Лекция о блудной страсти. Священник Максим Каскун

Мы с вами продолжаем изучение восьми главных страстей (или грехов), после страсти чревоугодия мы приступаем к изучению следующей страсти, которая называется – блуд. Тема о блудной страсти очень об?ирная, и сразу про?у прощения, что, может быть, я не обо всем буду говорить, т.к. что-то я умолчал принципиально, а кое-что при?лось опустить по другим причинам. Да и сама тема очень объемна, и полностью её осветить в столь малое время просто невозможно. Всё, о чем мы сегодня будем говорить, на мой взгляд, является самым необходимым на сегодня?ний день из тех знаний, которые мы должны иметь перед собою для того чтобы понимать, что такое страсть, что такое грех и как с ним бороться.

Современные либералисты утверждают, что блуда нет! Если мы посмотрим на все новости, на все ученые конгрессы, происходящие в современном мире, — все они говорят о том, что блуда нет, и что грех в этом случае не должен считаться, а во всем должна царить свободная любовь свободных партнеров, чтобы никто никого никогда ни за что не осуждал. Примечательно, что это пока происходит только в Европе, и можно быть уверенным, что вскоре за такое духовное прелюбодеяние, о котором мы сегодня скажем, они понесут боль?ое наказание. За сие заблуждение, за сие развращение, хулу на Святого Духа они понесут жестокое наказание от Господа. ? это же наказание мы с вами тоже понесем, если, как и они, поползнемся в эти же лукавые дебри, называя черное – белым и белое – черным. Потому что, как говорят Святые Отцы, грех хулы на Святого Духа как раз заключается в извращении человеком истины, когда он выдает ложь за правду.

?так, что такое блуд?  Блуд – это греховная страсть, которая паразитирует на способности человека к произведению потомства. Эта страсть естественная, т.к. базируется на природе человека. Страсть – это извращение человеком своих естественных способностей. Естественная способность человека к деторождению из-за греха, из-за сатанинского воздействия на человека, становится в нас блудной страстью. ? второй момент, который я хотел бы подчеркнуть, говоря об этой страсти – что помимо страстности, которую человек приобретает в блуде, он ещё и гре?ит грехом к смерти. Что такое смертный грех? Апостол ?оанн Богослов говорит, что есть «грех к смерти, а есть грех не к смерти». Так вот, грех к смерти – это тот, который убивает ду?у человека. Это — во-первых. Во-вторых, грех к смерти есть такой грех, который дает право демонам вопить к Богу с просьбой ли?ить этого человека жизни за такое преступление. К таким смертным грехам в первую очередь относится блуд. ?так, человек, согре?ающий блудом, согре?ает к смерти, и бесы имеют полное право просить у Бога погибели этому человеку. ? если не особое промы?ление Господне и возможность человека покаяться в будущем, то такой человек, как правило, погибает неестественной смертью (т.е. не своей смертью: насильственной или внезапной, не подготовив?ись, без покаяния и прощения). Очень многие люди после блуда заканчивают жизнь неестественной смертью.

Термин «блудодеяние» в общих чертах переводится как половое распутство и разврат. Русская транслитерация слова «блуд» происходит от корня «блуждать», «блудить», «заблуждаться». — Это показывает, что человек, который болен грехом блуда, имеет в себе полное духовное неведение, заблуждение, беспутие (т.е. не имеет духовного пути), полностью дезориентирован в духовной жизни. Всё это выражается в таком понятии, как духовный блуд, которое мы сейчас и затронем.

Блудная страсть выражается в людях по-разному и имеет свое выражение в зависимости от конкретной ситуации. В разных эпохах человеческой истории тот или иной грех как-то особенно проявлялся. Но в последнее время (а мы с вами живем, конечно, в последние времена, потому что ещё Апостол Павел сказал, что последние времена уже настали) блудные грехи проявляются почти во всем и всегда. ?, если рань?е это было эпохально – каждую эпоху какой-то грех преобладал, то сегодня почти все эти грехи налицо и почти у каждого они есть, и сегодня они очень сильно пропагандируются.

?так, первое выражение блудной страсти – духовный блуд, который ещё можно выразить такими словами, как идолопоклонство, магия, отречение от Бога, безбожие, агностицизм (когда человек говорит – «я вне Бога и вне категорий добра и зла»). Всё это есть духовное заблуждение, духовный блуд. Об этом говорят святые пророки, приведу две очень интересные цитаты:

«? накажу ее (т.е. страну ?зраиль) за дни служения Ваалам (идолам), когда она кадила им и, украсив себя серьгами и ожерельями, ходила за любовниками своими, а Меня забывала, говорит Господь» (1 Ос. 2: 13). У пророка Осии это вообще главная тема всей его книги.

«Но ты понадеялась на красоту твою, и, пользуясь славою твоею, стала блудить и расточала блудодейство твое на всякого мимоходящего, отдаваясь ему. ? взяла из одежд твоих, и сделала себе разноцветные высоты, и блудодействовала на них, как никогда не случится и не будет. ? взяла нарядные твои вещи из Моего золота и из Моего серебра, которые Я дал тебе, и сделала себе мужские изображения, и блудодействовала с ними. ? взяла узорчатые платья твои, и одела их ими, и ставила перед ними елей Мой и фимиам Мой, и хлеб Мой, который Я давал тебе, п?еничную муку, и елей, и мед, которыми Я питал тебя, ты поставляла перед ними в приятное благовоние; и это было, говорит Господь Бог. ? взяла сыновей твоих и дочерей твоих, которых ты родила Мне, и приносила в жертву на снедение им. Мало ли тебе было блудодействовать? Но ты и сыновей Моих заколала и отдавала им, проводя их через огонь. ? при всех твоих мерзостях и блудодеяниях твоих ты не вспомнила о днях юности твоей, когда ты была нага и непокрыта и бро?ена в крови твоей на попрание. ? после всех злодеяний твоих, — горе, горе тебе! говорит Господь Бог, — ты построила себе блудилища и наделала себе возвы?ений на всякой площади; при начале всякой дороги устроила себе возвы?ения, позорила красоту твою и раскидывала ноги твои для всякого мимоходящего, и умножила блудодеяния твои» (?ез. 16: 15-25). Рекомендую прочитать у пророка ?езекииля всю 16 главу, она очень интересна.

Вот, Сам Господь Бог через Своих пророков показывает нам в таких очень ярких образах о том, что есть духовный блуд, когда человек отвращается от Бога, отдается в руки идолопоклонства, магов, чародеев и пр. Это есть измена Богу, это есть духовный блуд.

Следующее – телесный блуд. Под телесным блудом мы понимаем половые отно?ения до брака, «гражданский брак» и прочее. Сегодня это очень принято – молодые люди, особенно которые не ходят в Церковь, говорят: «Мы живем гражданским браком». Цель «гражданского брака», по их мнению, — чтобы друг друга понять, узнать получ?е, насколько мы подойдем друг другу. То есть – растлить себя, а после уже сказать: «Мы друг другу не подходим». ?ли: «Подходим». Здесь вопрос зависит уже от совести человека. Но, судя по практике, сколько я встречаюсь с людьми, кто так жил (ещё с советского времени это очень распространено) – люди, которые жили «гражданским браком» и даже рожали в нем детей – жили хоро?о, но когда они заключали законный брак в ЗАГСе, некоторые из них потом не проживали и 5 лет, разводились и никогда уже не жили вместе. Почему? Потому что «гражданский брак» не может дать человеку полноты ощущения брака. Когда ты хоче?ь проверить, а хоро?о ли это будет – это невозможно сделать. Это как священство – невозможно поиграть в священника. Если ты не стал священником, как ты сможе?ь войти в Таинственную жизнь Церкви? Никак. Так же и в брак невозможно поиграть без официального на то церковного благословения и регистрации. Если ты брак не заключил, то на это нет благословения Божия — и таким образом это есть не брак, а блуд, смертный грех, который не дает человеку никаких возможностей для того, чтобы раскрыть и понять, тот ли человек с тобой живет, с которым ты делае?ь этот грех, потому что в этом случае грех ослепляет человека.

Также здесь хотел сказать, что в социальной концепции Русской Православной Церкви написано о том, что Церковь признает гражданский брак, то есть тот брак, который зарегистрирован в ЗАГСе (не блудное сожительство), но считает его несовер?енным ввиду отсутствия на него церковного благословения, т.е. венчания. Но брак этот признается и те, кто называют его блудом – сами гре?ат, потому что это не блуд. Церковь всегда признавала гражданский брак, и это всегда было одним из условий для того, чтобы человек принял благословение Божие на венчание.

Следующий термин – прелюбодеяние. Прелюбодеяние – это когда один супруг изменяет другому. В древности это понятие было другим из-за иного отно?ения к женщинам в то время: когда мужчина изменял жене, он назывался блудником, а если женщина изменяла, то она считалась прелюбодейкой, т.е. была такая градация. Когда Василия Великого спра?ивали, почему такие нехристианские градации – одному вменяется прелюбодеяние, а второму – блуд, за одно и то же дело (соответственно, и наказания разные), он сказал, что здесь ничего не поделае?ь, таков обычай. Но сегодня понятия у нас изменились. Сегодня, когда человек изменяет своему возлюбленному, с какой бы стороны ни была измена (мужчины или женщины), — это есть прелюбодеяние. Сюда же нужно отнести ?ведские семьи (когда в семье живут женщина и двое мужчин или две женщины и мужчина, или две семьи сходятся вместе для того, чтобы изменять друг другу). Всё это есть прелюбодеяние, которое карается Богом, и Господь гну?ается этим.
Приведу пример, какие бывают у некоторых людей грубые нестыковки в понятиях: однажды один человек, женатый, подо?ел к священнику с просьбой, чтобы тот повенчал его с любовницей. Священник говорит: «В чем, собственно, дело? Сначала с той разведись, если уж на то по?ло, женись на этой по-нормальному, тогда я тебя повенчаю». Он отвечает: «Нет, батю?ка, ты меня не понял. Я хочу перед людьми с той женой жить, у меня с ней всё нормально, а перед Богом я хочу быть с этой женой, и ты должен меня повенчать». Вот такие разные бывают заблуждения. Поэтому мы сегодня говорим, пытаясь рассказать о многом для того чтобы прояснить ситуацию.

Следующее выражение блудной страсти – это осквернение, или ночные истечения семени (и бывают даже не ночные). Эта проблема, в основном, знакома только тем, кто воздерживается. Кто блудит — у тех таких проблем, в принципе, не бывает. Хотя некоторые доводят себя и до такого состояния. Но в основном ночные осквернения бывают у тех людей, кто долго воздерживается и подвержен бесовским нападкам.

Следующий вид блудной страсти – грех рукоблудия (малакии). В современном мире он очень распространен. ? даже многие христиане больны этим грехом, потому что, когда они были ещё в миру, почти все врачи всегда им говорили, что нужно заниматься рукоблудием, что это очень хоро?о, это снимает напряжение, это вылечивает психику, это надо делать, и все, как обезумев?ие, с 90-х годов массово этим занимались. ? получается, что сегодня, как в рекламе — «попробовав раз – ем и сейчас» — когда попробовал человек один раз это сделать, потом уже от этого отойти очень трудно. ? сей грех действительно присутствует, и бороться с ним очень тяжело. По слову свт. Феофана Затворника, грех рукоблудия показывает страсть во всей её наготе, так что всё очевидно и боль?е нечего к этому добавить — человек один на один с Богом делает это и совер?енно не стесняется. Об этом – чуть ниже.

Следующий грех – содомский – наиболее коварный вид блудной страсти, проявляется во влечении к своему полу (мужеложество, лесбиянство – половое влечение женщин друг к другу, сюда же относится грех педофилии – когда люди имеют половое влечение к детям или подросткам). Сия болезнь сегодня совсем распространилась до такого безумия, что люди даже не понимают, что они делают. Недавно в Анапе было выступление артиста, одного из представителей содомской партии, и на?и бравые казаки со священниками устроили боль?ой пикет, чтобы этот человек не пел свои песни. Читали акафисты, вывесили замечательные плакаты (люблю русский народ за его меткость слова, — например, там было такое хоро?ее сравнение: «Европа голубая, а Русь – Православная!»). ?, с одной стороны, за державу было не обидно с таким хоро?им движением на национальном уровне (пускай у нас в Москве таких пикетов не делают, зато есть в других городах), с другой стороны – полный стадион людей, упивающихся голосом этого певца. Получается, когда слу?ают они его, говорят: «Да нам без разницы, что он там делает, нас это не касается — голубой он или синий, самое главное – талант, он хоро?о поет», мол, — они не думают, что кто участвует в делах его, тот соответственно рекламирует его греховность. Когда люди слу?ают таких гре?ников, они помогают им проповедовать этот грех. Это мы с вами должны знать. ? поэтому если ты гре?и?ь, ты должен понимать, что ты являе?ься гре?ником, и ты никогда не сможе?ь быть человеком равноправным, покуда ты не покае?ься в этом, а не навязывать это всем остальным, как сегодня происходит.

Психолог ?рина Медведева рассказывала мне, что на последних конференциях психологов в Европе была поставлена конкретная задача — вывести гомосексуализм из ряда психических отклонений и признать его нормальным состоянием человека. Я заинтересовался историей этого вопроса, и выяснилось, что на первой конференции психологи отнесли данный вид расстройства – к патологии (вместо тяжелой патологии, как было ранее), на второй – к легкой патологии, на третьей – к нормальному состоянию психики, а на предстоящей конференции, я не удивляюсь, если объявят это нормой для каждого, а нормальная ориентация человека станет патологией, всех нас назовут ненормальными, а их – нормальными.
? как сказал один из казаков на том мероприятии: «Сегодня – содомский грех, а завтра они начнут жениться со скотами, и тоже скажут: «А что здесь такого?»».
Они не остановятся на этом, ведь это война против Бога, против природы человека. Каждая нормальная семья живет своей жизнью, не распространяясь о её интимной стороне; если человек не держит её втайне – это считается глупо. Эти же, напротив, всячески демонстрируют свою принадлежность, пытаясь свое извращение навязать нам. Такие люди ведь по своей сути – это слуги дьявола, которые открыто нападают на нас и на?их детей. Между собой сексуальные мень?инства держатся очень сплоченно, пытаясь переломить общественное мнение, с целью совратить как можно боль?е людей в свою пагубу.

Скотоложество – это крайняя степень блудного разврата.

? последний пункт данного раздела – совокупление с духами или демонами. Это тема была очень обсуждаема в эпоху Средневековья, в беседе об Ангельском мире мы подробно разбирали этот вопрос. ? сразу хочу сказать, что это невозможно. Дух – бестелесное существо и этим все сказано. Другое дело — духовное блудодеяние с бесами. Это происходит каждый раз, как говорит преподобный Нил Синайский, когда мы наслаждаемся своими блудными помыслами. Вместо того чтобы изгнать их из своего ума и поту?ить разгорев?ийся огонь на?его воображения, мы даем ему волю и тогда мы духовно совер?аем блудный грех с бесом, от которого эти образы и были посланы. Но не более того.

Как рождается грех блуда

Прежде всего, это волеизъявление самого человека. Без на?его согласия, без на?ей воли – это невозможно. Продолжение рода — на?а прямая обязанность, на?е естественное желание, но когда мы делаем из этого источник наслаждения – это уже грех и похоть. Этот грех отнюдь не удел ли?ь взрослых, нередко можно слы?ать, что блудные или даже извращенные помыслы посещали человека, когда ему было 5 или 6 лет, т.е. задолго до полового созревания. Выбор человека – быть ему целомудренным в жизни или блудить – это тайна. Тайной выбора объясняется и то, почему у праведников дети вырастают гре?никами или у гре?ников дети вырастают праведниками. Мы можем ли?ь молиться о своих чадах и воспитывать их в нравственности, но это не дает нам 100% гарантии их праведности в будущем. Здесь тайна, здесь Промысел Божий. ? необходимо помнить историю Ноя и его сына Хама, который увидел наготу своего отца. Дети никогда не должны видеть обнаженными своих отца и мать. А что сейчас творится: ведь многие берут с собой детей мыться в баню – «а что тут такого, они маленькие», хотя ребенку уже пять лет и он давно видит и понимает боль?е, чем они могут себе представить. ? никто не понимает, что этим мы сами растлеваем своих детей, они задумываются о том, о чем не должно задумываться прежде времени. «Подобное стремится к подобному, так и плоть желает плоти» — говорит преподобный ?оанн Лествичник. Половое созревание тоже является боль?им стимулом к тому, чтобы грех возбудился в человеке и начал склонять его на греховные дела. На грех необходимо внутреннее согласие, после которого появляется желание греха, которое выражается в похоти, что подталкивает человека на действие, будь то насилие или преступление. В конце концов, блуд реализуется в деле, после чего смерть завладевает человеком.

Причины, по которым происходит блуд в человеке

?спорченность человеческой природы после грехопадения – она восстала против человека, и мы обречены вести с ней постоянную войну. ? это тело мы получаем от на?их родителей и передаем его своим детям. На?а природа склонна к греху и удобопоползновенна к пороку, т.е. разумом мы понимаем и можем даже не хотеть этого, но тело требует, бунтует против воли, — и кто одержит победу?

Пороки воспитания. Знаете, есть известная поговорка: «Яблоко от яблони недалеко падает». На? личный пример того, как мы живем, на?е поведение – все это отпечатывается в ду?е ребенка и потом он подражает своим родителям.

Соблазны мира сего – это целая река порока. В 4 веке вести нравственный образ жизни было намного легче, да и людей святой жизни было в разы боль?е. Сейчас же деву?кам и юно?ам практически невозможно выстоять перед напором всех этих «благ» на?ей цивилизации. Это настолько их дезориентирует, что они теряют почву под собой, а эта река разврата и похоти несет их все даль?е и даль?е на протяжении всего их жизненного пути. Безусловно, соблазны были всегда, о них пи?ет в своем произведении «Педагог» еще Климент Александрийский (2 – нач. 3 века), но то, что мы наблюдаем сейчас — просто катастрофа. ? не соблазниться практически невозможно современному человеку. Для обуздания блудной страсти нам потребуются все на?и духовные силы, все средства Церкви и, конечно же, благодать Божия. Но прежде всего, необходимо измениться, изменить своё отно?ение к этому миру, который кричит, что воздержание – это твой путь в могилу!

Духовные причины блудного греха

Безверие – ведь именно оно является главной причиной греха. ? это касается и тех, кто живет церковной жизнью. Безверие так в нас укоренилось, что стало привычкой, мы уже его и не замечаем. Мы постимся, причащаемся, молимся, ходим на службы – а где вера? Ведь мы живем мирскими мечтами, забавами, грехами. Вера – она должна выражаться в повседневной жизни, каждую минуту на?его существования, в бытовых делах. Мы должны призывать Бога во всем: варите ли вы суп или идете в церковь. В древности было понятие – хождение перед Богом, т.е. постоянно помнить о Боге, быть с Ним в сердце, чтобы вера на?а множилась и развивалась, заполняла все на?е существо, дабы грех не смог там пустить свои корни. Мы должны всегда просить, как Апостолы: «Господи, умножь в нас веру!». Вера – это дар Божий.

Следующая причина – чревоугодие. Блуд базируется на чреве, когда чрево пресыщено — человек получает ли?ние соки, как говорит святитель Феофан Затворник, а ли?ние соки возбуждают природу человека.

Нескромность рук и глаз. Человек должен следить за своим взором и не засматриваться на людей противоположного пола. Когда мы просто смотрим на человека – ещё ничего, но как только мы вынесли свое суждение о его привлекательности или красоте, то здесь уже открывается ?ирокая дорога для греха. Людям, состоящим в браке, проще в этом отно?ении, т.к. они на?ли своих спутников по жизненному пути и они уже трудятся, чтобы сохранить свой брак и приумножить любовь. А люди холостые, которые еще в поиске, — те вынуждены смотреть, оценивать, искать, и часто каждая вторая кажется его избранницей. Здесь главное не привыкнуть к этому, Господь еще до сотворения всего видимого избрал для каждого из нас сотрудников на этом жизненном пути. Если мы позволим Богу, если мы будем верить в Его промысел, Его любовь к нам, то мы не пропустим свою половинку, т.к. они созданы друг для друга. Твой человек на этой земле — он только один. К сожалению, очень часто мы не позволяем Богу этого сделать, и делаем все по-своему, за что часто и скорбим.

Многие святые Отцы запрещали ходить, особенно холостым, в общественные бани. Да в древности они были вообще общими, там мылись как женщины, так и мужчины всех возрастов. Сейчас этого нет, но если человек подвержен блудной страсти – общественная баня для него – ли?нее иску?ение. Этим он может спровоцировать сам себя на непотребное. Луч?е всего воздержаться от ненужных иску?ений. Вспомните житие преподобного Антония Великого, когда он вместе со своим учеником переходил реку, то они разделились, чтобы никто не смог рассмотреть нагое тело другого, а когда пере?ли, то оделись и опять соединились для дальней?его путе?ествия. Т.к. нельзя смотреть на нагое тело другого человека и не причинить вреда своей ду?е.

Что касается рук, то здесь кроется много опасностей. Многие святые Отцы, такие как преподобный ?оанн Лествичник и преподобный Ефрем Сирин, особо отмечали тот факт, что когда человек моется, он не должен рассматривать свое тело, касаться своих интимных мест, растягивать этот процесс. Т.к. людям, которые ведут целомудренный образ жизни, можно очень легко возбудиться от собственных прикосновений и тогда греха не избежать. Для женатых — это не столь актуально, но людям холостым – это очень важно.

У людей, которые избрали путь мона?ества и аскетизма, есть очень уязвимое место, через которое блудная страсть может проникнуть в их ду?у – это любовь к сладкой, вкусной пище или гортанобесие. Это случается в начале иноческого пути. Когда инок уже обрел некоторый духовный опыт, тогда блуд ищет другой путь – это высокоумие. Если монах не обрел смирения, то Господь посылает ему блудные иску?ения, дабы смирить. Третья причина блудных иску?ений у подвижников – это если они осуждают своих ближних. Авва Евагрий и другие святые Отцы пи?ут, что осуждая ближних, сам впадае?ь в этот грех. Осуждение убивает в человеке любовь. Каждый из нас любит своего ребенка, несмотря ни на что, даже если он что-нибудь натворит, подерется или еще что-либо. Мы все равно его любим, защищаем, выгораживаем, прощаем. А если что-нибудь сделает чужой ребенок – сразу негодуем, осуждаем и его родителей затронем, как они плохо воспитывают свое чадо и т.д. Осуждение в человеке убивает не только любовь, но и молитву, благоговение – это очень коварная страсть и с ней надо быть начеку.

Признаки блуда

Конечно, признаки здесь налицо. Святые Отцы говорят, что борьба с блудной страстью одна из самых тяжелых, которая ведется до самой смерти. В книге ?оанна Мосха «Луг духовный» описывается такой эпизод, когда к одному старцу, который прожил в пустыни всю свою сознательную жизнь, при?ла его мать, которая тоже подвизалась недалеко, т.к. у нее вода закончилась. Он дал ей воды, и она по?ла назад к себе в келью. Но этого оказалась достаточно, чтобы страсть воспылала в старце, и он бросился за ней вдогонку. Она еле успела запереться у себя в келье и стала просить своего сына, чтобы он успокоился. Как видите, очень немногие от нее могут освободиться даже на старости лет. Но в на?ей власти ее ограничить и по возможности контролировать себя.

Сытое чрево – это первый признак того, что человека ждет блудное иску?ение. Объелся – жди.

Мечтательный сон, долгий сон или наоборот бессонница (когда человек лежит и мечтает) – все это следствие объедения, провоцирующего блудные наваждения.

Нехватка сна – когда человек не высыпается, это тоже признак борения блудной страсти.

Обессиливание – человек, который часто придается блудному греху, теряет свои силы, как физические, так и духовные.

Противление к молитве.

Неизбывная печаль, тяжелое уныние, беспросветная тьма – это состояние крайнего отчаяния, поскольку ду?а у человека умирает от греха блуда (даже внутреннего). Умирает от истощения духовных сил, отсутствия Божьей благодати. Блуд уничтожает нас изнутри, а после этого приходит бес отчаяния и заполняет все собой, толкая человека на самоубийство.
Желание покоя, неги, наслаждения, праздность – тоже признаки блудной страсти.

Свободное обращение с ближними (особенно с противоположным полом) – когда человек развязно ведет себя с окружающими его людьми. Авва Дорофей советовал вообще не смотреть в лицо своему собеседнику, а смотреть в землю, т.к. он учил своих учеников, что разговаривая с другим человеком, ты разговаривае?ь с образом Божиим, т.е. с Богом. Поэтому он учил благоговению в общении между людьми. В современном обществе уже и уважение то редко услы?и?ь в голосе, не то что благоговение.

Частые ночные осквернения – т.е. если более одного раза в два месяца с человеком случается подобное, то с уверенностью можно сказать, что блудная страсть в нем прогрессирует и нужно срочно браться за борьбу с ней. Прежде всего – обуздывать чрево, удалить гортанобесие.

Невоздержание в супружеской жизни – т.е. несоблюдение постов.

Степени греха

1)  Подавление или извращение совести – это необходимое условие для возникновения начальной стадии блудной страсти. В начале ей нужно изгнать Святого Духа из ду?и человека, чтобы ни что не ме?ало ей пустить свои корни;

2)  Развращение помыслами и делами – это практическая сторона блудной страсти. Когда человек от теории переходит к практике;

3)  ? последняя, крайняя степень блуда – это когда человек одним ли?ь помыслом может довести себя до истечения семени.

Производные грехи блудной страсти

Многие из нас с ними знакомы, т.к. они взяты у преподобного ?оанна Лествичника, поэтому я их просто напомню: угождение страсти и покой во всем, расслабление, осуждение, хула и хульные помыслы, самолюбие, смехотворство (колкости и безвременный смех) и прочее.

Влияние блудной страсти на тело человека

«Прежде всего, — как говорит Свт. Феофан Затворник, — это потеря сил организма и его истощение, и его слабость». В древности ни один воин или атлет не разделял своего ложа ни с женой, ни с женщиной перед битвой или соревнованием (т.к. уже тогда знали, что человек слабеет после этого примерно на 25%). А сейчас нам что показывают в современных исторических фильмах – всю ночь пьют, едят, гуляют, а утром в бой. Так ведут себя только самоубийцы. А там — победа, фанфары и счастливый конец!

Дебелость тела – человек становиться менее способным управлять своим телом, т.к. оно становиться непослу?ным.

Развитие привычки ко греху и зависимости от него, когда человек уже не может без этого жить. Особенно это проявляется у тех, кто принял мона?еский постриг. Хоро?о если человек при?ел в монастырь девственником, а тех, кто познал грех, мучают воспоминания и мечтания.

Блуд производит в теле человека мрачность и духовный смрад – и это настоящая правда. Бесы блуда зловонны и совращенный ими человек перенимает это зловоние и тело его становиться смрадным, нечистым.

Влияние блуда на ду?у человека

Дебелость и нечувствие ду?и, и как итог — мучение и смерть. После блудного греха ду?а очень сильно мучается и страдает. Ей тяжело, она опусто?ена, она изранена, блудный грех очень сильно оскверняет ду?у и колеблет ум, помрачает его. Согре?ив?ий блудом – это полностью деморализованный человек, склонный к отчаянию, т.к. ум не может постичь всю глубину своего падения. ?менно падения, т.к. только к блудным грехам это слово употребляется и ни к каким другим. Даже если человек ли?ь в уме согре?ил блудом, он все равно пал, т.к. блуд сразу обру?ивает все духовное здание человека до основания. В своих творениях Прп. ?оанн Лествичник не раз приводит такое сравнение – раскаяв?егося еретика принимают в Церковь через покаяние и даже в сущем сане (если он иерей) — и всё, никаких епитимий. А за блуд отлучали от причастия на десятилетия. Т.е. насколько тяжелее и стра?нее грех блуда по сравнению с ересью!

Распаление ду?и страстями – человек может окончательно потерять контроль над собой и стать просто животным, рабом своих страстей, ли?иться разума.

Парализация всех духовных движений в человеке – после греха человек не может найти в себе силы и воли молиться, поститься искренне, всей ду?ой.

Расстройство, беспокойство, метание и ?атание ду?и – это когда ду?а не может найти покоя. Она трепещет, как флаг на ветру, не находя себе пристанища.

Подавление радости о Боге в ду?е человека – это происходит, когда человек начинает наслаждаться блудными помыслами, грехом. Такой человек уже не может радоваться: он ?утит, улыбается, он приветлив и дружелюбен, он ду?а компании, а внутри тоска и уныние, и нет места радости в его ду?е – страсть все уничтожила. Православные потому и грустят всё время – а как радоваться, когда блуд окрадывает на?у радость, внутри постоянно идет борьба с этим грехом, и ты её види?ь; а протестанты всегда радуются – потому, что они не видят этого в себе. А искусственно радоваться – только зубы скалить.

Влияние на ум человека

Погружение ума во тьму и омрачение его – он становится невосприимчив ко всему духовному.

Дебелость и расстройство ума – когда человек мыслит и мудрствует только по-мирскому, духовной составляющей уже нет. Это происходит, когда человек полностью порабощен пороком. Он не может представить себя без этого. Он говорит, думает, ?утит и живет только блудом. Посмотрите на современное телевидение и там вы найдете только – блуд и чрево. ? боль?е ничего.

Влияние на дух человека

Приземление духа. После молитвы дух человека горит к Богу, горит жаждой благодати, любви, радости, но когда блудная страсть владеет человеком, она не дает возгореться духу Богом, но возвращает его к земным делам и утехам.

Блуд прогоняет Святого Духа и человек теряет дерзновение пред Богом.

Осатанение человека – это, то к чему приходит человек, одержимый страстью блуда. Он уподобляется сатане, т.к. этот грех один из самых его любимых.

Общее влияние блудной страсти на человека

«Блуд – это плотская сласть, она является отрицанием христианства внутри нас» (Свт. Феофан Затворник). Когда человек совер?ает блудный грех – он отрекается от Христа и прогоняет Его, становясь язычником и безбожником. Блуд – это одна из самых стра?ных страстей.

Всецелое закабаление человека ко греху через блуд. А также блуд уничтожает всё доброе, что есть в человеке. Он разру?ает и расхищает всё, что человек создал в своей ду?е, не оставляя и камня на камне.

Наказание человека за грех блуда

Отъятие Божьего благословения в жизни.
Скорби. Беды. Напасти. Болезни. ? даже смерть.

Церковные наказания следуют в следующем порядке:

1)  рукоблудие и блуд – запрет на причастие на 7 лет;

2)  прелюбодеяние, содомия, скотоложство – отлучение от Святых Тайн на 15 лет;

3)  ночное осквернение – если человек перед этим не распалял себя, а это произо?ло просто по физиологическим причинам, то он может причаститься. Об этом говорится в правилах Свтт. Афанасия Великого, Дионисия Александрийского и Тимофея Александрийского.

Борьба со страстью. Общие методы

Прежде всего – борьба с чревоугодием, пост, воздержание. В борьбе с ним очень важно обращать внимание на качество пищи – это удаление мяса, жирных продуктов, острого. Привыкать вставать из-за стола немного голодным, есть не часто, чтобы не было постоянного состояния сытости.

Телесный труд до изнеможения и усталости. Сами знаете — когда устане?ь, только до кровати дойти, какой там блуд.

Ревность о подвиге. Вера в Бога. Молитва – всё это помощники в борьбе со страстью.

Смирение, послу?ание, милосердие – прогоняют блуд из человека.

Скромность в одежде и поведении. Щегольство должно быть исключено полностью. Потому что тот, кто щеголяет – иску?ает ни только себя, но и других. Провоцирует смотреть на себя и испытывать чувства. Это так сроднилось с на?ей природой, что даже некоторые пожилые женщины не могут отказаться от парфюмерии и косметики. А когда говори?ь им об этом – обижаются, не понимают истинной природы своей привычки. ? вообще человек должен выглядеть естественно, чтобы знали, на ком женятся. А то бывает, что краску смывают – и там оказывается совсем другое лицо. Так ведь нельзя: женился на одном человеке, а оказывается другой.

Уклонение от зрелищ чужого тела – это фильмы, телевидение, журналы и т.д. Все эти образы потом всплывают в на?ей памяти и распаляют в нас страсть. Опять же напомню про бани – ни в коем случае дети не должны видеть своих родителей обнаженными. Хоче?ь с сыном пойти в сауну – пожалуйста, — оденьте плавки — и идите.

Создание семьи. По словам Ап. Павла: «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену» (1 Кор.7:2). Это помогает в борьбе со страстью, в достижении целомудрия посредством семейной жизни, т.к. она благословлена Богом – это уже закон. Никто этого человека не осудит за это, поскольку всё по любви, по закону, по благодати. Для этого Бог соединяет людей, чтобы мы рожали детей и размножались.

Частные методы

Во время иску?ений необходимо отсекать помыслы на корню, т.е. как только появляется образ или вдохновение в ду?е, нужно прибегнуть к молитве, дабы изгнать эту скверну из ду?и. ?ли заменить этот помысел на благой – так рекомендует Свт. Феофан Затворник, т.е. отодвинь блудный помысел в ду?е и поразмы?ляй некоторое время о чем-то добром, это помогает выгнать зловонного беса. Призывание имени Божьего, молитва ?исусова или какая-то другая, т.к. без помощи Божьей никто и никогда не сможет победить эту страсть. По словам Свв. Отцов, прежде чем победить её, человек должен признать свою немощь и свою неспособность борьбы с этим грехом своими силами. До этого момента Бог не может помочь нам, не погубив на?у ду?у, но как только мы признаем свою немощь, с этого момента начинается на?а истинная борьба с грехом блуда.

Воспоминания стыда после грехопадения. Памятование о наказании за грех в этой жизни и в будущей – то есть вечные мучения. Многие Свв. Отцы прибегали к этому методу – постоянное памятование о смерти.

Чтение Священного Писания и житий святых. Взять излюбленное духовное чтение, любимый духовный рассказ и т.д. Это увлекает и помогает изгнать блудные помыслы, и место сатаны в на?ей ду?е занимает благодать Святого Духа. Как вариант можно занять себя своим любимым делом или хобби, что тоже поможет отвлечь себя от греха.

Блуд и семейные отно?ения

Может ли блуд присутствовать в семейной жизни? Нечистота блудная может, но блуд — нет! Потому что блуд – это незаконное употребление друг друга, а в браке всё по закону. Когда семейный человек не может воздерживаться во время поста – это показывает, что он немощен в этом и болен блудом. Женщина, как правило, наделена от природы естественным стыдом, и инициатором близких отно?ений обычно бывает мужчина. Прп. ?оанн Лествичник говорит, что это очень хоро?о, если было бы наоборот — не спаслась бы никакая плоть.

Нечистота блудная в семейной жизни выражается в извращениях, неестественном употреблении другого пола. Это всё смертный грех и он должен быть искореняем. Я не буду говорить о них подробно, но отмечу один из них, т.к. многие могут не знать, что это грех – это обоюдное рукоблудие. Некоторые думают, что это не грех, но это не так. Подобная практика при?ла к нам из семейной психологии. Многие начитались подобных пособий для оживления семейной жизни и начали это практиковать, не зная, что это осквернение.

Конечно, нужно помнить о приличиях, о естественном стыде. Однажды я гулял с собакой и ре?ил зайти к своим знакомым, молодоженам. Открывает мне дверь его жена – одетая в одну ли?ь руба?ку и всё! Я так и обомлел. Они на чай меня пригласили, но я, сослав?ись на дела, поспе?ил уйти. Прихожу к батю?ке, говорю — так, мол, и так, а он мне отвечает: «Да ну что ты – это же житейское». Одно дело, когда они в доме одни, но встречать гостей в подобном виде это, по мень?ей мере, неуважение и иску?ение. Подобные, казалось бы, мелочи настолько прочно во?ли в на?у жизнь, что мы стали воспринимать их как норму. Мы стали забывать о том, что Господь постоянно призывает нас к чистоте, к святости, к молитве. Мы должны к этому стремиться всей своей ду?ой. Никто не говорит, что мы святые, но стремление к святости должно стать на?ей потребностью, как в воздухе. Нужно напоминать людям о их сне, будить их, называть вещи своими именами, а не отмахиваться от греха житейским мудрованием.

Отно?ения до брака должны быть без греха. Есть такая пословица: «Как начне?ь, так и закончи?ь». Т.е. начал с греха свою семейную жизнь — ну грехом и продолжи?ь. Кто может, пусть луч?е воздержится от всех плотских отно?ений, обниманий, поцелуев и проч. до брака, т.к. в подавляющем боль?инстве случаев это заканчивается блудом.

Бесы ничто так не любят, как блуд, потому что посредством блуда они быстрее всего получают на?у с вами погибель. Поэтому каждый христианин должен бояться его, бороться с ним и не потакать греху, а называть белое — белым, а черное – черным.
***

Текст составлен по фильму-лекции о блудной страсти.

Если Вы заметили о?ибку в тексте — пожалуйста, напи?ите нам об этом на электронную почту – bogovidec@yandex.ru

Открыть текстовый документ лекции о блудной страсти

Добавить комментарий