Беседы с батю?кой: о страсти гнева

Священник Максим Каскун: «Гнев похищает благодать из ду? на?их».
__

– В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батю?кой». С вами ведущий Александр Сергиенко. На? гость – настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери в селе Выпуково священник Максим Каскун. Отец Максим, благословите на?их телезрителей.

– Божие благословение вам, дорогие братья и сестры.

– Дорогие друзья, на?а беседа с отцом Максимом посвящена гневу и раздражению. Гнев – естественная страсть, а зачем она нам дана Богом?

Безукоризненные страсти

– Есть у святых отцов учение о безукоризненных страстях. Все греховные страсти имеют свою не греховную причину, так как были до грехопадения. К примеру, страсть чревоугодия имеет в себе основой питание человека. О страсти гнева преподобный авва говорит, что до того, как согре?ил человек, Господь, предвидя на?е грехопадение, вложил в нас добродетель, или безукоризненную страсть, которая называется гнев и которая помогает человеку бороться с грехом. Гнев помогает человеку в безукоризненном состоянии своем идти к цели обожения. Когда сатана соблазнял Еву, то вложил в ее сердце сомнения: подлинно ли сказал Бог? ? Ева не прогнала сатану от себя с гневом и презрением, но приняла от него сомнения и этим согре?ила. Но если бы она употребила гнев, дарованный ей Господом, тогда бы грехопадения не состоялось. В Евангелии неоднократно показывается, как Господь гневался и сокру?ался о грехах некоторых людей, о лукавстве их, о подлых поступках. ? этот гнев не греховен, а именно безукоризнен, он вложен в природу, чтобы она боролась с грехом.

– Почему люди раздражаются?

– Раздражение происходит от неудовольствия, от того, что кто-то у нас что-то похитил, кто-то нас оскорбил, и если человек раздражение в себе не подавит, то перейдет в состояние нетерпения, к которому потом подключится злоба, и здесь вспыхнет уже страсть гнева с греховным оттенком. ? человек совер?ит какое-то преступление или скажет дурное слово, и будет грех.

– То есть, получается, раздражение – это первая ступень, начало гнева?

– Да, хотя мы считаем, что раздражение – это безобидная форма. На исповеди люди не каются в гневе, а каются в раздражении, хотя раздражение есть первей?ая форма гнева, и надо понимать, что когда мы раздражаемся, то в одну секунду, если мы не подавим раздражение, мы можем перейти в гнев и совер?ить греховный поступок или даже преступление.

– С чего начинается раздражение?

– Допустим, человек утром встает, и у него без причины плохое настроение, и он, где-то даже по соблазнению бесовскому, где-то по расслаблению ду?евному, теряет мирной покой и начинает неудовольствовать. ? то ему не так, и это ему не так, и он не замечает, что с ним происходит, он считает это состояние естественным. Впадая в раздражение, человек теряет мир ду?евный. ? он может закостенеть в этом состоянии и не знать, что такое радость о Святом Духе, – сегодня многих православных обвиняют в том, что они не умеют радоваться. Почему? Потому что мы не умеем бороться с гневом, с раздражением, а гнев и раздражение похищают радость, благодать из ду? на?их.

За все, что происходит внутри, каяться нужно

– Батю?ка, звонок – Магнитогорск на связи.

– Батю?ка, если гнев и неудовольствие другим человеком вне?не не проявляются, я могу сдержать их в себе, то я должна в них каяться или нет?

– Конечно, нужно каяться во всем, что происходит внутри, потому что если бы вы оскорбили этого человека, вам, прежде всего, при?лось бы покаяться, извиниться перед ним самим, а потом уже нести молитву и жертву Богу. Потому что без этого не принимается никакая молитва перед Лицом Господним. А так как вы перед человеком не согре?аете, а пытаетесь быть учтивыми, несмотря на то, что бывает раздражение, то вы должны все равно каяться перед Господом, потому что раздражение и гнев были в ва?ем сердце.

– Сейчас всем известно, что постоянное раздражение, которое диагностируют врачи, медики предлагают лечить антидепрессантами. Можно ли подавить раздражение или гнев медикаментозно?

– Можно, но только в том случае, если причина болезни находится в теле человека или если это психическое заболевание. Но все-таки раздражение и гнев – это болезнь прежде всего духовная. А здесь медикаменты помочь человеку не смогут. Потому что нужно пересмотреть свою ду?у, перестать злопамятствовать на человека, простить его. После этого без всяких таблеток в ду?е человека наступает мир.

– Слу?аем звонок из Норильска.

– Бывает, в гневе на ближнего своего в мыслях пожелае?ь ему чего-нибудь плохого, а потом раскае?ься, пожалее?ь о том, что ты сделал, а сказать уже сказал. Можно ли отмолить это, или все равно тому человеку, которому ты что-то плохое пожелал, будет плохо?

– Приведу один пример. До революции была многодетная вдова, как-то она из последней муки испекла булочки, всех накормила и успокоилась. А вскоре при?ла ее млад?ая дочь, о которой она почему-то забыла, и тоже стала просить есть. Женщина в гневе начала кричать: «Да когда же вы наедитесь, да вы меня уже все замучили, да чтоб ты…». ? вынесла, в общем, смертный приговор ребенку. Конечно, девочка обиделась, по?ла на речку купаться с другими ребяти?ками и утонула. Когда мать об этом узнала, сами понимаете, какое у нее могло быть состояние. Поэтому к словам нужно относиться очень аккуратно. Господь говорит, что за всякое слово мы будем нести ответ.

Так вот, ситуация в этой семье закончилась следующим образом. Семья стала жить луч?е, потому что на?лась благодетельница, которая давала деньги. Все, конечно, сложилось промыслительно, но этот свой грех мать до самой смерти не забыла. Поэтому старайтесь, если что-то подобное скажете, спе?ить на покаяние.

– Следующий звонок – из Новокузнецка.

– Вы говорите, что раздражительность и гнев это грех. Тогда как понимать действия Христа, когда Он из храма изгнал всех продающих и покупающих? Во-вторых, Христос говорит: «Закон и пророки до ?оанна, после ?оанна Царствие Небесное усилием берется» – то есть сила воли: человек должен постоянно контролировать слова, мысли и действия, чтобы попасть в Царствие Небесное, – вот вам и сила воли.

– Конечно, в этой силе воли человек должен употреблять силу гнева-добродетели. А что Господь прогонял кого-то с гневом, то гнев у Него был безгре?ный; есть такое понятие у святых отцов, как безгре?ный гнев, и Священное Писание об этом говорит: «Во гневе своем не согре?айте». Мы сегодня говорим о том, что у гнева две стороны. Но нам, гре?ным, нужно помнить, что гнев, укоренив?ись в ду?е, всегда приведет ко злу. Поэтому даже отцы боялись гнева. Приведу замечательный пример. Один старец по?ел продавать плетеные корзинки на рынок. Он говорил: «Когда я почувствовал, что идет препирательство по цене, по качеству товара, я просто бросил корзинки и побежал оттуда». Почему? Потому что гнев, именно тогда, когда он связан со злом, убивает в человеке все святое, все благоговейное.

– Как можно побороть гнев?

– Мы не должны во гневе произносить слова, нужно просто замолчать. Когда чувствуе?ь, что ситуация выходит из-под контроля, а человек, раздражающий тебя, не останавливается, нужно просто уходить от ситуации – христианин не должен здесь оставаться, потому что он, зная свою немощь, прекрасно понимает, что может произойти непоправимое. Если не получается удалиться, то нужно как-то оборвать разговор, сделать некоторое усилие, чтобы, например, закрыть дверь или убежать. Если это семейные отно?ения, то сказать ласковое слово, обнять, поцеловать, как-то по?утить, разрядить ситуацию и не отвечать гневом на гнев, избегать нужно его, потому что гнев похищает сразу все плоды: раздражился, и накопленное за несколько месяцев подвигов твоих пропало, – ничего нет.

Очень хоро?о человеку изучать добродетель кротости и терпения – кротость, по словам святителя Григория Нисского, это медление, это тихость, это некоторая леность ко греху, то есть нескорость. Кротость помогает человеку полностью контролировать себя во время приближения гнева и в разных непредвиденных ситуациях, связанных с оскорблениями, когда мы можем вспылить. А терпение помогает нам все это дело покрыть железными цепями и удержаться в состоянии кротости.

Обида происходит от гордости

– Следующий звонок, Тверская область на связи.

– Боль?е десяти лет назад я с братом поссорилась, мы помирились лет ?есть назад, но эта обида в ду?е, как я с ней ни борюсь, остается и нет-нет да и вырывается наружу. Пытаюсь я с ним и общаться, и хоро?о говорить, но в ду?е обида все же остается. Как мне поступить? На исповеди я об этом все время должна говорить, и как причащаться, если примирения у меня нет?

– Вы сказали, что по отно?ению к брату у вас нет примирения. В этом суть. Его и не может быть: вы не простили до конца. Чтобы простить человека до конца, нужно проявить великоду?ие, нужно познать свои грехи перед Богом и, что очень важно, нужно встать на место этого человека. Но злопамятство, которое живет в ва?ем сердце, не дает вам этого сделать, оно постоянный источник гнева, раздражения и обид; обида происходит от гордости, поэтому вам нужно проявить боль?ое усердие и постоянно в этом каяться, чтобы углубиться в смысл греха и понять, как себя победить. ? никогда на него не злобствовать, не злопамятствовать, никогда не допускать к нему чувство гнева. Женщины очень склонны к обидам, женщине всегда очень тяжело прощать. Мужчинам проще, они легче прощают. Поэтому подвиг всепрощения для женщины особый, и им нужно заниматься, быть внимательной. ? для этого рекомендую вам каждый вечер на коленях перед иконой Божией Матери молиться за своего брата и просить ему всяких благ, духовных, ду?евных, телесных, – все, что вы себе желаете, то просите и ему. ? это желательно делать перед вечерним и утренним правилом. Потому что святые отцы рекомендуют, чтобы победить грех и гнев, молиться за тех людей, кто нас обижает, и за тех, на кого мы злопамятствуем или обижаемся.

– Батю?ка, звонок – на? постоянный телезритель из Белгородской области; здравствуйте, Евгений, задавайте вопрос.

– А как расценивается гнев по отно?ению к безбожной власти, которую мы пережили? Это праведный гнев или грех?

– Эта власть кровью залила всю страну, и до сих пор мы отмыться не можем. Злобствовать и осуждать, конечно, не надо, но принимать эту ситуацию мы тоже не должны. Я бы сегодня с радостью проголосовал за коммунистов, потому что боль?е не за кого, но я не могу это сделать, потому что все, что они сделали, перечеркнуло навсегда положительное к ним отно?ение. ? поэтому какой смысл гневаться? Я этим гневом наврежу себе, потому что от моего гнева им ни холодно ни горячо. А я этим гневом буду себя раздражать, буду похищать у себя благодатное состояние, которое мне дает Господь. Поэтому не надо на них гневаться, надо просто за них молиться, чтобы Господь помиловал всех нас, соединил всех в единой вере, в единых делах.

Царствие Божие приобретем терпением

– Следующий звонок – из Пензы.

– Я 38 лет прожила с мужем, который живет как бы для себя, не обращает внимания на семью. Для всех он хоро?ий, но как только заходит домой, сразу хмурится, всегда всем недовольный. ? у меня такое раздражение, такой гнев на него и обида, даже убить хочется. ? в то же время жалко, и я опять начинаю за ним ухаживать, заботиться о нем. ? так много лет я столько с ним гре?у.

– К сожалению, вы не одна такая. Конечно, вам нужно быть посдержаннее, а то, что вы в своих отно?ениях пытаетесь действовать на поведение мужа, это даже полезно. Осуждать и обличать надо, женщина – это совесть мужчины, в некотором отно?ении. Но вы не должны забывать и про жалость, потому что бросить его ни в коем случае нельзя – тогда он вообще погибнет.

Господь сказал: по вине прелюбодеяния можно разводиться, другой вины нет. ? поэтому сегодня надо просто терпеть и сжалиться над теми гре?никами, которых нам Господь дал, и благодарить Бога, что Он нам дал что-то, чтобы мы смирились, чтобы терпением и заботой мы приобрели Царствие Божие.

– ?вановская область на связи; вы в эфире, задавайте вопрос.

– В чем духовный смысл Прощеного воскресенья? ? второй вопрос: в Библии я прочитал, Господь сказал: «говорите да – да, нет – нет, а остальное все от лукавого». Неужели все на?и духовные мысли имеют такое глубокое поражение?

– По поводу «да – да и нет – нет», здесь Господь говорит именно о том, чтобы мы были в общении просты, открыты и честны, это не говорит о том, чтобы мы были немногословными и хмурыми. Если ты не може?ь что-то сделать, так и скажи, зачем лукавить, давать какие-то ненужные обещания? Нужно быть честным и открытым. Здесь, я думаю, смысл именно такой. Что касается греховного поражения, то, конечно же, не только слова и мысли, но сами бесы используют помыслы, чтобы нас иску?ать. ? эти помыслы повреждают человека так, что, как говорил святитель Василий Великий, «я не познал женщины, но я не девственник» – вот какое развращение бывает у помыслов и у слов. Прощеное воскресенье помогает многим из нас переступить через себя и попросить друг у друга прощения. Очень часто так бывает, что мы не просим прощения и не миримся с теми, кто нас обидел: зачем? Он же виноват, не я. А на Прощеное воскресенье наступает прозрение, некоторое умиление, и мы примиряемся. Когда нас обижают, а мы первые идем на примирение, то Господь нам дает сугубую благодать. ? человек всю жизнь будет помнить, что тот, перед которым он согре?ил, у него же попросил прощения. Это переворачивает людей наизнанку, и они после этого становятся христианами настоящими и искренними.

Нужно стремиться к безгневию

– Батю?ка, а вообще без гнева прожить можно?

– Можно и даже нужно; безгневие, о котором говорят святые отцы, – это хоро?ая площадка для молитвы, для умиления, для созерцания, поэтому к безгневию мы все должны стремиться. Человек должен понимать, что всякое раздражение, всякая злоба приводят ко гневу, и поэтому от них надо удаляться. Конечно, это все происходит не сразу, а со временем, но к этому нужно стремиться, потому что гнев, как сказано в Священном Писании, не творит правды Божией.

– Следующий звонок – из Астрахани.

– Бывает, что отно?ения были хоро?ие, и вдруг как будто какая-то тень между людьми пробежала, и примириться не могут, стараются, но в ду?е все равно червячок остается.

– Тень, которая пробегает между людьми, это бесовская тень. Как говорит святой праведный ?оанн Крон?тадтский, люди ссорятся, а сатана стоит рядом и глумится над ними.

– Вот Вы сказали, что нужно прощать человека, даже если тяжело это сделать. Но, бывает, у человека искренне проси?ь прощения, а он тебя не прощает.

– В таком случае твоя совесть свободна, самое главное, чтобы ты не чувствовал осуждения к этому человеку. Господь сказал: прощайте, и прощены будете.

– Калуга на связи; здравствуйте, задавайте свой вопрос.

– Батю?ка, мой муж несколько лет изменял с другой женщиной. Когда все выяснилось, он чисто формально попросил прощения, но из семьи уходить не хочет. ? жить так невозможно, все его раздражает, и жена плохая, и дети плохие, всех оскорбляет, но разводиться не хочет. Как поступить?

– В таких случаях я всегда говорю, что надо обратиться к местному батю?ке, который вас хоро?о знает. Я же не знаю ва?у ситуацию, но, конечно, я максимально против развода, потому что стра?нее развода грех представить себе невозможно по отно?ению к семье. Господь почему и сказал: по вине любодеяния формально вы имеете право развестись с человеком, но если вы простите, можете жить с ним. Если вы ре?или жить с ним и он ре?ил жить с вами, для этого нужно, чтобы между вами произо?ло покаяние и очищение. Человек должен принести покаяние перед вами, перед семьею, пообещать, что этого боль?е не произойдет, и как-то обновиться. Желательно, конечно, чтобы он начал ходить в храм, надо молиться об этом. Если бы у вас в семье все были искренне верующими, этих проблем, наверное, не было бы – верующий человек доволен тем, что он имеет. Да, надо терпеть, а как же, только в семье-то и можно приобрести терпение. Без Бога ничего мы не сможем сделать, и без Бога ни один человек не обновился и не исправился.

– Звонок из Свердловской области.

– Я хочу сделать себе татуировку и не знаю, по-христиански это или нет?

– В интернете недавно ролик был такой, как православные приезжают и делают себе татуировку в виде креста на гробе Господнем. Это, конечно же, дело постыдное и греховное. С чего бы ради нам, христианам, делать наколки и татуировки? Мы ведь не язычники, потому что наколки сами по себе есть дело языческое. ? зачем портить тело, которое тебе дал Бог, как отображение образа и печати совер?енства Его? ? сегодня многие люди, которые живут в язычестве, такое с собой делают, так издеваются над собой и прокалывают все, что можно проколоть. ? такая тенденция – сугубо греховная и язычески мерзкая.

– Батю?ка, у нас на связи Можайск, послу?аем вопрос.

– У меня папа был верующим, десять лет он болел психически, а у?ел из жизни, перерезав себе вены. Можно ли мне за него в церкви ставить свечки?

– Вам нужно обратиться к местному священнику или благочинному, рассказать ва?у ситуацию. Если вы его не отпевали, вам дадут разре?ение на отпевание и на законное поминовение в церкви, потому что по людям, которые покончили жизнь самоубийством в психическом, ду?евном заболевании, разре?ается церковное поминовение.

– Самара на связи.

– Батю?ка, у меня вопрос об отно?ениях между мачехой и пасынком – отно?ения с мужем были хоро?ие, но с пасынком плохие, и он сейчас у?ел из дому, что делать?

– Такие отно?ения всегда сложны. Если вы при?ли одна, без своих детей, то вы во?ли в чужую семью, я бы так сказал. Когда вы родите ребенка, тогда между вами и мужем и ва?им совместным ребенком будет уже ва?а семья. А пасынок будет чужая семья. ? это всегда так. ? когда люди не находят контакта, разделение будет катастрофическое. Поэтому в таких семьях всегда нужно иметь очень много мудрости, терпения и молиться Богу, чтобы Господь помог.

– Батю?ка, боль?ое спасибо за содержательную беседу и всего Вам доброго.
***

Текст составлен по материалам беседы о гневе.

Если Вы заметили о?ибку в тексте — пожалуйста, напи?ите нам об этом на электронную почту – bogovidec@yandex.ru

Открыть текстовый документ беседы о гневе

Добавить комментарий