Беседа о посте и воздержании. Священник Максим Каскун

Сегодня мы будем беседовать о посте и воздержании. Эта тема всегда актуальна вреди православных христиан, особенно сейчас, когда идет Великий пост. Каждый из нас задавался вопросом — а зачем пост существует? Как его соблюдать? Ведь у кого-то слабое здоровье, у кого-то особый режим питания или тяжела работа.

Начнем с примера. Однажды один раб Божий, готовясь к мона?еству, приехал как- то к своим родственникам, которые были людьми обеспеченными и атеистами к тому же. Естественно пост в их доме был не в чести. Чтобы не нару?ать поста, он ре?ился на следующий ?аг: когда приезжал к ним в гости по средам или пятницам, т.е. в постные дни, конечно же, на столе было изобилие. Он садился за стол и говорил: «Ну, кто я такой, я же гре?ник, чтобы мне отдельно для меня готовили постную пищу?» ? спокойно ел все, что ему подавали. ? вот перед постригом он видит сон – он в чудном храме, где посреди него стоит Богородица с младенцем на руках. Он упал на колени и стал молиться, но Божья Матерь отвернулась от него. Он стал спра?ивать Её, в чем причина такого гнева? На что Она ответила ему: «Потому что ты не соблюдае?ь пост в среду и пятницу, и тем самым не чти?ь страданий Моего Сына и оскорбляе?ь нас».

Сегодня мы постараемся выяснить все, что касается поста, истории его возникновения, его действие на ду?у и тело человека, к чему он ведет и к чему призывает, какие плоды он приносит.

?так, что такое пост?

«Пост – это постоянное умеренность в пище, с благоразумной разборчивостью в еде» — говорит Свт. ?гнатий Брянчанинов. В трудах этого святого отца, есть целая глава, которая посвящена теме поста. Я всем рекомендую её прочитать, она не боль?ая по содержанию, но при этом очень ёмкая и доступная, для понимая статья, где освещены все основные аспекты данной темы. Труды Свт. ?гнатия имеют для нас огромную ценность, он как пчела собирал на полях Свв. Отцов все самое луч?ее.

Прп. ?оанн Лествичник говорит, что: «Пост – есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус». Поэтому можно сказать, что пост – это посильное воздержание от пищи и пития, уклонение от вку?ения скоромной пищи, т.е. пищи животного происхождения и особенно жирной, сюда входит и жирная рыба.

Мне вспоминается фрагмент, который я на?ел у Дейла Карнеги, в бытность своего духовного искания. Пример ученого, который постился, чтобы духовно прозреть и найти ответы на извечные вопросы бытия. Его пост заключался на мясе и воде. Глядя на это через призму святоотеческого учения, я не могу понять, в чем заключается смысл такого поста, если он ел мясо. Смысл в таком посте мне просто не понятен.

Пост в Ветхом Завете.

Книга Бытия 2 гл., 16 – 17 ст.: «? заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты буде?ь есть, а от дерева познания добра и зла не е?ь от него, ибо в день, в который ты вкуси?ь от него, смертью умре?ь». Это был первый пост, первого человека. ?з этого видно, что пост зародился ещё на заре человечества и как мы знаем, Адам и Ева, в первый период своего существования были как бы «серыми». Т.е. они балансировали между добром и злом , и поэтому для того чтобы укорениться в добре, первозданному человеку, который в своей природе не имел греха и имел совер?енную природу, но еще не устояв?уюся, Господь даёт пост или воздержание. Для того чтобы человек укоренился, зацепился за добро и стал непоколебим.  Поэтому Свв. Отцы и говорят, что если пост был дан первозданному человеку, не имеющему греха в своей плоти, в отличие от нас, он не был рабом своих страстей, он абсолютно чужд им, то тем более он необходим нам. Людям, которые ежесекундно испытывают давление греховного желания, нам , которые ведут постоянную борьбу с грехом и с самим собой. Многие из вас помнят историю из жизни пророка ?оны, когда он был послан возвестить о гибели Ниневии, если тот не  покается в своих грехах. В Книге Пророка ?оны 3 гл., 6 – 8 ст.: «Это слово до?ло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили.» Здесь конкретно указывается, что пост, как форма молитвы к Богу существовало всегда и у всех народов, т.е. пост не был упразднен даже в языческих народах. ? сегодня пост существует почти во всех религиях современного мира, конечно с искажениями и своими смысловыми нагрузками, но он есть. Также  здесь нам показывается вне?няя сторона поста. В чем он заключается: вретище – это очень простая одежда, либо лохмотья. Например, в древнем Риме была традиция один раз в год они уезжали к себе на виллу, убирали там все богатое убранство, расстилали там рваные дорожки, очень старую мебель и жили на хлебе и воде целый месяц. Это было время, которое они посвящали раздумьями размы?лениям над смыслом жизни. Поскольку жизнь в достатке и богатстве очень сильно духовно калечит любого человека. Жители Ниневии в знак своего покаяния одевались во вретище и посыпали свои головы песком или пеплом, и воздевали свои руки ко Господу. Смысл всего этого действия в том, чтобы возбудить чувство смирения в ду?е, т.е. пост в Ветхом Завете – есть смирение ду?и человека перед Богом. Что же касается вку?ения пищи, то как мы видели посты в древности, как правило,  были однодневными и соответственно посты были без вку?ения пищи и воды. Такая традиция поста была распространена очень ?ироко и сохранила своё влияние вплоть до 4 -5 веков н.э. причем пост распространялся ни только на людей, но и на скот, чтобы вся земля смирялась пред Богом и каялась в своих грехах.

Что касается смирения, то в древности существовал особый вид проявления смирения – плакальщики. Это люди, которых нанимали, например во время похорон, чтобы они вопили ко Господу, они были одеты во вретище, посыпали себя пеплом и собой выражали траур по усоп?им. ? поэтому когда человек прибегал к посту, то это время всегда было связано с каким либо несчастьем. Другим проявлением раскаяния было раздирание на себе одежды в знак скорби и смирения пред волей Всевы?него. В книге Пророка ?оиля 2гл. 12 – 13 ст., говорится: «Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ва?и, а не одежды ва?и, и обратитесь к Господу Богу ва?ему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии». Здесь конкретно говорится о том, что раздирание одежд, если оно не сопряжено с раздиранием сердец, то это просто ложный пост, это лицемерие, которое противно Богу. ? ещё один замечательный пример из жизни царя Давида, который я хотел привести – это грех царя с Вирсавией, когда он отправил её мужа на верную смерть в битве. Супруг, конечно же, погибает, Давид радуется, что грех сокрыт от людей. Однако, Господь посылает к нему Своего Пророка Нафана, дабы привести его к покаяния. Во 2 Книге Царств 12 гл. 16 – 23 ст. очень ярко показано раскаяние царя Давида: «? молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединив?ись провел ночь, лежа на земле. ? во?ли к нему старей?ины дома его, чтобы поднять его с земли; но он не хотел, и не ел с ними хлеба. На седьмой день дитя умерло, и слуги Давидовы боялись донести ему, что умер младенец; ибо, говорили они, когда дитя было еще живо, и мы уговаривали его, и он не слу?ал голоса на?его, как же мы скажем ему: «умерло дитя»? Он сделает что-нибудь худое. ? увидел Давид, что слуги его пере?ептываются между собою, и понял Давид, что дитя умерло, и спросил Давид слуг своих: умерло дитя? ? сказали: умерло. Тогда Давид встал с земли и умылся, и помазался, и переменил одежды свои, и по?ел в дом Господень, и молился. Возвратив?ись домой, потребовал, чтобы подали ему хлеба, и он ел. ? сказали ему слуги его: что значит, что ты так поступае?ь: когда дитя было еще живо, ты постился и плакал; а когда дитя умерло, ты встал и ел хлеб? ? сказал Давид: доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо? А теперь оно умерло; зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне». Здесь столкнулись два понятия о посте – старое и новое. Старое его понимание – это пост по причине траура, т.е. младенец умер и нужно было поститься, а царь наоборот окончил пост. Слуги в недоумении спра?ивают у царя, почему он не в трауре, почему не поститься. ? тот отвечает им, что он постился, чтобы Бог простил ему его грех и оставил в живых ребенка, но поскольку он умер, то и пост уже не вернет его. Тут царь Давид был абсолютно прав.

? последнее, что я хотел бы вспомнить из Ветхого Завета это следующий, очень известный и яркий пример из Книги пророка ?сайи 58 гл. 3 – 11ст.: «Почему мы постимся, а Ты не види?ь? смиряем ду?и свои, а Ты не знае?ь?» — Вот, в день поста ва?его вы исполняете волю ва?у и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ва? был услы?ан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек ду?у свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назове?ь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разре?и оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увиди?ь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззове?ь, и Господь услы?ит; возопие?ь, и Он скажет: «вот Я!» Когда ты удали?ь из среды твоей ярмо, перестане?ь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отда?ь голодному ду?у твою и напитае?ь ду?у страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать ду?у твою и утучнять кости твои, и ты буде?ь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают». Многие из Вас знают, что Пророка ?сайю называют ветхозаветным евангелистом. Все его книги буквально пропитаны новым пониманием, евангельским пониманием, многих вещей. Это касается и поста, как о внутреннем делании, что пост обязательно должен быть связан с покаянием, милосердием, служением ближнему. Что толку от отказа от пищи, если нет внутреннего подвига, подобное может привести  ли?ь к ослаблению ни только телесных, но и духовных сил человека, к гневливости, раздражительности и т.д.

В древности к посту относились очень серьезно, например, в секте ессеев он занимал одно из главней?их мест, а эта секта расцвела накануне при?ествия ?исуса Христа. В древнем мире не возникал вопрос о необходимости поста или о существовании Бога. Пророка ?оанн Предтеча, как все мы знаем, был сугубым постником и от?ельником, все его ученики также постились, о чем говорится в Св. Писании. ? что тут говорить, Сам ?исус Христос, Который не имел в Себе греха, Который в посте  в принципе не нуждался, прежде чем выйти на проповедь – постился 40 дней: ничего не ели не пил. Это говорит нам о том, что господь полностью поддерживает, Своим же примером, необходимость поста для человека, освящает её и подтверждает, что в начале всякого доброго дела должен быть положен пост. ? как мы с Вами увидим в дальней?ем, так всегда и было, начиная с апостолов.

В Евангелии от Матфея 6 гл. 16 – 17 ст. говорится о новозаветном понимании поста. Здесь произо?ли наиболь?ие изменения, которые сделал Сам Спаситель: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. ?стинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда пости?ься, помажь голову твою и умой лице твое.» Начиная с этого момента, ученики Христа, во время поста уже не надевали вретище и не посыпали свои головы пеплом. Господь оставил ли?ь внутренню составляющую поста – радость, милосердие, покаяние и, конечно же, его скрытость. Люди не должны видеть на?и духовные труды, дабы не впасть в иску?ение. ?исус Христос ни раз заострял внимание Своих учеников на этом, обличая фарисеев в их лицемерии , за то что они любили, чтобы их почитали за праведников, делая свои подвиги достоянием общественности. ?менно поэтому Свт. Василий Великий говорит, что: «Намериваясь поститься не будь уныл по – иудейски, но покажи себя веселым по – евангельски.» Поэтому пост – это, прежде всего, и радость и веселие Христово.

Во 2 Послании к Коринфянам 11 гл. 27 ст., Ап. Павел говорит следующее: «В труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе». Здесь апостол рассказывает о том, как они проходили свои миссионерские труды и о посте как о конкретном подвиге. Поэтому в Новом Завете подвиг поста всегда имел место, т.е. со времен Спасителя и Его учеников. В 1 Послании к Коринфянам 9 гл. 27 ст., говорится следующее: «Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным». Т.е. сам пост, само смирение и порабощение плоти всегда должно быть положено в основание подвига, в основание поста, в основание служения Христу и ближнему.

Следующее о чем я хотел бы поговорить  — это о посте уже в христианстве. В первые три века пост в Церкви был также однодневным – в среду и пятницу, поскольку это были дни скорби, дни памяти предательства и смерти ?исуса Христа. В это время еще не было единообразного поста, в различных Церквах его соблюдали по – разному: где –  то до 3 или 6 часа, а где – то и целый день. Во время поста, по древней традиции, ничего ни ели и не пили. Современная Церковь живет по уставу Прп. Саввы Освященного, который был принят в 7 веке, а до этого момента господствовал устав Прп. Феодора Студита. Последний был намного мягче. В Русской Церкви переход произо?ел незаметно в кон. 13 – нач. 14 века.

Устав Прп. Саввы Освященного состоит в том, что все посты соблюдаются более строго, например, во время Великого поста человек вку?ать пищу без масла, т.е. сухоядение. Рыба разре?алась на Благовещение и на Вход Господень в ?ерусалим, масло только в субботу и воскресенье – так гласит устав. Однако этот устав – это норма подвига для подвижников, которая была принята в ?зраиле, этот устав может ,как усиливаться, так и послабляться.

?так, пост – это древней?ее и непрерывное установление Божие, которое Святая Церковь свято чтит, хранит от нару?ений, осквернений и старается соблюдать учение о посте в чистоте и непоколебимости.

Однако на протяжении всей истории Церкви были и будут такие люди, которые отрицают саму необходимость поста в  духовной жизни каждого человека. Например, была такая ересь Николаитов, о которой мы с Вами уже говорили на предыдущих лекциях. Они грех истребляли грехом – блуд они лечили блудом и т.д. Однако ли?ь в протестантизме это отрицание на?ло свой апогей.  В период своего зарождения и буйного распространения по Европе, протестантские богословы отрицали все, что связано с обрядами и традициями Церкви, все кроме Св. Писания. В недавнем про?лом они вернулись к Библейскому пониманию поста.

Отречение от поста – это отречение от правильной духовной жизни, т.к. нет никакого подвига, доброделания и молитвы. Прп. Ефрем Сирин писал, что: «Кто не радит о посте, тот не радит и других добродетелях». Пост должен присутствовать в каждого христианина, о его строгости мы не говорим, но сам подвиг должен быть у каждого.

Мне вспоминается один случай из жизни о. Павла Груздева. Однажды он приехал на службу в храм, а дьякон ему и говорит : «Батю?ка, не хотите ки?очки погреть перед Литургией?» Т.е. ни о каком евхаристическом посте уже речи не идет.

?так, в чем же заключается смысл и цель поста!

Свт. ?оанн Златоуст говорит: «Человек ни только приобретает, но и получает смирение перед Богом и ближним.» Первая задача поста – смирение перед Богом, но и перед ближним. ?менно еще и перед ближним, т.к. если человек смиренный – он смиренный во всем. Другая цель поста – милосердие и смягчение сердца. Человек должен настроить себя на милостыню, поскольку смягчение ду?и не может произойти только через слово, как говорит Ап. ?аков: «Если к тебе при?ли брат и сестра, и попросили у тебя кров и пропитание, а ты им говори?ь – «?ди с миром, Господь вам поможет». Слова нужно дополнять и подтверждать делами.

Также в цели поста нужно отнести – покаяние, раскаяние и исправление жизни. Пост, без покаяние – мертв, он теряет всякий смысл. Следующая задача поста и отнюдь не маловажная его часть – ослабление силы плоти. Свт. ?гнатий Брянчанинов говорит, что человек думает, что над плотью властвует его ум, а на практике человеческий ум находиться в рабстве у желудка. Если желудок пуст и воздержан, то и ум свободен, если желудок загружен, пресыщен и находится в постоянной сытости, тогда и ум абсолютно не способен ни на молитву, ни на подвиг, ни на покаяние.

Однако нужно помнить, что все это не происходит с нами сразу, в первую неделю поста, это процесс долгий, он требует времени и труда. Почувствовать плоды своих усилий человек может ближе к Страстной седмицы, поэтому Церковь и ввела долгие посты с пищей, отказав?ись от короткого, но с полным воздержанием. За короткий период просто невозможно ослабить силу плоти над ду?ой человека. Ведь многие современные люди даже представить себе не могут, что можно прожить целых 40 дней без мяса! Как такое может быть, ведь я его так люблю! А когда пост проходит и колбаса уже ни так вкусна и у него уже действительно появляется свобода выбора, а не рабство желудку. Так ?аг за ?агом человек  приходит к пониманию важности и необходимости поста в жизни каждого из нас. Пост настраивает ду?у и тело на молитву, на радость во Христе, на тягу к добродетели и любви к ближнему.

Свт. ?оанн Златоуст говорит также и о том, что цель поста – это ослабление и притупление силы страстей в человеке. Поскольку, как мы  уже говорили в беседе о чревоугодии, все  страсти питаются от чрева! Поэтому когда человек постится, тем самым он заставляет голодать не только и не столько себя, сколько свои страсти в себе.

? как результат всего этого – ясность, трезвость и подвижность ума. Многие люди, особенно студенты, знают на  своем личном опыте, что когда пости?ься учиться легче. Пост дает нам законное время для духовных занятий. В чем заключается законность времени? В том, что вне поста человек занят суетой  мира сего, а  в пост совесть каждого христианина говорит, что пора подумать о ду?е, о вечности. Люди понимают, что у верующих в этот период времени погружены в себя, в молитву и уже мень?е беспокоят по пустякам. Также очень хоро?о настраивает на пост и то, что он обязателен для всех верующих. Здесь уже присутствует соборность, общее делание, что, безусловно, помогает нести этот подвиг, настраивает человека, дает поддержку и силы идти даль?е, перебарывать своё «я», свою лень.

Свт. ?оанн Златоуст также заостряет на?е внимание на том, что после поста человек более достоин принять Св. Тело и Св. Кровь ?исуса Христа – без осуждения. Пост очищает нас от скверны, и мы можем приступать к таинству со смирением и раскаянием.

?, конечно же, все мы помним слова спасителя о бесах, а именно, что: «Род сей изгоняется только постом и молитвой». Это единственное оружие против них, которое вложено в руки каждого из нас. ? знаете, когда смотри?ь на протестантов, которые, вот так просто, говорят бесу – изыди из него! ? все! Смотри?ь на это представление, по другому это действие назвать просто нельзя, и удивляе?ься, как все просто. ? где нет место подвигу, там нет места ничему, ведь в конце концов бесов изгоняет не человек, а только благодать Божия. А криком благодать не привлече?ь, здесь как раз и нужен пост и молитва, как сказал сам Христос.

?з этих слов Спасителя следует, что пост – есть основание для молитвы. «Пост без молитвы – мертв!»- говорит Свт. ?гнатий Брянчанинов. Он приводит такой пример по этому поводу: пост – это вспаханная земля, а молитва – это семена. Если в землю не посадить семя, то она родит плевелы, т.е. гордыню, осуждение, гневи т.д.

Что такое истинный пост,.

Во-первых, пост обязательно должен быть сопряжен с молитвой. Если нет молитвы, то это уже не пост, а диета, поскольку нет духовного делания.

Во-вторых, пост – это ни только воздержание от еды, но и от всякого зла. Сама добродетель воздержание – нерв человеческого существования, потому что, кто воздержен, он воздержен ни только в еде, но и в слове, взгляде, в помыслах, в движениях ду?и, в разговоре и т.д. Воздержание должно стать мерой в жизни каждого из нас. Потому что без меры, человек впадает в крайность.

В-третьих, пост- это уклонение от наслаждения пищей. Здесь речь идет не о том, что в пост нельзя есть вкусную и приятную пищу.  Церковь не требует от Вас, есть совер?енно безвкусную или наоборот отвратительную на вкус пищу, как это делали подвижники. Нет. Речь идет о том, чтобы мы не ели ради того, чтобы наслаждаться самим вкусом еды, т.е. о гортанобесии. Когда человек ест ни потому что он голоден, потому что еда вкусная. Каждая хозяйка хочет накормить свою семью вкусно – это естественно. ? нет ничего греховного во вкусной еде – это тоже Божий дар всему человечеству, это отрада для нас. Главное не впадать в крайности, нужна умеренность и воздержание.

В-четвертых,  пост должен быть тайными, сокровенным. Это личный подвиг каждого из нас. Да, ва?и знакомые знают, например, что Вы поститесь, но не надо этим афи?ировать. Мне вспоминается один пример из жития Прп. Макария Великого. Приходит к нему, в пустыню, один из его учеников и остался на несколько дней. Однажды утром он приходит к преподобному и в недоумении говорит, что когда он жил в общежительном монастыре с другими монахами, то он легко держал весь пост, а здесь уже с утра хочет есть, да так, что еле себя сдерживает. Св. Макарий ему и говорит, что в монастыре тебе тщеславие помогало, а тут перед кем гордиться – здесь, в пустыне, только ты и Бог.

Многие путают пост с диетой или даже вегетарианством. ?ли держат пост потому что это стало модным – приобщение к традициям, к старине и т.д. ?ли просто по гну?ению, как вегетарианцы не едят мясо потому, что гну?аются его. Еще в древности тех, кто гну?ается мяса, отлучали от Церкви, т.к. все сотворил Господь и все благословил человеку в пищу. ? пост – это время воздержания от мяса, а не отказа от него, ради подвига. А пост без подвига и духовного делания – такой пост принесет только вред ду?е и никакой пользы.

В-пятых: «?стинный пост всегда обращает на количество принимаемой пищи и на качество её». ( Свт. ?гнатий Брянчанинов ). Под количеством нужно понимать  — сколько человек ест в день и, конечно же, не до отвала. После обеда человек должен чувствовать неболь?ой голод. А о качестве – то для поста луч?е всего растительная пища, даже от жирной рыбы стоит отказаться.

Мера поста.

Этот вопрос очень актуален для каждого из нас. Как найти свою меру, чтобы не подорвать свое здоровье, но в тоже время не расслабить свое тело и ду?у? Как мы уже говорили для тех, кто хочет нести подвиг поста, то  должен руководствоваться уставом Прп. Саввы Освященного, там все написано. Однако все люди разные, у всех возможности, силы и здоровье различны. Поэтому нет общего правила для всех. Кто – то может и хочет усилить пост, а кому – то и положенное по уставу здоровье не позволит выполнить или, например, работа. Все эти нюансы должны быть обязательно учтены вами и Ва?им духовником или священником , к которому Вы при?ли за благословением на начало поста. Каждый человек, по рекомендациям Свт. ?гнатия Брянчанинова и др. Свв. Отцов, должен сам трезво взвесить свои силы и возможности, исходя из этого, определить себе меру поста. Кто – то не может без рыбы и молока, а кто – то может по средам и пятницам вообще на хлебе и воде продержаться.

Что касается детского поста. Детей нужно приобщать к нему постепенно. Сначала необходимо, чтобы он понял духовные основы поста и, конечно, не надо сильно ограничивать их в еде, поскольку у них организм, в отличие от взрослых, еще только развивается. Об этом тоже нужно помнить всегда.

Теперь о беременных женщинах и больных. Все, конечно же, зависит от конкретной ситуации, как один из вариантов, священник может вообще освободить от поста человека. Пост – это смирение тела. Беременность и болезни – это тоже смирение и в этом случае возлагать боль?ее на человека нельзя.

Другой немаловажный вопрос здесь – это священник, у которого Вы берете  благословение на пост. Это должен быть адекватный и духовно трезвый человек, которого Вы знаете и доверяете. А то бывают всякие случаи. Например, ребенок заболел туберкулезом, и его мама при?ла к батю?ке за благословением, чтобы ребенок мог пить молоко в Великий пост. Все же знают, что молоко при туберкулезе – это первое лекарство. А священник ей отказал! Она, слава Богу, не растерялась и не смирилась перед глупостью, а по?ла к другому священнику, который и благословил на это без ли?них вопросов. Всегда нужно быть внимательным и осторожным, когда дело касается здоровья, как телесного , так и духовного.

?так, как нужно правильно поститься.

Это, конечно же, прощение обид и примирение с ближними и врагами.

Далее по совету Свт. Василия Великого: «Нужно умножить общение с праведниками». Боль?е общаться с людьми, которые помогают нам жить праведно. К сожалению, таких людей сли?ком мало. ? поэтому Свт. ?гнатий Брянчанинов своим чадам советовал приобщаться к праведности через книги, через Жития Святых и подвижников благочестия. Чтобы их примером помогать себе в духовной брани.

Необходимо готовить себя к посту загодя, постепенно ограничивая количество пищи, начинать отказываться от некоторых продуктов постепенно, чтобы это не было ?оком для организма.

Нужно избавляться от страха перед постом, что вот опять без мяса, голодное время настает. Нет, пост – это время легкости и радости. Нужно искоренять этот страх. Начинайте с малого, не надо бросаться в омут с головой. Помните, воздержание не терпит крайности.

Старайтесь каждый раз напоминать себе что такое пост. Какой в нем смысл, что он дает нам и к чему приближает. Читая наставления Свв. Отцов о посте мы вспоминаем, о его важности и приобщаемся к праведности.

По словам Свт. ?гнатия Брянчанинова для поста важна твердая ре?имость, т.к. без нее невозможно пройти поприще поста. Потому что любое здание, даже самое крепкое, если оно основано на хрупком фундаменте, рано или поздно рухнет.

? последнее, но не менее важное – это благословение на подвиг поста, которое необходимо брать у священника или духовника.

Непрерывный пост.

В традиции Русской православной Церкви, в её ранней истории, присутствовал ли?ь Великий пост, других не было. ? когда я читаю современную православную литературу, то я часто встречаю поползновения в сторону того, что в принципе можно отменить все посты, кроме Великого. Меня заинтересовал этот вопрос. ? в истории некоторых Поместных Церквей уже на ранних периодах их истории присутствовали продолжительные посты и помимо Великого. Многие спра?ивали и Свв. Отцов, а зачем еще один такой же длинный, как и Великий, пост? На что они отвечали: «Дабы вспомнить строгость христианства!» Не нужно забывать, что христианство – это религия аскетов и подвижников. Уберите из учения Христа всю аскезу, весь подвиг и от христианства ничего не останется. Поэтому люди и не видят в современном христианстве ничего, что нас отличает от язычников. ?менно подвиг и аскеза, самоотречение и самопожертвование привлекало людей в христианство на протяжении всей истории. В современном мире этого очень не хватает, конечно, надо учитывать 70 лет безбожия, когда была прервана практически вся духовная жизнь огромной страны. Да и мир, к сожалению, сейчас живет совер?енно иными ценностями: наслаждение, деньгами и властью. Никто уже не вспоминает о Боге, о ду?е, о подвиге. Сейчас подвижники идут против мощней?его и целенаправленного течения похоти и греха. ? им очень трудно сопротивляться, но это можно и нужно делать по мере сил каждому православному.

Конечно, непрестанный пост соблюдают ли?ь мона?ествующие, они при постриге на всю жизнь отказываются от мяса и жирной рыбы. Для мирян непрерывность поста заключается в воздержании от пресыщения и сытости. Авва Евагрий говорит, что: «Заповеди постоянно поститься нет.

». Поэтому этот подвиг – свободный выбор каждого из нас.

Как нести подвиг поста.

Прп. ?оанн Кассиан Римлянин, говорит следующее: «Вставай из – за стола, когда еще хочется есть.»

Свт. ?гнатий Брянчанинов советует подвижникам в пост вку?ать 1 раз в день, людям, работающим и мирским, 2 раза и также не досыта. Конечно, к этому распорядку нужно привыкнуть.

Прп. ?саак Сирин, пи?ет, что человек, который постится должен вообще всегда ощущать хотение пищи. ?ли как он сказал – чувствовать «теплоту пустого желудка». Конечно, это говорится о здоровых людях, у больных гастритом или язвой эта «теплота» причиняет только боль. Таким людям луч?е есть часто, но немного. Нас так затуманили современными ценностями, что желудок должен быть всегда полным. Такого не было. Посмотрите на подвижников, которые ели только хлеб и воду, да коренья и жили по 100 лет, и не болели при этом. А сейчас? Ведь посмотрите – на? желудок всегда работает! Мы не даем ему отдыха, есть люди, которые даже среди ночи встают, чтобы перекусить.

Нужно научиться благоговейно относиться к посту. Пусть он будет умеренным, пусть с послаблениями, но надо держаться в его рамках. Зачем иску?ать себя соевыми сосисками или мороженым? Такое отно?ение к подвигу, к сожалению, приводит к атеизму. Я сам знаю таких людей. Ведь это подвиг, это Ва? свободный выбор. Ведь никто не знает, что эта сосиска соевая, все обязательно подумают, что это обычная скоромная. Это очень боль?ой соблазн для людей. Поэтому все послабления в посте луч?е прятать, это Ва?е личное дело, дабы не искусить ближнего. Как сказал Свт. ?гнатий Брянчанинов: «Пост для людей, а не люди для поста».

Следующий пункт, который я хотел бы затронуть – это супружеские отно?ения в пост. Великий пост длится почти 50 дней, конечно, половой инстинкт – это не первостепенная вещь, которая требует удовлетворения, в отличии от пищи. Человек вполне может жить и без этого, он не умрет. Но дело в том, что половой инстинкт, он очень глубинно охватывает человеческую природу. Если в пище мы можем себя ограничить, то здесь это невозможно, тут все или ничего. В уставе нет ничего конкретного по этому поводу. Все, что там говорится: «Воздерживайтесь по мере Ва?их сил». Поэтому есть 3 градации:

1)  если человек может воздерживаться – пусть хранит свою чистоту;

2)   если человек не может долго воздерживаться, то для них рекомендуется соблюдать чистоту по мере возможности, а потом быть вместе с супругом или супругой, которые не должны отказывать им в близости. Дабы не ввергнуть их в извращение, поскольку рукоблудие – это страсть, которая показывает всю полноту греха и которая наносит очень тяжелые раны ду?е человека;

3)  и наконец, если человек вообще не может воздерживаться – они должны нести это как крест, каяться в этом и смиряться. Но при этом осознавать, что это плохо и нужно стремиться воспитывать себя к полному воздержанию. Нужно помнить, что это немощь, это ослабление поста.

Здесь не грех самих отно?ений, тут грех нару?ения поста. Поэтому здесь надо учитывать потребности обоих супругов.

Причины нару?ения поста.

Первая причина – это гордость и надменность во время поста, поэтому как расплата -= падение, после чего идет раскаяние и смирение.

Привязанность к наслаждениям или сластолюбие – когда человеку всегда хочется вкусить сладкого или запрещенного, когда человек не привык себе отказывать.

Осуждение ближнего – все Свв. Отцы говорят: в чем осуди?ь кого, в том и пребуде?ь, чтобы понять каково им.

Ложное опасение за здоровье – это очень часто бывает у подвижников, всякие страхи видения ужасных болезней и т.д. Помните духовное завещание Свт. Митрофан Воронежского: «Мало е?ь, воздержанно пей – здрав буде?ь». ? сейчас говорят пост – это вред здоровью. Не умеренный, не разумный пост конечно, а нормальный только укрепляет тело и ду?у.

Отсутствие страха Божьего, малоду?ие – когда человек неблагоговейно относится к посту.

Рассеяность – кто – то забывает или случайно съел что – тот скоромное, такое тоже бывает.

Еще один важный вопрос – спиртное и пост.

Так вот по уставу – это разре?ается. Но только в неболь?их количествах и в определенное время: после воскресной Литургии и в праздники. Конечно же речь идет о не крепком вине. Что касаемо водки и других крепких напитках, да они постные, но они нару?ают трезвость поста, поэтому и запрещены. Поскольку трезвый человек, в отличие от пьяного, может допустить врагу вложить в свое сердце греховные помыслы.

Евхаристический пост.

Сегодня в Церкви существует две традиции поста перед Св. причастием. Первая – когда человек причащается еженедельно, как в Древней Церкви, то ему необходимо строго поститься только в среду и пятницу, и причащаться когда угодно. ? вторая традиция – когда человек причащается 1 раз в месяц или реже, то тогда пост длится три дня. Что касается супружеских отно?ений, то минимальное требование – воздерживаться в ночь перед таинством, а по существующей традиции: сутки до и сутки после. Но в канонах говорится только о ночи накануне таинства.

Какие плоды приносит пост.

Прежде всего – это телесное здоровье. С этим даже не поспори?ь, идет очищение всего организма и ки?ечника в частности.

Пост делает молитву более сильной, более дерзновенной пред очами Господа.

Пост способствует росту добродетели в ду?е человека. Во время поста идет тренировка ни только в воздержании в еде и питии, но и в молитве, смирении, терпении т.д. Мы приобретаем навык или опыт в добродетелях, укореняем их в себе.

Легкость плоти и подвижность ума. Человек полно владеет своим телом, ум становиться более ясным и он уже чувствует такого давления со стороны страстей.

? конечно же человек, который соблюдает пост удостаивается посещения благодати Св. Духа.

? закончить я хотел бы словами Прп. Ефрема Сирина: «Пост – заповедан Богом. Сам Бог постился на земле. Возлюбим же братие пост – дело доброчестное и богоугодное. Пост – колесница, возносящая нас на небо. Пост – рождает пророков, умудряет законодателей. Пост — доброе предохранение для ду?и, надежный сожитель тела. Пост — доблесть во бронех. Пост уга?ал силу огненную. Пост – заграждал уста львов. Пост – возводит молитву на небо. Пост – матерь здравия. Пост – наставник юности, укра?ение старцев, добрый спутник путе?ествующим. Пост – мир в домах. Пост – попечитель и предохранение девства. Пост – путь к покаянию. Пост – виновник слез. Пост не любит мира, ни того, что в мире. Посему не будем унывать в посте, потому, что ангелы в каждой Церкви записывают тех, кто постится». Аминь.
***

Текст подготовлен по фильму-лекции о посте.

Если Вы заметили о?ибку в тексте — пожалуйста, напи?ите нам об этом на электронную почту – bogovidec@yandex.ru

Открыть текстовый документ беседы о посте

Добавить комментарий