны к магии, к разным суевериям, к язычеству, ко многим таким псевдорелигиозным вещам. Об этом говорит Феофан Затворник, что такие люди реально скатываются до магизма, до извращенной религии.

Влияние страсти сребролюбия на ум человека:

  1. Многозаботливость ума, развивается мечтательность. Непрестанные помыслы о земном, о богатстве. Мечтательность как таковая не присуща вообще человеческому уму. Человек был сотворен Богом для богообщения. ? когда человек ото?ел от богообщения, его ум начал пускаться в пустоту. ? эта пустота стала заполоняться мечтаниями, вещественными образами, о которых человек стал думать. Он начал этим заполонять пустоту, и на?а природа постепенно усвоила себе эту мечтательность, с которой трудно бороться. ? сегодня по количеству этой мечтательности мы можем определить, насколько на? мозг, на?е сознание, на?и желания, на?и цели засорены сребролюбием, вещизмом, материальным благополучием.
  2. Огрубение, дебелость, приземленность ума, потому что ум тоже становится костным.
  3. Засоренность ума земными образами, проблемами, трудность в молитве. Ум не способен к молитве. Человек встает на молитву, а молитва не идет. Читает молитву, и даже ни одного слова не слы?ит. Потому что, как сказано в Священном Писании: «Все помыслы его о земном». А когда встае?ь на молитву, нужно думать о вечном. ? вообще, Святые Отцы говорят, что прежде чем предстать на молитву, надо настроить себя, нельзя просто так «из грязи сразу в князи». Т.е. только что думал, как ты на Канарах отдыхае?ь, – и сразу тут же вечернее правило читать. Это два совер?енно разных мира: вечернее правило, через которое человек получает вечные ценности, и отдых на Канарах. ? нельзя легко перейти из одного в другой.

Влияние страсти сребролюбия на дух человеческий:

  1. Святые Отцы говорят о том, что страсть сребролюбия изгоняет из ду?и благодать Святого Духа и Самого Христа. Через презрение бедных мы изгоняем из своего сердца Христа, и Он уходит. Это правда. ? если мы не покаемся, Он к нам никогда не вернется, и мы можем погибнуть от сребролюбия.
  2. Обрядоверие и ложная духовность, когда человек извращает религию, извращает веру, извращает подход к молитве, к духовному деланию.
  3. ?долослужение – конец сребролюбия, то, к чему сатана, собственно, и пытается человека соблазнить. ?долослужение – когда человек начинает служить своим собственным страстям.

Общее влияние страсти сребролюбия на человека:

  1. Помимо сказанного я хотел бы добавить, что сребролюбие приводит человека к высокоумию, надменности, потери реальности, хамству, заносчивости, вседозволенности и неадекватности в поведении. Все видели по телевизору случаи, когда богатый сбивает человека на дороге. Сразу, первым делом он идет смотреть ма?ину – что с ней случилось. Человек дергается в конвульсиях – он идет ма?ину смотреть, трогает бампер… Потом садится и уезжает – есть такие, сел и уехал. Когда человек болен сребролюбием, этим бе?енством, он реально неадекватен.
  2. Клятвопреступление, подлость, коварство, ложь, нару?ение клятвы в суде (за деньги многие в суде дают неправильные показания, и это, конечно, является тяжким грехом перед Богом и Господь с этих людей очень строго взыскивает).
  3. Человек подвержен духу соперничества в роско?и. У моих знакомых дети ходили в одну ?колу для богатых (они и сами небедные, но простые люди, из бедняков поднялись до руководящих должностей). Когда мать при?ла и посмотрела, как там ходят дети – один крутит: «Я в «Дольче Габбана»», другой – «Я в том-то…», она представила, в кого превратятся её дети через год. У них уже дух соперничества в этих ?мотках, кто как одет — кто от Кардена, кто от Дольче Габанна, и они все этим кичатся. Что с этими детьми будет потом? Уже и так всё понятно. Они уже от родителей приняли то, что родители делают. Так же посмотри?ь — ?оу-«звезды», когда вместе собираются, они все начинают хвастаться, в каких они платьях и от кого, в каких они костюмах… ? их дети делают то же самое.
  4. Сребролюбие приводит человека к ненависти, к злости, и, что самое тяжелое – к нераскаянности. Святые Отцы говорят, что если к нам раскаяние не придет – сребролюбие нас погубит, оно не даст нам спастись, не даст нам выйти из этого погибельного состояния. Боль?ое благодарение на?ему Спасителю, Господу ?исусу Христу, что Он, невзирая на на?и грехи, дает нам покаяние. Покаяние – это жизнь молитвы. Покаяние – это жизнь ду?и. Покаяние – это жизнь ума, это жизнь тела. Проси?ь, проси?ь Господа, чтобы Он дал покаяние… ? когда Господь дает эту благодать, ты встае?ь с утра и понимае?ь, что сегодня ты сможе?ь помолиться нормально, потому что есть покаяние в ду?е — это ощущение того, что ты согре?ил перед Богом, что тебе нужно исправиться. Вот эта благодать реально дает человеку спасение. Но если нас всего этого сребролюбие ли?ит, то нам, возможно, уже никто не поможет.

Социальный аспект страсти сребролюбия

  1. На?а страна полностью поглощена сребролюбием. Это не просто «перекати-поле», а сребролюбие — это цель, стратегия развития России. О чем нам говорят по телевизору? – «Благосостояние граждан». Мы ничего не услы?им о том, что человек должен быть морально высоким, о том, что он должен быть благородным, честным, достойным. Мы слы?им только о благосостоянии. «Никто нами не забыт, ничто не забыто». Мы ведем речь о том, что мы увеличим благосостояние. ? народ тоже думает, как его увеличить. ? когда этих средств нет – кто-то берется за преступления, за кражи, кто-то в петлю лезет. Сребролюбие реально становится целью на?ей страны, нас к этому приучают, нас к этому ведут. Другого не видно. ? плоды сребролюбия – уже налицо. Куда не приди — всё за деньги. ? причем не просто за деньги, а за боль?ие деньги. ? не просто за деньги, а за корыстолюбие – прямо видно, что идет спло?ная жажда наживы. Никто не говорит о том, что работать и зарабатывать – это хоро?о. Бог благословляет трудящегося! Но жажда наживы – «Месяц работать? Я не могу месяц работать. Я готов отработать день и получить сразу за три месяца. По-другому я не могу»…
  2. Собственничество, доведенное до крайности. Святитель Григорий Палама говорит о том, что это хульное слово: «Моё» является губительным для человека и это есть порок человеческих взаимоотно?ений. Человек, конечно, должен иметь свою частную собственность и т.п., но это не надо доводить до абсурда. Все видели американские фильмы, как там люди относятся к своему: «Это — моё. Моё – это святыня. Ни прикоснись без благословения. Это – моё!» Да, это твое — тебе Бог это дал и ты им пользуе?ься, и не надо доводить это до крайности.
  3. Сребролюбие ведет к расцвету преступности. Людей приучают жить на ?ирокую ногу. Все сегодня?ние сериалы – люди смотрят и говорят: «Батю?ка, там не пойме?ь, кто, когда работает из них. Все живут «в ?околаде» и никто из них не работает». Показали бы, как герой стоял за станком целый день, 300 болтов выточил. Вот это я понимаю – сериал, поучительный фильм. ? ещё замечательную мысль сказал один из Святых Отцов, что сребролюбцы бесполезны для общества. В чем это заключается: где бы ни был сребролюбец – он везде всё испортит: везде всё за деньги продаст, везде всё за взятки испортит, везде всё за взятки разру?ит, везде протащит то, что вредно, не будет заботиться о деле, а будет заботиться только о том, чтобы не обидеть свой собственный карман. Это утверждение верное. Сегодня, когда людьми правит коррупция, сребролюбие, — какого бы человека, куда бы ни поставили, если он пленен сребролюбием – даже и бесполезно о чем-то говорить. Все мы сегодня это видим: делают вид, что трудятся, что-то говорят – а воз и ныне там.

Два пути против сребролюбия, которые выбирает Церковь

  1. Путь аскетов, путь монахов, путь совер?енных. Этот путь насколько простой, настолько и очень трудный. Трудный в том, что человек полностью отсекает себя от всякого имения, он ничего не должен иметь. Когда мы изучаем «Добротолюбие» и другие творения Святых Отцов – мы всё видим: начальные монахи, приходя в монастырь, оставались без ничего. Ни ежемесячной зарплаты, ни отпусков домой, ни зубной щетки – вообще ничего своего. Это устав монастыря – чтобы ничего личного не было. Это путь простой, ясный, прозрачный, но тяжелый, потому что человеку очень тяжело расстаться с собственничеством. Ничего своего – это есть нож в сердце сребролюбию. Святые Отцы сразу всё отсекали, и возвели его в один из приоритетов обета мона?ества. Три составляющих мона?ества: безбрачие, нестяжание, послу?ание (и молитва вместе с послу?анием). Это есть главное для монаха, если этого нет – и мона?ества нет. Нет тогда того мона?ества, к которому призвал Христос для того, чтобы быть совер?енным.
  2. У нас немного другой момент – это путь спасающихся в миру. Его Святые Отцы определяют в меру, т.е. мы должны жить умеренно. Это не значит, что мы должны быть умеренно сребролюбивы. Мы должны стяжать, потому что у нас есть семьи, у нас есть дома, у нас есть дети, у нас есть имущество, которое нужно как-то содержать. Мы должны обязательно что-то приобретать – работать, зарабатывать и приобретать некоторое стяжание. Но всё оно должно ограничиваться мерой, благоразумием, назначением. У денег обязательно должно быть назначение.

1)      Труд  и стремление к достатку. Стремление к достатку благословляется, мы с вами должны стремиться к достатку, потому что достаток дает возможность человеку помолиться, дает человеку возможность сходить в церковь, дает человеку возможность делать добрые дела, чтобы, как говорит Апостол Павел, было из чего выделять нуждающимся. Мы должны стремиться к такому достатку, которого нам хватало бы в семье, чтобы на?а семья развивалась. Достаток у каждого разный, но этот достаток не должен быть извращен. Мой отец рассказывал мне про одного человека, который жаловался на своего папу, что папа его бросил в свое время, был молодой. Он был, по его словам, «в очень бедственном состоянии, и на последние деньги, по?арив по карманам, он купил квартиру», чтобы как-то жить. У нас не должно быть такой уверенности в понятиях, «на последние деньги» мы не должны покупать квартиру. Это извращение, это совсем не то. Хотя, конечно, мера у каждой семьи разная, но что надо стремиться к достатку, прописано в социальной концепции Русской Православной Церкви. Т.е каждый христианин должен работать и зарабатывать для того, чтобы содержать свою семью, чтобы семья не голодала. Как говорит Соломон в притчах: «Суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытив?ись, я не отрекся Тебя и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Пр. 30: 8-9). Понимаете две крайности? Мудрец говорит: Господи, убереги меня, чтобы я просто ел хлеб насущный, чтобы у меня был просто достаток. ? всегда нужно себя огораживать мудростью, благоразумием, мерою, назначением.

2)      Содержание семьи и быта. Без этого никак – на содержание семьи и быта нужны денежные средства, здесь всё понятно. Мирских людей, спасающихся в миру, в этом никто не обвиняет.

3)      Развитие семейного благосостояния для опоры детей в будущем. Т.е., например, когда ты выдае?ь свою дочь – должен ей приданое. Это всё понятно, всё естественно. Поэтому есть какая-то стратегия, которую должна семья себе ставить в будущем – как семья может развиваться, к чему она должна стремиться. Например, рас?ирить свое жилье, если многодетная семья живет в одно- или двухкомнатной квартире (такое часто встречается), или у них ветхое жилище и т.п. ?ли они могут организовать какой-то семейный бизнес, чтобы дети потом могли быть обеспечены работой. Всё это приветствуется, но это всё должно быть на службе у человека, и должно быть ограждено мерой. Соответственно, каждый человек, который к этому стремится, всегда должен помнить, что перекос в этом отно?ении приводит к боль?ому краху, к расстройству всех тех трудов, к которым человек стремился.

Борьба со страстью сребролюбия

Какие средства советуют нам употреблять Святые Отцы:

1)      Милосердие, милостыня, благотворительность. В следующей беседе я расскажу об этом – как нам подавать милостыню и как всё это должно действовать у нас в ду?е.

2)      Упование и вера в Бога.

3)      Скромность, умеренность.

4)      Благодарность Богу; довольство тем, что есть. Когда ты имее?ь – будь доволен тем состоянием, в котором ты находи?ься, будь благодарным Богу за это.

5)      Телесные скорби – когда человек сам себя чего-то ли?ает для того, чтобы не много поскорбеть, прийти в чувство. Святые Отцы постоянно это делали, у них постоянно были телесные скорби, они себя сильно ущемляли (носили вериги и пр.). Так, древние римляне, чтобы помнить, кто они есть, раз в год уезжали загород и там жили в хижинах, ходили в рванье, питались хлебом и водою и в течение некоторого времени проводили жизнь в таком состоянии, утесняя себя, чтобы приблизиться к тому, первозданному состоянию. Потому что жительство в городе Риме приводило совсем к другому ощущению.

6)      Как бороться со сребролюбием осыпанному деньгами? – спра?ивает преподобный Нил Синайский. Это «осыпание» нужно куда-то направить, деньги должны всегда работать, они не должны лежать праздно. Если у тебя есть денежные средства или ты к чему-то стреми?ься – они должны работать. ? надо понимать, что из этих денег, которые работают на твое благо, нужно всегда выделять для бедных, для нищих и для всего прочего, т.е. они должны служить не только тебе, но Богу и другим людям обязательно.

7)      Покаяние, подробная исповедь во всех привязанностях к земному. Когда человек приходит на исповедь, он должен каяться и подробно вспоминать, к чему он привязан. Подробная исповедь помогает человеку понять, к чему он боль?е привязан, к чему – мень?е, как бороться и т.д.
***

Текст составлен по фильму-лекции о страсти сребролюбия.

Если Вы заметили о?ибку в тексте — пожалуйста, напи?ите нам об этом на электронную почту – bogovidec@yandex.ru

Открыть текстовый документ беседы о сребролюбии

Добавить комментарий