Беседа о кротости. Священник Максим Каскун

Продолжаем изучение тем о грехах и добродетелях. Сегодня мы поговорим о добродетели кротости. Сегодня, когда спроси?ь у человека, что такое кротость, не всякий человек может ответить. Потому что сама сия добродетель такова, что человек не видит её, так как она – очень кроткая добродетель, её не видно.

Антоний Великий говорит: «Кротость – это счастье для человека», и показывает, что кротость дает человеку то состояние, которое называется счастьем. ?ли иначе, по евангельски: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Поэтому кротость – это есть блаженство, это есть счастье, которое достигается человеком через добродетель кротости.

?так, что же такое кротость?

  1. Прежде всего, это тихое, невозмутимое состояние духа. Что значит тихое и невозмутимое – об этом я скажу чуть позже, а пока приведу пример святителя Григория Нисского, который в толковании на евангельские Заповеди блаженства конкретно говорит о добродетели кротости. Эту книгу всем рекомендую почитать, кому она будет по силам, очень интересная. Так вот, он как раз говорит, что в греческом языке само слово «кротость» имеет смысловое значение именно – тихость, медленность, косность (некоторое промедление). ? в связи с добродетелью это связывается именно с тихостью, с медленностью, с косностью на грех, на зло. Поэтому кроткий человек – он очень медленный на зло. Кроткого заставить согре?ить – это фактически неподъемное дело, очень тяжело. Потому что кротость дает человеку очень много вещей, о которых мы сейчас скажем, которые стабилизируют его духовное состояние.
  2. «Кротость – это смиренная преданность Богу, соединенная верою, осененная Божественной благодатью», — это определяет ?гнатий Брянчанинов. У ?гнатия Брянчанинова определение немножко неотмирное, но как раз то, что показывает именно определение кротости в её духовном действии.
  3. О её сущности он же говорит следующее: «Кротость есть уклонение от гневных помыслов, от возмущения сердца яростью, терпение, последование Христу, взяв крест, мир сердечный, ти?ина ума, твердость и мужество христианские, неощущение оскорблений, незлобие». Более подробно мы будем говорить даль?е.
  4. Кротость есть добродетель, которая побеждает в нас раздражительность и гнев (вспыльчивость, ярость – это всё виды гнева). Гневный человек должен понимать, что единственная добродетель, которая сразу сокру?ит его раздражение – это кротость. ? в этом отно?ении человеку нужно будет работать.
  5. Кротость – это есть заповедь. Евангельские блаженства – это есть заповеди Христовы, к которым мы должны стремиться, исполнять их и работать в этом отно?ении, чтобы не только от на?его сердца, но даже из ума не убегали помыслы о том, что мы должны приобрести кротость.

Что дает приобретение этой добродетели?

Чтобы стать тихим, медленным, косным (славянское слово, оно употребляется ещё к покровителю на?его библейского кружка пророку и боговидцу Моисею – косноязычный, — это когда человек не может говорить; косность – это есть некоторое препятствие). Поэтому кроткий человек имеет в самом себе ощутимое препятствие ко греху. Ему тяжело согре?ить, потому что он – кроткий.

  1. Прежде всего, познание и изучение этой добродетели у Святых Отцов, у пастырей Церкви, т.е. в церковном предании. Почему это важно: как показало начало на?ей беседы – опрос, – о кротости люди сегодня действительно имеют очень скупое представление. Потому что кротость, как уже сказал, это скромная добродетель, очень кроткая, тихая, незаметная, и те, кто ею обладают, всегда, даже в церковной жизни, находятся как бы вне этой жизни. Люди этих христиан мало замечают. Кроткий старец – он, как правило, безвестный. Есть такие старцы, которых никто никогда не видел и не ездил к ним, за редким исключением. Но люди получают от них реальную помощь. А тщеславный всегда будет популярный. Есть те старцы, которые постоянно о себе трубят. ? это как раз есть признак отсутствия кротости.
  2. Покаяние, раскаяние, сетование и плач о своих грехах. Они помогают родиться кротости в человеке. Об этом говорят святитель ?оанн Златоуст и преподобный ?оанн Лествичник. Потому что покаяние – это есть жизнь ду?и, и невозможно никакой добродетели приблизиться и прозреть без покаяния. Обязательно человек должен раскаиваться, в этом покаянии стяжать смиренномудрие, познание самого себя, что он – человек немощный, и через это приблизиться к пределам кротости.
  3. Феофан Затворник ещё добавляет, что для приобретения этой добродетели очень полезно человеку самоукорение и память смертная. Самоукорение человеку, что называется, вправляет мозги. Потому что человек, который учится укорять самого себя – он приобретает истинное духовное состояние. Потому что в каждой ситуации есть на?а вина. Особенно если это идет ссора между людьми, какая-то трудность, проблема в отно?ениях, каждый христианин, если он хочет стяжать кротость, он всегда должен искать, прежде всего, свою вину. Пусть она будет мень?е, но её надо найти и самоукорить себя. Потому что греховное состояние человека говорит об обратном: «Адам, где ты?», — «Я Тебя убоялся», — «Что же ты сделал?», — «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне яблоко, и я ел». А жена говорит: «Это меня дьявол соблазнил». ? никакого самоукорения. Потому что грех сразу парализовал человеческую природу, и люди растерялись и не могли во многом возобладать собою, ведь грех надо опознать, а потом ещё его и победить. А проникает он стремительно.
    Ну, а память смертная – понятно, если человек думает о смертном часе, о вечных мучениях, о том, что будет происходить с человеком, – он смиряет себя. Соответственно, смиряя себя, он борется с возно?ением, с гордыми мыслями в своем сердце. ? это помогает ему воспринимать потом всю информацию, которая происходит рядом с ним, без раздражения на других людей, с кротостью, тихо, смиренно, потому что он сам думает о том, что он боль?е всего достоин наказания, чем люди, которые его окружают. Бывает так, что человек, то ли специально, то ли нечаянно, делает нам какое-то зло. ?нтересная мысль может в этом случае человеку помочь преодолеть раздражение, злопамятство, гнев, — когда он подумает о том, что всё, что случается в его жизни, случается для того, чтобы очистить его от грехов, чтобы смирить его, сделать его кротким. Соответственно, Господь дает ему иску?ение. По слову святителя Тихона Задонского, всякое иску?ение показывает человеку меру его духовного преуспевания. ?, как правило, когда происходит иску?ение, мы сразу видим четко, что мы гре?ники, что мы не можем воздерживаться, что мы обязательно нахамим, обязательно начнем защищаться, еще пойдем, что-нибудь сделаем там, потом мы успокоимся. До этого мы успокоиться не можем. Как раз это иску?ение нам показывает. Но если человек начнет даль?е размы?лять, он поймет, что этот человек, в общем-то, есть посланник Божий и он страдает, потому что Господь попускает ему причинить нам иску?ение для того, чтобы мы получили очищение своих грехов. У него, может быть, свои какие-то грехи, проблемы, это ему ре?ать с Богом. Но факт в том, что ради на?его смирения употребляется он. ? надо, конечно, этого человека пожалеть. Потому что мы же сами собой не смиряемся… А кто нас будет смирять? На?и соседи, начальство, родственники, мужья, жены… Все, кто рядом с нами. ? они, соответственно, будут иметь на нас такое воздействие. ? мы должны к ним через добродетель кротости, употребив мудрость, относиться с сожалением, потому что они, прежде всего, страдают, делая грех, — допустим, обижая нас, — потому что мы должны через это очиститься от на?их грехов.
  4. Также ?саия От?ельник говорит, что перенесение без смущения всего, что бывает с нами, тоже помогает человеку приобрести кротость. Что бы с нами ни происходило в на?ей жизни – горе ли, радость ли, иску?ение ли (желание поку?ать необоримое) или ещё что-то, — надо обязательно отнестись к этому без смущения, т.е. без движения, ровно, стараться себя стабилизировать. Кротость есть состояние стабильное, неизменное. Соответственно, человек, пытаясь быть стабильным, дает возможность, чтобы кротость задержалась в нем, укоренилась. Потому что подобное соединяется с подобным.
  5. Св. ?оанн Златоуст говорит, что есть и определенное время, когда удобно приобрести кротость. Когда тебя оскорбляют, нападают на тебя – это самое благоприятное время для того, чтобы приобрести кротость, иного времени нет. Время, когда мы созерцаем кротость в своем уме – это очень благодатное время, мечтательное, настроение хоро?ее. Но потом, когда нам делают неприятность – здесь нужно всё это проявить. «Время приобретения кротости – когда сталкивается она со злобою, обидами и пр., — здесь её сила (т.е. на практике)», — говорит св. ?оанн Златоуст. Можно добавить, что на практике человеку очень полезны самоконтроль, самопознание. ? ещё, как говорит профессор А. ?. Осипов, «объективирование себя», т.е. — смотреть на себя со стороны. На самом деле, на себя со стороны никак не посмотри?ь, как если кто-то установит за тобой видеонаблюдение в течение дня, и ты об этом не буде?ь знать. ? потом ты на себя посмотри?ь – как ты себя веде?ь. Мне кажется, это будет откровение для человека, который хочет спастись. Он просто увидит себя со стороны и подумает: «Господи, что я есть на самом деле… Это ужас». Ведь мы себя не видим! Мы же думаем, что мы идеальные, что мы луч?е всех! Со стороны, когда посмотри?ь – это просто ко?мар. ? если реально у кого-то в жизни такое произойдет – это будет боль?ая милость Божия, потому что видеть себя луч?е всего, конечно, на камеру, которая скрыта.
  6. Очень важно при приобретении кротости запастись терпением, прогонять отчаяние и уныние, что добродетель не дается. Всякая добродетель – это дело боль?ого подвига, терпения, времени, очищения. ? поэтому человек, который для себя ре?ил, что он будет приобретать добродетели, в частности кротость, он должен, конечно, знать, что всё это будет далеко не сразу, весьма далеко. ? он не раз упадет, и не раз осрамится, и всё время будет видеть, что он недостойный и не смиренный. ? через это самопознание, в конце концов, он смирится, в ду?е обретет кротость, и уже действительно будет благоухать этой добродетелью.
  7. ? ещё очень важно то, что когда человек трудится в приобретении этой добродетели, падает, стремится, в нём пробуждается главное знание – когда человек видит, что, несмотря на то, что он в иску?ениях, что добродетель не идет, что не получается быть кротким, — он вопреки всему внутри приобретает знание, которое говорит ему: «Ты на правильном пути. Кротость нужно приобрести. Надо «добить» до конца». Всё это человек приобретает как раз во время практических занятий. До этого всё в теории, всё книжно, и оно реально ничего человеку не даст. Добродетель всегда приобретается только на делах, на деле в жизни человека.

Степени преуспевания в добродетели кротости (по св. ?оанну Лествичнику):

  1. Молчание уст при движении гнева. Мы уже говорили, что это такое: когда тебя оскорбляют – ну, закрой рот, ну, ничего не говори. Уйди в туалет, пойди, погуляй, ещё что-нибудь, просто ничего не говори. Потому что в гневе человек весьма и весьма красноречив. Так расскажет, что потом самому стыдно. Поэтому чтобы этого не было, луч?е держать уста на замке.
  2. Молчание ума или помыслов при тонком движении гнева. Гнев, как бесовское воздействие на человека, идет очень часто не открытым путем. Святые Отцы различали много разных тонких движений, которые человека приводят в гнев. ? когда эти тонкие движения есть, то, во-первых, ум должен это всё видеть, а во-вторых, никак не отзываться. Не реагировать, потому что – обманный путь. К этому числу можно отнести, когда, допустим, человек с утра встал – и всё плохо… А мы знаем, что страсть гнева – это страсть естественная, она коренится в человеческой природе, но она была дана человеку для борьбы с грехом. Бывает такой день – встае?ь, и всё плохо, ты ещё ничего не сделал, а ты уже злой. А почему ты злой? Потому что когда ты вставал, уже было в ду?е некоторое раздражение, которое появилось в результате какого-то неудовлетворения. Так вот, все эти тонкие движения, которые были вначале, они происходили стремительно. Ум должен сразу «отсканировать» их (увидеть) и воспрепятствовать им. Потратить время, 5-10 минут, на сердечную молитву (своими словами, или по правилу – кто как может), чтобы это состояние прогнать. Бывает, человек молится – молитва по?ла хоро?о, слово в слово, всё идет отлично… Потом он вспомнил, что кто-то ему что-то должен. ? всё – молитвы нет. Потому что злоба прогоняет молитву. Раздражение, гнев – всё это стремительно происходит и человек не может себя проконтролировать. ? в итоге получилось, что молитва была грех вместо того, чтобы получить пользу. Поэтому человек должен быть внимательным.
  3. Когда человек уже находится в непоколебимой ти?ине – приобрел кротость в полноте. Что бы там ни происходило: зау?ения, оскорбления, обокрали тебя, ещё что-то сделали, — ничего не беспокоит. У св. Николая Сербского есть письмо к человеку, который подписал какие-то бумаги и его ли?или неболь?ого трактира. Он хотел повеситься, при?ел на могилу, сделал петлю, но от тяжести уснул. Ему явилась мать, вразумила его, сказала замечательные слова: «Бедных в раю много, а самоубиенных – никого». Она дала ему понять, что если ты беден, ты все равно имее?ь возможность спастись. Но если ты сейчас наложи?ь на себя руки – всё, мы не встретимся с тобою, «тут нет никого». Он вразумился, и потом он смиренно у этого трактира стоял и просил милостыню у входящих туда, и всё время плакал, смирялся. ? ему св. Николай Сербский пи?ет, что ты уже приобрел, ты уже победил лукавого, ты уже многое сделал. Потому что ты смирился, не стал мстить, ты в себе это всё пережил. ?, действительно, это состояние, которое ты приобрел – оно важно, иди же вперед, не останавливайся.
    Но когда человек эту ти?ину непоколебимую действительно получает от Господа как награду за подвиг, она дает ему очень многие блага, о которых мы скажем в конце.

Признаки действия добродетели кротости в на?ей ду?е:

Прежде всего, говорит ?оанн Лествичник, при обиде мы должны сохранить ти?ину. Но ти?ину помыслов иногда, конечно, очень тяжело соблюсти, сохранить в своей ду?е – именно не раздражиться, не обидеться. Но второе он ещё сказал, это мы точно должны сохранить: «и залог любви к обидчику». Вот этот залог любви – это не любовь. Когда меня обижают, я не могу сказать, что я люблю этого человека – нет. Но я готов ему все простить, но я с собой борюсь, во мне этот залог любви работает. Поэтому даже если мы не можем сохранить ти?ину, мы должны сохранить залог любви обязательно. Что это такое — это некоторый вектор духовного направления, в котором человек должен двигаться при своем борении с грехом гнева и приобретении добродетели кротости. Ни в коем случае нельзя ни злобствовать, ни мстить, ни ненавидеть человека. Всегда нужно уповать на крепкую руку Божию, что всё с нами случающееся в жизни, случается ли?ь только для того, чтобы помочь нам познать свою немощь, свои грехи, исправиться и спастись. Если бы мы знали, насколько к каждому из нас Бог близок и насколько Он о каждом из нас печется, мы действительно расплакались бы от счастья и во многом исправились бы. Но в связи с тем, что мы окаянные гре?ники, и даже если б нам Господь явился и всё бы рассказал, что Он с нами делает, мы всё равно бы это делать не стали и не исправились бы. Поэтому Господь до времени прячется, давая нам возможность свободно лежать в грехе и обдумывать свое падение, без насилия над на?ей совестью.

Степени проявления кротости:

  1. Переносить молчаливо бесчестие, хоть и с болезнью, печалью ду?и. Это самая начальная форма — мы молчаливо, тихо переносим, но внутри мы скорбим. Человек не может сразу стать кротким, никак, это невозможно. Вначале нужно упражняться в этом. ? действительно это так: прощае?ь его – не прощается, пытае?ься простить – не можется. Бороться надо, себя нужно переделывать и благодать Божия, видя на?е устремление, видя на?и труды, помогает нам и очищает на?у ду?у. Это первое и обязательное условие, без этого никто не достигнет кротости.
  2. Когда человек уже может в этих поно?ениях пребывать беспечально. Оскорбили – ну, слава Богу. Человек ровно относится к этому. Это уже другая степень. ? когда человек увидит, что это так, он опять же не должен думать, что он встал на ноги. У преподобного ?саака Сирина есть такой пример, когда человек написал ему в монастырь: «Приходи ко мне в гости и дай мне наставление с моей семьей». Умолял его довольно продолжительное время, и св. ?саак ему написал: «Мы к своим монахам не выходим из кельи, а тем более – пойти в мир… ? все страсти, которые в нас уснули, мы их придавили внутри себя, прижали, — просто воспламенятся. ?звини, мне спасение мое дороже. Потому что то, что было соткано десятилетиями, я могу потерять в одно мгновение. Я не для этого уходил в пустыню, чтобы все это потерять». Если уж преподобный ?саак говорил об этом, то тем более мы с вами. Когда чувствуем в себе какие-то изменения, что мы можем прощать – мы ни в коем случае не должны думать, что мы уже достигли какой-то гавани. Впереди много борьбы, и первая степень, когда мы будем опечаливаться, она все равно будет нас ожидать, потому что разные виды обиды приносят разную глубину огорчения. Особенно обиды близких людей, друзей гораздо горче для нас, чем, допустим, если скажет что-то начальник на работе. Поэтому ко всему здесь нужно быть готовым и не радоваться временным успехам, но терпеливо ждать созидающей пользы.
  3. Принимать поно?ения как похвалы. Тебя обозвали – а ты думае?ь: вот, меня похвалили. Да, юродство. Скажете – ну, что ты, батю?ка, тут рассказывае?ь. Но на самом деле это так. Ведь самая последняя степень – это вообще желание бесчестия. Т.е кроткий, смиренный человек желает бесчестия, потому что эти бесчестия он воспринимает именно как очищающий огонь для спасения во Христе. ? когда его оскорбляют, он даже не видит, что его кто-то оскорбил, потому что он весь воспален любовью к Богу, любовью к человеку, и видит ту трагедию, что все мы лежим во зле, весь мир лежит во зле. ? мы друг другу наносим эти раны. ? он, как соработник Христов, пропускает этот грех за свой хребет, выкидывает его, не обращает на него внимания и пытается любовью это зло погасить в самом себе. «Блаженны миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся». Миротворец должен быть обязательно кротким человеком.
    ?так, когда нас оскорбляют, мы должны знать, что нас Господь хвалит. А когда нас хвалят, значит, господь нас не балует. «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хоро?о». ? поэтому действительно, когда такое иску?ение бывает, надо понимать, что это все по милости Божией. Ничего просто так у нас не происходит. Ничего! Христос всегда стоит рядом с нами и каждого из нас воспитывает.

Хранение кротости:

Вот, мы что-то приобрели, что-то познали, что-то приняли, начали работать. Как это сохранить? Как удержать то состояние, то понимание, которые мы немножко приобрели в трудах?

  1. ?збегать общения с гневными, злобными, сварливыми, — говорит ?саак Сирин. «С преподобным преподобен буде?и, со строптивым разврати?ься». «С кем поведе?ься, от того и набере?ься» — говорит народная мудрость. Поэтому если мы хотим стяжать добродетель кротости, то всякая компания, не имеющая кроткого духа, должна нами быть презираема как место на?его нахождения. Людей не надо презирать никогда. Но презирать то место, те склоки, те свары, иметь внутри полное неприятие того духа – мы обязательно должны это помнить и никогда не засиживаться в такой компании. Если чувствуем, что что-то не то, не так — нужно сразу выйти. Попросить у всех прощения и исчезнуть. Потому что со строптивым разврати?ься. А с преподобным преподобен буде?ь. ? поэтому нужно, конечно же, все-таки искать людей для общения кротких, мудрых, смиренных, в общении с которыми можно увидеть другое. Не то, что мы обычно видим в своей жизни. Если на на?ем пути встречаются такие люди, надо эту встречу ценить, беречь. ? все это общение действительно духовное, назидательное сохранять.
  2. Св. ?оанн Златоуст говорит, что не надо помы?лять о ближних ничего худого, вообще ничего. Прежде всего, потому, что когда мы помы?ляем о человеке худо, мы можем возноситься над ним: если он худой, то я хоро?ий, если он тупой, то я умный. Если он не умеющий, то я всё умею. ? если я умею, а он нет, то я могу себе позволить на него раздражиться и поговорить с ним на повы?енных тонах. С начальником мы, грубо говоря, никто не говорим на повы?енных тонах. А со своими родными, близкими, друзьями человек может говорить на повы?енном тоне, потому что он считает себя луч?е. Ведь в семье эти скандалы часто происходят ли?ь только потому, что человек в семейной обстановке расслабляется и он уже не видит, что начинает жить просто по грехам. Если в обществе он сохраняется, как-то себя дисциплинирует, вне?ний фактор на него воздействует, он пытается быть благочестивым, скромным, воспитанным, интеллигентным на худой конец, то дома он может сказать всё, что он думает обо всех, и потом ни с кем не разговаривать.
  3. Не мстить, не гневаться и не памятозлобствовать ни в коем случае. Если ты хоче?ь сохранить начатки добродетели, ни в коем случае нельзя мстить, злобствовать, чего-то худого желать, иначе потерпи?ь боль?ой урон.
  4. Преподобный авва Дорофей говорит, что если хоче?ь сохранить кротость, не избегай огорчающих тебя. Буде?ь избегать – от тебя убежит кротость. Потому что через огорчающих нас мы приобретаем эту кротость, укрепляемся в ней и совер?енствуемся в добродетели. ? как раз невозможно, чтобы человек жил всегда в идеальных условиях. Никак невозможно. Нам хочется жить, чтобы нас никто не трогал, но это погибельный путь. Обязательно нас кто-то должен смирять. ? эти смиряющие обстоятельства в жизни обязательно должны быть у каждого из нас. Без этих скорбей никому не спастись.
  5. Также очень важно обратить внимание на ложную кротость, которая может выдавать себя за добродетель и тем самым тоже совратить нас с истинного пути. Трусость и малоду?ие, которые проявляются в некотором расслаблении, в бездействии, в лености, — они очень часто выдают себя за кротость: «Ты промолчи – это по-христиански».
  6. Варсонофий Великий и пророк ?оанн говорят, что терпение может быть связано ещё именно с гневом. Мы говорили, что у ?гнатия Брянчанинова написано, что кротость имеет в себе терпение. Так вот, бывает так, что человек терпит, потому что он прогневан, озлоблен, напряжен. Такое часто бывает: «Во что бы то ни стало, я это сделаю, потому что я хочу, чтобы тому человеку было хуже». Такие мысли бывают, и люди действительно могут на этот путь встать и пройти его до конца, а это очень стра?но. Этого нужно бояться.
  7. Первый плод сегодня вообще никто принимать не хочет, особенно либеральное крыло Православия. Василий Великий говорит: «Благовременное негодование на гнев, на грех – это есть признак и плод кротости». Когда мы вовремя, на какую-то подступающую информацию даем негодование, на грех или на гнев. Отсутствие этого – признак бездеятельности. Св. Василий Великий говорит даже: «бездеятельной ду?и». Признак паразита. Если ты не реагируе?ь никак на грех и на зло – ты просто гре?ник, ты безразличен, бездеятелен. Ты не горяч и не холоден, ты тепл (Откр. 3: 15-16). Ты – ничто. ? это негодование на гнев и на зло – оно есть как раз плод кротости. Представляете, да? Вроде, казалось бы, как это так.
  8. «Защита обиженных и негодование на обижающих – плод кротости», – говорит св. ?оанн Златоуст. Негодование на обижающих, на совращающих. Представляете – кроткий человек, оказывается, должен негодовать. Он не должен гневаться, злиться, злобствовать, но проявлять негодование, не смиряться с грехом, противодействовать ему, и в активной форме в том числе, — это, конечно, есть признак добродетели кротости. ? тот, кто сегодня этого не делает, тот просто не понимает даже, что он находится именно в бездеятельном состоянии своей ду?и. ? человек ничего не делает, и ничего не чувствует и ни на что не негодует.
  9. Сострадание к нуждающимся и бедным пробуждает кротость в человеке.
  10. А также, говорит ?гнатий Брянчанинов, — мужество, стойкость и героизм. Вот почти все мужественные люди, на?и герои – это были кроткие люди. Даже если посмотреть историю, жития разных святых – это были люди кроткие на самом деле. Но они выражали свое негодование и ?ли на смерть, становились героями, добровольно, мужественно переносили такие издевательства над собой, такие пытки… Всё это им давала кротость – именно тихое, безмятежное (неизменное) состояние духа. Кротость дает человеку стабильность, неизменяемость ни в каких отно?ениях. ? поэтому, когда человек, познав?ий кротость, должен принять какое-то страдание, он ничего не боится, он не меняется, потому что он стабилен.
  11. Пр. Петр Дамаскин говорит, что кротость дает человеку ровное отно?ение как к скорби, так и к радости; безмятежность, спокойствие, невозмутимость. ?менно духовную свободу и духовную стабильность человеку. Что бы ни происходило, он всегда находится в ровном состоянии своего духа, всегда в молитве, всегда в благодарении, всегда в познании промысла и заботы Божией о самом себе.
  12. Григорий Нисский говорит следующее: «Кротость дает человеку тихое и безмолвное житие». Знакомые слова? На Литургии все время повторяем: «тихое и безмолвное житие». Это слова Апостола Павла из его Послания. Так вот это тихое и безмолвное житие, или ещё даже радость, рай, как он говорит об этом, действительно дает человеку кротость. Стабильное, тихое, безмолвное житие, без всякой молвы, без всякой суеты, без всякого увлечения. Человек просто живет, радуется, молится Богу и приносит пользу самому себе и другим, окружающим людям.
  13. Петр Дамаскин говорит, что кротость приводит ум к познанию и рассуждению. Авва Евагрий добавляет, что в кротком сердце почивает премудрость. Это тоже одни из важных плодов кротости, потому что именно кротость дает человеку площадку, на которой созиждется дом премудрости, рассуждения, разумения. ? невозможно человеку без кротости быть мудрым. Представляете мудреца гневающегося? Вообще, может ли такое быть? Был такой мудрец, — его мудрецом никто не считает, но он был учеником Сократа. Его звали Аристипп. Он был очень «мудрым» человеком, так глумился над людьми… Расскажу два эпизода из его жизни. Первый раз он спасал свою жизнь. Когда он плыл на корабле, моряки узнали, что у него есть золото. Представляете: море, ни полиции, никого… Они говорят: «Давайте его выкинем, а золото поделим». Подходят, а он золото вытряхивает за борт. Они его спра?ивают: «Ты что это делае?ь?», — он говорит: «Пусть луч?е золото погибнет, чем Аристипп». Он был человек, конечно, смы?леный, но не мудрый. При?ел он к одному тирану в гости, и тот говорит евнуху: «?ди, покажи ему апартаменты». Он идет, показывает ему, а везде мрамор, всё так бело… Всё везде чисто, всё блистает. Аристипп берет и плюет ему в лицо. Евнух говорит: «Зачем ты так делае?ь?», — он говорит: «?звини, друг, я грязнее места не на?ел здесь». Как ему не «съездили» после этого, интересно. Поэтому он был мудрец, но, безусловно, был человеком не кротким. ? такая мудрость – это мудрость, конечно, языческая. ? мудростью называться не может. Потому что мудрый человек всегда должен быть благоговейным, благочестивым. А такие «мудрецы» — это просто умники, прощелыги и ещё можно их называть, кому как нравится.
  14. ?оанн Лествичник говорит, что кротость дает человеку дерзновение в молитве и чистую молитву. ?менно кроткое, тихое, безмятежное состояние духа дает человеку чистую молитву и дерзновение в ней. У нас сегодня молитва всегда оскверняется суетой, помыслами, потому что нам, конечно, добродетели кротости, — этого безмятежия, тихости, спокойствия, медленности на грех, на гнев, — не хватает.
  15. Нил Синайский говорит, что кротость дает человеку боговидение. Пророк Моисей был самым кротким из людей, поэтому мы зовем его «боговидец». Он за свою кротость сподобился великой благодати Божией и зрел Бога лицем к лицу.
  16. Петр Дамаскин говорит, что кротость дает человеку начало смирения. ? Василий Великий дает такую схему, что благость (когда человек настраивается на добродетель) рождает кротость, а кротость рождает незлобие в человеке, а незлобие рождает любовь. Любовь к ближнему мы сегодня имеем как залог в самих себе. Совер?енной любви мы, конечно, не можем сразу иметь. Мы можем иметь только залог любви и его реализовывать. Но сама любовь как таковая пока для нас недоступна.

Плоды кротости:

? в заключение о кротости хотел бы прочитать гимн, который Ефрем Сирин воспел в одном из своих творений:
«Приобретайте кротость; потому что кроткий укра?ен всяким добрым делом. Кроткий, если и обижен, радуется; если и скорбен, благодарит; гневных укрощает любовию; принимая на себя удары, остается тверд; во время ссоры спокоен, в подчинении веселится, не уязвляется гордынею, в унижениях радуется, заслугами не превозносится, не кичится, со всеми живет в ти?ине; всякому начальству покорен, на всякое дело готов, во всем заслуживает одобрения, все его хвалят. Он прочь от лукавства, далек от лицемерия. Он не служит пронырству, не покоряется зависти, отвращается злоречия, не терпит нау?ничества, ненавидит порицателей, отвращается нау?ников. О блаженное богатство – кротость! Она прославляется всеми». Аминь!
***

Текст составлен по фильму-лекции о кротости.

Если Вы заметили о?ибку в тексте — пожалуйста, напи?ите нам об этом на электронную почту – bogovidec@yandex.ru

Открыть текстовый документ беседы о кротости

Один комментарий

  1. Очень хорошая проповедь. Последовательно рассмотрены аспекты добродетели (что есть кротость, хранение, плоды) Много примеров и изречений. Спаси Бог!

Добавить комментарий