Беседа о милосердии, или как и кому подавать милостыню. Священник Максим Каскун

Милостью Божией, молитвами святого пророка и Боговидца Моисея мы с вами продолжаем занятия библейского кружка. Сегодня?няя тема: «О милосердии, или как и кому подавать милостыню». ?зучая нравственное богословие, мы провели беседу «Как спастись в современном мире». В ней мы изучили один из хоро?их отделов святоотеческого учения – как побеждать грех. Грех побеждается вытеснением греха противоположной ему добродетелью. Также мы изучили грех сребролюбия. А сегодня будем изучать добродетель милосердия, и как раз в ключе вытеснения греха сребролюбия.

Сам термин «милосердие», «милость» означает состояние ду?и человека, при котором он испытывает жалость, умиление, заботу, доброе расположение к человеку, а также всепрощение, приязнь, радость и, что называется в обычном человеческом употреблении любовь. Т.е. когда человека охватывает такое сердечное чувство, и он готов как-то сжалиться и поучаствовать в судьбе человека. Помните евангельский пример милосердного самарянина? Когда он ?ел и увидел человека, израненного разбойниками, он сжалился над ним, и этот момент Господь отметил.

Добродетель милосердия проявляется в следующих наименованиях:

  1. Милосердие и милость.
  2. Милостыня – помощь не имеющему, нуждающемуся. Как правило, мы творим милостыню перед храмами, перед церквями и монастырями.
  3. Вид милостыни – благодеяние. Я специально вывел благодеяние в отдельный пункт, потому что оно носит иногда характер помощи не только человеку нуждающемуся, но и человеку, который в принципе может ни в чем не нуждаться. Но мы можем оказать ему благодеяние. Либо это помощь человеку, который вы?е нас по статусу, богаче, которой стоит как бы над нами. В этом случае мы же не милость оказываем ему, а оказываем ему благодеяние. А оказание милости подразумевает, что выс?ий оказывает милость нищему. Но это всё, конечно, условно.
  4. Пожертвование. Это жертва Богу, людям и Церкви. Т.е. когда человек жертвует от себя. Жертва связана с некоторым ущербом – человек что-то от себя отделяет и отдает, приносит в жертву.
  5. Дарение – безвозмездная передача какого-то предмета, денег и т.д., в дар. Податель всяческих даров и щедрот – Господь. Он – первый даритель, потому что всем нам всё дает даром. Дарение тоже есть вид милостыни.
  6. Благотворительность. Она здесь подразумевается как некоторая деятельность, состояние, работа человека, социально-общественная деятельность, когда человек трудится в благотворительности. Например, организует фонд, помогает храмам, детским домам, живет этой деятельностью. Ещё это называется меценатство, когда человек щедро жертвует от своих доходов и занимается этим делом систематически.
  7. Заем – вид милостыни, когда мы даем в долг. Казалось бы — что здесь такого? Но на самом деле в Священном Писании — и в Ветхом Завете, и в Новом Завете — мы находим, что «праведник милует и взаймы дает». ? также Господь говорит: «Всякому просящему у тебя дай, и от хотящего занять не отвращайся», потому что заем – это тоже вид милостыни. Это такая форма милостыни, когда ты може?ь дать человеку деньги или ещё что-то в долг, что ты не може?ь пожертвовать. Они самому тебе нужны в каком-то случае, но ты може?ь это дать на некоторое время, чтобы помочь человеку справиться с определенными трудностями.

Виды милостыни:

  1. Материальная милостыня, когда мы жертвуем деньги, вещи, оказываем людям какую-то помощь в физическом труде и т.п.
  2. Духовная милостыня, когда мы оказываем человеку духовную милость. Допустим, даем ему знания о Боге, о вере, передаем ему свой духовный опыт, молимся за человека, участвуем в его духовных и ду?евных скорбях, т.е. находимся с ним в страданиях. Это есть духовная милостыня, она Святыми Отцами ставится вы?е, чем милостыня материальная. Но здесь есть очень «скользкий» момент, которым лукавый часто пользуется: многие духовные люди, которые ходят в Церковь, начинают свою жадность прикрывать духовным милосердием. Мол, я же хожу в Церковь, как-то помогаю, молюсь, что-то преподаю где-то и т.п. – поэтому я уже милостыню воздал, Богу и этим людям я даю боль?ую милостыню. На самом деле это есть некоторое лукавство. Потому что духовная милостыня, при наличии материальных средств, всегда будет выражаться материально, без этого никак.

Качества милостыни:

  1. Необходимые пожертвования, которые мы можем делать для человека. Т.е. то, что нужно для жизни. Например: види?ь человека раздетого – одень, види?ь человека голодного – накорми, види?ь человека алчущего и жаждущего – накорми и напои. Человека, находящегося в тюрьме, — приди и посети. Это то, что есть и называется необходимым.
  2. Полезные пожертвования, полезная милостыня. Полезно, когда ты хоче?ь человеку помочь в плане обустройства его жизни: что-то посоветовать, помочь приобрести какое-то средство для жизни. То есть всё то, без чего обойтись в принципе можно, но что несет на себе какую-то пользу. Например, прийти к человеку домой и сделать ему иконостас.
  3. Милостыни приятные, т.е. когда мы просто хотим сделать человеку приятное. Это уже сверх меры. Эта милостыня не несет на себе некоторую печать необходимости. Нам просто хочется сделать человеку приятное, и мы это делаем, потому, что Господь благословляет нас.

Состояния милостыни:

  1. Вне?нее состояние, когда человек делает милостыню по некоторой традиции, по обычаю, он движим некоторыми вне?ними моментами. Сегодня так делают многие из нас — когда ходим в храм, даем денежку нищим, потому что все дают. ? даже тогда, когда не хотим, всё равно даем, потому что надо дать, все же дают рядом. ?ли у нас есть очень интересная традиция, когда ты стои?ь на Херувимской, и тебе подносят поднос с денежками: «Давай, клади». Один раб Божий приехал с Питера, он хотел исповедоваться и в Мы?кин к нам приезжал. ? говорит: «Батю?ка! Я, наверное, год не ходил в храм. Сейчас при?ел покаяться, и началось… Подо?ел к батю?ке на исповедь – он каждому напоминает: «Не забудьте пожертвование». Все ему кладут. Я достал, положил. Стою даль?е – подходит один с подносом — я опять положил. Потом другой, третий… Я всю службу только клал деньги… Вообще, помолиться дадут, нет?». Это есть вне?няя милостыня. ? на самом деле это греховная традиция. Я хоть и не люблю анекдоты, но мне мой деду?ка рассказал анекдот про такую традицию: два еврея стоят в храме, поднос уже «плывет» и к ним приближается. Один другому говорит: «Слу?ай, спорим, кто мень?е?» — «Давай!». Всё, поспорили. Поднос «подплывает» к одному, он бросает гро?ик. Гро?ик ещё не успевает упасть, второй говорит: «На двоих!». Т.е. народ всё это обсмеивал, потому что это на самом деле некрасиво. Я сам помню: будучи бедным студентом, стою в одном монастыре, у меня нет ни копейки — приехал на сессию, собрал всё, что было. Стою, («Херувимская») —  бабу?ка подо?ла, подносом мне – раз – тыкнула, и стоит. А я тоже стою – мне нечего дать. Она стоит, не уходит… Батю?ка рядом со мной стоял, он эту ситуацию вывел. Это неприемлемо. В церкви должны стоять ящички, потому что «доброхотно дающего любит Бог». Единственное, если уж есть нужда с блюдцем встать – ну, встань ты после того, как люди уже к кресту приложатся, когда уже по?ли домой. Зачем ты запускае?ь эти два подноса? Один по левую сторону, другой – по правую… Человек выходит – он будет класть. Не положит – ну, и, слава Богу. Но зачем это вымогательство?
  2. Внутреннее состояние – это сердечное, которое является основой милостыни. Это есть её внутренняя сторона, и есть, собственно, сама милостыня. Без этого милостыня не приемлется (ещё скажем об этом ниже). Обязательно должна быть некоторая жалость сердца, милосердие, умиление, желание помочь человеку. Если этого нет – нужно себя на это настраивать.

Также мы можем ещё отметить милость к умер?им. Все православные знают, что это – молитва за них. Ещё: пожертвование в храм (на канун), творение милостыни за умер?его, уход за кладбищем, помощь остав?имся родственникам умер?его (семье, детям). Господь говорит: «Милующий вдову и сироту любезен Мне». Потому что человек, который это делает, он, во-первых, память умер?его чтит, во-вторых, помогает умер?ему той помощью, которая, кроме молитвенного поминовения, для него самая главная. Т.к. он был за семью в ответе перед Богом, ему бы хотелось, чтобы они были сыты, обуты, одеты и не болели.

О милосердии Божием.

О том, что Бог милосердный, никому, в принципе, не надо говорить – все и так это понимают, все и так об этом знают. Единственное только, что неверующие или сатанисты могут говорить обратное – что Бог злой, а сатана – добрый. Только так если, остальные все люди знают. Отметим следующие моменты:

  1. В книге пророка ?оны во 2 главе, 9 стихе Господь говорит: «Я – Бог Милосердный». Т.е. Милосердие – это имя Бога. ? Сам Господь ?исус Христос говорит: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас», потому что «Я Милосерден, Я кроток и смирен сердцем».
  2. У пророка ?еремии в 3 главе, 12 стихе говорится о том, что Господь есть бездна милосердия, к которой мы прибегаем в каждой молитве. Особенно в вечерних молитвах мы призываем бездну милосердия Божия, чтобы Господь простил нам на?и грехи и, как говорят некоторые из Святых Отцов, чтобы Он утопил на?и беззакония в Своем бесконечном и бездонном милосердии.
  3. Господь благ к неблагодарным и злым, а не только к добрым. «Он посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5: 45). Потому что Он неизменчив, Он не меняется, и Он всегда относится к любому человеку с милостью. Когда мы говорим, что Господь гневается на человека, под гневом здесь надо разуметь состояние богооставленности, когда Господь оставляет человека, и человек впадает в скорби, болезни, в разные иску?ения. Мы называем это гневом Божиим. На самом деле по своему действию это есть состояние богооставленности, когда Господь предает нас такому состоянию.
  4. Господь милует и прощает любого кающегося гре?ника. ? нам заповедал делать то же самое, т.е. если человек кается, мы обязательно должны его простить. Мы даже призваны к боль?ему – если он не кается, мы всё равно должны прощать своих обидчиков, молиться за них. Это есть молитва за врагов. Это есть то выс?ее состояние, которое Господь показал нам, когда страдал на Кресте: «Прости им, Отче, они не ведают, что творят». Молитва за врагов – это есть выс?ая степень милосердия, к которой мы все должны стремиться.

В Священном Писании есть заповеди о милостыни и милосердии:

1)      «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (заповедь блаженства) — Господь призывает нас к милости, чтобы мы были милостивыми, потому что тогда мы будем помилованы.

2)      «Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается; берегись, чтобы не во?ла в сердце твое беззаконная мысль: «приближается седьмой год, год прощения», и чтоб от того глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему; ибо он возопиет на тебя к Господу, и будет на тебе грех; дай ему взаймы и когда буде?ь давать ему, не должно скорбеть сердце твое, ибо за то благословит тебя Господь, Бог твой, во всех делах твоих и во всем, что будет делаться твоими руками; ибо нищие всегда будут среди земли твоей; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей». (Втор. 15: 7-11). Т.е. когда ты жертвуе?ь – не скорби, а радуйся, потому что ты делае?ь это во славу Божию.

3)      Пророк Захария говорит следующее: «оказывайте милость и сострадание» (Зах. 7: 9).

4)      Повторяются слова: «милости хочу, а не жертвы» (Ос. 6: 6), (Мф. 9: 13). Т.е. прежде чем исполнять какое-то церковное дело, церковный обряд, Таинство, — нужно помнить, что Господь хочет милости, а не жертвы. Жертва потом, прежде – милость.

5)      Сказано: «Будьте милосерды, как и Отец ва? милосерд» (Лк. 6: 36). Т.е. мы призываемся, имеем заповедь, — подражать Богу в Его милосердии.

Косвенные побуждения к заповедям о милостыни:

1)      «Суд без милости не оказав?ему милости; милость превозносится над судом» (?ак. 2: 13). Т.е. милосердие вы?е суда. ? человек, который в этой жизни миловал, будет помилован на Суде Христовом.

2)      Господь говорит: «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». Т.е. как ты милуе?ь, с каким расположением сердца – так и тебя будут миловать (здесь не только количество пожертвований играет роль, а также именно сердечное расположение, потому что Господь по богатству Своей милости будет миловать нас). Это закон даже и этой жизни – если ты относи?ься к людям милостиво, то и Господь к тебе через людей относится милостиво. Тогда боль?ая часть людей в твоей жизни, встречающиеся на твоем пути, будут милостивыми. ? сама милостыня имеет в себе такую характерную черту, что приводит людей к правильной вере, к православной. Был такой пример: один иудей в конце 19 века жил среди русских, торговал и был очень милосердным. Его вся станица (или деревня) почитала как отца. К батю?ке так не ходили, как к нему, потому что был очень милостивый и милосердный. ? потом, спустя некоторое время, когда он стал человеком уже в летах, он при?ел к священнику и сказал: «Я, изучив Евангелие, ре?ил стать христианином». Священник хотел сначала съездить к архиерею, доложить, а потом сказал, что этот человек уже обновился духом – что может ему препятствовать? Окрестил его, причастил, и тот умер на следующий день, ото?ел ко Господу, Господь принял его в Свои объятия за милосердие.

3)      В молитве «Отче на?» мы говорим: «? прости нам долги на?и, как мы прощаем должникам на?им». Т.е. насколько мы прощаем, настолько и нам прощается. Помните, когда гре?ница при?ла ко Господу, Он сказал: «Прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много» (Лк. 7: 47) (т.е. ей многое прощается, потому что она много любит).

4)      У Святых Отцов есть такое замечательное выражение (эти мысли есть у свв. ?оанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова) – перефразирую, скажу так: кто не жертвует, тот вор. Кто не творит милостыню, тот делает хищение у Бога и ворует то, что он должен по милости отдать людям.

Как же нам, имея теперь перед собою заповеди милосердия, приобрести милость, сделаться милосердными?

  1. Через практику, через непрестанное творение дел милосердия, непрестанное творение добрых дел. ? как сказано у св. ?гнатия Брянчанинова, что молитва научит нас всему, так же мы можем сказать, что милосердие научит нас всему, если мы будем благотворить, т.е. не будем закрывать свое сердце от ближнего.
  2. В лекции о грехе сребролюбия мы говорили, что оно является страстью приобретенной. ?з-за этого вначале страсть сребролюбия легко лечится, но если она уже укоренилась, то она лечится труднее всего. А милосердие – это естественная добродетель, которая врачует неестественную страсть. Милосердие вложено в человека природой. ? какой бы ни был жестокий человек, всё равно его можно умолить. Конечно, он может кого-то казнить и пр., но все равно как человек он имеет в себе струнки, через которые, мы знаем, на него можно повлиять. Особенно кто изучал древнюю историю, знают, как некоторые царедворцы приходили к своим царям, ?ептали им на у?ко некоторые слова, и гнев переменяли на милость (царь Навуходоносор, Есфирь и т.д.). В разных жизненных случаях мы знаем о том, что царский гнев был изменен на милость ли?ь только потому, что милосердие вложено в человека природой. Поэтому нам очень легко развивать эту добродетель, легко делать это доброе дело – нам это естественно.
  3. Приобретение смиренномудрия помогает раскрыться милосердию в ду?е. Потому что препятствия для милости есть гнев, раздражение, надмение, гордость, презрение. Эти грехи побеждаются смиренномудрием. Два слова мы имеем – смирение и смиренномудрие. Чем они различаются? Смирение – это состояние сердца, и оно недостижимо для людей; некоторые из святых обладали им. Как говорит св. ?гнатий Брянчанинов, что это смирение, когда находится в сердце человека, оно познается непостижимо и постигается неуразуменно. Т.е. оно таинственно, потому что смирение – это состояние Бога, это состояние Его сердца.  ? все Святые Отцы говорят о том, что смирение – это тайна. Даст Бог, о смирении мы ещё поговорим. Но эта тайна приоткрывается благодаря тому, что есть добродетель смиренномудрия. А смиренномудрие – это то, что относится к уму, по толкованию ?гнатия Брянчанинова. Смиренномудрие – это упражнение в смирении в уме, когда человек посредством ума пытается смирить свою ду?у. Принимает в себя смиренные мысли, помыслы, заповеди, пытаясь себя смирить. Упражнение в смиренномудрии помогает человеку приобрести милосердие. Тебя обидели или помыслы обуревают, а ты иде?ь и сам себе говори?ь внутри: «Прости меня, Господи, гре?ного, я раб ничего не стоящий, мне так и нужно по грехам моим» — всё это есть смиренномудрие, когда человек сам себя укоряет, сам себя смиряет, сам в себе пытается «поту?ить» страсти. Это находится в уме человеческом и является первой стадией для того, чтобы человек приобрел смирение, которое достигается только благодаря очень серьезным духовным трудам.
  4. Нам очень сильно помогает восхождение от бедности и нищеты. Когда человек живет бедно, он нищ, именно по нужде — так его жизнь сложилась, тогда от его духовной непросвещенности в его сердце как заноза начинает сидеть жадность, сребролюбие, скупость. Он не может себя раскрыть, потому что ему нечего дать. ? человек должен стремиться к достатку (не к богатству, а к достатку) для того, чтобы вывести себя из этого состояния, чтобы он мог благотворить, научиться отдавать, не жадничая. Отдавать, не сокру?аясь, отдавать, не скорбя. Я в православной среде очень часто наблюдаю, как сильно это действует: особенно, кто в церквах работают, по 500-1000 руб. люди получают, очень бедно живут. ? видно, что они с неохотой жертвуют, потому что им в принципе нечего подать. Это состояние, конечно, никто не оправдывает, и от него, если есть возможность, нужно избавляться. Как сказано в Притчах, — Господи, не дай мне побираться, и не дай мне быть богатым, чтобы мне просто хватало на жизнь (Пр. 30: 8-9). К этому среднему состоянию, т.е. к достатку, мы должны стремиться. Потому что достаток – это нормальное состояние человека, когда он ест, пьет, веселится, делает заповеди Божии, помогает кому-то по мере возможности. Это есть норма человеческой жизни, и она способна дать нам счастье. Велик тот человек, который в нищете приобрел счастье. ? слава тому человеку, кто в богатстве стал счастливым, т.е. поработил богатство себе, поработил богатство Христу, стал служить Богу этим богатством, помогать бедным и всем людям, кто нуждается, строить храмы и пр. Но мы все должны стремиться, конечно же, к умеренности, к достатку для того, чтобы побороть эти немощи, которые формируются на фоне безденежья, нищеты. Если, например, в какой-то семье годами не видят ни мяса, ни даже сосисок, только едят верми?ель, которую жарят на луке, — понятное дело, что человек привыкает к такому состоянию и находится в очень стесненном ощущении, ему очень тяжело жертвовать. Это состояние очень вредит человеку, от этого надо освобождаться.
  5. Борьба со страстью сребролюбия, жадностью, скупостью, накопительством.
  6. Борьба с эгоизмом, себялюбием, эгоцентризмом (когда человек считает себя центром Вселенной), жестокосердием, собственничеством. Человек должен иметь свою собственность, но он не должен иметь греха собственничества, когда он начинает уповать на свое имущество, на свое богатство. Это есть великий грех и с этим надо бороться.

С чего начать путь милосердия?

  1. Покаяние. Оно дает человеку новизну духа, трезвость мыслей, просвещает очи ума, очи ду?и, очи сердца. ? когда человек начинает в покаянии разбираться в своих грехах, в своих страстях – он очень многое приобретает. Потому что, чтобы измениться, нужно понять – а в чем ты плох? Покаяние есть изменение.
  2. ?зучение заповедей Евангелия о милостыни, которые мы здесь вкратце изучили. Но вообще Ветхий Завет и Новый Завет пропитаны заповедями милосердия. ? на них, когда читаем Евангелие, послания Апостолов, Ветхий Завет, нужно останавливаться, и размы?лять об этих заповедях – что Господь говорит?
  3. ?зучение святоотеческого учения о милостыни – как Святые Отцы учат благотворить, миловать, развивать в себе дар милосердия.
  4. Нам нужно уметь войти в положение нищего, просящего человека, который просит перед нами – просто себя поставить на его место. Это очень сложно, но это помогает нам приобрести милосердие.

Переходим к другой части темы, которая вводит нас в практическую сторону вопроса о милосердии.

Как подавать милостыню?

  • ?так, суть милостыни – не материя, а внутреннее расположение человека. Как говорят Отцы, если ты милуе?ь, но сердце твое не имеет милосердия – милостыня сия не принимается. Поэтому мы говорим о том, что надо располагать себя к радостному благотворению. Нужно тренировать себя в этом, заставлять, понуждать благотворить с радостью. ? постепенно ду?а, приобретя такой навык, сама будет радоваться от творения добрых дел. Если нет такого расположения, то мы все равно должны жертвовать, чтобы ослабить грех в на?ей ду?е. Это как молитвенное правило: обычно люди, которые не могут молиться, говорят: «я же не могу молиться внимательно, зачем тогда молиться? Раз нормально не могу, можно тогда совсем не молиться». А мы говорим: даже если мысли твои не там, ты все равно должен молиться для того, чтобы ду?а хоть немножко прибыла в каком-то духовном состоянии, хоть немного взбодрилась. Пусть даже ты все правило «отбубнил», но все равно, ради постоянства, ради навыков должно это делать. Хотя мы очень часто и этого не делаем, и, получается, разру?аем сами плоды своих молитв. Также и в благотворении бывает, но нужно постоянно себя наставлять, делать это усилие над собою, чтобы приобрести навык и чтобы ослабить грех жадности, сребролюбия в своей ду?е, который царствует в нас и не дает нам раскрыть свою ду?у для нуждающихся.
  • Также нужно подавать милостыню как Христу Спасителю. Особенно когда просят «ради Христа». Одному из мусульман, став?ему потом православным святым, когда он жил среди христианского населения, всегда подавали, когда он просил ради Христа. Когда он просто просил – ему могли не дать. Когда у меня человек просит ради Христа, то даже если по каким-то причинам дать не хочется или не може?ь – всё равно это заставляет остановиться внутри: «Ради Христа». Поэтому, когда мы даем, мы тоже должны подавать милостыню как Христу. Минимум – как себе, начнем хотя бы с этого.
  • Мы должны подавать милостыню без ожидания благодарности от человека. А то, как получается – мы дадим, потом ждем… Потом мы начинаем обижаться. Потом начинаем вообще расходиться: «Ну, как же так? Как же можно быть таким подлым человеком – я ему дал, а он даже спасибо не сказал!». Когда дае?ь милостыню, то подсознательно ты ощущае?ь, что он должен сказать хотя бы «Спаси, Господи!», все равно подсознательно каждый человек это ждет. Это мы должны помнить: ждать благодарности не нужно. Даже когда ты дае?ь знакомому, не жди благодарности. Как у нас часто бывают ругани между друзьями: «Да я ему столько сделал, а он…». Вот, пример налицо, — мы ждем благодарности, что нам сделают то же самое. А это языческий принцип. Господь говорит о том, что если вы ждете благодарности — что вы делаете луч?е, чем язычники? Они ведь точно так же поступают. Христиане должны поступать по-другому, потому что на?а праведность должна превзойти праведность книжников и фарисеев. Понятное дело – это не прямо завтра мы должны такими стать. К этому надо стремиться, надо это понимать и работать над собой. Это, конечно, дело не одних дней и даже лет. Но как говорил святитель ?оанн Златоуст – «гре?ил потому, что не понимал; не понимал потому, что не знал…». А не знал – потому, что не ходил в библейский кружок! «А не знал потому, что не читал», — он говорит. Это от просвещения зависит. Чем боль?е человек просвещается, тем боль?е у него возможностей делать добрые дела.
  • Подавать милостыню нужно обязательно втайне. «Левая рука не должна знать, что делает правая». Втайне от своего тщеславия. Втайне от людей – если кому-то что-то делае?ь – «не труби перед собою». Бывает, сядем чаек попить с кем-то, и начинаем обсуждать, кому, сколько я дал, кому, сколько помог; на разных семейных советах это обсуждается. От всего этого нужно удаляться. Дал – забыл. Как иногда случается – денежку положи?ь в карман в зимнее пальто, а осенью её находи?ь. Какая радость бывает! Так же и милостыня – когда вспоминае?ь о ней лет через пять, что ты её когда-то делал – такая радость на ду?е. Она уже «свое отыграла» в том плане, что она уже не может тебя прельстить, это время про?ло, но сама радость, сама благодать от этого – она будет всегда.
  • Нужно сразу забывать, когда что-то сделал, воспоминая, что дела, которые мы начинаем делать, могут украсть у нас добродетель. Если мы не забыли сразу, а начинаем как-то это помнить, как-то это воплощать, строить на этом какие-то дела, — всё это может украсть у нас внутри добродетель милосердия, украсть у нас эти плоды. Обязательно сделанное надо забывать сразу, как сны. Просыпае?ься, и сон навязчиво лезет в голову, пытается предстать во всей красоте перед тобою, чтоб ты все подробности вспомнил – если сразу отмахне?ься, как говорит Силуан Афонский, то и сниться перестанет. Так же и здесь – сразу отмахиваемся от иску?ения, сразу забываем и тренируем себя в этом отно?ении. ? будут у нас плоды добрых дел.
  • Подавать нужно со смирением, потому что «мы рабы ничего не стоящие, и сделали только то, что должны были сделать», — говорит евангелист Лука. Обязательно надо помнить эти замечательные слова Христа Спасителя: «рабы, ничего не стоящие» (или «неключими» в церковно-славянском тексте), и просто сделали то, что должны сделать. Как говорит Апостол Павел: «горе мне, если я не проповедую». Не просто там какая-то благодарность, а – «я послан, и горе мне, если я не проповедую». ?менно горе. Так же и у нас.
  • Давать взаймы нужно столько, сколько не жалко потерять. Это сегодня один из принципов, когда ты человеку дае?ь в долг. Понятно, когда занимают близкие, это серьезно. А людям посторонним нужно давать взаймы столько, сколько не жалко потерять. Потому что если да?ь боль?е, потом може?ь пожалеть. Допустим, готов распрощаться с 20000? Не готов – не давай. Потому что потом буде?ь сам себя корить. Если же при?ел к тебе человек просить взаймы, и ты чувствуе?ь, что способен потом все это перенести во славу Христа – то давай. Потому что это деньги. С ними нужно быть все-таки аккуратным. Здесь ещё такой момент, что эти деньги, бывает, не идут на пользу тому человеку, который просит сверх сил. Когда ты дае?ь их сверх своих возможностей – они могут не работать и даже приносить вред. Поэтому сколько може?ь пожертвовать – дай. Можно сказать: «Я не могу дать в долг, а могу просто пожертвовать столько-то, возьми». ?ли займи человеку, но имей в виду, что тебе могут не вернуть. Это сегодня такая практика, к сожалению, это так. Но взаймы давать, конечно, нужно. Ещё сказано у одного мудрого человека: «Кто напоминает, тот требует назад». Этого нужно избегать. В Евангелии же сказано: займе?ь – всё – назад не требуй. А само напоминание уже есть намек: «ну, ты отдай, я же тебе дал». Это грех. Ду?а чувствует, что по-христиански это не так. Ты не должен напоминать, ты должен ждать, когда тебе позвонят и вернут. ? возблагодарить Бога, что тебе вернули все в целости и сохранности. Конечно, когда это касается каких-то казенных денег – человек должен требовать вернуть их.
  • Если обещал кому-то пожертвование, или милость, или дать взаймы – не допускай того, чтобы тебе напоминали дважды. Не унижай человека. ?ли дай и побеспокойся о том, чтобы это было сразу, или не давай вообще. Чем человек должен тебе звонить, унижаться, просить у тебя, выклянчивать – это грех.
  • Сугубая милостыня – это двойная милость, когда мы предугадываем, предупреждаем помощь человеку. Видим, что человек нуждается, и прежде чем он нам может об этом сказать, попросить, мы сами уже предугадываем это и помогаем ему. Это происходит от внимательного, духовного сердца.
  • Великая милостыня – когда человек благотворит в ущерб себе. Т.е. снимает с себя и отдает другому, остается сам ни с чем. Это есть великий подвиг.
  • Высокое благотворение, говорит ?оанн Златоуст, когда мы благотворим тем, кто не может нам воздать. Вот мы сегодня многие благодеяния оказываем людям, и мы надеемся получить какую-то пользу, взаимовыгоду. Но высокое дело, когда ты дае?ь тому, кто вообще никаким образом не может тебе воздать.

Как принимать милостыню?

1)      Человек должен принимать помощь со стыдливостью и скромностью.

2)      С благодарностью и долгой памятью о том, что нам сделали. Человек быстро забывает о том, что ему оказали помощь. А это важно – быть благодарным, очень долгое время помнить, молиться за этого человека.

3)      С молитвенным поминовением. Когда человек помогает нам, мы должны за него молиться, это есть первей?ая на?а обязанность. В поминальной молитве вечернего правила, мы говорим: «Благотворящим благосотвори, милующим нас грехов оставление даруй». Мы молимся о тех, кто милует нас, питает, греет, потому что Господь принимает молитвы тех, кого облагодетельствовали.

Как не должно подавать?

Как мы не должны подавать милостыню людям? Какая милостыня является грехом?

1)      Когда мы подаем с презрением, надмением и пренебрежительностью. «Да, на, возьми, только отстань» и т.п. Бывает, гримасу на лице делают такую, чтобы просто потом боль?е человек не приходил.

2)      Ещё есть такой распространенный грех (он есть у каждого из нас) – «На, Боже, что нам негоже». Что-то валяется ненужное – «давай соседу подарим». Нужно давать то, что нужно человеку. То, что тебе не нужно – это не значит, что это кому-то пригодится. Если «кому-то» – вынеси на помойку, кому пригодится – подойдет, возьмет. ?ли на отвале только валяется… Мы это делаем и думаем, что мы такие вот молодцы. Человек в храм приносит вонючие, нестиранные руба?ки, дырявые, рваные, и говорит – «Может, кому-нибудь понравятся», — я говорю: «Ну, кому они понравятся? Ты сам рассуди. Кому дырявые трико нужны? ?х даже на половую тряпку не возьме?ь, потому что начне?ь выжимать, она у тебя раскро?ится прямо в руках… Что это такое?». Одним вещи пожертвовали – открывают пакет, а оттуда моль полетела, и вонь оттуда невыносимая… Это грех, оскорбление Бога, потому что так ты не должен человеку давать.

3)      Когда мы жертвуем, мы должны быть внимательными и бояться унизить человека. Чтобы от на?ей милостыни человек не мог бы унизиться. Бывают такие случаи в жизни, когда мы можем человеку так дать, что мы его унизим. Когда мы делаем подарок и т.д. – надо обращать внимания на все тонкости. Если нам дают подарок, который нас унижает – мы должны его принять со смирением и благодарностью. Но сами мы должны бояться дать человеку то, что его унизит, потому что это неправильно.

4)      Благотворить без промедления, неохоты и вялости. Когда мы человеку что-то пообещали или хотим помочь – сделать это нужно сразу, не надо медлить, юлить, ждать четверга или понедельника. Есть дело – сделать нужно сразу, человек ждет. Не будем заставлять его напоминать нам дважды.

5)      Не давать денег взаймы с процентами. Деньги в рост – это грех ростовщичества. Многие люди сегодня торгуют этими деньгами, дают их под проценты. Это, конечно, является грехом. А сегодня?ний мир так живет, вся банковская система на этом построена. Потому что основатели банковской системы – иудеи, по иудейскому закону давать деньги в рост нельзя только единоплеменнику – еврею. Язычнику – можно. Ветхий Завет говорит об этом, они до сих пор живут по ветхозаветным законам. Т.е. себе они в рост не дают, а всем гоям, язычникам, — «заповедь Божия, всё духовно, держите».

6)      Нельзя оказывать милость на вред, на грех, на преступление. Бывает так, что человек может дать деньги на аборт. Один человек рассказывал – он освободился, сидел дома, и к нему при?ли старые друзья и говорят: «Дай нам монтажку». Он говорит: «Зачем?», — «Нам надо там взломать кое-что…». Он говорит: «Не дам». ? препирались очень долго. Но он им не дал, потому что на преступление, на грех. ? правильно сделал, хотя они на него обиделись. В этом случае их обида, конечно же,  смехотворна.

7)      Мы не должны давать так, как будто мы делаем великое одолжение или снисхождение к человеку: «Вот, возьми, и запомни на всю жизнь, что именно я тебя облагодетельствовал». Ни в коем случае, а тем более человека потыкать, напоминать ему, — избави нас Бог от этого. Пожертвовал — и забудь. Это Бог твоими руками сделал.

8)      Нельзя жертвовать чужое, краденое и нечестным путем заработанное. Очень распространено бывает, человек украдет – потом придет и пожертвует.

Как не должно принимать?

Когда нам дают, как мы не должны принимать милостыню? Очень часто у нас бывает так, когда нам человек хочет помочь, мы начинаем отговариваться: «Этого не надо, да что вы, я сам, ни в коем случае». Такие отговорки – это неправильно. Есть такая хоро?ая русская поговорка: «Дают – бери, бьют – беги». Св. Тоанн Крон?тадтский говорит о том, что если дают деньги (например, священнослужителям за требы) – надо брать, потому что если люди хотят помочь, не надо из себя строить самостоятельного, независимого, сильного, смелого. Да, ты такой и есть, но ты временно нуждае?ься, и если тебе кто-то хочет помочь – ты должен принять это с радостью и с благодарением, а не умничать. Вот это, когда встанут в коридоре двое: один дает, второй не принимает. ? этот подарок они друг другу двигают. Надо принимать, с благодарением, со смирением, и не переговариваться.

Также нам нужно бояться, когда нам жертвуют или милуют, чувства, что нам мало дали. Например, один батю?ка при?ел к своим знакомым, они ему дали за освящение несколько тысяч долларов, он обиделся, что ему мало дали. Да, ему есть с чем сравнить, но в любом случае – обжаться нельзя, сколько бы тебе ни дали. ?оанн Крон?тадтский говорит (особенно это касается священников), что если тебе кто-то вообще нисколько не дает, ни в коем случае нельзя обижаться. Потому что даже если тебе все время дают мало, а кто-то вообще ничего не дает, — поверь, говорит он, — потом придет сотый и даст за всех сразу. ? так в жизни бывает очень часто – допустим, у меня такой принцип – я беру только столько, сколько дадут. Я никогда не скажу, сколько это стоит. Когда спра?ивают, я говорю: «Сколько дадите». Если нечего дать – слава Богу. Т.е. я вообще по этому поводу никогда не переживаю. Хотя помыслы все равно бывают, сатана иску?ает, мы это все должны отметать, отбрасывать. ? все — слава Богу. ? действительно Господь, видя такое бескорыстие, со временем посылает сотого, который за всех сразу воздает.

? Григорий Богослов говорит следующее: «Не принимай милостыни у худого человека, так как он ищет через это оправдание своим делам». Замечательная цитата. В чем её суть: когда человек худой, т.е. вор, разбойник, чиновник-взяточник, приходит и жертвует деньги, он хочет через это оправдать свои дела — «Я ворую, но я же жертвую с этого». Если священник знает, что этот человек таким образом живет, он не должен принимать от него деньги. Он должен ему сказать, что это есть грех и с этим грехом нужно прощаться. ?наче он дает повод тому человеку думать, что грехи его заглажены, вводит его в заблуждение. Т.е. эти денежные средства священник лично вообще не может принять, так же и любой другой человек. Единственное, когда эти денежные средства могут пойти на храм – если человек полностью раскаивается. Разбойник, который награбил много, раскаялся, и у него в дупле лежит несколько килограмм золота, драгоценностей. Он же из земли не выкопает тех людей, кого он ограбил. Кому он это все воздаст? Он несет это в церковь, там раскаивается, получает какое-то наказание, или становится насельником монастыря. Это бывает. Но это только в том случае, если человек полностью раскаивается. Если он продолжает даль?е гре?ить – продолжает даль?е воровать, оскорблять, обижать – мы должны ему об этом сказать, что эти деньги – нечистые. Когда ты не знае?ь, что это за деньги, тогда, конечно, ты их принимае?ь.

Как просить милостыню?

Если есть нужда, то просить нужно. Это как раз есть борьба с гордостью, первое движение к смирению. Есть люди, которые ни за что не попросят – с голоду, стиснув зубы, умрут, но не пойдут, у соседа стакан не попросят.

  • Когда у нас есть сильная нужда и мы сами бессильны в этом, мы должны просить. Мы должны обращаться за помощью, потому что это очень полезно, это смиряет нас. Это помогает нам признать помощь от других людей, чтобы мы немножко смягчились своими сердцами, поняли, что не от нас многое зависит. Это часто бывает, когда люди болеют и т.д.
  • Просить мы можем только на благие дела. На грех просить никто не должен, на преступления и т.п.
  • Просится помощь по преимуществу, по необходимости, для конкретной нужды. Т.е., как говорится, просят на хлеб, никто не просит на хлеб с маслом. На хлеб с маслом зарабатывают. А просится только на хлеб. ?ди, поработай, чтобы был у тебя хлеб с маслом. Если, конечно, человек болеет, то понятно.
  • Также просить нужно без обмана. Т.е. когда ты приходи?ь к человеку за помощью, ты должен честно сказать, что у тебя есть. Был такой замечательный случай в житии святителя Филарета Московского. Два мужичка едут по Москве, зима, холодно, и один другому говорит: «Есть тут один пастырь, очень милостивый – всем подает, и очень прозорливый – всё предугадывает», — другой ему: «Да, ладно, перестань», — тот ему: «Спорим?», —  «Спорим!». Всё, поспорили они. Второй, который не верил, при?ел к св. Филарету в гости, попросился на прием, и говорит ему: «Владыка! У меня баня сгорела, мне нужны деньги. Пожалуйста, помоги». Ну, Владыка сразу ему отсчитал: «Держи, сынок». Потом он едет обратно и первому говорит: «Ты представляе?ь, всё дал, он вообще не прозорливый». Домой приезжает – баня горит. ? он сразу всё бросил, и по?ел, отдал Владыке деньги и сказал: «Прости меня, я теперь знаю, что ты действительно старец Божий».
  • ?, конечно, не должно, чтобы про?ение стало на?им образом жизни. Нищие-профессионалы — это грех. Подавать таким нужно, но самим становиться такими – это грех. Против такого образа жизни выступали и церковные проповедники, и святители, и были государственные законы, изданные при Петре I, при Екатерине II – батогами лупили тех, кто занимался таким профессиональным попро?айничеством. ?х называли тунеядцами, бездельниками, и это действительно так во многих случаях. На хлеб с маслом можно выпросить, и кто попро?айничает – реально имеют хлеб с маслом. Люди, которые им дают, бывает, не имеют, а эти имеют. Против них должно бороться государство и церковные власти. Сам человек к этому по максимуму не должен иметь отно?ения, потому что это вредно для его ду?и – разбираться, кто, что и как. Это должны делать люди, которые обладают на это властью, имеют от Бога благодать «вязать и ре?ить», разбираться в нищете этих попро?аек. Например, при монастыре на Афонском подворье стоит ящик и такая просьба, чтобы никто не жертвовал нищим, которые стоят около монастыря.  Они говорят: «Бросайте в ящик, и мы сами распорядимся, потому что мы знаем своих нищих». ? это тоже правильно.

Кому подавать милостыню?

  1. Жертва Богу (десятина в Храм). Когда человек жертвует для Храма Божиего. Это обязательно и никем не оспаривается. Десятина – это 10% от чистых денег, которые ты имее?ь. Но десятина приемлема только на тех приходах, где требы для прихожан бесплатны. Я сам воспитывался на одном из таких приходов, где отдае?ь десятину и потом ни за что не плати?ь. Хотя потом было введено, что платили и за записки, и за всё, но и десятину продолжали платить. ? получается двойная плата. Сегодня десятина потеряла свое конкретное, статусное понимание. Теперь на?а десятина заключается в том, что мы платим за свечи, за требы, жертвуем на храм. ? сегодня христиане обычно делают так – откладывают десятую часть своей заработной платы и занимаются помощью заключенным, больным, отсылают кому-то посылки, т.е. на эти деньги занимаются таким благотворением. ?ли откладывают и благотворят с этого потом нищим, что как-то неверно, потому что от десятины ещё и благотвори?ь. Тогда отдай эту десятину сразу на добрые дела. А давать с неё же нищим – это как-то не очень правильно. Например, сегодня при некоторых храмах действует такая практика – приносят 10 часть своих денег и отдают, допустим, в тюремный отдел, это правильно. А с этой десятины, которую ты отложил, подавать нищим – это неправильно. Потому что десятину ты должен отдавать в храм, и если в храме всё есть, она идет на конкретные добрые дела.
  2. Жертва в приюты, в богадельни, и другая социальная благотворительная деятельность. Это тоже никем не оспаривается. Сюда мы тоже должны подавать, не спра?ивая. При?ел – отдал. А то сегодня очень часто бывает: кто-то хочет пожертвовать, и начинается – а какой директор в этой психиатрической больнице, а какой батю?ка в этом храме, на какой ма?ине ездит и т.д. и т.п. Если узнали, что батю?ка ездит на «Патриоте» — то всё, жертвы не будет. Батю?ка на тазике должен ездить, чтобы жертва ему была. Это тоже неправильно.
  3. Помощь истинно нуждающимся. ? вот здесь-то самый вопрос – а кто же истинно нуждается? На?и родные, конечно, подходят под эту категорию. Благотворить родным – Сам Бог велел. Кто не заботится о своей семье, тот как может заботиться о других? Здесь есть три вида. Например, у нас при Лавре ходит такая деву?ка, которая просит тысячами сразу. Сначала она хоронила папу, маму, брата, дядю, сейчас она уже на тяжелобольного ребенка собирает. Есть нищие-профессионалы, которых привозят на ма?инах, и они собирают деньги, потом их отдают своим главным – это не секрет сегодня, все это видят. Также те, кто конкретно пьянствует, бомжует. Подходит с синяками: «Батю?ка, дай», от него всего разит… Как отнестись к этим людям и как мы должны жертвовать в этих случаях? Это боль?ая проблема, потому что мы постоянно внутренне боремся: посмотрим на его лицо – и давать не хочется. Поэтому Святые Отцы давным-давно разработали для нас некоторые лекарства, кому же мы должны подавать. Они делятся на два пути:

1)      Первый путь выражает писатель древнего христианского памятника «Дидахи». Там он говорит следующее: «Да запотеет милостыня в руке твоей, прежде чем ты узнае?ь, кому и на что ты дае?ь её». Узнай сначала – а потом дай. ? ты буде?ь точно знать, что твоя милостыня до?ла до нужного дела.

? святитель ?оанн Златоуст говорит, что милостыня предназначается только для тех, которые не могут работать (т.е. больные люди), и для проповедников слова Божия, кто посвятил себя в служение Христу. Т.е. милостыня только для этих категорий людей: кто служит Богу (потому что он не работает, он живет за пожертвование) и кто болеет. Милостыня предназначена инвалидам, сиротам, вдовам. Всем остальным милостыня не полагается. Этот путь не греховный, он благословлен и освящен Святыми Отцами и действует при многих монастырях. На этом правиле основываются и государственные постановления о том, чтобы жизнь и подаяние нищим было как-то урегулировано, чтобы этими деньги не просто как попало разбрасывались. В данном случае милостыня приобретает конкретный, точечный характер. Узнал, кому дае?ь – подае?ь. ?ли как ещё бывает в жизни – у нас есть человек нуждающийся, и мы его опекаем (это может быть вдова или сирота), и, соответственно, остальные нищие нас уже не особо беспокоят, потому что мы опекаем конкретного человека, есть о ком заботиться. В этом случае ты перед Богом чист, потому что ты подае?ь, ты заботи?ься о человеке, ты свои средства направляе?ь туда, чтобы хотя бы в одном месте было что-то, чтобы эти люди хоть как-то жили. Например, вдова и у неё семеро детей. После того, как ты помогае?ь этой семье, тебя Господь и не спросит, что ты кому-то боль?е помог.

Один человек, уже, видимо, таким образом «поднатаскав?ись», встречает меня в Лавре и говорит: «Батю?ка, вот ты мне скажи, ответь мне на такой вопрос: вот я не просто про?у милостыни, я про?у заработать – мне никто не дает работу. Мне надо уехать, а мне никто не дает возможность заработать». Я говорю: «Слу?ай, мне как раз надо яму выкопать в гараже. Я готов тебе заплатить». Он берет с собой своего друга, приходит. Работали они совсем недолго. Дело-то тяжелое – глину выкапывать. Всё побросали – «не надо нам ничего»… На следующий день встречаю их в Лавре, смотрю – они опять кого-то там «обкатывают». Это такие люди.

Это что касается первого пути. Если человек по характеру такой, что ему нужно конкретно знать, куда берутся его деньги, тогда он должен поступать именно таким образом. На 100% узнавать – куда, зачем, сколько, где и как, и тогда он будет спокоен. Такие люди есть. А то они часто жалуются: «Я дал ему хлеб в магазине, а он вы?ел из магазина и этой буханкой разбил стекло!». Прямо в дверь кинул, в продавщицу, где этот батю?ка стоял. Т.е. получается, что эти люди, которые просят – им нужны деньги на другие дела. Что ему этот хлеб? Поэтому если ты знае?ь, что человек – мо?енник, ты може?ь ему не давать. Но здесь есть одно «но», о котором я даль?е хочу сказать…

2)      Второй путь – он противоположный. Господь говорит следующее: «Всякому просящему у тебя дай и от хотящего занять не отвращайся». Это значит, что всякий, кто просит, должен от тебя получить. ?оанн Златоуст говорит следующее: «Бог посылает дождь на праведных и неправедных, и мы подаем не нраву, а подаем человеку». Это очень важно – не нраву, а человеку. ? продолжает: «оставив неуместную пытливость, подавайте всем нуждающимся и делайте это с великою щедростью». Оставим всякую пытливость, подавать будем всем, кто нуждается. ? святой Ерма говорит: «давай всем бедным просто, нимало не сомневаясь, кому дае?ь. Берущие дадут отчет Богу, почему и на что брали. Дающий же не будет виноват: ибо он исполнил служение, назначенное Богом, не разбирая, кому дать и кому не давать». Христианин дает, прежде всего, на доброе дело. ?дет пьяный бомж, просит: «Подай!». Когда ты ему дае?ь, ты на что дае?ь – на выпивку что ли? Да, нет. Ты просто оказывае?ь ему помощь, чтобы он что-то себе купил. ? Святые Отцы правильно говорят, что человек не несет в этом случае ответственность. Потому что ты исполняе?ь служение Богу – всякому просящему ты дае?ь.

Эти два пути могут находиться у Святых Отцов одновременно. Вот святитель ?оанн Златоуст говорит одно, и тут же говорит другое. На самом деле это есть не некоторое противоречие, а есть некоторая ситуация, потому что иногда первый путь, когда человек должен знать, куда пойдет эта милостыня – он реально приемлем. Допустим, ты знае?ь, что эта женщина – обманщица. Она просит 3 или 5 тысяч на лечение, — кто, сколько даст, ты знае?ь, что она потом все это прокурит, пропьет. Она обманывает, она этим зарабатывает. Ты може?ь ей не давать, никто тебя не осудит. Ты в этом случае иде?ь по первому пути. ?ногда нужно знать, куда пойдут деньги, тем более, если крупная сумма. Что касается того, что эти пути пересекаются – невозможно в жизни поступать одинаково всегда, жизнь очень многообразна и поэтому многие пути иногда в жизни пересекаются. Но второй путь все-таки предпочтительнее первого, когда ты дае?ь, нимало не сомневаясь. Первый путь удобен только для тех, кто реально стяжал уже милосердие в своей ду?е, кто уже достиг совер?енства и кто оттого, что он испытывает, куда пойдут его деньги, не смутится и не поколеблется. Потому что милосердие — это добродетель. Это не просто по настроению – сегодня я дал, завтра я не дам. Милосердие — это состояние христианина, добродетель, которая живет в на?ей ду?е и за которую нужно бороться. Поэтому кто стяжал уже мирное, невозмутимое состояние духа, тому подходит первый путь. Например, как я уже говорил, на Афонском подворье – выставили ящичек и благословили всем кидать в этот ящичек, нищим не давать. ?гумен сам знает, как поступить. Нам же с вами, гре?ным, очень опасно оставаться на первом пути. Потому что первый путь не дает нам возможности научиться милосердию. Как только мы начинаем обращать внимание на грехи этих людей, которым мы жертвуем (этот пьет, этот обманывает и т.д.) – мы закрываем свое сердце и у нас создается такая угроза, что мы вообще потом можем перестать давать людям. ? так в принципе и бывает, что мы потом просто проходим мимо нищих и никому не даем потому, что мы всех их сразу осуждаем: «а, вы профессионалы!». Мне позвонил человек месяца два или три назад (собственно, из-за чего и родилась вся эта лекция), попросил – опять надо уехать. Я с ним поговорил, сказал, что я не помогаю таким людям, потому что боль?ая часть из вас – обманщики, как это обычно бывает. Так поговорил, потом сел, подумал – а вдруг он реально нуждается? ? вот это: «а вдруг?!», вот эта одна ду?а – их будет девять стоять, профессионалов, но один из них будет нуждаться, один! и мы ему не дадим!.. ? я понял – он ко мне обратился, может быть, я был его последней надеждой, может быть – я не знаю, но тем не менее. ? понимае?ь, что из-за одного хотя бы – пускай будет 99 профессионалов – но один будет настоящий, надо менять это свое отно?ение. Потому что первый путь – он без духовной трезвости, без прозорливости не принесет нам никаких плодов. Мы иначе закроем свое сердце для всех нищих.

Когда мы жертвуем людям, то мы даем, прежде всего, на пропитание. ? ответственность здесь, конечно же, на том, кто принимает это пожертвование. Но мы это делаем, потому что нам заповедал Господь всякому просящему давать – во-первых. Во-вторых, мы, как говорится, смотрим в будущее, чтобы спасти хотя бы одного, не потерять хотя бы одного, который обратился к Богу с милосердием. Также второй путь, как я уже сказал, развивает в на?ей ду?е милосердие и не дает закостенеть ду?е в грехе осуждения, надмения, черствости. Поэтому второй путь надо более привлекать к своей ду?е, практиковать, потому что он более спасительный.

Милостыня научит нас всему. Подавай, смотри на свое внутреннее состояние. ?сходя из на?ей лекции, сам садись за стол, изучай Священное Писание, Святых Отцов, как нужно жить, как нужно поступать, как нужно благотворить, и практикуй это. ? со временем у человека выработается своя концепция милосердия, которая сродни его характеру, при которой он не будет испытывать смущение духа, осуждение совести, а будет получать только пользу.

Влияние милостыни на природу человека

Святые Отцы говорят следующее:

  1. Милость врачует страсти, пороки, вытесняет их, изгоняет (прежде всего, от милосердия погибает страсть сребролюбия).
  2. Милость изгоняет страсть сребролюбия, потому что это два антипода. Две противоположные точки, которые вместе никогда не могут быть. Либо сребролюбие в на?ем сердце, либо милосердие. Одно изгоняет другое.
  3. Милостыня очищает грех, сказано в Притчах. ? у пророка Даниила сказано, что милостыня очищает человеческие беззакония. Помните заветы Отцов на?их, когда человек обращается от греха к добродетели, первое, что ему говорят  – «твори милостыню, дабы Господь простил тебе твои грехи». Т.е. приклони Милосердие Божие к себе творением милостыни, добрых дел.

Влияние милостыни на ду?у человека:

Милостыня есть пища ду?и. Ду?а милостыней окормляется, крепнет. Очень сильно укрепляется ду?а, — говорит авва Евагрий, — потому что она получает от милостыни твердость, ?ироту, сразу в ду?е возникает благодарение Богу. Ду?а радуется и, можно сказать, полностью «твердеет».

Милостыня очищает совесть человека, пробуждает её, делает человека более совестливым. Милостыня приближает сердце человеческое к Богу, потому что Бог любит милующее сердце. Порождает в сердце надежду и радость. Когда человек милует, у него в сердце всегда будет рождаться надежда о том, что и он будет помилован Богом. ? от этого у него всегда будет в ду?е радость. ? когда он будет просыпаться каждое утро, он всегда будет благодарить Бога за то, что есть Господь, за то, что Он Милостив и Человеколюбив.

Влияние милостыни на дух человеческий:

  1. Прежде всего, молитва становится действенней, крепче, внимательней, т.е. доходит до Бога.
  2. Пост становится твердым, благоговейным.
  3. Милостыня избавляет от геенны.
  4. Милостыня привлекает благодать Святого Духа.

Как говорит святитель Феофан Затворник – кто хочет спастись в современном мире, тот пусть вооружится милостыней. Потом что милосердие есть добродетель, которая нас спасет в последние времена быстрее всех. Она даст нам полностью прощение, помилование, и Господь примет нас в Свои Святые Обители. Помните пример инока, который не делал вообще никаких подвигов в жизни, и монахи его всегда за это осуждали? А когда он умирал на ложе, он просветился лицом и монахи прямо видели, что он весь блистает благодатью Святого Духа. Они спра?ивают: «Как же? Ты же ничего не делал, ты же подвигов никаких не нес». Он им: «А я никого не осуждал». Осуждение есть первый признак того, что человек немилосердный. ? так же, когда у нас появляется неосуждение – это первый признак милости. ? это милосердие в этом человеке принесло ему Царство Небесное без всяких подвигов. Так же оно принесет и нам вечное спасение. Аминь!
***

Текст составлен по фильму-лекции о милосердии.

Если Вы заметили о?ибку в тексте — пожалуйста, напи?ите нам об этом на электронную почту – bogovidec@yandex.ru

Открыть текстовый документ беседы о милосердии

3 комментарии

  1. О как полезна эта статья! Все что смущало мой дух при даянии милостыни растолковано! ? остался один вопрос: если при даянии милостыни тот же самый человек тутже просит дать еще — что делать?
    Не даю — дух смущен потому, что не дал. Даю — дух смущен потому, что поощрил наглость.

  2. Очень хоро?ая, обстоятельная лекция. Мне очень полезна, так как занималась историей профессионального нищенства и знаю, как растлевающе действует эта среда. Но также знаю, что общество должно иметь нищих, сирых, убогих, чтобы не каменеть сердцем.

  3. Благодарю за эту лекцию! Она ответила мне на все вопросы, вдохновила, просветила, умягчила!!!

Добавить комментарий