Беседа о совести. Священник Максим Каскун

Сегодня мы с вами, дорогие братья и сестры, вновь собрались — для того чтобы вспомнить о совести: что это такое за понятие, из чего оно состоит и что оно вообще есть само по себе. Вспомним с вами замечательную книгу на?его замечательного писателя Достоевского «Преступление и наказание», где он конкретно, очень подробно, в детальных, в тончай?их подробностях описал всё движение, которое проводит человек по поводу того, как бороться с совестью, как её преодолевать, как её осквернять. ? после того, низлагаясь грехом, быть побеждаемым совестью, т.е. когда она начинает мучить человека, терзать его сердце, что приводит к неадекватным последствиям. Некоторые люди, не выдерживая этого гнета – мучений совести, – заканчивают жизнь самоубийством, в том числе ?уда ?скариот повесился именно потому, что был мучим совестью. Сегодня мы с вами будем говорить об этом явлении, которое действительно сегодня как-то уходит от на?его взгляда, от на?его понимания, и сегодня о ней очень редко говорят. В советское время говорили об этом много. Почему? Потому что кроме совести не было ничего. О Боге было говорить нельзя, о религии было говорить нельзя, о вере говорить было нельзя, говорили только о совести. Потому что совесть, как мы даль?е будем говорить, это есть нравственный закон в нас, но он действует даже если человек неверующий. Даже если он безбожник, совесть всё равно в нем живет, и она была атеистами воспринята как определенная такая доминанта, на которую можно было ссылаться и которую можно было развивать для того чтобы строить свою религию, т.е. коммунизм. Сегодня же, когда на?а страна полностью ввергнута в хаос: религиозный, духовный, моральный, то говорить о совести в принципе сегодня некорректно, потому что это противоречит тем задачам, которые стоят сегодня перед на?ими врагами. Потому что никто не хочет, чтобы мы все с вами были совестливыми, т.к. если человек совестливый, он, безусловно, будет стремиться к духовной жизни и к спасению, — это, во-первых, во-вторых – совесть есть такая категория, которая зовет человека к образованию, к просвещению. ? поэтому скоро, когда у нас сделают платное образование, мы с вами останемся без просвещения, и на?а совесть тоже будет от этого получать некоторый ущерб. Потому что совесть человеческая, об этом тоже даль?е будем с вами говорить, — она и от образования тоже получает пользу, ибо совесть есть такая субстанция, которая изменяется в нас, которая может либо расти, либо умаляться, либо просветляться, либо темнеть. Это как некоторое стекло.

?так, определение понятия совести, что это, собственно, такое. Прежде всего, хотел бы сказать, что совесть – это тайна. Тайна необъяснимая, которая действует в человеке таким образом, что человеку невозможно даже понять, что в нем происходит. Помните, да, если кто из нас мучился совестью в определенный момент своей жизни, сильно мучился, не просто когда совесть что-то говорит, а когда конкретно совесть терзает, то человек понимает, что это некоторое распятие, это некоторый крест. Потому что очень тяжело понять, что это такое – совесть это, смущение это, мнительность ли это. Особенно когда совесть мучает человека без разумения того, правильно он или неправильно делает, когда человек не понимает. Потому что совесть иногда может говорить такие вещи, которые могут противоречить рассудку, разуму, но совесть, тем не менее, говорит, что нужно это сделать, а человек этого не делает. ? такая ситуация очень схожа с той, когда на человека нападают смущения. Есть такая тоже духовная категория, которая смущает человека, замутняет его, когда смущения заставляют человека сделать какой-то поступок определенный, который тоже не согласуется ни с трезвым рассудком, ни с чем. ? человек, поддав?ись давлению и мучению от смущения, тоже вынужден делать такой поступок. Это всё тоже есть и это нужно тоже различать.
Поэтому таинственность совести такова, что никто из Святых Отцов не дал полномас?табного и полного определения этому понятию. Потому что это таинственное действие Бога в человеке, и как оно происходит – навряд ли нам представится возможным это разобрать. Но некоторые грани на?и ду?еведы — Святые Отцы — всё равно нам подсказали и о них мы с вами сейчас скажем.

Прежде всего, хотел бы начать с буквального смысла. Буквальный смысл заключается в следующем: на обычном человеческом языке совестью называется чувство нравственной ответственности. Это мы просто говорим, что это такое, мы имеем как бы некоторое такое понятийное суждение о совести: нравственный закон, нравственное чувство, т.е. это нравственная ответственность.
Если перевести это слово с греческого языка, то буквально оно будет означать — «сознание». Это очень хоро?ий оттенок, который нам пригодится в дальней?ем, потому что совесть, безусловно, по своему греческому эквиваленту, она обязательно должна быть осознаваема. Это есть некоторое сознание человека. Помните, когда мы испытываем свою совесть, мы спра?иваем себя: «Правильно ли я поступаю?». ? тебе внутри выдается некоторое знание совести, которое говорит тебе на основании уже изученных духовных и нравственных категорий о том, что это хоро?о или это плохо, или луч?е вообще как-то воздержаться от принятия ре?ений потому, что может быть совесть не просвещена ещё и не знает точного ответа.
Сегодня множество ученых пытаются это слово перевести, кто-то говорит, что это “со-весть “, т.е. весть свы?е, кто-то нам дает ещё некоторые определения. Но мне так думается, что славянское слово “совесть” – это «калька» с греческого языка, которая тоже означает «сознание». Потому что весть – это не просто весточка, как мы сегодня привыкли думать, а весть – это, прежде всего, знание, по славянскому языку. Поэтому “сознание“ – оно, то же самое, будет звучать по-славянски как “совесть”. Хотя в принципе сегодня никто не может нам филологически доказать, как слово “совесть” буквально переводилось в то время когда оно появилось в славянском языке.

Поэтому мы так и будем говорить о совести, как о некотором сознании, нравственной ответственности человека перед Богом, перед людьми, перед окружающими.

?так, что же есть совесть сама по себе: чувство ли это, воля в человеке, ум ли это? Что это за такая субстанция – совесть, – о которой мы сейчас с вами говорим? Мы с вами, когда изучали лекцию о природе человека, говорили о том, что человек состоит из двух частей – из ду?и и из тела. Ду?а человеческая имеет в себе дух – умную, разумную часть, духовную, которой человек общается с Богом. ? имеет в себе животную часть — нижнюю часть ду?и, которая соединяет человека с телом, как бы спрягает его с телесным составом. Так вот, совесть – она не является некоторым таким субстанциональным явлением, она не является какой-то частью человеческого существа, но обязательно находится в на?ей природе, и находится у каждого человека. ? конечно, определить, конкретно сказать, что это за орган, мы не можем. Но кое-что сейчас мы скажем.

  1. Авва Дорофей говорит, что совесть — это помысел. ? действительно: когда человек думает, допустим — подать милостыню или не подать, обидел другого человека или не обидел, он начинает себя спра?ивать: «Как я – правильно поступил, или нет?». Сразу в ду?е возникает помысел, некоторое помы?ление, которое конкретно показывает, хоро?о ты или плохо поступае?ь. Если же человек этот помысел не увидел, тогда у него есть конкретные духовные проблемы, о которых мы с вами скажем ниже.
  2. Преподобный ?оанн Лествичник говорит, что под совестью нужно разуметь именно слово Ангела-хранителя, его обличение человека, т.е. того Ангела, который дается нам при крещении и получает от Бога определенные поручения для того чтобы руководить человека ко спасению. Совесть до крещения и совесть после крещения – это разные вещи, скажем об этом чуть позже.
  3. Следующее определение, это очень распространенное, которое мы находим и в катехизисах, что совесть – это голос Бога в человеке. Я бы сказал, что это немного смутное определение, потому что далее мы будем говорить о скверной совести, — как может быть голос Бога скверным? Также Святые Отцы говорят о злой совести, о чёрной, о мёртвой. Голос Божий, голос Ангела-хранителя быть таковым не может.
    Поэтому все эти определения являют собой некоторую грань. Конечно, когда совесть что-то говорит человеку, это, безусловно, голос Божий в человеке, но голос не напрямую, а есть некоторое рождение духовного знания в ду?е человека таинственным образом.
  4. ?з всех определений мне боль?е всего нравится определение святителя ?гнатия Брянчанинова. Он говорит следующее: «Совесть – это чувство человеческого духа». В чем заключается его определение? Он уже жил, как мы знаем, в 19 веке и Святых Отцов знал наизусть, опытно познал духовную жизнь и тоже пытался со своей стороны дать для современных ему людей, вопро?ающих о совести, некоторое определение. Кстати, если кто хочет почитать о совести очень кратко и сжато, — в «Аскетических опытах» святителя ?гнатия есть глава о совести, она 2-3 странички, но всё очень хоро?о и просто написано, замечательно, и причем от этих писаний получае?ь даже духовные силы и укрепление. Так вот, называя совесть чувством человеческого духа, святитель ?гнатий говорит о том, что человеческий дух имеет в себе некоторое ощущение, некоторое чувство, как бы, говоря мирским языком, некоторое специальное устройство, которое помогает человеческому духу определять нравственные категории. Поэтому святитель ?гнатий и говорит о том, что совесть — это чувство человеческого духа, т.е. оно относится к духу человека и помогает этому духу ориентироваться.
  5. ? последнее. Совесть есть некоторый таинственный орган ду?и, который отвечает за моральное, за нравственное состояние человека.

Это то, что касается существа совести. Но есть ещё названия по действию. Святые Отцы ещё определяли совесть по действию, как она действует на человека и как она действует в ду?е человека по отно?ению к Богу и к ближним:

  1. Стремление к Богу. Действительно, совесть человека такова, что она помогает человеку стремиться к Богу. Совесть не может давать человеку стремление на грех. Человек может гре?ить при спящей совести, при оскверненной совести. Но стремиться на грех совесть не может давать. А стремление к Богу в совести заложено.
  2. «Врожденный закон, естественная книга», — говорит святитель Тихон Задонский. Он даже дает такое замечательное сравнение, что если тебе совесть говорит: «Не убивай!», то же написано и в писаном законе. Если закон говорит: «Не прелюбодействуй!», то же тебе и совесть говорит: «Не прелюбодействуй, не изменяй своему супругу». Если тебе совесть говорит о том, что нельзя чревоугодием заниматься, то же написано и в писаном законе. ? святитель говорит, — что ты ни найде?ь в Писании — обо всем тебе скажет совесть, потому что совесть есть естественная книга, естественный закон. Как говорят Святые Отцы – от того, что совесть человеческая притупилась и потемнела и сердца на?и находятся в чёрством, в греховном состоянии, потому нам с вами нужна книга, написанная именно буквами. Потому что жить по совести, ну что греха таить, — мы с вами не умеем. А сегодня, как я уже сказал, совесть вообще вытеснена не только из общего употребления, но и как оружие духовной жизни. Сегодня о ней мало кто говорит даже из духовных учителей, она осталась в стороне, хотя она играет первостепенную важность, когда человек стремится к Богу.
  3. Также совесть есть знание закона. В чем заключается сие выражение? Оно заключается в том, что когда человек начинает изучать Евангелие, Библию или какие-то духовные писания, он понимает, что всё это – оно родное ему. Если мы с вами за собой наблюдали, то мы это чувствовали. Когда человек действительно стал христианином, не просто вне?не, не просто покрестился. Как сегодня принято говорить: человек покрестился – всё – православный христианин. Это неправда, крещение ещё ничего ему не дает. Он покрестился и может остаться таким же мертвым на всю жизнь и умереть неверующим. Здесь дело в другом: здесь идет речь о том, что когда человек принимает веру от Господа, когда он обращается к Спасителю своим сердцем, своим умом и начинает становиться не просто человеком, а служителем Христовым (не важно — в священном сане или где-то на работе, без разницы). Но человек и Бог в этом случае начинают общаться, у них есть общение. ? когда человек принимает Бога в свое сердце, таким образом, в нем просыпается совесть. ? фактически у человека, который приходит в храм и имеет такое вот духовное перерождение, как правило, мало возникает вопросов – а почему это так? Даже если он чего-то не понимает, он где-то интуитивно чувствует, что это хоро?о. Бывают, конечно, вопросы исторического, научного плана, и разные, но что касается морали – у человека всегда есть некоторое внутреннее ощущение, что так и должно быть. Потому что совесть знает закон. ? как сказал один из Святых Отцов, что когда Бог творил человека, когда вкладывал в него совесть, Он изначально в совесть заложил то знание спасения, которое нужно будет потом прийти и восстановить, обновить, воскресить, и чтобы оно потом вылилось именно в христианской подвижнической добродетели, жизни (в аскетике). То есть совесть изначально это имела, и именно совесть влекла ветхое человечество к тому, чтобы они искали Спасителя. Потому что совесть – это такое ощущение человеческого духа, когда он видит, что он не может сам спастись от греха. Он борется и понимает, что он не может. Поэтому совесть приводила человека к знанию того, что должен быть Спаситель.
  4. Также под совестью Святые Отцы разумеют судилище помыслов, дел, ощущений и чувств. ? действительно: совесть – это судилище, которое не только в этой жизни, но и в жизни будущей будет судить нас с вами. ? мы с вами все знаем, в чем есть мучение огня вечного: это есть мучения совести.
  5. Совесть называется по толкованиям Святых Отцов соперником, обличителем, мучителем (потому что совесть нас обличает и мучает, если мы делаем плохой поступок). А то, что она есть соперник, об этом мы знаем из Евангелия: «Мирись с соперником своим скорее», — все Святые Отцы говорят о том, что это Господь сказал о совести. С совестью нужно примиряться. Человек, не примеренный с совестью, Царства Божиего не наследует.
  6. Св. Тихон Задонский говорит, и св. ?гнатий Брянчанинов тоже в этом к нему полностью присоединяется, что совесть есть «свидетель верный». То есть совесть никогда не даст человеку ложного свидетельства. Если человек помолится, сядет и начнет разбирать какую-то свою конфликтную ситуацию с каким-то человеком, он обязательно в своей совести увидит, как он поступал. Одно дело – скажет он это тому человеку или не скажет, это уже его дело, поступит он по совести или нет. Но совесть ему обязательно покажет, потому что она есть свидетель верный, не искажающий истину.
  7. Совесть есть различитель добра и зла в человеке.
  8. Ещё очень интересное выражение: «Седалище добродетелей», потому что благодаря совести в человеке процветают добродетели. Т.е. без совести и вне её добродетели в человеке возникать не могут. Помимо совести добродетелей нет.
  9. Очень интересное определение ещё о совести есть, как «лицо вечности». Почему это так? Когда мы говорим какие-то слова или делаем какие-то поступки и потом поверяем всё это в своей совести, смотрим в свою совесть духовным образом, смотрим себе в ду?у – мы понимаем, что мы перед вечностью находимся. Совесть – это некоторое «лицо» вечности, которое показывает нам, что здесь не люди, не какая-то временная выгода, а именно вечность, потому что совесть оттуда. ? когда мы размы?ляем сами в себе со своей совестью, мы понимаем, что мы находимся перед лицом вечности. А так оно и будет: когда вечность потом наступит, мы с вами поймем все на?и размы?ления, рассуждения, когда мы с совестью боролись – всё это опять всплывет, и мы вспомним то свое состояние, когда мы находились перед лицом вечности.
  10. Также совесть является наставником на благое и причиной стыдливости в человеке. Т.е стыд – это прямое следствие и составная часть совести. У нас есть даже такое сравнение: рань?е было такое понятие – “усовестить человека”, сейчас мы говорим по-другому – “стыдить”. Сегодня, конечно, все такие бесстыдные стали, что стыди – не стыди, ничего не будет. Но, тем не менее, стыд есть определенная часть совести и всегда с ней сопряжена.

ПРО?СХОЖДЕН?Е СОВЕСТ?, ЕЁ ЦЕЛЬ ? ЗАДАЧА ПО ОТНОШЕН?Ю К ЧЕЛОВЕКУ:

Совесть вложена Богом при создании человека. Т.е. Господь, когда творил Адама и Еву, обязательно вложил в природу человека такое духовное чувство человеческого духа, которое передается по природе каждому из нас. Почему это так? Как только Адам и Ева согре?или, они устыдились, потому, что они были наги. Т.е. грех открыл им наготу, извратил чистоту, и они увидели, что стали наги, стыд их покрыл, совесть заработала. Потом Адам спрятался от Бога, потому что ему стало стыдно, т.к. совесть сразу включилась. Он не понимал, что это такое, но мучения совести уже начались.
? то, что совесть вложена в человеческую природу, доказывает нам всеобщность этого явления. Есть человек, который без совести? Есть такие… Но когда мы об этом говорим, мы понимаем, что человек не без совести родился, а он просто её потерял, убил в самом себе, сделал её мёртвой. Хотя, конечно, совесть неуничтожима в человеке, она имеет в себе вечный аспект, но, тем не менее, притупить, умертвить человек её может. Как говорится, ли?ь бы было желание, человек может сделать всё.

Цели совести:

  1. Удержать человека от осатанения. Мы помним из беседы об Ангелах, что когда сатана согре?ил, то по простоте ангельской природы природа Ангелов изменилась сразу, в мгновение ока. На?а природа не изменилась сразу, потому что человек существо сложное, он состоит из ду?и и тела и для того, чтобы человеку осатанеть, нужно время. Человек не может сразу стать гре?ником в 100%-ом виде. Ему нужно дойти до этого, развратить себя. Человек существо временное, он живет во временном пространстве, и ничего быстрого, как в вечности, у человека не бывает. Всё проходит с определенным промежутком времени. Так же и грехопадение: как только человек согре?ил, грех, конечно, сразу разлился в его природе. Но чтобы дойти до крайности, до осатанения, человеку нужно время. Поэтому совесть, благодаря человеческой природе, дает возможность нам не осатанеть. Она есть некоторый рубеж, за который человеку очень тяжело перейти. Но некоторые все равно переходят и сатанеют. Но, тем не менее, совесть несет в себе такую функцию. До явления Спасителя ?исуса Христа миру про?ло 5000 лет. ? чтобы люди совсем не развратились за это время, Господь дал совесть, которая помогает человеку не осатанеть и продержаться на духовном минимуме.
  2. Также совесть помогла человеку сохранить память о Боге и сохранить понятие о добре и зле. Мы с вами сегодня живем в такое время, когда понятия добра и зла пытаются стереть. Ну, какое добро и зло? Тебе добро, а мне хоро?о, тебе добро, а мне зло. ?ли наоборот – мне добро, а тебе зло. Это всё со?ло на понятия – «выгодно – не выгодно», вот в чем это должно быть по современным меркам: «Приносит это пользу — не приносит это пользы». Что значит добро и зло? Да это, собственно, ничего не значит, потому что добро и зло должно рассматриваться, как сегодня нам говорят, именно благодаря человеческой выгоде, целесообразности, или, как ещё сегодня говорят – конструктивности и пр. На самом деле совесть и сегодня не позволяет многим людям из нас, и молодежи в том числе, не извратить эти понятия и все-таки остаться в категориях добра и зла.
  3. Совесть является руководством на пути к Небу. Святитель Григорий Богослов говорит следующее: если человек будет слу?аться совести, то её одной достаточно для того чтобы достигнуть Царствия Божия. Одной совести достаточно, только начни её слу?ать. Это крест, это подвиг. Она такое начнет говорить, что человек просто сразу начнет сходить с ума: «Я, чтобы так поступать? Да никогда в жизни». Но потихоньку, помаленьку, если человек начнет слу?ать свою совесть, поступать так, как она говорит, то он, безусловно, получит великую пользу. Есть такое сравнение у преподобного Симеона Нового Богослова, когда он говорит одному из своих духовных чад: «Когда ты помоли?ься своим правилом, ты помолись ещё своими словами какое-то время». Потому что молитва своими словами очень полезна, и если мы не молимся своими словами, то мы плохо делаем, т.к. мы можем потерять это ощущение. Об этом св. ?саак Сирин говорит, что молитва своими словами очень важна в духовной жизни. ? далее говорит преподобный Симеон следующее: «После этого ты може?ь сделать ещё что-то духовное, что подскажет тебе совесть». Вот совесть тебе что-то подскажет определенное, ты то и сделай. ? соответственно, когда человек начинает так практиковать, он же ещё во грехах лежит, он не может точно определить, что может совесть подсказать, ведь могут же и бесы подсказать что-то. Когда совесть начинает действовать в человеке, то сначала возникает помысел, а ведь он может быть и не от совести, а он может быть от иску?ающего беса, который тебе говорит: «Давай, сделай то, и то, и то, и то… Переутомись, а завтра буде?ь лежать, на молитву не встане?ь, и мы поглумимся над тобою и сделаем над тобою всё что нам нужно». Поэтому все эти вещи должны быть с рассуждением и, конечно же, человек, если он хочет встать на путь совести, должен все-таки вести духовную жизнь, изучать Священное Писание, Святых Отцов и совесть свою просвещать, чтобы точно понимать, что с ним происходит.
  4. Также задачи совести, прежде всего — помощь человеку в борьбе с грехом. В чем помогает совесть в борьбе с грехом: помогает, когда человек вспоминает, что будет с ним после того как он согре?ит. Страх мучений совести, — они действительно сильные. Вот некоторые люди, кто совер?ил смертный грех, особенно если это было убийство, кровопролитие, или аборт кто-то сделал, жене изменил, тех стра?но мучает совесть. Вот один человек рассказывал, что он совер?ил убийство, про?ло 15-20 лет, и он говорил, что с каждым днем ему всё хуже и хуже. Человек уже отсидел в тюрьме, всё заплатил, искупил вину, казалось бы, а говорит, что ему всё хуже и хуже. Также есть пример у Святых Отцов – один разбойник при?ел к авве и говорит: «Я убивал, хочу покаяться, возьми меня к себе в пустыню». А за это в то время ему полагалась смертная казнь. Авва его взял, скрывал его у себя долгое время, потом, когда боль?е не мог скрывать, сказал ему: «?ди ещё даль?е». Написал отцам письмо, чтобы его приняли. ? разбойник у?ел туда и пробыл там, в пустыне, в общей сложности девять лет. ? потом, во концовке, он приходит к старцу уже полностью переодетый в мирскую одежду… ? старец говорит ему: «Сын мой, ты куда?». Казалось бы, столько времени в посте, в бдении, всё хоро?о у него было. Тот человек действительно вел очень сильную подвижническую духовную жизнь. Но он говорит старцу: «Мне до сих пор каждый день видится во сне и наяву малы?, которого я убил, мальчик, и всё время говорит мне – «зачем ты меня убил?». ? с каждым днем это всё тяжелее и тяжелее, и я, авва, боль?е уже не могу… Я иду в город, сдаюсь, и своей кровью хочу искупить свои грехи». ? он по?ел, ему отрубили голову, потому что за убийство рань?е убивали. В принципе, и сейчас то же самое нужно, собственно, делать, потому что если этого не делать, то грех будет разрастаться и никак не будет искупления грехов человека. Потому что даже если человек отсидит в тюрьме, это не даст освобождения его ду?е. Многие из этих людей, кто согре?ал так тяжко – они жизнь свою заканчивают потом очень плохо, почти всех их убивают или ма?ина сбивает и т.п. Так всё происходит не очень духовно… То есть всё равно кровь за кровь, это в законе должно быть. Одно дело, что ты може?ь простить человека, но закон не должен прощать, потому что иначе будет зло распространяться и человек не получит освобождение от своего греха. Также действие совести в этом таково, что некоторые, кто согре?ает смертными грехами, кто согре?ает убийством первый раз, — их состояние даже доходит до рвоты. То есть совесть настолько их терзает, что у них изнутри эта зараза греха пытается вырваться и это проявляется физически в таких вот испражнениях. Эти мучения очень стра?ные, очень серьезные. В начале беседы мы с вами вспоминали Раскольникова: ведь он тоже при?ел и сдался, он не смог. А кто сможет?! Совесть не подкупить, не обмануть, особенно когда она проснулась. Если ты обиделся на своего брата, это такой грех, который человек может как-то оправдать, замять, если были какие-то моменты – «да он сам виноват», «он сам меня раздражил», — есть оправдание какое-то. Но когда ты убил, ты уже совесть не оправдае?ь. Всё, тут уже затрагиваются те глубинные вещи, которые в совести заложены непоколебимо. Хотя, мы сейчас с вами будем говорить, что некоторые язычники и это извратили и занимались постыдными делами.
  5. Также задача совести – обуздывать и ограничивать человеческую свободу. Представьте, что нам всё разре?ено! Как говорит апостол Павел: «Всё мне позволительно, но не всё полезно, всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною», «Не буду лезть на соблазн, чтобы не соблазнять совесть брата моего». Поэтому совесть несет в себе такой фактор и помогает человеку ограничить его собственную свободу в отно?ении греха. Грех, используя человеческую свободу, пытается всё это перевести на себя и превратить свободу в её обратную, вывернутую сторону. Что есть эта вывернутая сторона? Сторона свободы. Вот сегодня она у нас в стране – свобода с вывернутой на изнанку стороной. Это вседозволенность, это беззаконие. Что такое закон? Это положение предела. Это когда человеку положен определенный предел его действиям. Сегодня, получается, пределов нет, это называется ещё другим словом – беспредел. ? он сегодня происходит, да, реальный беспредел.
  6. ? последняя из задач – совесть является индикатором духовной жизни человека. Т.е. по своей совести человек может определить, какая у него духовная жизнь. Как совесть у него работает – значит такая у него и духовная жизнь. Если совесть ему часто обо всем говорит, значит, его духовная жизнь двигается. Потому что если человеку часто совесть говорит, значит, он её слу?ает, значит, он исполняет её. Если же по увлечению или по забывчивости он это не исполняет, он покаянием омывает этот грех и совесть, омываясь, даль?е идет с ним в содружестве. Очень часто у нас такое согре?ение бывает – обида ближнего. ? очень часто мы не просим прощения – «он первый», «она первая», «так сложилось». Принести человеку покаяние, попросить прощения для нас сложно. А это есть первей?ая вещь, которая убивает в нас чувство совести, мы её притупляем постоянно. Сами знаете: когда попроси?ь прощения, даже если ты сам не виноват, что ты испытывае?ь? Облегчение. Совесть разгрузилась. Но ты не виноват был! ? он тебе говорит, что ты не виноват. А совесть разгрузилась! Почему? Потому что совесть не терпит на себе какой-то вражды даже по отсутствию причины этой вражды, даже если ты и не виноват. Хотя Святые Отцы говорят, если ты весь сковырне?ься, то все равно найде?ь какую-нибудь причину, что ты тоже виноват. Не бывает так, чтобы был один виноват. Поэтому совесть разгружается. ? если человек этого не делает, тогда она погребается, глохнет и, соответственно, человек себя спра?ивает, а совесть молчит. В одной книжке, которую я читал, когда воцерковлялся, рассказывалось про наемного убийцу, что-то про храмы там было (но это полностью светский детектив), автор всё время цитировал там книжку «Ангелы и демоны» священника Родиона. Видно, книгу прочитал, понравилась, и он там много из неё цитировал. Мне запомнился там такой момент, когда бес при?ел к одному киллеру, и автор описывает (всё-таки он ведь художник слова), что у него уже лицо было не просто в белых и черных пятнах (имеется в виду лицо ду?и), а он полностью был черный, и бесы к нему наведывались изредка-изредка. Ну, потому что он уже вот всё – совесть мертвая, а если совесть умерла, то — что уже к нему ходить… Его уже не в состоянии никто разбудить, потому что совесть его сгорела, её нет, грех её сжег. ? человек этот осатанел, он превратился в сатану. Поэтому бесы к нему очень редко наведывались посмотреть, что там у него происходит: «Ну, всё нормально! Всё хоро?о. Не будем заходить».

Я хочу привести несколько цитат из Священного Писания для того чтобы понять, как понималась совесть в Священном Писании, в частности в Ветхом Завете. В Ветхом Завете у Многострадального ?ова говорится: «Крепко держал я правду мою и не опущу ее; не укорит меня сердце мое во все дни мои» (?ов. 27:6). ? отсюда мы заключаем, что в древности (слово “совесть“ – это слово греческое, как мы с вами уже говорили), т.е. в Ветхом Завете, этого понятия – совесть – не было, но было именно укорение сердца. То есть что-то происходило с человеческим сердцем. ? пророк Давид говорит: «? вздрогнуло сердце Давидово после того, как он сосчитал народ. ? сказал Давид Господу: тяжко согре?ил я, поступив так» (2 Цар. 24:10). То есть он сделал перепись населения для того чтобы понять, какая у него сила, какая у него мощь, таким образом он понадеялся уже на свое царство, а не на Бога, и после этого осознания вздрогнуло его сердце от совести и это явление описано такими словами. ? пророк Софония говорит следующее: «Беззаконник не знает стыда» беззаконник не знает стыда» (Соф. 3:5). То есть мы видим, что Священное Писание Ветхого Завета тоже говорит о том, что совесть, понятие стыда – они, безусловно, присутствовали, были, действовали на человека, причем действовали конкретно. Что касается Многострадального ?ова, то он говорит о чистоте совести, что «не укорит меня сердце мое во все дни мои». ? мы с вами в конце об этом ещё вспомним, когда будем немного говорить о гордости. ?так, что мы можем сказать до при?ествия ?исуса Христа как некоторый краткий вывод: то, что понятие совести при отсутствии этого термина существовало. Многие люди совесть эту имела и она вела их к пониманию того, что им нужен Спаситель. Так человечество подготавливалось к принятию при?ествия ?исуса Христа.
В Новом Завете слово “совесть“ употребляется святым апостолом Павлом очень часто, очень ?ироко, почти в каждом его Послании слово “совесть“ есть. Так же в Послании святого апостола Петра тоже употребляется слово “совесть“, там говорится: «крещение есть обещание Богу доброй совести» (1 Пет. 3:21). Потому что через крещение совесть получает в ду?е человека воскре?ение, обновление, оживотворение. Апостол Павел говорит ученику Тимофею: «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» (1 Тим. 1:5). Т.е. здесь уже конкретно апостол Павел вводит категорию понятия совести как основу для добродетелей, потому что — какая может быть любовь без совести? У бессовестного — что может быть? Правильно? Поэтому совесть апостолом Павлом вводится в основу духовной жизни для того чтобы люди отнеслись к ней посерьезней.

Далее я хотел бы разобрать два типа сознания – языческий и христианский.

  1. Языческий.

1)      Совесть идолопоклонника. Это человек, который кланяется идолам, многобожник. Это пантеизм, когда многобожие или всебожие происходит.

2)      Совесть атеиста, безбожника. Когда человек не верит вообще ни в кого.

Так вот, характер этой совести спящий, непросвещенный, дремлющий, помраченный. Совесть, хотя и есть у этих людей, но она находится в подавленном состоянии. Смотрите: Великая Отечественная война закончилась в 1945 году, и сегодня у нас есть много локальных войн. У нас есть инвалиды после этой войны? Есть. А после Великой Отечественной войны должны были быть инвалиды? ?х вообще должно было быть много! Представляете, тогда «мясо» было ещё боль?е, правильно? А где они? Кто из вас, кто пожилой, в конце 40-хх, в начале 50-хх годов видел много инвалидов? Да, всё правильно – совесть Сталина подсказывала ему всех их грузить на баржи, инвалидов, и топить их… То есть почти все инвалиды, при?ед?ие с Великой Отечественной войны, были убиты по приказу Сталина! Это всё сегодня в современных архивах можно почитать. Но об этом сегодня не говорят. Вот совесть атеиста. Потому что он говорит: «Это не благочестиво. Это же праздник, это Победа и мы герои, а у нас тут инвалиды… ? вообще это обременение для государства». ? некоторые люди мне рассказывали совсем недавно, что тогда даже прятали своих родственников, кто при?ел инвалидом, те на чердаках жили годами(!), пока вся эта кампания не пройдет, и никто об этом не знал. Вот совесть атеистов, которые в то же время говорили о нравственности и о многом другом.
Совесть идолопоклонника: помните житие князя Владимира, что он сам участвовал в человеческих жертвоприно?ениях. То есть совесть идолопоклонников была осквернена боль?е, чем совесть атеистов, потому что идолопоклонство – это служение бесам. Бесы, конечно, это противники совести и они делают всё возможное, чтобы совесть в людях умерла, была полностью подавлена. ? поэтому все идолопоклоннические культы, как правило, заканчивались человеческими жертвоприно?ениями – прино?ениями первородных детей, их бросали в костер, сжигали на кострах, это всё заканчивалось спло?ными блудодеяниями, развратом. Всё это и было в языческой Руси, которую сегодня некоторые «умники» пытаются возрождать, хвалятся тем, что они язычники. Ребята, если вы язычники, то вы должны сказать правду: что вы и людей будете в жертву приносить, потому что как без этого языческий культ – без человеческих жертвоприно?ений?! Да никак! Ва?а совесть будет позволять вам приносить в жертву людей, потому что вы – идолопоклонники. Потому что совесть ва?а, не просвещенная Евангельским духом, может вам ничего и не сказать. Т.е. вы можете докатиться в своем кровопролитии до такого ощущения, что ничего чувствовать не будете.

2. Христианский тип – это характер совести ожив?ей, воскрес?ей, просвещенной. Это обещание Богу доброй совести, которая будет возрождать человека к жизни вечной. Когда человек обращается к Богу и становится христианином, у него появляется чувство, что у него оживает совесть. ?спытывали ли вы в себе такое? Вот когда человек стал в церковь ходить и вдруг понял, что у него совесть просыпается. Некоторые из нас это действительно почувствовали. Был один случай — один верующий буквально месяц или два как начал в церковь ходить, ему знакомые говорят: «А что поменялось? Вот что с тобой произо?ло, что може?ь сказать конкретно, что изменилось в тебе?». Он говорит: «Знаете, совесть проснулась». Ну конечно, в ответ хохот, ржание: «А что, она у тебя спала?», «хи-хи, ха-ха», всё как обычно бывает. Ну а действительно – она спала! Хотя человек-то считал себя совестливым. Совесть непросвещенная, как ещё есть такое понятие – “совесть интеллигенции“, не в обиду будет сказано для интеллигентов, но это такая совесть, которая боль?е подпитывает собственное достоинство человека, чем его движение к добродетели. Совесть интеллигентов – это как раз совесть саддукеев, которая сказала: «Пусть луч?е умрет один человек, чем всему народу погибнуть», когда хотели распять Христа. Вот такие вещи.

Христианская совесть воскре?ается и благодаря Таинствам, благодаря поддержке Божией она в человеке процветает. ? мы имеем обновленный характер совести, и уже от нас с вами зависит, как мы будет её пользовать. Если мы с вами будет совесть не слу?ать, заглу?ать её, не выполнять её требований, то в конце концов мы можем её полностью подавить. Как ещё говорит преподобный ?оанн Лествичник, что совесть в нас перестала говорить не потому, что мы достигли совер?енства и ей нечего сказать, а потому, что она устала, у неё уже просто язык не поворачивается ничего сказать. Всё, тихо. Сколько можно говорить-то? Всё без толку. А действительно так и есть.

? как краткий вывод хотел сказать что, несмотря на то, что язычники имеют такой оскверненный характер совести, всё равно они могут угодить Богу, если будут жить по совести, которая при послу?ании ей оживает и просвещает человека. Об этом говорит святой апостол Павел в Послании к Римлянам, глава 2, 14-15 стихи. Там он уточняет очень хоро?ую, подробную вещь: он говорит, что если они «по природе законное делают». Язычник язычнику бывает рознь. Один язычник человеческие жертвоприно?ения приносит, а второй смотрит и не понимает, почему это так. Вот помните – Авраам, он был язычник, на? праотец, отец на?ей веры, веры в Единого Бога. Он был язычник, отец его, Фарра, был идолопоклонник, т.е. кланялся идолам. А совесть Авраама просто не могла понять, как можно кланяться этим болванам? Тут же на гончарном круге их выкатали, отлепили, ожгли, освятили, поставили, тут же молитву прочитали, всё, стоит — и ему кланяться… Вы?ел, посмотрел на звёзды, на луну, солнце уходит, приходит луна, звёзды… ? он ре?ил кланяться Тому, Кто вы?е всего этого. Потому что он был человек, который по природе законное делал, и его совесть вела по правильному пути.
Но если человек совесть свою извращает, то, конечно, о каком оправдании может идти речь, если он ежедневно заклает жертв? Языческий жрец, всё делает «по совести»… Цивилизация Майя – «всё по совести» — каждый день сердце вырезалось, кровь сливалась, всё как положено… Как свиней просто резали каждый день людей… Конечно, о какой совести там уже можно было говорить, если совесть полностью была погребена?

СОВЕСТЬ САМА ПО СЕБЕ ЕСТЬ Д?НАМ?ЧНАЯ, т.е. она может изменяться. ?зменения совести могут быть как отрицательные, так и положительные. Если мы возьмем некоторый нулевой баланс, представим себе, что совесть находится в нулевом балансе, в чистом, то при греховном воздействии на совесть она может становиться худой, лукавой, сожженной, мертвой, злой, помраченной, спящей, немощной, и много разных других эпитетов Святые Отцы приводят к такой совести. Что значит такая совесть? Это значит, что сама по себе совесть остается у человека, но она носит в себе уже характер помраченный, характер лукавый, худой. Потому что совесть в этом отно?ении человеку дает уже кривое представление, т.к. она от непросвещения, от желания человека жить по греху получает сама в себя очень лукавую, хитрую формацию. ? после этого она, конечно, будет тебе выдавать то же самое. Хотя, если человек подойдет искренне к своей совести («нелицемерная вера», как мы только что слы?али у апостола Павла), если будет нелицемерная вера, то совесть, конечно, у человека проснется и выдаст то, что ему нужно.

Также совесть может быть чистой, доброй, смиряющейся и светлой. Чистая, добрая и светлая совесть всем нам понятна, это когда мы чувствуем удовлетворение от своего поступка, об этом мы с вами ещё скажем ниже. Есть ещё такое понятие – «смиряющаяся совесть», т.е. немощная, когда мы делаем грехи, и делаем это постоянно, и совесть на?а постоянно притыкается, т.е. в своей совести мы всё время себя осуждаем за то, что постоянно делаем какой-то грех. У каждого из нас этот грех есть, и чуть пониже мы об этом более подробно скажем, потому, что это очень хоро?о, что такое понятие и такое состояние у нас есть. Сие изменение, либо в отрицательную, либо в положительную, зависит от духовного просвещения человека, от знания закона заповедей и от степени духовного напряжения, от подвига. Если человек подвижничает и постоянно духовно напряжен, то совесть его постоянно будет расти в положительном русле, она будет просвещаться, очищаться и становиться, в конце концов, очень тонкой. ? на любое движение человека совесть будет сразу реагировать, будет сразу выдавать ему некоторое духовное состояние, которое будет сразу показывать, хоро?о это или плохо. Например, если нам дарят – нам нормально принимать? Не то что нормально, а даже приятно. А батю?ка вообще живет на подарки, грубо говоря – что дадут, то и есть. Вот и всё, сколько времени без зарплаты уже – что дадут, то и е?ь. А Отцы что делали: приходит один авва к епископу и говорит – «Хочу себе Евангелие». Сегодня за?ел в храм – Библия стоит 200 рублей или 300, а то и де?евле можно купить. А рань?е «Новый Завет» — это было годовое жалование, допустим, воина. Если «Новый Завет» весь полностью написать на пергаменте или на папирусе, это всё очень дорого стоило, дорогостоящая была работа. ? вот авва приходит и говорит: «Хочу себе такую ?туку, закажи, пожалуйста». Тот говорит: «Хоро?о». По?ел тоже к одному епископу, который обладал боль?ой библиотекой, и говорит ему: «Слу?ай, такому-то подвижнику нужна такая-то книга. У тебя есть? Он хочет у тебя её купить». Тот отвечает: «Слу?ай, я вообще в достатке живу, поэтому ты возьми ему вот эту книгу», — дарит ему «Новый Завет» и ещё сверху дает ему три рубля (боль?ие деньги были в то время). Говорит: «Ещё три рубля ему сверху отдай, подвижник же, помочь надо». Тот при?ел, отдает ему книгу, три рубля, тот три рубля не взял, взял книгу, у?ел. Приходит через несколько дней и говорит: «Слу?ай, не могу… Вот просто так взять не могу. Давай, в общем, я сейчас пойду работать, заработаю», — то говорит: «Нет. Владыка человек богатый, денег от тебя не возьмет», — «Тогда пусть Евангелие забирает». ? во концовке тот у?ел к епископу. Епископ ему говорит: «Хоро?о, тогда ты его не трогай, всё равно я ничего брать не буду, пусть там как сам ре?ит». В итоге старец при?ел, взял себе одежду, по?ел работать, заработал, «выкупил» эту книгу и по?ел довольный, потому что он сам её заработал.

?ли другой подвижник – нанялся работать на па?ню, подходит к хозяину и говорит: «Можно я возьму несколько колосьев?». Он ему отвечает: «Ну, ты же здесь работае?ь!» Есть такое понятие, о котором мы говорили недавно: «Не заграждай рта у вола молотящего» (Втор. 25: 4; 1 Кор. 9: 9; 1 Тим. 5: 18). Что такое молотящий вол? Когда он мелет, крутит колесо, то, что падает, он подбирает, ку?ает, потому что он молотит, он зарабатывает от этого. Ты же здесь работае?ь, ты должен все равно получать с этого. Сегодня есть такая поговорка: «Сынок! Воровать у людей нельзя, воровать надо в колхозе». Это, конечно, уже не про то, чтобы не заграждать рта у вола молотящего. Подвижник отвечает хозяину: «Нет, все равно я хочу благословение взять». То есть люди берегли совесть, это тонкое состояние человеческого духа, когда человек свою совесть бережет. Совесть надо беречь. Об этом мы с вами ещё тоже скажем.

?так, совесть ещё может иметь некоторую градацию по человеческой индивидуальности. Мы все с вами сидим в зале, но если какой-то определенный поступок нам всем предложить сегодня – мы все поступим по-разному. Даже что касается подарков – кому-то нормально принимать, кто-то живет на это, кто-то с радостью принимает, кто-то ещё как-то, кто-то не принимает – разное всё, потому что у всех нас есть разная степень совести на?ей. А что такое разная степень совести – это разная степень духовного уровня человека, т.е. его индивидуальная духовная настроенность, от которой многое зависит. В чем это выражается? Это выражается в том, что, допустим, у св. ?гнатия Брянчанинова есть такой замечательный пример, когда он говорит: «Как нужно Евангелие читать дома – сидя или стоя?». Как мы читаем? Сидя, стоя, на коленях, лежа даже некоторые умудряются, кому как. Вот действительно – расскажу пример из своей жизни, когда тоже мучился этим вопросом. Один батю?ка, который для меня многое значит, говорит: «Евангелие надо читать стоя на коленях, со слезами». Встаю, открываю, ничего не читается… Т.е. читаю, но ничего не понимаю, просто не идет, вот вообще никак. Сажусь за стол – прямо красота! Думаю – ну что это такое, как-то ну вообще, гре?ник я какой-то, всё мне комфорт нужен и всё прочее. А потом, когда святителя ?гнатия начал изучать, он конкретно пи?ет и приводит примеры – один авва тоже так сидит, читает Священное Писание, текут слезы, он встает, начинает молиться – как сидя плакать? Вроде неблагоговейно это, он пытается совесть свою защитить от разру?ения благоговения, он встает – и слезы высыхают. Сажусь, говорит, — опять текут. По?ел к наставнику – тот говорит – ну у тебя такое устроение внутреннее, т.е. ничего такого в этом нет, это состояние на?ей совести, оно у каждого разное, всё зависит от внутреннего состояния человека. ? всё – он, потом, не смущаясь, сохраняя свою совесть, сидя получал благодать.

?ли, допустим, другой пример – один человек прощения просит сразу, когда поссорится, а другой через неделю. В семье же так обычно и бывает: один сразу просит, другой – через месяц. ?ли прощает через месяц. Это всё тоже зависит от внутреннего мира человека, причем он по совести делает: «Надо потомить, чтоб он не согре?ал в следующий раз». ? человек в своей совести спокоен и наслаждается. А второй мучается. Т.е. это есть, конечно, индивидуальные настроения, которые тоже надо учитывать и они действительно существуют.

ОБЯЗАННОСТ? ЧЕЛОВЕКА ПО ОТНОШЕН?Ю К СОВЕСТ?
Обязанности разделяются на четыре группы, три из них древние, о них упоминают преподобные авва Дорофей, ?оанн Лествичник и многие Святые Отцы, а четвертую добавляют уже Отцы посовременнее – ?гнатий Брянчанинов и пр.:

  1. По отно?ению к Богу.
    Мы должны хранить заповеди Божии, любить Его, почитать, молиться, верить, проповедовать Его милосердие, славу, служить Ему. Т.е. мы должны относиться к Богу как к Богу. Это для того чтобы сохранить совесть чистой по отно?ению к Господу.
  2. По отно?ению к ближнему.
    «Не делай другим того, чего себе не желае?ь» — это великий закон совести, который возгласил нам Спаситель ?исус Христос. Если хоче?ь совесть свою соблюсти по отно?ению к ближнему – не делай ему того, чего себе не хоче?ь. ? тогда совесть свою сохрани?ь по отно?ению к ближнему неоскверненной.
  3. По отно?ению к самому себе. Этот пункт ввели Отцы более современные.
    Есть внутренняя жизнь человека, которая по заповедям, и задача человека состоит в том, чтобы сохранить в себе образ  Божий. Мы говорили, помните, о самолюбии? Любовь к себе заключается в том, чтобы сохранить в себе образ Божий. То есть представить Богу образ, который Он нам дал при сотворении, чистым и незапятнанным. Это есть сохранение совести по отно?ению к самому себе, т.е. хранение образа Божиего, сохранение его.
  4. По отно?ению к вещам.
    К вещам мы с вами не должны употреблять изли?ества, роско?ь, привязанность, пренебрежение (когда бардак, пыль, полы не моем дома – это тоже всё против совести). Кстати, заметьте, если духовное состояние плохое, плохо молится, тяжело, — если есть желание воскреснуть, то начни с полов, с пыли, с уборки. Вот увиди?ь – луч?е пойдет! Потому что совесть немного разгрузится от осквернения по отно?ению к вещам. Всё должно быть на своем месте, порядок тоже должен быть. Если у нас нет порядка даже в вещах, то совесть отягощается от этого. А где отягощенная совесть, там —  где мир Божий будет, где силы нам брать? Поэтому совесть нужно всегда держать чистой во всем. Все обязанности, какие мы имеем, всегда должны выполнять обязательно потому, что это обязанности. Апостол Павел говорит, что должны подчиняться властям не страха ради, «но и по совести». Совесть говорит, что человек то, что обязан, — должен делать.

КАК ХРАН?ТЬ НАШУ СОВЕСТЬ?

  1. О первом, очень важном условии, говорит только ?гнатий Брянчанинов, и всё время об этом говорит, что чистая совесть может быть только в лоне Святой Православной Церкви. Потому что без правильного учения, без правоверия говорить о правильной совести в выс?ей степени – невозможно. Совесть есть у протестантов и у католиков, но она не может достигать такого совер?енства, как в православной вере.
  2. Послу?ание совести, исполнение её требований, предостережений, и, как он даль?е говорит очень замечательно, — что лезвие совести очень хрупкое и его, это лезвие, эту совесть, нужно хранить и хранить, беречь надо. Сейчас мы, конечно, на мечах не воюем. Но в древности, когда были мечи, и сегодня даже люди, кто обладает старинными мечами, японскими или русскими – без разницы, они ведь ими просто так-то не ма?ут, дрова ими не рубят, мечи берегут, потому что это оружие, которое пригодится в бою. Просто так, напив?ись, никто ими не ма?ет и ничего не делает, мечи берегут, потому что меч – это такая очень хрупкая вещь, бережливая, если её заломи?ь, сделае?ь боль?ую зарубку на лезвии, — потом его не наточи?ь. А если уже не наточи?ь, то куда он уже годен? Он уже никуда не годен. В Японии как – если меч не разрубал человека пополам, то его выкидывали как негодный.

КАК ОСКВЕРНЯЕТСЯ НАША С ВАМ? СОВЕСТЬ: произвольным, осознанным попранием заповедей и голоса совести, оглу?ением, пренебрежением, молчанием, но произвольно. Когда ты знае?ь, что этого делать нельзя, слы?и?ь голос совести, но, тем не менее, делае?ь. Так оскверняется на?а с вами совесть.

?ЗВРАЩАЕТСЯ СОВЕСТЬ СЛЕДУЮЩ?М ОБРАЗОМ: через самооправдание, через подмену понятий и замену ценностей. Это есть вообще-то, собственно, хула на Святого Духа. Хула на Святого Духа, по толкованию Святых Отцов, — это когда человек добро выдает за зло. ? поэтому когда человек подменивает в себе понятия совести – совесть говорит: «Это хоро?о», человек говорит: «Нет, это плохо». Совесть говорит: «Это плохо», он говорит: «Нет, это хоро?о». То есть человек начинает хулить Святого Духа в самом себе и не только совесть оглу?ает, но и Духа Святого прогоняет из своей ду?и.
После же того, как с нами происходит это иску?ение, что мы осквернились, совесть на?а болит, тяжело, тяжко, нет свободы, нет полета, нет радости. Ведь у нас часто это бывает потому, что мы с вами совесть не бережем, сходим на исповедь, вроде в грехах исповедуемся, а ничего не происходит, выходим такие же нагруженные. А потому что у нас совесть по многим параметрам засорена, и мы не видим, что совесть-то на?а тяжела. Легкость приходит от совести, т.е. на исповеди должна совесть очиститься, только в этом случае человек получит благодать, легкость, парение, радость в ду?е. Только в этом случае. Во всем остальном – механическое действо. Да, Господь, может, и простит грехи, но облегчение-то ты не получае?ь. Тебе то что? Ведь мы ходим на исповедь для того чтобы омыться, для того чтобы очиститься, для того чтобы с новым сердцем заняться доброделанием.

КАК ОЧ?ЩАЕТСЯ СОВЕСТЬ: очищается она через покаяние, исправление жизни, обязательное исполнение заповедей и посредством благодати Святого Духа. Без исполнения святых Христовых заповедей на?а совесть никогда не очистится. Т.е. обязательно человек должен творить заповеди Божии. ? помните, когда к Спасителю подходили люди, он всё время какой задавал вопрос? Какая наиболь?ая заповедь? «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею ду?ою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наиболь?ая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 36-40). То есть Господь все время мысли человека направлял, чтобы он думал только об основном – о заповедях Божиих, потому что без них ничего невозможно. Ну что толку – мы сходим в храм, исповедались, с тяжестью по?ли, причастились, по?ли там, помыли посуду, поспали, помятые проснулись… А где заповеди-то? Кто думает о том что, сегодня сделав одно, завтра буду делать другое. Мы потеряли эту культуру сегодня. Если вы читали, то помните — все Отцы начинали с чего – с хранения заповедей. А где было хранение заповедей, там было хранение совести человека. А сегодня у нас ни заповедей, ни совести. Просто православная вера и хождение в храм. А что под этим разумеется, мы толком-то, бывает, и не знаем. Просто в храм сходим – ну, хоро?о. Сначала хоро?о, потом по привычке, а потом только к запричастному стиху приходим свечку поставить. Потому что всё потихоньку меняется, деградирует.

Совесть ещё после очищения может приводиться в совер?енство. В совер?енство она приводится Спасителем ?исусом Христом. По слову святителя ?гнатия Брянчанинова, как лезвие натачивается камнем (он говорил о лезвии совести), так и совесть на?а затачивается ?исусом Христом. То есть Сам Господь изощряет совесть в ду?е человека, но посредством Евангельских заповедей, конечно же. Человек должен обязательно делать заповеди Божии. Потому что заповеди Божии – они человека исцеляют, научают его немощи, познанию того, что без Бога спастись невозможно.

Какая духовная польза от совести? Почему, собственно, мы сегодня призываем к тому, чтобы человек старался о совести помнить, жить ею?

  1. Польза от совести такова, что совесть, несмотря на то, что она Богом создана для того чтобы определять и различать добро и зло, она дает нам такую возможность, что она молниеносно, значительно быстрее ума определяет, что хоро?о и что плохо. Ум ещё не успевает подумать, а совесть уже выдает ответ. ? почему этот механизм очень хоро?о работает у женщин – муж только рот захотел открыть, она говорит: «Нет, это не надо делать». Он говорит: «Почему?», — «А не знаю. Вот не надо, и всё. Не делай, потому что это плохо». Потому что женщина живет внутренними ощущениями, а мужчине нужно подумать сначала, со своей совестью посовещаться, как-то всё разграничить, чтобы было и тем, и тем выгодно, допустим. А женщина сразу раз – и выдает, потому что совесть быстрее ума действует в различении добра и зла.
  2. Совесть подвигает человека к покаянию и раскаянию в грехах. ?менно она не дает человеку покоя. ? если ты хоче?ь жить по совести, ты должен понимать, что тебе нужно раскаяться по-настоящему, посмотреть свою совесть. Перед исповедью мы должны именно испытывать совесть свою, что с ней происходит, спра?ивать себя: «В чем я согре?ил?», думать, и совесть будет подсказывать: «Там, там, там». ? когда вспомнил, то если это связано с человеком – надо попросить прощения у этого человека, если с Богом – у Бога, если в квартире бардак – приберись, если что-то не сделал, оно у тебя запущено – не запускай. У тебя везде должен быть порядок, тогда совесть твоя будет спокойна.
  3. Также совесть судит нас за на?и поступки, как в этом веке, так и в будущем. Что такое в данном случае суд совести: в том, что когда мы согре?аем и после этого начинаем укорять себя, судить себя. А само это укорение что делает – когда ты сам себя осуди?ь, то Бог уже не судит человека, потому что Бог дважды никого не судит. Если мы осудим себя в этом веке благодаря совести, то в будущем веке не будем осуждены за то, в чем себя осудили здесь. Поэтому, когда у нас всё это происходит, это помогает нам вынести суд самим себе, приговор прежде, нежели нам его вынесет на? Владыка, Господь ?исус Христос на Стра?ном Суде.
  4. Совесть подкрепляет молитву и духовную жизнь. Невозможно иметь духовную жизнь и молитвенное правило хоро?ее, сердечную молитву без спокойной совести. Хоть какое место прими, хоть запостись, а молитва не пойдет, потому что совесть отягчена. Ну а с камнем в ду?е, — какая может быть молитва, какое может быть парение духовного орла. Да никакого. ? поэтому если чистая совесть, когда человек облегчает её, старается, чтобы совесть его ни в чем не тяготила, ни в чем не осуждала, тогда человек любит молитву. Он думает о том, что ему надо помолиться, поэтому он бережет себя. Как, допустим, некоторые говорят: «Надо причащаться каждую неделю», а другие отвечают: «Батю?ка, так как же жить-то тогда, это же надо у всех просить прощения, это такая бодрость нужна духовная постоянно. Здесь-то как – проснулся, в храм иде?ь, прощения ни у кого не надо просить, всё хоро?о. При?ел, помолился, просвирку взял, съел, по?ел — благодать! А тут нужно у всех прощения просить, думать, в чем ты согре?ил – это очень тяжело, батю?ка, это трудно». Но как раз практика еженедельного причащения помогает человеку держаться в бодрости, потому что как ты буде?ь просить прощения, если ты кому-то нахамил, с кем-то поссорился, с кем-то поругался, в ма?ине на кого-то наорал, когда в пробке стои?ь или ещё что-нибудь? Как? Да никак.
  5. Также ещё очень важно (мне кажется, это в совести очень важное), что совесть – это путь к стяжанию благоговения и страха Божия. Ведь очень часто мы с вами согре?аем, потому что мы с вами не боимся Бога. У нас встает выбор – согре?ить или не согре?ить: не согре?ить – Богу угоди?ь, согре?и?ь – себе угоди?ь, как-то порадуе?ься, какие-то грехи у тебя будут, как-то наслади?ься греховно. ? ты выбирае?ь последнее, потому что нет страха Божия. Я тоже, когда в семинарии учился, приду к отцам, они начинают размы?лять: «Страха Божьего нет». ? ты понимае?ь, что нет. А где его взять-то? Ну как стяжать страх Божий? Все молчат.  Надо быть благоговейным – благоговение и есть начальная форма страха Божьего – ко всему относиться благоговейно, это всё понятно. ? здесь Святые Отцы приоткрывают эту завесу – как стяжать: поступай всегда по совести и буде?ь благоговеен. Буде?ь благоговеен – вселится в тебя страх Божий. Обязательно конечно человек должен это запомнить и понимать, что от совести зависит его духовное состояние, благоговение и Божий страх.
  6. Совесть уте?ает человека за добро, дарит свободу духа и радость. Когда ты делае?ь добро и делае?ь всё правильно – совесть тебя по головке гладит: «Молодец, хоро?ий». Можно прельститься этим, об этом скажу сейчас. Но всё равно человек себя хоро?о чувствует – сделал дело, например, правило вычитал: «Уф! Аминь! Хоро?о!». Всенощная заканчивается, выходи?ь – такая радость прямо на ду?е, что всенощная закончилась! Так легко на ду?е сразу становится – наконец-то три часа про?ли. От сладострастия это всё бывает, или бывает от того, когда человек сделает вне?нее, законное сделает по совести, ли?ь бы отвязалось, — и как-то легче. Об этом сейчас я скажу.
  7. ? конечно, совесть укоряет и осуждает нас за грехи. То есть не дает человеку спокойно оставаться в греховном состоянии. Вот не дает и всё, вот что хоче?ь, делай – а не дает. ? благодарить надо Бога, что Он, сотворив нас человеками, придумал такое понятие как совесть, вложил её в человека. ? даже если человек, допустим, не помолился, даже если он в отчаянном состоянии находится, а совесть все равно его дожимает, все равно его не оставляет, все равно зудит, зудит, зудит… ? в конце концов он все равно говорит: «Господи, спаси меня!».

МУЧЕН?Я СОВЕСТ? —
Что это такое?
Прежде всего, хотел бы такие свойства этого мучения затронуть – абсолютность и непобедимость:

  1. Абсолютность этого мучения. Она заключается в том, что если совесть начала тебя мучить, то всё – куда бы ты ни побежал, куда бы ты ни поехал, где бы ты ни был – в кинотеатре, на кухне, на службе – она всё равно тебя достанет. От неё вообще не спрятаться, даже молитвой не защититься. Она всё равно тебе говорит: «Ты не прав, иди, проси прощения. Ты не прав, иди, проси прощения». Человек и молится, и всё – «не хочу, не буду», а всё равно совесть зудит, зудит, и в ду?е такая тяжесть, стра?ная просто, которая вынуждает человека смиряться, идти, просить прощения, чтобы не приставала совесть боль?е.
  2. Непобедимость. Кто совесть победил? Да нет такого ни одного человека. Ты кае?ься в своем грехе, а совесть все равно тебе говорит: «?ди, проси прощения». Ну что ты покаялся… «Ты перед Богом покаялся, а у ближнего ты не попросил прощения, я не удовлетворена». Господь говорит: «Оставь дар свой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим» (Мф. 5: 24). Совесть говорит: «Вот заповедь, давай, всё».
    Поэтому непобедимость – такое свойство, что совесть никто победить не может, совести могут только покоряться. Потому что никто уничтожить совесть не смог. Заглу?ить советь, как-то её притупить людям удается. Но если совесть восстала – всё, держись, ты буде?ь побежден однозначно. Если ты довел совесть до бунта – всё, тебе несдобровать. Потому что многие так думают: «Мы сейчас живем, вроде как я о совести не думаю». А потом, в один прекрасный момент, такое извержение начинается, что человек может даже реально повредиться умом. Потому что совесть начинает ему такие картины представлять, такие проникновения в духовные грехи, которые находятся в сердце у человека, человек начинает во всё это погружаться, от этого «тронуться» можно… Луч?е делать это постепенно, привыкать.
  3. Мучения совести – это, скорее всего, боль ду?и от греховной раны. Т.е. грех – это заноза. Человек получил рану, ду?а болит, ноет, ноет… ? пока человек занозу эту не вытащит, эту рану не залечит, не сделает по совести, как она ему говорит, — ду?а будет болеть. Потому что торчит греховная заноза — грех.
  4. Также под мучением можно понимать, как Святые Отцы иногда пи?ут, что это бесы могут мучить человека в некоторых случаях. Потому что совесть предает человека врагам, т.е. человек сам фактически, отвергая совесть, подпадает в руки бесов. ? бесы начинают терзать и мучить его. То есть такое мучение может быть и от них.
  5. ? ещё можно сказать, что мучения совести – это есть малая, ограниченная, временная геенна, которая может перерасти в геенну вечную. Боль?инство Святых Отцов говорят о том, что мучения в геенне – это есть мучение совести, мучение абсолютное, когда тебя уже никто не избавит. Сама твоя совесть, которая в твоей природе, это не просто вне?нее что-то. Потому что Ангел-хранитель — он может сказать что-то, но в геенне он с тобой не будет. Ты его прогнал от себя, он плакал вдали стоял столько времени. А совесть тебя будет осуждать постоянно, ты буде?ь раскаиваться и от этой безысходности, от этой боли ты буде?ь сходить с ума и скрежетать зубами, и мучению сему не будет конца.

? ещё перед концом лекции хотел бы три момента внести:

  1. Мнительность. Помните небезызвестного генерала у Чехова, когда человек чихнул ему на лысину, он раскаивался, раскаивался, просил, просил прощения, и во концовке чуть не «заработал». Почему? Потому что мнительный был. Мнительность к совести не имеет никакого отно?ения, потому что мнительность – это есть скрытая гордость. Человек просто неудовлетворен тем, что его простили, ему кажется, что он вы?е всех вещей каких-то, что он как-то недостаточно просит прощения, что он – духовный человек, его не оценили, что он по-другому должен был попросить прощения. Он не получил удовлетворения от своего собственного прощения, что он попросил. Поэтому мнительность есть скрытая гордость. ? сегодня, когда люди что-то говорят друг другу, мы начинаем иногда подозревать кого-то, смущаться. Что такое смущение? Смущение очень часто бывает параллельно совести такое явление, от бесов, конечно, оно происходит, от греха. Потому что смущение от слова “мутить“, смущаться – “замутнять ду?у”. Т.е. у человека при смущении происходит некоторое «потемнение» рассудка. Есть смущение ума, смущение сердца, смущение ду?и – это всё есть некоторое затемнение, т.е. когда мутится в ду?е у человека. Поэтому, когда человек от мнительности начинает смущаться, то он прибывает в греховном состоянии, в замутненном. ? в этом замутненном состоянии он от этого смущения, от давления пытается принять ре?ение.
    Чем можно отличить смущение от совести? Тем, что смущение само по себе приходит к человеку, как правило, не за нравственные поступки. А приходит  за поступки, которые мы с вами делаем, что называется, — «польза – не польза», «выгодно – не выгодно», «нужно – не нужно» — вот в этой категории. Т.е., допустим, можно ли мне сегодня сходить в кино? «Батю?ка, можно? Что-то смущаюсь немного, хотел спросить, пост же идет», — «Ну и что, что пост». А человек смущается, и у него вот эти смущения. Они могут произойти от совести, потому что человек идет в пост, потому что он идет, допустим, на какое-то нехоро?ее кино. А может быть смущение, потому что человек реально может быть ре?ил расслабиться, отдохнуть, посмотреть  какой-то фильм, и смущения его замутняют и он в этом состоянии не видит, что он делает плохо, а всё равно он мучается в своей ду?е. Поэтому мучения сии – это всё, конечно же, очень тонко происходит, не всегда это можно определить и не всегда даже человек готов принять это ре?ение. Он приходит к батю?ке и говорит: «Батю?ка, вот смущения – хочу купить себе чайный сервиз, а сердце меня смущает. Смущение говорит, что не надо покупать». Батю?ка говорит: «Ну что ты его слу?ае?ь-то? Тебе чай пить надо? Надо. Ну, так покупай!». Человек говорит: «Так не могу, смущаюсь!». Человек не думает, совесть это или не совесть, ну откуда вот он знает? Бывают такие моменты, действительно. ? поэтому человек, который живет духовной жизнью, который начинает слу?ать свою совесть, он потихоньку, помаленьку приобретает навык. Навык помогает ему понять, почувствовать в своей ду?е, что это такое – смущение или совесть. Потому что, когда приходит совесть, человек как правило, находится в бодром, трезвом состоянии духа. ? в принципе всегда знает, что за определенным поступком, к которому совесть его склоняет, будет избавление. Он даже сам видит, предчувствует, что будет избавление от греха. Потому что давление совести — для избавления от греха. Давление же смущения – для того чтобы человека закабалить в некоторое такое состояние, в котором человек становится управляемым от каких-то внутренних ощущений: «Хоро?о мне сегодня, плохо». Человек, допустим, р?ил купить себе дом. По?ел, по дороге упал. Встает, говорит: «Нет, Господи, не пойду, знамение плохое». Хоро?о человек поступил? Ну, человек видимо так хотел покупать себе дом. Лето было, бывает всякое, всё бывает… Поэтому, когда мы говорили, как познавать волю Божию, здесь уже люди должны по-другому рассматривать эту ситуацию.
    Так вот, мнительность, она ещё связана у человека с подозрением часто. Люди мнительные очень часто могут быть подозрительными – человек ему сказал одно слово, а он уже себе накручивает другое. Т.е. это всё идет параллельно.
    У совести же такого нет. Совесть ничего не накручивает. Накручивает гордость, подозрительность. Совесть конкретно говорит: «Попроси?ь прощения, сделае?ь такой-то поступок, помое?ь полы, – всё у тебя будет нормально. Даль?е никаких претензий. На этом всё закончится».Совесть чистая и смиряющаяся совесть – это два понятия, противоположные друг другу.
  2. Совесть чистая (добрая совесть, настоящая, омытая) – это цель христианина. Мы все с вами должны стремиться к этой совести обязательно. Но такое состояние человека – оно опасно. В чем его опасность? В том, что «ты всё делае?ь правильно, ты – молодец, тебя нужно награждать». ? из сего состояния рождается дух фарисейства, т.е. удовлетворения вне?ними делами. Святые Отцы много говорят о том, что довольная совесть, подвиг, добродетель – это есть пища для гордости. Если человек всё делает как надо, то совесть его спокойна, абсолютно спокойна. Но здесь должна быть внутренняя жизнь. Если человек останется только на вне?нем делании, он обязательно впадет в прелесть, потому что человек во вне?нем делании обязательно должен видеть свою внутреннюю бездну грехов, грехопадения, чтобы смиряться, чтобы не возноситься. Но так как он этого не видит, он впадает в иску?ение.
    Но нам с вами, гре?никам, по на?ей лени, по на?ему неразумию, нерадению Господь дал смиряющуюся совесть.
  3. Смиряющаяся совесть постоянно претыкается, постоянно впадает в грехи, постоянно оскверняется, постоянно осуждает нас. Такое понятие есть в Евангелии, у апостола Павла: «жало в плоть дал мне ангел сатаны, чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений» (2 Кор. 11:7). Так вот, у каждого из нас есть такой ангел сатаны, для того чтобы смирять на?у совесть. Это есть какой-то определенный грех, какая-то немощь греховная, которая расслабляет нас, которая не дает нам нормально молиться, нормально поститься, которая как-то докучает нам. ? сия немощь, сей грех смиряет на?у совесть. На?а совесть постоянно отягощается этим грехом, она постоянно им оскверняется. ? на?а совесть не может себя почувствовать чистой, омытой, довольной для того чтобы человек отдохнул, что называется. ? это состояние, с одной стороны, плохое, мы должны от этого состояния уходить к состоянию чистой совести. Но с другой стороны оно промыслительно и полезно, потому что благодаря этому мы с вами не возносимся. Мы возносимся, конечно, и в этом состоянии, но если бы этого состояния не было, то парение на?его ума не было бы предела, нас просто было бы не достать, даже в бинокль не разглядеть, где бы мы высоко были. Да-да, так и есть.
    Поэтому Господь справедливо всё так устроил, чтобы совесть человеческая, обличая его, осуждала, укоряла его, то есть такой орган духовный в человеке, который помогал бы ему приобретать спасение и хоть как-то в себе сохранить человеческий облик.

Поэтому вывод из на?ей беседы следующий:
Совесть – это таинственный, неподвластный, независимый, неопределяемый проводник в Царствие Божие. Роль совести очень велика в стяжании добродетелей. ? никто из попирающих её не достигнет Царства Небесного. Её одной, по слову святителя Григория Богослова, достаточно, чтобы жить благочестиво и в мире с Богом. Совет совести христианина со Спасителем есть залог будущих благ и земного счастья. ? как сказал один из Святых Отцов: «Евангельский покой – это покой совести». Аминь!
***

Текст составлен по фильму-лекции о совести.

Если Вы заметили о?ибку в тексте — пожалуйста, напи?ите нам об этом на электронную почту – bogovidec@yandex.ru

Открыть текстовый документ беседы о совести

Добавить комментарий