Беседы с батю?кой: о предательстве

– На?а беседа с отцом Максимом посвящена коварству, предательству и подлости. Отец Максим, предательство ?уды, наверное, самое стра?ное из всех предательств, которые были совер?ены на Земле. А почему ?уда совер?ил это предательство?

– Действительно, грех ?уды – самый стра?ный, потому что грех предательства – один из самых стра?ных  человеческих грехов. Тем более, когда на ча?у весов возлагается жизнь Бога и спасение мира человеческого. ? человек предает это все, причем предает где-то по подлости, где-то по сребролюбию. ? самое главное, предает потому, что он разочаровался в своем Учителе как в Человеке, Который должен был, по его мнению, дать ?зраилю мировое господство. Тяжесть греха ?уды – он предал бесконечного Бога, не распознал (хотя был свидетелем исповедания апостола Петра), что на? Господь ?исус Христос есть Сын Бога Живого.

– Батю?ка, это предательство как-то связано с тем, что ?уда был, что называется, кассиром, хранителем ящика для пожертвований?

– Да, у ?уды был ящик для пожертвований, и, как говорит апостол ?оанн Богослов, ?уда не столько заботился о нищих, сколько был вором – он так и назван в Священном Писании. Подобные люди по сути являются ворами, они подмазываются, пристраиваются и несут служение лицемерное, фактически живя и паразитируя за счет церковной казны. ? поэтому, конечно, грех сребролюбия, – как говорит апостол Павел, корень всех зол, – одна из причин, по которой ?уда предал своего Учителя.

– Что такое предательство в обыденной жизни?

– Слово «предательство» одного корня со словом «передавать». ?, как правило, слово «предательство» употреблялось по отно?ению к тем людям, которые передавали информацию о своем Отечестве, о соотечественниках  врагу. А позднее этот термин стал употребляться и в отно?ении других людей – люди тоже могут поступать по отно?ению друг к другу предательски, передавая информацию, тайны своих друзей, своих близких, родных другим людям. ?ногда даже и бездумно люди могут совер?ать этот грех.

Грех этот сегодня приобрел боль?ое распространение. Во-первых, потому что в стране у нас отсутствует патриотическое воспитание, понятия долга, дружбы фактически исчезли, они профанируются; культивируется эгоизм, себялюбие, эгоцентризм, когда человек считает себя центром Вселенной. ? все это хоро?ий фундамент, чтобы развивалась в людях черта предательская, когда люди уже не замечают, что для них делают другие, а просто ради своей цели спокойно и без зазрения совести предают близких. Об этом и сказано в Священном Писании, что настанут последние времена, когда люди станут коварны, злы, будут исполнены подлости и будут предавать друг друга врагам.

– Но это ведь было в на?ей истории…

– Было неоднократно. Грех предательства происходит практически ежедневно, ежечасно, и в христианской среде тоже. Грех ?уды был попущен Богом, чтобы мы все, видя этот грех, ужасаясь его низости, подлости, могли бы оберегаться и избавлять себя от этого. Но, увы, мы ?уду осуждаем, как будто сами не участвуем в этом грехе.

– Отец Максим, но ведь Спасителя предал не только ?уда – помнится мне, что и апостол Петр трижды отрекся от Христа…

– Действительно, апостол Петр отрекся от Него трижды. После этого он горько плакал, раскаивался, все мы об этом хоро?о знаем из Священного Писания. Но предательство апостола Петра было не осознанно, не было спланированной акцией. Потому что апостол Петр отрекался от Него, когда его спра?ивали: «ты был вместе с ними?» и «ты один из них?», он говорил: «нет». Он это делал только потому, что хотел увидеть, чем все закончится, во-первых. А во-вторых, как в жизни часто бывает, когда нас спра?ивают, мы, не отдавая себе отчета о своих словах, начинаем отнекиваться и отпираться, потому что имеем какую-то цель. То же самое было с апостолом Петром. Но когда на него воззрел Спаситель, все мнимое человеческое лукавство обнажилось, и он узрел свою ду?у, узрел, что он действительно предал Спасителя, предал, хотя и не хотел, предал, хотя и без особого умысла, но все-таки предал. ? поэтому плакал горько.

С  ?удой же все было не так – он предал осознанно, предал, нанося мщение, предал, удовлетворяясь своей ненавистью ко Спасителю, удовлетворяясь своим презрением, и после своего предательства он не раскаялся. В Священном Писании сказано, что ?уда по?ел,  чтобы удавиться, но это удавление не свер?илось, ветка, на которой он висел, оборвалась, он упал и не смог покончить жизнь самоубийством. Но в своем озлоблении он все равно не раскаялся, все равно не при?ел к упокоению, не попросил у Бога прощения, хотя мог это сделать, – и получил бы это прощение, мы об этом с уверенностью говорим. После этого, по слову апостола, «расселось чрево его» как нераскаяв?егося гре?ника, и уже потом он погиб позорной смертью.

– Батю?ка, а за что же ?уда возненавидел Христа, ведь он от Него получал только любовь – разве любовь может вызвать ненависть?

– Бывает так, что у некоторых людей любовь вызывает ненависть. Почему? Потому что, когда человек вор, он всегда будет завидовать. Когда человек подл по своему характеру и не искореняет в себе этот порок, он ко всем благодетелям своим будет относиться с  презрением. ? всегда будет искать возможности отомстить, чтобы себя поставить вы?е. ?уда получал от Спасителя все блага, но он хотел боль?его, хотел властвовать вместе со Спасителем, когда Он восстановит царство ?зраильское (как многие иудеи тогда думали, Христос, Который придет, будет царем над всем миром. ? сегодня?ние иудеи, которые ждут Христа, то есть антихриста, ждут его как правителя мира. Это учение не умерло, и они до сих пор ждут своего царя, который будет царствовать не в Небесном ?ерусалиме, а здесь, в царстве земном).

– Была ли возможность, что Христос, как и Петра, простит ?уду?

– Безусловно, была. Почему? Когда веревка оборвалась, Господь дал ему в этом знамение того. Как говорится в Предании, даже дерево наклонялось трижды, чтобы он не мог укрепить веревку высоко. Господь давал ему такую возможность, и давал, думаю, еще до совер?ения греха. Потому Он и на Тайной Вечере предупреждал, что «рука ядущего со Мной предаст Меня», или «рука предающего Меня со Мною». Господь давал знаки и возможности, но ?уда ими не воспользовался, потому что закостенел в своем грехе. Хотя после того, как он  увидел, что предал кровь невинную, посмотрел, как Христа распинали,  понял, что сделал глупость боль?ую и навредил самому себе, потому что никаких целей он не достиг.

– Что ему нужно было сделать в результате?

– Ему нужно было просто покаяться, препасть перед Богом, попросить у Него прощения: нет такого греха, как говорят святые отцы, который мог бы превзойти милосердие и человеколюбие Божие.

– Батю?ка, с тех пор минуло почти две тысячи лет, и мы, казалось бы, все знаем об этом грехе, как, впрочем, наверное, и обо всех других грехах. Почему же мы продолжаем совер?ать предательства?

– Предательство, во-первых, мы совер?аем в отно?ении Господа, своими грехами мы распинаем, предаем Его, как говорится у святых отцов, очень часто. А, с другой стороны, проявляется такая людская немощь, когда мы не можем не гре?ить. Мы находимся в рабстве грехов, в результате чего нару?аем законы и заповеди, тем самым нанося раны на?ему Спасителю, и предаем Его через это.

Бывает, что мы отрекаемся от Христа с употреблением своей воли, своего желания, то есть осознанно идем на грех – грех манит человека, прельщает его, делает безумным и практически заставляет творить непристойные дела.

Бывает, что человек совер?ает предательство неосознанно, по малоду?ию. Часто в жизни такое бывает между друзьями, и один говорит: прости, я действительно как-то не смог ре?ить эту ситуацию. Просит прощения, и друг проявляет великоду?ие, прощает его, и люди живут потом в мире. А бывает так, что человек, согре?ив?ий раз, не просит прощения, а кто сделает этот грех единожды, потом будет делать его постоянно. Поэтому покаянием всегда можно спастись от этого греха.

– Слу?аем звонок из Новокузнецка.

– Батю?ка, скажите, пожалуйста, а вступил бы в силу Новый Завет, если бы Христа не распяли и если бы ?уда Его не предал? Ведь Завет – это завещание, а завещание в силу вступает тогда, когда завещатель умирает…

– Действительно, многие люди говорят: «Как же так произо?ло, ведь если бы не было страданий ?исуса Христа, тогда бы не было спасения, тогда бы не было Крови Завета. Потому что завет может получиться только посредством Крови. В данном случае это была Кровь ?исуса Христа, чистого и непорочного Агнца, единственного безгре?ного Человека». Действительно, мы с Богом заключаем новый Завет, а в Завете Кровь Его Сына ?исуса Христа. Это правда, которая могла совер?иться только если бы Господа убили, в данном случае Его распяли.

Могло случиться так, что предательства бы и не было. Завистников у Него было очень много. Его ненавидели саддукеи, Его презирали фарисеи, Его не переваривали иродиане – была такая политическая партия сторонников ?рода, ненавидели Его римляне… Если бы не было ?уды, они все равно бы на?ли повод, за который можно было бы Его  распять.

Но  предательство ?уды еще не принесло смерти Христу Спасителю. Потому что и Пилат мог бы Его оправдать. Он не пострадал бы, если бы молчал на суде и не сказал бы: «Я Сын Благословенного, я Сын Человеческий» – сказал и не отрекся. Но Господь по?ел на страдания вольно, и случилось это через предательство. ? Господь говорит, что Сыну Человеческому, Ему, надлежало пострадать. Но «горе тому человеку, посредством которого Сын Человеческий предается. Луч?е бы было ему не родиться».

– Отец Максим, еще один звонок – из Оренбурга.

– Меня давно интересует такой вопрос. Еву искусил сатана, а каким образом сатана так опустился, с чего началась его гордость? ?ли Бог его таким создал, что привело его к падению как ангела – я так и не поняла…

–  Точно в деталях мы не можем рассказать, что произо?ло с сатаной. Мы знаем только в общих чертах, что он согре?ил прежде гордостью. Но как в нем произо?ла гордость? Гордость произо?ла оттого, что он смотрел на красоту свою, на могущество свое, на власть свою. Потому что он был одним из выс?их ангелов и управлял тысячами тысяч других ангелов. Как рассказывает Священное Писание, он был светозарен, похож на восходящую утреннюю зарю, был просто духовный красавец. ? он этой красотой духовной гордился. Посчитал, что  сам, без Бога, достиг такой духовной красоты. ? как только он подумал, что без Бога он что-то может сделать, в его сердце родилась гордость, а из гордости породился грех.

? сатану, конечно же, никто не иску?ал, Господь ничем его не провоцировал. Просто по своей природе ангелы имеют хоро?ую способность, которая, как говорит преподобный ?оанн Дамаскин, дает им власть самоопределяться. ? когда Господь сотворил ангелов, они тоже были, если можно так выразиться, еще «сырыми» по отно?ению к добру и ко злу. Но, благодаря своей силе, они  все самоопределились к добру. Но в момент этого самоопределения, когда они еще не устоялись во свете, произо?ло грехопадение от Денницы. То есть он обратил внимание не на Бога, а на себя, и это явилось причиной того, что ангелы согре?или.

– Батю?ка, звонок из Серпухова.

– Почему ?исус Христос говорит  людям, когда они Его схватили: «почему вы вы?ли на Меня с кольями? Ведь Я же вас учил добру», почему именно ?уда его предал, ведь все же знали ?исуса, все слу?али Его проповеди, а почему-то все считают, что только ?уда предал Христа?

–  ?уда предал Христа в том, что он Его передал тем, которые искали ду?у Его, чтобы Его погубить. Почему они при?ли с мечами и с кольями на Него как на разбойника и вора? По одной простой причине: днем они боялись брать Его в храме, дабы не было возмущения в народе, ибо многие из народа почитали Его великим пророком. Поэтому они при?ли ночью, с мечами и кольями, чтобы Он не убежал, потому что они знали, что Он находится в окружении учеников. ? хотя он говорил о добре, вспомним, Петр все же взял меч и отсек рабу первосвященника ухо. Все знали, что могла быть кровопролитная потасовка – много было пророков, которые приходили в ?удею и возмущали народ, и все заканчивалось кровопролитием. Они ?ли наверняка, потому что появилась единственная возможность поймать Спасителя, – как они считали, возмутителя народного спокойствия, – и предать Его смерти. А ?уда послужил только поводом. Грех не только на нем одном.

– Спасибо, отец Максим; вопрос из Чебоксар.

– Батю?ка, что делать, если часто предают?

– Когда нас предают… Господь специально посылает нам это иску?ение, потому что Сам его претерпел. Знаете, почему? Чтобы мы научились не осуждать: грех предательства настолько ранит ду?у человека, что человек сразу впадает в грех осуждения и может находиться в ненависти к обидчику, предателю и удерживаться сатаной в грехе злопамятства. А как мы с вами знаем, и святые отцы об этом говорили,  печать антихриста есть грех злопамятства. ? поэтому сегодня, когда нас так часто предают, мы должны, прежде всего,научиться не осуждать – бояться этого греха. Во-вторых, должны научиться поступать великоду?но по отно?ению к на?им предателям и молиться за них. В-третьих, мы не должны от людей, которым делаем добро и к которым относимся всей ду?ою, ожидать что-то взамен. Мы делаем добрые дела для Бога, и от Бога получим награду на Небе. Даже святые отцы говорят: на земле не надо ожидать от Бога никакой награды, потому что тот, кто не ждет, может внезапно обогатиться, а тот, кто ждет от Бога награды, ничего не получит. Господь молился за Своих обидчиков. Единственное, когда человек в предательстве не исправляется,  мы можем ограничить общение с ним – не ради ненависти, а ради его спасения.

– Батю?ка, предательство доставляет немалую боль, которую очень нелегко забыть. А почему  нельзя забыть предательство? Вернее, можно, но это стоит очень боль?их трудов.

– Как я уже говорил, это все происходит потому, что предают нас близкие люди: друзья, жены, мужья, дети – те, о которых мы думали, что именно они никогда этого не сделают. Кто никогда не предаст человека – это Господь Бог и святые, которые находятся вместе с Ним. Все остальные могут сделать это согре?ение, и  никто из нас не должен надеяться, что именно с нами этого не будет, – будет. ? бывает. ? Господь дает нам эту ?колу, чтобы мы научились не осуждать, быть великоду?ными, молились за своих обидчиков. Боль ду?евная в том, что родной человек поступил подло, поступил некрасиво. ? вот эта подлость рождает в ду?е состояние удивления, которое потом перерастает в осуждение: «как он мог? Я для него все, а он мне вот так». Так вот, это удивление и есть начало великого осуждения. А осуждение – такой грех, который похищает из ду?и всю благодать Божию, всю радость.  Блажен тот, кто  простит, останется великоду?ным и, так сказать, богоподобным в этом отно?ении.

– А иной человек ре?ит, что луч?е вообще никому не доверять. Может быть, в этом выход?

– Да, бывают люди, которые разочаровываются, нелюдимыми становятся, замыкаются в себе. ? очень трудно потом с ними разговаривать и разбудить их к нормальной, естественной жизни. Да, конечно, не всем нужно доверяться, это правда. ? в Священном Писании сказано о том, что знакомых у тебя да будут тысячи, а советником только один из них, то есть другом. ? блажен человек, который находит друга себе.

– Отец Максим, давайте поговорим о близких родственниках предательства – коварстве и подлости.

– Коварство и подлость подпитываются, как мы уже говорили, низостью ду?и. Что такое низость ду?и? Это когда человек не думает о вечной жизни, о Боге, не думает о посмертном воздаянии, а думает о вещах насущных, и что всего хуже – о вещах греховных. ?, думая только о себе (потому что эгоизм –  проявление низости ду?и), человек совращается.

Так вот, низость ду?и на?ей поправляется молитвою, размы?лениями о всеобщем благе, о благородстве, дружбе, великоду?ии, подвиге. То есть обо всем самом светлом, возвы?енном, высоком. К этому призывает Господь. Да, тяжело, но мы должны стараться. Ослаб, упал – вставай. Со временем падений будет мень?е, и в конце концов человек достигает такого состояния, когда после каждого грехопадения он сразу встает, сразу кается.

– Отец Максим, слу?аем вопрос из Подмосковья.

– Я с мужем прожила тридцать лет, и вдруг он ре?ил уйти от меня, сказал, что ему нужна свобода. Мне очень тяжело сейчас остаться одной. ? я очень много молюсь, про?у Бога, чтобы Он мне дал терпения и смириться с тем, что меня предал самый близкий, дорогой человек. Мне это мало помогает, но мне очень тяжело, батю?ка, что мне еще сделать? Вот уже пять месяцев, как он у?ел, он звонит, счастлив, доволен, а я в таком горе.

– Помоги вам Господь в таком нелегком ва?ем подвиге. Как видите, коварство и подлость проявляют и мужчины. На самом деле  это очень распространенный грех, когда состарив?иеся мужчины, думая, что они молодые в свои 50-55 лет и на многое еще способны, бросают своих жен. Бросают после того, как они вместе с ними про?ли многие трудности. Они, достигнув старости, а некоторые и сытости, заводят любовниц или совсем уходят из дома. ? получается, что они наносят непоправимый ущерб и вред не только своей ду?е, но и ду?ам своих ближних, с которыми долгое время были вместе.

Господь никогда не благословит ни такие браки, ни такие взаимоотно?ения. Потому что они сделаны через подлость. А все, что делается через подлость, подлостью и заканчивается. Приведу один  пример. Один священник православный тоже обезумел и бросил свою мату?ку с семью детьми и женился на молодой (его ли?или сана, конечно, и правильно сделали, потому что всегда с гре?никами нужно поступать строго), и получилось так, что через какое-то время он заболел неизлечимой болезнью и  практически перестал ходить. ? молодая жена его бросила. ? знаете, кто его взял? Да, его бро?енная мату?ка взяла, отмыла его, обиходила, с миром похоронила, выхлопотала церковное прощение и все прочее. Потому что она была настоящая христианка.

Что я могу вам посоветовать? Как бы вы ни молились сейчас, если вы не перестанете удивляться его греху, не перестанете думать только о его грехе, а не о своих, вы никогда не исправитесь. Потому что сатана специально хочет ва?ей погибели и постоянно возвращает ва?и мысли к его предательству. ? все эти звонки, улыбки, издевки делаются, чтобы ранить ва?у ду?у. ? он, может быть, человек неверующий и не понимает, что с ним происходит. Но враг на? использует это для на?ей погибели. Поэтому вам, прежде всего, нужно простить его от всей ду?и, отпустить его на свободу, пусть идет с миром. Знаю много таких мужчин, кто уходил из семьи в 50-60 лет, многие возвращались, а если не возвращались, то спивались, под забором где-то умирали. Смерть таких людей незавидна, и сытость их и радость – временные. Поэтому молитесь, терпите, прощайте, будьте великоду?ны. ? живите с Богом.

– Батю?ка, звонок из Екатеринбурга.

– Я бы хотела вернуться еще раз к роли ?уды. Ведь Христос при?ел на землю как раз чтобы пострадать для спасения всего человечества. А ?уда, получается, был всего ли?ь орудием Промысла Божия. Почему же тогда все это преподносится так, что в том, что произо?ло, вина ?уды?

– Мы говорили о том,  почему грех ?уды является тягчай?им – потому что он первый толчок дал. Он дал повод  всем, кто хотел погибели Христа. В чем заключалась промыслительность? Мы уже с вами говорили, что если бы Туда не предал, возможно, Господа и без этого бы распяли, потому что Его ненавидели лютой ненавистью. Знаете, сегодня очень модно защищать ?уду, и многие не могут понять, в чем же он виноват. ? все эти размы?ления Господь специально прикрыл тайным Промыслом Своим, чтобы мы все возвращались к его греху, и памятуя об этом, старались не гре?ить так. А то, что Господь сотворил и попустил… но Господь и нам с вами попускает сегодня согре?ать по многим грехам.  Господь намекал, подсказывал, аккуратно обличал, но ?уда был невразумляем. Это был его выбор, и  Господь уважил выбор человека: «Ты хоче?ь так, хоро?о, Я предаюсь в руки гре?ников по твоему желанию».

Грех ?уды заключается в том, что он, так сказать, взорвал плотину ненависти. ? ненависть фактически уничтожила бы Церковь, если бы это было дело человеческое. Есть древний рассказ. Один иудей хотел быть христианином и дружил с христианином. ? когда он по?ел в Рим, христианин заплакал и сказал: «Господи, по?ел мой друг еврей в Рим, и он уже никогда не станет христианином» – потому что тогда в Риме совер?ались очень гнусные и мерзкие дела. Но еврей вернулся христианином. ? ученик Христов, христианин, спросил его: «как же так, ты при?ел из Рима христианином?». А тот ответил: «знае?ь, друг, когда я увидел все беззакония, которые творятся в Риме, а Церковь все живет, я понял, что если бы это было дело человеческое, оно никогда бы не устояло. ? только ли?ь благодаря Богу, вопреки всем человеческим грехам, Церковь стоит, укрепляется и умножается».

– У нас звонок из Казани.

– Батю?ка, вот Вы затронули вопрос о том, что злоба – это печать антихриста. А если человека часто предавали и обижали, и обида копилась, и грех озлобления присутствовал в ду?е, как от этого полностью избавиться, забыть все зло?

– Могу дать такой духовный совет: встае?ь на коленочки перед иконой – и проси?ь своему обидчику всех благ. ? святые отцы об этом говорят, что молитва за врагов исцеляет грех памятозлобия. ?не только молитва, но и дела добрые, то есть когда человек, помимо молитвы, оказывает некоторые услуги. При?ел к тебе человек, который сделал тебе грех, а ты возьми и сделай ему великоду?ие. Бывает так, что обида тяжело забывается, но мы эту память увеличиваем, удлиняем грехом памятозлобия. ? поэтому молитвой боритесь, молитвой за своих обидчиков. Конечно, в жизни очень тяжело быть со всеми в мире, и об этом апостол Павел нас предупреждал. Но испросив?и у Бога всем нам благодати, примирив?ись со всеми в молитве, простирайте даль?е и ду?у свою и помы?ления, и со временем почувствуете полное облегчение.

– Отец Максим, благодарю Вас за полезную беседу! Благословите на?их телезрителей.

– Дорогие братья и сестры, хочу всем вам пожелать духовной мудрости и терпения.
***

Текст составлен по материалам беседы о коварстве, предательстве, подлости.

Если Вы заметили о?ибку в тексте — пожалуйста, напи?ите нам об этом на электронную почту – bogovidec@yandex.ru

Открыть текстовый документ беседы о предательстве

Добавить комментарий