Беседа о гордости. Священник Максим Каскун

Сегодня мы с вами оканчиваем курс о восьми главных страстях. Сегодня будет беседа о гордости. Как говорит преподобный ?оанн Кассиан Римлянин, по числу она последняя, а по своему качеству она первая и главная, и является родительницей, начальницей и основанием всех других страстей, и является, собственно, первым грехом, который вообще возник в бытии. Гордость – это первей?ий грех и самый коварный.
Почему же мы о гордости говорим в последнюю очередь? Всё дело в том, что после гордости, когда она в человеке воцаряется, в нем не остается уже ничего, человек погибнет. ? когда святые отцы говорят о лекарствах для людей гордых, то там, где воцарилась гордость, они конкретно говорят, что никакое лекарство не поможет, если человека не помилует Бог. Никакие вразумления, никакие знаки, никакие вдохновения человека не исправляют. Есть такая поговорка: «Старики не меняются», так же и гордые – они как старики, не меняются, если их не вразумит Сам Господь. После гордости остается пустыня, мертвая ду?а, и поэтому гордостью заканчивается цикл бесед о страстях, потому что после неё ничего не остается.

Определение понятия гордости
Гордость – очень многогранное понятие, и сказать в двух словах, что это такое, не представляется возможным. Гордость – это очень многогранная вещь, которая в себя впитывает очень много разных понятий. ? когда мы читаем у тех людей, которые достигли познаний духовных основ человеческой жизни – у святых отцов, то у них о гордости либо делается краткое выражение, но оно собою показывает только одну какую-то грань, либо дается объемное определение, которое выражает многие грани этого греха, изливающегося по всей на?ей природе.

?так, святитель Феофан Затворник о гордости говорит следующее: «Гордость есть ненасытимое желание возвы?ения, усиленное искание предметов, через которые можно было бы стать вы?е всех других». Т.е. первенство, возвы?ение, когда человек стремится сам себя возвысить.
?гнатий Брянчанинов говорит следующее: «Самомнение и гордость, в сущности, состоят в отвержении Бога и в поклонении самому себе. Они – утонченное, труднопонимаемое и труднопостигаемое идолопоклонство». Т.е. когда человек поклоняется самому себе.
? Антоний Великий говорит тоже такое интересное выражение: «гордость есть любовь к ?умной славе». Помните, когда мы с вами беседовали о тщеславии, то говорили, что тщеславие как раз есть то основание, на котором зарождается гордость, и, соответственно, желание славы, и тем более ?умной славы – это как раз есть пища для гордости.

Страсть эта естественная для человека. Казалось бы – как естественно быть человеку гордым? Казалось бы — никак. Но на самом деле гордость есть извращение дара любви к Богу, когда человек любит Бога, любит ближних, любит самого себя. Гордость – это когда человек служение Богу заменяет служением самому себе. Человеку естественно любить, мы живем в мире по законам любви. Несмотря на то, что зла очень много в мире, мы всё равно пытаемся жить и живем по законам любви, жертвенности, из этого состоит человеческий социум. Если законы любви упразднятся – человечество погибнет сразу. Они порой извращаются, используются подставные понятия извращенной любви, человек находится в некотором заблуждении. Но все равно человеку естественно любить, ему естественно жертвовать собою, и человек должен жить так. Но гордость есть как раз извращение именно вот этого дара. Любовь – это естественный дар, направленный на все окружающее – любить природу, любить людей, любить Бога, любить свою семью.

Также гордость есть извращение чести и достоинства человека. У человека есть честь, достоинство, любовь к самому себе как нормальное отно?ение. Самый простой, банальный пример: «Минздрав предупреждает: курение вредит ва?ему здоровью». Если человек себя любит – он будет курить? Если он себя любит по-настоящему, духовно, испытывает к себе чувство достоинства, чести, что он человек, что это ему вредит, если он пребывает в разуме, — конечно, он этого делать не будет. Но если человек самолюбив, если он горд, то любовь у него превращается гордость, в самолюбие, в человекоугодие. Благодаря этим грехам человек начинает курить. Несмотря на то, что знает, что это вредно, он все равно это делает.

? последнее, что хотел бы сказать о естественности этого греха, — то, что этот грех так же, как и все остальные грехи, о которых мы с вами говорили, есть грех смертный, т.е. вызывающий в человеке духовную смерть. ? как я уже говорил неоднократно — сатана просит каждому человеку, подверженному гордости, погибели у Бога, потому что Бог согнал сатану с неба за гордость. ? поэтому дьявол просит за гордость погибели всем нам.

Есть такие понятия у нас, которые можно отнести сразу в сторону, потому что мы будем говорить сегодня не о них – «я горжусь Отечеством», «я горжусь своими детьми», «честь офицерского мундира», «честь чиновника» (немножко одиозное понятие, но хотя бы по закону оно существует). Так вот, честь, достоинство, то, что мы называем сегодня гордостью, — это ко греху не относится. Как в греческом языке употребляется три понятия для определения любви, допустим, «агапе» — духовная любовь, и ещё разные слова, так же французском языке есть несколько понятий выражения гордости – честь, достоинство, все эти оттенки имеют разные слова. В русском языке что любовь, что гордость – одно слово, а выражает собой много понятий. Вот любовь – что такое? «Вы любите морковку? — Конечно». «Бога любите? – Да. – Семью? – Да. – Поку?ать? – Тоже». Всё люблю, но любовь-то разная. Ведь это совсем разные чувства, совсем другие ощущения. ? так же гордость: «Ты горди?ься самим собой? – Да. – Горди?ься Родиной? – Да». Слово одно, а суть разная. Поэтому об этой гордости, которая относится к человеческим критериям, мы говорить не будем. Мы в беседе о тщеславии говорили о том, что человек ради славы Отечества может и подвиги совер?ать и это нормальная слава, это хоро?ее славолюбие в том плане, что человек готов жертвовать собою для того чтобы получить славу Отечеству, обессмертить свое имя, именно запечатлеть свое имя в добродетели. Это хоро?о, но это всё категории человеческие. Мы же сейчас будем говорить именно о духовном моменте, который называется страсть гордости или грех.

? последнее второстепенное различение, которое я хотел бы уточнить – это гордость и гордыня. Есть ли разница между грехом гордости и грехом гордыни? Я могу вам точно сказать, что гордость и гордыня – это одно и то же. Не надо сатану рядить в разные платья. Просто есть слово гордость, а есть его же сугубая форма – гордыня, которая тоже у нас устоялась и которая имеет, может быть, некоторую максималистическую формулировку, усиленную, когда человеку говорят: «Да у тебя гордыня!», т.е. когда ты уже закостенел в этом грехе. Но суть одинакова. Как белая и черная магия – есть разница между ними? Нет разницы. Просто сатана в одном виде одевается в ангела света, типа «я буду вам всем помогать, слу?айте меня, исполняйте мою волю», а в другом он выступает уже конкретно как ангел служения.

Всё это мы рассмотрели, и теперь мы говорим уже собственно о грехе, о страсти, которая губит человека и делает его мертвым полностью.

Состав греха гордости:

?з чего он состоит, из каких страстей, движений, какие у него грани –

  1. Самомнение, когда человек мнит о себе. Что такое “самомнение”, само слово? Оно означает, что человек составляет мнение о себе не по отно?ению извне – не от людей, не от Бога, не как-то со стороны, а именно сам, благодаря своим мечтаниям. Он составляет мнение о себе, которое, как и всегда, хоро?ее. Т.е. ты идеальный человек, ты совер?енный, — «грехов нет у меня, батю?ка, всё». Человек сам о себе составляет это мнение. ? даже когда человек у других спра?ивает – «а вы меня как-нибудь охарактеризуйте», он все равно делает это так, чтобы ему как-то «подмазали», как-то все-таки более-менее сделали соответствие. Рань?е был такой тест, когда мы ещё в ?коле учились: рисуется ?кала 10 см, отмечается верх и низ, и написано – середина – это средний интеллект, всё, что вы?е среднего, — идет к высоте до максимального, а то, что ниже среднего уровня – идет низкий интеллект, и внизу совсем уже деградация. Вопрос: «Где вы себя видите?», — реально 90% себя видят чуть вы?е середины. Т.е. хотелось бы поставить наверху, но вот как-то совесть не дает, нельзя же сказать, что ты совсем прямо идеальный. Но чуть вы?е среднего – «ну это 100%, что я вы?е среднего, иначе и быть не может». Низ то уже нельзя брать, потому что стыдно, могут засмеять, могут поглумиться соседи, а вот вы?е среднего – это уже никто не оспорит. 90% вы?е среднего поставили, и, причем, все люди ведь друг друга знают и говорят: «Ну, он-то куда «вы?е среднего»!? ? тот поставил», хотя все — то же самое. Этот самоцен, как говорит Феофан Затворник, конечно, является первой гранью греха гордости. Когда человек (или ангел, в частности — сатана) сам себя оценил. А когда человек сам себя оценивает, то это всегда ложь, это всегда неправда, потому что человек не может сам себя оценить в достаточности, даже люди не могут человека оценить полноценно. Человека может оценить на настоящих весах только Бог. ? если Бог кого-то оправдал, то это истина. Если Бог кого-то осудил, то это тоже истина. Потому что весы Божии – они весы истинные, потому что Бог учитывает всё в человеке: воспитание, рождение и даже массу тела, — всё учитывает при вынесении вердикта. А мы смотрим на лицо. А Бог не зрит на лицо.
  2. Высокомерие, напыщенность, когда человек смотрит на других свысока, с некоторым презрением, напыщенный. Допустим, начинае?ь разговаривать с человеком (встречались с такими), а на тебя даже и не смотрят. Ну а чего на тебя смотреть? Ты же где-то там, внизу. Я-то вы?е среднего, а ты где-то там, внизу.
  3. Превозно?ение и надменность. Мы с вами говорили о гневе, как раз надменность – это та грань, которая возбуждает, раздражает человека и является источником гнева в человеке. Т.е. когда человек надмевается. Надмение всегда ставит себя вы?е других, – это и есть надмение.
  4. Самодостаточность от Бога и независимость. Гордость человека приводит к этому убеждению, и даже многих христиан, и священников, и епископов. Потому что такое ощущение, когда человек впадает в гордость, — он впадает именно в иску?ение, что он начинает себя считать самодостаточным, независимым от Бога, теряющим веру. ? от этого никто не застрахован. Мы знаем много примеров из житий святых, — и епископы, и монахи, и священники, и лица разного духовного чина находились в аду именно за гордость, за то, что, потеряв?и веру, они сказали: «мы сами можем всё делать в этой жизни». Они имели власть, дарованную им от Бога, что, собственно, и сделал сатана в свое время – получив от Бога власть, он посчитал себя независимым и самодостаточным (об этом мы сегодня будем говорить более подробно). Хотя в принципе, если Господь отнимет дух от человека, человек превратится в прах, полностью исчезнет.
  5. К чему, собственно, всё сводится властолюбие. Зачем людям много денег? Боль?ие деньги нужны для того, чтобы иметь власть. Это есть пик гордости. Гордость выражается во властолюбии. Всякий гордец потом все равно будет стремиться к тому, чтобы приобрести власть. ? сребролюбие является только средством. Почему люди хапают, и хапают, и хапают деньги? Потому что они прекрасно понимают, что будут деньги – будет власть. Пускай маленькая, но она будет. Потому что без власти, без возможности что-то ре?ать, особенно в современной России, деньги вообще ничего не значат. В одной стране, точно знаю, но не буду говорить в какой, для того чтобы стать членом Совета Федерации, нужно внести взнос – 10 миллионов долларов. Это только взнос, который человек «отобьет» за год, и потом будет зарабатывать.

Виды гордости по авве Дорофею. Замечательная книжка, всем всегда рекомендую, кто сможет её прочитать – прочитайте, называется «Ду?еполезные поучения аввы Дорофея». Азы Православия. Замечательная вещь. Книга такая, что не каждому она сразу может даться, я сам её прочитал только с третьего раза. Первый раз я её читал, пробыв полгода в Церкви, второй раз примерно через год-полтора. Книгу открывал – ничего не понимал совер?енно. А через 4-5 лет я её прямо взахлеб прочитал, и она очень мне понравилась, сейчас её до сих пор перечитываю, перелистываю. Она в свое время человеку приносит очень много пользы.

Гордость делится на несколько видов:

I.          Первая двоица видов
1. Гордость против людей — это когда человек надмевается над своими братиями, над окружающими, проявляет гордость по отно?ению к ним.
2. По отно?ению к Богу. Т.е., как говорит авва Дорофей, когда человек надмевается над человеком, впадет в гордость и эта гордость приводит его к тому, что он уже начинает гордиться перед Богом, и потом хулить Его, считать себя независимым от Бога.

II.          Другая двоица видов
1. Гордость мона?еская, или я сказал бы — гордость подвижническая, потому что не только монахов такая гордость обуревает. Это все те, кто именно занимается подвигами духовными – т.е. исполняют все положенные правила, исполняют устав, а даже, бывает, превы?ают устав во многих отно?ениях. Т.е. эти подвиги дают им возможность надмеваться над остальными братиями.
2. Есть гордость мирская. Когда человек не ведет подвижнический образ жизни, ему нечем надмеваться. Правило ты не читае?ь, в церковь ходи?ь раз в месяц – чем тебе надмеваться над ближним. Ты начинае?ь надмеваться другим – у меня джинсы такие-то, у меня ма?ина такая-то, я живу в таком-то доме. ? получается, что человек начинает гордиться вне?ними вещами, материальными благами, земными, и это есть гордость мирская.
Под гордостью житейской, о которой мы сейчас мы с вами говорим, можно разобрать несколько пунктов:

1)     Род и происхождение, когда человек гордится своим происхождением. Когда встречае?ься с людьми, у которых гены очень насыщенные, благородные, — они действительно люди интересные, приятно даже пообщаться с таким человеком. Когда ты с ним сиди?ь, то понимае?ь, что перед тобой сидит человек, у которого предки когда-то правили Россией и т.п., это было лет 500 назад, древние роды. Это их семя, их потомки. ? возникает некоторое духовное ощущение, достаточно сильное, когда ты соприкасае?ься с великими людьми, с великим родом. ? конечно, если человек неблагоразумный, глупый, то он начинает надмеваться тем, что — «вот, я». А на самом деле достоинство рода человеку ровным счетом ничего не дает. Абсолютно ничего не дает. Но, тем не менее, гордость житейская человеку позволяет надмеваться.

2)     Знания, мудрость, образование – этим больна на?а интеллигенция. Т.е. человек-интеллигент немножко себя свысока ставит, потому что все остальные не имеют образования, не имеют утонченности. Они всегда человеку подскажут, как нужно правильно сказать, что не надо говорить «зво́ни?ь», а «звони́?ь», т.е. всегда тебе не преминут сказать, как нужно правильно выразиться, как нужно правильно сесть, как нужно курочку съесть и прочее. Всё это относится к этикету, чем больна на?а интеллигенция. Даже если хотят подсказать из благих побуждений, то очень часто (всегда) под благими побуждениями бывает скрытая гордость. Когда ты хоче?ь человеку чем-то помочь – посмотри в свое сердце.

3)     ?мущество, богатство, одежда. Гордость житейская – человек гордится своим имуществом, богатством, одеждой. Преподобный ?саак Сирин говорит: «Кто укра?ает себя одеждой, тот болен недугом гордости». Щегольство и прочие все вещи.

4)     Когда человек обладает определенным статусом, должностью, званием, чином, когда человек работает начальником – это тоже способствует приобретению некоторой гордости человеком. Хотя его завтра могут уволить или ли?ить, он останется без ничего, но, тем не менее, по своей глупости человек гордится этим. А это действительно глупость. Святитель ?оанн Златоуст во многих своих проповедях часто говорит, что человек, который гордится, — он глуп, безумен и туп, потому что обманывает сам себя. Так и есть: самоцен, сам себя возносит, а на самом деле ничего собою не представляет.

5)     Телесное совер?енство, телесная красота, когда человек красив лицом; особенно женщины, деву?ки молодые очень этому привержены, и они начинают красоваться. ? кинематограф и другая индустрия показывает, до какого греха всё это докатилось и до какой глупости.

Происхождение гордости:

Книга Пророка ?езекииля, глава 28, с 12 по 17 стихи. Это пророчество о царе Тирском, но боль?инство Святых отцов его относят именно к падению Денницы, т.е. падению сатаны, который был ангелом, а потом стал демоном, потому что возгордился. Эти тексты, которые я зачитаю, к царю вообще не имеют никакого отно?ения. Просто они в пророчестве о царе, само по себе это пророчество боль?ое по своему размеру, но именно этот фрагмент как раз указывает на падение Денницы, ангела света:
«сын человеческий! плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совер?енства, полнота мудрости и венец красоты». Ну, о ком можно так сказать, как не о Деннице, о самом светлом ангеле, который был. «Венец красоты» — разве можно так о царе сказать? «Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были укра?ены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнезды?ках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совер?ен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не на?лось в тебе беззакония. От об?ирности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согре?ил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор». Вот такое пророчество, которое образно, аллегорично показывает, приоткрывает нам завесу над тем, что было там, в начале, до бытия мира вещественного, до человеческой истории, как сатана согре?ил, чем он прельстился. ?менно красотою своею, мудростью своею – он посмотрел на себя и сказал: «Я совер?ен. Буду подобен Всевы?нему» — сказано в Священном Писании, — «со Всевы?ним поставлю престол мой». Но здесь на?елся более трезвый Ангел, который не занимался самоценом, он сказал: «кто как Бог?». Это имя – Михаил, — “кто как Бог”. ? он поднял Ангелов, которые свергли Денницу вместе с ангелами, которые прельстились его обольщениями, на землю. Т.е. духовно они находятся сейчас среди нас.
?так, в чем суть падения Денницы заключается, в каких моментах?

1)     Очень часто в жизни на?ей так бывает, мы именно из-за этого согре?аем. Лактанций в своих «Божественных установлениях» говорит следующее: что человек создан для того чтобы «взирать всегда на лице Божие». Человек ходит на двух ногах, и древние философы об этом говорили. Но именно христианские богословы как раз добавляют ту истину, которая очень интересна, что человек ходит на двух ногах не для того, чтобы просто ходить и смотреть перед собою, а для того чтобы иметь возможность общаться с Богом, поднимать лицо горе́, и общаться с равными себе – с ближними, потому что они есть образ и подобие Божие. Т.е. так высоко христианское богословие ценит человека. ? человек в своей жизни всегда должен смотреть на Бога, и через Бога должен смотреть на себя. Не сам на себя должен смотреть, а именно через Бога, в Боге. ? поэтому, когда человек отворачивает взор от Бога и обращает его на себя, вне Бога, без Бога, тогда происходит самоцен, глупость и падение в гордость. Чуть даль?е я ещё скажу о том механизме, через который всё это происходит.

2)     ? после этого, когда человек отворачивает взор от Бога (также это касается духовных существ – ангелов), — он смотрит в свой ум, смотрит в свои возможности, в таланты. Сатана был «печать совер?енства», представляете. Это был один из самых выс?их, самых мудрых херувимов. У нас ведь тоже есть люди талантливые. Стоят двое, и всё прекрасно видно – один человек Богом одарен, имеет много талантов, способный человек, а другой – не очень. Но это не значит, что таланты унижают в человеке образ Божий, — нет, это образ Божий, у каждого своя харизма, у каждого свое предназначение. Но человек более талантливый, когда он живет без Бога, смотрит на свою красоту, он смотрит на свои таланты: «Как я могу! Как я умею!». ? от этого надмевается его сердце, оно заражается гордыней, становится каменным, черствым и, соответственно, не способным ни к какому доброму делу. Так происходит гордость.

3)     После того, как согре?ил дьявол, он соблазнил первых людей. Чем? «Будете как боги». Все мы знаем, все мы помним, это лежит даже у нас на памяти: «будете как боги». ? Ева взяла яблоко и съела, потому что ей эта мысль понравилась, потому что она тоже в этот момент свой взор отвела от Бога. Вы?ла из Его подчинения и приняла самостоятельное ре?ение, а это есть падение. Поэтому сегодня в на?ей с вами жизни, даже в духовной, – читаем ли молитвы, читаем ли Библию, делаем ли какие-то добрые дела свои, — если мы в Боге — у нас как-то всё спорится. Есть покаяние, есть смирение, потому что мы в Боге. Когда человек находится в Боге, он не может не ощущать чувства покаяния, раскаяния, потому что он ощущает непрестанное присутствие чистого, святого Бога, и это в человеке пробуждает чувство благоговения и раскаяния за свои грехи, за свою немощь и т.д. Когда же Бог человеком убирается из сознания – появляется самость. Всё, человеку некого стесняться, некого бояться, он начинает трудиться для того, чтобы прославить свое собственное имя.

Как рождается страсть гордости в ду?е человека, через какие механизмы это происходит?

  1. Предвестник и начало – тщеславие, как мы с вами уже говорили. Когда человек начинает тщеславиться, те?ить себя славою, начинает принимать славу от людей, а не славу от ?стинного Бога. Помните, как сказал Господь на? ?исус Христос фарисеям: «славу от подобных себе принимаете, а славы, которая от Единого Бога, не ищите. Горе вам, потому что вы уже получили награду свою».
  2. Что сегодня, конечно же, у всех нас есть – это повреждение на?ей природы, парализация на?ей воли. На?а природа рассечена, именно гордостью она повреждена, и человек не собран, мы не хозяева своей природы. Человек хозяин в чем? В грехе он хозяин! Объесться – пожалуйста. Согре?ить – я себе хозяин; воздержаться – сил нет. Допустим, поголодать – сил нет. Воля, чтобы сделаться человеку хозяином добродетели, — слаба. Немощна. Абсолютно бессильна даже, я бы сказал. ? природа в человеке так рассечена и расстроена, она находится в таком дисгармоничном состоянии, что человек порой даже с мыслями собраться не может, не говоря уже о том, чтобы себя соединить. Бывает даже, что с утра встае?ь и разбит так (а разбит именно потому, что не моли?ься долго или грех какой-то мучает), что даже и мысли собрать не може?ь. Какое расстройство – даже сам ум рассыпается.
  3. Неведение, плотское мудрование и заблуждение. Оно происходит у нас, конечно же, с детства, когда человек не знает, что такое гордость. Растет ребенок и даже не понимает, что такое гордость, не ощущает этого и уже поступает по этому греху. Очень хоро?о, когда детей воспитывае?ь, приучать человека просить прощения с детства. Обидел кого-то, сказал плохое слово – подойти, искренне попроси прощения. Потому что когда ты проси?ь прощения, — ты смиряе?ься, ты учи?ься очень хоро?ему качеству, которое при правильном понимании не дает гордыни возрасти в человеке. Я заметил, когда с некоторыми дети?ками начинае?ь разговаривать, если не употребить хитрость, — не попросят прощения, уже гордыня. Хотя ещё греха особого нет, но само движение гордости уже командует. Помню, был такой случай однажды, при?ли в ?колу и там поссорились дети?ки, девочка с мальчиком, и получилось так, что девочка говорит: «Он меня ударил». Тот говорит: «Я её не ударял». Получается спор, она обиделась, он говорит: «Я её не ударял». Я ему говорю: «Ну, ты попроси прощения». Он говорит: «Я её не ударял». При?лось пойти на хитрость, я говорю: «Ну, ты же её не ударял, ты же не хотел», — «Нет», — «Ну так давай, проси прощения, потому что мы этого не делали, правильно? Что, с тебя убудет?», — «Нет, не убудет», — «Ну давай», — «Давай». Всё. Договориться можно спокойно. А так, чтобы в лобовую, – гордость уже ме?ает, хотя ударил, он это сделал.
  4. Когда в человеке после всех этих физических, природных моментов, о которых я сейчас сказал, возникает ощущение, что я – нечто. Сегодня, конечно, людям мирским, когда начинае?ь говорить, что «я – ничто», отвечают: «Да ладно, что вы говорите! Какую-то ерунду. Ну как человек может сказать о себе, что он – ничто?». Действительно, эти мысли настолько дикие для гордого сознания, что они человеком сразу отбрасываются как мысли какие-то ?альные, просто ненормальные мысли – «как это я ничто?». ? ситуация такова, что когда в человеке возникает это ощущение, что «я – нечто», и следующее за этим идет, что «я не просто нечто, а нечто важное». Конечно, ты человек, ты – образ Божий, ты имее?ь достоинство, ты благородством обладае?ь, но нельзя думать, что ты сам по себе нечто значит, ни в коем случае. Сначала ты говори?ь, что «я — нечто». Потом помыслы тебя возносят, и ты начинае?ь говорить, что «я – нечто важное, особенное». Когда человек уже верующий – что «особенный механизм в ма?ине Божией, без меня уже Церковь существовать не может». Даже человек в миру – «я спасаю мир, без меня мир спасен не будет». Это есть как раз не просто — «я нечто», а уже — «я нечто важное», которое вырождается в такое понятие, как «супервумен» и «супермен», т.е. человек, который реально может спасти мир. А кто может спасти мир кроме Бога? Никто. Но, тем не менее, люди, причем один человек так говорят. Т.е. там гордыня уже таких размеров, что он думает, что один спасет весь мир.
  5. После того как человек понял, что он — нечто важное и значительное, к нему приступает мечтательность. Это самый хитрый и лукавый механизм, который использует бес для того, чтобы человека ввергнуть в состояние постоянной гордости. Как это всё происходит: человек ложится спать, или едет где-нибудь в ма?ине, или сидит за партой на уроке, —  и вот он сначала входит в ощущение, что он — нечто, и начинает мечтать. Если это романтик, — о том, как он спасает деву?ек одну за другой и потом они становятся его супругами, если он рыцарь – он выигрывает в турнирах, если он боксер – он побеждает на поединках, если он хоро?ий инженер – то он создает такой проект, который до самого президента доходит. ? мечтание в человеке создает такое ощущение, что человек считает себя достойным всех этих вещей, не замечая того, как в нем это всё происходит. Просто помечтал. А почему? Потому, что ты подумал, что ты нечто важное. Да, если ты когда-то сделае?ь, это что-то может быть, но не надо себе нагонять такую цену. Потому что ты потом с этой «бумажкой» буде?ь ходить, и тебя никто даже на пу?ечный выстрел не подпустит, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Был у меня один знакомый конструктор, он изобретал гениальные вещи. Послали его в одну геологическую экспедицию, дали ему какое-то количество угля. Ползимы про?ло, он смотрит, что угля может ему не хватить. Он затылок почесал – «что же сделать?» — придумал печку, во концовке, когда закончилась зима, у него ещё почти весь уголь остался. Вот такую придумал печку замечательную. ? с этого времени он начал придумывать. Придумал известный дизельный двигатель, но он сегодня в разработках, потому что за всё платить надо. Если к нему приезжае?ь в гараж, он тебе на ма?ину ставит такую трубочку, и ма?ина из 80-го выдает 92-й бензин, поднимается октановое число. Он ездил в «АВТОВАЗ», испытывал эту свою ?туку на компьютере, десятка показала расход 4,2 л на 80-м бензине. Т.е. заливае?ь 80-й бензин, он через трубку проходит, разогревается и становится 92-м. Я это всё сам видел, действительно так и есть. Но возмечтал он зело о себе, конечно, и — ни с кем не может договориться. ? куда он ни придет, он ни с кем разговаривать не может, потому что «они все тупые, они ничего не понимают, они ничего не видят». Он говорит: «Я патриот, я за рубеж не хочу всё это отдавать». ? постоянно со всеми скандалит, а воз и ныне там. На самом деле человек гениальный, но таких людей сегодня много в стране, особенно в России. Голь на выдумку хитра, соображалка у русского человека развита, потому что выживать приходится всегда, жить сыто не получается, приходится выживать. Поэтому талантов много, и разных разработок действительно много лежит, просто у нас такая страна, что не идет всё в ход. Всё идет через другие вещи, как говорится – «монета звенит, ду?а в рай летит», т.е. если это есть, тогда всё будет двигаться. Соответственно, таких людей, как ты, — много, ты не исключительный, твоя исключительность есть предмет твоих мечтаний. Даже если ты кого-то в чем-то превзо?ел, может быть, но тот, которого ты превзо?ел в этом, — превзо?ел тебя в другом. ? какой бы ни был, например, талантливый боксер, он все равно потом проигрывает. Приходит какой-то новичок и прямо в первом раунде отправляет его в запас. Это всегда так было, не бывает по-другому. Но что сказал Мухаммед Али: «Я перевернул мир». Ну, глупость. Ну что ты перевернул? Сиди?ь сейчас, трясе?ься там, более?ь, — ну что ты перевернул? Ты посмотри на себя в зеркало то, ну! Чего ты перевернул? Но какая гордость, какая самоуверенность! Просто хоро?о боксировал человек, но он уже думал, что он перевернул мир. «Битлз» – ну просто играли мужики на гитаре. Ну, мужики. «Металлика» и то, наверное, луч?е играет, чем «Битлз». Ну, вот так если посмотреть – ведь много же было всего. Таких было, правда, много. Нет, — «мы – новая религия». Ну, сме?но даже. Какой-то взял и убил его. ? всё — религии нет.
    Т.е. что происходит – мечтательность доводит нас до сумас?ествия. Почему Святые отцы и говорят, что мечтательность очень вредна, особенно когда она сопряжена с гордостью. Есть люди по природе скромные, спокойные, тихие, не особо стремящиеся в жизни, они по характеру такие. Есть по характеру люди склонные к гордости. ?, конечно, человек, склонный к гордости, склонен и к мечтательности, эта грань всегда присутствует рядом с человеком для того, чтобы разжечь в нем пожар безумия, пожар умоисступления.

Вне?ние причины гордости, по которым гордость в нас заводится (косвенные причины, которые вне?не влияют на нас):

  1. Прежде всего, говорит ?саак Сирин, это на?а вне?ность (щегольство, укра?ение одежд, когда человек много времени отдает тому, как он одет). Один друг женился и рассказывал, — он уже оделся, уже вспотел два раза, она всё платье выбирает… То одно, то другое, то не подо?ло, то короткое, то длинное, – там целый гардероб. ?ли другая – у неё на каждое платье сумочка своя; ?ифоньер открывае?ь – там сумок висит ?тук тридцать. Это о чем говорит – что человек через это пытается себя как-то реализовать. Это всё ли?нее. Человек должен в одежде что соблюдать, прежде всего, — опрятность. Человек должен быть опрятным. Помню, подвизался один брат (сейчас он уже иеромонах), духовный такой человек, так вот у него кофта ?ерстяная, знаете, такой крупный вяз, и он её доносил до такой степени, что она уже заблестела. ? батю?ка к нему подходит и говорит: «Слу?ай, брат… кольчужку то иногда стирать надо». Потому что она уже в кольчугу превратилась, блестит, на свету переливается от грязи. Ну, это некрасиво. Есть люди, которые любят ботинки начищать каждое утро. Он встает, раз почистил, в магазин сбегал – опять почистил. Помню, когда мы в семинарии учились, мы под?ивку делали на воротничок, два раза в день надо было под?иву стирать и под?ивать. А другой просто сделал – взял, отрезал горлы?ко от водолазки белой, надел и носил неделю. Потом снял, постирал и опять надел. Самое главное, чтоб чисто было, каждый исходит из своих моментов. Это является основным в одежде, чтоб человек был чист, опрятен, а уже всё остальное – как, что он там носит, — это уже не на?его ума дело. А Святые отцы, которые жили в пустыне, они даже специально и не мылись, чтобы их осуждали, чтобы нести поно?ение, потому что это полезно.
  2. Вращение в миру производит гордость, т.к. гордость есть закон мира. Несмотря на то, что в мире правит любовь, всё равно мир, конечно, стремится жить по законам гордости. ? соответственно, человек, который постоянно вращается в этом мире, как бы пытается быть винтиком, частью этого мира, — он, безусловно, будет впадать в гордость потому, что мир его в этом «заведет». ?наче нам совсем надо было бы выйти из мира, по слову апостола. Мы не пытаемся стать частью этого мира, но человек, который пытается стать частью этого мира, в боль?ой степени подвержен гордости.
  3. Также Святые отцы говорят, что очень стра?но сожитие и общение с гордыми, когда у тебя гордые друзья. Как сказал пророк Давид: «со строптивым разврати?ься». У Святых отцов даже есть такая поговорка очень интересная: «Луч?е жить с прокаженными, чем с гордыми». Потому что для ду?и сожительство с гордыми очень вредно. Ты ни ре?ения правильного принять не може?ь, у тебя советники – все гордецы, они тебе такую же глупость и посоветуют. Помните, какую посоветовал глупость сын Соломона, внук Давида, когда при?ли к нему племена израильские, десять колен, и сказали: «Бремена на нас тяжелые лежат, ты немножко послабь», а он им ответил – «мой мизинец толще…» (не буду даль?е говорить), мол, это бремя, которое отец мой Соломон на вас возложил, было легкое, я сейчас на вас ещё боль?е возложу. Ну и, соответственно, десять колен взяли и отпали, и получилось две страны. ? потом эти десять колен вообще исчезли, были выведены в Ассирийский плен в 722 г., когда было завоевание Ассирии, когда десять колен пропали. ? получилось у евреев теперь только два колена – иудино и вениаминово. А ещё десятерых нет, потому что один умник, послу?ав?ись умников, ответил грубо. Хотя мог бы сказать просто по-человечески: «Давайте ре?им».
  4. Слава человеческая мало-помалу тоже рождает гордость, когда человек испытывает на себе славу. Там тебе сказали – «ты хоро?», там тебе сказали – «ты молодец», там тебя похвалили, там тебе подмазали. Гляди?ь – и человека не узнать. Постепенно это всё происходит, не сразу, мало-помалу, незаметно для нас.
  5. Также в беседе о тщеславии, помните, я вам говорил о том, что детей хвалить нельзя, потому что дети потом, когда вырастут, будут всегда искать похвальбы для того, чтобы двигаться даль?е – «если меня не похвалили, значит, я делаю неправильно; если меня не похвалили, значит, я делаю что-то не так. Если меня не похвалили, значит, я плохой. Если меня не похвалили, значит, у меня нет сил для того, чтобы двигаться даль?е». Так вот, похвалы тоже, конечно, рождают гордость, потому что за тщеславием следует гордость. Поэтому с похвалами всегда, особенно в воспитании, нужно быть аккуратным. Как говорит один из Святых отцов, «если ты человека похвалил, — то же самое, что ты поставил подножку бегущему», потому что результат такой же. Т.е. ты человеку не сделал помощь, а сделал ему подлость. Ты просто сделал подножку исподти?ка, а он даже ничего этого и не знал. Ты его просто похвалил, и, может быть, своей похвальбою ты сгубил какой-то его плод, талант, награду, которую он мог бы получить, не зная, что он сделал какое-то доброе дело, когда оно проходит скромно и незаметно для человека.
  6. Также у человека рождает гордость бесстра?ие (дерзость), когда человек дерзновенно, бесстра?но делает какой-то поступок. ? после этого бесстра?ного поступка у человека возникает ощущение, что он может многое. Как и сказано, что смелость и дерзновение при развращении и гордости преобразуется именно в дерзость, в бесстра?ие, которое на самом деле вредно и является греховным проявлением.
  7. Очень серьезная и частая причина, по которой в нас возникает гордость, Святые отцы говорят очень интересно о том, что это чистая совесть, подвиг и правильность в поступках. Делае?ь хоро?о, подвижничае?ь, совесть тебя не обличает, т.к. ты делае?ь всё хоро?о, — это как раз есть почва, в которую обильно сыплются семена гордости. Тебе не за что себя укорить, ты всё сделал. С утра встал – «Благословен Бог!» — «Аминь!» — всё правило прочитал. По?ел — то сделал, там всё сделал, ты доволен собой, ты прекрасный человек. Что происходит даль?е? А даль?е происходят такие явления, как фарисейство (вне?нее исполнение закона). Фарисеи на лбу себе закон писали, чтобы показаться духовными. ?дет фарисей – весь такой духовный: на лбу закон написан, на одежде повязки с законом, на рукавах. Он весь идет, как Библия ходячая… Люди смотрят – «какой духовный». Как у нас сегодня: батю?ка идет в рясе – то же самое, что фарисей в плане вне?нем. Фарисеи рань?е носили одежду как все, длинный хитон, обычную одежду, но надо было как-то выделиться – и вот они делали повязки и проч. А сегодня батю?ка уже выделяется. Он надевает рясу, и он уже другой. ? это тоже надмевает. Когда человека только рукоположили, он носит подрясник, и на первой исповеди, как правило, духовник благочиния или епархии спра?ивает: «Нравится носить рясу?». Я стыдился первое время. А вообще некоторым нравится, и это плохо. Правильное установление – когда ты стыди?ься, потому что ты боре?ься, когда на тебя нападает стыд. А если на тебя стыд не нападает, когда тебе нравится – тогда что с тобой бороться, ты уже в пределах безмятежной пристани гордости и скоро с тобой всё будет в порядке…
  8. Следующее явление чистой совести – это трудоголики, о которых мы с вами говорили в другой беседе (беседа о сребролюбии). Трудоголик – это человек, который всё всегда делает правильно, луч?е всех, боль?е всех, и, как правило, он осуждает тех, кто работает хуже. ?х физическая мощь, способность в труде доводят их до этого состояния. Ну и конечно, можно здесь вновь упомянуть интеллигенцию, когда у них всё по этикету. Сделал всё по этикету – ну, ты молодец, тебя можно в люди выпускать. Нет – сиди дома.
  9. ? очень интересно последнее – это благодарение Бога. Помните молитву фарисея: «Боже, благодарю тебя, что я не такой, как этот мытарь». Почему у человека возникает гордость, когда он благодарит Бога? Потому что человек благодарит Его за какие-то достоинства, которыми Бог, как ему кажется, выделил его, сделал его значимым, духовным или ещё что-то.

После того, как мы с вами определили, что является гордостью, из чего она состоит, какие вне?ние условия способствуют возникновению гордости, как она называется, следующее, о чем я хотел бы сказать – это о признаках гордости. Как человек может по себе сразу определить, горд он или нет. Есть определенные характерные признаки, которые очень часто в жизни проявляются, и когда человек эти признаки смотрит, он понимает, что гордость – это просто моя черта, самая первая. Хотя и без признаков в принципе верующий человек это знает. Но для тех, кто интересуется, только начинает изучать, признаки эти полезны.

  1. Презрение ближнего, надмение и раздражение. Когда ты позволяе?ь себе раздражиться на человека, ты уже себя считае?ь вы?е его. Поэтому раздражение есть первей?ий признак того, что ты болен гордостью. Как я уже говорил – надмение есть источник раздражения. Ты уже считае?ь себя вы?е этого человека, ты позволяе?ь себе грубость, раздражение. Раздражение – это уже дикое поведение, это уже ненормальное поведение человека. Человек превращается в некоторого зверя в раздражении, а через пять минут в убийцу. В принципе раздражение – оно таково. Вспы?ка – и человек уже убийца. Всё может поменяться за одну секунду, потому что гнев – это очень стремительная страсть.
  2. Когда человек домогается почестей, славы и предпочтения, когда человек к этому стремится. ?з грубых проявлений этого – приходи?ь к какому-то начальнику, начинае?ь с ним говорить, а он тебя начинает поправлять и говорит тебе: «А как нужно вести беседу?». Т.е. тебя сразу ставит на место. ?ли в духовных отно?ениях бывает: один батю?ка говорит, что детей священника надо называть на «Вы»… Ну, а они-то здесь причем? Т.е. это как раз производит в человеке такое состояние, когда он почести не знает, как взять, то он их через детей пытается как-то навязать прихожанам, чтобы прихожане тоже думали, что это нормально. Что они сделали, чтобы их на «Вы» называть? Что они дети священника, что ли? Батю?ку-то не всегда на «Вы» называют, и в принципе этого требовать особо и не нужно, хотя когда ты разговаривае?ь с человеком на «Вы», это все-таки некоторая дистанция, некоторое благоговение. Есть, конечно, изворотливые формы этого, но все-таки когда на «Вы», общение идет более благоговейное и уважительное. Когда на «Вы», ты уже не особенно раздражи?ься. Хотя могут раздражиться, так бабу?ки раздражаются, когда им говори?ь — «Спаси тебя Господи!» — «и ТЕБЯ спаси Господи!».
  3. Мнение о том, что ты исключителен, неповторим, оригинален, важен, весь состои?ь из особенностей. Действительно, каждый человек неповторим, уникален, это правда. Каждый человек образ Божий, всё это ясно. Но когда это всё приобретает в человеческой гордости извращенную форму, тогда это плохо. Человек видит себя как бы на высоте, вы?е всех благодаря мнению о своей исключительности.
  4. Также когда человек не терпит превосходства над собой, дух соперничества. Дух соперничества, о котором мы сегодня пытались заговорить, это как раз есть — когда человек не терпит, чтобы кто-то был первый кроме него. ? сегодня, конечно, мир по закону греха живет, люди соревнуются между собою – кто во грехе преуспеет луч?е другого. Всё это понятно. Они соревнуются, и мы не должны в этом подражать, это не на?а прерогатива.
  5. Зависть, ревность, злорадство, когда человек из зависти начинает ненавидеть другого человека, пренебрегать им, и злорадствует.
  6. Когда человек не прощает обиды, обидчив. Обиды есть характерный признак гордости. Человек замыкается и не хочет разговаривать, поссорится и не идет на контакт, не прощает обиды, злопамятствует. Так всегда бывает в семейных отно?ениях – один много говорит и быстро прощения просит, второй мень?е говорит, но долго обижается. ? вот эта дилемма между ними. ? люди друг к другу идут и находят некоторую гармонию, что, в конце концов, начинают оба мало говорить, быстро прощать и мень?е обижаться.

Также после злопамятства и мести у человека возникает ненависть к обличителю. Т.е. когда тебя обличили, ты начинае?ь человека ненавидеть за это. Это как раз есть признак гордости, признак возно?ения. Как говорит премудрый Соломон, мудрость заключается в том, чтобы уважать и любить обличающего, потому что это врач, это лекарь. Тот, кто обличает, реально приносит тебе пользу, а никто из льстецов никогда правды тебе не скажет.

7. Строптивость, непокорность, прекословие. Даже когда общение происходит между людьми, в ведении диалога очень интересно просматривается: человек 6-7 собираются, идет диалог, о чем-то говорят, и каждый пытается свое мнение выразить как-то, свое слово вставить, к себе привлечь внимание. Помню, однажды увидел, удивительно: все разговаривают, и один человек долго не мог вступить в разговор, ему просто не давали (знаете, бывает — хоче?ь сказать, и тебя другой человек резко перебивает другой мыслью какой-то; все увлекаются его мыслью и получается, что тебя не слы?ат, твоя мысль как бы в сторону уходит). ? он завизжал. Взвизгнул – все на него переключились – и он начал говорить свою мысль. ? причем он даже не понял, что он сделал. Он просто сделал это подсознательно, чтобы привлечь к себе внимание. Просто взвизгнул, мысль у всех провалилась, все на него смотрят, — и он начал рассказывать о том, как у него всё было там хоро?о.

8. Когда человек склонен к самохвальству, к хвастовству, к самопрославлению. Ну, другие же не видят, правильно. Сегодня это называется таким очень либеральным словом – пиар. Не похвальбы, а просто пиар, работа такая, надо двигаться. ? все люди сегодня живут по этому принципу. А этот пиар – это самопрославление, самохвальство, похвальба. Нужно называть вещи своими именами. ? блажен человек, которого прославляет Бог, а не сам он прославляется. Конечно, человеку трудно, когда надо что-то делать, и когда нужно делать это самому, и продвигать то, что ты делае?ь сам. ? делае?ь не потому, что тебе хочется быть каким-то красивым или ещё что-то, а делать именно для того, чтобы сделать для Церкви хоро?о. ? у самого человека бывает очень много проблем и трудностей внутри самого себя потому, что он через горнило сомнений проходит — «а надо ли это делать?», т.к. в принципе, да, это надмевает человека. Без надмения здесь не обходится, но, тем не менее, делать надо. Так же в других случаях, когда человек пытается как-то свое дело реализовать, продвинуть, а его не понимают, ближние осуждают, знакомые и т.д. Это всё весьма естественно, и тяжело, когда человека не знают, это всё как-то реализовать и в жизнь пронести. Наверное, конечно, луч?е всего, может быть, ничего не делать. Но с другой стороны тогда – а как? Вот допустим, человек изобрел что-то. Оно же не может просто лежать. Человеку уж надо это всё в жизнь воплотить, он начинает это дело продвигать. Конечно, он будет надмеваться, потому что гордость, неправильная духовная жизнь. Но если мы не будем ничего делать, тогда мы вообще ничего в жизни не сделаем. ? поэтому надо делать, и в этот момент нужно учиться, как бороться с гордостью, с надмением, с возно?ением, с самомнением, с самоценом, со всеми её проявлениями, чтобы понять, что ты находи?ься все-таки в жестком греховном плену. ? тебе нужно употребить очень много сил и милости Божией для того, чтобы избавиться от этих грехов.

Как проявляется этот грех:

В разговоре – крикливостью, в молчании – досадой. Т.е. когда человек разговорчив, — он начинает кричать, если человек молчалив, — он начинает сам себе досадовать на другого человека или на то, чем он недоволен. В веселье – громким смехом, в ответе – строптивостью, в речи – безрассудством, в делах – надмением, с подчиненными – барством, в обличении – ненавистью, а не милосердием, в молитве – рассеянностью, непостоянством, в общении с Богом – обидой. Когда человек горд, он говорит: «Господи, ну почему Ты мне (мне!) не помог?! Ведь я такой у Тебя!.. А Ты меня взял, и бросил».

Последствия греха гордости:

  1. ?значально это расстройство природы и рассечение естества. Т.е. полная деградация человеческой природы, что человек, как мы уже говорили, не является хозяином своей собственной природы. Ум – одно, ду?а – другое, сердце – третье, плоть – четвертое, — ну, об этом мы с вами всегда много говорим.
  2. Мечтательность, фантазии именно уже как некоторое состояние, когда человек не может без мечтаний. Он ложится, долго не может заснуть – два, три, четыре часа, причем реально у человека нет проблем со сном, он просто парит умом, мечтает, и в этих мечтаниях он достигает каких-то высот, покоряет каких-то женщин замужних и т.д., всё в этих мечтах своих делает. Это есть некоторое состояние, от которого не сразу избави?ься. Многим людям, с кем я разговаривал, кто болен такой мечтательностью, очень тяжело. Ложится человек – и начинается, потому что он уже привык, это уже привычка – мечтать.
    ? также после таких мечтаний от гордости происходит подобное ощущение, которое сродни мечтанию – страхование. Это разные бесовские ощущения, мнимые, когда человек что-то себе придумывает – это всё происходит от гордости, потому что гордость, в принципе,является причиной трусости. В любви нет страха. А в гордости, по обратному движению, как раз есть страх. ? поэтому если человек боится, если он труслив, особенно если в духовных вещах у него такие моменты, то это есть конкретный признак гордости. Всем рекомендую книгу Валентина Свенцицкого «Путе?ествие к пустынникам Кавказских гор», кто может почитать, может, кто в аудио-формате возьмет, очень интересная. Там рассказывается, как они встретили одного умали?енного пустынника (т.к. пустыня – это дело такое, что там, в горах, люди от гордости сходят с ума – далее об этом скажем), ?ли с ним, разговаривали. ? сами Отцы говорили ему, что тебе нельзя в пустыне находиться потому, что это вредит тебе. У него временами конкретно разум за разум заходил, и он начинал нести всякую чу?ь, и конечно по барам ходил потом, по всяким каморкам, и люди видели пустынника такого больного. Но благоразумные это всё прекрасно понимают, ну а остальные, кто хочет осуждать, — они это всё осуждают. ? вот он при?ел после разговора с Отцами, лег, заснуть не может, и ему кажется, что монах (бес в виде монаха) карабкается в келью. У него отдельная келья, кельи друг от друга на расстоянии километра стоят. Т.е. один он, никого нет. ? ему кажется, что бес в образе этого умали?енного монаха ползет к нему, такой страх напал на него жуткий… ? во концовке лежит он с раскрытыми глазами, в темноте уже всё видит, через дверь заходит такой дымок и появляется ребенок… Стоит такой ребенок со старческим лицом, на худых, кривых ножках, всё такое зловещее, жуткое… Еле до утра дожил, на следующий день его Отцы к себе взяли, потому что иначе он бы не выжил. К человеку неподготовленному, гордому бесы сразу придут и начнут страховать. ? человек погибнет, тронется умом, тут всё просто.
  3. Похищение рассудка и умали?ение, авва Евагрий говорит, что даже и бе?енство. Т.е. когда человек реально повреждается рассудком, теряет разум, кончает жизнь самоубийством, и много разных вещей бывает после того, как человек впадает в грех гордости. В общем, это очень стра?но.
  4. Также после гордости следуют такие духовные заболевания, какпрелесть, духовное заблуждение, повреждение, ересь, раскол,говорит св. ?гнатий Брянчанинов. Все эти явления имеют своей причиной гордость. Потому что это есть выбор человека, когда он покорился гордости.
  5. Также человек в гордости имеет неадекватное поведение, глупость, тупость, безумные поступки (неправильные, опрометчивые), потому что человек гордый находится как бы вне реальности. Мечтательность нагнетает в нем некоторое ощущение того, что он другой. А на самом деле он в реальности-то другой совер?енно, но он думает, что он достиг каких-то моментов. ? он, соответственно, своим внутренним самомнением принимает какие-то ре?ения, делает дела, поступки, выводы. ? всё это, в конечном счете, приносит человеку, конечно же, боль?ое заблуждение.
  6. Также после гордости приходит скорбь, печаль, расстройство, отсутствие мира и покоя. ? очень даже хоро?о, что скорбь с печалью приходят. Для того чтобы человек не расслаблялся. А то бы сказал, что гордость – это очень комфортное состояние. А на самом деле Дух Божий покидает человека, и человек остается наедине со своими грехами.
  7. Также вслед за гордостью идет блуд и другие греховные падения. Человек реально может по себе заметить, что если у него присутствует очень много неотвязных блудных, хульных помыслов и т.д. – это есть признак того, что ты, либо в конкретной гордости пребывае?ь, либо в чем-то веде?ь себя гордо. Например, с каким-то человеком – сделал гордый поступок и не отступае?ь, либо какое-то ре?ение принимае?ь по гордости и т.п., т.е. в частном отно?ении дае?ь движение гордости.
  8. Также здесь нужно добавить, что идет забвение согре?ений. Ну, а какие у меня грехи. Я покаялся и вроде боль?е ничего не делал. Преподобный Силуан Афонский потерял в свое время благодать Божию оттого, что он думал, что покаялся в грехах и всё, о них не надо боль?е вспоминать. Господь ему сказал: «Надо. Ты покаялся, но ты всё равно о них помни, потому что, если не буде?ь помнить, — будет гордость». Помните, что сказал св. Силуан впоследствии: «Господи, почему я так страдаю? скорби такие, печали…», и получил ответ: «Потому что гордые всегда так страдают». ? блажен человек, кто поймет, что он в гордости, и преодолеет эти скорби.
  9. ? последнее, что я хотел бы сказать из последствий – это видение бесов. Человек без гордости, если он не болен психической болезнью, бесов видеть не может. Только гордость может разру?ить в нем естественное состояние. ?ли если он по гордости по?ел уже служить бесам, они могут ему явиться. Люди гордые конкретно могут видеть бесов. ? бесы могут им являться. Потому что гордость – это бесовский нрав, человек превращается в беса, будучи ещё во плоти.

?счадия этой страсти, по прп. ?оанну Лествичнику

Чада гордости суть таковы:

  1. Гнев, раздражение и досада.
  2. Клевета, злословие, хула.
  3. Прекословие, своенравие, непокорство.
  4. Зависть, ненависть, злопамятство.
  5. Ложь, лицемерие, человекоугодие. Гордость человеку ме?ает признаться в своих грехах, он идет на ложь. Когда гордый общается с человеком, он не может ему открыть истинные мысли свои, начинает лицемерить. Если он общается с людьми, которые вы?е его и которых он хочет использовать, — он начинает человекоугодием заниматься.
  6. Богоборчество, потому что человек, как мы вначале говорили, хочет поклонения самому себе. А тут Бог ме?ает… Нужно сделать так, чтобы Бога не было, человекобожие чтоб было. Бога нет – кому надо покланяться? Человеку. «Поклоняйтесь мне» — говорит человек. Французская революция.

Гордость – это мать всякого греха и страсти, начало и конец любого беззакония. Какая бы страсть не была – всё в гордости, всё она, всё из неё и всё к ней возвращается. Она, как всепожирающая живность, распространяется по человеку и целиком заполняет всё его существо.

Мы с вами рань?е говорили о влиянии страстей на состав человека (на тело, на дух, на ду?у). Сегодня я хотел бы сказать, что всё то, о чем мы говорили, всё это влияние разных страстей на человека — находится в гордости и очень сильно здесь усугублено. Т.е. гордость очень плохо влияет на человека, ли?ает его божеских почестей, достоинств, фактически превращает его в беса.

Как бороться со страстью

Сегодня мы много говорим о грехах, и действительно приходится говорить, потому что мы говорим в плане учения о грехах. Потому что говорить о конкретной духовной деятельности – это всё-таки уже идет духовная жизнь, и она ре?ается уже индивидуальным образом у каждого человека. Если мы берем подвижника, который борется со страстями, то он каждую страсть представляет как некоторого воина. Он знает, в чем этот воин «одет», какое у него «снаряжение» — какие «мечи», какая «кольчуга». Он всё это знает. ? когда страсть начинает что-то употреблять против подвижника Христова, то он уже знает, какой щит у него, что, как. ? он соответственно подготавливается и очень быстро выводит эту страсть на чистую воду.
Нам же с вами, находящимся в миру и поглощенным полностью страстями, не имеющим возможности заниматься безмолвием, самоанализом, хотя бы необходимо понимать, что с нами происходит, и употреблять хотя бы некоторые усилия для того, чтобы бороться с этим грехом.

  1. Первое, что советуют Святые отцы, — это самоуничижение и самоукорение. Потому что после самомнения человеку нужно самого себя и укорить. Он подумал, что он хоро?ий начальник, — он должен сказать: «я плохой начальник, я недостойно несу свое послу?ание». «Я профессиональный водитель», — «да нет, я плохой водитель, я всё равно нару?аю, я всё равно отвлекаюсь, я всё равно где-то веду себя плохо на дороге». Т.е. человек должен обязательно себя самоукорять и самоуничижать для того, чтобы не раздулось в нем самомнение его.
  2. Перенесение похвал с себя на Первоисточник – Господа Бога. Когда тебя хвалят, ты должен искренне сам в себе считать, что это всё принадлежит Богу. «Я только реализовал то, что мне дал Бог», «я раб ничего не стоящий и сделал только то, что должен был сделать», — говорит евангелист Лука слова ?исуса Христа. Хоро?ий был проповедник Апостол Павел? Великий был проповедник! Но что он говорит: «горе мне, если я не благовествую, а благовествуя, я делаю только то, что мне вверено». «Я делаю только то, что мне дано, но если я не буду этого делать, то горе мне».
  3. Покаяние, сокру?ение и раскаяние. Без покаяния вообще никакой грех невозможно победить, и само состояние покаяния, смиренности внутри человеку очень помогает. ? когда мы чувствуем, что в нас нет покаянного чувства, то мы должны полностью себе сказать, что в нас чувство греховное, чувство горделивое. Мы далеко от Бога в этот момент.
  4. Смиренномудрие. Специально не говорю о смирении, потому что у нас с вами будет беседа о борьбе с гордостью и тщеславием, мы будем говорить о смирении, о смиренномудрии собственно, потому что о смирении мы мало что можем сказать. В основном будем говорить о смиренномудрии. Оно очень сильно человеку помогает. Смиренномудрие по очень простому определению аввы Дорофея – это готовность всякому человеку сказать «прости». Что бы ни произо?ло – возьми вину на себя. Себя посчитай виноватым, в себе найди вину. Это есть начало смиренномудрия. ? пример его такой: к одному старцу при?ел бесноватый, и в моменте припадка бесноватый ударяет старца по щеке. Старец был смиренный и, недолго думая, подставил вторую: «На, бей». Что произо?ло? Бес с криком вы?ел из того человека, потому что не мог стерпеть такого смирения. Приведу другой пример: один брат, который считал себя духовным, ре?ил вылечить одного бесноватого. Когда у него был приступ, тот положил ему руку на голову и начал читать молитву: «Господи, изжени из него лукавого, нечистого духа…». А бес говорит: «А хоче?ь, в тебя войду?»… Он говорит: «Не надо». ? у?ел. Есть разница – состояние человека гордого и состояние человека смиренного. Потому что гордому нельзя изгонять бесов. Как бес может бесов изгонять? Да никак. Молитвой и постом сей род изгоняется, по слову Господа, и, безусловно, смиренным и покаянным чувством. Потому что без этого никак. В гордом состоянии бесы только в тебя войдут. ? я думаю, что если бы он даль?е не отступил, бес бы в него во?ел. За гордость многое нам попускается.
  5. Также очень интересно в борьбе употреблять такое ощущение: когда ты сделае?ь какое-то дело, нужно смотреть не на результат – как хоро?о получилось, а как было трудно в момент делания, какие были немощи, недочеты, минусы. Т.е. смотреть на то, какие мы сделали промахи. Это будет нам очень сильно помогать. Допустим, тебе сказали: «Ты сделал хоро?ий чертеж», а ты сразу вспоминае?ь, сколько раз ты одну и ту же линию перечертил, у тебя аккуратней не получилось. Как, помните, в «Электронике» — он учительницу нарисовал, но он же робот. Она подходит и говорит: «Здесь неудобная позиция, тени не так ложатся». Т.е. всё хоро?о вроде бы, а она его раз – и осекла. А он говорит: «А я посчитал, что там всё хоро?о складывается». ? поэтому, когда человек что-то делает, нужно обязательно вспоминать о том, как ты это делае?ь. Как? «Проклят всякделающий дело Господне небрежно» – вот эти слова луч?е чаще вспоминать, чтобы не гордиться, когда что-то выйдет из-под нас.
  6. Также на?е хождение и предстояние перед Богом. Я об этом всегда говорю. Это, я бы сказал, авраамово духовное состояние, состояние праотца Авраама, когда он ходил пред Богом, и это ему вменилось в праведность. Он просто жил и всегда рядом с ним был Бог, одесную его. Он всегда представлял Бога рядом с собою. Разговаривает с человеком – видит Бога одесную себя. Бог рядом с ним – не солже?ь, не обмане?ь, не клевету какую-то употреби?ь. А как часто мы забываемся, что мы с Богом, все время ляпне?ь какую-нибудь ерунду, потом жалее?ь целый месяц об этом. То ещё что-нибудь. Хождение и предстояние перед Богом очень важно в жизни человека. Оно помогает человеку понимать, что он не один, что есть Бог, Который свят, Который чист, Который смирен, и Который помогает нам не согре?ать.
  7. Радостное перенесение оскорблений и скорбей как заслуженных нами, «по грехам на?им дано». Замечательное, очень интересное у пророка Давида есть выражение, когда его сын Авессалом изгнал из ?ерусалима, он вы?ел, ?ел по верху горы, а внизу Семей кричал ему, поносил его всячески, оскорблял его, говорил: «Это правильно, за кровь Саула тебе Бог воздал!». Это мы сейчас читаем Библию – Давид праведный и всё как бы правильно. А в то время партия Саула не считала, что Давид был праведником, они его ненавидели. ? так он его оскорблял, оскорблял, ему телохранители царя говорят: «Давай, мы ему сейчас голову отрубим и всё. Что это собака какая-то лает, на?его царя, раба Божьего, хулит». ? Давид сказал замечательней?ую вещь: «Не делайте этого. Сам Бог благословил ему оскорблять меня», и, выражая надежду, добавил: «После этого оскорбления да воздаст мне Господь днями благости, радости и очищения». ? так в жизни и бывает очень часто: если кого-то супруг или супруга оскорбляют, нужно это воспринимать так, как Давид – что это как раз хоро?о. Недавно встретил своего знакомого, ему досталась злая жена. Она хоро?ий человек, но в общении она злая, грубая, она может оскорбить. Бывают такие жесткие люди. До этого я не видел его несколько лет, но когда я его увидел, то понял, что это был промысел Божий. Я увидел смиренного старца перед собой. Т.е. за годы жизни с этой женщиной он смирился. Он преобразился, он стал другим, претерпев все эти оскорбления, унижения. Как Сократ – его помоями обливали, он всё это терпел спокойно и действительно достиг высот. ? когда мы всё это терпим по грехам на?им, то Господь приемлет на?е терпение, очищает нас, в том числе и от гордыни.
  8. ? также из борьбы нам должно быть, конечно, не чуждо, и весьма приветствуемо – повиновение, послу?ание, покорность людям, в частности судьбе потому, что порой не нужно судьбе противиться, как ведет Божий промысел, так и надо иногда смиряться и терпеть, и Господь за это терпение воздаст. Родителей надо слу?аться. Повиновение родителям – это первей?ая заповедь послу?ания, которую сегодня очень редко, где найде?ь. Строптивость детей приводит к тому, что они потом глубоко несчастны, жизнь свою заканчивают плохо, начинают безобразно, проводят ещё хуже, и во концовке потом получается не пойми что.
  9. Я бы хотел ещё отметить в борьбе именно о промы?лении Божием о нас. Оно заключается в следующем. Феофан Затворник говорит следующее: «Труд, скорбь, тяжесть, препятствия, болезни, гонения, смерть и многое другое Господь использует, чтобы сокру?ить грех гордости». ? посылать будет это иску?ение до тех пор, пока не разобьет этот камень. Попался тебе жесткий начальник или плохой сосед – терпи, почитай этим очищение себя от гордости. Уйде?ь, сойде?ь с этой дистанции – Господь все равно будет тебе посылать, буде?ь вокруг да около бегать всю жизнь, покуда этот момент не пройде?ь. Господь, безусловно, будет посылать это всё. Это промы?ление Божие и оно на самом деле очень полезно, потому что это всё нас смиряет, помогает нам ощущать свою немощь, не возноситься не только перед другими, но и перед Богом. Замечательное понятие, которое нам предложил ?оанн Златоуст: «Луч?е смиряться, согре?ая, чем гордиться, делая добро». Очень интересное выражение. Представляете, да? У нас даже есть такая русская поговорка, на мудрости ?оанна Златоуста основанная: «Не согре?и?ь – не покае?ься». Это что значит, — надо гре?ить, чтобы покаяться? Конечно, нет. Ситуация такова, что человек когда находится в состоянии согре?ения, он находится в состоянии раскаяния после этого. А если он не холоден, не горяч, а находится в теплом состоянии, то он к покаянию не способен.

10.  Так вот, здесь вступает такое очень замечательное понятие, как смиренная совесть. Что дает христианину смиренная совесть? Она дает ему ощущение того, что он ничего не делает так, как должно быть. Есть совесть нормальная, чистая, мы говорим: «иду спать с чистой совестью». Ложусь и сплю с чистой совестью. Что дает ощущение чистой совести? Чувство завер?енности, что ты сделал всё правильно, ничем не смущае?ься, ложи?ься и спи?ь. Святые отцы говорят, что как раз здесь гордость и подкарауливает нас. Это не значит, что мы не должны стремиться к чистой совести. Нет, мы обязательно должны к ней стремиться. Но нужно не забывать и о гордости, которая за этим следует.

Но когда мы с вами не можем с гордостью совладать, тогда на?а совесть начинает смиряться от следующего: что нам с вами в на?ей жизни дается один, два, три, может быть – несколько таких грехов, которые мы не можем победить, не можем преодолеть, которые постоянно сопутствуют нам. У некоторых это курение, у некоторых — невоздержание, у некоторых — чревообъядение, у кого-то — раздражение, от которого человек сокру?ается. Т.е. дается то, на что человек болезненно реагирует. Сам Апостол Павел говорит: «дал мне Господь ангела, который постоянно меня жалит в плоть для того, чтоб я не превозносился чрезвычайностью откровений». Много Бог дал Апостолу Павлу, но дал и жало в плоть, чтоб не превозносился. Так же и каждому из нас Бог дает смиренную совесть, т.е. такой грех, такую немощь определенную, основанную, как правило, на каких-то естественных моментах, предрасположенности человека, которая смиряет нас. ? мы ничего не можем поделать. Мы просто делаем этот грех и делаем, и ничего не можем с собой поделать. ? смиряемся от этого. По крайней мере, не усугубляем свою гордость. ? это состояние надо почитать как промы?ление Божие о на?ем спасении. С грехом надо бороться, надо трудиться, сдаваться не надо. Но когда это происходит, мы должны понимать, что это Бог дает нам для на?его смирения, чтоб мы не возносились.

Последнее, что я хотел бы сказать — о гордости в семейной жизни. Здесь очень хоро?ий лозунг говорит нам преподобный Амвросий Оптинский: «Кто уступает – тот приобретает». Поэтому уступчивость есть первое средство, которое нужно держать всегда как бы в кармане. Будь уступчив, и приобрете?ь победу.

1)     Гордость есть основа ссор, распрей и разводов. Нет другого греха, который подвигал бы людей к ссорам, к распрям, к разводам. Потому что каждый пытается настаивать на своем в семье. ? если гордость эта пребывает, то она не приведет ни к чему хоро?ему.

2)     Гордость ме?ает людям в примирении, поощряет непрощение (обидчивость). Люди поссорились, поругались в семье, и у каждого гордость: «он сам виноват», «она сама виновата», «это она первая», «это он первый». «Я готов (а), но я жду пока он (а) подойдет». Это гордыня. А человек должен уступить и пойти, попросить прощения первым, и этим, по крайней мере, снять напряжение.

3)     Также гордость в семье разделяет, обособляет каждого члена семьи, потому что семья – это такое место, где гордость должна сокру?иться. Если гордость в семье не сокру?ается – семья распадается. Потому что гордость делает людей не одной плотью, а разными людьми – он гордый и она гордая, они не семья, потому что гордость разъединила их. Но если они борются с гордостью, то он и она – одна плоть, и у них нет обособления между собою, они победили гордость.

4)     Также о детях мы уже говорили в течение беседы, что с гордостью уже с детства надо бороться. Учить детей уступчивости, про?ению прощения обязательно. Чтобы дети умели просить прощения не так, как на рынке – торговать прощением: «Мама, прости меня», и тут же делать свое. К прощению нужно учить детей благоговейно относиться. Это обязательно нужно делать, потому что если человек вырастет гордым, неуступчивым, не умеющим просить прощения – он погибнет. Он наломает в жизни очень много дров, и мы с вами будем виноваты, что не привили ему хотя бы некоторое понятие.

Последнее, что я хотел бы сказать, — что семья нам Богом дана как самая удобная ?кола для того, чтоб побеждать гордость. Потому что семья основана на естественной любви, на естественном стремлении человека друг к другу, к воссоединению.

? закончить я бы хотел словами преподобного ?оанна Лествичника, сделать некоторый вывод:
«Гордость есть отвержение Бога, бесовское изобретение, презрение человеков, мать осуждения, исчадие похвал, знак бесплодия ду?и, отгнание помощи Божией, предтеча умоисступления, виновница падений, причина беснования, источник гнева, дверь лицемерия, твердыня бесов, грехов хранилище, причина немилосердия, неведение сострадания, жестокий истязатель, бесчеловечный судья, противница Богу и корень хулы». Вот такое объемное, многогранное содержание дает преподобный ?оанн Лествичник этой страсти – гордости, потому что она есть начало всех грехов, виновница их, бесовское изобретение, которое было нам навязано, которое мы восприняли и которым недугуем по сегодня?ний день.
***

Текст составлен по фильму-лекции о гордости.

Если Вы заметили о?ибку в тексте — пожалуйста, напи?ите нам об этом на электронную почту – bogovidec@yandex.ru

Открыть текстовый документ беседы о гордости

Добавить комментарий