Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский

***
«Когда я нахожу в некоторых склонность к честолюбию и даже пронырству, я спрашиваю: не хотят ли сим дополнить умеренное попечение об одном себе? Когда примечаю в них рождающуюся жестокость характера или страсть к пьянству, я думаю: не доказывает ли сие пустоты, которую оставляет в них недостаток утешения со стороны других?»
***
«…несколько лет нерешимости простительнее, нежели минута опрометчивости там, где дело идет о целой жизни.»
***
«Пусть, кто хочет, бежит за блудящим огнем счастья: я иду спокойно, потому что я нигде не вижу постоянного света.»
***
«Тот, Который один любит каждого из нас более, нежели все люди вместе, всегда с нами. Он благотворит нам и тогда, когда мы не хотим.»
***
«И трудности Господь посылает для блага нашего, хотя мы часто не усматриваем, какое благо и каким образом принесут они.»
***
«И доброе сердце детей может быть увлечено на неправый путь. Опытность родительская должна бодрствовать над ними.»
***
«Государство состоит из семейств. Расстроенные составные части расстроят и целое. Посему естественно ожидать от нарушения законов брака и целомудрия тех общественных последствий, какие изображает пророк:
«…и прелюбодейства крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием. За то восплачет земля сия, и изнемогут все, живущие на ней» (Ос. 4, 2-3).»
***
«Стыдно видеть, что в соблюдении воскресного дня неправославные лучше православных. Иногда беспорядок сей становится неисправим человеческими средствами: надобно страшиться исправительных мер с Неба, более сильных, какие уже испытываем.»
***
«Говори всегда правду с точностью и без уклончивости: и твоему простому слову будут верить, как клятве.»
***
«Надобно ли делать зависимым свое спокойствие от мнения человеческого? Если мы поступаем право — слава Богу, и мнение человеческое лишить нас сего не может.»
***
«Молитва – простертая рука для принятия благодати Божьей.»
***
«Лучше избыток доверия, нежели избыток подозрения. Ибо лишнее доверие — моя ошибка, а лишнее подозрение — обида ближнему.»
***
«Что пользы, если дети исчерпают всю мудрость житейскую, в точности узнают все приличия света, приобретут громкие похвалы за свою ловкость и остроумие, и между тем будут иметь испорченное и лукавое сердце, и станут стыдиться исполнения христианских обязанностей?»
***
«Один и тот же Адам каких разнообразных рождает детей — Каина, Авеля, Сифа! Где же тут один общий закон рождения? Будьте внимательны и примечайте. Адам свежим, так сказать, ядом недавно сделанного греха напоенный и недавним обетованием избавления поставивший себя в некую еще незрело обдуманную дерзость надежды, рождает Каина, дерзкого грешника. Адам, в несчастном рождении Каина испытавший тягость проклятия, привлеченного грехом, обманутый надеждой, уничиженный суетой, рождает Авеля, кроткого, но непрочного. Наконец, Адам, продолжением скорбей глубже укоренившийся в смирении, терпением утвержденный в надежде и надеждой в терпении, рождает Сифа, надежное основание своего потомства…»
***
«Человек живет непрерывными благодеяниями Божиими; он весь составлен из даров и благодеяний Божиих; он погружен в благодеяниях Божиих, как в бездне.»
***
«Если человек год работал Богу и не оставит доброго намерения, работа сия не может пропасть от перемены обстоятельств. И в семейной жизни можно находить и отделять время для молитвы и молчания. Домашнюю молитву Господь примет вместо церковного Богослужения, когда в сем участвовать нет удобства. Двум господам работать никто вам не советует. Но работать Господу можно и в уединении, и в семье. Если же точно видите препятствия в сем последнем положении, останьтесь в первом.»
***
«Худой гражданин царства земного и для Небесного Царства не годен.»
***
«Желающие иметь достойных детей благоразумно поступят, если сами себя сделают достойными родителями.»
***

Добавить комментарий